Научная статья на тему 'Образовательная область «Технология» в фундаментальном ядре ФГОС - эффективное средство формирования компетенций учащихся'

Образовательная область «Технология» в фундаментальном ядре ФГОС - эффективное средство формирования компетенций учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
829
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ / ФГОС / ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОСФЕРА / ПРИРОДА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьев Иван Петрович

В данной статье высказывается критическое отношение к исключению образовательной области «Технология»(ООТ) из фундаментального ядра проекта ФГОС и обосновывается важная роль технологии в формировании ключевых и межпредметных компетенций/ компетентностей, общетрудовых действий в структуре общего образования как необходимое условие для создания культурно-экономической и социально-нравственной практики учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная область «Технология» в фундаментальном ядре ФГОС - эффективное средство формирования компетенций учащихся»

РАЗДЕЛ X РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ

УДК 378.5

Арефьев Иван Петрович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и предпринимательства Шуйского государственного педагогического университета, sahalinezl(qlyandex.ru, Шуя

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ»

В ФУНДАМЕНТАЛЬНОМ ЯДРЕ ФГОС - ЭФФЕКТИВНОЕ

СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Arefiev Ivan Petrovich

A doctor of Pedagogy, professor of Technology and business of Shuya State Pedagogical University, sahalinezl@yandex.ru, Shuya

EDUCATIONAL FIELD OF ‘TECHNOLOGY’

IN A FUNDAMENTAL CORE OF FSES (FEDERAL STATE EDUCATIONAL STAND ART) AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMATION OF STUDENTS’ COMPETENCES

Одной из ключевых идей современного общества является переход от труда индустриального общества к труду постиндустриального, то есть к труду технологичному, перспективному и производительному. Поэтому неслучайно эта проблема привлекает внимание не только политиков, экономистов, но и специалистов. Сегодня, когда ученые, методисты и учителя технологии активно обсуждают проект Федерального государственного стандарта общего образования и проблемы технологической подготовки в школе и в педвузе, учебный предмет технология постепенно исчезает из расписания уроков [13]. Занятия по технологии в школах сокращены до седьмого класса. «Во многих школах технология вообще не изучается или материальные технологии заменяются информационными технологиями, либо другими предметами, сокращается время на изучение технологии, новое оборудование не поставляется, а имеющееся оборудование устарело и выходит из строя, площади учебных мастерских сокращаются, или эти мастерские ликвидируются, расходные материалы не оплачиваются ...» [11, с. 2]. Изучение данного предмета и состояние его материально-технической базы не находят должного внимания у муниципальных руководителей на местах. Технологическая концепция многими чиновниками от образования воспринимается в искаженном представлении. Назначение школьной технологии понимается как изготовление мальчиками только «табурета», а девочками - «рубашки-ночнушки», каких-либо примитивных изделий и постоянная уборка территории школы.

Наши наблюдения и опросы учащихся показывают, что профессиональные традиции и семейные рабочие династии ни уму и ни сердцу российской молодежи ничего не говорят. «Заводская проходная, что в люди выве-288

ла» миллионы и миллионы советских подростков сегодня их сверстников не привлекает. Российская молодежь не сталкивается на экране с людьми труда, техники и технологии. В средствах массовой информации (СМИ), а вернее, в уважаемых газетах и на телевизионных каналах рабочие, агрономы, техники, инженеры, изобретатели и другие подобные специалисты вытеснены моделями, шоуменами, поп-звездами, бизнесменами «купи-про-дай», богатыми людьми неопределенных занятий. Ввиду отсутствия героев из окружающей жизни для подражания, молодежь находит себе воображаемую модель в мире «виртуальной реальности», создаваемой телевидением, радио, интернетом, глянцевыми журналами, желтой прессой и др. Чем менее удовлетворительная производственная, социально-экономическая реальность в стране, тем более для молодых людей привлекателен мир воображения. Созидательная деятельность для молодежи уже со школьной скамьи перестает быть моделью для подражания, снижена роль технологической подготовки в воспитании детей и подростков [14]. В результате этих изменений и исключения образовательной области «Технология» из фундаментального ядра проекта ФГОС исчезнут и условия для организации культурно-экономической и социально-нравственной практики учащихся, создания профессиональной среды для трудовой подготовки молодежи, формирования технологической культуры, деятельности и карьеры как производной техносферы общества настоящего и будущего. «Снижение статуса «Технологии» в школе сделает еще менее престижным для выпускников профессии сферы материального производства, обстроит проблему комплектования и подготовки кадров в системе начального, среднего и высшего профессионального технологического и технического образования» [11, с. 2].

«Перестройка», смена ценностей, целей и смыслов образования привели к снижению познавательного интереса учащихся к технологической подготовке. Из содержания проекта ФГОС становится ясно, что общее образование будет эффективным, если оно выйдет за сравнительно узкие рамки школы в более широкую область - социальную сферу, в которой ООТ в полном объеме места нет. Однако развитие современной цивилизации подтверждает обратное, технологическое образование в школе необходимо понимать как важный социально предмет, призванный создавать условия для нравственного, экологического и этического воспитания, развития личностного потенциала школьника, его самоактуализации и самоопределения, а не подменять его пониманием общего образования как подготовительного отделения вуза со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.

Мировой опыт подтверждает, что технологическое образование имеет значительные стратегические перспективы в развитии техники и технологии современного аграрного и индустриального производства. Однако сегодня и в перспективе уже недостаточно представить молодежи только высококачественное технологическое образование как прочную основу для ее грядущей социальной мобильности. Сейчас трудно переоценить влияние

технологического образования на социальную мобильность молодежи, особенно аграрного сектора, где для выпускников сельской школы требуется дифференцированная направленность этого процесса. У технологического образования перед другими общеобразовательными предметами много преимуществ для проявления практики и творчества в различных областях и сферах деятельности - это:

- инновации в индустриальном и аграрном производстве, развитие и совершенствование информационных и коммуникативных технологий, социализация личности и сокращении безработицы, расширение общей эрудиции, технологической культуры выпускников и т. д.

Специалист техносферной цивилизации и информационных технологий должен быть профессионально мобильным и конкурентоспособным, обладать ключевыми, универсальными и многими другими компетенциями. В этой связи, возникает вопрос: какова роль технологического образования учащихся Российской Федерации в данной подготовке и есть ли необходимость включать технологию в фундаментальное ядро ФГОС?

Современное производство, средства массовых коммуникаций и социальных услуг строятся на фундаменте знаний, интегрированных в технологии. Не усвоив этих знаний, человек не сможет успешно работать во многих отраслях и сферах деятельности. Без преувеличения можно сказать, что чем выше технологическая культура каждого из нас, тем эффективнее мы сможем создавать мощную материально-экономическую, оборонную и социальную базу нашего государства. Важность данного предмета зафиксирована в проекте ФГОС [13]. В то же время из фундаментального ядра общего образования 00 «Технология» исключена, а изучение ее в школе ограничена 5-6 классами, что противоречить мировой тенденции повышения роли технологического образования как стратегического фактора подъема экономики и гармонизации отношений между человеком, природой и техносферой.

Фундаментальное ядро общего образования, как известно, определяется через обоснование основных дефиниций научных закономерностей, взаимосвязей явлений и объектов: природа, человек, общество, техносфера, реализация которых в проекте стандарта общего образования рассматривается как целенаправленный процесс взаимодействия субъектов образования. При внимательном изучении содержания проекта выясняется, что в предложенном ФГОС «исчез» важный сегмент фундаментального ядра, - это научные закономерности техносферы, взаимодействия человека с техникой. И этот явный методологический пробел в даннОхМ проекте отдельными общеобразовательными учебным предметами (физика, химия, биология и др.) и в общем их единстве заменить технологию нельзя.

Исключая ООТ из фундаментального ядра ФГОС, авторы проекта, полагают, что у ООТ теоретических основ нет. Ее содержание опирается на законы физки, химии и другие научные идеи естественнонаучных дисциплин, а потому в новом стандарте повторять исходные положения данных

предметов не стоит. Каждый из изучаемых школьных предметов рассматривает соответствующие физические, химические, биологические, экономические, социальные или иные научные закономерности. У ООТ собственно научные закономерности реально не просматриваются, следовательно, включать ее в фундаментальное ядро не следует. С такими доводами авторов проекта ФГОС согласиться нельзя. Действительно, какие бы явления и процессы не рассматривались, все они так или иначе существуют, взаимодействуют, видоизменяются на основе законов природы, излагаются в учебных предметах - природа едина. Эта аксиома не требует доказательств.

Известно, что все науки зародились и «вышли» из натурфилософии и алхимии. У человека с древних времен было стремление не только добыть и обработать сырье, но и преобразовать материалы из одних видов в другие. Это стало началом стихийного зарождения приемов и методов деятельности, результатом которой было создание изделий и необходимых продуктов -это начало формирования целенаправленных действий, в основе которых зарождались различные способы преобразования добытых человеком сырья и материалов. Начиная с элементарных приемов действий, они с течением времени человечеством отрабатывались в различные направления преобразующей деятельности. При этом были открыты или усовершенствованы способы получения красителей, кислот, щелочей, сплавов, солей, стекол, эмалей, разработаны многие приемы лабораторной техники и технологии работы с веществами и различными материалами. Исходя из потребности, обосновывались и вводились специальные понятия и определения, на основе которых разрабатывались соответствующие отраслевые технологии для конкретного производства и профессиональной деятельности. Знания об энергии, материалах и информации, мире труда и техники постепенно расширялись и развивались, дополнялись и шлифовались, оформлялись в виде самостоятельного важного научного направления преобразующей деятельности человека, - технологию. Будь-то это технология обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов, проектирование, разработки и создания различных технических объектов и сооружений.

Начиная с середины 50-х годов прошлого века «большая наука» постепенно «переключилась» на технологическое совершенствование всех сфер производства и социальных услуг: понятие «научно-техническая революция» сменилось в настоящее время понятием «технологическая революция». Основное внимание ученых сосредоточилось на развитии перспективных технологий: биотехнологии, биоэнергетика, информационные технологии, нанотехнологии и др. [15].

Краткий ретроспективный экскурс позволяет сделать однозначный вывод, что «Технология» - это научное направление о способах преобразования и использования различных видов энергии, информации, обработки материалов и пищевых продуктов. (Хотелось бы напомнить авторам проекта ФГОС, что за открытие в области технологий присуждают Нобелевские премии). Закономерности развития техносферы, технологии

создания объектов и обработки материалов, совершенствования способов преобразующей деятельности человека достаточно теоретически обоснованы и научно изложены в различных специальных(отраслевых) дисциплинах, которые осваивают студенты технических средних специальных и высших профессиональных учебных заведений. И этот очевидный факт. Разработчики опубликованного проекта ФГОС, исключая технологию, а вместе с ней графику и черчение, из фундаментального ядра, намеренно решили, что в современных условиях и в перспективе их вполне может заменить информатика. Это явная стратегическая ошибка, которая, если вовремя ее не исправить, очень дорого обойдется государству. Ради справедливости отметим, что в настоящее время технологическое образование невозможно представить себе в отрыве от современных информационных технологий, так как они проникают во все сферы деятельности, коммуникаций и производства [14, с. 88]. Это процесс значительно повышает роль технологии в жизни человека, общества и государства, усиливает практи-ко-ориентированную мотивацию учащихся к учению вообще, к изучению технологии в том числе. Технология является одним из немногих школьных предметов, ориентирующих молодежь на технический профиль подготовки и необходимые производству массовые профессии, в которых остро нуждается производство и экономика нашей страны.

Средняя общеобразовательная школа призвана формировать социальную зрелую личность с определенными метапредметными, межпредметными и предметными компетенциями. Компетенции, включая знания, умения и навыки конкретного учебного предмета и являясь ожидаемым результатом обучения, предопределяют личную социальную ответственность и опыт самостоятельной деятельности. Компетенции в общем понимании являются системным понятием, объединяющим свойства всех уровней знаний, деятельности и опыта. Ориентация ФГОС на компетентностное образование в целом позволяет на интегративном уровне совместить требования, как к межпредметным, так и к метапредметным компетенциям, в их теоретико-методологическом единстве.

Однако, исключив ООТ из фундаментального ядра проекта общего образования, сформировать ключевые и межпредметные компетенции в полном объеме не представляется возможным. Компетенции «характеризуют не знания человека в отдельной научной области и способности их применять, а комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающими миром в той или иной профессиональной сфере» [15, с. 40]. Следовательно, развитие ресурса личности учащегося требует усиления междисциплинарных связей с учетом изучения и ООТ на равных правах с другими учебными предметами. Современного социально нравственного человека техносферной цивилизации без технологического образования и трудовой подготовки воспитать нельзя.

Технологическое образование, как известно, охватывает значительно широкий круг вопросов научных основ техносферы(техника, технологии, материаловедение, экономико-предпринимательские, экологические, эс-

тетические и другие основы индустриального и аграрного производства, коммуникативно-технические средства и системы, обеспечивающие охрану окружающей среды, культуру общения человека с миром природы и техники) и направлено на социализацию профессиональной деятельности человека с учетом развития ведущих направлений информационных и высоких технологий.

ООТ, как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования компетенций и универсальных учебных действий, объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении, интегрирует целостность технологических идей общего образования и способствует учащимся на практике реализовать свою подготовку, то есть компетентность. Именно, на уроках технологии школьники выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и реализуя на практике компетенции по многим другим учебным предметам. Школьники учатся проявлять компетентность, оценивая эстетические, экологические, объективные и субъективные ценности результата своего труда и учебно-практические действия в конкретном продукте. Таким образом, технологическая подготовка учащихся, усвоенные ими образовательные знания, основы специальных и технических компетенций, способы деятельности в условиях, приближенных к реальной жизни для решения практических задач, способствуют активному формированию ключевых компетенций, необходимых и важных для будущего специалиста, готового действовать в любой проблемной, в том числе экстремально-технологической, ситуации в групповом взаимодействии с персональной ответственностью за свои непосредственные обязанности на рабочем участке.

Таким образом, вывод напрашивается сам собой: необходимость возвращения ООТ в фундаментальное ядро проекта ФГОС не должно ни у кого вызывать сомнения. На основе реализации компетентностного подхода изучение данного учебного предмета будет способствовать не только углублению и расширению общего образования через формирование научных основ преобразующей деятельности человека и технологий различных отраслей современного производства и социальных услуг, но и более осознанному освоению метагхредметных и межпредметных компетенций, повышению научного уровня компетентностной подготовки выпускника общеобразовательной школы.

00 «Технология», - это не компилятивный и дублирующий учебный предмет, а стержневой компонент общего образования в силу того, что знания научных основ техносферы и закономерностей преобразующей деятельности человека составляют центральное звено специальных(отраслевых) компетенций/компетентностей профессий типа «Человек-Техника» и восполняет недостающий «сегмент» фундаментального ядра ФГОС в полном объеме. В данном предмете заложены значительные пропедевтические

нравственно-этические резервы формирования у старшеклассников соответствующих компетенций.

Технологические компетенции (владение знаниями и умениями в области техники, технологии различных отраслей производства, свойствами и качествами различных материалов и пищевых продуктов; способами преобразования и применения электрической, тепловой, гидравлической и других видов энергии в производстве и быту; способами изображения деталей, узлов, машин, кинематических, электрических и магнитных цепей; общих основ научной организации труда и производства; социально-коммуника-тивных взаимодействий и отношений в трудовой и профессиональной деятельности).

Процесс формирования технологических компетенций предполагает изучение основных понятий, научных закономерностей и процессов конкретного направления технологии. При изучении техники и технологий выделяются и обобщаются характерные и доступные для понимания учащихся научные принципы и свойства, на основе которых раскрываются действия и устройство наиболее важных для производства и экологии технологических установок, агрегатов, аппаратов, способов преобразующей деятельности и т. д. Прежде всего, тех, которые освоены (совершенствуются) и применяются в конкретных отраслях народного хозяйства. Обосновывается значение ряда областей техники и технологий в развитии конкретной отрасли производства. Раскрывается важность определенного типа технологии для профессионального самоопределения и решения социально-экономических задач в интересах человека. Исходя из возможностей и специфики модулей учебной дисциплины, сообщаются краткие сведения о соответствующих массовых профессиях, востребованных рынком труда. Информация о профессиях рассматривается как составная интегрирующая часть усиления ключевых компетенций будущего специалиста любой сферы деятельности.

Интеграция основных научных закономерностей содержания и обучения, в том числе формирование технологических компетенций и общетрудовых навыков, на основе реализации компетентного подхода, позволяет выстроить методологическую структуру общего образования с учетом включения ООТ в фундаментальное ядро проекта ФГОС: метапредметные (ключевые) компетенции (умение быть ответственным, работать в коллективе, участвовать в совместном принятии решений учебных, практических и социальных задач, толерантность к разным этнокультурам и религиям, владение развитой речью и иностранными языками, воспринимать, интерпретировать и видоизменять полученную информацию, ориентирование в социально-коммуникативных технологиях, умение непрерывно учиться и развиваться); межпредметные (универсальные) компетенции (выполнение роли гражданина и потребителя; владение методами самостоятельной познавательной и технологиями преобразующей деятельности, общетрудовыми навыками; технологиями компьютерного программирования, включая общение через ІЩегпеІ; умение анализировать ситуацию на рынке труда,

оценивать ее профессиональные возможности, владение аспектами собственного здоровья, безопасности жизнедеятельности, семейного бытия); ИКТ компетенции (владение основами информатики и опыта пользователя ПК с использованием современных информационных технологий на цифровых и электронных носителях, выполнение основных чертежно-гра-фических действий и экономических расчетов, связанных с технологией проектирования, конструирования и изготовления доступных и полезных продуктов(изделий); технологические компетенции (объекты труда, оборудование, инструменты и рациональные приемы труда, этапы преобразующих действий на основе программного обеспечения ИКТ); проектно-твор-ческие компетенции (поиск, обоснование и выбор проекта, в том числе с элементами экологии и дизайна, используя программное обеспечение, составление алгоритма технологических операций, анализ результатов деятельности в контексте социально-нравственных качеств личности); специальные (отраслевые) компетенции (понятия, научные закономерности развития техники и технологий современного индустриального и аграрного производства, включая высокие технологии и сферы коммуникаций и социальных услуг и др.); профориентологические компетенции: знания (основные положения профессиоведческой компетентности и гуманизма личности - природа и человек, мир труда и личность в мире профессий, здоровье человека и развитие техносферы через призму культурных и хозяйственных традиций малой родины); умения (использование знаний о способах изучения профессионально ориентированных интересов и диагностика профессиональных намерений, определение профессионального типа личности, принимать доступные и необходимые решения в ходе выполнения практических заданий и осуществления творческих работ, способствующие формированию межличностных компетенции); самосовершенствование (развитие индивидуальных качеств, здоровье и образовательные ресурсы, реализация социальных прав, связанных со свободой осознанного выбора профиля собственной траектории обучения и будущей деятельности, обоснование и проектирование жизненных и профессиональных планов личности, строить жизнь и деятельность в соответствии с требованиями информационной цивилизации и высоких технологий).

Завершающим шагом реализации содержания 00 «Технология» как учебного предмета в контексте фундаментального ядра основного общего образования с позиции компетентносгного подхода является рефлексия учащихся, которая определяется ценностно-смысловыми ориентирами, сформулированными в проекте ФГОС. Возникает необходимость глубокой и последовательной работы с молодежью в области разъяснения необходимости и важности технологического образования и его маркетинга.

Библиографический список

1. Алексеев, Н. Г. Философия образования и технология образования [Текст]/ Н. Г. Алексеев. // Вопросы философии. - 1995. - № 11. - С. 7-17.

2. Байденко, В. И. Компетенция: к освоению компетентностного подхода. Материалы к методическому семинару [Текст]/ В. И. Байденко. - М., 2004.

3. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст]/ В. А. Болотов. // Педагогика. - 2003. -№ 10. - С. 8-14.

4. Борисов, П. П. Компетентностно-деятельностный подход к модернизации содержания образования [Текст]/ П. П. Борисов. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 1. - С. 58-67.

5. Зеер, Э. Ф. Ключевые компетенции учащихся по ремесленным профессиям [Текст]/ Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. // Образование и науки. -2005. -№1. - С. 70-79.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст]/ И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2004.

7. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий [Текст]/ Д. А. Иванов, К Г. Митрофанов, О. В. Соколова. -М.: Когито-центр, 2002.

8. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]: доклад А. В. Хуторского на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002. - М.: - Центр «Эйдос», 2002.

9. Нефедова, Л. А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении [Текст]/ Л. А. Нефедова, // Школьные технологии. - 2006. - №4. - С. 61-66.

10. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования [Текст]/И. Осмоловская. // Директор школы. -2006.-№8.-С. 64-69.

11. Письмо Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву участников XVI Международной научно-практической конференции «Технологическое образование как фактор инновационного развития страны». Ярославль, 5-7 октября 2010 г., 3 с.

12.Рыжаков, М. В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации [Текст]/ М. В. Рыжаков, // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. -№>4.-С. 20-23.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://mon.gov.ru/ ргоЛ^оБ

14. Технологическое образование как фактор инновационного развития страны: Материалы XVI международной научно-практической конференции (4-8 октября 2010 г.) [Текст]: материалы конференции/отв. ред. 10. Л. Хотунцев, Л. Н. Серебренников. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2010. - 544 с.

15.Шемет, О. В. Пространственная организация компетентносгно ориентированного образовательного процесса в вузе [Текст]/ О. В. Шемет, // Педагогика. 2010,-№6.-С. 40-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.