Научная статья на тему 'Образные единицы в художественном тексте. Концептуальный анализ'

Образные единицы в художественном тексте. Концептуальный анализ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
314
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демидова Татьяна Александровна

На материале прозы В. Астафьева проводится исследование образных единиц с точки зрения их функционирования в пространстве художественного текста. Выделяются и анализируются два концепта: ВОЙНА и ВОДА. Обращается внимание на семантику образных единиц, используемых для описания каждого концепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образные единицы в художественном тексте. Концептуальный анализ»

№ 300 (III)

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Июль

2007

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 808.2-3

Т.А. Демидова

ОБРАЗНЫЕ ЕДИНИЦЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

На материале прозы В. Астафьева проводится исследование образных единиц с точки зрения их функционирования в пространстве художественного текста. Выделяются и анализируются два концепта: ВОИНА и ВОДА. Обращается внимание на семантику образных единиц, используемых для описания каждого концепта.

В современной теории текста одновременно сосуществуют разные подходы и способы анализа формы, семантики, функций лексических и синтаксических единиц, организующих художественный текст и отражающих мировоззрение автора: психолингвистический (выявление моделей порождения и восприятия текста), деривационный (анализ способов текстообразования) и др. В последнее время актуальным является концептуальный анализ художественного текста (выделение концептов и описание концептосферы автора) [1-4]. Концептуальный анализ, по мнению Н.С. Болотновой, предполагает «...выявление, моделирование на языковой основе и изучение концептов как единиц концептуальной картины мира автора, “стоящего” за текстом» [1. С. 596].

Своеобразие такого понятия, как «художественный концепт», заключается в совмещении общеязыкового, культурологического содержания концепта и его субъективной, индивидуально-авторской интерпретации.

В данной статье исследованы образные единицы (метафора, сравнение), репрезентирующие содержание двух базовых концептов художественной картины мира В. Астафьева: ВОДА (сфера природы) и ВОЙНА (сфера социальных отношений) (на материале повести «Последний поклон» [5]). Анализ выделенных концептов проводится на основе их семантического наполнения, выделяются базовые (ядерные) смыслы.

Обратимся к рассмотрению концепта ВОЙНА в прозе В. Астафьева. В. А. Маслова, исследующая базовые концепты русской культуры, относит концепт ВОЙНА к самым значимым концептам русской языковой картины мира: «...слово война существует в языке с древнейших времен, и основное значение его не претерпело существенных изменений, лишь со временем добавлялись некоторые переносные значения и коннотации. Значимость данного концепта подчеркивает и наличие значительного числа пословиц, народных примет со словом война, обилие характеристик, которые народ дает этому явлению» [6. С. 207].

Отношение В. Астафьева к войне - крайне негативное, война практически всегда связана в его произведениях с личной утратой, с личной и общечеловеческой болью. Концепт ВОЙНА в повести «Последний поклон» может быть представлен путем выделения двух смысловых групп: 1) война как некое существо (живое, сильное, активное); 2) описание военных реалий (траншея, военный поезд).

Война - это активное живое существо, сила, способная наступать, подавлять, подчинять себе человека. Поэтому в основе образных единиц, используемых для

создания образа войны, лежит прием олицетворения: Второй набор. Ребята позаморенней, смирней, но полностью уже обмундированные... Эти учатся уже, как следует: и наглядные пособия, наверное, есть, и учебники, и тетради, и макеты, и инструменты, только кормят их еще хуже, чем нас, - война-прибериха затягивает пояса все туже и туже. В основу образной единицы война-прибериха положен глагол прибирать, являющийся лексическим мотиватором по отношению к слову прибериха, в значении ‘подавлять, подчинять своей воле’ (негативная семантика), что подчеркивает активную позицию войны. Война предстает существом женского пола, но не женщиной, а, скорее, старухой, поскольку лексема прибериха может быть соотнесена со словом старуха, являющимся структурным мотиватором по отношению к слову прибериха. При этом создается образ старухи, подчиняющей себе все вокруг (прибирает к своим рукам), и возникает ассоциация со смертью, в культуре часто предстающей в образе старухи, ищущей свою жертву (образ старухи с косой). Здесь реализуется основополагающее свойство войны -‘несущая смерть’.

Часто война характеризуется не прямо (как рассматривалось выше), а опосредованно (через описание каких-либо военных реалий). Например, в следующем контексте создается образ траншеи-царапины: Я проникался ощущением тишины и величия земного пространства, еще так недавно суженного, стиснутого, зажатого щелью или царапиной траншеи.

С помощью метафоры царапина траншеи автор рисует образ живой русской земли, на теле которой война оставила свои раны. Царапина в сознании человека ассоциируется с резкой болью, причиняемой каким-либо острым предметом. Таким образом, можно выделить следующее свойство войны - ‘причиняющая физическую боль’. В этом же контексте, путем анализа его элементов (пространство, суженное, стиснутое, зажатое щелью или царапиной траншеи) может быть выделено еще одно характеризующее свойство войны -'ограничивающая восприятие, загоняющая в замкнутое пространство

Рассмотрим, как реализуется образ поезда, идущего на фронт: Я пошел быстрее от города, ...от тяжелых железных мостов, на которых грохотали и грохотали составы на запад, на фронт. Рявкающими гудками они всё распугивали на стороны, черной железной грудью сметая людское скопище, раздвигая перед собой мороз, останавливая встречные пассажирские поезда, сборные товарники, коверкая расписания и железнодорож-

ные графики - все условности мирного времени. С помощью метафоры железная грудь поезд «оживает» и предстает существом злым (рявкающие гудки), агрессивным (распугивали, раздвигая, останавливая), вносящим хаос (коверкая). Человек при этом обезличивается, сливается с другими в единую массу (людское скопище), природные явления, которые, казалось бы, не подчинены войне, также оказываются зависимыми, слабыми по отношению к несущемуся на фронт поезду (раздвигая перед собой мороз). Таким образом, в данном контексте представлено следующее понимание войны - 'вносящая хаос, агрессию, обезличивающая людей'.

В повести В. Астафьева «Последний поклон» представлено, как минимум, четыре свойства войны: несущая смерть, причиняющая физическую боль, загоняющая в замкнутое пространство, вносящая хаос, агрессию.

Перейдём к рассмотрению концепта ВОДА. С древних времен отношение русского человека к воде было особым. Вода являлась силой плодородия, ей приписывались целебные свойства [7]. Вода - символ текучести, неостановимости жизни, и вместе с тем это пространство «чужого», страшного мира, непонятного для человека и увлекающего за собой.

В повести В. Астафьева может быть выделено несколько смысловых групп образных единиц, отражающих содержание концепта ВОДА: 1) описание человека через водные образы; 2) описание предметов водного мира.

Так, для создания образа бабушки, человека, живущего по естественным законам, используется лексика водной тематики. Например, в следующем контексте глаза бабушки сравниваются с водой в пруду: Я глядел на мою бабушку, .глядел на ее большие, рабочие руки в жилках, ...на глаза ее зеленоватые, темнеющие со дна, словно вода в старом глубоком пруду... В основе сравнения - сходство по цвету (зеленая вода пруда -зеленые глаза бабушки). Но такое толкование является неполным, поскольку в контексте присутствуют элементы, позволяющие по-иному сформулировать значение сравнения. Этими элементами являются: лексема дно, имеющая сему ‘основа’; лексема глубокий, передающая глубину взгляда бабушки; лексема пруд, в значении которой важна сема ‘покой’ (отсутствие быстроты течения воды); лексема старый, говорящая о зрелости, мудрости, знании.

Рассмотрим вторую группу образных единиц, используемых для описания предметов водного мира. Можно выделить основные смыслы, приписываемые водным объектам в повести В. Астафьева: вода - человек, вода - стихия, вода - чужое, вода - зверь, вода-птица, вода - осколок. Обратимся к рассмотрению ядерных смыслов.

Вода - сила, стихия. Неоднократно В. Астафьев с помощью образных единиц подчеркивает силу, мощь воды: Не знаю, сколько я просидел ...по-над Енисеем. Вода, сбитая с плавного хода бычками, вязалась в узлы, грузно переваливалась возле берегов и кругами, воронками откатывалась к стержню. Неспокойная наша река. Какие-то силы тревожат ее, в вечной борьбе она

с собой и со скалами, сдавившими ее с обеих сторон. Река предстает здесь как древняя сила. Элементы контекста позволяют более точно сформулировать образное значение этой метафоры. Во-первых, лексемы неспокойная, силы, тревожат передают идею таинственности, неясности, непостижимости водной стихии. Во-вторых, немаловажным оказывается следующий элемент контекста: в вечной борьбе она с собой и со скалами, сдавившими ее с обеих сторон, - реализующий представление о неспокойной, бурной воде, находящейся в сдавленном, закрытом пространстве, похожем на котел, в котором варится какое-либо зелье, имеющее таинственную силу.

Вода - зверь. Сравнение воды, а точнее ее действий, с действиями дикого животного используется для реализации идеи о невозможности остановить, «обуздать» реку, о ее сложном, порой жестоком и опасном «нраве». Например: Прорычала и кособоко, бугристо промелькнула вздыбленная вода на той самой головке боны, о кою ударилась лодка, - в ней плыла мама с передачей папе.

Прорычать - метафора, основанная на сопоставлении звука воды с рычанием зверя. Но в основе метафоры лежит не только сходство звучания воды и голоса зверя, уподобление воды зверю помогает передать состояние ребенка, потерявшего мать на этом месте, в этой воде, ставшей для него зверем.

Вода - «оно», «чужое», злое существо. Вода иногда предстает существом безличным, равнодушным к человеку или злым. Это связано еще с древней боязнью пространства воды, ее течения: страх утонуть, затеряться в бурном потоке, попасть в водоворот, увидеть водяного, русалку. Например: Река неслась мимо огородов и домов под размытым яром, безлюдная, злая. Метафора злая река в контексте реализуется в значении ‘способная причинить вред, словно злое существо, жестокое по отношению к человеку’.

Таким образом, вода в произведении В. Астафьева -сложный многоплановый, неоднозначный образ, сочетающий в себе несколько смыслов. Самыми частотными являются образы воды как древней силы, «чужого».

Концепты ВОЙНА и ВОДА хотя и относятся к разным сферам жизни (неспокойной, опасной (военной) и мирной (природной)), все же имеют точки соприкосновения. Война (явление социальное) - однозначно негативный образ, ассоциирующийся с хаосом, разрушением; вода, в свою очередь, также несёт человеку опасность, может быть агрессивной, жестокой. Так, например, общими для семантических полей этих концептов является понятие воды-зверя и войны-зверя (главные семы: опасность, жестокость) и понятие воды-силы, войны-силы (главные семы: активность, действие). Такое соотношение значимо для понимания идейного уровня произведения. Мир, в котором живет человек, жесток и опасен. Опасность эта может исходить как от окружающего природного мира (водная стихия), так и от самого человека (война). Человек сам должен выстроить свои ориентиры, чтобы не потеряться в этом хаосе, а сохранить себя, гармонию с собой и окружающим миром.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., доп. Томск: Изд-во

Том. гос. пед. ун-та, 2006. 631 с.

2. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Де-

ловая книга, 2004. 464 с.

3. Тарасова И.А., Фокина Ю.М. Концепт в аспекте художественной коммуникации // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл: Матер.

VIII Всерос. науч. семинара / Под ред. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2006. С. 99-103.

4. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39-45.

5. АстафьевВ.П. Последний поклон. М.: Современник, 1978. 630 с.

6. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учеб. пособие / В.А. Маслова. М.: Флинта; Наука, 2004. 296 с.

7. Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. М., 2002. Т. 2. 768 с.

Статья поступила в редакцию журнала 10 декабря 2006 г., принята к печати 17 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.