Научная статья на тему 'Образование как фактор модернизации России: социально-философский аспект'

Образование как фактор модернизации России: социально-философский аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / EDUCATION / MODERNIZATION / EDUCATIONAL POLICY / TRADITIONAL SOCIETY / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева Елена Сергеевна

В статье рассмотрены философские проблемы образования в контексте модернизации России. Автор раскрывает место и роль образования в модернизации российского общества, рассматривает образование как средство модернизации экономики, политической системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as a factor of modernization of Russia: social and philosophical aspect

The article is devoted to the philosophic issues of modernization of Russia. The author explains the place and the role of education in modernization of Russian society considering education as means of modernization of economy and political system in Russia. The priorities of education for modernization of society are also considered in the article.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор модернизации России: социально-философский аспект»

УДК 1:37 ББК 87+74в

Е. С. Агеева

Образование как фактор модернизации России: социально-философский аспект

В статье рассмотрены философские проблемы образования в контексте модернизации России. Автор раскрывает место и роль образования в модернизации российского общества, рассматривает образование как средство модернизации экономики, политической системы России.

The article is devoted to the philosophic issues of modernization of Russia. The author explains the place and the role of education in modernization of Russian society considering education as means of modernization of economy and political system in Russia. The priorities of education for modernization of society are also considered in the article.

Ключевые слова: образование, модернизация, образовательная политика, традиционное общество, современное общество.

Key words: education, modernization, educational policy, traditional society, modern society.

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социальной модернизации. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Сегодня ни для кого не секрет, что интеллектуальный потенциал российского общества снижается. Неэффективность образовательной деятельности во многом связана с отсутствием приоритетов развития личности, что обусловлено неопределенностью ценностных ориентаций всего общества, неразработанностью программы модернизационного преобразования России. Системный кризис, отрицательные последствия реформ и новые тенденции развития российского общества с необходимостью требуют философского обоснования концепции новой, современной образовательной политики. Перед российской системой образо-

вания стоит сверхзадача: ей предстоит в крайне сжатые сроки при минимуме ресурсов найти новую форму существования, позволяющую образованию сохранить и усилить свой статус механизма социального воспроизводства и развития. Следовательно, для модернизации общества «образование» - системообразующее понятие. Бесспорна следующая немаловажная тенденция развития: при наличии перспективного эффективного образования эффективны будут и модернизационные процессы, обеспечивающие устойчивость развития общества. Развитие и модернизация системы профессионального образования являются приоритетами государственной политики России в долгосрочной перспективе.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. констатировал, что в XXI в. России необходима последовательная и системная модернизация [2]. Принципиально важно в этой связи определить признаки модернизации, критерии и границы, определяющие её содержание. Академик Н.Н. Моисеев определяет модернизацию как «непрерывное, стихийное совершенствование технологической и технической основы цивилизации и подстройки к ней общественных организационных структур» [5, с. 5]. Если обратиться к словарям, то модернизация определяется как «изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, например, модернизация оборудования» [4, с. 49-52]. Однако сколь бы ни была важна технологическая модернизация, главным предметом модерниза-ционной концепции является само общество.

Теория модернизации была выработана для слаборазвитых или развивающихся стран постколониального и послевоенного периода в середине прошлого века. Но достаточно быстро стало очевидно, что модернизация - не только временная схема ускоренного преодоления отставания в каких-то характерных условиях, но и долговременная и универсальная форма развития любых государств во всех периодах их истории. В понимании большинства современных отечественных философов сущностью модернизации как своеобразной формы развития является переход от традиционного общества к современному [1]. Традиционное общество - это общество, воспроизводящее себя на основе традиций и имеющее источником активное прошлое, традиции, опыт. Для такого общества характерно преобладание традиций над новациями, авторитарность власти, коллективистский тип общества и отсутствие выделенной профессиональности, отсутствие массового образования, направленность производства в материальной сфере на насущные нужды, а не на будущее, доминирование локального над универсальным, превалирование представления о цикличности развития общества и др. Основная же особенность традиционного общества - доминирование традиций над новациями.

Современное общество по большинству основных черт противоположно традиционному: в нем преобладают инновации, присутствует выделенная персональность, наличествует демократическая система власти, общество способно производить ради будущего, а не только ради насущных потребностей, отмечается массовость образования, преобладает универсальное над локальным, бесспорен приоритет точных наук и технологий по отношению к мировоззренческому знанию (техногенная цивилизация), преимущественной является ориентация на инструментальные ценности и др.

Основное отличие меняющегося мира, в огромной степени влияющее на специфику модернизации профессионального образования, заключается в капиталистической форме хозяйственной деятельности, присутствующей естественным образом в рыночной экономике.

Российское общество представляет промежуточный тип, совмещающий в себе черты традиционного и современного общества. В России присутствуют черты традиционного общества: главенствующая роль государства, осуществляющего контроль практически над всеми сферами жизни общества; общинно-коллективистское сознание; приверженность к общественным формам собственности; ускоренное самосознание личности как элемента коллективного целого; огромное значение духовных ценностей, стремление к духовной интеграции общества в форме православной или иной идеологии и др. Вместе с тем в России пытаются использовать достижения западной цивилизации для совершенствования различных сфер жизни общества: экономической, технологической, военной и др. Не случайно многие сводят модернизацию в России к построению общества западного образца [6, с. 112].

Образование, прежде всего профессиональное, оказалось решающим фактором модернизации российского общества. Если модернизация

- цель развития того или иного общества на определенном этапе истории, то эта цель не может осуществляться без развития экономики, политики и системы образования. Именно система образования реализует важные цели общества, поскольку является средством подготовки того или иного типа личности, который нужен данному обществу для его успешного функционирования и развития того или иного типа профессионального работника.

В развитых странах образование рассматривалось и рассматривается как средство обновления общества. Любые процессы модернизационно-го характера в экономике, политике, культуре всегда начинались с реформы образования. Прежде чем начать любые преобразования в обществе, необходимо подготовить человека, способного осуществлять эти преобразования. Образованность и профессиональная подготовка молодого поколения являются теми ресурсами развития, которые имеются в обществе. От их мобилизации зависит жизнеспособность социума.

Неотъемлемое условие модернизации общества - освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений. Приоритетами образования для модернизации общества должны быть:

• облегчение социализации в рыночной среде через формирование ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества;

• противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде; вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью;

• обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей независимо от их социального происхождения через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, в том числе через развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должны занять центральное место информатика, иностранные языки, межкультурное обучение;

• реализация ресурса свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.

Эффективность промышленного производства ныне в целом существенно определяется развитием науки и уровнем высшего образования, а обеспечение его функционирования требует все более образованного и специально подготовленного персонала. Соответственно, решение этих задач становится прямым интересом практически любого современного государства, которому нужны гарантии собственной стабильности. Например, известно, что после Второй мировой войны государство и корпорации в Японии, приступив к модернизации производства, из соображений экономии времени и ресурсов сделали ставку на покупку иностранных технологий: в 1950-1978 гг. Япония получила от иностранных фирм 21 тыс. лицензий на использование технологий. Затраты на их приобретение составили тогда 8,5 млрд долларов. Однако уже в 60-70-е гг. Япония начала испытывать сильную зависимость от иностранных партнеров: ужесточились условия продажи лицензий, ухудшились условия доступа к новым технологиям, ограничивалась сфера экспорта производимой по лицензиям продукции и др. Поэтому уже в конце 60-х годов

наряду с массовым импортом зарубежной технологии государством и монополиями был принят курс на активное развитие и укрепление собственного научно-технического потенциала за счет подготовки технических и научных кадров. Вследствие реорганизации в начале 50-х годов высшего образования значительно возросло количество университетов и колледжей, было также увеличено количество научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений. Это дало толчок росту собственного научно-технического потенциала Японии. В результате интенсивного научно-технического развития Япония вышла на передовые позиции во многих областях науки и техники, в экспорте технологий и торговле высокотехнологичными изделиями [3, с. 96-101].

Само стремление к образованию, к знаниям признано одним из важнейших элементов национального богатства. Сегодня в США нехватка 40 % высококвалифицированных специалистов для новых отраслей производства создает проблемы использования этого производственного потенциала. Явное отставание образования от мировых лидеров поставило в тупик модернизацию производства и экономики в Китае в 70 - начале 80-х гг., поскольку отсутствовал не только корпус специалистов, готовых обеспечить запуск закупаемых за рубежом высокотехнологичных производственных линий, но не было даже достаточно людей, пригодных к обучению этому.

Эти факты явно демонстрируют специфику взаимоотношений социальных институтов с образованием на современном этапе. Теперь ни одна масштабная государственная акция не имеет шансов на успех без соответствующего «подтягивания» образовательной машины, обеспечивающей адекватный кадровый потенциал. Еще более высокий уровень задач ставит перед образованием необходимость подготовки не только исполнителей больших модернизационных проектов в государственном масштабе, но квалифицированных «прорабов» таких акций. Здесь уже образование не может ограничиваться «подтягиванием», оно должно работать на опережение. За рубежом эти задачи уже приняли на себя высшие элитные образовательные учреждения, такие как «большие школы» Франции, ведущие университеты Великобритании, Японии и США.

Что касается России, то, располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, она должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета - одной из «национальных точек роста». Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской экономики. На потребности экономики, которые заявят себя через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас. В краткосрочной перспективе (20102015 гг.) необходимо сделать Россию привлекательной для инвестиций и

обеспечить воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики. Это потребует:

• формирования адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг; обновления профессионального образования, повышение его качества и соответствия структуре потребностей рынка труда; опережающего развития начального и среднего профессионального образования, способных в относительно короткий срок обеспечить повышение культуры производства;

• обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий, приоритетного развития университетской науки и на ее основе венчурных подразделений и предприятий;

• резкого повышения качества профессионального образования в области экономики и управления производством и смежных «активных социальных наук» (права, социологии), в том числе через введение соответствующего содержания в общее образование.

В среднесрочной перспективе (2015-2020 гг.) решающим становится уровень общей образованности населения. Качество человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане. Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им раньше исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместе с тем на завершающих этапах обучения необходима более точная адаптация системы профессионального образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, ориентация на конкретные «меню профессиональных карьер».

Итак, высокоэффективная система профессионального образования сегодня является одним из основных факторов роста экономики нашей страны, а цель основных направлений модернизации в системе профессионального образования - обеспечение его качественного преобразования в условиях глобальной рыночной экономики.

Образование используется (может и должно использоваться) государством в осуществлении модернизации политической системы. В этом отношении вспомним положительный исторический пример, связанный с именем и грамотной политикой генерала де Голля. Став президентом Пятой республики, он положил начало коренной социальной модернизации во Франции. Страна досталась ему с тяжким наследием затяжной депрессии 30-х годов и фашистской оккупации времен Второй мировой

войны. Поэтому понятно, что начинал он с хозяйственных задач. Однако в 50-е годы модернизация производства, поставленная в центр политики периода Освобождения, расширилась до задачи модернизации страны и нации в целом. В числе приоритетов оказалась не только экономическая модернизация, но и создание институтов для поддержания социальноклассового согласия, а также государственное покровительство национальной культуре и распространению ее влияния в мире.

В этом ключе экономическим и политическим преобразованиям сопутствовала серия «реформ сопровождения» в просвещении и образовании, культуре, профессиональном обучении. Была проведена реформа системы образования, ставшего в результате государственным и всеобщим. Появились на свет флагманы французского высшего образования -«большие школы» (Национальная школа администрации, Высшая школа социальных наук и др.). Особое внимание было уделено научнотехническому потенциалу. Все это способствовало превращению страны в развитое современное государство с одним из самых высоких показателей производительности труда в Европе.

Кроме того, в заботу государства входит укрепление престижа определенных социально-политических порядков в глазах населения, и особенно молодежи, чтобы она не просто прагматически приспосабливалась к системе, но и активно выступала в ее поддержку. Но известно, что современные индустриализация, урбанизация, развитие средств массовой информации, рост образования, секуляризация культуры подрывают старые авторитеты. При этом неизбежно разрушаются и основы легитимности прежней власти. Формирование же фундамента новой легитимности протекает медленно, что серьезно ослабляет позиции любых правительств как демократических, так и авторитарных. Поэтому совершенно неоценимую роль, с государственной точки зрения, сейчас должна выполнять школа. Транслирующая определенные мировоззренческие установки, она является «основным механизмом» для укрепления в массовом сознании благоприятного представления о деятельности государства.

Государственные органы должны взглянуть на образовательную систему как на средство укрепления своего авторитета и легитимности, в которых нуждаются, в первую очередь, государство и власть. Бич современных демократических процессов в России - правовой нигилизм и политическая апатия населения, инертность электората и низкая эффективность представительных органов - в значительной мере есть плод взаимной «любви» и «эффективного» взаимодействия государства и образования.

Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся:

• способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;

• толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;

• правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

Чтобы выполнить эти требования, необходимо обеспечить открытость системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства и экономики при сохранении ее внутренней целостности и поддержании высоких академических стандартов. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Консервировать даже то, что когда-то было лучшим в мире

- значит, заведомо гарантировать отставание [7, с. 819].

Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития. Российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в нее.

Сам процесс профессионального образования должен стать целостным, систематизированным. Именно целостность должна быть положена в основу новой парадигмы профессионального образования, основанной на личностно ориентированном и компетентностном подходах, которые поднимают процесс обучения на уровень образования, а профессиональное образование - на уровень культуры. Процесс профессионального образования должен охватывать как логический, так и конкретночувственный способы познания мира, а также процесс вхождения в профессию, включая как духовную, так и материальную сферы. Однако в сфере профессионального образования сегодня можно встретить и другой, однобокий подход, основанный на «профессиональной нужности» предметов. На все остальные дисциплины, не связанные с профессиональными навыками, студенты, с легкой руки пропагандистов такого подхода, могут «махнуть рукой» и даже не приходить на занятия.

Развитие образования составляет один из решающих факторов международного позиционирования России. Сегодня человеческий потенциал дает наибольшие основания относить нашу страну к числу развитых, тогда как по целому ряду других позиций она принадлежит скорее к развивающимся. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы.

Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно «социальный заказ» общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России до 2020 г. Стратегия профессионального образования до 2020 г. может заключаться, на наш взгляд, в следующем: доведение максимального количества научных знаний до максимального количества потребителей, способных использовать их в производстве и других сторонах повседневной жизни. России нужна критическая масса высококлассных специалистов, которая способна изменить ситуацию в экономике, сделав ее перспективной для молодых.

Список литературы

1. Кузьмин Д.С. Стратегия модернизации России // Власть. - 2004. - № 1.

2. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. Официальный сайт Президента России, http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.

3. Мильнер Б.З., Олейник И.С., Рогинко С.А. Японский парадокс. - М.,

1985.

4. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. - М.: Информарт, 1994.

5. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопр. философии. - 1995. - № 1.

6. Наливайко Н.В., Наурузбаева О.В. Современная специфика развития отечественного профессионального образования // Философия образования. -2007. - № 1.

7. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. - М.: Сов. энцикл.,

1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.