ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 364.2: 37 К.С.Казакова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ Аннотация
Анализируются основные исследовательские подходы к трактовке понятия «образовательная среда». Показано, что при расширенном толковании понятие может использоваться по отношению к любому социальному субъекту - будь то личность или группа, которые находятся в особых отношениях с системой образования данного общества и составляют ее специфический «фокус». Рассмотрены структура и различные типы образовательной среды.
Ключевые слова:
история образования, образовательная среда, образовательное пространство, социальная микросреда, культурно-образовательный уровень.
^S.Kazakova
EDUCATIONAL ENVIRONMENT: MAIN RESEARCH APPROACHES
Abstract
In the article main research approaches to conceptual interpretation of educational environment are considered. To wide extent the concept can be applied to a person or a group which have to do with the system of education and present its peculiarity. Besides the structure and different types of educational environment are examined.
Key words:
history of education, educational environment, educational area, social microenvironment, cultural and educational level.
Проблема определения понятия
Социально-ресурсный потенциал региона в высшей степени определяется развитием его образовательной среды. В настоящее время в системе образования углубляются противоречия между потребностями изменяющегося социокультурного окружения и консервативностью образовательных институтов, между целями, задачами образования и его реальными результатами. Изменения в современной школе касаются не только самого образовательного процесса, но и скрытых феноменов: базовых представлений о процессе обучения, профессиональных ценностей педагогического коллектива и учителя, представлений о качестве образования и роли семейного фактора. В данном контексте актуальны изучение и анализ опыта советской школы и современных образовательных практик. Социальный ракурс истории образования касается положения в обществе и социального самочувствия групп, вовлеченных в сферу культурного производства и воспроизводства: научной и творческой интеллигенции, работников образования и культуры. Проблемы становления и трансформации системы образования чрезвычайно актуальны для Кольского Севера, как региона с развитой научно-образовательной инфраструктурой, интеллигенцией. Культурно-образовательная среда региона представляет собой важнейшее условие его прогрессивного развития, а также поле социального взаимодействия различных групп населения.
Проблема изучения образовательной среды приобретает все более актуальное значение, тем не менее содержание понятия «образовательная среда» нельзя считать однозначно определенным и устоявшимся. Активное использование данного понятия связано с исследованиями российских психологов в начале 1990-х годов
[Ясвин, 1997; Слободчиков, 2000 и др.]. Пытаясь дать определение понятию, исследователи отталкиваются от понятий «окружающая среда» и «жизненная среда», суть которых заключается в постоянном взаимодействии человека (с рождения) со средой, в условиях которой он развивается, обучается и воспитывается. В соответствии с этим они выводят категорию образовательной среды как совокупности влияний и условий формирования личности, возможностей для ее развития, самореализации [Ковалев, 1993]. Согласно такому подходу, под
образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей, так и еще не проявившихся интересов [Савенков, 2008].
Трактовка понятия другими исследователями расширенная. Так, например,
А.В.Хуторской под образовательной средой понимает естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение человека, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика [Хуторской, 2005]. При таком подходе процесс обучения есть процесс взаимодействия с образовательной средой, которая, в свою очередь, состоит из жизненно важных для человека и взаимосвязанных между собой образовательных сфер. Таким образом, автор подчеркивает индивидуальность и неповторимость образовательной среды каждого конкретного человека. «В предельном случае, - пишет автор, - под образовательной областью понимается, как правило, некоторый объем информации» [Слободчиков, 2000: 173]. Таким образом, как представляется, автор указывает на информационно-коммуникационное понимание образовательной среды.
ВИ.Слободчиков рассматривает образовательную среду как предмет и как ресурс совместной деятельности образующего и образующегося, в результате которой между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения. С одной стороны, В.И.Слободчиков вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой - обнаруживает ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [Слободчиков, 2000: 174]. Таким образом, в отличие от других исследователей, В.И. Слободчиков рассматривает «образовательную среду» не как данность совокупности влияний и условий, а как динамическое образование, являющееся продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося.
Образовательная среда, согласно современным исследованиям, может быть представлена в виде нескольких компонентов:
1. Социальный компонент. В узком смысле под социальным компонентом понимается пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.). Так, Е.А.Кузьмин, И.П.Волков, Ю.Н.Емельянов выделяют основные характеристики социального компонента образовательной среды: взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями (преобладающее позитивное настроение, авторитетность руководителей, сплоченность и продуктивность взаимоотношений) [Кузьмин и др., 1971]. Социальный компонент образовательной среды региона выражен в социально-экономических, культурных, этнических особенностях жизни в регионе, в образе жизни, деятельности, поведении субъектов, вовлеченных в образовательную деятельность.
2. Информационный компонент образовательной среды региона: законы государства, правила внутреннего распорядка, уставы учебных заведений или организации.
3. Пространственно-предметный компонент включает в себя пространственные условия и предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Это количественный показатель, отражающий число активных компонентов образовательной среды (внешкольных образовательных учреждений, образовательных проектов, программ, учебных теле каналов, сайтов, изданий и т.д.) на данной территории, приходящихся на единицу населения.
Применяя понятие образовательной среды, авторы в большей степени делают акцент на анализе социальных взаимодействий внутри среды, то есть на социальном компоненте [Улановская, 2GG2; Хуторской, 2GG5]. Подобный подход характерен и для зарубежных исследований [Reid, Hopkins, i987].
Понятие образовательной среды обычно используется в сочетании с наименованием элементов образовательной системы, по отношению к которым она конструируется. Это, прежде всего, i) субъекты учебной деятельности (или агенты поля образования - если использовать категории П.Бурдье), полностью или частично вовлеченные в образовательную сферу (учителя, учащиеся, семьи, учреждения образования и не только образования и т.д.), а также 2) учебные действия и ситуации (урок), которые реализуются в известной среде. Так рассматриваются образовательная среда урока, образовательная среда школы (колледжа, вуза). Некоторые авторы допускают существование образовательной среды «улицы» (хотя и оценивают ее влияние заведомо со знаком минус). Так, например, Н.В.Щиголева выделяет следующие образовательные среды: внешкольная
образовательная среда, массово-коммуникационная среда, семейная среда, культуросозидательная среда просветительских учреждений. Это педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности [Щиголева, 2GG3]. Внешкольная образовательная среда представлена учреждениями дополнительного образования. Представляется, что называть эти общественные сферы «педагогически неорганизованными» не вполне корректно, поскольку институты СМИ, культпросвета, семьи, внешкольного образования и т.п. объективно выполняют образовательную и воспитательную функции, и, например, у соответствующих учреждений нередко эти функции записаны в регламентирующих их деятельность документах. Тем не менее указанный подход заслуживает внимания.
Понятие образовательной среды при его расширенном (и более продуктивном, по нашему мнению) толковании может использоваться по отношению к любому социальному субъекту - будь то личность или группа, которые в каждом случае находятся в особых отношениях с системой образования данного общества и составляют ее специфический «фокус». В данном случае мы рассматриваем прежде всего образовательное окружение объекта и его взаимосвязи с этим окружением.
Исторические ракурсы в изучении образовательной среды представляют социально-историческую и личностно ориентированную (биографическую) перспективу. Само понятие «образовательная среда» подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности. В жизни человека на разных ее этапах сосуществуют различные образовательные среды, образуя для каждого динамичное индивидуальное культурно-образовательное пространство. То же справедливо в отношении семей, локальных и прочих групп, учреждений и организаций и т.д.
Представляется необходимым более четко, чем это наблюдается в настоящее время, разграничить понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство» или, по крайней мере, определиться с двумя феноменами: 1) образовательное окружение того или иного социального субъекта (агента, объекта) и 2) внутреннее образовательное пространство объекта, создаваемое и более или менее ограниченное им самим (учебным заведением, образовательной подсистемой, семьей, городом, любой общностью и т.д.).
В ряде исследований понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство» используются как синонимы. Некоторые исследователи практически не разделяют эти понятия, объясняя одно через другое. Так, например, Н.В.Щиголева пишет, что культурно-образовательное пространство школы есть особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, среда воспитания и развития личности. [Щиголева, 2003]. Между тем, на наш взгляд, есть и существенные отличия. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося. Оно характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества. Основными же показателями образовательной инфраструктуры являются качественный и количественный состав элементов данной инфраструктуры, их пространственное расположение и взаимодействие. Инфраструктура задает размеры и другие типологические свойства образовательного пространства. Ключевым понятием для образовательного пространства является событие, явление. Понятие образовательного пространства объединяет две основные идеи - идею пространства и идею образования. Образовательное пространство отражает некую образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных систем, их компонентов, образовательных событий [Савченко, 2011]. Таким образом, образовательное пространство есть поле, где осуществляется взаимодействие образовательных сред.
Образовательная среда в общекультурном и региональном контексте
Несомненно, что развитие и функционирование образовательной среды закономерно зависит от особенностей культурно-исторического развития региона, страны, общества в целом. Образовательная среда - неотъемлемая часть культуры. Для того чтобы подчеркнуть факт ориентации образования на характер и ценности культуры, в современных гуманитарных науках при моделировании образовательных систем часто обсуждается «принцип культуросообразности». Настаивающие на его существовании специалисты тем самым стремятся подчеркнуть теснейшую связь образования с общими процессами, происходящими в различных сферах культуры. Важной характеристикой этой связи является то, что она двусторонняя: любые изменения в культуре автоматически приводят к изменениям образовательной среды, а изменения в образовании нередко весьма существенно влияют на течение общекультурных процессов.
Современная культура, как полагают авторы, «мозаична». Эта культура уже не является в первую очередь продуктом университетского или школьного
образования как некоего рационально организованного процесса познания. Она есть результат повседневного опыта, полученного в результате воздействия на человека бесконечно больших информационных потоков, случайных по своей сути. Она позволяет сделать вывод о том, что доля традиционных государственных образовательных институтов в общем объеме образования человека снижается. Этот процесс продолжается на протяжении нескольких десятилетий, отмечают исследователи [Савенков, 2008]. Представляется возможным на основе качественного описания образовательной среды выделить ее региональные особенности, рассмотреть специфику применительно к определенным историческим периодам и регионам.
Исследование семейных образовательных стратегий [Казакова, 2009, 2010] показало, что адекватным отображением сущности преобразований и реформ в образовательной сфере является региональное образовательное пространство. Оно определяет качественное своеобразие жизни учащих и учащихся, обусловленное их субъектной активностью, которая, в свою очередь, детерминирована местными социокультурными особенностями. Целостность этого образовательного пространства и образовательной среды региона задается региональным образом жизни, отображающим своеобразие жизнедеятельности человека, и региональным образовательным заказом. Анализ образовательной практики взаимодействия семьи и школы показал, что региональное образовательное пространство актуализируется запросами учителей, преподавателей, педагогических работников, учащихся и их родителей. Суммирование и осмысление этих потребностей в коллективной педагогической деятельности привело к идее обобщения реальных образовательных событий в концепции прогнозирования развития регионального образовательного пространства [Лоншакова, 2002]. Данная концепция предполагает понимание педагогическим сообществом культурных и социальных смыслов образования. Практическое значение реализации такой концепции состоит в том, что она позволяет осуществлять направленное развитие образования региона и является неотъемлемой составляющей управления региональными системами. Порождаемые целевыми установками учащих и учащихся тенденции, специфика образовательной инфраструктуры и задает региональные особенности образовательной среды.
Исследователи отмечают, что региональная образовательная политика все больше начинает детерминироваться местными проблемами занятости и трудоустройства населения, демографии, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса [Лоншакова, 2002]. Каждый регион создает свою собственную систему образования со своими структурами, системами финансирования и управления для выполнения конкретных социальных целей и в соответствии с этим строит нужную ему образовательную политику.
Территориальные проблемы образования и научные основы формирования региональной образовательной стратегии, принципы регионализации отражены в научных публикациях И.А.Журавлевой, Н.А.Лоншаковой, Н.И.Остривной, Д.С.Полукшт, Н.Н. Усатой и др., основанных на социологических исследованиях различных регионов России [Усатая, 1999; Журавлева, 2002; Лоншакова, 2002; Остривная 2002; Полукшт, 2004].
Изучение истории образования на региональном материале представлено работами по истории развития системы школьного образования в Карелии [Илюха, 2002], на Урале [Егорова, 2009], становлении педагогического образования в Сибири в начале XX в. [Широкова 2000] и др. Ряд статей посвящен проблеме организации начальных школ на Европейском Севере
[Пулькин, 2006] и организации системы интернатов на материалах Ненецкого автономного округа [Лярская, 2001].
Изучение истории развития образования на Кольском Севере началось еще в 1940-х гг. Работы А.Г.Базанова, Н.Г.Казанского, [Базанов, Казанский, 1939], М.П.Геллис, [Геллис, 1947] представляют собой очерки развития школьного образования на Кольском Севере в первой трети XX в. Интерес представляют работы М.И.Андрианова-Верхнева и А.И.Белошистой, в которых рассмотрен процесс развития школьного образования в 20-40-е гг. XX в. [Андрианов-Верхнев, 1967; Белошистая, 1976]. Изучению советского периода становления школьного образования на Кольском Севере посвящена фундаментальная работа В.В. Драшникова, В.П.Мухина и Е.Ф.Дудакова [Драшников и др., 2001]. В монографии подробным образом представлен процесс развития учебных заведений г.Мурманска, тогда как история образовательных учреждений других районов области рассмотрена лишь фрагментарно. Попытка биографического описания карьеры учителя на Кольском Севере представлена в «Педагогической энциклопедии Мурманской области ...» [2001]. Интерес представляет также работа, посвященная развитию дополнительного музыкального образования в Мурманской области, в которой А.Л.Миронюк рассмотрел процесс развития внешкольного (музыкального) образования в 1917-1969 гг. [Миронюк, 2007].
Таким образом, история образования на Кольском Севере представлена в историографии недостаточно полно и нуждается в более детальном изучении. Кроме того, применение антропологического подхода в изучении истории образования открывает широкие возможности для исследования социального компонента образовательной среды на Кольском Севере.
Список литературы
Андрианов-Верхнев М.И. Развитие народного образования в Мурманской области за годы Советской власти // Ученые записки МГПИ. Мурманск, 1967. Т.30. С. 5-104.
Базанов А.Г., Казанский Н.Г. Школа на Крайнем Севере. Л., 1939.
Белошистая А И. Из истории ликвидации неграмотности на Кольском полуострове (1920-1928 гг.) // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1976. С. 55-76.
Геллис М.П. Народное образование Кольского края за 30 лет // В помощь учителю: сб. Л., 1947.
Драшников В.В. Очерки истории народного образования Кольского края /
В.В. Драшников, В.П.Манухин, Е.Ф.Дудакова. Мурманск, 2001.
Егорова М.В. Развитие системы среднего образования на Урале (1808 - февраль 1917): автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 2009.
Журавлева И.А Регионализация образования: сущность и концептуальные основания: Теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2002.
Илюха О.П. Школа и просвещение в Беломорской Карелии во второй половине XIX - начале ХХ в. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2002. 102 с.
Казакова К.С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в ХХ-ХХ1 вв.: культура, наука, история / под ред. В.ППетрова, И.А.Разумовой. Апатиты: Изд-во Кольского науч. центра РАН, 2009. С. 64-76.
Казакова К.С. Образовательные стратегии семей Кольского Севера: взгляд учителей // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2010. Вып.1, № 2. С. 53-67.
Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13-23.
Кузьмин Е.А. Руководитель и коллектив / Е.А.Волков, И.П.Емельянов, Ю.Н.Кузьмин. Л., 1971.
Лоншакова Н.А Регионы и единое образовательное пространство России // Образование и общество: науч. информ.-аналит. журн. 2002. URL:
http://www.jeducation.ru/2_2002/lonshakowa.htm
Лярская Е.В. Северные интернаты и трансформация традиционной культуры: дисс. ... канд. ист. наук / Европейский ун-т в Санкт-Петербурге. М.: Праксис, 2001
Миронюк А.Н. Становление и развитие дополнительного музыкального образования в Мурманской области. 1930-2002 гг.: автореф.: дис... канд. пед. наук. Мурманск, 2007.
Остривная Н.И. Культурно-образовательная политика региона (на материале Ханты-Мансийского автономного округа): автореф. дис. ... канд. культурол. наук. Краснодар, 2002.
Педагогическая энциклопедия Мурманской области. XX век. История в лицах. Мурманск, 2001.
Полукшт Д.С. Управление взаимодействием общеобразовательных
учреждений с образовательной средой региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
Пулькин М. Начальное образование для «инородцев» на Европейском Севере России (конец XIX - начало XX в.) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 163-175.
Савенков А. Образовательная среда // Школьный психолог. 2008. № 19.
Савченко Н.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. 2011. URL: http://www.informika.ru/
text/magaz/pedagog/pedagog_4/articl_1.html
Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Вторая росс. конф. по экологической психологии: тез. М., 2000. С. 172-176.
Улановская И.М. Что такое образовательная среда школы? // Начальная школа. Плюс. Минус. 2002. № 1. С.3-6.
Усатая Н.Н. Культурно-образовательное пространство малого региона (опыт конкретно-социологического исследования на примере г.Ейска Краснодарского края): автореф. дис. ... канд. соц. наук. Майкоп, 1999.
Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Эйдос: интернет-журн. 2005. URL: http://eidos.ru/ journal/2005/0901/htm
Широкова М.П. Зарождение и становление профессионально-педагогического образования в Сибири (конец XIX-начало XX в.) // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Гуманитарные науки (история). 2000. № 4. С. 5-9.
Щиголева Н.В. Структура культурно-образовательного пространства // Образование: исследовано в мире: междунар. науч.-пед. интернет-журн. 2003.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
Reid K., Hopkins D. Towards the effective school: the problems and some solutions. Oxford, 1987.
Сведения об авторе Казакова Ксения Сергеевна,
кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН
Kazakova Ksenia Sergeyevna,
Ph. D. (History), Junior Researcher of Barents centre of the Humanities KSC RAS