Научная статья на тему 'Образовательная среда водноспортивного центра инвалидов по зрению: основные компоненты и их характеристика'

Образовательная среда водноспортивного центра инвалидов по зрению: основные компоненты и их характеристика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / VISUALLY IMPAIRED / ВОДНО-СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР / ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / SWIMMING TRAINING / WATER SPORTS CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова О.Н., Шипенко А.А.

В статье описывается опыт создания образовательной среды водноспортивного центра инвалидов по зрению. Авторы статьи выделяют и характеризуют основные компоненты указанной образовательной среды, предлагают инновационные решения в области материально-технического обеспечения процесса обучения плаванию слепых и слабовидящих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the experience of creating an educational environment of the water-sports center of the visually impaired.It also allocates and characterizes the main components of the specified educational environmentand offers innovative solutions in the field of material support of the process of swimming training the blind and visually impaired

Текст научной работы на тему «Образовательная среда водноспортивного центра инвалидов по зрению: основные компоненты и их характеристика»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОДНОСПОРТИВНОГО ЦЕНТРА ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

О.Н. Степанова, А.А. Шипенко

Аннотация. В статье описывается опыт создания образовательной среды водноспортивного центра инвалидов по зрению. Авторы статьи выделяют и характеризуют основные компоненты указанной образовательной среды, предлагают инновационные решения в области материально-технического обеспечения процесса обучения плаванию слепых и слабовидящих.

Ключевые слова: образовательная среда, инвалиды по зрению, водно-спортивный центр, обучение плаванию.

Summary. The article describes the experience ofcreating an educational environment of the water-sports center of the visually impaired.It also allocates and characterizes the main components of the specified educational environmentand offers innovative solutions in the field of material support of the process of swimming training the blind and visually impaired.

Keywords: educational environment, visually impaired, water sports center, swimmingtraining

Понятие «образовательная среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В данном случае предполагается не только присутствие человека в образовательной среде, но и постоянное взаимодействие педагога и занимающегося [1].

Для того чтобы инвалид по зрению чувствовал себя полноценной личностью, необходимо создать такую образовательную среду, которая дала бы ему возможность регулярного общения, осознания и ощущения многообразия мира, его субъектов, явлений, позволяя адаптироваться и самореализоваться в современных учебных и социокультурных условиях.

В.А. Ясвин трактует образовательную среду как систему влияний и усло-

вий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [2].

А.В. Хуторской раскрывает понятие «образовательная среда» в контексте личностно ориентированного образования как характеристику внешнего содержания образования, заключающую в себе условия развития личности [3].

М.В. Урбанская считает, что образовательная среда выступает как целостная характеристика внутренней жизни образовательного учреждения, определяемая конкретными задачами, которое образовательное учреждение ставит и решает в процессе своей деятельности. Образова-

91

ВЕК

92

тельная среда проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются, и рассматривается как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения и обеспечивающих полный цикл обучения [4].

В.В. Скрипниченко понимает под образовательной средой учебного заведения целостную систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении этого заведения [5].

Как видно из приведенных определений, образовательная среда представляет собой особое личное пространство познания и развития, совокупность социальных, культурных, а также специально организованных и созданных в образовательном учреждении условий, где каждый обучающийся (занимающийся) развивается по мере своих индивидуальных возможностей.

М.Р. Катунова в структуре образовательной среды выделяет четыре компонента: 1) субъектный (ученики, учителя); 2) научно-методический (программы, учебные пособия); 3) духовный (традиции, нормы, правила, то есть «образ жизни» в данной среде); 4) предметно-материальный (все материальные и предметные условия образовательного процесса) [6].

По мнению Е.Б. Бабошиной, основными компонентами образовательной среды школы выступают предметно-вещный компонент (архитектура школьного здания, внутришкольный дизайн, размер и пространственная структура классных и других помещений) и социально-культурная общность, отдельными

частями которой являются педагогический и ученический коллективы [7].

Е.П. Стрелецкая не считает нужным принимать во внимание предметно-материальный компонент и полагает, что как система адаптивная образовательная среда состоит из пяти элементов: 1) индивидуально-группового (администрация, педагоги и сотрудники, дети); 2) ценностно-ориентационного (ценности сообщества детей и взрослых, цели, задачи, перспективы, принципы и ключевые идеи); 3) функционально-деятельност-ного (ведущий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции учреждения; управление и соуправле-ние) ;4) отношенческо-коммуникативного (взаимоотношения и общение в сообществе детей и взрослых, внутренние и внешние связи учреждения); 5) диагно-стико-результативного (критерии и показатели эффективности образовательного и оздоровительного процесса) [8].

На сегодняшний день проблема образовательной среды школы достаточно подробно рассмотрена в специальной литературе. Известны отдельные работы, посвященные изучению среды учреждений дополнительного образования детей (Н.А. Зимарева [9], М.Р. Катунова [6], Н.В. Кокорева [10]) и адаптивной образовательной среды (Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин [11], В.В. Скрипниченко [5], Е.П. Стрелецкая [8]). В то же время результаты анализа специальной литературы указывают на то, что проблема адаптивной образовательной среды учреждений дополнительного образования спортивной направленности - водно-спортивных центров для инвалидов по зрению до сих пор не выступала предметом специально организованного исследования. В этой связи мы решили восполнить этот пробел и провести соб-

Преподаватель ^

2 / 2013

ственное исследование, нацеленное на решение указанной проблемы.

Как показывает практика, образовательная среда учреждений для инвалидов по зрению напрямую зависит от таких факторов, как возраст занимающихся, характер их познавательной деятельности, степень и характер зрительного нарушения (имеет ли инвалидность) , наличие и объем у занимающихся предыдущего сенсорного и двигательного опыта, тип учебного заведения (дошкольные образовательные учреждения; учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования детей и взрослых; специальные (коррекционные) школы; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Мы выделили наиболее значимые компоненты образовательной среды водно-спортивного центра для инвалидов по зрению. Перечислим их, взяв за основу классификацию М.Р. Катуновой:

1) субъектный: тренеры-преподаватели, помощники тренеров-преподавателей, инструкторы, обслуживающий персонал водно-спортивного центра, психологи, медицинские работники, сопровождающие, родители, волонтеры;

2) учебно-методический: учебная и учебно-методическая литература, технические средства обучения, тренажерные устройства, применяемые при обучении плавательным движениям инвалидов по зрению, тренажерные устройства для специальной физической подготовки пловцов, плавательный инвентарь;

3) духовный: традиции, нормы, правила (уровень корпоративной культуры организации);

4) предметно-материальный: учебно-спортивные и вспомогательные помещения, специальное оборудова-

ние и средства для ориентирования в пространстве.

Более развернуто компоненты образовательной среды водно-спортивного центра представлены на рис. 1.

Характеризуя субъектный компонент образовательной среды водно-спортивного центра, нельзя не отметить проблему острой нехватки квалифицированных педагогических кадров (тренеров-преподавателей и инструкторов), компетентных как в вопросах тифлопедагогики, так и в вопросах обучения плаванию инвалидов по зрению. Это во многом объясняется тем, что подготовка преподавателей-тренеров по адаптивному плаванию ведется лишь в одном вузе РФ - Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург), в котором функционирует кафедра гидрореабилитации. Этого совершенно недостаточно для полноценного кадрового обеспечения процесса обучения плаванию слепых и слабовидящих, которых в России по данным Всемирной организации здравоохранения насчитывается 215 тыс. человек [12].

Следует также отметить нехватку или даже отсутствие социальных служащих для помощи в организации сопровождения незрячих людей от дома до плавательного бассейна, что приводит к пропускам занятий и, как результат, - к неоправданно высоким затратам сил и времени на повторение и закрепление пройденного материала.

Анализируя учебно-методический компонент адаптивной образовательной среды водно-спортивного центра, мы вынуждены констатировать отсутствие учебной и учебно-методической литературы по плаванию по системе Брайля.

К действенным техническим средствам формирования представлений о

93

ев

Образовательная среда

I

I

I

О от

ы

0

03 >

1

X I

О

о

Учебно-спортивные и вспомогательные помещения

малая и большая ванны бассейна залы для «сухого» плавания, разминочные залы тренажерные залы учебные аудитории, методические кабинеты бассейна восстановительные комнаты массажные кабинеты вспомогательные помещения (гардеробы, раздевалки, душевые, туалетные комнаты, комнаты для хранения плавательного инвентаря, места для зрителей, медицинские кабинеты и т.д.)

Специальные оборудования и средства, предназначенные для ориентирования в пространстве

Кадровое обеспечение

- тренеры-преподаватели

- помощники тренеров-преподавателей

- инструкторы

- обслуживающий персонал водно- спортивного центра

- психологи

- медицинские работники

- сопровождающие

- родители

- волонтеры

Средства обучения

- локаторы

- фотофоны

- электронные компасы со звуковым выходом

- говорящие маячки «Поиск-02»

- звуковые маячки-таймеры «Эхо»

- тактильные трости

- «канатная дорога»

- указатели, таблицы, схемы по системе Брайля

- учебная и учебно-методическая литература

- учебники

- учебные пособия

Технические средства обучения

- фланелеграф

Тренажерные устройства, применяемые при обучении плавательным движениям инвалидов по зрению

Плавательный инвентарь

тренажерное устройство «поводырь Шипенко»

плавательное техническое устройство Кузмичева (парное) для безопасного выполнения поворотов лидер-тренажер Ю.М. Вихляева для слепых и глухих пловцов

- плавательные доски

- плавательные лопатки

- колобашки

- трубки

- резиновые ласты

- тормозные пояса

- свистки

- спасательные круги

- шесты

- нарукавники, спасательные жилеты и т.д.

Тренажерные устройства для специальной физической подготовки пловцов

- тренажер «Мини-Джим»

- тренажерное устройство для изометрического гребка лежа и стоя

- тренажер Мертенса-Хюттеля

- гидроизокинетическая установка «Гидроизокинус-1», позволяющая повторить основное соревновательное движение

- тренажер «скользящая тележка»

- тренажер силового контактного лидирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- тренировочный эспандер

Духовная атмосфера

- нормы

- правила

- традиции

Рис. 1. Основные компоненты образовательной среды водно-спортивного центра, применяемые в системе обучения плаванию инвалидов по зрению

го

технике плавания у слепых и слабовидящих следует отнести фланелеграф. Он представляет собой магнитную доску необходимого формата, обтянутую черной фланелью. В качестве иллюстрационного материала используют трафареты с объемно-барельефными изображениями исходных и граничных положений тела пловца в различные моменты выполнения плавательных движений.

Для специальной физической подготовки и закрепления ранее сформированного навыка гребковых движений используются такие тренажеры, как:

• тренажер «Мини-Джим», позволяющий выполнять гребковые движения в изокинетическом режиме с широким диапазоном скоростей, проявлять максимальные и близкие к ним усилия практически на любом участке траектории движения;

• тренажерное устройство для изометрического гребка лежа и стоя;

• силовой пружинно-рычажный тренажер Мертенса-Хюттеля, обеспечивающий плавное изменение усилий пловца с достижением максимума силы тяги в средней части траектории движения; нагрузка для пловцов задается натяжением пружин (резины) и изменением приложения силы относительно оси вращения рычага;

• гидроизокинетическая установка «Гидроизокинус-1», позволяющая повторять основное соревновательное плавательное движение;

• силовой тренажер «скользящая тележка», предназначенный для совершенствования техники плавания и развития специальных силовых способностей (подходит для всех стилей плавания);

• тренажер силового контактного лидирования;

• тренировочный эспандер пловца, который может применяться и на

суше и в воде в целях силовой подготовки и имитации гребковых движений.

К сожалению, мы вынуждены констатировать отсутствие плавательных бассейнов и водно-спортивных комплексов, в полной мере соответствующих потребностям начального обучения плаванию людей с ограниченными возможностями. В частности, в нашей стране нет бассейнов, имеющих специальное оборудование, позволяющее ознакомить слепых и слабовидящих с техникой изучаемых способов плавания, заложить основы плавательных движений.

В этой связи первым автором данной статьи было разработано тренажерное устройство «поводырь Шипенко» (рис. 2), которое при минимальном стеснении движений пловца дает возможность выполнять практически полный арсенал подводящих и подготовительных плавательных упражнений. «Поводырь Ши-пенко» имеет и другие преимущества:

• позволяет предотвратить столкновения с другими занимающимися и исключает возможность получения травм в ходе жесткого контакта с бортами бассейна и разделительными дорожками;

• для инвалидов по зрению, не обладающих стабильным плавательным навыком и имеющих страх перед водной средой, данное тренажерное устройство сводит к минимуму скованность движений, избавляет от чувства страха и неуверенности;

• помогает снизить сопротивление воды, позволяет преодолевать дистанцию в облегченных условиях;

• дает возможность одновременно «протягивать» до 5-6 человек, что облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, повышает общую и моторную плотность занятий, позволяет задействовать всю группу занимающихся;

95

ВЕК

96

• подходит для различных нозологических групп населения (например, лиц с ампутацией конечностей, страдающих детским церебральным параличом, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и др.);

• дает возможность регулировать скорость движений пловца (от минимальной до индивидуальной соревновательной).

Свою эффективность в работе с незрячими людьми показало плавательное техническое устройство Кузмичева (рис. 3), которое позволяет безопасно для пловца выполнить поворот и избежать столкновения с бортом бассейна.

Немаловажным звеном образовательной среды является духовный компонент, которому уделялось много места в педагогической системе А.С. Макаренко [13] и который включает в себя нормы, правила, традиции и уровень организационной культуры водно-спортивного центра. Как пишет А.П. Графов, «при взаимоотношениях слепого со зрячим их общение становится более неординарным, напряженным. Доминирующим началом являются этические нормы: человеческая культура, воспитанность, личностные качества. Имеет значение, насколько силен психологический гнет собственной инвалидности, состояние психического и физического здоровья слепого, уровень адапта-

25 мггрин

+ 4

Рис. 2. Тренажерное устройство «поводырь Шипенко»

1 - стартовая тумбочка, 2 - электромотор, 3 - ведущий шкив, 4 - ведомые шкивы, 5 - запасной электромотор, 6 - трос, 7 - индивидуальный трос

ции, мобильности, коммуникабельности» [14]. Этические нормы, культура общения, правила, традиции помогают незрячему избавиться от ощущения собственной «ущербности», способствуют его социализации и социальной интеграции.

Рассмотрим предметно-материальный компонент образовательной среды водно-спортивного центра.

Основными местами проведения занятий по плаванию являются плавательный бассейн (для начального обучения -глубиной 0,8-1,20 м) и зал «сухого» плавания, предназначенный для разучивания плавательных движений, выполнения подготовительных и имитационных упражнений.

Для решения задач теоретической подготовки необходимы учебные помещения и методический кабинет, оборудованные информационными стендами (расписание и тематические планы занятий, календарь соревнований, разрядные нормативы, программы и результаты тестирований и выступлений в соревнованиях, рекомендации для занимающихся и т.п., написанные по системе Брайля), диапроектором, видеомагнитофоном, экраном, фланелеграфом и т.д. Значительную часть экспозиции должны занимать наглядные пособия (стенды, кинограммы, видеомониторы и т.п.), книги, журналы по плаванию, раскрывающие важнейшие аспекты техники спортивного и прикладного плавания, общей и специальной физической подготовки пловцов, снабженные иллюстрациями и укрупненным шрифтом для слабовидящих.

Ь

Преподаватель XX

2 / 2013

Рис. 3. Плавательное техническое устройство Кузмичева 1 - поворотный щит, 2 - разделительные дорожки, 3 - винтовые крепления с пружинным элементом, 4 - силиконовые лопатки

Учитывая адаптивный характер образовательно-воспитательного процесса с инвалидами по зрению, необходимо предусмотреть в нем восстановительные мероприятия (баня, сауна, массаж, самомассаж, процедуры психологической разгрузки и т.д.) и соответствующее им материально-техническое обеспечение (помещения, мебель, лечебно-профилак-ти че ское оборудование).

Неотъемлемой частью предметно-материального компонента адаптивной образовательной среды водно-спортивного центра являются вспомогательные помещения: гардеробные, раздевалки, душевые и туалетные комнаты, места для зрителей, комнаты для хранения спортивного инвентаря и т.д.

Для качественного обеспечения процесса обучения плаванию инвалидов по зрению необходимо иметь как минимум следующий набор спортивного инвентаря: плавательные доски, плавательные лопатки, колобашки, трубки, резиновые ласты, тормозные пояса, спасательные круги, шесты, нарукавники или спасательные жилеты, свистки и др.

К средствам, облегчающим слепым и слабовидящим процесс ориентирования в пространстве водно-спортивного центра, мы отнесли: локаторы, которые позволяют не только обнаруживать препятствие в виде какого-либо предмета на пути движения, но и дают представление о расстоянии до этого предмета; фотофоны - приборы для передачи на расстояние звуков с помощью света; электронные компасы со звуко-вымвыходом; звуковые маячки-таймеры «Эхо»; говорящие маячки «Поиск-02»; тактильные трости; указатели и схемы движения по системе Брайля; «канатную дорогу».

«Канатная дорога» для слепых была построена по проекту А.А. Шипенко в целях облегчения передвижения занимающихся по стандартным маршрутам: холл / гардероб ^ раздевалка, раздевалка ^ туалет, раздевалка ^ душевая, душевая ^ ванна бассейна. «Канатная дорога» представляет собой «коридор» между обитых мягкой тканью параллельных поручней, на каждом из которых закреплен канат (при необходимости несколько различных на ощупь канатов или веревок). На канатах перед сложными местами маршрута (порог, поворот, лестница и т.д.) расположены маячки - пластиковые кольца или шарики, позволяющие слепым и слабовидящим людям ориентироваться в пространстве и безопасно перемещаться в необходимых направлениях. Эти конструкции могут быть как временными (в виде расставленных стоек с продетыми сквозь них веревками, которые могут выставляться и убираться по необходимости), так и стационарными, позволяющими опираться на них во время движения. Данный «коридор» может быть оснащен звуковой навигационной системой с функцией «голосовой гид»; второй вариант «канатной дороги» пред-

97

усматривает наличие на направляющих канатах табличек со шрифтом Брайля для указания маршрута в пределах водноспортивного центра.

Такая дорога позволяет инвалидам по зрению самостоятельно, без сопровождающих (сотрудников бассейна, волонтеров, педагогов) дойти до места занятий плаванием, вернуться в душ, посетить туалетную комнату и т.д. Это важно, поскольку бассейн считается местом повышенной опасности, в котором велик риск возникновения несчастных случаев и получения травм.

В заключение отметим, что предлагаемый проект образовательной среды водно-спортивного центра для инвалидов по зрению - это вклад в решение одной из ключевых задач Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» - задачи повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения [15].

98 1

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Мясоедова Е.А., Будникова Г.А. Информационная образовательная среда учреждения: понятие, структура, проектирование // Вестник РУДН. - 2012. - № 2. -URL: http://imp.rudn.ru/vestnik/2012/2012_ 2/13.pdf (дата обращения: 20.12.2012).

2. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. - 2000. -№ 2. - С. 16-23.

3. Хуторской A.B. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе // Педагогика. 2000. - № 8.

- С. 29-37.

4. Урбанская М.В. Образовательная среда как фактор формирования готовности ребенка к обучению в условиях предшкольного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.

- СПб.: ИПООВ РАО, 2010. - 23 с.

5. Скрипниченко В.В. Адаптивная образовательная среда как условие формирования коммуникативных навыков у учащихся с множественными нарушениями развития: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань: АГУ, 2006. - 20 с.

6. Катунова М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 20 с.

7. Бабошина Е.Б. Культурологическая модель гуманистической образовательной среды // Школа. - 2002. - № 6. - С. 22-26.

8. Стрелецкая Е.П. Структурный анализ понятия «культурная модель» образовательной среды // Человек и общество: История и современность. - 2007. - № 6. - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-446888. html (дата обращения: 20.12.2012).

9. Зимарева Н.А. Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей как фактор их профессионального самоопределения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - СПб.: СПбАППО, 2008. - 21 с.

10. Кокорева Н.В. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - Саранск.: Мордовский гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2004. - 20 с.

11. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

12. Неумывакин А.Я. Глава ВОС: Кризис и равнодушие лишили незрячих россиян заработка // Интервью РИА Новости. -URL: http://ria.ru/interview/20091113/19322 2425.html (дата обращения: 29.02.2012).

13. Макаренко А.С. Методы воспитания // Народное образование. - 1998. - № 4. -С. 144-151.

14. Графов А.П. Записки слепого // Сибирские огни. - 2009. - № 11. - URL: http:// www.sibogni.ru/archive/101/1233 (дата обращения: 29.11.2012).

15. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 20112015 годы. - URL: http://region.adm.nov. ru/region/social/dost_sreda.pdf (дата обращения: 17.12.2012). ■

Преподаватель

2 / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.