ПЕДАГОГИКА
ОБРАЗОВАНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Е.В. Кухарева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Вопросы образования в настоящее время прочно занимают главные позиции в области формирования современного человека, гармонично развитой личности. Это вопрос не местного, а глобального значения. Не чужд он и арабским странам. Знакомство с образовательными системами арабских стран и их историей входит в лингвострановедческий модуль преподавания арабского языка. Проблема получения знаний и методов приобщения к ним через воспитание и обучение в арабском мире имеет давнюю историю. В доисламский период это были практические знания и навыки, необходимые для выживания в суровых условиях кочевой жизни.
Главным методом их получения и передачи было домашнее воспитание, подражание взрослым и наставления старших. С приходом ислама во времена пророка Мухаммада появляются новые подходы к проблеме знаний. В этот период знание предстаёт в виде божественного откровения - Корана. Задачей обучения становится познание предписаний и истин нового учения, соединение духовного и физического совершенствования молодых людей с целью их активного участия в распространении ислама. Среди методов получения образования этого периода, наряду с домашним воспитанием и обучением у частных преподавателей, получает распространение посещение религиозных школ первой и второй ступени, военное обучение.
По мере развития и укрепления Арабского халифата происходит дальнейшее совершенствование образовательной системы, возникает педагогическая наука. Создаются школы нового типа - медресе, в которых помимо богословских наук изучались и светские науки. Современная система образования во многих арабских странах копирует систему образования бывших метрополий. Так, представленная в статье система начального и среднего образования в странах Магриба формировалась под влиянием французской образовательной системы, хотя в ряде случаев она учитывает специфические национальные особенности.
Ключевые слова: система воспитания и образования, начальное и среднее образование, педагогическая наука, доисламский период, Арабский халифат, страны Магриба.
Арабы считают, что зачатки воспитания и образования отражены в повествовании из Священного Корана о том, как Аллах велел ангелам оказать почёт Адаму, который, естественно, первым из людей получил знание обо всём, что есть на Земле из животных, растений и т.д. «И научил Он Адама всем именам, а потом предложил их ангелам и сказал: «Сообщите мне имена этих, если вы правдивы»... Он сказал: «О, Адам, сообщи им имена их!» И когда он сообщил им имена их, то Он сказал: «Разве Я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле». «И вот сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму!» И поклонились они, кроме Иблиса...» [5, 2:31,33,34].
В Коране также есть аят, в котором содержится прямой призыв к познанию. Там говорится: «И говори: Господь мой! Умножь моё знание» [5, 20:114]. Поскольку знание освящено божественной волей, арабы относились и относятся к нему с большим почтением, что отразилось в народном фольклоре, в частности в пословицах и поговорках: «Лучше знать, чем не знать»; «Враг человека - его глупость, а друг - его разум!»; «Знания людей - сокровище»; «Истинная красота - красота ума и воспитания»; «Учись с рождения до могилы (букв.: Спрашивай знаний от колыбели до могилы)»; «Учи меня, пока я расту. Не так, - ответили ему. - Учи меня, пока я не поседею»; «У ученья и огня нет меры (палест.)»; «Учение в детстве подобно гравировке на камне»; «Тот, у кого учёный сын, подобен тому, у кого рядом полноводная река».
При этом арабы считают, что наука должна приносить практическую пользу, ибо: «Образование - богатство, а применение его - совершенство»; «Наука (знание) без дела, что дерево без плодов».
Однако и в доисламский период, по мусульманской терминологии, в период Джахилии -«в эпоху незнания, невежества», тема знания не была чужда арабскому обществу, опиравшемуся на племенную систему, объединявшую людей по происхождению от общего предка и связывавшую их между собой по отцовской линии. В этих условиях воспитание и образование инстинктивно строились на социальных ценностях, отношениях и правилах, определяемых традициями и обычаями племени. По образному выражению арабского литературоведа Хана аль-Фахури, в воспитании нашли своё отражение «пески пустыни и её высохшая земля, зной её небес, её животные и растения, обычаи бедуинов и их традиции, их войны и набеги, их взгляды на смелость и совершенство, честь и могущество, племенную солидарность и другие моральные ценности арабов» [14, с.16].
Все эти качества и ценности передавались от родителей детям, воспитывались в процессе совместной деятельности и преодоления неблагоприятных условий жизни. В период Джахилии при кочевом образе жизни основной массы племён вопрос об образовательном процессе
как об упорядоченной системе получения знания вряд ли мог возникнуть даже теоретически. В Аравии того периода был очень низкий уровень грамоты. В Мекке, самом большом культурном центра Хиджаза, согласно преданию число умевших читать и писать не достигало 20 человек, а в других центрах их число было и того меньше. Письмо учили только те, кому это было необходимо для заработка средств к существованию [13].
Знания людей - сокровище
Знания передавались, как уже было сказано выше, от родителей детям. В раннем детстве, обычно до семи лет, дети, мальчики и девочки оставались на половине матери. Она была их первым учителем. Она закладывала основы их нравственности и знания правил поведения в обществе и взаимоотношений с другими людьми. Неслучайно арабы говорят: «Дитя для матери - что глина для гончара», «Дитя - сосуд матери», «Сын весь в мать». Другими словами, ребёнок, его поведение в первую очередь есть отражение того, как воспитала его мать и какие знания она ему передала. Отец подключался к процессу воспитания и обучения позднее, когда наступала пора передавать сыновьям знания о своём ремесле.
Другим фиксатором и передатчиком знаний в эпоху Джахилии являлась поэзия, отражение которой на бумаге произошло позднее. Словесное искусство арабов подобно прекрасному ожерелью, составленному из переливающихся разноцветным блеском «редкостных жемчужин речи», как говорил известный андалусский поэт, уроженец Кордовы Ибн Абд Раббихи (860-940) в своей знаменитой антологии «Чудесное ожерелье» [4, с.230]. Прежде всего, речь идёт о таких жанрах, как «мадх» (восхваление и прославление), «риса» («плачи», траурные песни по умершим), «хиджа» (поношение врага и «богатырская похвальба»).
В произведениях такого плана древнеараб-ские поэты, которые занимали почётное место в племенной иерархии, так как считались способными произносить магические заклинания («шаир» - первоначально «ведун») и даже находить воду [4, с.6], становились «историографами» племени, защитниками его чести и достоинства в межплеменных спорах, поборниками сложившихся законов и традиционных устоев. На базарах и ярмарках крупных торговых и культурных центров Ближнего Востока и Аравийского полуострова устраивались конкурсы стихов и ораторского искусства. Произведения, получившие первое место, писали золотой водой и вешали на стену Каабы [13].
Слушатели не только наслаждались красотою касыд и муаллак, но и получали определённую информацию, содержащуюся в этих произведениях. В качестве источника знаний по истории племён, ратному делу, даже географии большую роль среди поэтических произведений играли «Жизнеописания» («Сиры») различных
героев и известных личностей. В них без труда можно обнаружить прямое отражение жизни доисламских арабов (быта и нравов бедуинских племён, межплеменных войн), а также событий более поздней истории (арабо-мусульманских завоеваний в Азии, Африке и Европе, войн арабов с крестоносцами). Например, «Жизнеописание Антары» или «Жизнеописание Абу Зейда», известное также под названием «Повесть о подвигах племени хиляль».
Важным источником информации, кроме поэтов, в древнем арабском обществе были путники, которых бедуины принимали как дорогих гостей, следуя традиционным законам гостеприимства. Арабский речевой этикет и обычаи донесли до наших времён эти правила. Когда к арабу приходит человек, в гости или по делу, то их общение предваряется целым ритуалом приветствий и традиционных вопросов. Обычно после приветствий церемония общения переходит в плоскость обмена новостной информацией. При этом следует ритуальный вопрос: «Как дела? Как семья? Как дети, родители?» Следует заметить, что традиционно при встрече людей, особенно малознакомых, используют выражения, излучающие оптимизм, чтобы с порога не отпугнуть собеседника. Это вполне соответствует совету пророка Мухаммада: «Старайтесь давать людям только добрые вести. Не заставляйте их сторониться вас» [15, с.251]. Кроме этих, наиболее общих, вопросов могут последовать более конкретные, связанные с родом деятельности говорящих: «Как твой скот?» или «Каковы виды на урожай?» и т.д.
Далее гостя просят поделиться другими новостями, спрашивая: «Какие у тебя вести, новости?» Как пишет исследователь обычаев и традиций ОАЭ Бен Сандал, раньше, если у человека не было вестей или он не хотел говорить при всех, то он старался уйти от ответа или мог рассказать новости шейху племени, оставив на его усмотрение доведение полученных сведений до соплеменников [2, с.16]. Подводя промежуточный итог по изучаемой теме, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на низкий уровень грамотности, арабы заложили хороший фундамент в сферах, в которые сумели перенести свои знания и опыт. Среди «наук Джахилии» можно перечислить следующие: родословную науку; историю, перемешанную с легендами; предсказания по положению воды и звёзд на небе, здоровью животных, полёту птиц; мастерство вести след, а также зачатки астрономии, медицины, ветеринарии.
Методикой воспитания и обучения в этот период являлись подражание старшим, наставления и указания родителей. «Учебными пособиями», например, можно считать сохранившиеся наставления Амамы бинт аль-Хариса её дочери Умм Ияас, составленные в стихотворной форме, советы Ауса бен Хариса сыну, а также пословицы и поговорки, эпические поэмы о героях и исторические хроники «Дни арабов».
Обучение и воспитание при пророке Мухаммаде и в последующий исламский период
В момент возникновения ислама арабское традиционное общество, основанное на родо-племенных отношениях и связанное с кочевым образом жизни, переживало период разложения и перехода к классовому обществу. Арабам требовались новые идеи, которые отвечали бы велениям времени. Пророк Мухаммад предложил такую идею - новую религию ислама. При этом он понимал, что объединить вокруг себя кочевников надо на основе постановки и решения таких вопросов, которые были бы близки и понятны «свободным сынам Хиджаза». Неслучайно в Сунне пророка Мухаммада мы находим закрепление и освящение в рамках новой религии основных принципов существования арабов в доисламский период. В хадисах содержатся призывы придерживаться таких правил поведения, которые всегда входили в так называемый кодекс чести бедуинов - мурувву. Это - терпение, правдивость, прямота, недопустимость того, чтобы слова расходились с делами, отношение к соседям, отношение к родителям и поддержание родственных связей, уважение к старшим и обладающим знаниями, щедрость и великодушие, порицание скупости, непреклонность в борьбе с врагами [7, гл. 3, 4, 8, 24, 40, 41, 60, 61, 234].
Вместе с тем Мухаммад порицает или вовсе запрещает проявлять некоторые чувства и совершать деяния, которые были характерны для бедуинов до ислама: необузданность страстей, кичливость, любовь к украшениям и дорогим вещам, но прежде всего их упорство и упрямство в приверженности старым верованиям. В Коране говорится: «Бедуины ещё сильнее в неверии и лицемерии и способнее не знать границ того, что низвёл Аллах Своему посланнику» [5, 9:97].
Другими словами, сама жизнь показывала, что успех нового учения зависел от правильного и адекватного восприятия положений Корана, от усвоения заложенных в нём идей, а это невозможно без педагогической практики, опирающейся, в свою очередь, на определённую систему воспитания и обучения. При этом общей целью обучения и воспитания являлось распространение ислама среди самых широких слоёв населения. Целью воспитания было формирование морально-этических норм, которым должны следовать все мусульмане, и прежде всего воины ислама, а цель обучения заключалась в наделении приверженцев новой религии теоретическими и практическими добродетелями (знаниями, умениями, навыками), закреплёнными на уровне долговременной памяти [1].
В этот период и обучение, и воспитание основывались на обретении молодым человеком истинного знания, которому придавалось исключительно большое значение. Знание, особенно на этапе становления ислама, на мусульманском Востоке в известной степени отождествлялось с верой. «Основа религии - знание», - говорит
арабская пословица. При этом вера противопоставлялась неверию, а знание - неведению (невежеству). Стремление к знанию рассматривалось как долг каждого мусульманина. Обладание знанием, с точки зрения общественного мнения, ценилось выше, чем обладание собственностью: «Глупость (невежество) страшнее (горше) нищеты»; «(Настоящая) нищета - это отсутствие ума, а не денег». Немало хадисов, объединённых в «Книгу знаний», посвящено этому вопросу [7, с.490-494]. При этом настойчиво подчёркивалась взаимосвязь между знанием и действием (делом, поведением): «Наука без практики, что туча без дождя».
В период правления пророка Мухаммада и первых четырёх (праведных) халифов образование в халифате было ступенчатым: начальная школа; средняя ступень; высшая ступень; семейное (домашнее) обучение и воспитание. Со второй половины VII в. существенным образом меняется картина в сфере образования и грамотности населения. Школы появляются не только в городах, но и в крупных селениях исламского мира. Там существовали частные религиозные школы начального обучения (китаб).
В школу ходили дети торговцев и ремесленников, а также дети зажиточных крестьян, хотя и в меньшей степени. Феодальная верхушка предпочитала домашнее обучение своих отпрысков. В программе домашнего образования, наряду с Кораном, молитвами, физическим воспитанием, значились чтение, письмо, счёт; уделялось внимание также изучению грамматики и литературы. Значительная часть населения халифата была грамотной (в отличие от большей части населения стран тогдашнего христианского мира).
Кроме того, в IX в. в арабо-исламской культуре оформилось направление, означающее воспитание через литературу «похвального образа поведения», унаследованного от предков. Оно называлось адаб. Адиб - это литератор, взявший на себя обязанность заниматься совершенствованием наиболее деятельной части общества [6]. Культура адаба означала выработку свода светских правил, которым должны следовать люди, находящиеся на государственной службе, приближённые к власти и желающие сделать успешную карьеру, то есть судьи, учителя, чиновники и другие. Это определяло форму и содержание «адабной» литературы. Её основу составляли сочинения на моральные темы, собрания изысканных стихов, прозаических отрывков, шуток, анекдотов, которые помогают вести лёгкую, непринуждённую беседу. Ведь по средневековым восточным представлениям, между обучением и воспитанием существовала неразрывная взаимосвязь: «Без воспитанности знание - что огонь без дров, без знании воспитанность - как дух без тела».
Как и в доисламский период, традиционно обучение начиналось в семье. Важным событием такого обучения была церемония «бисмаллах», когда по достижении возраста 4 года, 4 месяца
и 4 дня ребёнок должен был произнести молитвенное «бисмаллах» («Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного») и несколько стихов из Корана [1].
В воспитательно-образовательном процессе применялись поощрения и наказания. Например, лучший ученик проезжал верхом по улицам, а товарищи осыпали его сладостями. Однако наказания были распространены больше. Правда, в соответствии с традицией, число ударов ограничивалось тремя, а дети младше десяти лет не подвергались физическому наказанию. Кроме того, не допускалось, чтобы наказание осуществлял старший ученик [3].
В раннюю эпоху (по крайней мере до XII в.) школы не имели особых помещений: занятия проходили в мечетях, реже - в доме учителя или лавке. Учились шесть дней в неделю (кроме пятницы). Среди изучаемых наук были, прежде всего, религиозные дисциплины. Это - толкование Корана, интерпретация устных преданий о жизни пророка Мухаммада (хадисов), мусульманское право и теология (богословие). Кроме того, в рамках данной группы предметов преподавалась арабская филология (грамматика, стихосложение, литературоведение и риторика). Вторую группу изучаемых предметов составляли логика, математика, астрономия, медицина и другие естественно-научные дисциплины, а также связанные с ними философские концепции, идущие в основном от древнегреческого философа Аристотеля.
Содержание обучения, и прежде всего соблюдение канонов ислама, контролировали местные духовные и светские власти. Учителю помогали старшие или лучшие ученики. До Х в. основным методом обучения было диктование (имла), которое считалось высшей ступенью преподавания. Однако с X в. обучение стало строиться на новом виде преподавания - на чтении и запоминании текстов Корана и разъяснениях или толкованиях учителя трудных мест, на чтении и комментировании другой авторитетной литературы [10, с.46-47]. Комментарии часто превращались в лекции, а иногда вызывали диспуты. Мечети для диспутов оказались не самым подходящим местом. И в XI - XII вв. в сфере образования произошли заметные изменения. Появились учебные заведения нового типа - медресе. Первая подобная школа была создана в 1055 г. в Багдаде. Медресе затем распространились по всему исламскому миру. Самым знаменитым был медресе Низамейи в Багдаде (основано в 1067 г. политическим деятелем аль-Мульком). Правда, некоторые исследователи считают, что родиной медресе был Нишапур (Персия) [10, с.46].
Медресе считались учебными заведениями высшей ступени. Они имели свой устав и статус частных учебных заведений и существовали на средства богатых дарителей. Однако иногда в некоторых городах (в Басре, Исфагане, Герате, Мерве и др.) их финансировали и власти. Сту-
денты обеспечивались жильём, продовольствием, небольшим денежным пособием. Получали жалованье и преподаватели. Программа включала исламские науки - такие, как учение о Коране и хадисах, а также естественные науки - математика, медицина, геометрия, астрономия, философия и литературное творчество, а именно арабский язык и грамматика. Постепенно программа расширялась: изучали и комментировали труды древнегреческих, иранских и индийских авторов. Выпускники таких медресе могли выбрать различные пути развития своей карьеры, в том числе в школах и университетах, а также и в правовой практике. [1].
С IX по XIV вв. в халифате развивалась не только система учебных заведений. Продолжали совершенствоваться образовательные программы, зародилась педагогическая наука, в развитие которой огромный вклад внесли величайшие умы исламского мира. Среди них назовём основателя арабской философии Кинди (801-873); учёного и философа ал-Фараби (870 -950); выдающегося мыслителя Востока ал-Би-руни (970 - 1048); названного современниками «владыкой наук», советника правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сину (Авиценну) (980 - 1037); одного из наиболее выдающихся философов Востока ал-Газали (1056/ 59 - 1111); активного поклонника Аристотеля, самобытного учёного из Андалузии ибн Рушда (Аверроэса) (1126 - 1198); выдающегося представителя созвездия мыслителей Средневекового Востока арабского учёного Абдуррахмана ибн Халдуна (1332 - 1406).
Идеи и практика воспитания и образования исламского мира оказали большое влияние на европейские достижения в этой сфере, нередко являясь эталоном для Запада. Через арабов в Европу проник аристотелизм, на который во многом опиралась философско-педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху Средневековья. Возникшие на Востоке школы университетского типа в значительной мере оказались прообразами средневековых университетов Европы. Первым из таких учебных заведений был Университет и мечеть Аль-Карауин (Фес, Марокко). Это старейшее в мире постоянно действующее высшее учебное заведение было основано в 859 г. Университет Аль-Карауин на 130 лет старше университета аль-Азхар в Каире. Он входит в состав самых уважаемых образовательных и духовных центров исламского мира. В этом марокканском университете учились такие известные философы и учёные исламского мира, как Лев Африканский (ал-Хассан бин Мухаммад ал-Ваззан), Ибн Араби, Ибн Халдун, Аль-Идриси. Европейцы отправлялись в Северную Африку и арабскую Испанию, чтобы посетить местные школы, познать мудрость Востока. Многие из них впоследствии стали учёными, политическими и религиозными деятелями.
Переходя к освещению современного состояния образования в арабских странах, мы
остановимся на организации среднего образования в таких странах Северной Африки, как Алжир, Марокко, Тунис. Объём статьи не позволяет подробно проанализировать все детали данного вопроса, поэтому ограничимся общей характеристикой ситуации в этой области.
Система среднего образования в странах Магриба (Алжир, Тунис, Марокко)
Среди стран третьего мира страны Магриба демонстрируют достаточно хорошую динамику общего уровня грамотности. При этом при расчётах, опирающихся на данные переписей населения, учитываются люди в возрасте от 15 лет и старше, умеющие читать и писать. В 1995 г. в Алжире 62% взрослого населения страны были грамотными (74% мужчин и 49% женщин), к 2003 г. процент грамотного населения составлял уже 70% (79,6% мужчин и 60,1% женщин), а в 2008 г. он достиг 77,4% (среди мужчин - 84,1%, среди женщин - 70,6%) [16]. До получения независимости Марокко в 1956 г. образование в стране было доступно лишь 15% населения. Но после того, как королевство стало независимым государством, в Марокко появился закон об обязательном образовании. В период 1970-1990-х гг. уровень грамотности в Марокко достиг 50%, в 2004 г. он составлял 52, 3% (среди мужчин -65,7%, среди женщин - 39,6%), а 2006 г. повысился до 61,7% [17]. В Тунисе в 2004 г. общий уровень грамотности достиг 74,3% (среди мужчин - 83,4%, среди женщин - 65,3%) [12].
До начала 2000-х гг. школы в Алжире были государственными. Частные школы открылись только в последнее десятилетие. Кроме того, с 2003 г. в районах компактного проживания туарегов существуют специальные программы обучения их детей. В Марокко также есть как государственные образовательные учреждения, так и частные школы и курсы. Та же картина наблюдается и в Тунисе. При этом следует отметить, что начальное, среднее и высшее образование в этой стране бесплатные. Система образования Туниса считается лучшей на африканском континенте. Об этом свидетельствуют показатели общей грамотности населения. В Алжире образование обязательное и бесплатное для лиц до 16 лет, и большинство детей посещают школу (97 % мальчиков и 91 % девочек).
Система образования в странах Магриба в основном похожа на европейскую (французскую): детский сад; средняя школа или гимназия; лицей или техникум; университет, институт. Дошкольное образование в странах Магриба не является обязательным. Там, где оно есть, детские учреждения делятся на государственные и частные, на традиционные (например, в Марокко школы «Оиг'ашс», в которых дети механически заучивают наизусть священные тексты) и современные детские сады. В детских садах дети остаются от двух (Марокко) до трёх (Тунис) лет.
Школьное образование состоит из трёх ступеней: начальной школы; средней школы первой
ступени; средней школы полного цикла. Программа начальной школы рассчитана на 5 лет (Алжир, Марокко) или 6 лет (Тунис). В начальную школу дети начинают ходить обычно с 6 лет. Что касается средней школы первой ступени, то продолжительность обучения в ней в Алжире и Марокко составляет 4 года, а в Тунисе - 3 года. Возраст учащихся на этом этапе 11-12 и 15-16 лет. Эти виды школьного образования являются базовыми и обязательными. После окончания средней школы первой ступени ученики получают диплом об окончании базового среднего образования (например, Diplôme de Fin d'Études de l'Enseignement de Base - Тунис).
После окончания базового уровня и получения диплома о среднем образовании первой ступени учащиеся могут продолжить учёбу в лицеях или профессионально-технических школах (Марокко), чтобы получить полное среднее образование или среднее образование второй ступени, длящееся 3 года в Алжире и Марокко и 4 года в Тунисе. В Тунисе в лицеи попадают учащиеся, которые успешно сдали экзамены за среднюю школу первой ступени. В профессиональные центры идут те, кто не преодолел требуемую планку. Обучение в таких центрах длится от шести месяцев до трёх лет - в зависимости от выбранной специальности [9]. На этой ступени во всех странах Магриба юноши и девушки учатся с 15-16 лет до 18 лет.
Однако не все учащиеся заканчивают лицеи. Процент учащихся в лицеях, например, в Алжире сокращается наполовину. В 2009-2010 гг. в начальных школах училось 3 309 212 школьников, в базовых средних школах - 3 052 953 человек, а в лицеях - 1 170 645 учащихся. Диплом о полном среднем образовании (Вaccalauréat или Baccalauréat Technique) получают в настоящее время более 40% (43%), что считается хорошим показателем.
В начальной школе ученики обычно изучают грамматику, чтение, иностранные языки, обществознание и арифметику. В средней школе учёба предполагает выбор направления обучения: гуманитарные, естественные или социальные науки, экономика или математика и др. Учащиеся средних школ обязаны изучать в школе как минимум один иностранный язык. Например, в частных школах Марокко ученики изучают классический арабский, французский, английский, испанский и даже русский языки. В профессионально-технических центрах
школьники могут обучаться по таким направлениям, как инженерия, экономика, сельское хозяйство.
С учётом климатических условий стран Ма-гриба школьное время делится, как правило, на две части: утренние и дневные уроки. Между ними перерыв на обед 1-2 часа. Однако учащиеся не обедают в школе, а идут домой покушать, а потом возвращаются назад, чтобы продолжить учёбу. В небольших же городах, где школа находится в нескольких километрах, дети просто пережидают это время. Большинство их них берёт еду с собой. Обычно каждая школа окружена стеной с большими воротами с надписью, в которой указано, что это за школа и чьё имя она носит. С началом занятий ворота закрывают, а опоздавших пускают только в присутствии родителей [8].
Образовательный процесс в странах Ма-гриба находится под контролем государства, которое уделяет этой сфере большое и постоянное внимание. Считая данный сектор одним из важнейших для экономического и социального развития, правительство Туниса, например, выделяет на образование более 20% годового бюджета страны. По другим данным - 30-35% государственного бюджета, что в 2011 г. соответствовало 7,3% ВВП [9].
Заключение
Воспитание подрастающего поколения, передача ему знаний, накопленных предками, подготовка его к адекватному восприятию новых идей являются важнейшими задачами и основными функциями общества. Любое государство, желающее занять достойное место на международной арене, должно осознавать, что это невозможно без «опережающего развития человеческого потенциала - основы формирования новой экономики знаний информационного общества» [11, с. 86]. Арабское общество - не исключение. На протяжении веков в арабских странах, в том числе и в странах Магриба, складывалась и развивалась своя система образования. Впитывая опыт предшествующих поколений, обогащаясь новыми теориями и педагогическими практиками, эта система играет важную роль в формировании молодого, современного образованного человека, который призван внести заметный вклад в экономическое, социальное и культурное развитие своей родины.
Список литературы
1. Акунов В. Обучение и воспитание в исламский период. Обучение арабов при пророке Мухаммеде [электронный ресурс] / Режим доступа: // http://www.proza.ru/2012/10/24/203
2. Бен Сандал, Абид Рашид. Малаамих мин тураас аль-имараат // Абид Рашид Бен Сандал. Аль-Айн. ОАЭ: Марказ Заид ли-т-тураас ва т-таарих, 2004. 76 с.
3. Джуринский А. Воспитание и школа на средневековом Востоке [электронный ресурс] / Режим доступа: //http://en.coolreferat.com
4. Жемчужное ожерелье: Антология арабской средневековой поэзии и прозы / Пер. с араб. / Сост., вступ. стат. и коммент. И.М. Фильштинского. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1996. 420 с.
5. Коран /Перевод И.Ю. Крачковского. М.: Внешторгиздат. 1990. 447с.
6. Литература адаба [электронный ресурс] / Режим доступа: // http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_ obrazovanie/literatura/ADAB.html
7. ан-Навави, Абу Закария Яхья бен Шараф. Сады праведных / пер. с араб. и комм. В. Нирша. М.: Умма, 2007. 766 с.
8. Образование в Алжире [электронный ресурс] / Режим доступа: //http://www.my-volga.ru/content/
9. Система образования Туниса [электронный ресурс] / Режим доступа: //http://www.masters.donntu. edu.ua/2007/fvti/raduan/ind/index.htm
10. Султанов Ш.З., Султанов К.З. Омар Хайам /Ш.З.Султанов, К.З. Султанов. М.: Мол. гвардия, 1987. 320 с., ил. (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр. Вып 9(679)). 317 с.
11. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 4(25). С. 86.
12. Уровень грамотности населения в странах мира [электронный ресурс] / Режим доступа: //http:// www.yestravel.ru/world/rating/people/literacy/
13. Утку Нихаль Шахин. Аравия доисламского периода [электронный ресурс] / Режим доступа: //http:// www.posledniyprorok.info/
14. аль-Фахури Хана. Мудрости и пословицы. 4-е изд. Каир: Дару ль-маариф, б.г. 88 с.
15. Шедевры арабской мудрости. М.: ООО «Дом Славянской книги», 2012. 320с.
16. Éducation en Algérie [электронный ресурс] / Режим доступа: //http://fr.wikipedia.org/wiki/Education_ en_Algérie
17. Éducation au Maroc [электронный ресурс] / Режим доступа: //http://fr.wikipedia.org/wiki/Education_ au_Maroc
Об авторе
Кухарева Елена Владимировна - к.филол.н., доцент кафедры языков стран Ближнего и Среднего Востока МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
EDUCATION IN THE ARAB COUNTRIES. FROM THE DEPTH OF CENTURIES TO OUR
DAYS
E. V. Koukhareva
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia
Abstract: The process of acquiring knowledge and the methods of acquiring it through education and upbringing has a long history in the Arab world. In the pre-Islamic period it meant getting practical skills and relevant knowledge for surviving in the conditions of nomadic life. The main method of transferring knowledge was home education, imitation of the actions of adults and instructions of the elders. The adoption of Islam, at the time of prophet Mohammad, knowledge was presented in the form of divine revelation - Koran. The task of education changed towards learning the scriptures and truths of the new doctrine, spiritual and physical perfection of young people with the aim of their active participation in the spread of Islam. Among the ways of getting an education in that period, along with domestic education and private tutorials, there were two-level religious schools and military training. With the development and strengthening of the Arab Khaliphate, the educational system was perfected and there emerged pedagogical science. The schools of new type - madrasah - taught theological as well as secular subjects. The modern system of education in many Arab countries copies that of their former metropolies. Thus, the system of primary and secondary education in the countries of Maghreb described in the article, was formed under the influence of the French educational system, although in certain cases it takes into account specific national features.
Key words: system of upbringing and education, primary and secondary education, pedagogical science, pre-Islamic period, the Caliphate, the countries of the Maghreb.
References
1. Akunov, V. Obuchenie i vospitanie v islamskiy period. Obuchenie arabov pri proroke Muhammede [Training and education in the Islamic period. Training of the Arabs at the time of prophet Muhammad] Available at: // http://www.proza.ru/2012/10/24/203
2. Ben Sandal, Abid Rashid. Malaamih min turaas al-imaraat [Essays on cultural heritage Arab Emirates] // Abid Rashid Ben Sandal. Al-Ayn. OAE: Markaz Zaid li-t-turaas va t-taarih, 2004. - 76 p.
3. Dzhurinskiy A. Vospitanie i shkola na srednevekovom Vostoke [Education and school in the medieval East] Available at: //http://en.coolreferat.com
4. Zhemchuzhnoe ozherele: Antologiya arabskoy srednevekovoy poezii i prozyi [Pearl necklace: an anthology of medieval Arab poetry and prose] Per. s arab. / Sost., vstup. stat. i komment. I.M.Filshtinskogo. M.: Izd. firma «Vostochnaya literatura» RAN. 1996. 420 p.
5. Koran [Quran] /Perevod I.Yu. Krachkovskogo. M.: Vneshtorgizdat.1990. 447 p.
6. Literatura adaba [Adab's Literature] Available at: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/ literatura/ADAB.html
7. an-Navavi, Abu Zakariya Yahya ben Sharaf. Sadyi pravednyih [Gardens of the righteous] / Perev. s arab. i kom. V. Nirsha. M.: Umma, 2007. 766 p.
8. Obrazovanie v Alzhire [Education in Algeria] Available at: //http://www.my-volga.ru/content/
9. Sistema obrazovaniya Tunisa [The education system of Tunisia] Available at: //http://www.masters.donntu. edu.ua/2007/fvti/raduan/ind/index.htm
10. Sultanov Sh.Z., Sultanov K.Z. Omar Hayam [Omar Khayyam] /Sh.Z.Sultanov, K.Z. Sultanov. M.: Mol. gvardiya, 1987. 320 s., il. (Zhizn zamechat. lyudey. Ser. biogr. Vyip 9(679)). 317 s.
11. Torkunov A.V. Obrazovanie kak instrument «myagkoy silyi» vo vneshney politike Rossii [Education as an instrument of «soft power» in Russia's foreign policy] // Vestnik MGIMO. 2012. # 4(25). S. 86.
12. Uroven gramotnosti naseleniya v stranah mira [The level of literacy in the countries of the world] Available at: //http://www.yestravel.ru/world/rating/people/literacy/
13. Utku, Nihal Shahin. Araviya doislamskogo perioda [Arabia in Pre-Islamic period] Available at: //http://www. posledniyprorok.info/
14. al-Fahuri, Hana. Mudrosti i poslovitsyi [Wisdom and Proverbs] 4-e izd. Kair: Daru l-maarif, b.g. 88 s.
15. Shedevryi arabskoy mudrosti [Masterpieces of Arabian wisdom] M.: OOO «Dom Slavyanskoy knigi». 2012. 320 s.
16. Éducation en Algérie Available at: //http://fr.wikipedia.org/wiki/Education_en_Algérie
17. Éducation au Maroc Available at: //http://fr.wikipedia.org/wiki/Education_au_Maroc
About the author
Elena V. Koukhareva - Associate Professor of the Department of the Middle East languages, Moscow State
Institute of International Relations (University). E-mail: [email protected]