Научная статья на тему 'Образование в контексте качества жизни населения крупного сибирского города (на примере города Иркутска)'

Образование в контексте качества жизни населения крупного сибирского города (на примере города Иркутска) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / МАССОВОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / QUALITY OF LIFE / EDUCATION / AVAILABILITY OF EDUCATION / LARGESCALE INVOLVEMENT / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трохирова Ульяна Владимировна, Зимина Екатерина Викторовна

На основе статистических данных анализируются тенденции развития системы образования в контексте качества жизни населения. Выделяются показатели качества жизни, обосновывается влияние образования на качество жизни граждан. Анализируются основные показатели образовательных учреждений г. Иркутска за период 2006-2010 гг. Обозначены проблемы массовости и доступности образования для населения г. Иркутска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трохирова Ульяна Владимировна, Зимина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN THE CONTEXT OF QUALITY OF LIFE IN A LARGE SIBERIAN CITY (BY THE EXAMPLE OF IRKUTSK CITY)

Basing on the statistic data the author analyzes the tendencies of the educational system development in the context of quality of life, points out life quality indicators, and substantiates impact of education on people's life quality. The article also analyzes basic performance indicators of Irkutsk educational institutions in the period 2006-2010, and highlights the problems of large-scale involvement and availability of education for the population of Irkutsk.

Текст научной работы на тему «Образование в контексте качества жизни населения крупного сибирского города (на примере города Иркутска)»

О

(N

УДК 316.74:37(571.53) ББК 60.55(2Рос)

У.В. Трохирова Е.В. Зимина

ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КРУПНОГО СИБИРСКОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСКА)*

На основе статистических данных анализируются тенденции развития системы образования в контексте качества жизни населения. Выделяются показатели качества жизни, обосновывается влияние образования на качество жизни граждан. Анализируются основные показатели образовательных учреждений г. Иркутска за период 2006-2010 гг. Обозначены проблемы массовости и доступности образования для населения г. Иркутска.

Ключевые слова: качество жизни, образование, доступность образования, массовость образования, образовательные учреждения.

U.V. Trokhirova Ye.V. Zimina

EDUCATION IN THE CONTEXT OF QUALITY OF LIFE IN A LARGE SIBERIAN CITY (BY THE EXAMPLE OF IRKUTSK CITY)

ssi Д s = g|p H5i

НА

Ой"

%<s ^ 1

1

S V I

8s! ИН 25 о

СнО!

£мц

МО I

нее

н

н

о

н

PQ

со

Н

Basing on the statistic data the author analyzes the tendencies of the educational system development in the context of quality of life, points out life quality indicators, and substantiates impact of education on people’s life quality. The article also analyzes basic performance indicators of Irkutsk educational institutions in the period 2006-2010, and highlights the problems of large-scale involvement and availability of education for the population of Irkutsk.

Keywords: quality of life, education, availability of education, large-scale involvement, educational institutions.

Сегодня для России наступил качественно новый этап ее развития, связанный с процессами социальной модернизации, базовой основой которой является переход от экономоцентричного к социально-центрич-ному типу общественного развития. В принятой в 1993 г. Конституции Российская Федерация была провозглашена социальным государством, высшей ценностью и важнейшим ориентиром которого является человек и создание условий для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Построение социально ориентированного государства возможно только при условии, что его экономическая политика будет направлена на повышение уровня и качества жизни граждан.

На сегодняшний день понятие качества жизни в рамках различных научных и политических концепций понимается по-разному. Обобщенно можно сказать, что качество жизни — это собирательное понятие,

* Работа подготовлена в рамках реализации проекта «Стратегические направления регулирования качества жизни населения крупного сибирского города» (федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», госконтракт с Минобрнауки РФ № 14.740.11.0564).

© У.В. Трохирова, Е.В. Зимина, 2011

%

СО обозначающее количественный уровень и разнообразие тех материаль-

ных и духовных потребностей, которые способен удовлетворить человек в условиях определенного общества [8, с. 315]. Показатели, с помощью которых оцениваются уровень и качество жизни, можно разделить на ^ количественные и качественные. Количественные показатели уровня

5^ и качества жизни наиболее очевидны. Прежде всего это ВНП, или наци-

ональный доход на душу населения, уровень дохода и его распределение в обществе, уровень потребления различных материальных благ и услуг по классам товаров, уровень занятости и т.п. Качественные показатели уровня и качества жизни включают показатели условий труда, быта и досуга человека [9].

Существует несколько подходов к выделению показателей качества жизни, но все они, так или иначе, учитывают образование и такие его характеристики, как массовость и доступность для населения. Это неслучайно, поскольку нормальное функционирование современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование сегодня становится одним из первостепенных факторов экономического развития, национальной безопасности, важным инструментом политики государства. Образование как система — это уникальный социальный институт, призванный развивать и приумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Уровень образования уже предполагает определенный социальный статус, возможности профессионального и социального продвижения.

Национальная идея России в XXI в. — «образованная Россия». Она опирается на единство обеспечения качества жизни и качества образования, включая императивы непрерывного образования, перехода к всеобщему высшему образованию, обеспечения доступности, массовости, бесплатности. Таким образом, доступность и массовость — это важнейшие §ЦЦ¥ характеристики образования, определяющие качество жизни населения.

; Следует отметить, что в силу наличия разных подходов (социологи-

ческий, экономический и т.д.) единой методики измерения и анализа ой § доступности и массовости образования нет, однако существует интег-

ральный подход к изучению качества жизни, который предполагает ^ | проведение двух типов оценок: объективных (на основе официальных

1 статистических данных) и субъективных (на основе мнения населения с

в выделением социально-экономического, социокультурного, территорией! ального и других факторов). Если оценить массовость образования воз-

в можно на основе анализа статистических данных, то такой критерий, как

йо 1 доступность образования для разных категорий населения, требует более

к®Э глубокого изучения. Для этого необходимо иметь систему индикаторов,

которая должна отвечать следующим требованиям [7, с. 109-110]:

1. Она должна отражать мнения жителей и основания, формирую-

23 щие эти мнения.

2. Индикаторы должны отражать неравенство в самом процессе образования и образовательных учреждениях.

3. Система индикаторов должна учитывать не только неравенство и

1^ несправедливость самой образовательной системы, но и то неравенство,

что возникает до нее и влияет на процесс обучения. со 4. Система индикаторов должна отражать не только доступность и

Н массовость системы образования, но и ее влияние на социальное нера-

венство в обществе.

н

о

Проанализируем образование в контексте качества жизни населения г. Иркутска как крупного сибирского города.

Официальные статистические данные, характеризующие тенденции массовости и доступности образования разного уровня, позволяют сделать вывод о достаточном количестве образовательных учреждений каждого из уровней образовательной системы в г. Иркутске [1; 4], которое в течение последних пяти лет остается практически стабильным (табл. 1).

Таблица 1

Количество образовательных учреждений в г. Иркутске

Тип образовательного учреждения 2006 2007 2008 2009 2010

Дошкольные образовательные учреждения 128 124 126 125 126

Дневные общеобразовательные учреждения 96 97 97 96 96

Вечерние (сменные) образовательные учреждения 5 4 4 4 4

Учреждения начального профессионального образования 10 10 9 11 8

Учреждения среднего профессионального образования 30 30 26 28 29

Вузы 30 31 33 32 32

«К1

2нё

Яз =

КнИ

НД

НА

ОЙ"

^ 1

1

^ Л £

ь Е

« ЦТ I

8Н!

о

ЕнО а

£М1| МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Однако следует отметить, что число дошкольных образовательных учреждений за рассматриваемый период сократилось на две единицы, что привело к сокращению мест в детских садах и повышению количества детей, стоящих на очереди в дошкольное образовательное учреждение [2; 3, с. 44; 6, с. 42]. В результате охват детей в возрасте одного-шес-ти лет услугами дошкольных образовательных учреждений ежегодно уменьшается (табл. 2). Усугубляет проблему тенденция к ежегодному увеличению общей численности детей дошкольного возраста.

Таблица 2

Охват детей услугами дошкольных образовательных учреждений

Показатель 2006 2007 2008 2009

Число мест в дошкольных образовательных учреждениях 21 532 21 116 20 983 20 686

Обеспеченность местами детей в дошкольных учреждениях (количество детей на 100 мест) 115 115 122 124

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество детей, охваченных услугами дошкольных образовательных учреждений, % 67,5 66,9 66,2 62,6

Если в развитых странах обучение детей младшего возраста рассматривается как первый уровень образования, то в России более привычным является понятие «дошкольного воспитания», а образование в полном смысле слова начинается все-таки со школы. В связи с этим дошкольному образованию в нашей стране уделяется недостаточно внимания, следствием чего является острая нехватка мест в детских садах. Вместе с тем, по мнению экспертов ОЭСР, дошкольное образование во многом определяет успехи и неудачи человека на всех дальнейших уровнях образования, его способность к адаптации и эффективной социализации.

Что касается общего образования, то наблюдается снижение числа учащихся в образовательных учреждениях этого уровня (табл. 3). Наименьшее количество обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях зафиксировано в 2008 г. В дневных общеобразователь-

ных учреждениях учится около 80% детей школьного возраста. При этом следует учитывать, что определенная часть детей этой возрастной группы получает общее образование в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, негосударственных дневных общеобразовательных учреждениях, школах-интернатах и т.п. Кроме того, подростки 15-17 лет могут получить полное среднее образование в профессиональных лицеях, училищах, колледжах.

Таблица 3

Численность обучающихся в образовательных учреждениях г. Иркутска, тыс. чел.

Тип образовательного учреждения 2006 2007 2008 2009 2010

Дошкольные образовательные учреждения 24 591 24 332 25 554 25 735 26 600

Дневные общеобразовательные учреждения 62 610 61 570 59 077 61 212 61 400

Вечерние (сменные) образовательные учреждения 934 894 887

Учреждения начального профессионального образования

Учреждения среднего профессионального образования

Вузы

«К1 Яз =

«31

На

ой-

^ 1

1

«Л*

« ЦТ I

8Н!

о

ЕнО а

£мц

МО I

нее

и

н

н

о

н

м

со

Н

Из табл. 1 видно, что за последние пять лет незначительно, но все же сократилось число учреждений начального и среднего профессионального образования и увеличилось количество вузов. Поскольку официальная статистика не учитывает показатели численности городских студентов в учреждениях профессионального образования разного уровня и типа, то достаточно затруднительно делать выводы относительно массовости профессионального образования разного уровня. Однако данные по общему количеству студентов в профессиональных образовательных учреждениях г. Иркутска (включая иркутян, иногородних и сельских жителей) свидетельствуют о снижении контингента учащихся системы начального и среднего профессионального образования и увеличении численности студентов учреждений высшего профессионального образования [3, с. 45-46]. Эти данные, а также результаты социологических исследований, фиксирующих постоянный рост значимости мотивов получения высшего образования среди выпускников общеобразовательных учреждений [5, с. 58], позволяют предположить, что тенденции повышения массовости именно высшего профессионального образования характерны и для студенческой молодежи г. Иркутска. В настоящее время получение высшего профессионального образования рассматривается молодыми людьми как «гарантия успешной социализации и необходимая ступень для попадания в разряд обеспеченных людей» [там же].

Однако показатель массовости высшего образования нельзя однозначно интерпретировать. С одной стороны, это отвечает приоритетам модернизации образовательной системы нашей страны и позволяет расширить масштабы образования в обществе, тем более что образование сегодня считается одним из инструментов прогресса общества. С другой стороны, получение университетской профессии перестало гарантировать человеку высокооплачиваемую работу, а для некоторой части выпускников окончание университета означает пополнение рядов безработных (доля безработных с высшим профессиональным образованием выросла с 2006 по 2010 г. с 43 до 53%). Несомненно, что в данном случае

О

(N

о повышении качества жизни выпускников вузов, которые становятся невостребованными, говорить не приходится.

Что касается доступности образования разного уровня для населения г. Иркутска, то изучение этого показателя качества жизни только по статистическим данным представляется затруднительным и, на наш взгляд, требует более глубокого анализа по нескольким индикаторам с применением комплекса социологических методов.

Таким образом, бесспорным является тот факт, что образование выполняет важные социальные функции, и существует непосредственная связь между результативностью выполнения этих функций, качеством жизни населения и, как следствие, дифференциацией общества. Система образования играет особую роль в воспроизводстве социальной структуры общества. Она может закреплять социальное неравенство, создавая препятствия (родители не могут устроить ребенка в сад, обучать ребенка в хорошей школе, не могут заплатить за обучение в вузе и т.д.), и содействовать, таким образом, усилению социального напряжения. В настоящее время анализ различий в доступности образования с точки зрения их влияния на социальную динамику, качество и уровень жизни общества приобретает особую значимость.

SS1 Яз =

н|р

НА

ОЙ"

%<S ^ 1

1

«Л*

« F I 8s! ЕнО а

£мц

МО I

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Список использованной литературы

1. Абитуриент: справочник поступающего. — Иркутск: Изд. дом «Сарма», 2006-2010.

2. База данных показателей муниципальных образований: Иркутская область. — URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst25/DBInet.cgi.

3. Иркутск в цифрах, 2009: стат. сб. — Иркутск, 2010. — 98 с.

4. Итоги социально-экономического развития г. Иркутска, 2006-2010 гг. — URL: http://www.admirkutsk.ru/?rubr=695.

5. Лисаускене М.В. Профессиональные и ценностные ориентации «когорты перемен» / М.В. Лисаускене // Иркутская социологическая школа на рубеже XXI века: сб. науч. тр. — Иркутск: НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, 2008. — С.57-68.

6. Муниципальные образования Иркутской области, 2009: экон.-стат. сб. — Иркутск, 2010. — Ч. 1. — 67 с.

7. Проблемы доступности высшего образования / отв. ред. С.В. Шишкин. — М.: «СИГНАЛЪ», 2003. — 173 с.

8. Социология: энцикл. / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евель-кин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Минск: Книжный дом, 2003. — 1312 с.

9. Феоктистов Д.В. Методология оценки уровня и качества жизни населения / Д.В. Феоктистов // Налоги. Инвестиции. Капитал. — 2002. — № 3-4. —

С. 56-63.

Referenses

1. Abiturient: spravochnik postupayushchego. — Irkutsk: Izd. dom «Sarma», 2006-2010.

2. Baza dannykh pokazatelei munitsipal’nykh obrazovanii: Irkutskaya oblast’. — URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst25/DBInet.cgi.

3. Irkutsk v tsifrakh, 2009: stat. sb. — Irkutsk, 2010. — 98 c.

4. Itogi sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya g. Irkutska, 2006-2010 gg. — URL: http://www.admirkutsk.ru/?rubr=695.

5. Lisauskene M.V. Professional’nye i tsennostnye orientatsii «kogorty pere-men» / M.V. Lisauskene // Irkutskaya sotsiologicheskaya shkola na rubezhe XXIve-ka: sb. nauch. tr. — Irkutsk: NTs RVKh VSNTs SO RAMN, 2008. — S. 57-68.

6. Munitsipal’nye obrazovaniya Irkutskoi oblasti, 2009: ekon.-stat. sb. — Irkutsk, 2010. — Ch. 1. — 67 s.

О

(N

7. Problemy dostupnosti vysshego obrazovaniya / otv. red. S.V. Shishkin. — M.: «SIGNAL’», 2003. — 173 s.

8. Sotsiologiya: entsikl. / sost. A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel’kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshchenko. — Minsk: Knizhnyi dom, 2003. — 1312 s.

9. Feoktistov D.V. Metodologiya otsenki urovnya i kachestva zhizni naseleniya /

D.V. Feoktistov // Nalogi. Investitsii. Kapital. 2002. № 3-4. — S. 56-63.

Информация об авторах

Трохирова Ульяна Владимировна — кандидат социологических наук, старший преподаватель, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: zhuv@mail.ru.

Зимина Екатерина Викторовна — кандидат социологических наук, старший преподаватель, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: katerinovna@list.ru.

Authors

Trokhirova Uliyana Vladimirovna — PhD in Sociology, Senior Instructor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: zhuv@mail.ru.

Zimina Yekaterina Victorovna — PhD in Sociology, Senior Instructor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: katerinovna@list.ru.

SS?

2s!

K4!S

«51

ОЙ"

^ I

1 ;E

gS I

« t

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8s!

M g! is

Е-Ю!

H

H

о

H P3

co

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.