Научная статья на тему 'Образовательная среда: основные исследовательские подходы'

Образовательная среда: основные исследовательские подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6463
1133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ МИКРОСРЕДА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / HISTORY OF EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL AREA / SOCIAL MICROENVIRONMENT / CULTURAL AND EDUCATIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ксения Сергеевна

Анализируются основные исследовательские подходы к трактовке понятия «образовательная среда». Показано, что при расширенном толковании понятие может использоваться по отношению к любому социальному субъекту – будь то личность или группа, которые находятся в особых отношениях с системой образования данного общества и составляют ее специфический «фокус». Рассмотрены структура и различные типы образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT: MAIN RESEARCH APPROACHES

In the article main research approaches to conceptual interpretation of educational environment are considered. To wide extent the concept can be applied to a person or a group which have to do with the system of education and present its peculiarity. Besides the structure and different types of educational environment are examined.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда: основные исследовательские подходы»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 364.2: 37 К.С.Казакова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ Аннотация

Анализируются основные исследовательские подходы к трактовке понятия «образовательная среда». Показано, что при расширенном толковании понятие может использоваться по отношению к любому социальному субъекту - будь то личность или группа, которые находятся в особых отношениях с системой образования данного общества и составляют ее специфический «фокус». Рассмотрены структура и различные типы образовательной среды.

Ключевые слова:

история образования, образовательная среда, образовательное пространство, социальная микросреда, культурно-образовательный уровень.

^S.Kazakova

EDUCATIONAL ENVIRONMENT: MAIN RESEARCH APPROACHES

Abstract

In the article main research approaches to conceptual interpretation of educational environment are considered. To wide extent the concept can be applied to a person or a group which have to do with the system of education and present its peculiarity. Besides the structure and different types of educational environment are examined.

Key words:

history of education, educational environment, educational area, social microenvironment, cultural and educational level.

Проблема определения понятия

Социально-ресурсный потенциал региона в высшей степени определяется развитием его образовательной среды. В настоящее время в системе образования углубляются противоречия между потребностями изменяющегося социокультурного окружения и консервативностью образовательных институтов, между целями, задачами образования и его реальными результатами. Изменения в современной школе касаются не только самого образовательного процесса, но и скрытых феноменов: базовых представлений о процессе обучения, профессиональных ценностей педагогического коллектива и учителя, представлений о качестве образования и роли семейного фактора. В данном контексте актуальны изучение и анализ опыта советской школы и современных образовательных практик. Социальный ракурс истории образования касается положения в обществе и социального самочувствия групп, вовлеченных в сферу культурного производства и воспроизводства: научной и творческой интеллигенции, работников образования и культуры. Проблемы становления и трансформации системы образования чрезвычайно актуальны для Кольского Севера, как региона с развитой научно-образовательной инфраструктурой, интеллигенцией. Культурно-образовательная среда региона представляет собой важнейшее условие его прогрессивного развития, а также поле социального взаимодействия различных групп населения.

Проблема изучения образовательной среды приобретает все более актуальное значение, тем не менее содержание понятия «образовательная среда» нельзя считать однозначно определенным и устоявшимся. Активное использование данного понятия связано с исследованиями российских психологов в начале 1990-х годов

[Ясвин, 1997; Слободчиков, 2000 и др.]. Пытаясь дать определение понятию, исследователи отталкиваются от понятий «окружающая среда» и «жизненная среда», суть которых заключается в постоянном взаимодействии человека (с рождения) со средой, в условиях которой он развивается, обучается и воспитывается. В соответствии с этим они выводят категорию образовательной среды как совокупности влияний и условий формирования личности, возможностей для ее развития, самореализации [Ковалев, 1993]. Согласно такому подходу, под

образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей, так и еще не проявившихся интересов [Савенков, 2008].

Трактовка понятия другими исследователями расширенная. Так, например,

А.В.Хуторской под образовательной средой понимает естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение человека, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика [Хуторской, 2005]. При таком подходе процесс обучения есть процесс взаимодействия с образовательной средой, которая, в свою очередь, состоит из жизненно важных для человека и взаимосвязанных между собой образовательных сфер. Таким образом, автор подчеркивает индивидуальность и неповторимость образовательной среды каждого конкретного человека. «В предельном случае, - пишет автор, - под образовательной областью понимается, как правило, некоторый объем информации» [Слободчиков, 2000: 173]. Таким образом, как представляется, автор указывает на информационно-коммуникационное понимание образовательной среды.

ВИ.Слободчиков рассматривает образовательную среду как предмет и как ресурс совместной деятельности образующего и образующегося, в результате которой между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения. С одной стороны, В.И.Слободчиков вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой - обнаруживает ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [Слободчиков, 2000: 174]. Таким образом, в отличие от других исследователей, В.И. Слободчиков рассматривает «образовательную среду» не как данность совокупности влияний и условий, а как динамическое образование, являющееся продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося.

Образовательная среда, согласно современным исследованиям, может быть представлена в виде нескольких компонентов:

1. Социальный компонент. В узком смысле под социальным компонентом понимается пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.). Так, Е.А.Кузьмин, И.П.Волков, Ю.Н.Емельянов выделяют основные характеристики социального компонента образовательной среды: взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями (преобладающее позитивное настроение, авторитетность руководителей, сплоченность и продуктивность взаимоотношений) [Кузьмин и др., 1971]. Социальный компонент образовательной среды региона выражен в социально-экономических, культурных, этнических особенностях жизни в регионе, в образе жизни, деятельности, поведении субъектов, вовлеченных в образовательную деятельность.

2. Информационный компонент образовательной среды региона: законы государства, правила внутреннего распорядка, уставы учебных заведений или организации.

3. Пространственно-предметный компонент включает в себя пространственные условия и предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Это количественный показатель, отражающий число активных компонентов образовательной среды (внешкольных образовательных учреждений, образовательных проектов, программ, учебных теле каналов, сайтов, изданий и т.д.) на данной территории, приходящихся на единицу населения.

Применяя понятие образовательной среды, авторы в большей степени делают акцент на анализе социальных взаимодействий внутри среды, то есть на социальном компоненте [Улановская, 2GG2; Хуторской, 2GG5]. Подобный подход характерен и для зарубежных исследований [Reid, Hopkins, i987].

Понятие образовательной среды обычно используется в сочетании с наименованием элементов образовательной системы, по отношению к которым она конструируется. Это, прежде всего, i) субъекты учебной деятельности (или агенты поля образования - если использовать категории П.Бурдье), полностью или частично вовлеченные в образовательную сферу (учителя, учащиеся, семьи, учреждения образования и не только образования и т.д.), а также 2) учебные действия и ситуации (урок), которые реализуются в известной среде. Так рассматриваются образовательная среда урока, образовательная среда школы (колледжа, вуза). Некоторые авторы допускают существование образовательной среды «улицы» (хотя и оценивают ее влияние заведомо со знаком минус). Так, например, Н.В.Щиголева выделяет следующие образовательные среды: внешкольная

образовательная среда, массово-коммуникационная среда, семейная среда, культуросозидательная среда просветительских учреждений. Это педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности [Щиголева, 2GG3]. Внешкольная образовательная среда представлена учреждениями дополнительного образования. Представляется, что называть эти общественные сферы «педагогически неорганизованными» не вполне корректно, поскольку институты СМИ, культпросвета, семьи, внешкольного образования и т.п. объективно выполняют образовательную и воспитательную функции, и, например, у соответствующих учреждений нередко эти функции записаны в регламентирующих их деятельность документах. Тем не менее указанный подход заслуживает внимания.

Понятие образовательной среды при его расширенном (и более продуктивном, по нашему мнению) толковании может использоваться по отношению к любому социальному субъекту - будь то личность или группа, которые в каждом случае находятся в особых отношениях с системой образования данного общества и составляют ее специфический «фокус». В данном случае мы рассматриваем прежде всего образовательное окружение объекта и его взаимосвязи с этим окружением.

Исторические ракурсы в изучении образовательной среды представляют социально-историческую и личностно ориентированную (биографическую) перспективу. Само понятие «образовательная среда» подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности. В жизни человека на разных ее этапах сосуществуют различные образовательные среды, образуя для каждого динамичное индивидуальное культурно-образовательное пространство. То же справедливо в отношении семей, локальных и прочих групп, учреждений и организаций и т.д.

Представляется необходимым более четко, чем это наблюдается в настоящее время, разграничить понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство» или, по крайней мере, определиться с двумя феноменами: 1) образовательное окружение того или иного социального субъекта (агента, объекта) и 2) внутреннее образовательное пространство объекта, создаваемое и более или менее ограниченное им самим (учебным заведением, образовательной подсистемой, семьей, городом, любой общностью и т.д.).

В ряде исследований понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство» используются как синонимы. Некоторые исследователи практически не разделяют эти понятия, объясняя одно через другое. Так, например, Н.В.Щиголева пишет, что культурно-образовательное пространство школы есть особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, среда воспитания и развития личности. [Щиголева, 2003]. Между тем, на наш взгляд, есть и существенные отличия. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося. Оно характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества. Основными же показателями образовательной инфраструктуры являются качественный и количественный состав элементов данной инфраструктуры, их пространственное расположение и взаимодействие. Инфраструктура задает размеры и другие типологические свойства образовательного пространства. Ключевым понятием для образовательного пространства является событие, явление. Понятие образовательного пространства объединяет две основные идеи - идею пространства и идею образования. Образовательное пространство отражает некую образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных систем, их компонентов, образовательных событий [Савченко, 2011]. Таким образом, образовательное пространство есть поле, где осуществляется взаимодействие образовательных сред.

Образовательная среда в общекультурном и региональном контексте

Несомненно, что развитие и функционирование образовательной среды закономерно зависит от особенностей культурно-исторического развития региона, страны, общества в целом. Образовательная среда - неотъемлемая часть культуры. Для того чтобы подчеркнуть факт ориентации образования на характер и ценности культуры, в современных гуманитарных науках при моделировании образовательных систем часто обсуждается «принцип культуросообразности». Настаивающие на его существовании специалисты тем самым стремятся подчеркнуть теснейшую связь образования с общими процессами, происходящими в различных сферах культуры. Важной характеристикой этой связи является то, что она двусторонняя: любые изменения в культуре автоматически приводят к изменениям образовательной среды, а изменения в образовании нередко весьма существенно влияют на течение общекультурных процессов.

Современная культура, как полагают авторы, «мозаична». Эта культура уже не является в первую очередь продуктом университетского или школьного

образования как некоего рационально организованного процесса познания. Она есть результат повседневного опыта, полученного в результате воздействия на человека бесконечно больших информационных потоков, случайных по своей сути. Она позволяет сделать вывод о том, что доля традиционных государственных образовательных институтов в общем объеме образования человека снижается. Этот процесс продолжается на протяжении нескольких десятилетий, отмечают исследователи [Савенков, 2008]. Представляется возможным на основе качественного описания образовательной среды выделить ее региональные особенности, рассмотреть специфику применительно к определенным историческим периодам и регионам.

Исследование семейных образовательных стратегий [Казакова, 2009, 2010] показало, что адекватным отображением сущности преобразований и реформ в образовательной сфере является региональное образовательное пространство. Оно определяет качественное своеобразие жизни учащих и учащихся, обусловленное их субъектной активностью, которая, в свою очередь, детерминирована местными социокультурными особенностями. Целостность этого образовательного пространства и образовательной среды региона задается региональным образом жизни, отображающим своеобразие жизнедеятельности человека, и региональным образовательным заказом. Анализ образовательной практики взаимодействия семьи и школы показал, что региональное образовательное пространство актуализируется запросами учителей, преподавателей, педагогических работников, учащихся и их родителей. Суммирование и осмысление этих потребностей в коллективной педагогической деятельности привело к идее обобщения реальных образовательных событий в концепции прогнозирования развития регионального образовательного пространства [Лоншакова, 2002]. Данная концепция предполагает понимание педагогическим сообществом культурных и социальных смыслов образования. Практическое значение реализации такой концепции состоит в том, что она позволяет осуществлять направленное развитие образования региона и является неотъемлемой составляющей управления региональными системами. Порождаемые целевыми установками учащих и учащихся тенденции, специфика образовательной инфраструктуры и задает региональные особенности образовательной среды.

Исследователи отмечают, что региональная образовательная политика все больше начинает детерминироваться местными проблемами занятости и трудоустройства населения, демографии, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса [Лоншакова, 2002]. Каждый регион создает свою собственную систему образования со своими структурами, системами финансирования и управления для выполнения конкретных социальных целей и в соответствии с этим строит нужную ему образовательную политику.

Территориальные проблемы образования и научные основы формирования региональной образовательной стратегии, принципы регионализации отражены в научных публикациях И.А.Журавлевой, Н.А.Лоншаковой, Н.И.Остривной, Д.С.Полукшт, Н.Н. Усатой и др., основанных на социологических исследованиях различных регионов России [Усатая, 1999; Журавлева, 2002; Лоншакова, 2002; Остривная 2002; Полукшт, 2004].

Изучение истории образования на региональном материале представлено работами по истории развития системы школьного образования в Карелии [Илюха, 2002], на Урале [Егорова, 2009], становлении педагогического образования в Сибири в начале XX в. [Широкова 2000] и др. Ряд статей посвящен проблеме организации начальных школ на Европейском Севере

[Пулькин, 2006] и организации системы интернатов на материалах Ненецкого автономного округа [Лярская, 2001].

Изучение истории развития образования на Кольском Севере началось еще в 1940-х гг. Работы А.Г.Базанова, Н.Г.Казанского, [Базанов, Казанский, 1939], М.П.Геллис, [Геллис, 1947] представляют собой очерки развития школьного образования на Кольском Севере в первой трети XX в. Интерес представляют работы М.И.Андрианова-Верхнева и А.И.Белошистой, в которых рассмотрен процесс развития школьного образования в 20-40-е гг. XX в. [Андрианов-Верхнев, 1967; Белошистая, 1976]. Изучению советского периода становления школьного образования на Кольском Севере посвящена фундаментальная работа В.В. Драшникова, В.П.Мухина и Е.Ф.Дудакова [Драшников и др., 2001]. В монографии подробным образом представлен процесс развития учебных заведений г.Мурманска, тогда как история образовательных учреждений других районов области рассмотрена лишь фрагментарно. Попытка биографического описания карьеры учителя на Кольском Севере представлена в «Педагогической энциклопедии Мурманской области ...» [2001]. Интерес представляет также работа, посвященная развитию дополнительного музыкального образования в Мурманской области, в которой А.Л.Миронюк рассмотрел процесс развития внешкольного (музыкального) образования в 1917-1969 гг. [Миронюк, 2007].

Таким образом, история образования на Кольском Севере представлена в историографии недостаточно полно и нуждается в более детальном изучении. Кроме того, применение антропологического подхода в изучении истории образования открывает широкие возможности для исследования социального компонента образовательной среды на Кольском Севере.

Список литературы

Андрианов-Верхнев М.И. Развитие народного образования в Мурманской области за годы Советской власти // Ученые записки МГПИ. Мурманск, 1967. Т.30. С. 5-104.

Базанов А.Г., Казанский Н.Г. Школа на Крайнем Севере. Л., 1939.

Белошистая А И. Из истории ликвидации неграмотности на Кольском полуострове (1920-1928 гг.) // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1976. С. 55-76.

Геллис М.П. Народное образование Кольского края за 30 лет // В помощь учителю: сб. Л., 1947.

Драшников В.В. Очерки истории народного образования Кольского края /

В.В. Драшников, В.П.Манухин, Е.Ф.Дудакова. Мурманск, 2001.

Егорова М.В. Развитие системы среднего образования на Урале (1808 - февраль 1917): автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 2009.

Журавлева И.А Регионализация образования: сущность и концептуальные основания: Теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2002.

Илюха О.П. Школа и просвещение в Беломорской Карелии во второй половине XIX - начале ХХ в. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2002. 102 с.

Казакова К.С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в ХХ-ХХ1 вв.: культура, наука, история / под ред. В.ППетрова, И.А.Разумовой. Апатиты: Изд-во Кольского науч. центра РАН, 2009. С. 64-76.

Казакова К.С. Образовательные стратегии семей Кольского Севера: взгляд учителей // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2010. Вып.1, № 2. С. 53-67.

Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13-23.

Кузьмин Е.А. Руководитель и коллектив / Е.А.Волков, И.П.Емельянов, Ю.Н.Кузьмин. Л., 1971.

Лоншакова Н.А Регионы и единое образовательное пространство России // Образование и общество: науч. информ.-аналит. журн. 2002. URL:

http://www.jeducation.ru/2_2002/lonshakowa.htm

Лярская Е.В. Северные интернаты и трансформация традиционной культуры: дисс. ... канд. ист. наук / Европейский ун-т в Санкт-Петербурге. М.: Праксис, 2001

Миронюк А.Н. Становление и развитие дополнительного музыкального образования в Мурманской области. 1930-2002 гг.: автореф.: дис... канд. пед. наук. Мурманск, 2007.

Остривная Н.И. Культурно-образовательная политика региона (на материале Ханты-Мансийского автономного округа): автореф. дис. ... канд. культурол. наук. Краснодар, 2002.

Педагогическая энциклопедия Мурманской области. XX век. История в лицах. Мурманск, 2001.

Полукшт Д.С. Управление взаимодействием общеобразовательных

учреждений с образовательной средой региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.

Пулькин М. Начальное образование для «инородцев» на Европейском Севере России (конец XIX - начало XX в.) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 163-175.

Савенков А. Образовательная среда // Школьный психолог. 2008. № 19.

Савченко Н.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. 2011. URL: http://www.informika.ru/

text/magaz/pedagog/pedagog_4/articl_1.html

Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Вторая росс. конф. по экологической психологии: тез. М., 2000. С. 172-176.

Улановская И.М. Что такое образовательная среда школы? // Начальная школа. Плюс. Минус. 2002. № 1. С.3-6.

Усатая Н.Н. Культурно-образовательное пространство малого региона (опыт конкретно-социологического исследования на примере г.Ейска Краснодарского края): автореф. дис. ... канд. соц. наук. Майкоп, 1999.

Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Эйдос: интернет-журн. 2005. URL: http://eidos.ru/ journal/2005/0901/htm

Широкова М.П. Зарождение и становление профессионально-педагогического образования в Сибири (конец XIX-начало XX в.) // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Гуманитарные науки (история). 2000. № 4. С. 5-9.

Щиголева Н.В. Структура культурно-образовательного пространства // Образование: исследовано в мире: междунар. науч.-пед. интернет-журн. 2003.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.

Reid K., Hopkins D. Towards the effective school: the problems and some solutions. Oxford, 1987.

Сведения об авторе Казакова Ксения Сергеевна,

кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН

Kazakova Ksenia Sergeyevna,

Ph. D. (History), Junior Researcher of Barents centre of the Humanities KSC RAS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.