Научная статья на тему 'Образование и культура, образование и цивилизация: вызовы времени'

Образование и культура, образование и цивилизация: вызовы времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2959
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / КРИЗИС / ПОТРЕБНОСТИ / EDUCATION / CULTURE / CIVILIZATION / PERSON / SOCIETY / CRISIS / NEEDS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миронова Надежда Витальевна

В настоящее время образование наряду с наукой рассматриваются как важнейшие общественные подсистемы, определяющие основные векторы социального развития. Автор говорит о взаимосвязи образования и культуры, образования и цивилизации в современном обществе. При рассмотрении их соотношения используется диалектический метод. В статье говорится о зависимости современной культуры и образования от ориентиров развития современной цивилизации. Образование подчиняется сегодня экономическим запросам общества. Оно главным образом ориентировано на подготовку квалифицированных специалистов, обладающих набором необходимых научных знаний, тогда как привитие им культурных ценностей, культуры отношений между людьми осуществляется недостаточно, либо вовсе игнорируется. Образование выполняет две основные функции: сохранения и развития. В статье утверждается, что оно должно быть направлено на сохранение культуры и на развитие цивилизации. Автор приходит к выводу, что, во-первых, культура и образование приобретают особую значимость в кризисные моменты исторического развития. Поэтому они должны занять приоритетную позицию в современном обществе. Во-вторых, образование сегодня должно быть центром, соединяющим пространство культуры и пространство цивилизации, делая их единым пространством становления человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and Culture, Education and Civilization: Challenges of Time

At present education together with science are considered as the most important public subsystems that determine the main vectors of social development. The author emphasizes the interconnection of education and culture, education and civilization in contemporary society. The dialectical method is employed in studying their correlation. The paper describes the dependence of contemporary culture and education on the orientations in the development of modern civilization. Today education complies with the economic demands of society. It is mainly oriented to training qualified specialists possessing a set of necessary scientific knowledge, whereas cultural values and the culture of relationships between people are developed insufficiently, or ignored altogether. Education fulfills two basic functions: preservation and development. The paper claims that education should be directed to the preservation of culture and development of civilization. The author comes to the conclusion that, firstly, culture and education acquire a specific significance in the crisis moments of historical development. Therefore, they should occupy a priority position in modern society. Secondly, today education should be the centre that connects the space of culture and the space of civilization making them a united space of the personality formation.

Текст научной работы на тему «Образование и культура, образование и цивилизация: вызовы времени»

http://www.zabvector.com

- Ф

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853

УДК 37:008

Надежда Витальевна Миронова,

кандидат философских наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: nadejda.74@mail.ru

Образование и культура, образование и цивилизация: вызовы времени

В настоящее время образование наряду с наукой рассматриваются как важнейшие общественные подсистемы, определяющие основные векторы социального развития. Автор говорит о взаимосвязи образования и культуры, образования и цивилизации в современном обществе. При рассмотрении их соотношения используется диалектический метод. В статье говорится о зависимости современной культуры и образования от ориентиров развития современной цивилизации. Образование подчиняется сегодня экономическим запросам общества. Оно главным образом ориентировано на подготовку квалифицированных специалистов, обладающих набором необходимых научных знаний, тогда как привитие им культурных ценностей, культуры отношений между людьми осуществляется недостаточно, либо вовсе игнорируется. Образование выполняет две основные функции: сохранения и развития. В статье утверждается, что оно должно быть направлено на сохранение культуры и на развитие цивилизации. Автор приходит к выводу, что, во-первых, культура и образование приобретают особую значимость в кризисные моменты исторического развития. Поэтому они должны занять приоритетную позицию в современном обществе. Во-вторых, образование сегодня должно быть центром, соединяющим пространство культуры и пространство цивилизации, делая их единым пространством становления человека.

Ключевые слова: образование, культура, цивилизация, человек, общество, кризис, потребности

Введение. Образование наряду с наукой в современном мире играют решающую роль. От них сегодня зависят многие общественные процессы и в целом состояние и дальнейшее развитие общества. «Научный и образовательный потенциал рассматривается крупнейшими мировыми державами в числе важнейших приоритетов цивилизаци-онного развития и национальной стратегии безопасности» [5, с. 9].

Можно уже с уверенностью сказать о том, что образование является особой сферой общества, представляя собой его целостный срез. Оно пронизывает все без исключения общественные подсистемы.

Данные о методологии и методики исследования. В данном случае хотелось бы подробнее остановиться на анализе взаимосвязи образования и культуры, а также образования и цивилизации в современном обществе. При рассмотрении их соотношения нами используется диалектический метод.

Результаты исследования и обсуждение результатов. Прежде чем обратиться к этому анализу, необходимо определить, что есть культура? и что есть цивилизация? Ранее мы уже говорили о значении этих понятий и об их соотношении и пришли к следующим выводам: «Во-первых, цивилизацию можно рассматривать как особую ступень в развитии культуры. Но, вместе с тем, это

та ступень, на которой происходит упадок культуры, вытеснение из неё духовных ценностей. Во-вторых, культура и цивилизация диалектически взаимосвязаны. Основополагающими в пространстве цивилизации являются ценности прагматизма и утилитаризма, а в пространстве культуры - гуманистические ценности. В центре этих пространств находится человек» [10, с. 166]. Здесь хотелось бы ещё отметить, что, противопоставляя культуру и цивилизацию, чаще всего подразумевают под культурой её духовную составляющую. Поэтому их противопоставление друг другу является относительным.

По нашему мнению, пространство культуры и пространство цивилизации образуют своеобразный перекрёсток, где культура (духовная культура) выступает как вертикаль, а цивилизация - как горизонталь. Пространство культуры наполнено духовностью, творчеством, устремлённостью к Абсолюту. Пространство же цивилизации заполняют прагматизм, утилитаризм, техника и технологии. Конечно же, выделение этих двух пространств весьма условно, поскольку в реальности они представляют собой единый современный мир с его сложностями и противоречиями. На пересечении этих пространств находится человек, выбирая, по какому пути ему идти в своём самоосуществлении. Как раз в этом выборе ключевое значение играет

© Н. В. Миронова, 2017

25

во многом сегодня зависит, каким быть современному человеку.

Рассмотрим сначала диалектическую взаимозависимость образования и культуры. Очевидно, что культура и образование являются составляющими духовной сферы общества.

С одной стороны, культура оказывает большое влияние на образование. Например, по мнению председателя Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга Т. И. Голубевой, «культура определяет смысл и ценность образования, его этический идеал и многие параметры образовательных систем. От уровня культуры зависит содержание образования, ибо достижения культуры входят в него. Культура общества даёт определённый импульс образованию. Уровень развития культуры обусловливает образовательный процесс, его конкретные формы и методы, содержательное наполнение и другие параметры» [11, с. 51]. Однако сегодня культура претерпевает серьёзные изменения. Это во многом связано с процессом глобализации. Благодаря этому процессу современная культура активно заполняется элементами массовой западной культуры, которые вытесняют лучшие образцы национальной духовной культуры.

В большинстве случаев массовая западная культура сегодня ориентирована на молодёжь и преимущественно выполняет развлекательную функцию. Она не требует напряжения душевных и физических сил, не вызывает стремления к размышлению, работе мысли, не способствует пробуждению творческой энергии. Напротив, она способствует развитию праздности, легкомысленного, безответственного отношения к собственной жизни и окружающим, нежеланию постигать что-то новое и стремиться к самосовершенствованию. Вполне можно согласиться с теми современными исследователями, которые говорят о кризисе современной культуры. Несомненно, такая культура проникает и в сферу образования. Тем более что культуру часто трактуют в широком смысле, как духовную сферу вообще, и при таком подходе образование является её составляющим компонентом наряду с наукой, религией, искусством.

Но кризис культуры связан не только с заполнением последней элементами западной массовой культуры (он проявляется в приоритете низовой культуры (не только западной) над высокой, в стирании культурной самобытности отдельных народов, в доминировании определённых языковых тенденций и

Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 1

т. д.) и его не следует однозначно трактовать, как её упадок и гибель. Кризис культуры, как и любой другой, может рассматриваться и как отражение социальных процессов, неизбежно происходящих на изломе веков, в переходную эпоху.

С другой стороны, образование определённым образом воздействует на культуру. Образование - это особая часть культуры, которая служит средством передачи всей культуры от одного поколения к другому. Образовательная функция передачи культурного наследия от одного поколения к другому имеет большое общественное значение. В ходе образовательного процесса транслируются обычаи, правовые нормы, принятые в социуме, общественные ценности и идеалы. Как отмечает Л. П. Буева, «никакое социальное развитие невозможно при отношении к культуре, соответственно и образованию, по "остаточному принципу". Культура в этом контексте есть функция и сфера человеческой жизни, сущностное свойство собственно человеческого бытия, а образование - её живой "переводчик" и транслятор» [2, с. 79].

Особую значимость приобретают культура и образование в условиях глобализации. Культура выступает здесь как важный механизм приспособления человека к новым условиям. «...Адаптация человека к условиям глобализации - это объективный и необходимый процесс, а главным средством адаптации человека является культура. Именно культура создаётся сообществом, а в процессе образовательной деятельности она передаётся внутри сообщества (на микро-, мезо- и макроуровнях)», - пишет В. Н. Введенский [4, с. 199].

Образование выполняет не только функцию передачи культурных традиций, но и функцию сохранения культуры как общественной ценности. Сохранение культуры фактически есть сохранение общества как целого, ибо культура является одной из основных сил развития общества. Эти две функции образования по отношению к культуре - трансляции и сохранения - тесно между собой взаимосвязаны. Передавая культурные ценности и традиции, образование тем самым служит сохранению культуры. Более того, образование активно участвует в формировании культуры. Через постижение принятого, закреплённого опыта рождаются новые культурные смыслы, знаки, символы. Знания и ценности, полученные человеком в ходе образовательного процесса, не просто пассивно им усваиваются, они переживаются им субъективно, присваиваются как личност-

но значимые или же, напротив, отвергаются, наполняются новым значением и нередко являются своеобразным толчком к рождению новых культурных смыслов, ибо человек несёт в себе активное творческое начало. В этом смысле образование есть культуротвор-ческий процесс.

Говоря о взаимосвязи образования и культуры, важно отметить и тот факт, что образование является основным помощником при вхождении человека в мир культуры. С. К. Булдаков, анализируя различные подходы к пониманию образования и его роли в обществе, говорит, что «...образование не выполнит своего прямого предназначения, если оно не будет располагать возможностями для вхождения человека в культуру, становления действительно духовного человека» [3, с. 12]. Хотя, как справедливо отмечает Н. М. Маме-дов, «.образованность необязательно ведёт к духовности. Но разностороннее образование служит той базой, на которой может действительно развиться утончённая человеческая культура. Стержневым её моментом являются взаимоотношения между людьми, гуманизм в самом широком смысле слова» [8, с. 23].

Но культура и образование, как и все другие общественные подсистемы, находятся в зависимости от условий развития современной цивилизации.

Не следует современную цивилизацию рассматривать только лишь в негативном ключе. Благодаря цивилизации для человека раскрывается сегодня множество перспектив и возможностей для самореализации, расширяются связи между людьми, труд становится всё более автоматизированным, современные технологии в разных отраслях науки и социальной практики позволяют решать многие, ещё в недалёком прошлом казавшиеся неразрешимыми проблемы. Например, многие новаторские разработки в медицине уже сегодня помогают спасти тысячи человече-скихжизней.

Но вместе с множеством положительных моментов, современная цивилизация несёт с собой и множество опасностей и угроз для человека, природы и общества. И, к сожалению, отрицательное влияние цивилизации зачастую во сто крат перекрывает её положительное воздействие.

В рамках данной статьи попытаемся охарактеризовать ключевые моменты отрицательного влияния цивилизации на культуру и образование, а также рассмотрим обратное влияние на цивилизацию со стороны образования.

оппозиция стадии варварства в истории человечества. Но современная цивилизация имеет такие черты, которые свидетельствуют о «новом варварстве». Как справедливо пишет В. М. Межуев, «на место первоначальной оппозиции "цивилизация - варварство" пришли другие, не менее острые и опасные. В суммарном виде их можно сформулировать как оппозиция "цивилизация - природа", с одной стороны, "цивилизация - культура" - с другой. Конфликт цивилизации, развивающейся по чисто экономическим законам, с природой и культурой стал причиной экологического и духовного кризиса, обозначив тем самым не только пределы роста этой цивилизации, но и её неприемлемость в качестве планетарной модели будущего устройства мира» [9, с. 55].

Современная цивилизация породила общество потребления, в котором главенствующее место занимают товарно-денежные отношения, то есть экономические отношения. Известный немецкий социолог У. Бек говорит, что «риски модернизации - это big business, большой бизнес... Цивилизационные риски -это бездонная бочка потребностей, которая постоянно, без конца самообновляется» [1, с. 26]. Причём эти отношения проникли во все сферы жизни людей. Целью таких отношений является получение максимальной выгоды и материальной прибыли. Люди, вступающие в такие отношения, зачастую отступают от моральных норм. Мораль и духовность становятся здесь чуждыми и неприемлемыми. Как раз в этом контексте и можно говорить об оппозиции «цивилизация - культура». Как отмечает В. Д. Исаев, «всё, что связано с культурой начинает рассматриваться как ненужное, лишнее, бесполезное. Всё присущее культуре становится ненужной, даже вредной шелухой» [6, с. 56].

Образование сегодня так же, как и другие общественные подсистемы, подчиняется запросам экономики. Наряду с наукой оно является важнейшей производительной силой общества. В. Д. Исаев, характеризуя состояние современной науки и цивилизации, пишет следующее: «Возникает вопрос: правомерно ли относить науку и образование к цивилизации? Казалось бы, более логичным и привычным считать их частью культуры, но по нашему мнению, и наука, и образование имеет своим основанием служение технологичности, т. е. цивилизации - это главное. Кроме того, наука и образование лишены многих признаков культуры [6, с. 47]. Современное образование ориентировано на

главными качествами которых должны быть лидерские качества, конкурентоспособность, умение быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям и др. При этом всё в меньшей степени учитывается, а иногда и просто игнорируется воспитательная функция образования, направленная на формирование культуры в широком смысле, привитие духовных ценностей. Поэтому образование сегодня становится однобоким, готовящим квалифицированного специалиста, способного жить в цивилизованном обществе, но при этом лишённого важных качеств культурной, высокодуховной личности. Например, В. Н. Введенский говорит, что современное российское образование должно быть триединым, включать в себя интеллектуальное, художественное и религиозное воспитание, при этом, верно замечая, что «современная российская система образования имеет явный перекос в сторону постижения разнообразных научных знаний (что является только частью интеллектуального воспитания) за счёт недооценки художественного и религиозного воспитания» [4, с. 199].

Недооценка воспитательной функции образования на первый взгляд может показаться незначительной, но иметь нежелательные отрицательные последствия в будущем. Ведь недостаточно быть хорошим специалистом, имеющим определённый багаж научных знаний, важно ещё и владеть искусством применения этих знаний, а также искусством, культурой отношения с другими людьми. Поэтому трудно не согласиться со словами Н. М. Ма-медова, который пишет: «Наличие высокой культуры у специалиста любого профиля не только желательное внешнее качество, но и необходимое, атрибутивное для его деятельности свойство, которое нуждается в особом, целенаправленном формировании» [8, с. 22]. И это сегодня должно осознаваться не только педагогами, но и представителями высших органов государственной власти.

Как известно, образование выполняет две основные социально значимые функции: функцию сохранения и функцию развития. В

Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 1

частности, на это указывает А. Ж. Кусжанова, отмечая, что эти «две функции образования являются диалектическими противоположностями, которые по отдельности противостоят друг другу, и лишь в неразрывном единстве обеспечивают реализацию сущностных характеристик образования» [7, с. 39]. На наш взгляд, эти две функции образования можно рассмотреть сквозь призму его взаимодействия с культурой и цивилизацией. С одной стороны, образование должно сохранять культуру, транслируя лучшие её образцы от поколения к поколению. С другой стороны, отвечая на вызовы современности, образование должно способствовать развитию современной цивилизации, но только по пути сохранения духовной культуры и природы. Думается, что при такой направленности образования в дальнейшем возможно ослабление оппозиций «образование - культура» и «образование - природа».

Заключение. Исходя из анализа взаимодействия образования и культуры, образования и цивилизации, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, культура и образование приобретают особую социальную значимость в кризисные, переломные моменты исторического развития. Они становятся теми доминантами, от которых зависит жизнь и полноценное развитие не только отдельного человека, но и всего общества в целом.

Во-вторых, развитие современной цивилизации породило множество проблем, в том числе, и такую проблему, когда векторы развития образования и дальнейшее существование культуры подчиняются запросам общества потребления. Хотя сегодня и говорится о приоритетности образования, обычно эта приоритетность рассматривается лишь в ключе служения образования экономическому развитию общества. Важно осознать тот факт, что образование сегодня является своего рода узлом, связывающим воедино культуру и цивилизацию. Это тот центр, который способен соединить пространство культуры и цивилизации, не нанося при этом ущерба ни одному из них, делая их единым пространством становления и саморазвития человека.

Список литературы

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; по-слесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

2. Буева Л. П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования: сб. науч. ст. / отв. ред. А. Н. Кочергин. М.: Новое тысячелетие, 1996. 287 с.

3. Булдаков С. К. Социально-философские основания образования. Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова, 2000. 290 с.

4. Введенский В. Н. Культура как средство адаптации и защиты человека в условиях необратимой глобализации // Философия образования. 2012. № 6. С. 196-200.

5. Денисевич М. Н., Зубков К. И. Наука и образование России: вызов времени. Ориентиры национальной научно-образовательной стратегии. Екатеринбург: Уральский гуманитарный ин-т, 1999. 172 с.

6. Исаев В. Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры. Луганск: Свтиця, 2003. 188 с.

7. Кусжанова А. Ж. Социально-философские проблемы теории образования. СПб.: Синтез-Полиграф, 2003. 472 с.

8. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. 59 с.

9. Межуев В. М. Гуманизм и современная цивилизация // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации / отв. ред. Г. Л. Белкина; ред.-сост. М. И. Фролова. М.: ЛЕНАНД, 2014. 400 с.

10. Миронова Н. В. К вопросу о соотношении понятий «культура» и «цивилизация» // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: материалы VII Междунар. науч. конф. / под общ. ред. Н. Д. Субботиной, О. А. Борисенко (текст на англ. яз.). Чита: ЗабГУ 2016. С. 159-166.

11. Образование в условиях формирования нового типа культуры: материалы круглого стола (г. Санкт-Петербург, 24 янв., 17 февр. 2003 г). СПб.: СПбГУП, 2003. 132 с.

Статья поступила в редакцию 19.12.2016; принята к публикации 10.01.2017

Библиографическое описание статьи

Миронова Н. В. Образование и культура, образование и цивилизация: вызовы времени // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 1. С. 25-30.

Nadezhda V. Mironova,

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskaya St., Chita, 672039,Russia), e-mail: nadejda.74@mail.ru

Education and Culture, Education and Civilization: Challenges of Time

At present education together with science are considered as the most important public subsystems that determine the main vectors of social development. The author emphasizes the interconnection of education and culture, education and civilization in contemporary society. The dialectical method is employed in studying their correlation. The paper describes the dependence of contemporary culture and education on the orientations in the development of modern civilization. Today education complies with the economic demands of society. It is mainly oriented to training qualified specialists possessing a set of necessary scientific knowledge, whereas cultural values and the culture of relationships between people are developed insufficiently, or ignored altogether. Education fulfills two basic functions: preservation and development. The paper claims that education should be directed to the preservation of culture and development of civilization. The author comes to the conclusion that, firstly, culture and education acquire a specific significance in the crisis moments of historical development. Therefore, they should occupy a priority position in modern society. Secondly, today education should be the centre that connects the space of culture and the space of civilization making them a united space of the personality formation.

Keywords: education, culture, civilization, person, society, crisis, needs

References

1. Bek U. Obshchestvo riska. Na puti k drugomu modernu / per. s nem. V. Sedel'nika i N. Fedorovoi; poslesl. A. Filippova. M.: Progress-Traditsiya, 2000. 384 s.

2. Bueva L. P. Chelovek, kul'tura i obrazovanie v krizisnom sotsiume // Filosofiya obrazovaniya: sb. nauch. st. / otv. red. A. N. Kochergin. M.: Novoe tysyacheletie, 1996. 287 s.

3. Buldakov S. K. Sotsial'no-filosofskie osnovaniya obrazovaniya. Kostroma: Izd-vo Kostromskogo gos. un-ta im. N. A. Nekrasova, 2000. 290 s.

4. Vvedenskii V. N. Kul'tura kak sredstvo adaptatsii i zashchity cheloveka v usloviyakh neobratimoi globalizatsii // Filosofiya obrazovaniya. 2012. № 6. S. 196-200.

5. Denisevich M. N., Zubkov K. I. Nauka i obrazovanie Rossii: vyzov vremeni. Orientiry natsional'noi nauchno-obrazovatel'noi strategii. Ekaterinburg: Ural'skii gumanitarnyi in-t, 1999. 172 s.

6. Isaev V. D. Chelovek v prostranstve tsivilizatsii i kul'tury. Lugansk: Svitlitsya, 2003. 188 s.

7. Kuszhanova A.Zh. Sotsial'no-filosofskie problemy teorii obrazovaniya. SPb.: Sintez-Poligraf, 2003. 472 s.

8. Mamedov N. M. Kul'tura, ekologiya, obrazovanie. M.: REFIA, 1996. 59 s.

9. Mezhuev V. M. Gumanizm i sovremennaya tsivilizatsiya // Mesto i rol' gumanizma v budushchei tsivilizatsii / otv. red. G. L. Belkina; red.-sost. M. I. Frolova. M.: LENAND, 2014. 400 s.

fyMaHMTapHbrn BeKTop. 2017. T. 12, № 1

10. Mironova N. V. K voprosu o sootnoshenii ponyatii "kul'tura" i "tsivilizatsiya" // Problema sootnosheniya estestvennogo i sotsial'nogo v obshchestve i cheloveke: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. / pod obshch. red. N. D. Subbotinoi, O. A. Borisenko (tekst na angl. yaz.). Chita: ZabGU, 2016. S. 159-166.

11. Obrazovanie v usloviyakh formirovaniya novogo tipa kul'tury: materialy kruglogo stola (g. Sankt-Peterburg, 24 yanv., 17 fevr. 2003 g.). SPb.: SPbGUP, 2003. 132 s.

Received: December 19, 2016; accepted for publication January 10, 2017

Reference to the article

Mironova N. V. Education and Culture, Education and Civilization: Challenges of Time // Humanitarian Vector. 2017. Vol. 12, No. 1. PP. 25-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.