Научная статья на тему 'Образ России в средствах массовой информации Болгарии'

Образ России в средствах массовой информации Болгарии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1296
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛГАРИЯ / БОЛГАРСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МАСС-МЕДИА / МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕДИЙНЫЙ РЫНОК / РОССИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ России в средствах массовой информации Болгарии»

Образ России в средствах массовой информации Болгарии

Татьяна Дронзина, Иванка Мавродыева

Ключевые слова: Болгария, болгарско-российские отношения, масс-медиа, медийное пространство, медийный рынок, Россия, средства массовой информации

В течение последних двадцати лет отношения с Россией были предметом напряжённых дискуссий в болгарском обществе и политическом истеблишменте. Курс на присоединение к Европейскому Союзу означал удаление Болгарии от России. Однако эти дискуссии имели и имеют отношение не только к внешнеполитической ориентации, прямо связаны с внутриполитической ситуацией. На протяжении некоторого периода симпатии к России воспринимались как свидетельство лояльности прежнему коммунистическому режиму, а враждебность к ней — как признак поддержки социальных изменений, ведущих к становлению рыночной экономики и демократического общества. Хотя и ненадолго, но в болгарском политическом пространстве были воскрешены призраки прошлого, дихотомия «русофилы — русофобы».

Актуальность проблемы и выбор тем медийного мониторинга

Россия стала темой, вокруг которой разгорелись политические страсти. Бурные и сильные, они не раз вступали в противоречие с

Татьяна Дронзина, профессор кафедры политологии Университета им. Св. Климента Охридского, София, Болгария.

Иванка Мавродиева, доцент кафедры риторики Университета им. Св. Климента Охридского, София, Болгария.

категориями политики, когда привязанности путались с лояльностями, идеология — с необходимостью выбора. Всё это получило отражение в средствах массовой информации, а те, в свою очередь, влияли на общественное сознание, вызывая, даже провоцируя споры о России.

Старая журналистская истина гласит: хотя газета и есть окно в мир, но любое окно, в том числе и в мир, можно закрыть газетой. Влияние СМИ на общественное мнение — признанный факт, пусть даже трактовки этого влияния и различаются. Авторы предлагаемой статьи исходят из теоретической предпосылки, согласно которой воздействие СМИ заключается в их способности не столько прямо или косвенно менять установки, мнения и поведение аудитории, сколько формировать контекст её деятельности и тем самым задавать и форму, и содержание политических дискуссий.

Важен и выбор тем, обсуждаемых СМИ. Предварительный анализ болгарских газет и журналов позволил выделить две часто присутствующие в них темы — русская культура и российская политика. Выбор определялся, помимо прочего, и тем, что обе темы показательны с точки зрения отношения к ним аудитории, к которой обращаются болгарские масс-медиа. Отношение к российской политике неоднозначно, противоречиво; но та же аудитория почти всегда глубоко положительно относится к русской культуре. Вместе с тем, как эти темы «продаются» на болгарском медийном рынке, не понять без раскрытия его состояния и структуры. Соответственно основная гипотеза этой статьи заключается в том, что в ситуации, когда для болгарских СМИ не существует каких-либо формальных ограничений на создание образа России, сам процесс его создания подвергается воздействию двух основных факторов. На него воздействуют динамика медийного рынка, а также установки читательской публики в отношении России — поскольку СМИ стараются приспособиться к этим установкам, а не изменить их.

Особенности болгарского медийного рынка

В первое десятилетие XXI века его отличают обилие и разнообразие становящихся все более влиятельными печатных и электронных СМИ, информационных агентств и сайтов Интернета. По данным ТУ РкпДЪГЗ1 и журнала «Медия свят (Медийной мир)», в 2004— 2005 годах этот рынок выглядел следующим образом: 32 радиовещания (включая Болгарское национальное радио); около 130 ежеднев-

ных печатных изданий (30 национальных и 100 региональных), 35 еженедельных газет и почти 10 еженедельных журналов. В течение того же двухлетия в Болгарии действовали около 600 телевизионных станций (национальных и региональных, эфирных и кабельных), среди которых в конце 2007 года 15 были ведущими. Каналы Болгарского ТВ, а также Канала 1 (Национальное телевидение) и «Нова телеви-зия (Новое телевидение)» традиционно занимают первые три места в рейтинге телевизионных СМИ2. Адве радиостанции, анализируемые в этом исследовании, — «Горизонт» (программа Национального радио) и частное «DARIK Radio» удерживают, соответственно, первое и третье места на рынке радио3.

Нынешнее состояние болгарского медийного рынка — итог глубокой трансформации системы коммуникаций и масс-медиа. Она стала возможной в результате сложного и динамичного взаимодействия нескольких процессов. Это, во-первых, политическая децентрализация и плюрализм публичной системы СМИ. Во-вторых, ликвидация регулирующей роли государства и либерализация законов, определяющих работу масс-медиа. В-третьих, быстрое развитие средств массовой информации в целом, новых электронных СМИ в особенности. В-четвертых, фрагментация аудитории СМИ и индивидуализация выдвигаемых ею стандартов. Наконец, в-пятых, обращение к либеральной профессиональной этике в её качестве основы корпоративных стандартов медиа-сообщества4.

Выше уже говорилось о том, что болгарский медийный рынок подвергся настоящему нашествию СМИ, вплетённых во всемирную паутину. На Интернет-сайтах читатели, слушатели, зрители и посетители глобальной сети ведут живой, виртуальный и асинхронный, опосредованный компьютером, коммуникативный диалог. Мониторинг позиции этой группы СМИ позволил не просто выделить и оценить воздействие её материалов на аудиторию, но и «увидеть» образ России глазами аудитории, а не только журналистов-профессионалов.

Методика исследования

Представленное исследование основывается на междисциплинарном подходе. Главную роль играет дискурсивный анализ, но также не игнорируются возможности контент-анализа и риторического анализа. Доминик Менкено (Dominique Mainqueneau) в работе «Ключевые термины дискурсивного анализа (Ees termes cles de Г analyse du discours)» интерпретирует понятие «дискурс» в его широком смысле —

как деятельность субъектов, вписанных в определённые контекстные ситуации. Он отмечает также существование различных дискурсов, например «журналистского», «административного», «преподавательского», «дискурса романа», и подчёркивает, что в научной литературе не существует общепринятого истолкования этого понятия. По его мнению, дискурсивный анализ отличается от лингвистического, социолингвистического, социального, психологического тем, что главная его задача состоит в изучении жанров дискурса в различных секторах социального пространства (в кафе, школе, магазине и т. д.)5. В статье понятие «дискурс» будет употребляться в том смысле, в каком его трактует Менкено.

Важное место среди методов исследования занимает контент-ана-лиз6. Он важен для нас постольку, поскольку позволяет идентифицировать изменения в политическом и журналистском стиле, равно как и в современном болгарском языке с точки зрения социолингвистики7. В исследовании используются и количественные методы, применяемые И. Мавродиевой8.

Выбранная авторами исследовательская методика складывается из семи компонентов. Прежде всего, мы попробовали установить, какие СМИ проявляют интерес к России и чем их интерес обусловлен. Это важно потому, что в период осуществлявшегося нами мониторинга Болгария находилась в процессе подготовки к вступлению в ЕС и европейская тематика потеснила все остальные, став лейтмотивом общественного дискурса. Второй и третий компоненты — это выяснение предпочитавшихся жанров и профессионального статуса авторов. Четвертый — изучение информативных и оценочных возможностей заголовков и подзаголовков журналистских материалов, поскольку заголовок — это первая встреча читателя с материалом, первая попытка автора привлечь внимание аудитории. Пятый компонент — констатация отсутствия или наличия визуализации и визуального кода. Шестой компонент представляет собой качественное исследование публикации — её тем, вербальных средств представления этих тем, журналистской техники и риторики. Последний методический компонент — это анализ вербального выражения мнений участников виртуальных форумов в связи с журналистскими публикациями. Обращение к нему позволило увидеть образ России таким, каким он предстает перед читателем после того, как тот прочитает соответствующие материалы. Мы полагаем, что полного совпадения между образом, конструируемым журналистами, и образом, воспринятым аудиторией, нет. И как раз «зазор» между образом создаваемым и воспринимаемым и позволяет хотя бы отчасти оценить сте-

пень влияния СМИ на формирование общественного мнения с точки зрения и их возможностей, и тех ограничений, с которыми они сталкиваются.

Период мониторинга

Он охватывает два с половиной года, с июня 2005 по январь 2008 года. Выбран он был не случайно: именно в это время в Болгарии наметилась тенденция к укреплению отношений между двумя странами, что привлекло внимание СМИ к России. Сама же эта тенденция возникла под влиянием нескольких обстоятельств. После парламентских выборов 2005 года в Болгарии было сформировано трёхпартийное правительство; в него вошли Болгарская социалистическая партия9, Движение прав и свобод10 и Национальное движение им. Симеона Второго11, но лидировали в нём социалисты. Новое правительство предприняло шаги, направленные на оживление двусторонних болгаро-российских отношений. Вместе с тем процесс их реанимации развивался в контексте подготовки страны к вступлению в ЕС. Европейская ориентация накануне присоединения к Европейскому Сообществу пользовалась значительной поддержкой общественного мнения. Исследования европейской социологической службы «Евробарометр» неизменно демонстрировали сравнительно низкую долю «евроскептиков» среди болгарских респондентов (ещё большими «еврооптимистами» оказались только румыны).

Успешное завершение долгого и нелегкого для Болгарии периода подготовки к вступлению в ЕС было доминирующей темой СМИ. Перспективы страны, пересмотр ею приоритетов, её успехи и неудачи в области борьбы с коррупцией и преступностью, использование структурных фондов и возможности работать в других странах Союза, выгоды от присоединения к Шенгенской зоне, благодаря которому стало возможно свободно передвигаться внутри ЕС, — всё это определяло динамику спроса на болгарском медийном рынке. В данном контексте и надо было рассматривать развитие российской темы, которая, не будучи главенствующей, оставалась предметом острой политической полемики, пусть не столь ожесточённой, как в 1990-е годы.

Результаты нашего анализа показывают, что тема эта попадает в центр внимания СМИ отнюдь не из-за каких-то конкретных действий или заявлений тех или иных российских политиков и государственных деятелей, хотя, разумеется, те или другие их действия и заявле-

ния повышают интерес масс-медиа к России. Тема России в болгарских СМИ не конъюнктурна. Внимание к ней постоянно поддерживается политическими и экономическими факторами, среди которых особого внимания заслуживает двустороннее сотрудничество в области энергетики (поставки нефти и газа), включая осуществление крупных энергетических проектов «Южный поток» и АЭС «Белене», право на реализацию которого получили российские компании.

Результаты исследования: СМИ

Всего нами было проанализировано 100 публикаций в 20 болгарских средствах массовой информации. Среди последних — центральные печатные издания, национальные и местные радиовещания, телевизионные каналы, Болгарское телеграфное агентство (БТА), информационные агентства в Интернете, блоги, форумы и порталы. Мы обращались также к публикациям веб-сайта Российского культурноинформационного центра в Софии (www.rkic-bg.com) и сайта президента Болгарии (www.president.bg).

В ходе исследования было выявлено несколько групп СМИ, проявляющих интерес к России. Первая группа включает газеты и журналы. Следует, однако, подчеркнуть, что почти у всех этих изданий наряду с их печатными версиями имеются и электронные. Последних отличают особый веб-дизайн и относительная самостоятельность в отборе медийного содержания — они размещают бумажные версии, но не ограничиваются ими.

Среди газет, проявляющих значительный интерес к российской тематике — издающаяся болгарской медийной группой «Евромедиа» газета «Русия днес (Россия сегодня)», газеты «24 часа», «Дневен труд (Дневной труд)», «Новинар (Журналист)», «Стандарт», «Дневник», «Дума (Слово)», «Класа (Класс)», «Земя (Земля)», «Народно дело (Народное дело)», «Нова зора (Новая заря)», «Про—Анти» и орган Министерства образования и науки «АзБуки (Азбука)». За исключением газеты «Народно дело», издаваемой одной из многих болгарских левых партий, националистической «Нова зора» и ведомственной «Аз-Буки», все прочие перечисленные издания являются общенациональными. Иначе говоря, российская тема присутствует как в самых тиражных общенациональных газетах, предназначенных для широкой публики, так и в газетах, удовлетворяющих читательские запросы относительно небольших, но чётко определяемых секторов болгарского общества. Аналогичная ситуация воспроизводится на сайтах этих

изданий: http://www.novazora.net/, http://www.dnevnik.bg, http:// www.novinar.org,http://standartnews.com/, http://www.duma.bg, http:// www.pro-anti.net.

В отличие от газет, лишь немногие журналы интересуются темой России. В нашей выборке таковых было только два; это журнал «Тема», посвящённый вопросам внутренней политики, обществоведения и культуры, и журнал «Дипломатический преглед (Дипломатическое обозрение)», уже из названия которого ясно, что он целиком сосредоточен на внешнеполитических сюжетах. Как видим, оба издания предназначены для узкого круга специалистов.

Если говорить о радио, то наибольшее внимание российской теме уделяют Болгарское национальное радио и частное «DARIK Radio». Что же касается телевидения, то соответствующие материалы (обычно довольно короткие), можно найти на сайтах Болгарского национального телевидения. На сайте БТА (www.bta.bg), являющемся основным источником информации для остальных С МИ, регулярно помещаются обширные публикации о событиях в России. Такие же материалы, но реже можно найти на сайтах двух других электронных информационных агентств — «Media Pool» (http://www.mediapool.bg) и «Focus News» (http://www.focus-news.net).

Существуют и другие сайты, где размещаются материалы о России. Например, электронные газеты «E-vestnik.bg» (http://e-vestnik.bg/ 1793) и «Bulgarian Post ТМ» (http://news.bpost.bg) и Интернет-издание «Биг-БГ»(http://www.big.bg). Все они ориентированы в основном на предоставление актуальных новостей дня, сопровождаемых скупыми комментариями. Частные сайты и блоги, такие как http://leroisalomon.blog.bg и http://www.public-republic.com/magazine/2007/, образуют новый, но всё более значимый элемент современной болгарской медийной реальности. Количество материалов профессиональных журналистов на них ограничено, доминируют мнения и комментарии читателей. То есть сами читатели выступают здесь авторами и соавторами обширных материалов, благодаря чему эти сайты и блоги содействуют развитию двусторонней и многосторонней коммуникации. Их доля на медийном рынке растёт впечатляюще быстрыми темпами, равно как и число их пользователей.

По мнению исследователя СМИ Марии Поповой, развитие виртуальной медийной структуры в Болгарии началось в 1995 году, когда появились первые online-варианты соответствующих изданий. Первой стала газета «Пари (Деньги)». В 1998 году были созданы первые современные online-сайты. По словам того же автора, ныне в медийном портале http://www.clickbg.net зарегистрированы 42 сайта Интер-

нет-газет, 58 сайтов Интернет-журналов, 17 Интернет-радиостанций, 4 Интернет-телеканала и 58 порталов12. Проведённое социологическим агентством Alpha Research исследование показало, что 59,9 % посетителей блогов в возрасте старше 14 лет пользуются Интернетом как основным источником информации13. Имея в виду это обстоятельство, можно сделать следующий вывод: тема России всё более активно утверждается в электронных СМИ — их влияние непрерывно растет — значит, эта тема оказывается в центре внимания значительного круга болгарских пользователей Интернета. А вот в «традиционных» СМИ она представлена слабо, хотя и присутствует в центральных печатных изданиях с их устойчивыми позициями на медийном рынке и высоким рейтингом среди читателей.

Публикации о России сделаны в основном в жанрах, традиционно доминирующих в болгарских печатных и электронных СМИ. Это наиболее читаемые жанры интервью и репортажа. Второе место в перечне жанров занимают статьи. Очень редки аналитические и обзорные материалы в жанре «журналистского расследования», и тематические страницы, объединяющие различные жанры, визуальные материалы и графические элементы. Всё же справедливо считать, что для российской тематики характерно сравнительное разнообразие жанров, отвечающих культурным запросам, предпочтениям и установкам медийной аудитории. Более того, предлагаемые этой аудитории материалы в целом информативны, написаны интересно, занимательно, понятным языком и с уважением к стране, о которой они повествуют.

Результаты: акценты в заголовках

Заголовок призван ориентировать читателя, привлечь его внимание, сообщить о самом главном, тогда как подзаголовок даёт читателю дополнительную информацию. Анализ материалов по теме России показал, что их заголовки информативны, очень редко включают в себя элемент сенсационности и обычно не дают эксплицитной и полярной оценки событию. Как правило, заголовки составлены из 7—14 слов, ключевое слово расположено в начале предложения. Это или слово «Россия», или производные от него — «российский», «российская» и т. д. Благодаря этому читатель может быстро разобраться в содержании текста, понять, о чём идет речь. Вот характерные примеры: «Россия — Евросоюз: новые горизонты сотрудничества»14', «Болгарско-россий-ские взаимоотношения в контексте расширения Европейского Союза»15.

Иногда в заголовках аналитических материалов всё же присутствует оценочное суждение, например: «Результаты выборов в Чечне напоминают об эпохе КПСС»16. Далее, заголовки часто содержат фамилию российского президента: «Путин молчит о Ливии. Почему он "священная корова" для болгарских масс-медиа?», «Путин превратился в модель общественного успеха для болгарских политиков»11', «Болгарские СМИ выбрали Саркози в качестве "политика года". На втором месте Владимир Путин»18; «Политика Путина и парламентские выборы в России»19. Выраженную экспрессивную оценку находим и в заголовке «Путиниза-ция или обыкновенный путинит»20. Автор статьи использует неологизмы, созданные по существующим в болгарском языке словообразовательным моделям: слово «путинизация» образовано как ленинизация, а «путинит» — как фарингит, первое — значительно и масштабно, второе — незначительно и мелко. В данном случае мы видим пример типичной для болгарских СМИ модели журналистического дискурса — привлечь внимание шокирующими заголовками, после которых следует углублённый и достаточно компетентный анализ.

В заголовках материалов об известных личностях преобладает информативная функция: «Роман Абрамович вступает на российский медийный рынок»21',«Российская оппозиция выдвинула Гарри Каспарова своим кандидатом на выборах 2008года»22. Заголовки, написанные в вопросительной форме, сравнительно сбалансированы: «На Восток или на Запад? К России или к Европе и США?»2Ъ. Используемые в заголовках метафоры понятны читателю: «Путин возит с собой газовых акул; или как "Газпром", РАО ЕЭС и "Транснефть" штурмовали Софию»24.

Авторы: кто рисует образ России?

Что пишется о России, в значительной степени зависит от того, кто о ней пишет. Поэтому мы постарались установить, кто пишет на российскую тему, и разбили авторов на группы. Первую группу составили специалисты в области международных отношений, политологии и социальной психологии. Среди них известные ученые и популярные общественные деятели — проф. Басил Кюлевски, проф. За-хари Захариев, проф. Чавдар Добрев, Иван Борисов. Вторую группу образуют известные журналисты, такие как Петко Бочаров и Светлана Шаренкова, а третью — журналисты, специализирующиеся на отношениях с Россией, как например, Сабина Кристева из газеты «Капитал» или Иво Христов из журнала «Тема». В четвёртую группу мы включили журналистов, специализирующихся на культуре, образо-

вании и искусстве, как это делает Милена Андреева. В пятую и последнюю группу вошли иностранные, в том числе и российские, исследователи, как Дмитрий Тренин25, и известные журналисты вроде Юргена Рота26, чьи материалы публикуются в болгарском переводе.

В целом по российской тематике пишут люди двух типов: авторы с чётко выраженной политической позицией в отношении России (вне зависимости от того, положительная она или отрицательная), и авторы, лично интересующиеся политической и культурной жизнью России. По нашему мнению, именно этим объясняется, почему материалы о России, как правило, серьёзны, а не поверхностно сенсационны. Образ России представлен через призму хорошего знания страны, но также и очень субъективного отношения к ней, варьирующегося от «русофильства» до «русофобства», от ностальгической идеализации до крайнего негативизма.

Сюжеты: общая характеристика

Они делятся на две группы. В первую попадают материалы о внутренней и внешней политике России и её политических лидерах, во вторую — о культуре, искусстве, литературе, театре, балете, музыке, изобразительном искусстве и — на последнем месте по встречаемости — об образовании. Иногда Россия представляется через портреты известных писателей, музыкантов или актеров. Новости о культурных событиях тоже попадают на страницы газет и/или на сайты.

Сюжеты: российская политика

Политические лидеры. Вообще российская политика и российские политические лидеры — это «конёк» болгарскихжурналистов, пишущих о России. В жанровом отношении здесь хорошо видно предпочтение, оказываемое статье, анализу или портрету. Актуальные и значимые российские события, например президентские выборы 2008 года, усилили интерес к стране и её ведущим политическим фигурам, в частности к Владимиру Путину. Журналисты далеки от того, чтобы давать однозначную оценку его курсу; скорее они анализируют его действия в контексте происходящих событий, иногда делая сравнения с главами других стран, порой же указывая на него, как на политического лидера, которому болгарские политики, в особенности болгарский президент, стараются подражать: «Путин не просто пре-

зидент, политик или олигарх. Он является "ролевой моделью" для двух болгарских политиков, которые в будущем сохранят свои позиции ведущих игроков на арене большой политики — Георги Пырванова и Ахмеда Догана»21. Речь идет о Г. Пырванове — бывшем лидере Болгарской социалистической партии и нынешнем президенте страны, и о лидере Движения прав и свобод А. Догане.

Контекстуализированное отношение к Путину варьируется от безусловно положительного до резко критического. Одобрительные отзывы о Путине в СМИ чаще всего аргументируются тем, что российский президент сыграл положительную роль в экономическом развитии России, сумел навести в своей стране известный порядок и преуспел в создании её нового образа, импонирующего части международной аудитории. Критическое же отношение чаще всего обусловлено оценкой его действий, так или иначе оказывающихся значимыми непосредственно для Болгарии28: «Российский президент Путин молчит о том, что случилось с медицинскими сёстрами в Ливии, которые на протяжении 8лет были заложниками. [Пока они страдали]российские компании получали в Ливии нефтяные концессии»; «Путин изолировал Россию от цивилизованного мира. Спасение медсестёр не его приоритет. По традиции в России, со сталинских времен и до сих пор, человеческая жизнь ценится меньше идеологических установок». Критические ноты слышны и в суждениях по поводу проводимой Путиным внутренней политики, которая чаще всего определяется как диктуемая олигархами. Стоит подчеркнуть, что слова «олигархия» и производные от него почти неизменно присутствуют в критических материалах о России, стали в последние годы характерным штрихом её образа, предлагаемого болгарскими СМИ. Имя же российского президента увязывается с этим сюжетом достаточно специфическим образом. Например, газета «Нова зора» в статье от 11 декабря 2007 года отмечает, что за последние годы российские олигархи получили почти полную власть над СМИ, но при этом Путин сумел заставить их «сказать добрые слова о его политике и судьбе России».

И положительные, и отрицательные оценки Путина болгарскими журналистами нередко подкрепляются ссылками на иностранные авторитеты — тем самым проводится стратегия на повышение достоверности и надежности материалов. Например, в конце декабря 2007 года почти все болгарские газеты опубликовали сообщение о том, что, по оценкам различных авторитетных иностранных СМИ, Путин выбран «политиком года». В оценках болгарских масс-медиа российский президент также получил одно из ведущих мест, хотя на первое место все они единодушно поставили французского премьер-министра Сар-

кози, памятуя о его вкладе в освобождение болгарских медсестёр, задержанных режимом Каддафи.

Следует специально подчеркнуть, что переводные материалы по теме «Россия», помещаемые в болгарских масс-медиа, обычно подготовлены известными журналистами и аналитиками. Так, информационный сайт http://oshte.info опубликовал 2 апреля 2004 года отзыв о книге «Гангстеры с Востока», написанной немецким журналистом Ю. Ротом, в которой Путин представлен в неожиданном ракурсе — как политик, поддерживающий контакты с «западной мафией». Или интервью с Д. Трениным, размещённое 29 ноября 2007 года на сайте «Дневник», — это не просто интересный диалог, а размышления о национальном лидере, чья фигура рассматривается в контексте особенностей российской политической жизни, политической морали и возможностей консолидации современного «политического класса» России.

Интерес к другим российским публичным фигурам намного слабее. Осуществлённый нами мониторинг показал, что люди вроде Гарри Каспарова, Геннадия Зюганова, Владимира Жириновского, Андрея Лугового, Игоря Лебедева, Сергея Миронова, Светланы Горячевой, Виктора Геращенко, Владимира Рыжкова, Бориса Виноградова, Сергея Гуляева и Юрия Лужкова попадают в центр внимания болгарских СМИ только во время очередной предвыборной кампании в России. Исключение составляют мэр Москвы, чьё имя встречается и в других контекстах, и журналистка Анна Политковская, ставшая известной всему миру после её убийства. Порой в болгарских СМИ мелькает имя Романа Абрамовича в его качестве богатейшего человека России. Зато информацию о видных политических деятелях недавнего прошлого — Ельцине и Горбачеве — можно встретить только в научно-попу-лярных и публицистических материалах. Это наводит на мысль о том, что память болгарских масс-медиа (как, впрочем, и любых других национальных СМИ) коротка, а референтная рамка при освещении российских событий не отличается исторической глубиной. В целом, если исключить Путина, информация о российских политиках и публичных фигурах представлена в болгарских СМИ спорадично и фрагментарно, в телеграфном стиле, без аналитики и ретроспективы.

Двусторонние болгарско-российские отношения. Они не являются приоритетным сюжетом для самых тиражных болгарских газет, таких как «Труд» или «24 часа». Информация об этих отношениях появляется только в связи с визитами болгарских правительственных делегаций в Россию и российских в Болгарию: Путина в 2003 и 2008 годах, Пырванова в 2007 году. Примечательно также отсутствие политиче-

ского анализа и прогнозов, подготовленных авторитетными авторами. Язык и стиль сообщений о визитах телеграфные, в них доминирует простая информационность, в их подаче нет экспрессивных оценок, появляются они под лаконичными и, как правило, нейтральными заголовками29: «Георги Пырванов и Владимир Путин провели короткую встречу в Овальном зале Большого театра»', «Президенты Болгарии и России выступили со сцены Большого театра» и т. д.

Единственный аспект двусторонних отношений, ставший объектом дискуссий в СМИ — это проекты газопроводов Бургас — Алек-сандропулос и «Южный поток». В данном случае положительное отношение объясняется просто: выгодно для страны, решатся её энергетические проблемы, цены на энергию для населения и индустрии станут устойчивыми и предсказуемыми. В критических материалах чаще всего делался акцент на опасности энергетической зависимости от России и на том, что энергетическая политика болгарского правительства противоречит стратегическому выбору страны, отрывает её от ЕС, ставит под сомнение европейский выбор Болгарии. Во время визита российской правительственной делегации во главе с В. Путиным в январе 2008 года в Болгарию в масс-медиа появилось много материалов, квалифицировавших подписание двустороннего соглашения по энергетике как завершение «построения российской энергетической блокады Болгарии» и как «применение политических методов эпохи социализма»30.

Зато почти всеобщее одобрение вызывает активизация двусторонних отношений в области культуры. В связи с Днями болгарской культуры в России, проходившими с 29 сентября по 3 октября 2003 года, большинство газет подчеркивало, что это мероприятие внесёт свой положительный вклад в восстановление хорошей традиции, прервавшейся два десятилетия тому назад. Культурные события часто, но не всегда, подаются СМИ как выражение многовекового духовного общения между двумя славянскими народами.

Интересным новым аспектом медийного мониторинга и анализа стало представление темы (media coverage) России в болгарских СМИ под специфическим углом зрения, когда Россия и Болгария берутся не сами по себе, а с учётом их отношений с Европейским союзом. Избирающие этот ракурс чётко разделяются на «медийных пессимистов» и «медийных оптимистов». Первые рассматривают Болгарию в качестве российского «троянского коня» в ЕС или как «мягкую периферию» этой организации, и нельзя не признать, что обе метафоры указывают на принадлежность Болгарии к экономически слабым посткоммунистическим государствам31. Вторые ин-

терпретируют ситуацию в совершенно ином духе — как свидетельство того, что «альянс России и ЕС возможен»32, а Болгария — «важный ключ и элемент взаимоотношений России и Брюсселя»33, потому что «Европа нуждается в России»34. И уж во всяком случае, болгарам, чтобы они смогли воспользоваться своим шансом, «важно знать, что происходит в России»35.

Резюмируя сказанное выше, ещё раз подчеркнём, что двусторонние болгарско-российские отношения — отнюдь не приоритетная тема для болгарских масс-медиа. Болгарские СМИ проявляют энтузиазм в этой области только по определённым медийным поводам, чаще всего во время визитов правительственных делегаций. Доминирует же в этой сфере обычная, текущая информации, пронизанная спокойным прагматизмом, почти полностью вытеснившим истори-ко-эмоциональные аспекты связей между двумя странами. Реакция журналистов на интенсификацию двусторонних отношений сама по себе «двусторонняя»: безоговорочно положительная, когда речь идет о культурном сотрудничестве, и неоднозначная, когда речь идет об иных гранях этих отношений. Во втором случае они почти всегда рассматриваются через призму болгарского членства в ЕС, реже — с точки зрения возможности Болгарии сыграть значимую роль в деле сближения России и ЕС. Полную поддержку процессу укрепления бол-гарско-российских отношений высказывают только авторы левой части болгарского политического спектра, и это позволяет утверждать, что отношение к России по-прежнему служит маркером политической ориентации в Болгарии.

Позиция России в международных отношениях. Данный сюжет в болгарских СМИ представлен ещё слабее, чем двусторонние отношения. Соответствующие публикации очень редки, но уж когда они появляются, авторы их — признанные болгарские и иностранные эксперты. В основном они концентрируются на отношениях между Россией и ЕС в сфере энергетики. Преобладает мнение, что тут существует двусторонняя зависимость: несмотря на поиск альтернативы российским или транспортируемым через Россию газу и нефти, европейские государства глубоко заинтересованы в том, чтобы покупать у неё энергоносители, а Россия — в том, чтобы их продавать. В частности, такова была точка зрения Тренина, утверждавшего в своём интервью, что Россия расстаётся с имперскими традициями: она уже не стремится, как то было в советское время, к господству а, как и любая другая крупная страна, желает оказывать влияние, прибегая для этого к экономическим средствам. Это интервью было опубликовано в электронном издании газеты «Дневник» 29 ноября 2007 года,

и к моменту нашего анализа его прочитали 4 269 посетителей, что совсем немало для восьмимиллионной Болгарии.

В болгарских масс-медиа можно найти и написанные в основном учёными отдельные публикации, посвящённые отношениям России с США. Их немногочисленность обусловлена, вероятно, недостаточным читательским интересом к этому сюжету. Для болгарской аудитории российско-американские отношения — нечто далёкое, абстрактное, не затрагивающее Болгарии. В первую очередь это касается молодых читателей, которым эпоха двухполюсного мира знакома только из учебников. Ещё одним поворотом сюжета о месте России в системе международных отношений можно считать упоминания о её участии в торговле оружием; в этом случае специально оговаривается, что Россия — основной поставщик оружия Китаю, Индии и Ирану. Тема «Россия в мире» всплывает и в связи с независимостью Косово. Несмотря на то, что косовская проблема — важный аспект регионального политического процесса, позиция России скорее констатируется, чем анализируется. Куда больше болгарские СМИ обсуждают, какими должны быть условия, позволившие бы Болгарии, члену ЕС и государству — соседу Сербии и Косово, признать косовскую независимость.

Русская культура

Русский язык как элемент культуры. Это недавняя тема в болгарских СМИ. Негативное отношение к русскому языку, типичное для начала 1990-х годов, уступает сейчас место рациональному исследованию возможностей, открывающихся благодаря его знанию. Медийная презентация русского языка содержит следующие компоненты: международный язык, эффективное средство коммуникации; язык, дающий возможность познакомиться с богатым культурным наследием. Что это так, свидетельствуют заголовки, например: «Русский язык — суперсовременен и для египтян, и для французов»36; «Забытый русский язык возвращается в болгарские школы»31. Масс-медиа обращают внимание на мероприятия, имеющие отношение к русскому языку, очём говорят такие заголовки, как: «400учеников участвовали в конкурсе "София — Москва"»38. Ведомственная газета Министерства образования отметила тот факт, что в Болгарии стартовал Год русского языка39. Регулярно появляется информация о событиях, связанных с преподаванием русского языка в школе: «Конкурс на написание эссе на русском языке на тему "Россия, её язык и культура в моей жизни"»40', «Русский язык — второй по популярности язык в болгарской

школе»41. Сообщается также о региональных детских конкурсах и фестивалях, например о фестивале театральных коллективов, ставящих спектакли на русском языке. Или о возможности получить международный сертификат владения русским языком. При этом акцент ставится не на языке — рычаге политического влияния, всё ещё пугающего болгар, а на языке — средстве постижения гуманистической русской культуры42.

Культурные события. Театральные премьеры, концерты, конкурсы, выставки, конференции, семинары и юбилеи не всегда оказываются в фокусе внимания ведущих журналистов. Но так получается не из-за негативного отношения к России, а под давлением самого медийного рынка: ведь культура — не сенсация, не очень-то помогает увеличить тиражи. И все же в болгарских СМИ можно найти многое о русской культуре и её знаковых фигурах. На первом месте среди них стоят знакомые многим поколениям болгар Владимир Высоцкий и Булат Окуджава. Так, в самых тиражных болгарских газетах можно встретить информацию о публикации книги Высоцкого (с приложением БУБ с записями песен в его исполнении), об открытии памятника этому барду, о концерте памяти Окуджавы или о выставке, посвящённой Сергею Есенину43.

Современное русское искусство. Вот ему уделяется значительное внимание. Журналисты пишут об исполнителях и их репертуаре, о достижениях творческих коллективов и оригинальности их искусства, сообщают подробности успеха. Предпочитаемые здесь жанры — интервью, репортаж и статья. Правда, как правило, эти тексты не занимают целых страниц. В особую группу публикаций о русской культуре можно выделить те, где в центре внимания оказываются современные российские деятели искусства, так или иначе связанные с Болгарией. Это, конечно, известный эстрадный певец Филипп Киркоров — выходец из Болгарии; но это также и писательница Анна Данилова, вышедшая замуж за болгарина и живущая в Болгарии; и это певец Рубашкин, сын русских эмигрантов в Болгарии, который впоследствии написал книгу о Болгарии, хотя и уехал из неё. Их творческий путь представлен, как правило, живо, интересно, увлекательно, причём в посвящённых им публикациях подчёркиваются одновременно и их связи с Болгарией и то, что все они — талантливые творцы. В качестве примера можно привести название статьи о Даниловой: «Русская Агата Кристи живет в Болгарии»44.

Российское кино. Болгарская публика традиционно сердечно принимает российское кино. В качестве доказательства сошлёмся на то, что самая тиражная газета «24 часа» обязательно информирует своих

читателей о проводимых в Болгарии фестивалях российского кино, например о фестивале в Варне. Используемые при этом заголовки составлены так, чтобы буквально завлечь зрителя:« Самые горячие русские фильмы на экране в Фестивальном комплексе в Варне»45. Но кроме информации газета может опубликовать и глубокие аналитические материалы, например статью «Русские сериалы нравятся болгарам больше, чем мексиканские»46. Кстати, благодаря российскому кино болгарские масс-медиа обращаются к сюжетам, которые иначе едва ли бы появились в местных СМИ, например к Великой Отечественной войне.

Русская музыка и театр. Болгары продолжают интересоваться русской классической музыкой и театром, и это, как показал наш анализ, болгарским СМИ хорошо известно. Поэтому они стремятся предоставить исчерпывающую и своевременную информацию о предстоящих событиях в этих областях искусства. Материалы под заголовками типа «По поводу праздника России пели русские романсы»41 и « Фестиваль русской музыки»48 детально объясняют, где можно послушать любимую музыку. Новости же театрального мира подаются обычно в коротких публикациях, которым предшествуют такие заголовки, как «Успехрусского камерного театра в Тополовграде и в Сви-ленграде»49 или «День рождения Арттеатра»50.

Болгарские СМИ проявляют также интерес к российской науке, но лишь к тем её отраслям, что связаны сейчас или были связаны в прошлом с Болгарией. Примером тому служат короткие публикации о космических достижениях России; они во многом мотивированы воспоминаниями об участии в советских космических программах болгарских учёных и космонавтов.

Визуализация материалов

Почти каждый материал о России содержит фотографии. Сочетание вербальных и визуальных кодов дает возможность читателю конструировать более полное представление о человеке или событии. Как правило, эти фотографии не сенсационны, не нацелены на то, чтобы приукрасить Россию, а максимально достоверно представляют фрагменты её современной жизни.

Какой видят Россию участники виртуальных форумов

Под виртуальной коммуникацией мы понимаем дискуссии на Интернет-форумах. Их исследование позволяет проследить динами-

ку образа России в среде потребителей информации. И можно с полным основанием утверждать, что у читателей этих форумов есть две установки в отношении России — положительная и отрицательная, причём обе они выражены у них более открыто, чем в газетах и аудиовизуальных СМИ. Это объясняется большей свободой посетителей форумов, меньшей необходимостью для них сохранять нейтральный или «вежливый» тон. Оценки участников форумов намного эмоциональнее ещё и потому, что они широко используют разговорный язык. Это лишний раз доказывает, что участники форумов радуются возможности свободно выразить своё мнение и могут это делать.

Например, один из них формулирует свои симпатии к России следующим образом: «Дух русской нации нельзя сломать, наверное, потому, что она впитала в себя многие народы. Не страшен русский самолёт, не страшен русский танк, страшен его экипаж». По мнению других участников того же форума, Болгария и Россия должны сотрудничать, несмотря на изменение политической конъюнктуры: «Хорошие отношения между Россией и Болгарией возникли давно, став фактом истории. Мы обречены быть партнерами, и это не конъюнктурное соображение; даже стремительный ход развития современного мира не "отменит" этот факт»51.

Отрицательное отношение к России чаще всего выражается с помощью ассоциаций с прошлым. Так, один из участников форума блога http://leroisalomon.blog.bg, делая акцент на близость, по его мнению, методов Путина методам, которые использовал Ленин, придумал неологизм «Путенин». Он также называет российского президента «кагебистом», подразумевая огромный, как ему представляется, контроль силовых ведомств над жизнью россиян. Сходный ход мыслей породил и словцо «куманоиды» — производное от «коммунисты» и «гуманоиды»52; получились одновременно и перифраз и пародия.

Заключение

Исследование во многом подтвердило нашу гипотезу: медийный образ России формируется под давлением рыночных факторов, помогающих масс-медиа лучше продаваться, зависит от наличия или отсутствия аудитории, заинтересованной в получении информации о России, от спроса на такую информацию, а также от её уровня или качества. В то же время отношение к теме России в определённой мере остаётся для болгар маркером индивидуальной и коллективной политической ориентации: положительное отношение к ней —

показатель выбора в пользу политической «левой». Россия всё ещё рассматривается скорее в идеологическом, чем в прагматическом плане, хотя сдвиги к прагматизму значительны. С другой стороны, относительно ограниченный интерес болгарских СМИ к России объясняется установками их читателей: европейский выбор страны ввёл в повестку дня вопросы, ответы на которые общество настойчиво ищет хотя бы потому, что они непосредственно касаются жизни составляющих это общество людей.

Однако в сознании болгарской медийной аудитории Россия связывается не только с проводимой ею ныне политикой, оцениваемой неоднозначно и противоречиво, но и с российской культурой, которой болгары продолжают симпатизировать. Это, на наш взгляд, доказывает, что болгарский читатель способен конструировать собственный автономный медийный интерес в рамках своих динамично развивающихся потребностей в информации. Стремление узнать больше о России и о возможностях, открываемых развитием двусторонних бол-гарско-российских отношений, несомненно, — часть этого интереса.

Исследованные СМИ: Газеты:

АзБуки, 24 часа, Дневен труд, Дневник, Дума, Земя, Класа, Народно дело, Нова зора, Про—Анти, Росияднес, Новинар, Стандарт, Слово

Журналы:

Дипломатический преглед, Тема Сайты:

www.president.bg — сайт президента Републики Болгарии www.rkic-bg.com— Российский культурно-информационный центр

www.bta.bg — Болгарское телеграфное агентство БТА http://www.bnr.bg/RadioBulgaria/Emission_Bulgarian/News/0212-8.htm — Болгарское национальное радио

http://www.gtvbg.tv/news.php?id=5 — телевидение GTV http://dariknews.bg/view_artic le.php?article_id=204247 — частное радио «Дарик»

http://www.mediapool.bg — электронное информационное агентство «Media Pool»

http://www.focus-news.net/ — электронное информационное агентство «Focus News»

http://www.big.bg — Интернет-издание «Биг-БГ» www.bai.bg — Болгарская ассоциация Интернета http://www.aresearch.org/doc.php?en=0&id=44 — Социологическое агентство «Alpha Research»

http://www.argentabg.com/ —Агентство по связям с общественностью и производству рекламы «Аргента БГ»

http://www.tns-tvplan.bg/ — Медийное и социологическое агентство «ТУ Plan/TNS»

Сайты печатных изданий:

http://www.novazora.net/ — сайт газеты «Нова зора» http://www.dnevnik.bg — сайт газеты «Дневник» http://www.novinar.org — сайт газеты «Новинар» http://www.duma.bg — сайт газеты «Дума»

http://www.pro-anti.net/show.php?issue=676&article=4 — сайт газеты «Про—Анти»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.class.bg/view.php?id=7062 — сайт газеты «Класа» http://www.duma.bg/2005/0705/250705/obshtestvo/ob-3.html — сайт газеты «Дума»

Электронные газеты:

http://oshte.info/004/02/0202/01.htm— электронная газета «Инфо още»

http://e-vestnik.bg/ — электронная газета «E-vestnik.bg» http://news.bpost.bg — электронная газета «Bulgarian Post ТМ» http: //www. public - republic .com/ magazine/2007/12/848 .php — электронная газета «Public Republic»

www.bgnewsroom.com, 22.05.2007 — электронная газета «БГ ньюз»

Информационные порталы:

http://nezavisim.net — информационный аналитический портал теории, политики, науки и культуры

http://www.opus-adv.bg/files/FHM_Proposal_MS_Edited.pdf — портал «FHM Болгария»

http://clubs.dir.bg/showthreaded.php?Board=radio&Number= 1941847227 — портал «dir.bg»

http://www.chambersz.com/index.php/content/view/686/112/ — портал «chambersz.com»

http://leroisalomon.blog.bg — персональный блог

ПРИМЕЧАНИЯ

1 TV Plan/TNS — болгарское агентство, занимающееся так называемыми пипл-метрическими (от английского people meter) исследованиями, цель которых — выяснять, какие передачи предпочитают зрители, сколько времени и когда они смотрят телевидение и т. д. Результаты пиплметрии очень важны для рекламы, для компаний, которые платят за распространение информации в электронных СМИ, для медийного менеджмента.

2 Данные взяты с портала http://www.gtvbg.tv/news.php7icH5. Последнее посещение 10 января 2008 года.

'Данные взяты с сайта http://clubs.dir.bg/showthreaded.php?Board=radio& Number=1941847227, где они представлены как итоги опроса, проведенного TV Plan/ TNS и Gallup National. Всего было опрошено 1036 респондентов, из них отдали предпочтение «Горизонту» 29,8 %, частному радио «Дарик» — 7,8 %.

4 Петев Т. Комуникация и социална промяна. София, Университет им. Св. Климент Охридски, 2001. С. 240—247.

5 Здесь и далее использован болгарский перевод этой работы: Менгьоно Д. Клю-чови термини в дискурс анализа. София, Университет им. Св. Климент Охридски, 2000. С. 16-19.

6 Танев Т. Принципи на контентанализа на документа като изследователска техника. София, Университет им. Св. Климент Охридски, 1990. С. 59—140.

7 Здесь и далее авторы опирались на: Йорданова Л. Езикът на промяната, София, Буллекс, 1993. С. 25—100; она же. От лумпена до гражданина. София, Буллекс, 1997. С. 5-150.

8 Мавродиева И. Езикьт на президентските послания и дьржавно-политическият дискурс // Проблеми на социолингвистиката. Т. VI. София, 1999. С. 376—379; Sociological research and media // Contribution of Social Research to the Economic and Social Recovery Policy, Sofia, 2000. C. 281—286.

9 Болгарская социалистическая партия — наследник Болгарской коммунистической партии, которая в начале 1990-х годов значительно трансформировалась под влиянием внешных и внутренных обстоятельств. Ныне она самая значительная левоориентированная политическая формация в стране.

10Движение прав и свобод (ДПС) возникло в начале посткоммунистического периода как политическая организация, выражающая интересы этнических турок, составляющих около 8 % населения Болгарии. Несмотря на то что конституция Болгарии запрещает создание политических партии на религиозной и этнической основе, ДПС остаётся элементом болгарской политической системы. Частично это объясняется тем, что ДПС легитимируется как либеральное, а не как этническое формирование, хотя это с трудом воспринимается и членами этой организации, и её политическими оппонентами. Ныне ДПС претендует на роль политического центра, хотя на деле скорее является всего лишь партнёром силы, имеющей абсолютное парламентское большинство.

11 Национальное движение имени Симеона Второго (НДСВ) возникло после решения наследника болгарского трона Симеона II вернуться в Болгарию и включиться в политическую жизнь страны. Не претендуя на реставрацию монархии, Симеон II основал НДСВ как либеральное объединение с намерением участвовать в парламентских выборах. На парламентских выборах 2005 года НДСВ оказалась второй политической силой страны, а ДПС — третьей.

12 Попова М. Медлен процес и виртуална среда: онлайн медии в България. Елек-тронно списание LiterNet, 21.11.2004, № 11 (60). Доступно на: http://liternet.bg/ publishll/m_popova/medien.htm. Последнее посещение 15 февраля 2008 года.

13 См.: http://www.aresearch.org/doc.php?en=0&id=44. Последнее посещение

10 января 2008 года.

14 Дипломатический преглед, 2007. № 1—2. Доступно на: http://www.diplomatic-bg.com/c2/content/view/754/47/. Последнее посещение 10 января 2008 года.

15 Русияднес, 2007, 15—21 июня.

16 Новинар, 2007, 4 декабря.

17 Капитал, 2008, 2 января.

18 См.: Путин молчит о Ливии, 2007, 25 июля // http://e-vestnik.bg/1793. Последнее посещение 10 января 2008 года.

19 Bulgarian Post, 2007, 20 December.

20 См.: http://leroisalomon.blog.bg/viewpost.php?id=135192. Последнее посещение

12 января 2008 года.

21 См.: http://news.bpost.bg/story-read-4864.php. Последнее посещение 14 января 2008 года.

22 См.: http://dariknews.bg/view_article.php7articlekH229932. Последнее посещение 10 января 2008 года.

23 См.: http://www.pro-anti.net/show.php?issue=676&article=4. Последнее посещение 10 декабря 2007 года.

24 См.: http://standartnews.com/bg/article.php?d=2008-01-09&article. Последнее посещение 18 февраля 2008 года.

25 Дмитрий Тренин — российский специалист в области международных отношений, председатель научного совета Московского Центра Карнет.

26 Юрген Рот — известный немецкий журналист, работающий в жанре журналистского расследования, автор вышедшей в 2003 году книги «Гангстеры с Востока».

27 См: Образ и подобие. Путин превратился в модел для общественого успеха в болгарской политики // Капитал, 2007, 27 декабря, № 52. Доступно на: http:// www.capital.bg/show.php?storyid=410328. Последнее посещение 10 января 2008 года.

28 См: Путин молчит о Ливии, 2007...

29 См.: http://dariknews.bg/view_article. Последнее посещение 10 января 2008 года.

30 http://www.focus-news.net/?id=n871496. Последнее посещение 15 января 2008 года.

31 Капитал, 2006, 10 ноября, № 45. Доступно на: http://www.capital.bg/ show.php?storyid=293214. Последнее посещение 12 декабря 2007 года. Метафора «троянский конь» употреблена, чтобы подчеркнуть, что дипломатические отношения не всегда открытые и что Болгария поддерживает отношения и с Россией, и с ЕС; метафора «мягкая периферия» означает, что, хотя Болгария и стала член ЕС, её экономику нельзя назвать процветающей и она не играет пока важной роли в сообществе.

32 Земя, 2006, 18 апреля.

33 Дума, 2007, 16 ноября.

34 См.: http://www.sedembg.com/182/pagel2.htm. Последнее посещение 12 января 2008 года.

35 Дума, 2006, 18 апреля.

36 Русияднес, 2007, 21—27 сентября.

37 Народно дело, 2007, 19 сентября.

38 Дума, 2007, 21 мая.

39 АзБуки, 2007, 21—27 февраля. № 8 (786).

40 АзБуки, 2007, 14—20 февраля. № 7 (785).

41 Русия днес, 2007, 21—27 сентября.

42 Русия днес, 2008, 18—25 января.

43 См., например: 24 часа, 2007, 28 августа.

44 Постоянный адрес статьи на: http://www.public-republic.com.

45 24 часа, 2007, 29 мая.

46 Там же.

47 Русия днес, 2007, 15—21 июня.

48 Дума, 2007, 16 марта.

49 См.: www.bgnewsroom.com, 22.05.2007. Последнее посещение 10 января 2008 года.

50 Дума, 2007, 16 марта.

51 Цитаты из дискуссии вокруг статьи из «International Herald Tribune», озаглавленной «В России есть свободные масс-медиа, но от них ничего не зависит», опубликованной на сайте БТА www.bta.bg 13 ноября 2007 года.

52 См.: http://e-vestnik.bg/1793, 25—27.08.2007. Последнее посещение 12 января 2008 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.