Научная статья на тему 'Образ семьи, создаваемый средствами массовой информации Пензенской области'

Образ семьи, создаваемый средствами массовой информации Пензенской области Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
440
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION FAMILY POLICY / МАТЕРИНСТВО / MOTHERHOOD / ОТЦОВСТВО / FATHERHOOD / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA INFLUENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бодров Анатолий Викторович, Штейман-Шахмартова Ольга Максовна

Актуальность и цели. Цель исследования изучить образ семьи, создаваемый средствами массовой информации Пензенской области. Предмет исследования образ семьи, понятие об успешной семье. В исследовании используются понятия положительного и отрицательного образа семьи. Материалы и методы. Проанализированы публикации региональных средств массовой информации, изучена большая эмпирическая база. Проведен анализ документов, веб-сайтов, контент-анализ. Результаты. В современный период развития общества успешное решение социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора, как образ семьи. Важную роль в формировании образа семьи играют средства массовой информации. Проанализированы количественные данные исследования, приведена оценка эффективности региональных средств массовой информации (телевидение, печатные издания), коммуникативных каналов органов власти, интернет-ресурсов по формированию образа семьи, материнства, отцовства. Наглядно доказана роль СМИ в формировании образа семьи как эталона, который впоследствии оказывает значительное влияние на восприятие представлений семейных ценностей. Выводы. Сформулированы предложения методов развития региональной семейно-ориентированной информационной политики, принципы современной семейной информационной культуры, а также даны конкретные рекомендации по реализации семейно-ориентированной политики Пензенской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE FAMILY THAT IS CREATED BY THE MEDIA OF THE PENZA REGION

Background. Own research. The aim of the research is to study the image of the family that is created by the media of the Penza region. Subject of research the way of the family, the notion of a successful family. The study used the concept of positive and negative image of the family. Materials and methods. Analyze the publications of the regional mass media, studied a large empirical base. The analysis of documents, analysis of web sites, content analysis. Results. In the modern period of development of society the successful solution of social problems is increasingly dependent on the validity of such subjective factors as the way the family. Important role in shaping the image of the family played by the media. Analyzed quantitative survey data, the assessment of the effectiveness of regional mass media (TV, print media), communication channels authorities, Internet resources for formation of the image of the family, motherhood, fatherhood. Clearly proven the role of the media in shaping the image of the family as a benchmark, which subsequently has a significant impact on the perception of view of family values. Conclusions. Proposals for methods development of regional family-oriented information policy, the principles of modern family information culture, as well as specific recommendations for the implementation of family-oriented policies of the Penza region.

Текст научной работы на тему «Образ семьи, создаваемый средствами массовой информации Пензенской области»

УДК 316.776.32

ОБРАЗ СЕМЬИ, СОЗДАВАЕМЫЙ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

А. В. Бодров, О. М. Штейман-Шахмартова

THE IMAGE OF THE FAMILY THAT IS CREATED BY THE MEDIA OF THE PENZA REGION

A. V. Bodrov, O. M. Shteiman-Shakhmatova

Аннотация. Актуальность и цели. Цель исследования - изучить образ семьи, создаваемый средствами массовой информации Пензенской области. Предмет исследования - образ семьи, понятие об успешной семье. В исследовании используются понятия положительного и отрицательного образа семьи. Материалы и методы. Проанализированы публикации региональных средств массовой информации, изучена большая эмпирическая база. Проведен анализ документов, веб-сайтов, контент-анализ. Результаты. В современный период развития общества успешное решение социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора, как образ семьи. Важную роль в формировании образа семьи играют средства массовой информации. Проанализированы количественные данные исследования, приведена оценка эффективности региональных средств массовой информации (телевидение, печатные издания), коммуникативных каналов органов власти, интернет-ресурсов по формированию образа семьи, материнства, отцовства. Наглядно доказана роль СМИ в формировании образа семьи как эталона, который впоследствии оказывает значительное влияние на восприятие представлений семейных ценностей. Выводы. Сформулированы предложения методов развития региональной семейно-ориентированной информационной политики, принципы современной семейной информационной культуры, а также даны конкретные рекомендации по реализации семейно-ориентированной политики Пензенской области.

Ключевые слова: информационная семейная политика, материнство, отцовство, средства массовой информации.

Abstract. Background. Own research. The aim of the research is to study the image of the family that is created by the media of the Penza region. Subject of research - the way of the family, the notion of a successful family. The study used the concept of positive and negative image of the family. Materials and methods. Analyze the publications of the regional mass media, studied a large empirical base. The analysis of documents, analysis of web sites, content analysis. Results. In the modern period of development of society the successful solution of social problems is increasingly dependent on the validity of such subjective factors as the way the family. Important role in shaping the image of the family played by the media. Analyzed quantitative survey data, the assessment of the effectiveness of regional mass media (TV, print media), communication channels authorities, Internet resources for formation of the image of the family, motherhood, fatherhood. Clearly proven the role of the media in shaping the image of the family as a benchmark, which subsequently has a significant impact on the perception of view of family values. Conclusions. Proposals for methods development of regional family-oriented information policy, the principles of modern family information culture, as well as specific recommendations for the implementation of family-oriented policies of the Penza region.

Key words: information family policy, motherhood, fatherhood, media influence.

Укрепление института семьи является одним из важных приоритетов государственной политики. В XX в. бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни. Мир стал гораздо более зависимым от коммуникации, чем это было ранее. СМИ сегодня - это мощный фактор влияния на людей. В некоторых случаях эта информация может быть даже опасна, так как человеку легче окунуться в поток информации, чем критично ее воспринимать. Важную роль в формировании образа семьи играют средства массовой информации. Образ семьи, представленный в СМИ, создает эталоны семьи, которые впоследствии сопровождают человека всю его жизнь, оказывая значительное влияние на его мировосприятие. Люди, как правило, принимают те готовые социальные нормы поведения, которые убедительно пропагандируются средствами массовой информации как одобряемый стереотип образа жизни. Человек неосознанно подражает образам семьи, рекламируемым в СМИ.

Вот как описывает эту ситуацию А. В. Короткова в своей диссертации «Формирование имиджа семьи под влиянием средств массовой информации (социологический аспект)»: «Первопричиной депопуляции является кризис семьи, проявившийся, в первую очередь, как кризис системы ценностей» [1].

В настоящее время семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие вступать в брак, рожать и воспитывать детей. Решение проблем современной российской семьи следует искать именно в сфере социально-нравственных установок.

Вторая половина 90-х гг. ХХ в. на информационном рынке России отмечена резкой активизацией процессов концентрации медиасобственности -формированием больших компаний, способных на масштабные инвестиции в новые технологии, большую трату денег на создание программ, быструю переброску капитала из одного подразделения в другое. Интеграция СМИ способна приобретать целый ряд форм: мультимедийные объединения (издательства, радио, телевидение), многоотраслевые конгломераты (когда к СМИ подключаются структуры других секторов экономики), выстроенные по вертикали и горизонтали альянсы (когда в руках одного владельца оказываются все этапы производства и распространения информации).

Базовое представление о происходящем в мире россияне получают сегодня именно через СМИ. Сегодня они стоят на позиции реального отражения общества, а люди, пользуясь СМИ, воспринимают социальные ценности, нормы и правила поведения. СМИ демонстрируют ролевые модели, которые наблюдаются и имитируются телезрителями, слушателями, читателями.

Нами было проведено исследование с целью изучить образ семьи, создаваемый средствами массовой информации Пензенской области [2].

Предметом исследования выступили образ семьи, понятие об успешной семье. Исследование проводилось 25-31 марта 2013 г.

В исследовании используются понятия положительного и отрицательного образа семьи.

Положительный образ семьи - составляющие счастливой семьи, компоненты внешних и внутренних событий, позволяющие семье развиваться и быть счастливой, дающие возможность самореализации каждому члену семьи.

Отрицательный образ семьи включает в себя проблемы и характеристики, которые мешают гармоничному развитию семьи и каждому члену семьи в отдельности.

Анализ и интерпретация результатов интернет-СМИ (табл. 1). На шести сайтах было опубликовано 807 новостей, 77 из которых затрагивают вопросы семьи, из них положительных - 45, отрицательных - 28, нейтральных - 4.

Таблица 1

Содержание пресс-релизов

Пресс-релиз, официальный сайт Всего новостей По вопросам семьи

Правительство Пензенской области 36 1

Законодательное собрание Пензенской области 21 1

Администрация города Пензы 50 6

Министерство здравоохранения Пензенской области 15 4

Итого: 122 12

Рассмотрим частоту употребления тем и вектор эмоциональной направленности на создание образа семьи в этих новостях:

- семья - употребляется в шести новостях, из них в четырех с положительной направленностью, а два создают отрицательный образ семьи;

- дом (место, где живет семья) - употребляется в 32 новостях, из них 19 положительных (в двух - как место счастливого проживания семьи, в четырех как роддом, еще в четырех связан с вопросами инвалидов и в девяти новостях речь идет о детских домах), 12 отрицательных (в доме происходят преступления), одно сообщение нейтральное;

- родители - употребляется в 12 новостях, из них пять положительных (все связаны с дополнительным образованием) и семь отрицательных (мошенничество и преступления);

- мать - в двух новостях, обе отрицательные;

- мама - в шести новостях, из них три положительные новости и три отрицательные;

- отец - в шести новостях, все отрицательные;

- папа - мы отделили его от слова отец, т.к. психологически это слово имеет более положительную окраску; и, действительно, из пяти новостей три положительные, две отрицательные;

- бабушка - девять новостей, три положительные, пять отрицательных и одна нейтральная;

- дедушка - три положительные новости;

- брат, сестра - один раз;

- сын - одна отрицательная новость;

- дочь - семь новостей: одна положительная и шесть отрицательных;

- внук (внучка) - два раза положительно;

- многодетная семья - одна положительная и одна отрицательная;

- приемная семья (опекуны) - один раз.

Исследование образа семьи, создаваемого печатными изданиями Пензенской области. В восьми газетах было напечатано 43 статьи и заметки, затрагивающие вопросы семьи; из них 25 статей, создающих положительный образ семьи, и 18 с отрицательным образом семьи. Например, в «АиФ Пенза»

три заметки, создающие положительный образ, имеют объем меньше страницы, а из трех статей, создающих отрицательный образ семьи, две объемом по две страницы каждая.

Также интересно посмотреть зависимость тиража и характера статей в газетах (табл. 2). Газета «РгоГород», имеющая большой тираж (155 000), напечатала наименьшее количество статей про семью (две статьи), и обе статьи описывают негативные стороны существования семьи.

Таблица 2

Сводная таблица анализа печатных изданий Пензенской области

Газета Всего новостей о семье Положительные статьи Отрицательные статьи Тираж, экз.

Аргументы и Факты № 13 (1690) 6 3 3 10733

Молодой Ленинец №13 (7632) 10 6 4 25650

Комсомольская правда № 42 (26052) - - - 2012

Пензенская правда № 22 (24258) 10 7 3 18000

Пензенская правда № 23 (24259) 7 5 2 18000

РгоГород № 13 (135) 2 - 2 155000

Наша Пенза № 13 (1253) 3 2 1 11000

Наш Город № 12 (216) 5 2 3 175000

Итого 43 25 18

Приведенные результаты указывают на необходимость разработки концептуального, стратегического и методологического содержания информационной компоненты государственной семейной политики (табл. 3).

Таблица 3

Возможные методы развития современной семейно-ориентированной информационной политики [3, с. 60]

Деятельность государства Деятельность общества Деятельность профессионального сообщества работников СМИ

1 2 3

Создание на базе учреждений региональной исполнительной власти общественных советов по взаимодействию со СМИ, рекламными агентствами, учреждениями культуры. Признание в качестве одной из базовых задач подобных советов защиту семьи, материнства, отцовства и детства. Организация специальных номинаций в грантовых конкурсах среди СМИ по таким темам, как Экспертный анализ и обсуждение зарубежных практик утверждения семейных ценностей в информационном пространстве. Экспертный анализ и уточнение таких терминов, как «семейные ценности», «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации», Повышение уровня социальной ответственности журналистов и издателей. Для решения демографических задач и вопросов, связанных с семьей, необходимо осознание издателями и журналистами своей ответственности перед обществом.

Продолжение табл. 3

1

2

3

«Счастье материнства», «Ответственное отцовство», «Многодетная семьям», «Семейный труд» и др. Проведение государственного грантового конкурса на производство роликов социальной рекламы, посвященных семье. Системная государственная поддержка размещения просемейной социальной рекламы в СМИ. Развитие системы конкурсов и публикаций, посвященных семье. Конкурсы должны включать в себя различные этапы, которые бы объединяли муниципальный и федеральный уровень. Учреждение номинации «За лучшее освещение семейной тематики» в премиях, выдаваемых Губернатором Пензенской области. Формирование государственного запроса для СМИ, учитывающих государственные интересы по поддержке традиционных духовно-нравственных ценностей. Системное государственное стимулирование создания качественного информационного контента, ориентированного на утверждение семейных ценностей в современном обществе. Повышение степени прозрачности работы субъектов социальной политики, их открытости к диалогу с обществом, повышение информированности населения о ближайших перспективах, ожидаемых результатах, позитивных сдвигах семейной политики. Разработка критериев оценки качества реализуемой СМИ про-семейной информационной политики. Смещение информирования населения по вопросам семьи на положительные примеры счастливых семей, освещение примеров успешного решения конфликтных вопросов в семьях. Желательно при описании проблем семьи делать упор не только на сами проблемные ситуации,

«семья в сложном финансовом положении», «ребенок в трудной жизненной ситуации», «жестокое обращение с детьми», не имеющих четких определений, разработка рекомендаций по их использованию в публичных выступлениях, статьях, документах. Организация регионального Общественного экспертного совета по взаимодействию со СМИ и вопросам продвижения традиционных семейных ценностей в информационном пространстве с региональными структурами. Привлечение к его деятельности общественных организаций, работающих в сфере укрепления и сохранения семьи.

Формирование базы данных экспертов разных отраслей, специализирующихся на семейной тематике, к которым представители сообщества СМИ могли бы обращаться за консультацией и получением экспертной оценки.

Развитие молодежных волонтерских групп, которые бы активно и целенаправленно работали над продвижением семейных ценностей в социальных сетях и блогах.

Развитие лекторского движения, проводящего лекции, посвященные семейной жизни

Развитие системы дополнительного образования для журналистов в виде школ и обучающих семинаров по социальной журналистике и особенностям освещения в СМИ семейной темы. Рекомендации вузам, осуществляющим подготовку управленческих кадров и специалистов СМИ (журналистов), обратить внимание на воспитание гражданской позиции у студентов и повышение квалификации у профессионалов в освещении семейных вопросов.

Проведение региональных информационно-просветительских компаний, объединяющих информационное пространство страны вокруг темы семьи и семейных ценностей. Формирование банка готовой социальной рекламы (телевизионной, печатной и др.) для размещения в СМИ всех уровней бесплатно.

Развитие механизмов психологической и юридической поддержки членов семей средствами СМИ, привлечение СМИ к помощи в решении конкретных жизненных проблем. Межрегиональный обмен опытом в сфере привлечения молодежной аудитории к печатным СМИ.

Организация постоянно действующих площадок

Окончание табл.3

1

2

3

но и информировать о возможностях их решений. Описание юридических проблем и ситуаций, связанных с государственной поддержкой семьи. Привлечение общественной экспертизы к анализу информационной продукции. Пересмотр существующей политики в отношении районных СМИ, имеющих непосредственный контакт с широкой аудиторией. Обеспечение государственного финансирования районных СМИ, предусматривающего государственный заказ на семейную тематику.

Оказание государственной помощи (информационной, производственной, финансовой и т. д.) для производства и размещения на телеканалах программ просветительского характера, которые помогли бы найти ответы на вопросы, возникающие у молодых родителей, у родителей взрослых детей, у детей в отношениях с родителями, а также программ для детей. Развитие и поддержка психологической культуры дет-ско-родительских и супружеских отношений через интервью или постоянные рубрики «вопрос-ответ» со специалистами. Издание на региональном уровне специализированных статистических материалов (сборников), посвященных демографической ситуации, которые выполняли бы справочно-информационную функцию.

Привлечение общественных организаций к совместному моделированию информационных поводов, позволяющих СМИ интересно и разносторонне освещать семейную тематику. Разработка и внедрение на региональном уровне информационно-просветительской программы по популяризации счастливых, полных семей, в особенности многодетных, по подготовке молодежи к самостоятельной семейной жизни и ответственному родительству

в современном мире. Вовлечение в движение депутатов различных уровней, ученых, артистов, журналистов, спортсменов, общественных деятелей. Разработка различных мер поддержки, стимулирующих создание положительных семейных образов в произведениях современного искусства.

Развитие информационно-образовательных молодежных Интернет-проектов по вопросам семейной жизни. Учреждение и дальнейшая популяризация общественного знака «информационной чистоты» для СМИ, в которых отсутствует информация, опасная для детского развития. Развитие просветительских проектов, направленных на повышение общего уровня медиа-грамотности населения в целом, которые позволят потребителям медиа-контента лучше ориентироваться в его содержании и находить важную для себя информацию.

Создание службы мониторинга СМИ не для цензуры, а для четкого отслеживания того, какими способами и в каком направлении идет формирование социально - значимых представлений (образ семьи, здоровый образ жизни) в обществе

диалога региональных, районных журналистов с коллегами из федеральных СМИ. Создание банка семей-но-ориентированных видеопрограмм для использования телекомпаниями.

Становление современной семейной информационной культуры как задача семейно-ориентированной информационной политики. Очевидно, что семейно-ориентированная информационная политика должна развиваться сразу в нескольких направлениях. Главной целью такого развития должно стать постепенное становление семейно-ориентированной информационной среды. В процессе этого становления особенно важно найти правильный баланс между поощрительными и запретительными мерами. Важной задачей является содействие развитию современной семейной информационной культуры, которая помогала бы сегодняшней семье искать и находить собственные ответы на острые вызовы современности. Семейные традиции прошлого не транслируются в настоящее автоматически, поскольку изменились условия жизни всего социума и современная семья сталкивается с иными вызовами, чем во времена наших предков. Формирование семейно-ориентированной информационной политики является творческой задачей, смысл которой -пробудить созидательную энергию, способную проявлять и тиражировать положительные образы современной семьи. В то же время созданный талантливыми творцами и транслируемый в СМИ положительный образ современной российской семьи должен быть органически вписан в положительный образ национального будущего. Без ощущения и осознания реальных и мотивирующих перспектив для себя и своих детей человеку трудно сделать шаг к тому, чтобы обзавестись семьей и сохранить ее. Разговор о судьбе российской семьи является лишь одной из граней более масштабного разговора о будущем нашего общества и государства.

Список литературы

1. Короткова, А. В. Формирование имиджа семьи под влиянием средств массовой информации (социологический аспект) : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Короткова А. В. - Москва, 2007. - 217 с. - URL: http://www.dslib.net/soc-struktura/formirovanie-imidzha-semi-pod-vlijaniem-sredstv-massovoj-informacii.html (дата обращения: 23.10.2014).

2. Шахмартова, О. М. Исследование образа семьи, создаваемого средствами массовой информации Пензенской области / О. М. Шахмартова // Народосбережение. -2013. - № 3. - C. 38-49.

3. Годовой отчет Пензенского регионального института народосбережения. 2013 / ГАУ ПО «Пензенский региональный институт народосбережения». - Пенза : КотОМ, 2013. - 64 с.

Бодров Анатолий Викторович

кандидат политических наук, Пенза

E-mail: avbodrov72@yandex.ru

Штейман-Шахмартова Ольга Максовна кандидат психологических наук, Хайфа, Израиль E-mail: shahmartova@mail.ru

Bodrov Anatoly Viktorovich candidate of political sciences, Pensa

Shteiman-Shakhmatova Olga Maxovna candidate of psychological sciences, Haifa, Israel

УДК 316.776.32 Бодров, А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образ семьи, создаваемый средствами массовой информации Пензенской области / А. В. Бодров, О. М. Штейман-Шахмартова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 4 (12). - С. 182-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.