Виневская А.В.1, Старушко А.Н. ©
^анд.пед.наук, доцент кафедры педагогики начального обучения, Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
Аннотация
В статье говорится о дезадаптации младших школьников как психолого-педагогической проблеме. Рассматриваются виды дезадаптации, которые представлены в трудах ведущих ученых: Т.Д. Молодцовой, Н.Д.Ватутиной, С.А. Беличевой, дается понимание того, что образовательная среда, выстроенная педагогом способствует успешной адаптации ребенка.
Ключевые слова: младший школьник, дезадаптация, адаптация, образовательная среда Keywords: younger school student, adaptation, educational environment
Большое разнообразие видов и типов дезадаптации предполагает и достаточно широкий спектр факторов, порождающих их. К ним мы относим разнообразные объективные обстоятельства и субъективные причины. В науке до сих пор спорным является вопрос о том, какие факторы главные. Если у педагогов, социологов и социальных психологов наблюдается больший «крен» в сторону объективных социальных факторов, то психологи, психиатры и врачи на первое место выдвигают субъективные и особенно биологические факторы. Между тем правомернее говорить об их диалектическом единстве и нерасторжимости, хотя в тех или иных случаях следует обращать внимание на первичность или вторичность каждого из них. Однако игнорировать эти причины полностью нельзя, поэтому наиболее целесообразно рассмотреть каждый из факторов. Обращение к видам дезадаптации позволяет утверждать, что если для психологического и психосоциального видов дезадаптации пре -валирующими являются факторы субъективные, то для социально-психологической и социальной дезадаптации - социальные. Так, для человека злого, упрямого, агрессивного главной причиной дезадаптации будут субъективные особенности, т.н. феноменологические факторы; для человека, попавшего в новый коллектив, пребывающего в неблагополучной семье, живущего в отрицательном окружении, главные факторы - объективные, которые мешают личности, тормозят её адаптацию и, в конечном счёте, развитие. Для каждой личности эти факторы редко выступают в изолированном виде, но какой-то из них или целая группа являются определяющими, и на них следует обращать основное внимание[1].
Мы согласны с мнением известного ученого Т.Д. Молодцовой о том, что к факторам объективным, или социальным, мы относим состояние макро, мезо- и микросреды, которое способствует появлению дезадаптации[3].
Естественно, тяжелая социальная ситуация в стране, городе, населенном пункте обязательно сказываются на развитии дезадаптации несовершеннолетних. Зависимость роста детской и подростковой преступности от социальных катаклизмов очевидна. О ней пишут многие отечественные и зарубежные социологи, социальные психологи и педагоги, которые отмечают, что влияние нездоровой среды на неблагополучие детей особенно ярко проявляется в крупных городах. А в некоторых районах преступность подростков и молодежи становится угрожающей.
Массированное влияние на детей стихийных отрицательных факторов, нередко аморальных, подключают такие неосознанные механизмы социализации, как идентификация, внушение, зараже -ние, подражание, которым часто не могут противостоять целенаправленные воспитательные воздействия, применяемые в школе и семье. К тому же, как показывает практика, сами школа и семья нередко становятся источниками дезадаптации детей и подростков. Школа и ребёнок нередко становятся агрессивными друг к другу. Негативизм к учителям влияет на отношение ко всем взрослым, отчужде -ние от школы символизирует для ученика отход от социально одобряемых норм, а борьба со школой и учителями - борьбу с обществом.
В чем причины того, что школа сама становится для ребенка или подростка источником дезадаптации? Прежде всего, причина в недостатках воспитания, которое нередко ярко проявляется в школе: некомпетентность, самоуверенность, бестактность учителей, педагогические ошибки. Среди наиболее часто совершаемых учителями ошибок следует назвать типичные:
- незнание возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- поверхностность суждения о ребенке, нежелание проникнуть в суть событий, ситуаций;
© Виневская А.В., Старушко А.Н., 2012 г.
- некомпетентность в использовании педагогических стимулов, злоупотребление словесными методами воздействия;
- слабые знания методов диагностики;
- неумение правильно взаимодействовать с семьей школьника;
- неумение пробуждать глубокий интерес к знаниям на уроках;
- поверхностные суждения об учениках;
- расхождение между поучением и собственным поведением;
- неумение оптимистически смотреть на ученика;
- непосильность требований к школьнику [3].
Нередко эти ошибки порождают «смысловой барьер», в результате чего ученик становится «глух» к справедливым и нужным, казалось бы, требованиям.
Причина же «смыслового барьера» заключается, как правило, в многочисленных педагогиче -ских ошибках: бестактности, некомпетентности, несправедливости и т.д. Педагоги строят некий идеальный образ, под который хотят «подогнать» ученика [3].
Серьезным источником детской и подростковой дезадаптации является неуспеваемость школьников. Причиной неуспеваемости становится множество факторов: задержки в психическом развитии, болезнь и, как следствие, отставание в учебе, отрицательная учебная мотивация, стремле -ние избегать умственных усилий, отсутствие внимания на уроках, слабая самоорганизация, недисциплинированность, конфликты с учителями, неумение организовать свой труд и т.д.
Учебная деятельность в школьном возрасте является ведущей. Именно она оказывает определяющее влияние на формирование личности учащегося. Когда возникают трудности в учебной деятельности, ученики компенсируют её чем-то другим: увлекаются новым видом деятельности, начинают добиваться успехов обходным путем (списывание, подсказки и т.д.), самоутверждают себя конфликтами с учителями, недисциплинированностью, бравадой или вообще начинают избегать школы (прогулы, пропуски занятий, выдуманные болезни), часто находя вне школы референтную группу, в которой полностью отсутствует такая ценность, как необходимость приобретать новые знания. Все это прямой путь к дезадаптации. Когда у ученика присутствует хотя бы какая-то мотивация учения (даже отрицательная), есть ещё надежды ухода от социальной дезадаптации. Однако если человек не имеет даже такой мотивации, наступает фрустрация, в конечном счете - отчуждение от школы, коллектива, и тогда реабилитировать ученика бывает очень сложно [2].
Дезадаптация, связанная со школой, может исходить не только от учителей, но и от самих уче -ников, их неудач в учебной деятельности, нежелания трудиться, отсутствия привычки проявлять ум -ственную пытливость, наконец, несложившиеся отношения с товарищами по классу. Очень часто дезадаптированные ученики не находят своего места в коллективе класса. У них низкий социометриче -ский статус, они чувствуют себя в школе неуютно. Причин здесь множество, причем чаще всего они меняются в зависимости от возраста. Так, если в начальных классах ученик попадает в разряд отвер -женных потому, что плохо учится или ведет себя неправильно, вследствие чего о нем плохо отзывается учитель, то у подростков, наоборот, похвала учителя может сыграть отрицательную роль для социометрического статуса. Но даже и в пределах одного возраста многое может зависеть от таких факторов, как совпадение нравственных ценностей ученика и класса, наличие качеств, ценимых ребятами [2].
Если ученик оказался участником детских движений, объединений с положительной направленностью, то это серьёзный стержень и поддержка личности, препятствие для появления дезадаптации.
Итак, как показывают исследования педагогической и психологической литуратуры, аффилиа-ция становится источником дезадаптации при:
- нереализованности аффилиации в школьной группе, если нет референтной группы вне школы;
- реализованности аффилиации в школьной группе с отрицательной направленностью;
- реализованности аффилиации в неформальной группе, если она имеет отрицательную направленность [3].
Чтобы изучать влияние данных факторов важно на каждого ученика составить «индивидуаль -ную карту». Очень серьезным объективным фактором, дезадаптирующим учеников является наруше -ние взаимоотношений педагогов и учеников. Конфликтные отношения нередко зависят от самого учителя. Следует заметить, что обычно явно преобладают такие педагогические ошибки, как оскорбление личности учащихся, игнорирование особенностей каждого ученика, неодобрительные отзывы о внешности, работа с отдельными учениками, нежелание стимулировать активность на уроке и т.д.
Обычно прослеживается прямая зависимость между положительным отношением учеников к предме -ту и количеством допущенных педагогических ошибок на уроках по этому предмету. Но ради справедливости надо сказать, что иногда конфликты на уроках и плохие отношения провоцируют сами ученики. Иногда они бывают несдержанны, агрессивны, грубы, лживы и т.д. [2].
Нередко причиной, из-за которой ученики дезадаптируются является нарушение взаимоотношений в их среде. Эти нарушения возникают по разным причинам: низкого социометрического статуса ученика, особенностей его характера, внешнего вида, наличия отрицательной неформальной группы и т.д.
Однако, как уже отмечалось, наиболее деформирующий детей фактор - это чаще всего семья (аморальная, асоциальная, распавшаяся, неполная и т.д.). Причем, наиболее тяжело этот фактор проявляется при следующих условиях: алкоголизм родителей, материальное неблагополучие, необразованность родителей, плохое отношение друг к другу и детям, педагогические ошибки, аморальность и т.д. Этому обычно способствует неблагополучие семьи: бедность, безработица родителей, разводы, алкоголизм, насилие в семье. Данные причины, в свою очередь, порождает цепочку негативных последствий в поведении детей и подростков: бродяжничество, правонарушения, неуспеваемость, недисциплинированность и т.д. Можно считать аксиоматичным утверждение о том, что неблагополучие в той или иной семье практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка [3].
Любая из неблагополучных семей может породить дезадаптацию самого различного типа и уровня. Нет даже однозначного вывода о том, что неполная семья обязательно порождает дезадаптацию. Иногда, как это и не парадоксально, сохранение полной семьи грозит большими бедами, чем ее распад. Тем не менее, когда мать остается одна (а это чаще всего мать), создаются условия для наступления психического дискомфорта ребенка из-за ряда факторов.
Но вместе с тем, наличие неполной семьи автоматически не порождает трудновоспитуемость, чего нельзя сказать о дефектных взаимоотношениях.
Тяжелые взаимоотношения, ошибки в воспитании, нездоровая психологическая атмосфера обязательно вызывают ту или иную дезадаптацию.
Итак, мы рассмотрели ряд объективных факторов, способствующих дезадаптации. Все они тесно переплетаются и взаимодействуют, однако, с нашей точки зрения, ставить их в один ряд нельзя. Наблюдения, опросы, изучение учеников показывают, что одним из основных факторов всех трудностей является дисгармоничная среда, которая, повлияв на субъективный мир школьника, создает предпосылки для дезадаптирующего влияния других факторов; именно от нее обычно тянется порочная цепочка неудач, трудностей, дискомфорта в общении, деятельности, поведении.
Литература
1. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных под-ростков//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М.: Консорциум, 1995. № 1. С. 3-17.
2. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад /Под ред. Л.И. Каплан. - М.: Просвещение, 2003.
3. Виневская А.В. К вопросу о педагогических взаимодействиях в образовательной среде школы. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., Выпуск 7. 2012. -С.124-130.
4. Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение, преодоление дезадаптации подростков. - М.,1999.