Научная статья на тему 'Образование как фактор социальной сплоченности и политической стабильности общества. '

Образование как фактор социальной сплоченности и политической стабильности общества. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1447
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
Образование / Образовательная политика / социальная сплоченность / язык как средство коммуникации / доступность образования / толерантность / education / Educational policy / social unity / language as a mean of communication / Availability of education / tolerance

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нестеров Валерий Вениаминович

В статье рассматривается роль образования в укреплении социальной сплоченности российского социума в современных условиях. Раскрываются связанные с этим функции системы образования: развитие единого языкового пространства, социализация личности, формирование менталитета народа, социальное образование кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of education in consolidation of social unity in the Russian society in modern conditions is observed in this article. Functions of the educational system related to it are disclosed. These functions are: development of united linguistic environment, person socialization, generation of nation mentality, social education of personnel.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор социальной сплоченности и политической стабильности общества. »

Нестеров В.В.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

В свое время на вопрос государя Николая Павловича: «С чего бы ты начал реформы?» А.С. Пушкин ответил: «С образования, ибо неокрепшие души пойдут за любым водителем» [1].

Значительную роль образование играет в современном обществе. Ныне оно является не только важнейшей потребностью человека, основой формирования и развития личности, но одной из основных социокультурных характеристик, действенным фактором экономического роста страны, благополучия ее населения, безопасности государства.

Невозможно переоценить роль образования в решении задачи социального сплочения общества. В соответствии с федеральным законом «Об образовании», оно призвано содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, обеспечить формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, на развитие общества, на укрепление и совершенствование правового государства [2]. Развертывая и дополняя эту формулу, представляется возможным выделить несколько позиций, которые определяют и раскрывают роль института образования в утверждении и укреплении социальной сплоченности общества.

Начнем с того, что социальная сплоченность немыслима без плотных коммуникационных связей между индивидами, составляющими сообщество. Между тем, важнейшим средством коммуникации служит язык. В многонациональной и многоязычной стране, какой является Россия, принципиальное значение имеет наличие языка межнационального общения. Без него различные группы окажутся отчужденными друг от друга, а население в целом - разобщенным по языковому признаку. В нашей стране исторически эта функция закрепилась за русским языком. Его широкое распространение само по себе не устраняет различные

причины социального расслоения общества (даже в одноязычной группе возможна поляризация интересов и позиций), но создает условия для коллективной жизни. И в этом смысле очень важно, что в Российской Федерации изучение русского языка во всех образовательных учреждениях (за исключением дошкольных), которые имеют государственную аккредитацию, является обязательным и регламентируется государственными образовательными стандартами.

В содержательном плане роль образования в консолидации общества связана с тем, что образованность и профессиональные умения людей расширяют их кругозор, увеличивают потребность и возможность расширения социальных связей, повышают социальную мобильность и, тем самым, становятся необходимыми условиями достижения социального согласия и повышения уровня гражданской ответственности. В этом состоит социальный смысл образовательной политики государства, которая, как говорится в национальной доктрине образования в Российской Федерации, «призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни» и гарантирует доступность образования всем гражданам Российской Федерации.

Плохо образованные люди, как правило, не способны ни осознать свои права, ни соотнести их с правами других. Выступая на заседании Президиума Государственного совета 18 апреля 2008 г. Президент России Д. А. Медведев отметил, что с приобретением новых знаний, умений, общим повышением уровня культуры, появлением новых морально-этических ценностей граждане будут положительно вовлечены в экономическую, социальную жизнь общества и государства в целом, что значительно ускорит формирование гражданского общества и правового государства.

Здесь возникает двоякая зависимость. С одной стороны, чем образованнее общество, тем больше у него причин и механизмов, обеспечивающих взаимопонимание между его членами и их согласованного взаимодействия. С другой стороны, разный уровень образования, образовательная дифференциация, тем более поляризация населения оказывается одним из факторов расслоения общества, его социального разобщения.

И то, и другое служит важным аргументом в пользу того, что эффективное обеспечение права на образование является одной из обязательных предпосылок не только научно-технического, но и общественного прогресса. Это значит, что

провозглашенные в Конституции РФ права каждого на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования имеют не только личностное значение.

Уместно напомнить, что долгое время в России образование оставалось уделом избранных. Так, по переписи 1897 г. всего 28,4% населения страны в возрасте 9-49 лет были грамотными (среди городского населения - 57,0% и сельского - 23,8%) [См.: 3, с. 570]. Что касается высшего образования, то только 18 августа 1809 г. Александр I издал подготовленный выдающимся либеральным реформатором Михаилом Сперанским указ об обязательности высшего образования или сдачи экзаменов для получения гражданских чинов.

Положение коренным образом изменилось в годы советской власти. Уже в 1920 г. уровень образования всего населения вырос до 44,1% (73,5% в городе и 37,8% на селе), а в 1939 г. он достиг 87,4% (93,8% и 84% соответственно). В 1970 г. на 1000 чел. в возрасте 10 лет и старше приходилось лиц с высшим образованием 42, с незаконченным высшим и полным средним образованием - 441 и с начальным образованием - 293 чел. [3, с. 7, 570]. Советский режим отнюдь не был идеальным, но ликвидация неграмотности, а затем введение обязательного среднего образования - это огромные достижения советской власти, благодаря которым и сегодня российское общество характеризует высокий уровень общего образования.

Сегодня наблюдается растущая востребованность высшего профессионального образования. С ней связана ярко выраженная тенденция увеличения числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование, доля которых только с 1992 по 2003 гг. увеличилась с 17,6% до 25,8% соответственно [4, с. 49].

Вместе с тем нельзя не видеть, что в современных условиях задача обеспечения населению равного доступа к полноценному образованию до конца не решена. По данным социологических опросов, более половины российских граждан считают, что качество образования снижается, и практически столько же говорят о возрастающем неравенстве в получении образования.

В связи с регионализацией государственной и общественной жизни усиливается значение проблемы географии учебных заведений, в том числе и высших [5]. Фактом является неравномерное распределение образовательных учрежде-

ний в стране. Все вузы России находятся в 122 городах, и почти половина из них расположена в 15-ти крупных городах. В стране доминируют исторические вузовские центры: Москва и Санкт-Петербург (соответственно 42 и 87 государственных вузов). В них же располагается и до 80% негосударственных высших учебных заведений. В Центральном и Северо-Западных экономических районах насчитывается 183 государственных вуза, то есть каждое третье высшее учебное заведение России. Менее всего вузов насчитывается в Северном экономическом районе - 15, Волго-Вятском - 22, Черноземном - 26.

Неравномерно и распределение школ по территории страны: в одних имеется некомплект учащихся, в других - напротив, их избыток. В принципе, и то, и другое, видимо, неизбежно для такой большой страны, как Россия. Плохо, однако, когда в подходе государства к возникающим в связи с этим вопросам превалируют соображения экономической целесообразности. К сожалению, свидетельствует Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, именно такая тенденция наблюдается сегодня. Переход на «подушевое финансирование» школ ведет к тому, что малокомплектные школы, прежде всего сельские, под видом реорганизации ликвидируются [6].

На исправление ситуации нацелена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Она предусматривает создание сети федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, а также учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности.

Сейчас в России существует платное и бесплатное высшее образование. В последнее время число лиц, поступающих на платное обучение, начинает превышать число пользующихся услугами бесплатного образования. Таким образом, существует ряд обстоятельств, которые создают преимущества для получения образования представителям благополучных социальных групп. Среди них - условия поступления и учебы, возможности оплаты образования, проживания и другие. Для достижения социальной сплоченности нужно учитывать данное обстоятельство: без равных образовательных возможностей общество не только ограничивает свой интеллектуальный потенциал, но и становится на путь социальной разобщенности.

Поэтому доступ к образованию должен быть открыт для каждого члена общества в зависимости только лишь от его способностей и предпочтений [7, с. 37]. В связи с финансовым кризисом по инициативе Президента России Д.А. Медведева был принят ряд мер, облегчающих материальное положение студентов (образовательный кредит, фиксированная плата за обучение на весь период оказания образовательных услуг, перевод лучших студентов с платных мест на бесплатные и др.).

Еще одна линия влияния образования на социальную сплоченность общества связана с тем, что образование, по определению призванное «сеять разумное, доброе, вечное», играет определяющую роль в формировании личности, в развитии у человека гражданских качеств. Скажем прямо: бесстрастным просветительством никакая школа, никогда не занималась. Она не может быть таковой по определению. Образование всегда и везде выступает инструментом укрепления и развития социальной системы и всех ее компонентов. Объектом его воздействия является не рассудок человека, а он сам с его интеллектуальным, духовным, нравственным и культурным потенциалом. Именно в этом смысле справедливо замечание М. Хайдеггера о том, что образование есть «руководство к изменению всего человека в его существе».

Это становится особенно необходимым в современной ситуации трансформации социально-экономических и образовательных систем. Более того, образование должно в определенной степени опережать процессы, происходящие в обществе, формируя и реализуя те принципы, на которых базируется изменяющаяся социально-экономическая среда. Например, в Свердловской области такая постановка вопроса по отношению к системе образования - не эпизод и не конъюнктура, а системно осуществляемая правительством и уполномоченным органом управления образования работа. В Концепции и программе развития образования Свердловской области ещё в 1992 г. было записано: «Задачей общеобразовательной школы является создание комплекса условий для свободного физического, умственного и нравственно-правового развития личности человека-гуманиста, здорового, способного критически воспринимать мир и себя как его неотъемлемую часть, способного конструктивно и предприимчиво, природо- и культуросообразно действовать, исходя из собственных интересов и пользы общества». Эта установка реализуется уже больше полутора десятилетия. Достиг-

нуты определенные системные результаты, хотя понятно, что целый ряд объективных и субъективных обстоятельств не позволили решить задачу до конца.

Следует подчеркнуть, что образование обеспечивает, с одной стороны, ликвидацию функциональной неграмотности индивидов по отношению к среде обитания, производству и социуму, а, с другой стороны, формирует общественно-необходимый запас знаний, умений, навыков с соответствующим набором нравственных норм. И если, как констатируется в Доктрине информационной безопасности РФ, современное гражданское общество России неспособно обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны, то значительная доля вины за это лежит и на школе.

Национальная образовательная политика служит развитию толерантного сознания граждан, формированию ценностных мировоззренческих основ и обеспечению преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и терпимости. Характерно, что одобренная Генеральной Ассамблеей ООН Декларация принципов толерантности признает приоритет в ее формировании именно за сферой образования. И эта функция школы приобретает особую актуальность в связи с растущей подвижностью населения, расширением и учащением контактов людей, принадлежащих к разным культурам, что объективно таит в себе возможность и негативного опыта социального взаимодействия, неприязни и нетерпимости к «другой» культуре, образу жизни, языку, верованиям.

В своих выступлениях и статьях автор неоднократно подчеркивал, что если нас мало интересуют или совсем не интересуют такие проблемы, как общая культура населения, векторы и тенденции культурного развития и интересов народа, отношения людей к своему здоровью, общественная активность, состояние семьи, развитие культуры быта и т. д., и т. п., то почти бессмысленно говорить на любимые темы новых образовательных технологий, совершенствовании методики и даже о самом «святом» - передовом педагогическом опыте, более того -бессмысленно этим заниматься по большому счету, ибо только понимание того, от чего идем в великом деле, по словам классика, «смягчения нравов общества», чего достигли и к чему надо стремиться, делает нашу работу имеющей смысл и определяет её содержание.

Давно замечено, что разруха начинается в головах, а не в клозете. Главные причины проблем во всех сферах нашей общественной жизни и деятельности лежат в нравственном поле и являются следствием духовно-нравственного кризиса. Новый Президент США Б. Обама в своём первом обращении к Конгрессу сказал: «Не кризис определяет будущее нашей страны. Ответы на наши проблемы ... находятся в наших лабораториях и университетах». Приведя эти слова, академик В.И. Жуков добавляет: «Там же, в академической, отраслевой и вузовской науке, в университетах и лабораториях находятся ответы на все вызовы, с которыми столкнулась Россия» [8, с. 26].

Значение системы образования в контексте рассматриваемой темы состоит и в том, что она готовит управленческие кадры, профессионально занятые организацией социального, политического и другого взаимодействия людей, специалистов, способных глубоко понимать социальные аспекты взаимодействия общества и человека в каждой из сфер жизнедеятельности общества, профессионально решать конкретные задачи анализа социальных процессов и решения социальных проблем.

* * *

1. Парламентская газета. 2008. 26 дек.

2. Об образовании: Федеральный закон в ред. от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ, от 16.11.1997 г. № 144-ФЗ, от 20.07.2000 г. № 102-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, ст. 14.

3. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. Т. III. Уровень образования населения СССР, союзных и автономных республик, краев и областей. М.: Статистика, 1972.

4. Человеческий капитал. 2009. № 3.

5. Ресурсы Интернет: http://www.informika.ru/text/magaz/higher/1_97/1-3.html.

6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2008 году// http://www.ombudsman.gov.ru/

7. Николаев М.Е. Социальная сплоченность как фактор стабильности российского общества // Человеческий капитал. 2009. № 3.

8. Жуков В.И. Социальное образование и социальная сплоченность российского общества в условиях глобального кризиса// Человеческий капитал. 2009. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.