Научная статья на тему 'Образ Суздаля как «Града Божия»'

Образ Суздаля как «Града Божия» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
440
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"HEAVENLY TOWN" / СУЗДАЛЬ / ГОРОД / "ГРАД НЕБЕСНЫЙ" / МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН / ИКОНА / САКРАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / АРХЕТИП / SUZDAL / A TOWN / METROPOLITAN ILARION / AN ICON / SACRED REALITY / PROTOTYPES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнова Татьяна Юрьевна

Суздаль, как многие древнерусские и средневековые города, образует собой некую икону Града Божия. Многочисленные храмы и монастыри, духовные традиции, благочестие и стойкость в исторических испытаниях дают городу это высокое имя - «Град Небесный». Город сохранил в себе остатки своего первоначального «генерального плана», а вместе с ним и тот духовный посыл, который вкладывали в него строители, одним из которых был знаменитый церковный деятель и зодчий - митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион (XVII в.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of Suzdal as "Heavenly Town"

Suzdal as many old Russian and medieval towns is concerned as an icon of the ";Heavenly Town". Numerous temples and monasteries, the spiritual traditions, piety and firmness during the historical trials all of that let give the high name ";Heavenly Town" to the town. Suzdal contains the traces of its original "general plan" and that spiritual idea which was invested there by its founders. One of them was a famous church figure and architect Ilarion, the metropolitan of Suzdal and Yuriev (XVII century).

Текст научной работы на тему «Образ Суздаля как «Града Божия»»

двумя кровопролитными битвами» [22]. Особенность тишины в русской иконописи есть не что иное, как отражение русской души, отличающейся высокой степенью религиозно-созерцательной мечтательности. Только истинно русским художникам свойственна глубокая впечатлительность и непосредственно детская тяга к божественному «чуду».

Тишина в русской иконописи - это особое гармоничное состояние, заключающееся в единстве художественного творения и божественной благодати. Григорий Палама называет такое единство «Божественной жизнью» [23]. Иконопись XIV-XV вв. явилась своеобразной духовной и художественной вершиной древнерусского изобразительного искусства, расцвет которого был неразрывно связан с аскетическим учением иси-хазма.

Примечания

1. Булгаков С. Н. Икона ее содержание и границы // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Вып. I. Сокровищница русской религиозно-философской мысли. М., 1993. С. 287.

2. Там же.

3. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т. I. М.: Правда, 1990. С. 391.

4. Там же. С. 355.

5. Там же. С. 97.

6. Там же. С. 375.

7. Там же. С. 374.

8. Там же.

9. Там же. С. 105.

10. Там же. С. 271.

11. Флоренский П. А. У водоразделов мысли: в 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 80.

12. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. С. 42.

13. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Из истории советской науки о театре 20-е годы: сб. тр. М., 1988. С. 27.

14. Там же. С. 28.

15. Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977. С. 103.

16. Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб.: Речь, 2004. С. 245.

17. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1984. С. 56.

18. Там же. С. 56.

19. Там же. С. 36.

20. Там же. С. 38.

21. Там же. С. 56.

22. Там же. С. 12.

23. Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. СПб., 1997. С. 226.

УДК 281.93:271

Т. Ю. Смирнова ОБРАЗ СУЗДАЛЯ КАК «ГРАДА БОЖИЯ»

Суздаль, как многие древнерусские и средневековые города, образует собой некую икону Града Божия. Многочисленные храмы и монастыри, духовные традиции, благочестие и стойкость в исторических испытаниях дают городу это высокое имя -«Град Небесный». Город сохранил в себе остатки своего первоначального «генерального плана», а вместе с ним и тот духовный посыл, который вкладывали в него строители, одним из которых был знаменитый церковный деятель и зодчий - митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион (XVII в.).

Suzdal as many old Russian and medieval towns is concerned as an icon of the "Heavenly Town". Numerous temples and monasteries, the spiritual traditions, piety and firmness during the historical trials - all of that let give the high name "Heavenly Town" to the town. Suzdal contains the traces of its original "general plan" and that spiritual idea which was invested there by its founders. One of them was a famous church figure and architect - Ilarion, the metropolitan of Suzdal and Yuriev (XVII century).

Ключевые слова: Суздаль, город, «Град Небесный», митрополит Иларион, икона, сакральная реальность, архетип.

Keywords: Suzdal, a town, "Heavenly Town", metropolitan Ilarion, an icon, sacred reality, prototypes.

Славное возвещается о тебе, град Божий (Псалом 86; 3).

Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его на веки (Псалом 47; 9).

В качестве формы воплощения «Града Божия» город как онтологическое целое выступает в роли высшей ценности культуры. Согласно культурологической концепции Мирче Элиаде, у городов есть свои божественные прототипы. Образец не просто предшествует земному строительству -он расположен в идеальном (небесном) «краю», находящемся в вечности. Именно это и провозглашает царь Соломон: «Ты приказал мне построить храм во славу твоего святого Имени, а также алтарь во граде твоем, по образцу святой скинии, кою ты уже заранее подготовил» (Книга Премудрости Соломоновой, 9, 8) [1].

Важно подчеркнуть, что окружающий мир, окультуренный руками человека, является подлинным только в той степени, в какой он подобен своему внеземному прототипу. «Человек строит по образцу. Не только его город или его храм имеют небесные модели, то же можно сказать и о том крае, где он живет, о реках, его орошающих, о полях и так далее. Только строительство по образцовой модели

© Смирнова Т. Ю., 2010

наделяет города реальностью и значимостью. Реальность в высшей степени сакральна, ибо только сакральное существует абсолютно. Бесчисленные сакральные действа - сакрализация пространства, предметов, людей - свидетельствуют о жажде реального, стремлении человека к бытию» [2].

Представление о городе предполагает наличие высшей, совершенной, идеальной реальности, которая существовала в прошлом и была утеряна, грезится в настоящем и возможна в будущем. Город становится формой замены Града Божия, формой восстановления утраченного Рая. Каждый город имеет свой небесный архетип, прообраз, которому он пытается соответствовать, свою сакральную историю [3].

С принятием христианства на Русь оказались перенесенными и символические представления христиан о граде, храме, даже о земле как творении Божием. В Священном Писании упоминаются два Иерусалима: земной и Небесный. Они соотносятся друг с другом как образ и Первообраз. По христианской же традиции город есть единство Града Небесного и Града Земного. На встрече этих двух линий строится Град Божий [4].

Суздаль, как многие древнерусские и средневековые города, образует собой некую икону Небесного града [5]. Образ «Небесный Град» был воплощен в структуре Суздаля, его градостроительной композиции. Многочисленные храмы и монастыри, духовные традиции, благочестие и стойкость в исторических испытаниях дают городу это высокое имя - «Град Небесный». Город сохранил в себе остатки своего первоначального «генерального плана», а вместе с ним и тот духовный посыл, который вкладывали в него строители, одним из которых был знаменитый церковный деятель и зодчий - митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион (1632-1707).

Владыка Иларион был родом из нижегородских земель. Его отец, священник Анания, в 1652 г. стал одним из трех кандидатов на патриарший престол. В числе этих кандидатов был и будущий Патриарх Никон [6]. Жребий на патриарший престол выпал священнику Анании, но он отказался, не желая славы и считая себя недостойным такого сана, и, вероятно, в угодность царской воле видеть Патриархом Никона, стал просить государя и весь собор освободить его от высокого достоинства [7]. Таким образом, митрополит Иларион был знаком с Патриархом Никоном, в дальнейшем он примкнул к нему в деле исправления богослужебных книг и обрядов по образцу Греко-Восточной Церкви.

До перевода в Суздаль святитель Иларион, основатель и строитель Флорищевой Пустыни, как высокодуховный подвижник был приближен к царю Алексею Михайловичу и стал духовником его сына - Феодора Алексеевича. При царе Феодоре

в 1682 г. в Москве владыка Иларион был возведен в сан митрополита Суздальского и Юрьевского.

Деятельность митрополита Илариона в Суздале соединила в себе несколько направлений. Основополагающими стали его действия по возвращению Суздалю положения духовной столицы. Своими устремлениями митрополит подготовил почву для усиления значения суздальской епископии и добился ее довольно высокого авторитета. Сам Иларион имел отношение к назначениям на епископские кафедры, а его преемник Макарий, сторонник Петра I, был выдвинут на патриарший престол. Святитель Иларион активно поддерживал значимость города как святого места и значимость тех святынь, которые это место освящают. Возвышение суздальской митрополии находило зримое воплощение в крупномасштабном храмовом строительстве.

Суздальский митрополит выступил последователем патриарха Никона. Однако следует отметить его личные достижения. В ситуации раскола и конфликтов неоценима выдвинутая им идея вселенской любви. Главным в своей деятельности митрополит считал попечение о делах веры. В этом вопросе он был образцом для других. Строительство «Града Небесного» на земле начинается со строительства тела души, вместилища ее, то есть личности. Поэтому митрополит Иларион радел о духовно-нравственном возрождении суздальского народа. Естественным продолжением идеи строительства личности как Храма становилась идея созидания «Града Небесного».

Выступая приверженцем православия в соответствии с реформами Никона и ориентируясь на Восточную Церковь, святитель Иларион тем самым продолжал дело патриарха по строительству «Нового Иерусалима». Архитектурно-богословский замысел патриарха Никона включал задачу двоякого типа: создать точное подобие палестинских святынь и одновременно «воплотить историческую память Вселенского Православия» [8]. Митрополит Иларион расширил данную идею и значительно превзошел образ. Не повторяя мысль буквально, а воспроизводя символ «Нового Иерусалима» как храма Христа и придавая своим обширным и повсеместным храмосозиданием всему пространству Суздаля сакральный смысл, митрополит Ила-рион рассматривал его в контексте иного осмысления как темы «Града Небесного» [9].

Большое значение придавал митрополит Иларион строительству, восстановлению и украшению храмов, так как храм Божий - это земное Небо, это то единственное место на земле, где душа человека находит полное успокоение и радость. Параллельно с созиданием центральной святыни Суздаля - обновлением кремлевского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы и строительством Архиерейских палат, выдающегося па-

мятника архитектуры (XV-XVIII вв.), святитель укрепил суздальские монастыри. Покровский монастырь приобрел стены и башни, была возведена колокольня. В Спасо-Евфимиевом монастыре был расписан Преображенский собор, были достроены звонница и стены. В посадской части города выстраивается семьдесят приходских церквей. Поддерживая монастырское строительство и возводя церкви, митрополит в буквальном смысле «заселил» Суздаль храмами и окружил Кремль святынями. Многие деревянные храмы в центре города митрополит Иларион или перестроил в камне, или перенес в окрестности Суздаля.

Стараниями святителя Илариона в Суздале организовалась иконописная артель. Написание иконостасов рассматривается как крупное деяние государственного масштаба: в нем принимал прямое участие царский изограф (двоюродный брат митрополита Илариона) Симон Ушаков. При святителе храмы украшались фресковой живописью, лепниной, резьбой, ковкой, позолоченными иконостасами, иконами. Само богослужение получило особую торжественность и благолепие, что способствовало укреплению православной веры. Как свидетельствует суздальский краевед В. М. Снегирев, «вследствие суровых Петровских указов начался массовый уход верующих из Православия в раскол и переселение их из населенных мест в глухие леса и пустыни. Для того чтобы удержать прихожан около из родных храмов, Иларион всячески стремился привлечь их пышностью и благолепием церковной службы» [10].

Митрополит Иларион для поддержания духовной крепости города учредил крестные ходы, заказав для них особые позолоченные кресты, иконы и большие фонари. Крестные ходы проводили как в самом Суздале, так и вокруг него. Город не может защищаться одними лишь стенами и рвами, его должна осенять Благодать Бо-жия и окружать молитва [11]. Вследствие этого ежегодно, после Литургии, обходили крестным ходом кругом по линии городской черты. Крестные ходы с чудотворными иконами прокладывали вдоль видимых оборонительных рубежей крепостных стен невидимую священную границу, границу помощи Божией. Крестный ход снаружи крепостных укреплений особенно ярко свидетельствует, что город воспринимался как совокупность церквей и монастырей, как единый соборный храм под открытым небом. Вера в крестные ходы была велика. На одно такое шествие собиралось до пяти тысяч человек [12].

Поскольку город - это духовная крепость и он не устоит без святых, праведников, святитель Иларион в конце 90-х гг. XVII в. начал ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Адрианом об обретении мощей преподобной Евфро-синии Суздальской (1212-1250). Святая просла-

вилась своими подвигами в бедственное время нашествия хана Батыя на владимирские земли. Церковное чествование Преподобной началось еще со второй половины XVI в., но мощи ее оставались под спудом. Получив разрешение, митрополит Иларион в 1699 г. совершил обретение святых мощей подвижницы.

Святитель Иларион управлял Суздальской митрополией двадцать шесть лет. До своей кончины он не переставал строить и украшать монастыри и храмы и благоустраивать сам город. Гробница митрополита Илариона в Богородице-Рождественском соборе Суздальского Кремля сохранилась до наших дней. В экспозициях истори-ко-художественного музея Кремля можно видеть «Иорданскую сень» [13] - одну из самых древних, единственную, сохранившуюся целиком, кресты и фонари для крестных ходов, устроенных старанием святителя Илариона, а также иконы, написанные по его заказу.

Только такая выдающаяся, сильная личность, как митрополит Иларион - святитель, монах, аскет, проповедник, яркий носитель высокой духовной культуры, пророк, царский духовник, могла самоотверженно воплотить в жизнь глубокую идею Суздаля как «Града Божия». И именно такой образ Суздаля оставила нам эпоха митрополита Илариона.

Близ Суздаля, со стороны подъезда от Владимира, есть так называемая Поклонная гора. С этого места можно было окинуть взором город и поклониться его святыням. Суздаль, являвший собой наземную икону христианских представлений о Боге, о мире, о человеке, становился и предметом эстетического любования, и, главное, объектом молитвенного почитания. Летопись повествует, что с Поклонной горы особенно хорошо был виден весь старый Суздаль с его рассредоточенными на сравнительно небольшом пространстве белыми стенами и башнями монастырей, с тридцатью разнообразными колокольнями и главками, с позолоченными крестами, которых насчитывалось в Суздале сто двадцать [14]. В XIX в. в городе был 1 собор, 26 приходских церквей, 4 бесприходных и еще 2 кладбищенских. Этот вид древней исторической столицы Русского государства невольно заставлял поклониться ей всех, вступавших на Поклонную гору, как образу «Небесного Иерусалима» - «Граду Божиему».

В настоящее время Суздаль раскрывается великолепной панорамой с большим количеством храмов и колоколен. Он сохранил целостный ансамбль средневекового города: Кремль, посад, монастыри. По обилию памятников архитектуры, по сохранности своего первоначального облика Суздаль не знает себе равных. Здесь на площади 9 кв. км находятся свыше 200 памятников религиозной и гражданской архитектуры XIII-XIX вв.

Оставшись в границах XVIII в., Суздаль смог сохранить древнюю топографию, непередаваемый колорит русского средневекового города, удивительную гармонию древнерусской архитектуры.

Примечания

1. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость / пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Му-рашкинцевой; науч. консультант к. и. н. Я. Чеснов. Сер. «Миф, религия, культура». СПб.: Алетейя, 1998. С. 19.

2. Там же. С. 25.

3. Гурин С. П. Образ города в культуре: метафизические и мистические аспекты. Режим доступа: http:// www.comk.ru/HTML/gurin_doc.htm (дата обращения: 22.12.2009).

4. Августин Блаженный. О Граде Божием: [пер. с лат.]. Сер. «Классическая философская мысль». Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. 1296 с.

5. Соколов А, Березина Е. Оборона Москвы: иконография города // Нескучный сад. 2008. № 6(35). С. 49.

6. Настольная книга священнослужителя: в 8 т. М.: Московская Патриархия, 1978. Т. 2. С. 389-390.

7. Святые града Суздаля. М.: Изд-во «Лето», 2004. С. 113.

8. Зеленская Г. М. Почитание памяти Святейшего Патриарха Никона XVII-XX веках // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2002. С. 34-35.

9. Гладкая М. С. Эпоха митрополита Илариона // Памятники Отечества: Суздаль - Град Небесный / Иллюстр. альманах Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. М., 1999. № 43 (1-2). С. 159.

10. «Память прошлого»: очерки Владимира Михайловича Снегирева по истории Суздаля / авт.-сост.: Г. Г. Мозгова, О. В. Снегирева. М.: «Новость», 2008. С. 327.

11. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой церкви. Репринт. изд. 1902. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 150.

12. Аксенова А. И. Суздаль. XX век. Владимир: «Посад», 2002. С. 22.

13. «Иорданская сень» - особый декоративный навес, который на праздник Крещения устанавливался над прорубью (Иорданью). В XVI-XVП вв. Иорданские сени были распространены на Руси. До нашего времени сохранилась единственная. Суздальская сень сделана в виде пятиглавого храма на четырех круглых резных столбах. Сень высотой 8,5 метров состоит из 260 деталей, вырубленных из сосновых бревен и обтесанных топором. Детали крепятся в пазы, без гвоздей, с помощью кованых железных крюков и пробоев, а между собой отдельные доски соединены шпонками и железными скрепами. Навес окружён оградой с четырьмя воротами с килевидными арками.

14. «Память прошлого» ... С. 331-332.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вид города Суздаля с Владимирского тракта Литография А. Наркова с рисунка С. Егорова. 1880 год

Суздаль в 1880 году. Великое множество церквей, колоколен, куполов, главок. Художник намеренно сместил все монастыри и церкви к единой линии, чтобы подчеркнуть необычайное их число на малом пространстве совсем небольшого города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.