интеграция пкрдзпрАния
>ЛЛЛЛАЛАЛААЛЛХлХХлЛАЛЛЛАЛАЛЛч\>
всех, кто оказался на выступлении объели- ней оригинальности и развлекательности
ненного коллектива ФЭТ и СИС. Гуманис- практически исключают участие в нем та-
тические идеалы доброты, счастья, мира, лантливых музыкантов-инструменталис-
тов: пианистов, скрипачей, духовиков, исполнителей на народных инструментах. Это
дружбы, любви звучали во многих номерах, придавая особую весомость и законченность программе в целом.
Творческий дебют концертной программы факультета иностранных языков показал, сообразным выделить их номера в отдель-
существенно обедняет содержание «Студенческой весны». Представляется целе-
что у коллектива есть неплохой потенциал. Талантливому коллективу филологического
ныи концерт, где оудут представлены все факультеты. Необходимо также возродить
факультета не хватило сердечности в раскры- общеуниверситетские коллективы: симфо-тии тематики фестиваля - помешала режис- нический и духовой оркестры, оркестр народных инструментов, академический и народный хоры и т. д. Основой такого воз-
сура в духе незабвенного Сальери. К сожа-
лению, пока не нашли своей индивидуальности строители и аграрники.
В орбиту фестиваля «Студенческая весна» могли быть вовлечены коллективы \ча-
рождения мог бы стать факультет национальной культуры.
Прекрасные традиции фестиваля «Сту-
щихся естественно-технического лицея и гу- денческая весна» будут продолжены и по-манитарной гимназии при Мордовском уни- лучат развитие, так как этот вид деятель-
верситете. Но пока этого не произошло.
Жесткая регламентация конкурсных программ фестиваля, стремление кизлиш- образования в стране.
ности студентов органически входит в концепцию мер по реформированию системы
ОБРАЗОВАТЕЛЬН АЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ МУЗЕЕ
ТА. Чичканова, зав. кафедрой эстетического воспитания Самарского
государственного педагогического университета, доцеит,
Н.П. Макарова, директор Детского музея г. Ноябрьски
Воспитание личности ребенка в специально организованных условиях и поиск наиболее эффективных из них является одной из ключевых проблем педагогической теории и практики. Переход к «школе мышления и развития» поставил задачу переосмысления основных образовательных процессов, обеспечивающих его реализацию. В рамках личностно ориентированной су'бъект-субъектной парадигмы такими процессами становятся образование смыслов, развивающее обучение, педагогическая поддержка детской индивиду апьности. воспитание, направленное на заботу о становлении личности и ее лично-стном росте (А.Н. Леонтьев. Л.В. Занков. В.В. Давыдов. Д.Б. Эльконин. О.С. Газман).
Перечисленные процессы характеризуют ценностное отношение к ребенку и требуют соответству ющего содержательного наполнения, методического оснащения и
наличия системы условий. В связи с этим выдвигается идея создания новой образовательной среды, способной обеспечить формирование основ нового культурно-об-разовательного и социально-педагогического мышления. Такой подход дает основание рассматривать понятие «образовательная среда» (ОС) как отражение единства социокультурной и духовной жизни общества и непрерывной системы образования. Последняя предполагает связь между различными уровнями и видами образования, развитие его внешкольной сферы, педагогическое освоение неорганизованной части среды, переход к интегрированному образованию.
Понятие «образовательная среда» появилось в педагогике в 90-\ гг. XX в. Трактовка образования как сферы социальной жизни дала возможность все среды, в которые включен человек, считать
© Т А. Чичканова. Н.П. Макарова. 2002
обладающими образовательным эффектом. Под ОС понимают социально-пси-хологическую, физическую среду, в которой проходит жизнь учащегося и педагога (см.: Кавторадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998. С. 69); систему влияний и условий формирования возможностей для развития личности социального и пространственно-предметного окружения (см.: Яс-вин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психол. журн.
2000. Т. 21, № 4. С. 79 - 88); постоянно расширяющуюся сферу жизнедеятельности человека со всем богатством его связей с окружающим миром, опосредованных культурой, которая учит извлекать познания из собственной деятельности, наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, постигать принципы собственных действий (см.: Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. С. 6). Обучающие свойства среды выражаются в формировании новых адаптивных качеств в психофизиологической системе человека, которые позволяют ему ориентироваться в классе новых задач и более эффективно решать прежние.
Социокультурная функция музея, в соответствии с которой он выступает как центр популяризации культуры и реализации задач воспитания и образования, наметилась в XIX в., когда новые образовательные музеи (педагогические, школьные, детские) стали своеобразными «альтернативными центрами педагогического эксперимента» (см.: Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 41). Популярность детских музеев (ДМ) заметно возросла в XX в. (ок. 1 ООО из 35 тыс. музеев Европы): они предлагают на рынок образовательных услуг уникальную и высококачественную продукцию, отвечающую потребностям всех слоев общества и тем самым привлекают значительно большее число посетителей, чем другие музеи (см.: Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией. Серия электронных изданий МН8ЕЦМ РКО Выпуск 5.0 / Сост. и ред. М.Ю. Юхневич. М., 1997).
В настоящее время существу ют четыре модели ДМ:
1) американская, в основе - концепция интерактивности: дети осваивают предметную среду путем непосредственного взаимодействия с ней; акцент - на развивающий, социально-адаптационный момент в деятельности при минимальном использовании подлинников, несущих культурно-историческую нагрузку;
2) европейская, возникающая в рамках структуры традиционного музея (с использованием его коллекций и сохранением профессиональной ориентации): в основе - идея погружения в историко-культурный контекст; преобладающий вид работы - специальные программы на основе имеющихся предметных экспозиций;
3) авторская, характерная для России начала XX в., когда стиль работы музея определялся личностью основателя му зея;
4) смешанный тип - использование интерактивных экспозиций с включением раритетного компонента.
Формы воплощения идеи ДМ многообразны: Это и отделы при традиционных музеях, разрабатывающих инновационные проекты, и музеи, совмещающие экскурсионную и студийную (клубную, кружковую и т.д.) работу на базе традиционных музеев, и самостоятельные ДМ на основе коллекций, передаваемых «взрослым» музеем, либо специально собранного предметного материала (игровые развивающие пространства), и музеи-лаборатории, и музеи-мастерские, и музеи детского творчества, и передвижные («музей в чемодане»).
Детское музейное движение в России последних десятилетий имеет в своем арсенале такие яркие разработки, как «Музейный всеобуч», курс для младших школьников (Е.Г. Ванслова, сектор музейной педагогики НИИ культуры МК РСФСР и АН СССР); программа «Предметный мир культуры» (1994 г., творческая группа «Музей и образование»); программа «Здравствуй, музей!» (1995 г., Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики Русского музея). В последние годы организуются детские отделы при «взрослых» музеях. Появился и самостоятельный Музей сказки в Москве. На базе лаборатории музейного проектирования
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РИК действует инициативная группа ДОМ мальному отражению многообразия окру-
(Детский открытый музей). Однако детские музеи в классической форме еще не
жающего мира в целях удовлетворения интересов и запросов детей, побуждения их
получили широкого распространения в Рос- к самостоятельным исследованиям и от-
сии. К ряду причин этого можно отнести крытиям. Экспонатом может стать любой
особенности исторического хода развития взглядов на образовательную функцию музея, трудоемкость процесса его организации, разность в уровнях и опыте его освоения в тех странах, где он получил гражданство, а также отсутствие разработан-
предмет при условии его целевого присутствия на экспозиции: критерий отбора -способность вызвать интерес, удивить, спровоцировать желание задавать вопросы и искать ответы. В частности, интерактивный и игровой фонды состоят из мате-
ной модели ОС этого института. После- риалов, знакомство с которыми происходит
днюю задачу отчасти решает практика Детского музея г. Ноябрьска Ямало- Ненецкого округа (ДМН) (см.: Детский музей города Ноябрьска. Концепция развития / Кол. авт.: А.Г. Быкова, М.Б. Гнедовский. И.Э. Зисман и др.; Под ред. Н.А. Никишина. Ноябрьск; М., 1997).
К инвариантным (сущностным) характеристикам ДМ относятся следующие:
1) ведущая функция - образовательная: все направления деятельности ДМ рассматриваются как элементы его обра-
в процессе непосредственного манипулиро-
зовательнои политики;
2) адресность: специфика а\дитории, ее интересы определяют формы и способы экспонирования, содержательную направленность деятельности ДМ, который является местом постоянного эксперимента;
3) принцип интерактивности (hands on: знание через руки): ребенку предоставлена свобода выбора содержания и форм освоения путем расширения рамок формы музейной презентации («музей-лаборато-рия», «музей-театр» и т.д.);
4) в основе деятельности - диалог, являющийся оптимальным условием развития ребенка.
Структура ОС ДМ предполагает три главных компонента: материальный, проектно-процессуальный и личностный. К особенностям первого можно отнести применение инновационной системы «естественного зонирования», т.е. выделение постоянных функциональных зон музейной
вания с ними в целях реализации музейной или образовательной функции. Это могут быть: а) подлинные объекты, технические устройства и механизмы с движущимися частями; б) копии, новоделы; в) дидактические, демонстрационные макеты, симуляторы, тренажеры.
Образовательные проекты разрабатываются на конкурсной основе и ориентированы на интересы детской аудитории с обязательным «опережающим» эффектом задач развития творческой группой сотрудников, каждый из которых полностью отвечает за отдельный блок, входящий в программу: от научно-исследовательской деятельности, подбора и подготовки предметного материала, составления этикетажа до непосредственного участия в экспозиции. Это позволяет сотрудникам составить целостное представление о «своей» области проекта в контексте общей темы и повышает качественный уровень его презентации.
При работе над проектами учитываются следующие моменты.
1. Обусловленность содержания проекта основной целью и конкретными образовательными задачами, направленными на развитие ребенка.
2. Определение и творческое использование составляющих проекта: выставка, конкурс детского творчества, «Кален-
событий» (спектр
для
среды. Ими могут быть творческая (Твор- ГворДвора, путеводитель с развивающими
Двор), зона игр (ИгроЦентр) и адаптации в заданиямк
для
музее, экспозиционная, «ЭкоСад» с фонта- лей, комплекс творческих заданий, викто-
ном и живым уголком.
Специфичным является вопрос о структуре и содержании фондов, отлич-
рин, «сундучки» и т.д.
3. Использование мотивации (стимулов) для привлечения посетителей и
ных от традиционных: они служат макси- активизации их деятельности: конкур-
сы с призовым фондом, специальные проекты и разовые акции, связанные с темой текущей выставки, организация «шоу» в рамках проекта и др.
4. Ориентирование на индивидуального и семейного посетителя-, программы выходного дня. сниженные цены на «семейные» билеты; конкурсная номинация «семейное творчество», творческие занятия и мастер-классы для детей и родителей и др.
5. Адаптация составных частей проекта для каждой группы посетителей:
1) учет потребностей различных возрастных групп (так, в разделе с предметами кухонной утвари («В гостях у бабушки Лукерьи») для детей 9-11 лет в качестве этикетажа предлагаются пояснительные текстовки, а для детей 6-7 лет - табло с загадками; 2) различные типы экскурсий, рабочих листов-путеводителей, листков активности, «многослойные» семейные путеводители; 3) принцип доступности (учитывается физический и пространственный аспекты: рост посетителя, его потребность в комфорте и различная степень интереса);
4) критерии составления текста: а) используется минимально, если тему можно интерпретировать с помощью невербальных средств выражения; б) пишется крупными буквами и визуально связан с общим оформлением экспозиции; в) рассчитан на определенный уровень подготовки по чтению.
6. Наличие ключевого предмета, который является смысловым центром проекта. Таким экспонатом на выставке «В гостях у бабушки Лукерьи» стал старый сундук: через него - «прожитую жизнь» -бабушка делится мудростью прожитых лет, опытом.
7. Применение принципа чередования методов в процессе освоения ребенком музейной экспозиции, что позволяет избежать монотонности. Их смена подчеркивается как новым цветовым решением конкретной тематической зоны, так и формой витрины (в «Комнате открытий» каждая из них представляет собой одну из букв слова «ЭВРИКА!». Еще один момент стимуляции поисковой деятельности - в углу карточек с заданиями ставится логотип витрины, на которой можно отыскать подсказку или ответ).
8. Свобода выбора алгоритма освоения территории экспозиции. Юный посе-
титель не испытывает волнения и напряжения в процессе обучения, выбирает темп, соответствующий его способностям и уровню интересов. При этом гарантией целостного освоения материала экспозиции служит построение проектов по принципу «расширяющейся спирали» («идти» по ней провоцирует система заданий), что позволяет одну и ту же интеллектуальную операцию отрабатывать многократно при постепенном усложнении и расширении содержания.
9. Индивидуальный подход: принятие во внимание особенностей индивидуально-
*
го восприятия времени, информации и т.д.
Учет вышеперечисленных основных моментов при составлении проектов служит гарантией их успешной реализации и решения основных образовательных задач, среди которых: 1) создание условий для саморазвития, познавательной деятельности; 2) развитие произвольных сторон памяти, внимания и воображения, как \словие творчества; 3) развитие эмоционапьной сферы; 4) решение умственных задач, связанных с преобразованием предметного мира.
Коллектив ДМН использчет как традиционные методы обучения, так и обусловленные своей спецификой, учитывает современные требования концепции образования и воспитания, выбирает методику, которая наиболее точно интерпретирует музейные предметы. Назовем некоторые из них. «Сократовский способ», а также поисковая стратегия - методы, побуждающие детей искать ответы на вопросы, наблюдать и устанавливать связи между предметами и явлениями, активно взаимодействовать с предметной средой и друг с другом. Метод чувственного восприятия (сенсорный опыт) - прямой опыт общения с предметами, когда главными становятся выраженные ими значения, культурные ассоциации. Практически все предметы в музее можно трогать руками, изучать, разбирать, но это не самоцель, главное - возможность использовать весь спектр чувств ребенка. Ролевые игры и формы креативной деятельности помогают установить невербальный контакт ребенка с музейным предметом; игра облегчает образовательный процесс и служит методом стимулирования их активности, делает ребенка не
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«объектом», а «субъектом» деятельности. Театрализация увеличивает количество посетителей в музее, но и требует от м\-зейных педагогов высокого профессионализма и в постановочной, и в сценарной части. Возможно создание ситуаций «по-гружения», например в прошлое, или с
ный тур ежегодных выставок-конкурсов детского творчества. шо\): 2) тематические мероприятия, сопровождающиеся общением с музейными предметами или показом при>роченной конкретному мероприятию мини-выставки.
Таким образом. ДМ как образователь-
нетрадиционным использованием м\зеиных ное внешкольное у чреждение дает возмож-
предметов и среды в ситуации сегодняшнего дня. Педагоги также стремятся к тому.
ность практического претворения новых педагогических идей и методик (см.: Гле-
чтобы ребенок находился в постоянном довский М.Б. Музей и образование (проек-
движении за счет смены занятий, пере- тная концепция)//Музей в системе непре-
ключения внимания. рывного образования. Музейное дело и ох-
Одна из перспективных форм работы рана памятников. Экспресс-информация.
ДМН - массовые мероприятия каждой Вып. 1. М., 1990. С. 9). Музей действитель-
выставки, которые становятся кульм инаци- но становится культу рным, образовательным
онными в «Календаре событий». Они име- центром, местом диалога культур, школой
ют два основных направления: 1) театра- визуального, пространственного восприятия,
лизованные праздники, освещающие со- где осваивается язык вещей, постигаются их
держательную сторону проектов (финаль- скрытые культурные значения.