Научная статья на тему 'Образование в формировании человеческого капитала'

Образование в формировании человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаджалова Х.М.

В статье показана система взаимосвязи и взаимообусловленности субъектов формирования конкурентоспособного человеческого капитала, согласование мероприятий и целевых установок политики государства в области образования, а именно, стремление к соответствию профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, повышения уровня их квалификации с учётом требований современного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN THE FORMATION OF HUMAN OF CAPITAL

The article shows the system of interconnection and interdependence of the subjects of formation of competitive human capital, the coordination of measures and targets of the state policy in the field of education, namely, the desire to match the professional training of highly qualified specialists, to upgrade their skills, taking into account the requirements of the modern labor market.

Текст научной работы на тему «Образование в формировании человеческого капитала»

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОМ СФЕРЫ, ТРУДА И НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ

УДК: 658.3 ББК 65

Хаджалова Х.М. - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических исследований, дагестанский научный центр Российской академии наук; профессор кафедры Управление проектами и программами, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Khadzhalova Kh.M. - Doctor of Economics, leading researcher of the Institute of Social and Economic Research, Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; Professor of the Department Project and Program Management, Dagestan State University of National Economy

ОБРАЗОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

КАПИТАЛА

EDUCATION IN THE FORMATION OF HUMAN OF CAPITAL

В статье показана система взаимосвязи и взаимообусловленности субъектов формирования конкурентоспособного человеческого капитала, согласование мероприятий и целевых установок политики государства в области образования, а именно, стремление к соответствию профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, повышения уровня их квалификации с учётом требований современного рынка труда.

Ключевые слова. образование, человеческий капитал, конкурентоспособность, рынок труда.

The article shows the system of interconnection and interdependence of the subjects of formation of competitive human capital, the coordination of measures and targets of the state policy in the field of education, namely, the desire to match the professional training of highly qualified specialists, to upgrade their skills, taking into account the requirements of the modern labor market.

Keywords: education, human capital, competitiveness, labor market.

Переход России на инновационный социально-ориентированный тип развития экономики требует определенной специализации в мировой системе хозяйствования и реализации комплекса взаимосвязанных направлений, главным из которых является повышение конкурентоспособности человеческого капитала.

Субъектами формирования человеческого капитала на разных этапах его развития являются семья, государство и его институты, предприятие и инфраструктура рынка. Все субъекты формирования человеческого капитала имеют достаточно крепкую взаимосвязь и взаимообусловленность. Так, государство не может самостоятельно устанавливать связи между производством и образованием, а бизнес -даже в силу своего влияния на совершенствование ресурсной базы

учебных заведений, модернизацию и используемых технологий обучения не может разрабатывать чёткое стратегическое направление развития образования. В каждом конкретном случае бизнес, контактируя с учебными заведениями, решает свои собственные проблемы, зачастую это краткосрочные производственные задачи.

Поэтому эффективность функционирования всей системы образования зависит от направлений государственной политики в области образования, занятости и степени согласованности деятельности учебных заведений с производственными структурами. Вследствие чего, особенно актуальным является стремление к соответствию профессиональной подготовки высококвалифицированных

специалистов, повышения их квалификации с учётом требований рынка труда сегодняшнего дня.

В таблице 1 приводится роль субъектов формирования человеческого капитала в систему образования индивидов на этапах его становления, накопления, использования и воспроизводства.

Таблица 1.

Роль образования в системе формирования и использования

человеческого капитала [3]

Этапы формирования и использования человеческого капитала

Становление Накопление Использование Воспроизводство

На первом этапе Далее - Полученное Образование

основная роль инвестировани образование влияет на образ

инвестирования е средств в индивидом жизни индивида

средств в образование является и его окружения.

образование индивида определяющим Воспроизводятся

индивидов осуществляетс в процессе его актуальные

осуществляется я использования в способности

семьей. Семья государственн профессиональн индивида

вкладывает средства ыми ой деятельности

в образование детей институтами.

с целью получения

высокого дохода в

будущем

Динамика накопления человеческого капитала обусловлена отдельными решениями; в то же время образование - основной (но имеются и другие) компонент формирования капитала человека. Принятие человеком решений об инвестициях в образование во многих отношениях к столь же инвестиционным решениям о компании. Отдельные инвестиции в образование можно рассмотреть как расходы с точки зрения стоимости фактора и альтернативные расходы. Поскольку инвестиции в человеческий капитал повышают отдельную производительность, преимущества от образования равны текущей стоимости ожидаемого высокого дохода после образования.

Таким образом, формирование человеческого капитала есть непрерывный, достаточно длительный процесс, в которого индивид достигает самого высокого потенциала в комбинации таких процессах как образование, поиск работы, занятость, формирование навыков и развития личности.

Важнейшим условием формирования человеческого капитала выступает развитие системы образования. В республиках СКФО образование представляет собой одну из ведущих отраслей социальной сферы. Важная степень формирования человеческого капитала - это

высшее профессиональное образование, направленное на подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня на базе среднего общего и среднего профессионального образования [3].

Таблица 2

Уровень образования населения, по данным переписи 2010 г. [5]

На 1000 человек населения в возрасте 15 и более лет

профессиональное общее

послеву зовское высшее среднее начальное среднее начальное

Российская Федерация 6 228 312 56 182 54

СКФО 7 193 233 42 265 61

Республика Дагестан 6 181 184 29 319 65

Республика Ингушетия 16 164 167 82 263 64

Кабардино-Балкарская Республика 8 206 300 48 228 45

Карачаево-Черкесская Республика 8 241 260 39 230 59

Республика Северная Осетия -Алания 9 264 288 43 181 48

Чеченская Республика 3 115 149 46 358 69

Ставропольски й край 6 206 280 45 219 64

Согласно результатам проводимой в 2010 г. в переписи населения в республиках Северного Кавказа уровень образования экономически активного населения возраста 15-75 лет следует представить следующим образом: начальное профессиональное образование имеют 42 чел. на каждые 1000 чел. населения, среднее профессиональное - 233 чел.; высшее профессиональное - 193 чел. и послевузовское - лишь 7 чел.

За период с 2000/2001 - 2012/2013 учебных годов на 47,2% возросла доля обучающихся в высших учебных заведениях с 223,6 тыс. чел. до 329,3 тыс. чел. При более детальном рассмотрении числа обучающихся в государственных и частных ВУЗах, следует отметить как увеличение числа обучающихся в государственных учебных заведениях с 189,3 тыс. чел. в 2000/2001 учебном году до 280,7 тыс. чел. в 2012/2013 уч. г. (рост 48%), так и увеличение обучающихся в негосударственных ВУЗах с 34,3 тыс. чел. в 2000/2001 уч. г. до 48,6 тыс. чел. в 2012/2013 уч. г. (рост на 41%), что, в конечном счете, не может не отразиться на качестве подготовки обучающихся.

450 400 350 300 250 200 150 100

50 0

Рисунок 1. Численность обучающихся в высших учебных заведениях,

тыс. чел. [5]

Работа по приобретенной специальности является необходимым условием воспроизводства профессиональной структуры. Несмотря на стабильную динамику по увеличению доли лиц, имеющих образование, остро ощущается нехватка квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время лишь 20% выпускников ВУЗов находят работу согласно полученной специальности. У нынешней молодежи, получающей образование, изменяются ожидания, касающиеся будущего трудоустройства. В 2016 г. было проведено исследование среди 250 студентов старших курсов Дагестанский государственный институт народного хозяйства «ДГИНХ» (г. Махачкала) по выявлению мнения выпускников ВУЗа касательно их будущего трудоустройства. Результаты исследования показали, что около 80% выпускников желали бы после завершения обучения работать в соответствии с приобретаемой специальностью. Одним из важнейших факторов, влияющих на выбор ВУЗа, респонденты считают подготовку по востребованным специальностям. Эту причину выбора ВУЗа отметили как имеющую значение 58% выпускников. Результаты исследования показывают, что для выпускников всех звеньев профессиональной школы растет значение такого фактора, как трудоустройство. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что для более чем 30% опрошенных помощь в трудоустройстве является одним из решающих факторов выбора ВУЗа.

Проблема трудоустройства выпускников учреждений образования во многом обусловлена отсутствием связи между образовательным рынком и рынком профессий, а в региональной экономике сегодня имеет место и разрыв между предложением работников и спросом на них [2]. Несмотря на отмеченные недостатки в развитии человеческого капитала, его вклад в экономический рост и социально-экономический прогресс общества достаточно высок. Следовательно, эффективное использование накопленного человеческого капитала является фактором достижения стратегических целей развития территории [4].

Показателем социальной эффективности образования является уровень безработицы среди различных по образованию групп населения. Анализ этих позволили получить данные выборочных обследований по проблемам занятости. Исследование показало, что в республиках СКФО, лица имеющее высшее и среднее специальное образование в меньшей степени страдают от безработицы.

Таблица 4.

Состав занятого населения по уровня образования в 2013 г. (в % к итогу) [5]

Занят ые -всего В том числе имеют образование Не имеют основного общего

профессиональное общее

высш ее средн ее начал ьное средн ее началь ное

СКФО, руб. 100 30,5 21,1 10,0 32,9 4,9 0,6

Республика Дагестан 100 30,9 17,7 6,2 39,9 4,9 0,5

Республика Ингушетия 100 30,8 29,7 10,2 27,3 1,2 0,7

Кабардино-Балкарская Республика 100 28,6 19,6 13,7 32,1 5,4 0,5

Карачаево-Черкесская Республика 100 33,3 20,4 18,9 24,6 2,3 0,4

Республика Северная Осетия -Алания 100 37,9 25,9 13,1 18,3 4,6 0,3

Чеченская Республика 100 24,8 13,0 5,3 49,5 6,8 0,6

Ставропольск ий край 100 30,2 25,4 11,6 27,0 5,0 0,8

Так, в 2012 г. в структуре занятого населения 30,5% от общего числа занятого населения (1019,1 тыс. чел.) составляют лица с высшим профессиональным образованием; 21,1% (716,7 тыс. чел.) - со средним профессиональным образованием и 10% (339,7 тыс. человек) - с начальным профессиональным образованием [8]. Наиболее высокий уровень занятости характерен для лиц, имеющих полное среднее образование (23,1% от общего числа занятого населения или 784, 7 тыс. чел.). Это можно объяснить тем, что по окончании школы большинство выпускников не могут продолжить учебу в силу недостаточного количества бюджетных мест в государственных ВУЗах и высокой оплатой обучения - в негосударственных.

Серьезным ограничителем к получению образования выступают и невысокие показатели условий жизни и доходов населения, в следствие чего, определенная часть трудовых ресурсов вступает на рынок труда, имея лишь среднее образование и при том невысокого качества, без каких-либо специальных навыков и способностей. С большей вероятностью в перспективе, именно эта часть населения пополнит группу населения с низкими доходами. Создавшаяся ситуация является одной из главных причин ухудшения условий жизни населения, что не может не сказаться на качестве и развитии человеческого капитала, ограничивая, тем самым, его эффективное использование [1].

Северо-Кавказский федеральный округ является многоуровневой системой. Финансирование образования осуществляется из государственного бюджета. Так, в 2005 г. на развитие системы образования, здравоохранение и культурного развития СКФО было выделено50068,2 млн. руб., а в 2012 г. - 200361,5 млн. руб., что в 4 раза больше уровня 2005 г. Из них на культуру и искусство в 2005 г. - 12359,5 тыс. руб. и в 2012 г. 53318,0 (рост в 4,3 раза) [9].

За последние 12 лет государственные инвестиции в развитие человеческого капитала имеют тенденцию к увеличению. Однако это

связано с низким базовым уровнем 2005 г.. Если сравнить объем инвестиций только с показателями 1950-1990 гг. - рост, на первый взгляд, не значителен, однако, СССР имел самую высокую в мире долю расходов на образование, который составлял около 10% в национальном доходе, в то время как США тратили на это лишь 4%, а европейские страны - 2-3% [9].

Таблица 5.

Расходы на образование консолидированных бюджетов СКФО, млн. руб. [5]

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Расходы на образование, тыс. руб. 23240,7 30857,4 49171,4 52632 61853 65469,9 76884,5 95446

В настоящее время инвестиции в развитие человеческого капитала стали осуществлять значительно меньше. В развитых странах государственные инвестиции на повышение качества человеческого капитала, только в сферу образования составляют, от 10 до 12% от ВВП. В среднем по СКФО инвестиции в сферу образования составляют только 6-7% от ВРП, а общие совокупные инвестиции на развитие человеческого капитала 14% от ВРП, что явно недостаточно для развития [9]. Согласно многим расчетам по определению взаимосвязи между объемом (ВРП) и долей государственных расходов на образование, проводимой методом корреляционно-регрессионной зависимости факторов, многими исследователями выявлена прямо пропорциональная зависимость, согласно которой увеличение государственных расходов на развитие человеческого капитала всего на 1%, способствует увеличению объема ВВП (ВРП) в среднем на 4-6%.

Проведенный анализ формирования и развития человеческого капитала среди республик СКФО выявили существенные проблемы в сферах образования. Это замедляет процесс воспроизводства и развития человеческого капитала, препятствует развитию национальной экономики и требует скорейшего их разрешения.

Список литературы:

1. Абдулманапов П.Г., Хаджалова Х.М. Особенности самосохранительного поведения студенческой молодежи Республики Дагестан // Народонаселение. - 2016. - №1 (71). - С. 116-124.

2. Гичиев Н.С. Инвестиционная составляющая человеческого капитала и его институциональные компоненты // Вопросы структуризации экономики. - 2010. - № 2. - С. 176-182.

3. Добрынин, А. И., Дятлов, С. А., Цыренова, Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: Наука, 1999.

4. Кутаев Ш.К. Основные факторы повышения качества образования в трудоизбыточном регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - №1 (35). - С. 467-474.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 990 с.

6. Сагидов Ю.Н. Социально-трудовые отношения: основные аспекты актуальности // Вопросы структуризации экономики. - 2010. - №2. - С. 9-10.

7. Управление ресурсами системы высшего образования Республики Таджикистан в условиях финансового кризиса. Институт «Открытое Общество» - Фонд Содействия в Таджикистане. Душанбе, 2009. - С. 43

8. Хаджалова Х.М. Особенности формирования человеческого капитала в трудоизбыточных регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. - №1(51). - С. 84-90.

9. Хаджалова Х.М. Оценка человеческого капитала регионов СевероКавказского федерального округа // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2015. - №3. -С. 25-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.