Научная статья на тему 'Образовательные хабы: опыт стран Восточной и Юго-Восточной Азии'

Образовательные хабы: опыт стран Восточной и Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1206
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ХАБЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные хабы: опыт стран Восточной и Юго-Восточной Азии»

10. Kromydas T. Rethinking higher education and its relationship with social inequalities: Past knowledge, present state and future potential // Palgrave communications. - 2017. - Vol. 3, N 1. - Mode of access: https://www.nature.com/ articles/s41599-017-0001-8

11. Miller R. Education and economic growth: From the 19 th to the 21 st century. -Amsterdam: Cisco Public., 2010. - 19 p.

12. O'Carroll C., Harmon C., Farrelli L. The economic and social impact of higher education / Irish Universities Association. - 2006. - 30 p.

13. Prensky M.H. Sapiens digital: From digital immigrants and digital natives to digital wisdom // Innovate: J. of online education. - 2009. - Vol. 5, N 3. - Mode of access: http://digtechitalia.pbworks.com/wZfile/fetch/88168028/Prensky%202009.pdf

14. Wolff R., Barsamian D. Occupy the economy: Challenging capitalism. - San Francisco: City lights publishers, 2012. - 190 p.

15. World summit on sustainable development. - Johannesburg, 2002. - Mode of access: https://sustainabledevelopment.un.org/milesstones/wssd

2019.01.041. ОН. ПРЯЖНИКОВА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ХАБЫ: ОПЫТ СТРАН ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. (Обзор).

Ключевые слова: Восточная и Юго-Восточная Азия; образовательные хабы.

Страны Восточной Азии (ВА) и Юго-Восточной Азии (ЮВА) проводят последовательную политику, направленную на повышение конкурентоспособности и усиление регионального сотрудничества, делая ставку на развитие образования как ключевого фактора роста экономики и создание региональных и международных образовательных хабов. Проекты образовательных хабов реализуются в Сингапуре, Тайване, Малайзии, Гонконге, Южной Корее.

Сингапур осуществляет проект создания образовательного хаба, который принято называть «Глобальное образование» (Global schoolhouse) и «Бостон Востока». В вузы Сингапура поступают студенты, приезжающие из разных стран ВА и ЮВА. Ведущие мировые и сингапурские вузы организуют совместные образовательные и исследовательские программы, а также открывают в Сингапуре филиалы своих кампусов (3).

Важный вклад в развитие образовательного хаба внесло создание кластера бизнес-школ и консалтинговых фирм Nepal Hill, который представляет собой центр подготовки лидеров для круп-

нейших мультинациональных компаний. Кроме того, в 2013 г. сингапурское правительство приступило к реализации проекта по развитию талантов - Singapore talent development alliance, в рамках которого предоставляются образовательные услуги и тренинги, адаптированные для китайского рынка образования. Правительство Китая планирует осуществить обучение миллионов чиновников и технических специалистов, а Сингапур способен предложить адаптированные для них услуги в сфере образования (6).

В последнее время власти Сингапура столкнулись с проблемой сохранения баланса в развитии хаба, так как на фоне мер по активному привлечению в вузы иностранных преподавателей и исследователей растет конкуренция в данной нише рынка труда и у местных специалистов возникают трудности с получением работы в сфере высшего образования (8).

Начиная с 1990-х годов власти Тайваня проводят политику укрупнения действующих вузов и создания новых государственных и частных образовательных учреждений. В результате число вузов выросло. В процессе демократизации тайваньского общества ВО перестало ориентироваться на элиту. Если в 1995 г. в тайванские вузы могли поступить только 28% выпускников школ, то в 2010 г. эта возможность появилась у 67% (1, c. 17, 24).

В 2011 г. президентом Тайваня было заявлено о планах по созданию в стране международного хаба высшего образования. Страна рассчитывает на привлечение в свои вузы студентов прежде всего из районов материкового Китая и ЮВА. В 2010 г. был снят запрет на поступление в тайванские вузы китайских студентов, и к 2014 г. уже 6 тыс. китайцев учились в университетах Тайваня.

В условиях сокращения численности молодежи (из-за низкого уровня рождаемости), по прогнозу, к 2021 г. в стране придется закрыть более 150 учреждений высшего образования. Сдержать этот процесс можно путем привлечения иностранных студентов. По оценкам экспертов, до 2020 г. в тайваньский образовательный хаб может быть привлечено 160 тыс. студентов, в первую очередь говорящих по-китайски, что составит примерно 10% всех студентов университетов. Вероятность привлечения такого числа иностранных студентов велика, принимая во внимание, что с начала реализации проекта образовательного хаба на Тайване (2011) уже

в 2014 г. число иностранных студентов в стране увеличилось на 59% и составило 92 тыс. человек.

Кроме того, Тайвань стал популярным местом для обучения преподавателей из Индии, Индонезии, Таиланда и Вьетнама, которым их страны предоставляют стипендии на обучение (2).

Гонконг на начальной стадии делает ставку на создание образовательного хаба регионального значения с перспективой превращения со временем в хаб международного уровня. Сейчас Гонконг активно привлекает студентов из Южного Китая, Сингапура и Японии. Стратегия расширения присутствия гонконгских образовательных институтов в регионе реализуется благодаря открытию исследовательских центров и филиалов гонконгских ВУЗов в материковом Китае, в частности в Шеньчжене, промышленном центре, находящемся вблизи границы с Гонконгом.

В последнее время власти материкового Китая и Гонконга принимают меры по интеграции производственного хаба «Дельта Жемчужной реки» (Pearl River delta) и Гонконга, а также по либерализации торговли в интегрированном регионе. Эти процессы открывают широкие возможности для развития ВО Гонконга, а именно: для развития прикладных исследований на базе промышленных предприятий Китая; доступа к новым источникам финансирования; создания образовательных программ и программ повышения квалификации для граждан материкового Китая; организации стажировок в Китае для гонконгских студентов; разработки совместных с китайскими вузами академических программ. В докладе Бизнес-совета «Дельты Жемчужной реки» (Pearl River delta business council) от 2010 г. представлены рекомендации по трансформации хаба в образцовую зону осуществления интегрированной реформы образования с использованием экспертных знаний гонконгских специалистов в сфере институционального развития, развития кадров для системы образования и формирования стандартов образовательных дисциплин. Эта региональная инициатива позволит Гонконгу, с одной стороны, «экспортировать» свои образовательные услуги, а с другой - оказать влияние на социально-экономическое развитие Южного Китая (6, с. 84).

Специалисты отмечают, что устойчивость развития образовательного хаба будет зависеть от того, насколько эффективно власти Гонконга смогут сотрудничать с муниципальными властя-

ми прилегающих регионов Китая (9). Препятствием для успешного развития хаба может стать расширение возможностей получения китайскими студентами образования за рубежом. Очевидно, в связи с этим они все чаще будут выбирать вузы других стран, помимо Гонконга (8).

В Малайзии в 2007 г. было учреждено министерство высшего образования, главной задачей которого стала разработка и реализация долгосрочного плана по укреплению связи между высшим образованием и экономическим развитием, а также мер по либерализации, приватизации и развитию частных образовательных институтов. В результате проводимой политики с 2005 по 2012 г. численность малазийских студентов выросла на 54%, а доля выпускников средних школ, продолживших образование, достигла 44,12% в 2016 г. (10).

В данный момент в Малайзии развиваются шесть образовательных хабов. Хаб «Город образования Куала Лумпур» (Kuala Lumpur education city) был основан в 2007 г. В нем сконцентрированы международные и малазийские университеты, а также учреждения начального и школьного образования. Ожидается, что в будущем в хабе будут обучаться около 30 тыс. студентов (11). Число иностранных студентов, обучающихся в Малайзии, растет. В 2014 г. здесь учились 123 тыс. иностранных студентов из 163 стран, а концу 2016 г. их насчитывалось уже почти 173 тыс. К 2025 г. малазийское правительство планирует привлечь в вузы страны до 250 тыс. иностранных студентов, что позволит Малайзии достичь статуса значимого регионального и международного образовательного центра (4; 5).

Кроме того, малазийские специалисты разработали образовательный стандарт для преподавания такой дисциплины, как исламские финансы, и надеются, что это поможет Малайзии в будущем стать образовательным хабом, предоставляющим образование в сфере исламских финансов, и привлечь студентов из разных мусульманских стран (6, с. 76).

Низкая плата за обучение и низкие затраты на проживание являются привлекательным для иностранных студентов фактором. В Малайзии иностранные студенты могут получить дипломы британских и австралийских университетов, обучаясь в их малазий-

ских кампусах, при меньших финансовых затратах, чем при проживании в Великобритании или Австралии (7).

В Южной Корее в настоящее время осуществляются два проекта развития региональных образовательных хабов. В пригороде Сеула создается кластер международных школ и университетов в Международном бизнес-регионе Сонгдо (Songdo international business district), представляющем собой часть свободной экономической зоны Инчеон (Incheon). К 2025 г. здесь планируется построить 10 университетов, в том числе кампусов иностранных вузов. Целью развития образовательного хаба является не только привлечение к сотрудничеству ведущих мировых вузов, но и удержание в стране корейских студентов, стремящихся получить образование на уровне мировых стандартов. Правительство Южной Кореи предоставляет субсидии ведущим зарубежным университетам, желающим открыть кампусы в Сонгдо, и/или бесплатную аренду зданий в первые пять лет после открытия.

Второй образовательный хаб «Глобальный город образования Чеджудо» (Jeju global education city) расположен на острове Чеджудо, где планируется создать кампусы 15 ведущих мировых вузов, а также международные частные учреждения начального и среднего образования (2).

Важно подчеркнуть, что развитие образовательных хабов в странах ВА и ЮВА способствует созданию и совершенствованию инфраструктуры, вовлечению в проекты целых городских агломераций. В перспективе образовательные хабы могут дать импульс формированию сети распространения знаний, что будет способствовать росту конкурентных преимуществ региона.

Список литературы

1. Chan Sh.-J., Lin L.-W. Massification of higher education in Taiwan: Shifting pressure from admission to employment // Higher education policy. - 2015. - Vol. 28, N 1. - P. 17-33. - Mode of access: https://link.springer.com/journal/41307/28/1/ page/1

2. Clark N. Developing international education hubs in Asia // WENR (world education news and reviews). - 2015. - 08.07. - Mode of access: https://wenr. wes.org/2015/07/developing-international-education-hubs-asia

3. Jessop B. Putting higher education in its place in (East Asian) political economy // Comparative education. - 2016. - Vol. 52, N 1. - P. 26-43. - Mode of access: https://www.tandfonline.com/toc/cced20/52/1?nav=tocList

4. Jusoh D.S.I. Malaysia as education hub looks positive // The star online. - 2014. -21.06. - Mode of access: https://www.thestar.com.my/news/nation/2014/06/21/ msia-as-education-hub-looks-positive/

5. KPT Report Card: Malaysia as international education hub // MOHE. - 2018. -25.04. - Mode of access: http://news.mohe.gov.my/2018/04/25/kpt-report-card-malaysia-as-international-education-hub/

6. Lee J.T. The regional dimension of education hubs: Leading and brokering geopolitics // Higher education policy. - 2015. - Vol. 28, N 1. - P. 69-89. - Mode of access: https://link.springer.com/journal/41307/28/1/page/1

7. Malaysia to become an education hub due to a shift in geopolitical trends // QS Wownews. - 2018. - 04.01. - Mode of access: https://qswownews.com/malaysia-become-education-hub/

8. Mok J.K.H. Hong Kong and Singapore: The quest for regional education hub status // Brink Asia. - 2017. - 09.02. - Mode of access: http://www.brinknews.com/asia/ hong-kong-and-singapore-the-quest-for-regional-education-hub-status/

9. Mok J.K.H. Hong Kong could be Greater Bay area’s education hub - with more

SAR government help // South China morning post. - 2018. - 06.07. - Mode of access: https://www.scmp.com/news/hong-kong/education/article/2154026/hk-

could-be-greater-bay-areas-education-hub-more-sar#comments

10. Sack R., Jalloun O. Malaysia: Merging and demerging education ministries // International higher education. - Boston: The Boston College center for international higher education, 2017. -N 88. - P. 20-22. - Mode of access: https://ejournals.bc.edu/ojs/index.php/ihe/article/view/9698/8572

11. The six education hubs in Malaysia. - 2018. - Mode of access: http://www. etawau.com/edu/IndexKLEC.htm

2019.01.042. СТОИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ: ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ.

The Value of Education. Higher and higher. - L.: HSBC Holdings plc, 2017. - 38 p.

Ключевые слова: образование; затраты на образование; выгоды от полученного образования; онлайновые программы обучения.

Очередной доклад одной из крупнейших в мире финансовых групп HSBC Holdings в серии «Стоимость образования»1 отражает результаты мониторинга затрат родителей на образование детей и выгоды, получаемые от таких затрат в плане их будущих успехов в трудовой жизни. Мониторинг охватил 8481 респондента в 15 странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.