Научная статья на тему 'Образ уральского казачьего сопротивления в советской прессе Уральска в годы Гражданской войны'

Образ уральского казачьего сопротивления в советской прессе Уральска в годы Гражданской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛЬСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / URAL COSSACKS / АГИТАЦИЯ / AGITATION / ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA / ПРЕССА / PRESS / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / CIVIL WAR / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / SOVIET AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панькин Павел Владимирович

В статье рассматривается процесс создания негативного образа уральского казачества в советской прессе времен Гражданской войны. Цель исследования анализ конкретных примеров агитационной борьбы с белым казачеством и сопоставление их с реальными историческими фактами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF URAL COSSACK RESISTANCE IN THE SOVIET PRESS OF URALSK DURING THE CIVIL WAR

The paper studies how a negative image of the Ural Cossacks was created in the Soviet press during the Civil War. The paper aims to analyze concrete examples of propaganda campaign against the White Guard Cossacks and compare them with real historical facts.

Текст научной работы на тему «Образ уральского казачьего сопротивления в советской прессе Уральска в годы Гражданской войны»

Levi-Stross K. (1983) Strukturnaya antropologiya [Structural Anthropology]. M.: Nauka, 1983. S. 207.

9. Лянге М. Нулевой цикл. URL: http://nazaccent.ru/content/i0i58-nulevoj-cikl.html.

Lyange M. Nulevoy tsikl. [Zero cycle]. URL: http://nazaccent.ru/content/i0i58-nulevoj-cikl.html.

10. Постановление губернатора Саратовской области от 11 апреля 2014 г. № 112 «О создании Совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями при губернаторе Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 2014. № 16, апр.

Postanovleniye gubernatora Saratovskoy oblasti ot 11 aprelya 2014 g. № 112 «O sozdanii Soveta po vzaimodeyst-viyu s natsional'nymi i religioznymi ob»yedineniyami pri gubernatore Saratovskoy oblasti» [Decree of the Governor of the Saratov region on 11 April 2014 № 112 «On establishment of the Council for interacting with ethnic and religious associations under the auspices of the Governor's Office»] // Sobraniye zakonodatel'stva Saratovskoy oblasti. 2014. № 16, apr.

11. Постановление администрации Терновского муниципального образования от 23.04.2014 № 29 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2014 - 2016 гг. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. на территории Терновского муниципального образования». URL: http: //www.engels-city.ru/pravaktadminternmo/20214-postanovlenie-administratsii-ter-novskogo-munitsipalnogo-obrazovaniya-ot-23-04-2014-goda-29-ob-utverzhdenii-plana-meropriyatij-po-realizat-sii-v-2014-2016-godakh-strategii-gosudarstvennoj-natsionalnoj-politiki-rossijskoj-federatsii-na-period-do-2025-goda-na.

Postanovleniye administratsii Ternovskogo munitsipal'nogo obrazovaniya ot 23.04.2014 № 29 «Ob utverzhde-nii Plana meropriyatiy po realizatsii v 2014 - 2016 gg. Strategii gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 g. na territorii Ternovskogo munitsipal'nogo obrazovaniya». [Decree of the Administration of the Ternovo municipality of 23.04.2014 № 29 «On approval of the Action Plan for 2014 - 2016. The Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025 on the territory of the Ternovo municipality»]. URL: http://www.engels-city.ru/pravaktadminternmo/20214-postanovlenie-administratsii-ternovskogo-munitsipalnogo-obrazovaniya-ot-23-04-2014-goda-29-ob-utverzhdenii-plana-meropriyatij-po-real-izatsii-v-2014-2016-godakh-strategii-gosudarstvennoj-natsionalnoj-politiki-rossijskoj-federatsii-na-period-do-2025-goda-na.

УДК 002:94(47+57)"1917/1991"

ОБРАЗ УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ПРЕССЕ УРАЛЬСКА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

THE IMAGE OF URAL COSSACK RESISTANCE IN THE SOVIET PRESS OF URALSK DURING THE CIVIL WAR

Панькин Павел Владимирович

Pankin Pavel Vladimirovich

аспирант кафедры истории России, Институт истории и международных отношений ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», г. Саратов

postgraduate student of the department of Russian history, Institute of History and International Relations, Saratov State University, Saratov

e-mail: 213pankinp@mail.ru

В статье рассматривается процесс создания негативного образа уральского казачества в советской прессе времен Гражданской войны. Цель исследования - анализ конкретных примеров агитационной борьбы с белым казачеством и сопоставление их с реальными историческими фактами.

Ключевые слова: уральское казачество, агитация, пропаганда, пресса, Гражданская война, советская власть.

The paper studies how a negative image of the Ural Cossacks was created in the Soviet press during the Civil War. The paper aims to analyze concrete examples of propaganda campaign against the White Guard Cossacks and compare them with real historical facts.

Keywords: Ural Cossacks, agitation, propaganda, press, Civil War, Soviet authorities.

Агитационная война - одна из неотъемлемых частей любого конфликта. Борьба с врагом посредством силы оружия - это лишь один из фронтов войны. Не менее важно разгромить его идейно, очернить, показать в негативном свете. Тем более это представляется важным не когда враг - иностранец, а когда он такой же, как и ты, когда он «свой» по национальной принадлежности, языку, даже вере, но «чужой» по своим политическим воззрениям. Еще более важной агитация становится тогда, когда приходится уничтожать такого врага на его территории.

Все вышесказанное как нельзя лучше соответствует тем событиям, которые происходили во время Гражданской войны в Уральской области, когда силы Красной армии стремительным маршем прошли по казачьей земле, уничтожая «старый порядок» и насаждая новую, советскую, власть.

Непосредственно активная война в области началась весной 1918 г., когда новая власть после долгих переговоров поняла, что подавляющая часть уральского казачества не намерена принимать ее порядки. Со стороны Саратова и Оренбурга начали свое наступление на непокорный Уральск отряды красногвардейцев. После долгих и кровопролитных боев, которые длились около года, казачья столица пала под натиском красных частей (24 января 1919 г.). Уральцам пришлось отступать на юг области, однако их капитуляции после потери города не произошло. Видимо, это и стало главной причиной развернувшейся агитационной войны, которую начали Советы. Свою пропаганду советская власть в городе осуществляла прежде всего с помощью газеты «Яиц-кая правда», а также различных листовок и «воззваний», адресованных воюющим против нее казакам.

В данной работе сделана попытка рассмотреть на конкретных примерах из периодической печати образ уральского казачества, который активно формировался новой властью, и соотнести его с действительностью.

В одном из летних номеров «Яицкой правды» за 1919 г. содержится заметка под названием «Неисправимые лгуны», идея которой состоит в разоблачении информации из контрреволюционных газет. Уже сам заголовок

этой небольшой статьи говорит читателю о том, что уральским белогвардейцам свойственно обманывать читателей выпускаемых ими газет. Нужно сказать, что автор «Неисправимых лгунов», А. Нежданов, в своей заметке выдерживает свойственный военному времени стиль написания и не выбирает выражений.

Непосредственно сама статья начинается с перепечатки белогвардейской статьи о расправе красноармейцев над группой казаков: «В пос. Красном Красновской станицы большевики, арестовав 34 казака, приговорили их к смертной казни через сожжение на костре. Приговор был приведен в исполнение на Большой Бузулукской дороге, промеж поселков Каменного и Талового у скирда соломы» [1]. Каким образом автор оценивает данное сообщение? Прежде всего А. Нежданов заявляет, что оно является ложью, хотя и не такой «бесшабашной», как обычная ложь колчаковцев. Причина этого в том, что «...генералу Толсто-ву, чиновнику Бородину и прочей сволочи не угнаться за "великодержавными, верховно-правительствующими" лгунами Сибирского царства» [1].

Не приводя никаких фактических аргументов в пользу того, что на самом деле белогвардейское сообщение является неправдой, автор занимается своеобразной демагогией, которая, видимо, должна была доказать читателям «Яицкой правды» правоту именно его точки зрения: «...белогвардейцы чем больше практикуют метод лжи и обмана, тем ожесточеннее извращают истину, насилуют правду. Всякому здравомыслящему человеку ясно, что сожжение казаков - пустая, плоская, лживая выдумка» [1]. Причиной этого А. Нежданов считал желание командования казаков озлобить, таким образом, своих подчиненных, заставить их идти в бой против красных частей. Обвинив казачьих командиров в этой хитрости, сам автор тут же прибегает к такому же методу, обличая деяния самих казаков: «Белогвардейцы ничем не смущаются. Они расстреливают, рубят, жгут, даже взрывают людей, десятками и сотнями вешают рабочих <...> жгут деревни, порют крестьян. У нас этого нет. Мы воюем не для зверств, не для войны» [1].

Информационная безопасность регионов. 2015. № 1(18)

Видимо, у читателей, которые находились в одном из эпицентров Гражданской войны, должно было сложиться мнение, что военные преступления, без которых эта война не обходилась, совершались исключительно белыми. Нельзя было допустить даже в мыслях, что красноармейцы могут быть способны на такое. Автор завершает свои размышления в библейском стиле, что, по всей вероятности, должно было особенно подействовать на умы тогда еще далеко не атеистической публики: «Ваша ложь, ваши наветы не спасут вас, каины трудового народа. Всем вам воздастся по делам вашим» [1].

Имела ли место упомянутая в начале заметки расправа над казаками? К сожалению, нет оснований полагать, что этого не было. Приведенное свидетельство можно найти в омской газете «Русская армия». В ней, помимо непосредственно самого сообщения, приведен список сожженных казаков и другие примеры казней [2]. Уже в наше время, по воспоминаниям потомков казаков, стало доподлинно известно, что эта трагедия была не выдумкой белой пропаганды.

В качестве морального оружия против контрреволюции применялось все, что было возможно. Доходило до того, что официальная газета оперировала совершенно непроверенной информацией весьма сомнительного содержания. Примером может служить следующее сообщение: «Циркулируют слухи, что взятые бежавшими из Уральска казаками заложники расстреляны. Нескольким заложникам удалось бежать и возвратиться в Уральск» [3]. Представляется сомнительным, что казаки, отступая из города, успели захватить пленных, так как отступление было достаточно быстрым. Но, даже если бы это имело место, непонятным остается, как кто-то из «заложников» мог сбежать из плена. Указание на то, что это только слухи, которые якобы «циркулировали» в Уральске, говорит, скорее всего, что данная заметка не более чем обычная попытка (в череде похожих, систематически появлявшихся в газете) внушить оставшемуся в городе населению мысль о «зверских» методах ведения войны казаками. И если даже подобные слухи и появлялись в Уральске, то источником их являлась, видимо, сама «Яицкая правда».

Между прочим, из этого же номера можно узнать, что случилось с «Яицкой волей», официальной газетой Уральска, которая до революции была известна как «Уральские войсковые ведомости». Советская газета сообщала о «конкуренте» в присущем ей стиле: «Издававшаяся в Уральске белогвардейская "газета" "Яицкая воля" вместе с украденными шрифта-

ми и бумагой перекочевала в Гурьев, где ложью и клеветой продолжает "поддерживать" дух очумевших от страха белоподкладочников» [4]. Казачье издание являлось печатным органом Уральской области еще с XIX в., имело богатые традиции и сложившуюся структуру. «Правда» внешне полностью скопировала «Волю», переняла ее стиль, от себя добавив только советский революционный элемент, поэтому не вполне понятно, почему авторы заметки не считали «Яицкую волю» газетой (на это указывает взятие в кавычки слова «газета»). Еще более необоснованным можно считать обвинение в воровстве редакцией «Яиц-кой воли» собственных шрифтов и бумаги при эвакуации на юг, в еще контролируемый казаками Гурьев.

Создание образа жестокого врага одновременно сопровождалось призывами к этим же казакам признать советскую власть.

К примеру, в ноябре 1919 г. в газете было размещено агитационное письмо оренбургских казаков, адресованное мятежным уральцам. В связи с затянувшейся войной подобная публикация была одной из попыток переманить казаков в ряды красноармейцев и ослабить упорное сопротивление с их стороны. Вся его суть состояла в том, что оренбуржцы якобы поняли, что советская власть несет только мир и справедливость, тогда как белые генералы обманывают уральское казачество, скрывают настоящие, благие намерения новой власти [5]. В письме сказано: «...встретили нас [т.е. сдавшихся оренбургских казаков. - П. П.] как товарищей, объявили полную амнистию (прощение), отпускают в трехнедельный отпуск, платят за наших лошадей и седла <...> мы убедились здесь на деле, что не обиды нам готовит советская власть, а поддержку <...> идите на нашу сторону с рабочими, крестьянами и трудовыми казаками. Не губите себя бесцельной и преступной борьбой против рабочих и крестьян. Победа все равно за ними» [5]. В письме содержится большое количество и других подобных лозунгов. В частности, обещается полная свобода вероисповедания.

В действительности, положение дел в Оренбуржье этого периода обстояло совсем не так, как описывали его «пленные казаки» в письме.

Как и в случае с уральцами, оренбургской армии пришлось оставить свою столицу. Они в конце 1919 г. продолжали с боями отходить на восток. На покинутых отходящими оренбургскими казаками землях не был развернут красный террор, подобный тому, какой был в Уральской области. Но «как товарищей» сдавшихся оренбургских казаков никто не встре-

чал. Позже, в эмиграции, оренбургский казачий генерал И.Г. Акулинин описал в своей книге положение оренбуржцев в условиях новой власти: «Большевики <...> не доверяли казакам, считая их в душе контрреволюционерами и врагами советской власти. Все казаки были разделены на три категории: 1) надежных, - взяты в Красную армию; 2) ненадежных, - расстреливались; 3) подозрительных, -заключены в тюрьмы, отправлены в лагеря, на разные работы, частью отпущены на поруки по домам, частью оставлены заложниками. <... > Строевые лошади, седла, оружие, обмундирование от сдавшихся и не зачисленных в Красную армию казаков были отобраны» [6].

Как видно, «письмо оренбуржцев» лишь частично отражало действительность и не передавало истинного положения вещей.

Появление всевозможных «воззваний» к «уральскому трудовому казачеству» стало закономерным в разгар войны. Новая большевистская тактика предполагала прекращение сплошных обвинений всего казачества, нацеленных на то, чтобы оставшиеся на занятых красными территориях области «иногородние» (не-казаки) не допускали мыслей присоединиться к непокорным казакам. Теперь начались пропагандистские попытки разделить ряды противника. Листовки делили уральцев на «трудовых» казаков и офицеров - приспешников царского режима. Причем постоянно происходили попытки показать, что уральское сопротивление расколото.

Агитационные послания были похожи друг на друга. Их содержание и основная мысль становятся понятны после прочтения любого из них. Примером может послужить воззвание к тем казакам, которые покинули войсковую столицу после ее захвата красноармейцами. В нем уральцы уже не враги, а «товарищи», «братья», «трудовые казаки» [7]. Автор послания обозначает, кто виноват во всех казачьих бедах: «Настал час возмездия буржуазии за закабаление трудового казачества, и помните, что главные виновники братоубийственной бойни народов: Овчинниковы, Дутовы, Мартыновы и вся прочая офицерская сволочь - от народного гнева и суда не уйдут» [7]. Очевидно, цель этих слов - настроить рядовой состав уральцев против командиров. Далее мы читаем: «Следуя через ваши станицы, мы приходим в ужас: сколько плачут жен, матерей и детей-сирот. Кормильцы их казаки отдали свои жизни за власть царских опричников, генералов и капитал господ Овчинниковых и русских помещиков, а их нажитые многолетним трудом скудные хозяйства разорены проклятой войной» [7]. Конечно, в листовке не упомина-

ется, что большинство этих хозяйств были разорены, сожжены именно красноармейцами. Этот факт затушевывается расплывчатой формулировкой о «проклятой войне».

К сожалению, факты бессмысленной жестокости по отношению к «трудовым казакам» со стороны красных были. Они были настолько вопиющими, что иногда их не могла замолчать даже местная советская газета. «Яицкая правда» от 12 сентября 1919 г. сообщала: «Озлобленные бесчинством и зверствами казаков, красноармейцы предали огню и мечу все по дороге и там, где казаки искали приюта и отдыха для своих семей, - на месте старых станиц и хуторов они найдут одни лишь развалины, пепел и голодную степь. Это жестоко и невыгодно и для нас, - но ничего не поделаешь. Озверевшие казаки сами принудили наши части на эту меру <...> пусть пеняют на самих же себя» [8]. Учитывая, что множество этих станиц было сожжено осенью, вполне естественно, что огромное число беженцев казачьих семей было обречено на скорую гибель в период наступления холодов. Уральский краевед Н.Г. Чесноков справедливо отмечает по поводу этой заметки: «Оказывается, "озлобленные" за свои военные неудачи решили мстить гражданскому населению - семьям казаков, которые не найдут "приюта и отдыха". Выходит, что озлоблением можно оправдать любого убийцу и погромщика» [9]. Следует обратить внимание на то, что даже в этом сообщении советская пропаганда не забывает называть наступающих на чужую территорию красноармейцев озлобленными, а защищающих свою землю уральцев - озверевшими.

С завершением Гражданской войны фактически прервалась и история Уральского казачьего войска. Практически все оно было уничтожено в период 1918 - 1919 гг. Уже после войны местная газета «Красный Урал», подводя ее итоги, делает общие выводы относительно уральских казаков. Газета победившей стороны снова не разделяла уральцев на «трудовых» и офицеров (этот прием потерял актуальность после победы большевизма в крае). Всем им выносится общий, безапелляционный вердикт: «Выступая как реальная сила, казаки не только не защищали определенных культурных устоев - они выступили просто как рабы и наемники отжившего класса эксплуататоров, пытались остановить прогрессивный ход истории, выступали палачами великого светлого начинания - перерождения всего общества. Поэтому они достойны величайшего презрения как палачи и наемные рабы собственности. Вечный позор их культурному хамству» [10].

Информационная безопасность регионов. 2015. № 1(18)

Столь серьезные обвинения в адрес казачества не оставляли ему места в новом обществе, поэтому большая часть выживших уральцев была уничтожена в последующие тяжелые годы. Несмотря на то что пропаганда времен Гражданской войны не раз обещала им прощение и амнистию, эти обещания так и не были сдержаны.

Итак, нет сомнений в том, что в рассмотренный период пропаганда, исходящая от новой власти, играла не последнюю роль в ведении боевых действий. В условиях кровопролитного противостояния она рисовала (с помощью печати) негативный образ противника,

уральского казака, отказавшегося принять новый порядок. Причем «психологическая атака» противника осуществлялась в двух направлениях: с одной стороны, враг рисовался реакционером и «озверевшим» бандитом; с другой, можно наблюдать попытки власти показать, что казачество - это не однородная масса, что есть «трудовые казаки» и офицерство, которое их обманывает. Однако нужно констатировать, что созданный большевистской пропагандой образ уральца-контрреволюционера в будущем стал одной из причин гибели уральского казачества.

Библиографический список (References)

1. Неисправимые лгуны // Яицкая правда. 1919. № 86. С. 1. Neispravimyye lguny (1919) [Incorrigible liars] // Yaitskaya pravda. 1919. № 86.

2. Зверства красноармейцев в Уральском войске // Русская армия. 1919. № 173. С. 3.

Zverstva krasnoarmeytsev v Ural'skom voyske (1919) [The atrocities committed by the Red Army towards the Ural army] // Russkaya armiya. 1919. № 173.

3. Новые зверства белогвардейцев // Яицкая правда. 1919. № 33. С. 4.

Novyye zverstva belogvardeytsev (1919) [New atrocities of the Whites Guard] // Yaitskaya pravda. 1919. № 33.

4. Жив Курилка // Яицкая правда. 1919. № 33. С. 4.

Zhiv Kurilka (1919) [Still alive] // Yaitskaya pravda. 1919. № 33.

5. Письмо оренбургских казаков уральским // Яицкая правда. 1919. № 149. С. 3.

Pis'mo orenburgskikh kazakov ural'skim (1919) [The letter of the Orenburg Cossacks to the Ural Cossacks] // Yaitskaya pravda. 1919. № 149.

6. Акулинин И.Г. Оренбургское казачье войско в борьбе с большевиками. 1917 - 1920 гг. Шанхай, 1937-С. 9.

Akulinin I.G. (1937) Orenburgskoye kazach'ye voysko v bor'be s bol'shevikami. 1917 - 1920 gg. [The Orenburg Cossack Army in the fight against the Bolsheviks. 1917 - 1920]. Shanghai.

7. Государственный архив Западно-Казахстанской области (ГАЗКО). Ф. 7. Оп. 4. Д. 12. С. 3. Gosudarstvennyy arkhiv Zapadno-Kazakhstanskoy oblasti (GAZKO). F. 7. Op. 4. D. 12. [State Archives of the

West Kazakhstan region (Gazkom)].

8. На Уральском фронте // Яицкая правда. 1919. № 120. С. 1.

Na Ural'skom fronte (1919) [At the Ural front] // Yaitskaya pravda. 1919. № 120.

9. Чесноков Н.Г. Исторический провал. Уральск в Гражданской войне. Уральск, 2010. С. 355. Chesnokov N.G. (2010) Istoricheskiy proval. Ural'sk v Grazhdanskoy voyne [The historical failure. Uralsk

during the Civil War]. Ural'sk.

10. Толстовиада // Красный Урал. 1920. № 29. С. 1. Tolstoviada (1920) [Tolstoviada] // Krasnyy Ural. 1920. № 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.