Научная статья на тему 'Образовательные электронные ресурсы в фонде библиотеки'

Образовательные электронные ресурсы в фонде библиотеки Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
425
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОНДЫ БАСЫЛЫМДАР / БіЛіМ БЕРУ САЛАСЫНДАГЫ ЭЛЕКТРОНДЫ РЕСУРСТАР / КіТАП-ХАНА қОРЫ / КОРДЫ / ТОЛЫқТЫ-РУ / қОРДЫЦ ЕСЕБіН ЖүРГіЗУ / КіТАПХАНАЛЫқ қЫЗМЕТ КОРСЕТУ / КОНТЕНТ / CONTENT / ПАЙДАЛА-НУДЫЦ ТИіМДіЛіГіН БАғАЛАУ / СТАТИСТИКА / STATISTICS / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ / ELECTRONIC ISSUES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATIONAL ELECTRONICALLY RECOURSES / FOUND OF THE LIBRARY / FOUND COMPILATION / FOUND RECORDING / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / LIBRARY SERVICE / USING PERFORMANCE EVALUATION / ФОНД БИБЛИОТЕКИ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДА / УЧЁТ ФОНДА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Олексюк А.В.

Рассматриваются различные виды электронных изданий в фондах библиотек; их классификация, особенности комплектования, учёта, а также оценка эффективности использования. Особое внимание уделяется образовательным электронным ресурсам удалённого доступа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational electronic resources in fund of library

The different types of electronic issues are considered here. Its classification, recording, using performance evaluation. Special attention is given to educational electronically recourses of remote access.

Текст научной работы на тему «Образовательные электронные ресурсы в фонде библиотеки»

m

А. В. Олексюк,

cnei{umucm отдела библиотечного работы филилала АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по Костанайской области

Негиг'1 свздер: элек-тронды басылымдар, бшм беру саласындагы элек-тронды ресурстар, Kiman-хана цоры, корды толыцты-ру, цордыц eceôiH ж\рг1зу, ютапханалыц цызмет корсету, контент, паидала-нудыц imiiMOi.miii багалау, статистика.

Ключевые слова: Электронные издания, образовательные электронные ресурсы, фонд библиотеки, комплектование фонда, учёт фонда, библиотечное обслуживание, контент, 01{енка эффективности использования, статистика.

Keywords: electronic issues, educational

electronically recourses, found of the library, found compilation, found recording, library sen'ice, content, using performance evaluation, statistics.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В ФОНДЕ БИБЛИОТЕКИ

Ацдатпа

Ютапхана корындагы турл1 электронды басылымдарды: олардьщ жжтелуш, толыктырылуын, есепке any ерекшел1пн, сондай-ак; пайдаланудын тшмдшгш багалау карастырылады: öcipece бшм беру саласы бойынша кашыктан пайдалануга бо-латын электронды ресурстарга ерекше назар аударылады.

Аннотация

Рассматриваются различные виды электронных изданий в фондах библиотек; их классификация, особенности комплектования, учёта, а также оценка эффективности использования. Особое внимание уделяется образовательным электронным ресурсам удалённого доступа.

Annotatoin

The different types of electronic issues are considered here. Its classification, recording, using performance evaluation. Special attention is given to educational electronically recourses of remote access.

Учебная сфера наиболее сильно подвергается наступлению электронного книгоиздания, причем как школьное, так и среднее и высшее образование внедряет в свою систему программы обучения, ориентированные на электронные учебники и компьютерные образовательные технологии. К учебникам и книгам, газетам и журналам, карточным каталогам и картотекам присоединяются электронные базы данных, электронные каталоги, необъятные ресурсы Интернета. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи [1, с.26-27].

Сегодня уже неудивительно, когда читатель (пользователь), приходя в библиотеку и проведя в ней определённое количество времени, не только не пользуется её фондом, но даже § и не делает попытки заказать литературу. Многие пользовате- < ли вполне довольствуются электронной информацией, полу- §

ГО

ченной через Интернет, с помощью CD-ROM или иным спо- <d

собом. Более того, развитие электронных ресурсов приводит §

к тому, что многие библиотеки, не имея средств на комплек- Щ

тование зарубежных изданий, находят возможность организо- ^

вать доступ своим пользователям к полнотекстовым электрон- g

ным ресурсам, и эти тенденции набирают силу. Кроме того, ^ получает всё большее распространение электронная доставка

документов, которая позволяет пользователям библиотек, не S

приходя в саму библиотеку, заказать со своего рабочего места §

(или из дома) электронную копию той или иной статьи, бро- О

шюры, фрагмента книги и в считанные мгновения получить её f-[10, с.21-22]. На увеличение потребления электронных книг в

в;

т

о

Рч РЧ

О

и

О §

ш Е-

к

Рч

о

ш Е-

библиотеках влияют несколько факторов:

• рост продаж устройств для чтения электронных книг (ежегодно количество проданных устройств растёт более чем на 100%);

• рост объёмов использования мобильных устройств с большими экранами и планшетных компьютеров;

• повышение компьютерной грамотности населения;

• снижение печатных тиражей и, как следствие, увеличение стоимости бумажных книг; а дефицит книг легко можно восполнить электронными аналогами;

• снижение интереса молодёжи к чтению классической бумажной книги;

• возможность увеличения ассортиментного предложения электронных книг от издательств и, как следствие, увеличение предложения в самих библиотеках;

• возможность дистанционного обслуживания читателей.

Библиотеки ощущают серьёзную конкуренцию в области обеспечения учащихся информацией, особенно когда лёгкость и скорость её получения важнее качества. Пользователи настолько привыкают к мгновенному доступу, что даже удивляются, когда книги и журналы, о которых они узнали через поисковые системы, по каким-то причинам нельзя «скачать» [7, с.175-176].

Требования современных читателей вполне логичны - библиотека должна обеспечить быстрый поиск и моментальный доступ к максимально возможному количеству книг в электронном формате из любой географической точки.

Фондообразующими для библиотек являются три группы документных электронных ресурсов: сетевые удаленные документы ограниченного доступа и использования, на которые у библиотеки имеются права доступа (лицензионные документы); документы на внешних носителях (как правило, оптических компакт-дисках); сетевые локальные документы (генерируемые на библиотечных серверах). Сетевые удаленные документы открытого доступа и использования, не являясь фондообразующими, составляют часть ресурсной базы обслуживания в библиотеках всех типов [2, с.7-8].

По содержанию образовательные электронные ресурсы можно классифицировать

следующим образом:

• информационно-справочные издания: энциклопедии, справочники, словари и т.д.

• учебные электронные издания и ресурсы: пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины.

• ресурсы общекультурного характера предназначены для расширения культурной среды: это виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки.

Исходя из приведенной выше классификации, можно назвать и сферы использования электронных ресурсов в образовании:

а) в процессе обучения (мультимедийные пособия - это пока плохо освоенные, но уже неотвратимые средства обучения: их интерактивность, наглядность, гибкость применения способны превратить любые уроки в яркий творческий процесс);

б) при углубленном обучении и самообразовании (в рамках профильного обучения, работы НОУ, проектной деятельности учащимся требуется дополнительная информация, источниками которой могут с успехом стать электронные издания);

в) во внеурочное время (с использованием мультимедиа расширятся формы воспитательной деятельности, работа кружков и клубов, проведение различных мероприятий приобретет дополнительную привлекательность для детей).

Насколько востребованы электронные информационные ресурсы учителем? Какие изменения влечёт внедрение новых носителей информации в образовательный процесс? Пожалуй, такое обилие вопросов нагляднее всего демонстрирует актуальность заявленной темы. Справедливости ради отметим, что в педагогической среде растет внимание к электронным изданиям и ресурсам. Но вечным камнем преткновения является методика, точнее — ее отсутствие. Необходимых для педагогов разработок по применению электронных изданий и ресурсов крайне мало, а те, что есть - слабы.

Многие педагоги чувствуют свою некомпетентность в использовании информационных технологий. В ходе исследования (2001 г., США, штат Индиана) было выявлено, что

существование личного барьера учителей к использованию Интернета в педагогических целях обусловлено недостаточными пользовательскими знаниями и существующими ограничениями в доступе. В том случае, когда личный опыт педагогов по использованию информационных технологий достаточен, более активно обращаются к ресурсам Интернета и их ученики. При этом учителя отмечали, что они чувствуют необходимость контролировать или консультировать детей во время их работы в Сети. Педагоги выразили свои сомнения относительно корректного использования школьниками Интернет-материалов. Они считают, что в подавляющем большинстве случаев использование таких ресурсов приводит к плагиату.

Из исследования можно заключить, что пока педагоги более всего заинтересованы сами обучаться тому, как именно можно применять технологии в образовательных целях. Молодые, начинающие учителя чувствуют себя более комфортно в работе с компьютерными технологиями, нежели их старшие коллеги, у которых наблюдается недостаток или отсутствие навыков поиска и отбора онлайновой информации. Существующие пробелы приводят к недостаточной уверенности в оценке найденных материалов или даже непониманию качества информации.

В электронном пространстве грани между прежде различными категориями ресурсов всё чаще оказываются размытыми. Хотя мы всё ещё говорим о книгах, журналах, полнотекстовых или библиографических базах данных, разница между ними порой неуловима.

Возникают определённые вопросы и с учётом фонда. Электронные документы, не имеющие индивидуального материального носителя, являются объектом учёта при условии их постоянного нахождения в библиотеке (что выражается в их записи в память компьютера). Единицей учёта для них может быть только название. При этом документ должен учитываться в том виде, в каком он существует в своей целостности (это могут быть как отдельные файлы, так и группа файлов), то есть исходя из его структуры. Вопрос о единице учёта электронной копии печатного издания, сделанной самой библиотекой, решается аналогично, поскольку библиотека в этом случае является производителем электронного доку-

мента. Проблема учёта базы данных в целом или отдельных входящих в неё документов может решаться по аналогии со справочными и библиографическими печатными изданиями. Поскольку в них не учитывается каждый внутренний объект, то нет оснований делать это и в электронном виде. Для СБ и ОУО-изданий в качестве единиц учёта выступают количество дисков в комплекте и экземплярность [6, с. 118120].

Для библиотек приобрести электронные ресурсы - это значит переосмыслить весь процесс накопления фондов.

Развитие доступа к электронным документам в библиотеках требует реорганизации их структуры. Выделение специализированных обслуживающих подразделений и как следствие, дифференциация обслуживания электронными документами существенно влияют на рост объемов услуг и их качество.

В отношении печатных журналов, например, критерии отбора достаточно просты: научный интерес, стоимость, заполненность фондов, наличие в других библиотеках, качество и уровень использования.

Все эти критерии имеют значение и для электронных изданий, но в этом случае надо помнить и о дополнительных факторах. Нужно учитывать дизайн интерфейса, наличие статистики использования, смежные материалы; но всё же главные критерии - способ архивации, размер файлов и право на доступ. Важные факторы: возможность читать журнал вне стен библиотеки, введя имя пользователя и пароль, а также возможность одновременного доступа для многих пользователей. Любые ограничения вышеперечисленных возможностей создают серьёзные проблемы в использовании электронной информации [7, с. 177].

Хотя выбирать электронные журналы сложнее, чем подписываться на печатные, нет никакого сомнения, что пользователи предпочитают именно электронную форму доступа.

Что касается электронных книг, то здесь главный критерий отбора - это их содержание. Но следует задуматься и о том, как будут использоваться электронные книги.

Качественные электронные энциклопедии и справочники с круглосуточным доступом, вероятно, помогут отлучить некоторых школьников и студентов от бесплатных сетевых ресурсов. Вместе с тем ограничения на

т

о

Рч РЧ

О в; х

1-4

о §

к

Рч

о

в; s

m

о

Ü Рч

w О

u

О §

ш Е-

S

Рч

о

ш Е-

распечатывание (например, не более одной страницы за раз) и «скачивание» могут усложнить жизнь пользователям, которые предпочитают читать с листа [7, с. 179].

В принципе существуют две базовые модели библиотечного обслуживания электронными книгами: первая (модель выгрузки) напоминает традиционное обслуживание: библиотека имеет единственную электронную копию и выдает её единичному пользователю; вторая - модель сетевого доступа - открывает доступ ко всем электронным книгам в своей коллекции для всех желающих пользователей библиотеки на базе подписки [3, с.80].

Для того чтобы оценить, обладают ли электронные книги производителя необходимыми характеристиками, библиотекарю нужно, чтобы информация о них была представлена в структурированной форме, удобной для обработки по всем важнейшим параметрам отбора.

Разнообразие предлагаемых вариантов доступа к контенту выражается в следующем:

1. по условиям формирования коллекции. Предлагается подписка как на коллекции, сформированные самим издателем или агрега-тором, так и на отобранные библиотекой. Контент-провайдеры обычно формируют коллекции по тематике, году издания и языку издания. Распространена также практика предложения коллекций так называемых «Лучших книг» определённой тематики независимо от года издания и языка. Если библиотека предпочитает вариант поштучного отбора книг, она вольна выбирать любые книги из репертуара провайдера, однако чаще всего устанавливается минимальное количество книг или минимальная стоимость покупки. Цена коллекции является, как правило, предметом переговоров, однако принципы ценообразования описаны на сайте, чтобы библиотекарь заранее мог оценить возможные варианты. Разумеется, покупка издательской коллекции обходится гораздо дешевле в пересчёте на стоимость одной книги, чем собранная библиотекой из отдельных позиций. При этом, чем больше количество отобранных книг, тем дешевле они будут стоить.

2. По условиям использования. Коллекции книг предлагаются либо для единовременной покупки, либо для пользования на определённый период. Единовременная покупка может означать как получение файлов книг

для загрузки на собственный сервер библиотеки, так и вечный доступ (perpetual access) на сервере производителя. Разумеется, стоимость единовременной покупки существенно выше, чем стоимость пользования на определённый период. Производители предусматривают также и возможность одноразовой покупки книг или отдельных глав книг без оформления лицензии. Этот вариант называется pay-perview; купленная единица контента предоставляется в доступ для скачивания на короткий период (до трёх дней). Другое важное условие при пользовании книгами на сервере производителя - возможные ограничения на количество одновременно работающих пользователей. Подписка с ограничениями обойдётся библиотеке дешевле, но при этом существует опасность, что превышение заявленного количества одновременно работающих пользователей приведёт к многочисленным отказам в доступе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях эффективного использования коллекций электронных книг библиотека должна довести до своих пользователей информацию о том, какие книги она приобрела в доступ, то есть включила в свои электронные фонды. Традиционный способ такого информирования - включение в электронный каталог библиотеки библиографических записей на книги в принятом формате семейства MARC. При покупке больших коллекций библиотека заинтересована в том, чтобы такие записи были предоставлены ей в одном пакете с книгами. И западные провайдеры это успешно делают: коллекции MARC-записей можно выгрузить с сайта поставщика книг либо заказать у специализированной организации-партнёра. Готовые записи библиотека загружает пакетом в свой каталог. После этого пользователи могут вести поиск из одной точки во всех ресурсах, печатных и электронных.

Другим сервисом, также чрезвычайно важным для библиотек в аспекте оценки эффективности использования коллекций, является сервис учёта статистики обращений к электронным книгам. Современная библиотека оформляет доступ к десяткам и сотням коллекций электронных ресурсов, поэтому ей необходимо не просто иметь статистику использования от каждого производителя, но получать её в унифицированном виде, позволяющем сравнивать и обобщать статистические данные. Статистика использования является

П

объективной основой для принятия решений о корректировке политики подписки. В то же время, библиотека, опираясь на данные статистики, привлекает также данные анкетирования и опросов читателей, чтобы учесть все аспекты, влияющие на использование ресурса: изменения в контенте, недостатки поискового интерфейса, перебои в доступе и другие. Количество выгрузок полных текстов из электронных ресурсов является международно признанной метрикой услуг библиотеки, включённой в стандарт ISO 2789:2006 International Library Statistics. Оно позволяет также вычислить другой важный показатель эффективности использования коллекций - стоимость одного выгруженного полного текста. Показатель определяется как стоимость пользования ресурсом за определённый период, делённая на количество выгрузок из ресурса за этот период. Он также получил широкое международное признание и предлагается к использованию постоянным комитетом ИФЛА по статистике и оценке (IFLA Standing Committee on Statistics and Evaluation) [5].

В перспективе ёмкость рынка электронных книг, особенно в области издания учебной, научной и справочной литературы, безусловно, возрастёт. Но далеко не сразу, так как это потребует определённого времени для создания соответствующей инфраструктуры и решения целого ряда проблем.

Пока у пользователей нет доверия к существующим электронным библиотечным системам: скудный ассортимент, разрозненность программного обеспечения, форматов электронных книг, отсутствие нормальных критериев оценки, несоблюдение авторского права, постоянно меняющееся законодательство - всё это свидетельствует о неразвитости рынка [8].

В конечном счёте, противопоставление традиционного бумажного и электронного издания - проблема надуманная. И тот и другой вид документов долгое время будут сосуществовать, заняв каждый свою нишу в библиотечном пространстве. Действительная проблема заключается в том, что у всех категорий населения падает интерес к чтению как электронных, так и бумажных книг. Именно этой проблемой и должно заняться всё библиотечное сообщество [9, с.68-78].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вуль, В.А. Электронные издания [Текст] : учеб. пособие / В.А. Вуль. — СПб. : БХВ-Петербург, 2003. - 560 е., ил.

2. Елисина, Е.Ю. Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках : теория и практика [Текст] : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2008. - 18 с.

3. Земсков, А.И. Лондонская книжная выставка [Текст] : Обзор материалов / А.И. Земсков // Научные и технические библиотеки. -2011. -№ 10.

4. Иванова, Е.В. Электронные информационные ресурсы в школьной библиотеке // Библиотека в школе. - Электрон, дан. - Режим доступа: www.gpntb.ru (дата обращения : 23.07.2014). - Загл. с экрана.

5. Литвинова, H.H. Зарубежные электронные ресурсы как пример для российских агрегаторов [Текст] // Университетская книга : информационно-аналитический журнал. - Электрон, дан. - Режим доступа: http:// www.unkniga.ru/biblioteki/fonds/715-zarub-elektronnie-resursy.html (дата обращения 02.02.2013). - Загл. с экрана.

6. Майстрович, Т.В. Электронный документ в библиотеке [Текст] : научно-методическое пособие / Т.В. Майстрович. - М. : Либе-рия-Бибинформ, 2007. - 144 с.

7. Меллинг, М. Электронное обучение. Рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб [Текст] : [сб. ст.] / под ред. М. Меллинг ; пер. с англ. H.A. Багровой, К.Э. Корбут ; науч. ред. пер. Я.Л. Шрайберг. -М. : Омега-Л, 2006. - 224 с. : табл., ил. - Доп. тит. л. англ.

8. Методом проб и ошибок [Текст] // Университетская книга: информационно - аналитический журнал. - Электрон, дан. - Режим доступа: http: // www.unkniga.ru/ biblioteki/fonds/ 133-metod.html (дата обращения : 03.02.2013). - Загл. с экрана.

9. Столяров, Ю.Н. Лидер электронного библиотековедения [Текст] // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 8.

10. Шрайберг Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечных систем и сетей. Главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы [Текст] / Я. Л. Шрайберг. - Москва, 2000. - 130 с.

m

о

^

Рч

w О в; s

1-4

О §

S

S

Рч

о

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.