Научная статья на тему 'Образование как сфера формирования экономического интереса социального субъекта'

Образование как сфера формирования экономического интереса социального субъекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ECONOMIC INTEREST / SOCIAL SUBJECT / EDUCATION MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джабраилов Магомед Ахмедович

В настоящее время, когда формой накопления общественного богатства становится накопление не вещественных элементов производства, а ресурса, воздействующего на его развитие, т.е. знаний и информации, формируется новая цель социального субъекта приращении знаний как процесса реализации экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джабраилов Магомед Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as the sphere of forming of economic interest of a social subject

At present there is a new tendency in the form of accumulation of public wealth: that is the accumulation of not only the material elements of production, but the resource that influences its development, i.e. knowledge and information. The new pur pose of social subject is being formed increment of knowledge as the process of realization of economic interests.

Текст научной работы на тему «Образование как сфера формирования экономического интереса социального субъекта»

было характерно то, что его менталитет не воспринимал деньги как ценность первого порядка.

В организации предпринимательской деятельности нельзя отрицать того факта, что русских людей отличает уравнительная и коллективистская психология, которая за советский период превратилась в стойкую черту, трудно поддающуюся изменению и вызывающую самое сильное недовольство в условиях резкой поляризации общества в ходе радикальных экономических реформ [5].

В современной России кооперация продолжает оставаться жизнеспособной. Несмотря на постоянное возрастание материального фактора в нашей жизни, она по-прежнему отвечает концептуальным основам российского жизненного уклада. Практика подтверждает, что большинство россиян идет не от жизни к нравственности, коллективизму, а по-прежнему от нравственности, идеологии - к хозяйственной практике.

1. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М., 1989. С. 67, 87.

2. Юрьев В.М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. М., 1997. С. 200.

3. Большаков П.А. Первые шаги русской кооперации // Вестн. Ленинград. ун-та. Сер. 5. Вып. 4. № 26. С. 108.

4. Глинкина С.П. Кооперативы в экономике социалистических стран. М., 1989. С. 17-20.

5. Крамник В.Н. Реформы и русская ментальность // Изв. С.-Петерб. ун-та экономики и финансов. 1995. № 2. С. 123-124.

Поступила в редакцию 21.10.2008 г.

Mamontov V.D., Pahomov N.N. Cooperation as a specific form of microentrepreneurship. The problems of recovery of cooperation in Russia, peculiar features of this specific form of the microentrepreneurship are examined.

Key words: cooperation, command economy, primary capital accumulation, microentrepreneurship.

Literature

1. Tugan-Baranovsky M.I. Social basis for cooperation. Moscow, 1989. Р. 67, 87.

2. Yuriev V.M. Transient economy of Russia: determinism of economic interests. Moscow, 1997. Р. 200.

3. Bolshakov P.A. First steps of Russian cooperation // Vestnik of Leningrad State University. Series 5. Issue 4. # 26. P. 108.

4. Glinkina S.P. Cooperatives in economies of Socialist countries. Moscow, 1989. Р. 17-20.

5. Kramnik V.N. Reforms and Russian mentality // Izves-tiya of St.-Petersburg University of Economics and Finance. 1995. # 2. Р. 123-124.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА

М.А. Джабраилов

В настоящее время, когда формой накопления общественного богатства становится накопление не вещественных элементов производства, а ресурса, воздействующего на его развитие, т.е. знаний и информации, формируется новая цель социального субъекта - приращении знаний как процесса реализации экономических интересов.

Ключевые слова: экономический интерес, социальный субъект, рынок образовательных услуг.

Социальный субъект - вуз, под которым мы рассматриваем университет, академию, институт. Экономический интерес социального субъекта находится в состоянии движения, изменения, развития, где, с одной стороны, социальный субъект является основой приращения новых знаний, а с другой - полученные новые знания приводят к изменению в его развитии и формируют потреб-

ность приращений новых знаний. Приращение знаний приводит к изменению стратегии развития социального субъекта.

Система экономических интересов социального субъекта включает:

- интересы коллектива - максимизация доходов, творческий рост. Доход определяется размером неинвестированной прибыли вуза по итогам года. При этом размер при-

были всецело зависит от действий руководства вуза. Творческий рост определяется имиджем вуза;

- интересы высшего руководства -стремление улучшить экономические показатели функционирования, повысить репутацию вуза через максимизацию удовлетворения потребностей общества (создание, разработка нового, приоритетного интеллектуального ресурса, повышение в рейтинге «Вуз России»). По мере роста масштабов вуза, возрастают его влияние и независимость от внешнего вмешательства. «Рост увеличивает власть над ценами, издержками, студентами, обществом и государством, а также вознаграждает индивидуально тех, кто ему способствует» [1];

- интересы административно-финансового сектора - расширить контроль (в т. ч. и стратегический) над деятельностью вуза, повысить свой социальный статус, обеспечить свой карьерный рост и рост личных доходов;

- интересы преподавателей - возможность качественного интеллектуального роста, высокая заработная плата, хорошие условия труда, возможность осуществления научно-образовательной деятельности, возможность повышения квалификации, профессионального и карьерного роста;

- интересы студентов - получение качественного образования, высокая техническая оснащенность, доступность получения знания и т. д.

Изменение экономического интереса социального субъекта находится в зависимости от потребностей, целей, внутренних возможностей и внешних обусловленностей их реализации.

Таким образом, можно выделить следующие цели социального субъекта:

- приращение знаний как основа выживания и развития вуза, приспособления к новым изменениям социально-экономической системы;

- достижение баланса интересов всех участников процесса приращения знаний без их ущемления;

- обеспечение новых возможностей получения образования, которые в совокупности будут обеспечивать требования формирующейся экономики знаний;

- создание высококвалифицированных специалистов и разработка приоритетных образовательных услуг;

- сбалансирование интересов и целей социального субъекта по созданию имиджа и рейтинга вуза, способствующего реализации его приоритетного интеллектуального ресурса.

Итак, социальный субъект удовлетворяет потребности общества в приоритетных образовательных услугах. И если в определенных внешних условиях центральное значение имела функция создания продукта, то в условиях неопределенности (перехода к рыночной конкуренции) на первое место вышла функция создания и реализации этого продукта - интеллекта.

В. Зотов дает определение образовательной услуги как «...комплекса учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний образовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения» [2]. А. Ченцов выделяет производительную сторону обучения, т. к. «. образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результат научного труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт - часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг» [3]. Д. Шевченко отличает личностное значение образовательных услуг как процесса получения определенного набора знаний и практических способов их применения, способных удовлетворить потребность личности в своем профессиональном статусе и росте [4].

Под услугами вообще понимают огромное разнообразие видов деятельности и коммерческих занятий. Услуга - это объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Отличительной чертой услуги является то, что она не материальна и не осязаема до момента приобретения. Поэтому главная задача - сделать ее ощутимой, материализованной для покупателя. Потенциальный клиент должен иметь наглядное представление о тех выгодах, которые связаны с приобретением данной услуги. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы, образовательные стандарты; информация о методах, формах и условиях оказания услуги,

о перспективах трудоустройства будущего выпускника, сертификаты, лицензии, дипломы и их котировка [5].

Образовательная услуга представляет собой систему знаний, умений, навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства.

На наш взгляд, образовательная услуга -это один из процессов приращения знаний социальным субъектом в экономике знаний. Образовательные услуги имеют характерные признаки, отличающие их в товарном мире.

Немаловажная особенность услуги - ее несохраняемость. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи, их нельзя складировать как готовый материальный товар в ожидании спроса. Однако следует отметить, что применительно к сфере образовательных услуг эта особенность выглядит несколько специфично. Хотя учебная информация и может сохраняться на материальных носителях, но зато людям свойственно забывать полученные знания. Кроме того, в процессе научно-технического и социального прогресса также происходит устаревание знаний. Поэтому становится актуальным дальнейшее сопровождение потребителей образовательных услуг в процессе их трудовой деятельности, т. е. обеспечение непрерывности образовательного процесса.

Еще одна характерная особенность услуги - неотделимость, неразрывность ее производства и потребления. Так, успешность обучения во многом зависит от профессионализма и личных качеств преподавателя. Его замена может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, и спрос.

Изменчивость, непостоянство качества также является одной из особенностей услуги. Услуги трудно стандартизировать. Качество услуг зависит от конкретного места и времени их оказания, личностных характеристик субъектов-исполнителей, а также изменчивостью «исходного материала». Применительно к рынку образовательных услуг таковым является сам обучающийся.

Однако образовательные услуги обладают рядом специфических свойств, отличающих их от большинства товаров и услуг. Эти отличия состоят, во-первых, в характере их общей и предельной полезности и, во-вто-

рых, в особенностях процесса реализации. Первое отличие заключается в раздвоении полезностных оценок [6].

С одной стороны, образовательная услуга удовлетворяет личностные потребности людей в получении образования. Эта потребность, в свою очередь, определяется свойствами образования как духовного блага, обогащающего жизнь человека, расширяющего сферу его интересов и самореализации личности. В то же время уровнем образовательной подготовки определяется трудовой потенциал человека и связанный с этим доход от трудовой деятельности.

С другой стороны, образовательные услуги обладают характерными качествами того, что в экономической литературе называют общественным благом. Речь идет о дополнительных эффектах от роста образовательного уровня населения для всего населения в целом. От уровня образованности населения и качества получаемых им образовательных услуг зависит экономическое развитие страны и благосостояние народа, социальная и политическая стабильность.

Второе важное отличие образовательных услуг - две фазы их реализации. Первая фаза: образовательное учреждение предоставляет свои услуги обучающимся людям. Здесь имеются свои механизмы и предложения, свои особенности определения ценности различных видов образовательных услуг. Вторая фаза: человек, получивший ту или иную образовательную подготовку, реализует ее в труде, зарабатывая личные доходы. Две фазы реализации образовательных услуг взаимосвязаны между собой. Сигналы от рынка труда, спрос на специалистов с определенным уровнем образования определяют выбор людьми вида образовательных услуг и учреждений, их предоставляющих. Однако лаг времени между моментом выбора образовательного учреждения и началом реализации полученного образования в труде создает определенные сложности и противоречивость трансформации названного рыночного сигнала в процессах формирования спроса и предложения образовательных услуг.

Основными субъектами, действующими на рынке образовательных услуг, являются как сами производители образовательных услуг (образовательные учреждения), так и их потребители (отдельные личности, пред-

приятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке.

Применительно к образовательным услугам существует три основных типа пользователей, образующих соответствующие рынки [7]:

1) персонифицированный рынок образовательных услуг;

2) социальный рынок образовательных

услуг;

3) институциональный рынок образовательных услуг.

Каждый из соответствующих типов рынков обладает своими особенностями. Рынок, в котором потребителями выступают личности, сегментируется в соответствии с социально-демографическими, экономическими, культурными и другими критериями. Именно здесь сегментация рынка особенно необходима. Потребителем образовательных услуг в сфере профессионального образования может быть человек в возрасте от ранней юности (11-14 лет) до преклонного возраста (56-60 лет). В настоящее время его границы расширяются, т. к. пенсионеры также стали потребителями образовательных услуг.

Реальное использование факторов сегментации рынка образовательных услуг происходит чаще всего таким образом, что факторы каждой группы используются не сами по себе, а в комбинации с факторами других групп, дополняющими первоначально избранные.

Еще одной немаловажной особенностью персонифицированного рынка образовательных услуг является удлиненность, многозвенность и вытекающая отсюда трудная управляемость продвижением услуги. В образовании эта особенность существует в специфическом виде - не как множественность звеньев посредничества при продажах, а как множественность и неформальность источников информации, а также лиц, принимающих участие в принятии решения - родителей и других членов семьи, друзей, знакомых и т. д. Для этого рынка характерно также то, что личности, как субъекты принятия решений, могут оказаться в наименьшей степени

информированы, организованы, целенаправленны в процессе осуществления своего выбора.

Второй группой потребителей образовательных услуг являются потребители - социальные партнеры. Социальное партнерство на рынке образовательных услуг - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [8]. Исходя из принятого определения социального партнерства выделим основные типы социальных партнеров системы образования. Прежде всего, отметим тот факт, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе образования в целом, так и к отдельному учебному заведению.

В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнерами в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров профессионального образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости.

На уровне учебного заведения в качестве социальных партнеров рассматриваются не только предприятия (фирмы) и институты регулирования рынка труда, но и другие образовательные учреждения, а также органы управления образованием.

Традиционно работодатели рассматриваются основным партнером учебного учреждения, т. к. они являются потребителями их «продукции» и от них во многом зависит перспектива развития образовательного учреждения. Неоднородность предприятий, в последнее время появляющихся на рынке труда, усложняет задачу учебного учреждения, которое начинает работу по созданию системы социального партнерства. При планировании работы с работодателем необходимо учитывать не только форму собствен-

ности предприятия, его место на рынке труда, но и перспективы развития самого сектора экономики, в котором работает данное предприятие.

Государственные органы управления образованием определяют политику развития образования через разработку стандартов и устанавливают те правила и нормы, которым учебное учреждение должно следовать. Основное требование, которое предъявляет государство учебным учреждениям, - это выполнение стандарта и обеспечение должного качества образовательных услуг. Взаимодействие с государственными органами управления сохраняет устойчивость функционирования учебного учреждения, поддерживает его позиции на рынке труда и на рынке образовательных услуг. В свою очередь, новые условия работы государственных органов управления в системе партнерства с учебными учреждениями накладывают на них особую ответственность по координации деятельности основных партнеров рынка образовательных услуг, по планированию и организации подготовки кадров.

Положительный опыт сотрудничества со службой занятости заключается в совместном изучении и анализе рынка труда, в прогнозах потребностей предприятий, а также использовании базы образовательных учреждений по переподготовке безработных.

К общественным организациям как субъектам рынка труда можно отнести союзы предпринимателей, ассоциации, объединяющие различные предприятия, и профессиональные союзы. К сожалению, эта категория социальных партнеров системы образования пока также занимает пассивную позицию в вопросах формирования образовательной политики. Развитие сотрудничества с этой категорией партнеров способствовало бы снижению социальной напряженности в обществе, повышению их ответственности за организацию профессионального обучения, способствовало бы увеличению их влияния на законодательные процессы, имеющие отношение к профессиональному образованию и обучению. К этой же категории партнеров можно отнести торгово-промышленные палаты, которые в последнее время в ряде регионов активизируют свое участие в процессе координации деятельности работодателей.

Существенно изменились и требования работодателей к кандидатам, претендующим на рабочие места. Исследование показывает несоответствие профессиональных и квалификационных характеристик молодых специалистов требованиям работодателей. Именно поэтому вопрос о том, будет ли востребован сегодняшний выпускник на рынке труда и удовлетворяет ли он потребностям общества как специалист-профессионал, становится достаточно актуальным. В рыночной экономике учебные заведения должны готовить обучающихся к возможным изменениям специальности, развивать у них способность усваивать новые навыки и выполнять различные функции. Все большее значение приобретает требование «умения обучаться», которое повышает возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников на рынке труда. В условиях рынка от работника требуется наличие базовых компетенций, позволяющих ему перемещаться с одного рабочего места на другое.

Следует отметить, что жесткая ориентация подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования на потребности рынка труда не вполне оправдана. Необходимо учитывать не только потребности рынка труда, но и реализовывать собственные желания и интересы обучающихся, необходимо поддерживать ожидания общества в отношении будущих специалистов. Кроме того, на рынке сохраняется спрос на низкоквалифицированную рабочую силу, для чего не нужна серьезная подготовка. И если система образования будет строго следовать рыночному спросу, то это может привести к снижению профессионального потенциала выпускников, снижению квалификационного уровня подготовки. Однако знать и учитывать требования рынка необходимо.

1. Гэлбрейт Дж.К. Экономическая теория и цели общества. М., 1976.

2. Зотов В. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 1997.

3. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг // Высш. образование в России. 1999. № 2. С. 13.

4. Шевченко Д. Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе // Практ. маркетинг. 2002. № 68. С. 19.

5. Матвеева Е.А. Особенности образовательных услуг как товара. Региональные проблемы управления: сб. науч. тр. Калининград, 1999. Вып. 29. С. 21.

6. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования: монография: в 2 ч. / под ред. М.И. Скаржинского. Кострома, 1996. Ч. 2. С. 36.

7. Зиновьева И. В. Образовательный маркетинг в профессиональном учебном заведении. М., 2001.

8. Создание системы социального партнерства в профессиональном образовании / В.Г. Борисова [и др.] // Пособие для работников профессионального образования. СПб., 2000. С. 4.

Поступила в редакцию 21.10.2008 г.

Dgabrailov M.A. Education as the sphere of forming of economic interest of a social subject. At present there is a new tendency in the form of accumulation of public wealth: that is the accumulation of not only the material elements of production, but the resource that influences its development, i.e. knowledge and information. The new pur-

pose of social subject is being formed - increment of knowledge as the process of realization of economic interests.

Key words: economic interest, social subject, education market.

Literature

1. Galbraith J.R. Economics and the Public Purpose. Moscow, 1976.

2. Zotov V. Development of strategies and tactics of marketing activity of high educational institutions in the market of educational services and scientific and technical products: abstract of a thesis of candidate of Economical Sciences. Moscow, 1997.

3. Chentsov А. Business of educational services // High Education in Russia. 1999. # 2. P. 13.

4. Shevchenko D. Marketing strategies of price setting in high educational institutions // Practical Marketing. 2002. # 68. P. 19.

5. Matveeva ЕА. Peculiar features of educational services. Regional problems of management: collection of scientific works. Kaliningrad, 1999. Issue 29. P. 21.

6. Chekmarev V.V. Economical problems in educational sphere: monograph: in 2 parts / edited by M.I. Skarz-hinskiy. Kostroma, 1996. Part. 2. P. 36.

7. Zinovyeva I.V. Educational marketing in vocational schools. Moscow, 2001.

8. Creation of the system of social partnership in vocational education / V.G. Borisova, et al. // Guide for teachers of vocational training. St Petersburg, 2000. P. 4.

СТАТУСНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

И.М. Авдеев

Статья посвящена выявлению основных критериев, определяющих социально-экономический статус субъекта в современном обществе, определению сущности статусных экономических интересов и специфики их реализации с учетом условий развития российской экономики.

Ключевые слова: социально-экономический статус, статусные экономические интересы, экономические отношения.

Большую роль в экономической жизни общества играют экономические отношения между людьми. Степень совершенства экономических отношений определяет не только развитие способа производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Их содержание прямо определяет решение проблемы социальной справедливости, вопросы предоставления каждому индивидууму и социальной группе возможности пользоваться разного рода социальными благами в зависимости от общественной полез-

ности своей деятельности, ее необходимости для других людей, общества, государства.

Экономические интересы людей выступают как непосредственные проявления их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя и наемного работника прямо определяются их местом в системе экономических отношений между ними. Интерес одного - получение максимальной прибыли, интерес другого - дороже продать свою рабочую силу и получить максимальную заработную плату. Экономиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.