Научная статья на тему 'Образование и просвещение взрослых в сфере семьеведения (основы концепции)'

Образование и просвещение взрослых в сфере семьеведения (основы концепции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬИ / КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / FAMILY / FAMILY CONSOLIDATION / DEMOGRAPHY / FAMILY LIFE / ADULT EDUCATION CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Наталья Петровна

Проанализированы деструктивные процессы в современном обществе, влияющие на качество жизнедеятельности семьи. Показано, что проблемы семейного воспитания целесообразно рассматривать в контексте моделей перинатальной психологии, педагогики и семейной психотерапии в рамках проектов Международной академии семьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adult education in the sphere of family studies (the basics)

The paper analyses the destructive processes existing in the modern society, which can compromise the quality of family life. The author claims that it is useful to address the problems of family education in the context of the models existing in perinatal psychology, pedagogy and family psychotherapy, as a part of the projects realized by the International Academy of Family.

Текст научной работы на тему «Образование и просвещение взрослых в сфере семьеведения (основы концепции)»

АУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

ОНЦЕПЦИИ

Н. П. Коваленко

(Санкт-Петербург)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СФЕРЕ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ (ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ)

Проанализированы деструктивные процессы в современном обществе, влияющие на качество жизнедеятельности семьи. Показано, что проблемы семейного воспитания целесообразно рассматривать в контексте моделей перинатальной психологии, педагогики и семейной психотерапии в рамках проектов Международной академии семьи

Образование и просвещение взрослых в сфере семейного строительства является актуальной проблемой, вызванной продолжающимся демографическим кризисом, ростом сиротства и родительской несостоятельности, ухудшением психического и физического здоровья детей и взрослых, нивелированием политической, экономической и социальной значимости института семьи как основы государственности и общечеловеческого благополучия.

Решение этой проблемы требует глубокой разработки в связи со следующими деструктивными тенденциями в образовании и культуре:

- сфокусированность образования на профессиональных знаниях, узконаправленных учебных программах, наборе информации универсального характера; отсутствие глубоко продуманных образовательных программ, направленных на формирование семейно-ориентированного мировоззрения при обучении и воспитании;

- низкий уровень образовательной и просветительской среды, направленной на популяризацию семейного образа жизни, родительских ролей, на формирование у взрослых ответственности за потомство и престарелых родителей, социально одобряемых форм проявления семейной куль-

туры, форм передачи общечеловеческого наследия в области семейного строительства и семьеведения;

- отсутствие высококвалифицированных кадров, готовых к реализации образовательных и просветительских программ для взрослых в сфере семьеведения, семейной психологии и культуры.

Российская полиментальность (В. Е. Семенов) предполагает исследование данной проблемы с учетом многонационального населения РФ, особенностей настоящего времени в отношении взаимодействия культур, этносов в кризисных условиях современности. При этом важно не забывать исторические корни возникших проблем. Ведь на определенном этапе развития нашего государства из политических соображений человек сознательно отделялся от генетической, семейной среды и «прививался» к социуму, общественной жизни. В результате потеря корней, чувства сопричастности к своей фамилии, роду, потеря ощущения собственной уникальности привели к унификации человеческого бытия, усреднению, а это грозит вырождением нации, общества, семьи и индивидуальности.

Все деструктивные процессы в обществе отрицательно сказались и на состоянии

демографических показателей, которые напрямую связаны с семьей. Например, в Санкт-Петербурге, по данным социологических исследований, коренной состав населения постоянно уменьшается, что вызвано главным образом его естественной убылью. Смертность превышает рождаемость в 1,9 раза. При этом уменьшение численности населения Санкт-Петербурга более чем в 2 раза превысило тот же показатель по России в целом.

Общий коэффициент рождаемости в Санкт-Петербурге более чем на 20% ниже, чем в целом по стране. Для простого воспроизводства населения показатель рождаемости должен быть выше почти в два раза.

Экономическая нестабильность приводит к отрицательным изменениям в семей-но-брачных отношениях. Известна прямая зависимость между количеством браков и рождаемостью. В 2007 году почти треть (27,52%) всех новорожденных в Санкт-Петербурге составляют внебрачные дети.

Демографическая ситуация в России характеризуется распространением малодет-ной семьи, запоздалым рождением первого ребенка, увеличением внебрачной рождаемости.

В ряду важнейших причин снижения количества и качества населения города стоит ухудшение его соматического и психического здоровья. Последнее характеризуется заболеваемостью и инвалидностью. За последние десять лет повысилась общая динамика заболеваемости по большинству групп болезней во всех возрастных группах населения. Наблюдается ухудшение материнского и особенно детского здоровья. Неблагоприятная ситуация у женщин фер-тильного возраста, уровень общей заболеваемости женщин имеет тенденцию к росту. В 2007 году в группе женщин детородного возраста регистрировалось по несколько соматических заболеваний. Из числа вставших на учет признаны здоровыми только 5,5% беременных.

Установленным фактом можно считать ухудшение здоровья каждого следующего поколения относительно предыдущего, а также перемещение проблем здоровья из

групп престарелого населения в группы детей и молодежи. Одновременно отмечается и ухудшение качества населения как демографической базы для его воспроизводства.

В связи с увеличением числа асоциальных и девиантных семей возрастает число детей, поступающих в учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Причиной отказа от детей в 44% случаев являлась тяжелая психо-нев-рологическая патология родителей; 56% детей находились в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Прослеживается динамика роста показателя выявления детей, оставшихся без попечения родителей.

На начало 2008 года в государственном региональном банке содержались сведения о 5124 детях в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Санкт-Петербурга, оставшихся без попечения родителей, из них 1300 несовершеннолетних поставлены на учет в 2008 году.

Можно также выделить основные проблемы жизнедеятельности семьи:

- сохранение высокой доли семей, имеющих потребительские расходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума;

- снижение воспитательного потенциала семьи;

- распространенность физического, сексуального, психологического насилия в семьях;

- широкое вовлечение детей и подростков в нежелательные для их воспитания формы труда.

Решение данных проблем напрямую зависит от компетентности, зрелости и активности взрослых - родителей.

Основные положения предлагаемой нами концепции образования и просвещения взрослых в сфере семейного воспитания рассматриваются в контексте теоретических и практических моделей перинатальной психологии, педагогики и ресурсной семейной психотерапии. При этом учитывается специфическая трактовка следующих понятий: «семья», «родительство», «род», «семейная культура», «семейные традиции».

Семья - сообщество людей на основе генетического и юридического родства, социальная единица общества, существующая согласно законам государства и выполняющая функцию воспроизводства для государства.

Род (фамилия) - общность людей на основе генетического родства, семейных связей, формирующихся от предков к потомкам. Родовая общность наследует и передает следующему поколению как материальные, так и нематериальные (духовные) ценности. По наследству передаются и психологические характеристики предков (темперамент, интеллект, творческие способности, лидерские качества и др.), что также можно отнести к духовному наследию.

Родительство - материнство и отцовство, осознанное вступление в семейные отношения для продолжения рода мужа на основе любви и преданности, осуществление обеспечивающих, воспитательских и обучающих функций для своих детей, реализации социально значимых ролей в обществе для социального научения своих детей собственным примером.

Воспитание - передача наиболее эффективного опыта и знаний о законах жизнеустройства и семейном строительстве от предшествующих поколений последующим.

Семейная культура - особый стиль и организация жизнеустройства, основанные на позитивном мировосприятии и взаимоотношениях в семейной системе.

Семейные традиции - выверенные поколениями способы жизнеустройства внутри семейной системы и эффективные модели взаимодействия с окружающим миром в виде ритуалов, форм поведения, внутренней этики и морали.

Перинатальная психология - область знаний на стыке психологии, педагогики и медицины, изучающая глубинные психологические связи родителей и ребенка, начиная с внутриутробного периода развития. Доказывается актуальность формирования системы мать-отец-ребенок на основе позитивного эмоционального контакта для благоприятного развития и рождения ре-

бенка. Система мать-отец-ребенок находится в постоянной взаимосвязи и зависимости от семей матери и отца, что может иметь как позитивный, так и негативный контекст.

Ресурсная семейная психотерапия - область семейной психотерапии, развившаяся на фундаменте перинатальной психологии и изучающая причины патологизирующих семейных отношений, методы их коррекции и реконструкции. Основными ресурсами здесь считаются семь базовых инстинктов, которые лежат в основе потребност-ной, мотивационной и деятельностной сфер.

Образование и просвещение взрослых в сфере семейного воспитания охватывает два направления:

1. Подготовка (образование) специалистов для просвещения взрослых в сфере семейного воспитания.

2. Просвещение взрослых в сфере семейного воспитания.

Подготовка специалистов для просвещения взрослых в сфере семейного воспитания будет осуществляться в рамках образовательных проектов Международной академии семьи (МАС), учрежденной ИОВ РАО как Базовой организацией стран СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности.

Для реализации этих проектов разработаны курсы специализации: «Семьеведе-ние», «Семейная культура и педагогика», «Семейная ресурсная психология и психотерапия».

В основе этих образовательных программ лежит общая теоретическая модель перинатальной психологии с учетом целостного подхода к изучению семьи как системы генетических, социальных и культурных связей. Методики ресурсной семейной психотерапии помогают реализовывать блок практических курсов, где добываются конкретные результаты, умения, навыки, позволяющие перевести знания и информацию в активную форму, готовую к применению. Эти знания необходимы специалистам, готовящимся к просветительской деятельности для взрослых.

Просветительская деятельность для взрослых в области семейного воспитания - это второй пласт концепции, направленный на проведение просветительских программ МАС. Для этого подготовлены следующие просветительские программы: «Университет родительской культуры», «Школа отцов», «Школа мам», «Школа наследников», «Институт свадьбы».

Просвещение взрослых в сфере семейного воспитания - это универсальное явление, которое должно осуществляться с учетом конкретного запроса контингента взрослых, реализующих роли родителей или готовящихся к ним.

Однако надо учитывать и глобальность этого явления и его социальную значимость в плане укрепления статуса семьи как государственной единицы. Это государственный заказ, направленный на восстановление семьи и родительских ролей для решения политических, общегосударственных, экономических задач.

Объектом исследования является образование взрослых в сфере семейного воспитания.

Предмет исследования - образовательные и просветительские программы для взрослых в области семьеведения, семейной культуры и психологии.

Понятийный аппарат исследования: семья, род (фамилия), родительство, семейная культура, семейные традиции, перинатальная психология, ресурсная семейная психология, методология работы с семейной системой, материнство и отцовство, социально-психологическая экспертиза семейной системы, семейный анамнез, семейное консультирование, психосоматическая патология в семейной системе.

Реализация данной концепции позволит получить социально значимый эффект за счет внедрения новых образовательных программ и технологий - повышение статуса семьи и родительства в современном обществе, укрепление семейных отношений, повышение качества воспитания подрастающего поколения.

Развитие Международной академии семьи поможет интегрировать многонациональный опыт стран СНГ в области семейного просвещения взрослых и укрепления традиций семейного строительства. Это, в свою очередь, станет основой укрепления и стабилизации отношений между народами стран СНГ и социальной стабилизации в обществе каждой страны отдельно. В плане развития идей и проектов МАС возможны следующие направления деятельности:

- создание международного открытого научно-практического сообщества специалистов, работающих в области семьеведе-ния, семейной психологии и психотерапии, совместных просветительских проектов с общественными и просветительскими организациями стран СНГ;

- разработка прогрессивных моделей подготовки специалистов в области семейного консультирования и семейной педагогики, международного проекта по проведению ежегодных Форумов «Мир - через семью!» для стран СНГ и ЕС;

- создание дистанционных программ обучения по программам МАС, электронных учебников по образовательным и просветительским программам МАС.

Таким образом, в построении новой концепции «Образования и просвещения взрослых в сфере семейного воспитания» актуализируются две основные прогностические идеи:

- смена социальных стереотипов относительно обременяющих и усложняющих жизнь семейных отношений и семейных связей на позитивно ориентированную идеологию семьи как пространства эволюции каждого члена семьи, эволюции традиций и устоев.

- формирование новых форм образования взрослых в сфере семейного воспитания - создание новых по форме и содержанию структур и организаций, поддерживающих современные инициативы развития общественного просвещения родителей и детей в области семейной культуры и семьеведения.

Литература

1. Дугин А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. -М., 2002.

2. Дружинин В. Н. Психология семьи. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 176 с.

3. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения : моногр. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 292 с.

4. Краевский В. В. Воспитание или образование // Педагогика. - 2005. - №8.

5. Шубина Н. Болонский процесс: эксперимент по организации индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц // Новые знания. - 2006. - №1.

6. Рубинштейн С. Л. О смысле жизни. - М.; Л., 1927.

7. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии / под ред. Е. В. Шороховой. - М., 1969.

8. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. - М.: Когнито-Центр, 2005. - 496 с.

9. Сатир Вирджиния. Психотерапия семьи. - СПБ.: Ювента, 1999. - 283 с.

10. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. 3-е изд. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2007. - 735 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.