Научная статья на тему 'Образование матерей как средство развития компетентности в воспитании детей'

Образование матерей как средство развития компетентности в воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАТЕРЕЙ В ВОСПИТАНИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА МАТЕРЕЙ / АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MOTHERS’ COMPETENCE IN EDUCATION / MOTHERS’ PERSONAL QUALITIES / ALGORITHM OF PEDAGOGIC WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мимикина Анна Александровна

В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования развития компетентности матерей, воспитывающих детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are represented the results of the empirical research of mothers’ competence development who bring up early aged children by means of education.

Текст научной работы на тему «Образование матерей как средство развития компетентности в воспитании детей»

известия вгпу. педагогические науки

соответствует процессам в мировом образовательном пространстве. Все национальные системы образования, решая свои внутренние задачи, строят, тем не менее, общее культурное пространство как мультикультурное, т.е. сложное, комплексное, пересекающееся с такими же другими и умножающее свои разнообразные влияния.

список литературы

1. Данилова Л. Ю. Формирование поликультурной компетентности студента : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007.

2. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995.

3. Петрова И. С. Этические основания кросс-культурных коммуникаций : дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2008.

4. Словарь иностранных слов / под ред. Ф.Н. Петрова. М., 1996.

5. Федорова С. Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006.

6. Филатова Н.П. Формирование поликультурной компетентности школьников на основе педагогического проектирования: на материале городской национальной школы Республики Саха (Якутия) : дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2009.

7. Шелудченко И.Е. Формирование поликультурной компетенции руководителей образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2011.

8. Щеглова Е. М. Развитие поликультурной компетенции будущего специалиста (на примере курсантов академии МВД) : дис. ...канд. пед. наук. Омск, 2005.

9. Янкина Н. В. Формирование межкультурной компетентности студента университета: дис. ...

д-ра пед. наук. Оренбург, 2006.

* * *

1. Danilova L. Ju. Foimirovanie polikul'tumoj kompetentnosti studenta : dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2007.

2. Mukaeva O.D. Mudrost' i duhovnost' narodnoj pedagogiki. Jelista, 1995.

3. Petrova I. S. Jeticheskie osnovanija kross-kul'turnyh kommunikacij : dis. ... kand. filos. nauk. SPb. 2008.

4. Slovar' inostrannyh slov / pod red. F.N. Petrova. M., 1996.

5. Fedorova S. N. Formirovanie jetnokul'turnoj kompetentnosti budushhih pedagogov : dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2006.

6. Filatova N.P. Formirovanie polikul'turnoj kompetentnosti shkol'nikov na osnove pedagogi-cheskogo proektirovanija: na materiale gorodskoj

nacional'noj shkoly Respubliki Saha (Jakutija) : dis. ... kand. ped. nauk. Jakutsk, 2009.

7. Sheludchenko I.E. Formirovanie polikul'turnoj kompetencii rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezh-denij: dis. ... kand. ped. Tol'jatti, 2011.

8. Shheglova E. M. Razvitie polikul'turnoj kompetencii budushhego specialista (na primere kursantov akademii MVD) : dis. ...kand. ped. nauk. Omsk, 2005.

9. Jankina N. V. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetentnosti studenta universiteta: dis. ... d-ra ped. nauk. Orenburg, 2006.

Multicultural education: equal opportunities and equal rights

There is analyzed the notion "multicultural education ". There are considered the basic ideas and principles of multicultural education, the role of multicultural education in harmonization of the modern society.

Key words: multicultural education, multicultural

competence, cross-cultural competence, intercultural

competence, polycultural competence, ethnocultural competence.

(Статья поступила в редакцию 19.01.2015)

А.А. МиМикинА (волгоград)

образование матерей как средство развития компетентности в воспитании детей

Представлены результаты опытно-экспериментального исследования развития компетентности матерей, воспитывающих детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами образо-

Ключевые слова: компетентность матерей в воспитании, личностные качества матерей, алгоритм педагогической деятельности.

Сегодня семья сталкивается с различными вызовами, которые ей выдвигают общество и потребности развития ребенка. Внешними факторами, влияющими на современную

© Мимикина A.A., 2015

семью, являются современные общественные социокультурные условия жизни. Они оказывают влияние через средства массовой информации, теле- и интернет-коммуникации; провоцируют изменение семьи как социального института, построение ложной иерархии ценностей, тормозят стремление к поиску смыслов семейного бытия. К внутренним факторам относится неудовлетворенность самих родителей достигаемым качеством развития и воспитанности детей и образом их дальнейшей зрелой жизни (B.C. Собкин, Е.М. Марич, Н.Р. Беспалова и др.).

Согласно ФГОС дошкольного образования, в современных образовательных учреждениях важно развивать взаимодействие с семьей, направленное на обеспечение ее психолого-педагогической поддержки и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [9, с. 4].

взаимодействие педагогов-профессионалов с семьями воспитанников наиболее актуально в сензитивные для ребенка ранние периоды его личностного развития. Это время особенное не только для ребенка, но и для матери, имеющей потребность и способности в развитии своей компетентности в воспитании ребенка средствами неформального образования.

Проблема компетентности родителей интенсивно разрабатывается в психологии и педагогике, выступая самостоятельным предметом исследования в работах С.С. пиюковой (2002), B.H. Бушиной (2006), B.B. Селиной (2009), С.А. Акутиной (2010), H.A. Меркуль (2012) и др., а также находится в поле внимания практиков. решение проблемы развития компетентности родителей многие исследователи и практики видят в непрерывном образовании матерей и отцов.

Так, например, на протяжении нескольких лет в г. Набережные Челны Республики Татарстан на базе городского Дворца творчества детей и молодежи № 1 под руководством Ф.Р. Султановой, Л.А. Сидоровой успешно осуществляется проект «Университет для родителей». B Волгоградском государственном социально-педагогическом университете в рамках научно-исследовательского проекта «Образование родителей» с 2011 г. силами ученых и практиков в культурно-образовательном пространстве региона поволжья создается современная сетевая модель интерактивного образования родителей, ориентированная на развитие общекультурной и педагогической компетентности воспитывающих взрослых [6, с. 95].

Одним из востребованных в практике результатов таких проектов выступают созданные и апробированные программы дополнительного образования для родителей. Так, в ходе пилотного социально-педагогического эксперимента «Профессиональная школа родителей» в 2012 г. Н.Е. Веракса и А.Н. Верак-са создали учебно-образовательную программу по повышению профессиональной родительской компетентности в воспитании детей в возрасте от 1 года до 3 лет и гармонизации семейных отношений [3, с. 4]. В 2013 г. вышла в свет программа Н.С. Моровой и С.А. До-мрачевой, нацеленная на повышение уровня родительской компетентности в социальном воспитании детей 3-6 лет [5, с. 6]. Теоретико-методологическими основаниями данных программ выступали идеи образования родителей в контексте социально-педагогической парадигмы: о бинарной природе деятельности в семье и вне ее; о дифференциации и индивидуализации развития материнства, отцовства и супружества как социокультурных феноменов; о комплексном и непрерывном характере процесса их развития; об осознании родителями границ своей компетентности и необходимости ее обогащения; идея учета общих и специфических социальных факторов поликультурной среды в семье и вне ее и их влияния на развитие детей [1, с. 16].

Между тем развитие компетентности матерей в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста на идеях и принципах гуманно-личностного подхода (Ш.А. Амонаш-вили, В.Г. Александрова, Е.В. Бондаревская, И.Д. Демакова, П.Ф. Каптерев, А.В.Маркова, В.А.Сухомлинский) не было предметом специального изучения. Ввиду этого изучение компетентности матерей и организация их образования были определены основными задачами нашей опытно-экспериментальной работы на тему «Материнское образование как средство развития компетентности в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста».

С целью выявления уровней развития компетентности матерей в воспитании детей нами был проведен констатирующий эксперимент. Среди методов, использованных нами на данном этапе, были анкетирование, тестирование, беседа, проективные методы (родительское сочинение Е.И. Захаровой, О.А. Караба-новой, методика Р.Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»), изучение педагогической документации.

Объем выборки составил 380 человек. Это матери, воспитывающие одного или более де-

тей, раннего или младшего дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Волгограда (№ 200, 230, 271 Краснооктябрьского района, № 390 Дзержинского района, № 91 Советского района, № 321 Тракторозаводского района).

нас интересовали особенности развития структурных компонентов данной компетентности, прежде всего ценностно-смыслового, когнитивного, операционально-деятельностного и оценочно-рефлексивного. Перечисленные структурные компоненты были выделены на основе ФГОС ДО 2013 г., а также психологических и педагогических исследований А.В. Стеганцева, Е.В.Чуба, Т.А. Родельмер и других исследователей, изучавших компетентность как качество и результат подготовки специалиста [8, с. 5].

Изучение исследований отечественных педагогов, посвященных проблеме развития педагогической компетентности матери, позволило нам выделить следующие ее критерии:

- психологические установки матерей на воспитательную деятельность в семье;

- личностные качества матерей, проявляющиеся в воспитывающем взаимодействии с детьми;

- знания в сфере семейной педагогики и педагогики раннего и младшего дошкольного возраста;

- умения и навыки применять педагогические знания в процессе воспитания ребенка;

- опыт семейного воспитания на принципах гуманной педагогики;

- готовность решать частные педагогические задачи, владение алгоритмами педагогической деятельности в семье.

Проявление признаков каждого критерия мы условно соотнесли с уровнями развития педагогической компетентности матери: пороговым, минимальным, достаточным, эталонным. название уровни получили в соответствии с выделенными ранее А.А. Виландебер-ком, Н.Л. Шубиной уровнями развития компетентности [2, с. 22]. Теоретические знания матерей в сфере семейной педагогики и педагогики раннего и младшего дошкольного возраста были оценены с помощью диагностических методов беседы и тестирования.

В беседе, задавая вопрос «Чему может научить мама своего маленького ребенка?», мы хотели выяснить, о каких направлениях психолого-педагогической деятельности в семье известно матерям. Испытуемые имеют ограниченные знания о направлениях пе-

дагогической деятельности родителей. Преимущественно это знания о необходимости развития коммуникативных навыков, навыков самообслуживания, развития речи, обучения игре.

Судя по полноте описания (по значению, которое придают матери собственному педагогическому труду), самым важным представляется развитие коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. В среднем каждая мама называла по два направления, актуальных для развития ребенка. Как показывают теория и практика раннего обучения и воспитания детей, направлений педагогической деятельности родителей значительно больше. Так, например, ученые (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова) в дополнение к социально-личностному развитию ребенка (о котором говорят мамы) выделяют физическое развитие и охрану здоровья детей, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие.

Отвечая на вопрос «Испытываете ли вы недостаток знаний, необходимых для обучения и воспитания малыша? Если да, то как вы его компенсируете?», 87% испытуемых сообщили, что испытывают дефицит знаний при столкновении с негативными эмоциональными состояниями ребенка и разрешении конфликтов с ним. восполняют они недостаток этих знаний с помощью интернет-ресурсов. ответы на возникающие вопросы они получают на форумах от специалистов, а также читают рекомендации на различных сайтах. 43% испытуемых сообщили, что имеют недостаток педагогических знаний.

Задавая вопрос «Какой материал вы используете, когда занимаетесь с ребенком: учите или воспитываете его?», мы стремились узнать, часто ли они применяют на практике свои педагогические знания и является ли востребованным оборудование, необходимое для решения педагогических задач в семье. 56% матерей затруднились ответить или сообщили, что не используют никаких предметов, игрушек. Другие участницы (44%) перечисляли различные предметы, необходимые для изобразительной деятельности и творчества, развития речи и мышления ребенка.

Исследователи особенностей раннего и дошкольного детства показывают, как необходимо на занятиях для развития наглядно-действенного мышления детей вспомогательное оборудование (дидактические игрушки, предметы быта, орудия и др.). Однако у боль-

Рис. 1. Значимость личностных качеств для выполнения материнских функций в представлениях современных матерей

шинства матерей знания по этому вопросу либо отсутствуют, либо не являются актуальными.

По результатам теста «Компетентность матерей в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста. Теоретические знания» средний балл составил 5,9 балла из 15 возможных. Итак, большинство матерей, принявших участие в беседе и выполнивших тест на этапе констатирующего эксперимента, продемонстрировали низкий уровень знаний в сфере семейной педагогики и педагогики раннего и младшего дошкольного возраста.

В ходе диагностики не менее важным для нас являлось изучение представлений матерей о личностных качествах родителей. Анализируя личностные качества матерей по ответам в анкетах, мы выделили их в группы, подобрав наиболее обобщенные названия качеств. Учитывая, что личностные качества определяются, прежде всего, внутренней характеристикой личности - мотивацией (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев), к числу актуальных для реализации роли матери-педагога мы отнесли милосердие, эмпатийность, мужественность сердца (силу воли), оптимистичность (веру, уверенность), трудолюбие, жизнерадостность, мудрость (чувствопонимание).

первую группу качеств матери, включающую синонимичные обозначения или перекликающиеся по семантике, мы назвали «эм-патийная»: внимательная, проявляющая участие, проницательная, умеющая слушать, способная сопереживать, коммуникабельная, чуткая и др. проведя аналогичный анализ лич-

ностных качеств матери, мы выделили всего семь групп, в их числе: «эмпатийная», «волевая», «милосердная», «уверенная», «жизнерадостная», «трудолюбивая», «мудрая».

как правило, испытуемые называли не одно какое-либо личностное качество, а несколько. Шкалирование количества названных личностных качеств в каждой из семи групп раскрыло картину отношения испытуемых к выполнению матерью воспитательных и других функций в семье (рис. 1).

Из диаграммы видно, что современные матери мало значения придают уверенности, оптимистичности, спокойствию, т.е. тем качествам личности матери, которые связаны с верой в своего ребенка, в его достойное настоящее и будущее. к сожалению, недостаточное значение придают испытуемые и трудолюбию как качеству личности матери. Известно, что трудолюбие, энергичность - источник саморазвития и самосовершенствования матери как воспитательницы своих детей.

Хорошим результатом мы считаем большое количество выборов респондентами эм-патийности, силы воли, мудрости и милосердия матери. взращивание этих качеств - необходимое условие компетентного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Дополнить эмпирические знания о личностных качествах матери-педагога позволил нам анализ сочинений на тему «История моего материнства». все без исключения участвовавшие в диагностике матери писали о чувстве любви к ребенку и переживаемом состоянии счастья в роли матери. при написании сочи-

нений они припоминали историю своего материнства, вновь переживая связанные с этим чувства.

по словам матерей, любовь является одним из основных мотивов, источников сил для непрерывного материнского труда. процитируем их:

«Разве не удивительно, когда внутри вас бьется маленькая жизнь? Сначала робко, словно испуганная птичка, затем все сильнее, настойчивее, с каждым днем громче и громче, заявляя: "Вот оно - я, твое собственное Чудо!"»

«И вот этот день настал, мой сынок появился на свет. Я лежу и чувствую на себя взгляд двух маленьких карих глаз, они смотрят на меня, не отрываясь. В этот день я была самая счастливая на свете!»

«Мама... Как много таит в себе это слово... Это приятное щемящее чувство в груди... Это гордость и ответственность... Это доброта и сердечность.».

«Ведь когда твои дети весело смеются, играются или улыбаются во сне - это самое большое счастье! Ради этого стоит жить!

Дети мои, я вас очень сильно люблю! Вы самое дорогое, что у меня есть!»

в ходе исследования представлялось важным определить, каковы психологические установки матерей на воспитательную деятельность в семье. понятие «установка» в психологическом словаре объясняется как внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать определенные объекты и действовать по отношению к ним [4].

Более чем у половины матерей, участвовавших в констатирующем эксперименте, наблюдается отсутствие установки на воспитательную деятельность в семье. Недостаток теоретических знаний в необходимых научных сферах сказывается и на особенностях умений и навыков матерей в организации педагогического процесса в семье. Определяя уровень развития компетентности по характеристике ее компонента «владение алгоритмами педагогической деятельности в семье», мы ориентировались не только на описание персональных алгоритмов испытуемых, но и на некоторые формальные показатели:

- осознание матерью долгосрочных и краткосрочных целей семейного воспитания, выделение ею частных педагогических задач;

- способность пошагово планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.

типичной характеристикой ответов матерей, уровень компетентности которых мы соотносим с пороговым, являются неспособность сформулировать цели воспитания и обучения ребенка, их неосознанность. Из чего следует, что представление у них об алгоритмах педагогического взаимодействия матери и ребенка смутное, педагогические действия стихийны. У большинства матерей недостаточно знаний, умений и навыков, необходимых для планирования и описания своих пошаговых действий в решении частных педагогических задач.

Крайне редко встречаются в сочинениях на заданную тему описания организации в семье процесса воспитания. Приведем примеры некоторых из них:

«Очень трудно сочетать функции педагога и домохозяйки любой женщине, которая еще и работает с утра до вечера. Очень хочется, чтобы мои дети были не только накормлены и обстираны, но чтобы у сына (старшего) были сделаны уроки, а с дочерью что-то нарисовать или собрать мозаику».

«Сейчас мы ходим в садик. Вечером после садика гуляем с ним. Сынок любит рассказывать, как он провел день в садике. Я ему тоже рассказываю, как я провела день. Дома он мне помогает по хозяйству. Потом он смотрит немного муль-тик или просто что-то вырезает, или рисует. Потом мы ложимся спать. Я ему читаю сказки».

на уровень компетентности матерей в семейном воспитании влияет и наличие опыта ухода и присмотра за детьми, опыта воспитания. Опыт как компонент компетентности, согласно точке зрения психолога А.В. Стеганце-ва, есть свойство личности, обеспечивающее стабильность выбранного алгоритма деятельности и экономичность его реализации.

Для того чтобы определить, каков у испытуемых опыт ухода и присмотра за детьми, опыт воспитания, необходимо было собрать некоторые формальные сведения: во-первых, о наличии младших братьев и/или сестер у испытуемых матерей; во-вторых, об опыте воспитания собственных младших детей. Для решения данной задачи были выбраны методы опроса и изучения педагогической документации.

60,00

50,00

■а

40,00

X

о

т 30,00

о

Р

« 20,00

т

С

10,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,00

п

Пороговый

Минимальный Достаточный

Уровни развития компетентности

Эталонный

Рис. 2. Процентное соотношение уровней компетентности матерей в воспитании в результате констатирующего эксперимента

Сопоставив результаты проведенной нами диагностики с критериями четырех уровней, мы определили уровни развития компетентности матерей в воспитании (рис. 2).

Пороговый уровень педагогической компетентности отмечается у 48,3% матерей; минимальный - у 46,2; достаточный - у 5,5; эталонный не выявлен. Преобладание числа матерей, уровень развития компетентности которых был соотнесен с пороговым и минимальным, подтвердило необходимость их образования по «Программе развития компетентности матерей в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста "Мудрая мама"».

Теоретико-методологической основой для составления программы выступили идеи и принципы гуманно-личностного, культурно-исторического, компетентностного и андраго-гического подходов в образовании.

Результатом образования матерей в рамках программы «Мудрая мама» должны были стать знания и убеждения о том, что:

• развивая зрительное восприятие ребенка, важно «воспитывать» глаза;

• развивая слуховое восприятие ребенка, важно «воспитывать» уши;

• развивая речь ребенка, необходимо «воспитывать» язык;

• развивая осязательное восприятие ребенка, необходимо «воспитывать» ручки;

• физически воспитывая ребенка, важно «воспитывать» ножки;

• развивая ребенка интеллектуально, важно «воспитывать» его голову;

• воспитывая ребенка духовно и нрав-

ственно, важно «воспитывать» его сердце.

Данные направления воспитательной деятельности матери в семье, выделенные в соответствии с идеями и принципами гуманно-личностного подхода в образовании, нашли отражение в тематике встреч-занятий с матерями по программе «Мудрая мама». Согласно логике содержания программы, все темы сгруппированы в два блока: первый - «Папа и мама суть профессии педагогические»; второй - «развитие тела и духа ребенка».

темы встреч первого блока: «Материнство... Что может быть важнее в жизни женщины?»; «Стили взаимодействия в семье и их влияние на характеры детей»; «Чувство любви родителей и ответственность за будущее детей (В.А. Сухомлинский)»; «Кем важнее быть - женщиной или матерью?».

темы встреч второго блока: «Чем пахнет детство?»; «Глазами ребенка»; «Воспитываем ушки»; «развивая речь, воспитываем язык»; «воспитание разума ребенка, или Учи ребенка уму-разуму, пока он поперек лавки лежит»; «воспитание сердечности как качества характера ребенка»; «Будем воспитывать ручки»; «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли», «какой мама учитель?».

Образование матерей осуществлялось в форме Академии материнства. Формирующий эксперимент продолжался в течение полутора лет в детских садах г. Волгограда № 200, 230, 271. Участниками его стали 90 матерей, воспитывающих детей раннего и/ или младшего дошкольного возраста. темы праздников в Ака-

демии материнства: День матери, День семьи, любви и верности.

Проанализировав ответы матерей в анкетах и тестах контрольного эксперимента, мы обнаружили положительную динамику в развитии структурных компонентов их компетентности, прежде всего, их личностных качеств, целей как компонентов алгоритмов педагогической деятельности, готовности к непрерывному развитию, самосовершенствованию в роли матери.

Матери, прошедшие обучение, основывающееся на программе «Мудрая мама», продемонстрировали теоретические знания в сфере семейной педагогики, педагогики раннего и младшего дошкольного возраста. Средний балл за тест «Компетентность матерей в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста. теоретические знания» увеличился по результатам контрольного эксперимента, составив 10,2 балла (констатирующий эксперимент - 5,9 балла из 15 возможных).

Беседуя с матерями, мы отметили, что в среднем количество известных, а также значимых для них направлений психолого-педагогической деятельности в семье увеличилось от двух до трех. участницы контрольного эксперимента перечисляли в качестве актуальных для развития ребенка занятия не только социально-личностной направленности, но и познавательно-речевой, художественно-эстетической. При этом многие (76%) сообщили, что испытывают недостаток знаний, необходимых для воспитания и обучения ребенка. Примечательно, что они указывали на нехватку знаний в сфере методики обучения и воспитания ребенка на принципах гуманной педагогики. Большинство матерей владеют знаниями о необходимости использования оборудования (дидактических игрушек, предметов быта, орудий и др.) в процессе обучения и воспитания ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (91% испытуемых) и применяют его в своей семейной педагогической практике. таким образом, показатели критерия «теоретические знания матери в необходимых научных сферах» повысились.

Самое большое отличие данных констатирующего и контрольного экспериментов мы наблюдали в группе качеств «эмпатийная». Прошедшие обучение по программе «Мудрая мама» в два раза чаще упоминали о них. Выросли показатели частоты высказываний о ка-

чествах, относящихся к группам «трудолюбивая», «жизнерадостная», «уверенная».

Анализируя описание качеств в группе «мудрая», мы отметили значительное увеличение числа высказываний о саморазвитии матери: «стремящаяся к совершенству», «занимающаяся саморазвитием», «не знающая пределов совершенству», «интеллигентная», «самокритичная», «целеустремленная» и др. Характеристики личностных качеств матери, относящихся к группе «милосердная», были и остались на завершающем этапе эксперимента самыми многочисленными, т. к. данное качество признается большинством матерей наиболее ценным.

Содержание педагогической деятельности матери обусловлено целями, которые она для себя определяет. Как показывают результаты анкетирования и контент-анализ родительских сочинений «Я как родитель», не все участницы как констатирующего, так и контрольного экспериментов видят необходимость в планировании занятий или какой-либо другой деятельности с ребенком либо не владеют умением планирования. Следовательно, целеполагание и планирование сохраняют свою актуальность для матерей, обучающихся в Академии материнства, выступая аспектами их дальнейшего образования и самообразования.

Число матерей, осознающих цели воспитания и обучения ребенка в семье, возросло с 74,7 до 91,1%. В обобщенном определении цели «вырастить благородного человека» (в контексте гуманной педагогики благородство выступает интегративным качеством личности) мы объединили высказывания матерей следующего характера: «вырастить достойного человека, понимающего и ценящего семью, доброго, умного, вежливого» и т.д. (частота высказываний 80% в контрольном, а в констатирующем эксперименте - 35%).

По обобщенному определению цели «развивать ребенка» («развивать положительные качества личности», «гармонично развивать», «всесторонне развивать» и др.) частота высказываний в контрольном эксперименте составила 36,7% (ранее, в констатирующем - 16,3%).

По обобщенному определению цели «образовывать» («чтобы был умный», «научить думать и рассуждать», «дать больше знаний») частота высказываний в контрольном эксперименте 28,9% (ранее, в констатирующем -14,2%).

60,00

50,00

40,00

30,00

20,00'

10,00

0,00

Е

□ Результаты констатирующего эксперимента, количество участников в%

■ Результаты контрольного эксперимента, количество участников в%

Пороговый Минимальный Достаточный Уровни

Эталонный

Рис. 3. Процентное соотношение уровней компетентности матерей в воспитании в результате констатирующего и контрольного экспериментов

По обобщенному определению цели «частные педагогические задачи» («воспитать в нем готовность к взаимопониманию», «корректировать речь», «изучать окружающий мир») частота высказываний составила 18,9% (на констатирующем этапе - 9,5%).

Итак, сравнивая ситуацию с педагогическими целями у матерей в констатирующем и контрольном экспериментах, мы отметили положительную тенденцию в развитии умений целеполагания и планирования у тех, кто участвовал в работе Академии материнства.

Анализ опыта и семейного статуса матерей показал, что необходимость посещать Академию материнства отмечалась в большинстве случаев у тех женщин, у которых по двое - трое детей. Сообщения участниц встреч о внедрении новых видов педагогической деятельности в семье, об изменении их точки зрения на допустимые методы воспитания и осознанном предпочтении гуманного стиля взаимодействия с ребенком свидетельствовали об обогащении их педагогического опыта.

В материнских представлениях об идеальном родителе, выявленных с помощью методики р.Г. овчаровой, встречаются как в констатирующем, так и в контрольном исследовании такие крайние характеристики, как «всегда терпелив», «всегда понимает», «должен ставить детей на первое место» (когнитивный компонент представления); «должен интересоваться детьми», «должен гордиться детьми», «должен быть спокойным», «не обижающийся на детей», «строгий», «всегда доволь-

ный детьми» (эмоциональный компонент); «должен проводить с ребенком много времени», «должен жить для ребенка», «всегда может повлиять на ребенка», «вмешивающийся в жизнь ребенка» (поведенческий компонент) [6, с. 272].

Наблюдаемые противоречия, крайности в своем большинстве были сглажены в результате обучения матерей в Академии материнства, о чем свидетельствуют контрольные результаты теста «Представления об идеальном родителе». Со слов матерей, повысилась их уверенность в своих воспитательных возможностях, в своей компетентности. например, одна из испытуемых (наталья П., 29 лет) поясняет, что для нее самое главное, чтобы родитель (идеальный) был добрым, мудрым и счастливым и стремился получать новые необходимые знания, чаще обращался к книгам.

таким образом, сопоставив результаты контрольной диагностики с критериями уровней компетентности, мы сформировали представления об уровнях развития компетентности матерей, получавших неформальное образование в Академии материнства по экспериментальной программе «Мудрая мама» (рис. 3).

В сравнительной диаграмме сопоставлены результаты констатирующего и контрольного экспериментов, подтверждающие тенденцию к развитию компетентности матерей в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста. на этапе контрольного эксперимента пороговый уровень компетентности отмечается у 15,5% матерей; минимальный - у 30% ма-

известия вгпу. педагогические науки

терей; достаточный - у 43,4% матерей; эталонный - у 11,1% матерей.

выводы

Образование матерей, спроектированное на идеях и принципах гуманно-личностного подхода, способствует:

• проявлению осознанного отношения к процессу воспитания ребенка в семье;

• приобретению уверенности в выборе матерью воспитательного направления;

• способствует процессу гармонизации детско-родительских отношений;

• способствует приобретению умений це-леполагания и планирования педагогического процесса в семье;

• повышению мотивации матерей к компетентному воспитанию и обучению ребенка в семье, обусловленному непрерывным образованием родителей.

Неформальное образование матерей, нацеленное на развитие компетентности в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста, основывающееся на идеях гуманно-личностного подхода, актуально, возможно и востребовано.

список литературы

1. Аналитическая записка «Пилотный социально-педагогический эксперимент по проекту "Профессиональная Школа родителей"». 2015. URL: http://umcpo.ru/2013/04/pilotnyj-socialno-pedagogi-ch e s k ij-eksperimentalnyj-proekt-professionalnaya-shkola-roditelej/ (дата обращения: 12.01.2015).

2. Виландеберк А.А., Шубина Н.Л. Новый учебный процесс: коротко о главном : метод. пособие для преподавателей. СПб., 2007.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Повышение профессиональной родительской компетентности в воспитании детей в возрасте от 1 года до 3 лет и гармонизации семейных отношений: программа и учеб.-метод. пособие. М. : ФГНУ ИСП РАО, 2012.

4. «Мир Вашего Я» в Москве. 2000 - 2014. URL: http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/ index.htm?id=2704 (дата обращения: 29.12.2014).

5. Морова Н.С., Домрачева С.А. Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей в возрасте от 3 до 6 лет: программа и учеб.-метод. пособие ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. М.: Изд-во «Современное образование», 2013.

6. Образование родителей: Альманах Родительского университета. Вып 1 / под общ. ред. Е.С. Евдокимовой. М. : Планета, 2012.

7. Овчарова Р.В. Психология родительства. М.: Академия, 2005.

8. Родермель Т.А. Феномен компетентности в современном образовании: социокультур-

ный аспект : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01. Томск, 2011.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

(дата обращения: 12.01.15).

* * *

1.Analiticheskaja zapiska «Pilotnyj social'no-pedagogicheskij jeksperiment po proektu "Professional'naja Shkola roditelej"». 2015. URL: http:// umcpo.ru/2013/04/pilotnyj-socialno-pedagogicheskij-eksperimentalnyj-proekt-professionalnaya-shkola-roditelej/ (data obrashhenija: 12.01.2015).

2.Vilandeberk A.A., Shubina N.L. Novyj uchebnyj process: korotko o glavnom : metod. posobie dlja prepodavatelej. SPb., 2007.

3. Veraksa N.E., Veraksa A.N. Povyshenie professional'noj roditel'skoj kompetentnosti v vospitanii detej v vozraste ot 1 goda do 3 let i garmonizacii semejnyh otnoshenij: programma i ucheb.-metod. posobie. M. : FGNU ISP RAO, 2012.

4. «Mir Vashego Ja» v Moskve. 2000 - 2014. URL: http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/ index.htm?id=2704 (data obrashhenija: 29.12.2014).

5. Morova N.S., Domracheva S.A. Povyshenie professional'noj roditel'skoj kompetentnosti v social'nom vospitanii detej v vozraste ot 3 do 6 let: programma i ucheb.-metod. posobie FGNU «Institut social'noj pedagogiki» RAO. M.: Izd-vo «Sovremennoe obrazovanie», 2013.

6. Obrazovanie roditelej: Al'manah Roditel'skogo universiteta. Vyp 1 / pod obshh. red. E.S. Evdokimovoj. M. : Planeta, 2012.

7. Ovcharova R.V. Psihologija roditel'stva. M.: Akademija, 2005.

8. Rodermel' T. A. Fenomen kompetentnosti v sovremennom obrazovanii: sociokul'turnyj aspekt : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk : 24.00.01. Tomsk, 2011.

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija. URL: http:// www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (data obrashhenija: 12.01.15).

Education of mothers as the means of competence development in children upbringing

There are represented the results of the empirical research of mothers' competence development who bring up early aged children by means of education.

Key words: mothers' competence in education, mothers' personal qualities, algorithm of pedagogic work.

(Статья поступила в редакцию 16.01.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.