Научная статья на тему 'Образовательно-воспитательные возможности музея в формировании нравственных ценностей школьников (на примере работы отдела образовательных программ Костромского музея-заповедника)'

Образовательно-воспитательные возможности музея в формировании нравственных ценностей школьников (на примере работы отдела образовательных программ Костромского музея-заповедника) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MUSEUM EDUCATIVE STUDY / INTERACTIVE STUDY / MORAL VALUES / FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошникова Марина Владимировна

В данной статье речь идёт об участии музея в формировании нравственных ценностей подростков. Подробно описан опыт Костромского музея-заповедника в проведении интерактивных занятий для учащихся. Автор даёт определение подобным занятиям в музее, определяет их структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, the subject is the museums participating in forming the moral values of teenagers. The experience of Kostroma museumreserve in organizing interactive arrangements is described in details. The author gives the definition of such studies in the museums, defines its structure.

Текст научной работы на тему «Образовательно-воспитательные возможности музея в формировании нравственных ценностей школьников (на примере работы отдела образовательных программ Костромского музея-заповедника)»

УДК 371.335: 006.9

М.В. Шапошникова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ (на примере работы отдела образовательных программ Костромского музея-заповедника)

В данной статье речь идёт об участии музея в формировании нравственных ценностей подростков. Подробно описан опыт Костромского музея-заповедника в проведении интерактивных занятий для учащихся. Автор даёт определение подобным занятиям в музее, определяет их структуру.

Ключевые слова: музейно-образовательное занятие, интерактивное занятие, нравственные ценности.

Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.

К.Д. Ушинский

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о молодёжи. Перед нами встают вопросы: что для современного общества является ценностью? какие ценности важны в наши дни и какие мы можем принимать за нравственные ориентиры? Все эти проблемы заслуживают внимания, так как от их решения сейчас зависит то, каким мы воспитаем наше будущее поколение, какие ценности будут актуальны для наших детей.

Воспитание будущего гражданина страны -одна из основных задач современности, поэтому одно из главных условий содержания образования. Гражданин, с педагогической точки зрения, -это индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Во все века люди ценили нравственную красоту, воспитанность. Толкование слова нравственность в различных словарях многообразно, но содержательный смысл указанной дефиниции не противопоставлен:

В Толковом словаре В. Даль определяет нравственность как веру нашей души выше нравственности гражданской; первое требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судьею совесть и Бога. Нравственный человек «согласный с совестью, с законами правды, с долгом честного и чистого сердцем гражданина» [1, с. 558].

В Большом Советском Энциклопедическом словаре нравственность рассматривается как особая форма общественного сознания и вид обществен-

ных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм [5, с. 828, 900].

В словаре С.И. Ожегова нравственность рассматривается как внутренние, духовные и душевные качества, которые необходимы человеку в обществе; правила поведения, определяемые этими качествами [4, с. 360].

В педагогическом словаре, составленным Е.С. Рапацевичем, нравственность определяется как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность [6, с. 928].

Вслед за ГМ. Коджаспировой и А.Ю. Коджас-пировым мы определяем нравственность как систему внутренних прав человека, основанную на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, честности, трудолюбия, дисциплинированности, сочувствия, готовности прийти на помощь [3, с. 176].

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и моральными качествами личности. Сейчас особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, формировать и развивать нравственные идеалы, эстетические нормы и этические правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности.

Формирование нравственных ценностей является неотъемлемой частью общего учебно-вос-

© М.В. Шапошникова, 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

343

питательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Большую роль в нравственном воспитании призвана играть школа. Перед ней ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в государственной и муниципальной системе образования, в том числе в общеобразовательных учреждениях должно проводиться в соответствии с требованиями законодательства об образовании. В частности, принципам государственной политики и требованиями к содержанию образования, установленными в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14, п. 2). Это:

- формирование адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру;

- формирование духовно-нравственной личности (абзац введён Федеральным законом от 01.12.2007 №> 309-Ф3) [2, с. 10-12].

Также в данной статье в пункте 8 речь идёт о том, что «образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры» [2, с. 10-12].

Значительными возможностями в решении образовательных и воспитательных задач обладает система дополнительного образования, направленная на обогащение и углубление содержания основного общего образования. К наиболее перспективным в плане творческого и нравственноэстетического воспитания личности ребёнка можно отнести музейные учреждения.

За последние годы в образовательной и воспитательной деятельности музея происходят серьезные изменения, наблюдается особый подъем педагогической деятельности музеев, который во многом является социально обусловленным. На современном этапе прослеживаются тенденции к активному поиску новых путей взаимодействия музея с посетителями, возникновению разных форм и методов этих отношений. Прежде всего, это выражается в том, что музей стал ближе к своему посетителю, по возможности учитывая его интересы и потребности. Особую актуаль-

ность в музейной педагогической деятельности приобретает работа со школьниками, у которых формирование нравственных ценностей находится в стадии становления. Музеи хранят и экспонируют достоверные, первичные источники познания истории и культуры. Именно музейный предмет обладает ярко выраженным эмоциональным, характером воздействия и обладает огромным потенциалом нравственного влияния. Опираясь на национально-культурные раритеты, музеи могут воссоздать исторические реалии, вовлечь человека в мир ожившей культуры, вызвать чувства сопричастности событиям минувшего времени. Однако эти возможности сегодня реализуются явно недостаточно, и важнейшая задача музея заключается в том, чтобы активизировать просветительскую деятельность, разработать и внедрить научно обоснованный механизм включения музейной деятельности в решение вопросов воспитания школьников. Поэтому внедрение новых педагогических технологий в практику музейной работы следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.

Необходимо отметить, что рассмотрение проблемы по формированию нравственных ценностей средствами музея в последнее время становится актуальной, поэтому в периодической печати появляются научные работы, доклады на конференциях и семинарах. Так, темой XXIX всероссийского семинара «Музей и подрастающее поколение» стала тема «Музейная педагогика и проблемы нравственности». Но, данная проблема требует дополнительного изучения и практического решения на конкретных примерах.

Опыт работы Костромского музея - заповедника со школами города по вопросам формирования нравственных ценностей показал, что наиболее регулярные систематические взаимоотношения музея и школы, то есть те взаимоотношения, которые будут приносить наиболее эффективный результат в развитии личности ребёнка и приобщения его к миру истории и культуры, достигаются только при определённых условиях. Во-первых, музейные занятия должны быть включены в обязательную школьную программу. Во-вторых, музейные занятия должны носить регулярный характер. В-третьих, использование активных форм обучения и воспитания.

В настоящее время в каждом музее разрабатываются и применяются нетрадиционные фор-

Рис. 1.

мы продвижения музейных коллекций, и вместе с этим ведётся образовательно-воспитательная деятельность. Какая бы форма не была представлена музейными сотрудниками, в первую очередь следует отталкиваться от имеющегося музейного предмета, который стоит в основе всей нашей работы. Говоря о нетрадиционных формах, мы в первую очередь подразумеваем интерактивные программы на экспозициях музея. Это занятия, разработанные на основе музейного предмета в ходе которых посетитель сам должен приложить усилия, чтобы получить информацию о предмете, стать активным участником занятия, и осмыслив всю полученную визуальную информацию высказать своё собственное суждение о ней. Данная работа проводится для эффективного решения образовательно-воспитательных задач и для усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности посетителей экспозиции.

Интерактивное занятие всегда имеет несколько обязательных составляющих, которые определяют его структуру:

- Теоретическая часть, дающая представ ле-ние о каком-либо общем явлении, периоде, положении в мировой или российской культуре и искусстве, об известных людях, событиях, связанных с данным временным отрезком или с данным понятием (эта часть может быть представлена устно с использованием современной техники, в виде презентаций, иллюстраций, видео и/ или аудио записей) (см. рис. 1).

- Практическая часть на определённой коллекции музея, проходящая непосредственно в залах экспозиции, и дающая уже конкретное представление, подтверждение выше изложенного. Эта часть должна иметь наиболее эмоциональный отклик у учащихся, поэтому здесь предлагается ис-

Рис. 2.

пользовать различные формы вовлечения школьников в экспозицию: игра, театрализация, викторины, поиск ответов на экспозиции, диалог, дискуссия, моделирование ситуаций (см. рис. 2, 3).

- Творческая часть - для школьников её проведение обязательно. На основе увиденного, услышанного создание своими руками памятного подарка. В этой части занятия происходит стимулирование творчества школьников, лучшее запоминание и усвоение материала, получение положительных эмоций, связанных с посещением музея (см. рис. 4).

Рис. 3.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

345

Рис. 4.

В Костромском музее-заповеднике в период с 2004 года были разработаны и апробированы интерактивные занятия по темам «Народные праздники на Руси»: («Рождество XIX века», «Широкая Масленица», «Святая Пасха», «Костромская ярмарка»); «Быт и уклад Костромы» («Мы - дворяне», «Геральдика», «Костромские меценаты», «Художник сказочных чудес. Е.В. Честняков»).

Такие мероприятия позволяют устанавливать межличностные контакты, активно обмениваться информацией, выявлять творческие способности посетителей, которые являются не пассивными зрителями, а равноправными участниками занятия. По данным опросов участие в интерактивных музейных занятиях для школьников существенно повышает статус музея, и вместе с тем, ребята учатся понимать и сопереживать произведениям искусства, у них формируются конкретные знания в области истории и культуры, воспитывается чувство любви к историческому и культурному прошлому своего края.

Разнообразие методов и приемов создает

у подростков интерес к музейному предмету, а вместе с тем к нашему историческому прошлому, культуре, что чрезвычайно важно для формирования их нравственных ценностей.

В данной статье мы рассмотрели образовательно-воспитательные возможности музея и подробно описали опыт работы Костромского музея - заповедника в данном направлении, на примере интерактивных занятий.

В заключении можно сказать, что востребованность данных мероприятий даёт уверенность в том, что проблемы нравственного воспитания будут решаться школой совместно с музеем. И музей, обладая огромным воспитательно-образовательным потенциалом, будет восприниматься системой образования не как дополнительная услуга, а как равноправный участник развития личности.

Библиографический список

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Рус. яз., 1989. - Т. 2: И-О. - С. 558.

2. ЕГЭ: теория и практика // Справочник по охране труда. - 2009. - №1- С. 10-12.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - С. 176.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 17-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1985. - С. 360.

5. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. - С. 828, 900.

6. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - С. 928.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.