Научная статья на тему 'Образовательно-коммуникативный потенциал фольклора'

Образовательно-коммуникативный потенциал фольклора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемкина Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются образовательно-коммуникативный потенциал фольклора и его компоненты (эмотивный, информационно-познавательный, художественно-творческий, инструментально-деятельностный). Данный потенциал осмысливается как ресурс современной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with educational and communicative potential of folklore and its components (emotive, cognitive, creative, instrumental). This potential is looked upon as the resource of modern educational system.

Текст научной работы на тему «Образовательно-коммуникативный потенциал фольклора»

^ Образование в сфере культуры 145

6. Птица, К. О хоровом дирижировании / К. Птица // Работа в хоре : [сб.]. - М., 1960. - 295 с.

7. Птица К. Очерки по технике дирижирования хором / К. Птица. - М.; Л., 1948. - 162 с.

8. Скребков, С. Анализ музыкальных произведений / С. Скребков. - М., 1958. - 332 с.

9. Уколова, Л. И. Дирижирование / Л.И. Уколова. - М., 2003. - 207 с.

10. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М., 1974. - Т. 2. - 438 с.

11. Чесноков, П. Г. Хор и управление им / П.Г. Чесноков. М.; Л., 1940. - 240 с.

12. Якунин, В. А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб., 2000. - 348 с.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОЛЬКЛОРА

Т. Е. Артёмкина

Владимирский областной музыкальный колледж

В статье рассматриваются образовательно-коммуникативный потенциал фольклора и его компоненты (эмотивный, информационно-познавательный, художественно-творческий, инструменталь-но-деятельностный). Данный потенциал осмысливается как ресурс современной системы образования.

This article deals with educational and communicative potential of folklore and its components (emotive, cognitive, creative, instrumental). This potential is looked upon as the resource of modern educational system.

Ключевые слова: коммуникация, потенциал, фольклор. Keywords: communication, potential, folklore.

Наряду с общенаучным значением термин «коммуникация» приобретает социокультурный смысл, когда речь идёт о формах культуры коммуникации субъектов социокультурной деятельности, социальном и историческом самовоспроизводстве, адаптивной изменчивости и прогрессивном саморазвитии данных форм. Социокультурная коммуникация как один из базовых механизмов социокультурного процесса (процесса взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности) функционирует с помощью принятых в данной культуре знаковых систем, приёмов и средств их применения. Рассматриваемый феномен культуры является способом достижения взаимопонимания, формирования социальных

связей, управления совместной жизнедеятельностью людей, накопления и трансляции социального опыта.

Образование как форма инкультурации реализует информационно-образовательную функцию, обеспечивает процесс освоения и усвоения накопленных знаний, ценностей, традиций. В контексте социализации человека образование рассматривается как педагогически организованный процесс усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Современная гуманистическая модель развития образования предполагает также применение в целостном педагогическом процессе

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-Дёкабрь 2011 145-149

05_îâôàçîâàièà.p65 145 1 07.02.2012, 17:52

146 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

воспитательно-образовательного потенциала различных систем традиционной культуры.

Онтологическая сущность, аксиологическая направленность, семиотическая природа фольклора как явления традиционной культуры позволяют рассматривать его образовательно-коммуникативный потенциал. Мы опираемся на подходы, позволяющие рассматривать фольклор в коммуникативном аспекте и определяющие его онтологическую сущность как «форму культурной коммуникации» (4, с. 208), семиотическую природу - как «знаково-симво-лическое выражение культуры» (9, с. 11), аксиологическую направленность - как цель коммуникации (8, с. 30).

Фольклор коммуникативен по своей сущности. Это - коллективное творчество. Как динамичное явление фольклор функционирует именно в результате актов межличностной коммуникации, коллективной творческой деятельности. Поэтому коммуникацию можно считать одним из родовых признаков фольклора. Фольклор - это информация, устно передаваемый простонародный опыт и знания, «уникальное по своим средствам и возможностям хранилище опыта, отражающего неразрывные связи человека с природой и окружающими людьми» (6, с. 5). В фольклоре сконцентрирована информация о нормах и правилах межличностного и группового взаимодействия, сложившихся в культуре этноса идеалах, ценностях, эталонах, способах общения. Фольклор является не только своеобразным культурным «сорбентом», защитником «иммунитета» личности, но и катализатором позитивных информационных ориентиров и тенденций культу-ротворческой деятельности.

Фольклор - это художественное творчество, художественно-культурная коммуникация, распространяющаяся на музыкальную, хореографическую, изобразительную и другие сферы народного творчества, «вид художественного общения и эмоционального высказывания» (2, с. 81).

Свойство художественной мотивированности, присущее всем элементам фольклорного текста (1, с. 5), синтез взаимообогащающих

систем фольклора предопределяют позитивное эмоционально-энергетическое состояние человека, ведущее его к самосознанию и оптимальному самопроявлению в окружающей среде. По мнению А.М. Мехнецова, «каждый законченный в функционально-содержательном и композиционном отношениях фрагмент народной традиционной культуры, сущность которого в той или иной степени передаётся художественными средствами выражения, есть фоль-клорно-этнографический текст или структурно-семантическая единица в поле культурной традиции» (7, с. 180).

Текст как коммуникативный знак высшего порядка «представляет собой особым образом организованную содержательно-смысловую целостность и может быть определён как система коммуникативно-познавательных элементов, функционально объединённых в единую замкнутую иерархическую содержательно-смысловую структуру» (3, с. 20).

Фольклор - это знаково-символическое выражение культуры, а знак коммуникативен по исходному определению. С семиотической позиции фольклор есть совокупность вербальных или вербально-невербальных структур. Составляющие его семиотические системы (вербальная, музыкальная, художественно-изобразительная и другие) определяют спектр средств фольклора (вербальных, паралингвис-тических, вещностно-знаковых) и формы репрезентации знания.

Таким образом, представленные стороны коммуникативной сущности фольклора позволяют выявить коммуникативный и образовательно-коммуникативный потенциал фольклора.

В традиционном аспекте коммуникативный потенциал фольклора раскрывается в связи с его особенностями и способами существования, развития, функционирования в контексте традиционной и современной культуры, где фольклор существует как форма культуры коммуникации.

В данном аспекте коммуникативный потенциал фольклора определяют наличием, соотношением и степенью выраженности его

Образование в сфере культуры 147

качественных характеристик - устойчивости и изменчивости в процессе взаимодействия с другими культурами или культурными системами, где показателем коммуникативной устойчивости и высокого коммуникативного потенциала является сохранность базовых ценностей, смыслов, культурных традиций; показателем коммуникативной изменчивости, уровня коммуникативного потенциала, его динамики - способность культуры к адаптации и развитию в постоянно меняющихся условиях.

В результате актуализации генетически функциональных форм и особенностей взаимодействия культуры устной традиции и современного общества в различных социокультурных и системно-педагогических контекстах представляется возможным рассмотрение коммуникативного потенциала фольклора в связи с имеющимися возможностями развития коммуникативности человека как в естественной среде функционирования фольклора (как явления актуального), так и в условиях образовательного процесса, где фольклор можно рассматривать в качестве культурно-образовательного компонента.

В первом случае фольклор отождествляется с понятием «народная традиция» и как информационно-коммуникативная система отражает знания, опыт, отношения между людьми, сложившиеся в этносе. Поэтому коммуникативная специфика обучения в русле народной традиции заключается в том, что переход информации из структуры социального опыта в структуру жизни и поведения индивида осуществляется непосредственно в ходе проживания им типовых бытийных ситуаций. «В опыте народной традиции представлено всё многообразие способов вербального и невербального кодирования информации: звуковой, зрительный, двигательный и т.д., что способствует природо-сообразному развитию всех жизненно важных сфер человеческого организма» (5, с. 68).

В условиях образовательного процесса, где фольклор рассматривается как его культурно-образовательный компонент, целесообразным становится рассмотрение образовательно-коммуникативного потенциала фольклора для

решения образовательных задач и конкретизации сферы, содержания, технологии его информационного и предметно-деятельностного насыщения. В рамках образовательного процесса фольклорный текст становится не только знаковой фиксацией предметного содержания, носителем учебной информации, индикатором продуктивных форм и способов организации, но и мерой работы с учебной информацией.

Коммуникативный потенциал фольклора, реализующийся посредством коллективной формы его существования в аутентичной среде, в образовательном процессе становится необходимой предпосылкой интериоризации детьми ценностей национальной культуры, транслируемой посредством фольклорного текста. В образовательном процессе коммуникативный потенциал фольклора раскрывается благодаря создаваемым педагогическим условиям, в которых могут применяться фольклорные тексты и его элементы как образцы коммуникативно-образовательных программ.

Образовательно-коммуникативная направленность фольклора - в его эмотивной, информационно-познавательной, художественно-творческой, инструментально-деятельност-ной составляющих, которые являются компонентами образовательно-коммуникативного потенциала фольклора и опираются на сущностные характеристики и свойства фольклора как специфической формы устной коммуникации. Вариативность, вариантность, изменчивость предполагают свободу его интерпретации, определяют инструментовку деятельности; коллективность выступает как форма организации творческой деятельности, регулятив и индикатор позитивных и негативных тенденций этой деятельности; народность выступает как его ментальная характеристика; устность -как механизм передачи и хранения текстов, непосредственно контактный тип коммуникации определяет доступность и демократичность фольклора; синтетизм - как осознанное соединение ранее не расчленённых составляющих элементов фольклора, которое пришло на смену архаичному синкретизму и обуславлива-

.....

I I I ■ М I I I

148 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

ет возможности комбинирования видов деятельности и её инструментовки в процессе воспитания с применением фольклора.

Эмотивный компонент образовательно-коммуникативного потенциала фольклора влияет на формирование интереса к этнокультурным ценностям, способствует улучшению психологической атмосферы в процессе организуемой коллективной деятельности школьников, вызывает положительные переживания, способствует созданию ситуаций успеха и активизирует творческую деятельность. Эстетическое чувство оптимизирует коллективный творческий воспитательный процесс, способствует социально-психологическому сплочению коллектива, сохранению и передаче от поколения к поколению живого опыта преобразования и познания внешнего мира.

Информативно-познавательный компонент образовательно-коммуникативного потенциала фольклора влияет на познавательную мотивацию, ориентирует детей на получение знаний, постижение нового, способствует развитию когнитивных способностей. Содержание фольклорных произведений представляет познавательный интерес с точки зрения его исторического, онтологического, семантического прочтения.

Художественно-творческий компонент образовательно-коммуникативного потенциала фольклора способствует накоплению опыта творческой деятельности, развивает творческую активность и способности личности. Вариативность, вариантность, изменчивость фольклора предполагает определённую свобо-

ду интерпретации и индивидуального прочтения используемого материала при коллективной оценке данного процесса и его результата.

Инструментально-деятельностный компонент образовательно-коммуникативного потенциала фольклора направлен на развитие умений и навыков работы с фольклорным материалом; определяет инструментовку организуемой деятельности, создаёт пространство для вариативного моделирования процесса воспитания с применением фольклора. Средства фольклора позволяют природосообраз-но, в соответствии с задачами возраста инструментовать учебно-образовательный процесс. Инструментально-деятельностный компонент образовательно-коммуникативного потенциала фольклора представляет собой дополнительный ресурс коллективного творческого взаимодействия, вооружает педагога разнообразными средствами, междисциплинарными методами, приёмами, формами работы, то есть «инструментарием» личностно-ориентирован-ного, гуманистического воспитания.

Таким образом, представленные аспекты коммуникативной сущности фольклора (фольклор как информация, художественная коммуникация, знаково-символическое выражение культуры, форма культуры коммуникации) позволили выявить его образовательно-коммуникативный потенциал и компоненты данного потенциала (эмотивный, информационно-познавательный, художественно-творческий, ин-струментально-деятельностный), традиционные и современные способы передачи культурного опыта.

Примечания

1. Артёменко, Е. Б. Язык фольклора: В чём его своеобразие? / Е.Б. Артёменко //Живая старина. - 1997.

- № 4. - С. 3-5.

2. Асафьев, Б. В. О народной музыке / Б.В. Асафьев; [сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева]. - Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

3. Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология: учебное пособие / Т.М. Дридзе; [под ред. А.А. Леонтьева].

- М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 240 с.

4. Каргин, А. С. Об одной из методологических проблем современной фольклористики / А.С. Каргин // Славянская традиционная культура и современный мир: [сб. мат. науч.-практ. конф.] - М.: ГРЦРФ, 1997.

- Вып. 2. - С. 207-211.

5. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие / И.А. Колесникова; [под ред. В.А. Сластёнина]. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.

.....

п

Образование в сфере культуры 149

6. Куприянова, Л. Л. Русский фольклор: [программно-методические материалы] / Л.Л. Куприянова.

- М.: Мнемозина, 2008. - С. 5-12.

7. Мехнецов, А. М. Фольклорный текст в структуре явлений народной традиционной культуры / А.М. Мех-нецов // Музыка устной традиции: [мат. международной научной конф. памяти А.В. Рудневой]. - М.,1999.

- С. 178-183.

8. Мехнецов, А. М. Российский фольклорный союз - десять лет спустя / А.М. Мехнецов //Фольклор и молодёжь. От истоков к современности. - М.: Российский фольклорный союз, 2000. - С. 119.

9. Михайлова, Н. Г. Народная культура как целостный феномен: культурологический подход / Н.Г. Михайлова // Традиционная культура. 2002. - №3. - С. 11.

ФОЛЬКЛОР В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Артемкин

Владимирский областной музыкальный колледж

В статье рассматривается гуманистически ценностно-ориентирующий потенциал фольклора. В соответствии с представленными актуальными идеями гуманистической парадигмы образования обосновывается необходимость утверждения аксиологической направленности учебно-воспитательного процесса, построенного на применении фольклорных средств, а также необходимость обеспечения развития субъектности воспитанников в процессе их деятельности по освоению фольклора.

Ключевые слова: гуманистические ценности, фольклор, средства фольклора, потенциал, субъект-ность.

This article deals with the humanist value orienting potential of folklore. In accordance with the important ideas of humanist paradigm of education, represented in the article, one can base the importance to consolidate the axiological orientation of the teaching process, built upon the application of folklore means and guaranteeing to improve the pupils' subjectivity in the process of their folklore occupation.

Keywords: humanistic values, folklore, means of the folklore, potential, subjectivity.

В центре задач современного образования -формирование и развитие социально ориентированной личности, обладающей готовностью к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, осуществляемой как в интересах общества, так и самой личности, способной в любой ситуации совершать осознанный нравственный выбор и нести за него ответственность. Такая цель может быть успешно реализована в рамках гуманистической парадигмы образования, являющейся личнос-тно-ориентированной и опирающейся на культурологический подход как методологическую основу его развития.

Соответственно, в контексте данной парадигмы актуализируются две взаимосвязанные концептуальные идеи. Во-первых, педагогическая наука исходит из того, что именно культура является средой, обеспечивающей развитие личности, поскольку она предъявляет человеку ценности, выработанные в культуротвор-ческой деятельности общества и закреплённые в его опыте. С этих позиций ценности рассматриваются в педагогике в качестве основы целей воспитания (3). Во-вторых, постулируется, что культура выполняет свои развивающие функции по отношению к личности только в том случае, если сам человек активно включается

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 149-152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.