Научная статья на тему 'Образ России в представлениях чешской общественности и СМИ'

Образ России в представлениях чешской общественности и СМИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
644
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ИМИДЖ / РОССИЙСКО-ЧЕШСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СМИ / РОССИЯ / IMAGE / MASS MEDIA / RUSSIAN-CZECH RELATIONSHIP / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пророк Владимир, Цупалова Марцела

Россия является страной, которая в последние 200 лет влияет на многие события в Чешской Республике. Хотя отношения после распада коммунистических режимов стали равноправными, чешская общественность, как это отражено в опросах, все-таки не доверяет России. Недоверие выражают главным образом люди с правыми взглядами и молодежь. Чешские СМИ частично воспроизводят эти опасения. Информация о России стала более сбалансированной с 2009 года в связи с позитивными изменениями в российско-американских отношениях и с экономическим кризисом. Чешские предприниматели, которые делают бизнес в России, всегда оценивали российскую действительность более нейтрально и сбалансировано, хотя и критически. Их поддержка чешско-российских культурных и спортивных отношений может способствовать преодолению негативных стереотипов чешской общественности по отношению к России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF RUSSIA IN THE CZECH PUBLIC AND CZECH MASS MEDIA

Russia is a country that influenced in the last 200 years many of the events in the Czech Republic. Although the relationship after the demise of communist regimes became as equals, the Czech public, as reflected in the polls, does not trust Russia. Distrust is expressed mainly by people with rightist views and youth. Czech media partially reproduced these concerns. Information concerning Russia began to be balanced since 2009 due to positive changes in Russian-American relations and economic crisis. Entrepreneurs, who do business in Russia, always expressed a neutral and balanced, although a critical relationship to Russia. Their support of cultural and sporting activities can overcome negative stereotypes of the Czech public in relation to Russia.

Текст научной работы на тему «Образ России в представлениях чешской общественности и СМИ»

В. Пророк, М. Цупалова

ОБРАЗ РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЧЕШСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СМИ

Аннотация

Россия является страной, которая в последние 200 лет влияет на многие события в Чешской Республике. Хотя отношения после распада коммунистических режимов стали равноправными, чешская общественность, как это отражено в опросах, все-таки не доверяет России. Недоверие выражают главным образом люди с правыми взглядами и молодежь. Чешские СМИ частично воспроизводят эти опасения. Информация о России стала более сбалансированной с 2009 года в связи с позитивными изменениями в российско-американских отношениях и с экономическим кризисом. Чешские предприниматели, которые делают бизнес в России, всегда оценивали российскую действительность более нейтрально и сбалансировано, хотя и критически. Их поддержка чешско-российских культурных и спортивных отношений может способствовать преодолению негативных стереотипов чешской общественности по отношению к России.

Ключевые слова:

имидж, российско-чешские отношения, СМИ, Россия.

V. Prorok, M. Cupalova

THE IMAGE OF RUSSIA IN THE CZECH PUBLIC AND CZECH MASS MEDIA

Abstract

Russia is a country that influenced in the last 200 years many of the events in the Czech Republic. Although the relationship after the demise of communist regimes became as equals, the Czech public, as reflected in the polls, does not trust Russia. Distrust is expressed mainly by people with rightist views and youth. Czech media partially reproduced these concerns. Information concerning Russia began to be balanced since 2009 due to positive changes in Russian-American relations and economic crisis. Entrepreneurs, who do business in Russia, always expressed a neutral and balanced, although a critical relationship to Russia. Their support of cultural and sporting activities can overcome negative stereotypes of the Czech public in relation to Russia.

Key words:

image, mass media, Russian-Czech relationship, Russia.

Хотя Россия и Чехия не являются непосредственными соседями, последние два столетия между ними можно наблюдать очевидное расширение межличностных контактов и углубление отношений. Их интенсификация имеет место в основном в ХХ веке. Динамичный рост взаимовлияния, отражающий конфликтное пересечение или переплетение их интересов, связан с рядом факторов. К наиболее важным из них при-

надлежит стратегическая позиция чешского государства в Центральной Европе и взаимосвязь его интересов с интересами других государств, с одной стороны, и продвижение стратегических интересов России в Европе, с другой стороны.

Как более важные (рискованные) могут оцениваться чешско-российские отношения чешской стороной - из-за державной позиции России и возможного влияния на жизненное пространство и развитие Чехии. Для России Чешская Республика является лишь одним из многих партнеров, хотя в связи с культурным и экономическим уровнем и стратегическим положением Чехии, это партнер, если не важный, то, по крайней мере, интересный. Несмотря на то, что человеческая память основана больше на забывании, чем на точной фиксации событий и люди помнят больше приятный опыт, нельзя утверждать, что в памяти обеих стран есть только положительные события, способствующие сближению и взаимообогащению.

История, несомненно, учитель народов, но и исторические события в конечном счете воспринимаются через призму нынешнего опыта. Историческая память является основой восприятия отношений, однако, в связи с изменчивостью прошлого опыта тот, в конечном счете, перекрыт актуальными событиями и потенциальными выгодами взаимного дружелюбного поведения. Мера дружелюбия обусловлена не только интересами отдельных слоев, но и конкретным опытом, традициями, предрассудками отдельных слоев, которые могут поддерживать или способствовать преодолению существующих стереотипов и моделей поведения.

Важную роль в культивировании отношений в современном информационном обществе имеют средства массовой информации. По идее СМИ должны в либерально ориентированном обществе предоставлять сбалансированную и объективную информацию, но их продукция часто зависит от интересов и ценностей финансовых групп, которые их субсидируют, или от мнения редакторов, которые в основном по своим доходам принадлежат к средним классам и своей деятельностью могут воспроизводить свои предрассудки и настроения.

Переломным моментом в отношении к России было, несомненно, начало 90-х годов, когда произошел развал социализма и распад Советского Союза и Чехословакии, что обе страны отрезало от прошлых ошибок, так как они были связаны с существованием коммунистического режима. Тем не менее, определенное недоверие, страх и предрассудки иногда остаются на чешской стороне, несмотря на растущие экономические и культурные связи с Россией.

Опросы общественного мнения за последние 20 лет, ориентированные на отношения чешского населения к другим государствам и народам, показывают своеобразное восприятие России и ее граждан чеш-

ской общественностью. Несмотря на постепенное улучшение имиджа России в сравнении с другими европейскими странами, Россия по-прежнему воспринимается как проблематичный партнер.

Таблица №1. Симпатия ( + ) к отдельным странам и их гражданам (1991-2011) и положительный ( + ) и отрицательный (-) рейтинг отношений Чешской Республики с другими странами, (2008-2011 гг.)

Симпатии к отдельным странам и их гражданам Оценка отношений Чешской Республики с другими странами

Год 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2010 2008 2009 2010 2011

Отношение + + + + + + + + - + - + - + -

Китай 13 15 23 16 37 40 42 31 44 37 48 28

Франция 80 86 73 75 81 72 83 8 78 14 82 10 85 6

Германия 49 45 48 41 45 53 52 87 11 80 15 89 7 88 9

Польша 18 23 44 43 50 67 57 89 6 90 6 92 4 91 5

Россия 22 18 24 15 16 26 23 39 52 52 37 56 33 63 27

Великобри- тания 66 80 67 65 69 68 83 6 82 8 84 8 85 5

Словакия 50 64 60 67 83 84 94 4 92 5 94 3 93 5

США 67 68 75 58 54 54 56 87 9 86 9 83 12 88 6

Симпатии чешского населения к России и гражданам России по сравнению с отношениями с другими странами относительно низкие в течение последних 20 лет. Хотя цифры показывают незначительное увеличение симпатий, эта тенденция носит циклический характер и симпатии по-прежнему наполовину меньше, чем отношения к гражданам других европейских стран. Ключевую роль в этом, кажется, имеют политические и другие события, которые влияют главным образом на эмоции людей. В какой степени это результат независимой оценки ситуации

отдельными гражданами, или результат негативного освещения событий в СМИ, вопрос для размышления. Как раз циклический характер оценки позволяет предполагать возможную эмоциональную природу восприятия значения событий. Отдельные события или годовщины событий, вызывающих негативные оценки, усиливают отрицательные эмоции.

Что примечательно, с умеренным возрастанием симпатий к России немного падают симпатии к западным странам (США, Франция, Великобритания). Наиболее значительным стало снижение по отношению к США, даже если показатели симпатий к США по-прежнему были в 2 раза выше, чем симпатии к России. Единственной страной, в отношении которой симпатии в Чехии практически постоянно увеличиваются, является Словакия.

Явно положительными выглядят оценки отношений Чехии к другим государствам. Они вероятно менее обременены индивидуальным опытом, они менее эмоциональны и влияние тут могут иметь и другие факторы, такие как, например, расстояние от страны, что снижает риск негативного воздействия политики этих стран на Чехию. Также отношения между Чехией и Россией чешские граждане оценивают значительно более позитивно, чем в случае личных симпатий к России, как об этом свидетельствуют опросы общественного мнения, проводимые чешским агентством по опросам общественного мнения ЦВВМ (таблицы №1) [3]. Исходя из публикованных данных, переломным является 2009 год. В 2009 году по сравнению с 2008 годом произошел в отношении к России значительный поворот от негативных оценок к положительным оценкам. С точки зрения общей тенденции, несмотря на заметный рост положительных оценок, они все равно ниже, чем аналогичные оценки отношений с западными странами.

Основная проблема чешско-русских отношений, или восприятие России чешскими гражданами являются обеспокоенность или страх перед мощным восточным соседом. Хотя с 2000 года процент людей, которые боятся России, согласно исследованию, проведенному чешским агентством по опросам общественного мнения СТЕМ снижается, он все еще достигает около 50% [11].

Таблица №2. Общественное мнение об опасности России для Чешской республики в период 1998-2009 гг.

Некоторые люди опасаются России. Вы лично считаете, что Россия может представлять для нашей республики в будущем угрозу7

100%

75%

50%

25%

0% ■

1998/3 200 УЗ 2007/3 2009/3

Источник Стем Тренды 1998-2009

Страх перед Россией дифференцируется в зависимости от политической ориентации, возраста и области, вызывающей боязнь. Традиционно больше доверия по отношению к России или меньше опасений по версии агентства СТЕМ с 2009 г. имеют граждане левой ориентации по сравнению с гражданами правой ориентации. Влияние тут могут иметь и СМИ. Учитывая политическое и медиальное господство правых в чешском обществе, которое начинает меняться только в настоящее время в связи с экономическим кризисом, больше выражались и получали огласку в СМИ опасения.

Таблица №3. Общественное мнение об опасности России для Чешской республики в зависимости от политической ориентации в 2009 г.

Некоторые люди оиа^-отся России.Вы лично считаете, что Россия жжет ПреДСТЛЕЛЯТЬ ДЛЯ нашей республики Б будущем угрозу"?

Иппиик С _'КМ Тренды 02/2009, 1263 опрохенны*

Дифференциацию опасений, вызываемых отдельными странами, показывают исследования агентства СТЕМ с 2001 г. Россия рассматривалась как рискованный субъект с точки зрения двух параметров - военной опасности и организованной преступности. Риск экономического или политического господства оценивался как низкий, опасения чешских граждан здесь вызывали больше Германия и США. Стоит отметить, что с точки зрения военной угрозы и организованной преступности воспринимали Россию как фактор риска больше люди правой ориентации (61%, 45%) и молодые люди в возрасте до 29 лет (54%, 43%), которые не имеют практического опыта с чешско-русскими отношениями. Можно поэтому предположить, что на выработку их мнения могут влиять средства массовой информации, политики правого толка или система образования. С другой стороны, небольшие опасения по отношению к России в экономической и политической областях практически у всех категорий граждан, создают условия для развития взаимовыгодного экономического и культурного сотрудничества между двумя странами.

Таблица №4. Мнения граждан об отношении ЧР к другим странам - «Какая страна представляет по вашему мнению опасность для Чешской Республики»

Военная опасность Экономическое порабощение

мнение в среднем левые правые выше 60 ниже 29 мнение в среднем левые правые выше 60 ниже 29

Россия 49% 28 61 38 54 Герма- ния 68% 75 65 75 63

Германия 9% 19 3 16 5 США 15% 17 13 13 16

Китай 7% Россия 7% 2 10 5 9

США 4% 10 1 8 4 Австрия 2%

Организованная преступность Политическое порабощение

мнение в среднем левые правые выше 60 ниже 29 мнение в среднем левые правые выше 60 ниже 29

Россия 41% 32 45 36 43 Герма- ния 38% 46 30 45 34

Украина 32% США 31% 39 27 31 31

США 4% 7 2 7 4 Россия 18% 7 26 16 20

Германия 2% 4 1 5 2 Австрия 3%

Значительное влияние на формирование общественного мнения имеют, как было несколько раз замечено, в современном обществе средства массовой информации. Средства массовой информации, с одной стороны, общее сознание населения или его активных слоев отражают, а с другой, могут оказывать на него активное влияние посредством выбора информации или способа ее преподнесения. Существенное влияние имеют в особенности телевидение, радио и газеты. Телевидение и радио влияют на население независимо от идеологических и политических

предпочтений отдельных слоев, газеты действует избирательно - их целевая группа, как правило, постоянные читатели.

Россия и ее политика в частности являются темой, которую можно найти в чешских СМИ довольно часто. Причина в том, что Россия имеет статус великой державы, и имеет потенциал и реальные возможности влиять на Чешскую Республику и ее безопасность или стабильность. Ниже указана частота, с которой в чешских СМИ встречаются ссылки на Россию и ее политику за последние 5 лет. Для сравнения приведем аналогичную информацию о США.

Таблица №5. Частота ссылок «Россия и ее политика» в выбранных чешских СМИ в период 2008-2011 гг.

Год 2008 2009 2010 2011

страна Россия США Россия США Россия США Россия США

пресса 1325 3501 1033 2811 782 2319 663 2314

ТВ и радио 793 676 705 558 449 465 407 455

В центральных газетах Россия и ее политика упомянуты в период с 2008 по 2011 год примерно в три раза меньше, чем США. Напротив, чешское радио и телевидение в 2008 году упоминают Россию чаще, чем США, однако, интерес к российской проблематике в СМИ постепенно снижался. Оценить информацию в СМИ, с точки зрения ее объективности, как правило, довольно сложно, оценить же их положительную, нейтральную или отрицательную направленность по отношению к конкретному объекту, особенно в случае телевидения или радио, не является однозначным. Объективность информации обусловлена способностью работников СМИ воспринять факты с точки зрения их реального значения и влияния на будущее развитие. В оценку также вступают ценности и интересы редактора, который предоставляет информацию, и динамика самой ситуации. Фокус информации и ее влияние на общественность обусловлены как телеведущим и его вопросами, которые могут в некоторых случаях быть либо наводящими или наоборот полемичными по отношению к приглашенным гостям, так и составом участников дебатов и их способностью убедить публику в большей ценности именно их оценок по отношению к другим участникам.

В период с 2008 по 2011 год не только изменились темы, которые тревожили чешскую общественность, но изменился и взгляд на Россию, что отражают данные таблицы №1, которые свидетельствуют о снижении боязни перед Россией у чешской общественности. Основными темами 2008 были русско-грузинский конфликт и строительство американского радара в Чехии, на который Россия обещала ответить дополнительным развертыванием своих ракет в Калининграде. Эти два события углубили опасения консервативно и либерально ориентированных слоев чешского общества перед "русским экспансионизмом". Но с началом экономического кризиса начала нарастать важность и экономических вопросов, а в связи с проблемной ситуацией в борьбе с терроризмом в мире, начали говорить о необходимости более тесного сотрудничества с Россией. Ключевым стало изменение политики США, когда президент Обама, избранный в конце 2008 года, начал переоценку отношений между Россией и США в направлении более тесного сотрудничества. В результате переоценки (перезапуск) отношения России и США было отменено размещение ракет и радиолокационных баз в Польше и Чехии (2009 г.) и в 2010 году был подписан Договор о СНВ, ограничивающий число стратегических ядерных боеголовок и носителей. Эти события нашли свое отражение в мнениях чешских СМИ, когда в СМИ были больше слышны последователи сотрудничества с Россией, а бывшие противники России вместо отказов от сотрудничества начали подчеркивать осторожность по отношению к России.

Поворотным моментом для изменения рейтинга России и ее политики в средствах массовой информации стал именно 2009 год. В общегосударственных газетах в 2008 году положительные или нейтральные оценки России преобладали в левой прессе - Гало новины и Право. В правой прессе (Днес, Господаржске новины, Лидове новины) доля нейтральных и отрицательных оценок была примерно 50 на 50. Особенно сильно в средствах массовой информации была раскритикована Чешская соц. демократия за их контакты с Россией (июль 2009) и президент В. Клаус - за его отказ в одностороннем порядке осудить Россию за русско-грузинский конфликт. Начиная с 2009 года, в средствах массовой информации начала усиливаться тенденция к более объективной и сбалансированной, хотя и критической оценке России и ее политики.

Оценки России в чешском телевидении и радио были всегда более сбалансированы, за исключением радио в 2008 году, где около трети программ намекали в контексте резкой реакции России на размещение баз США в Чехии и Польше, а также в связи с русско-грузинским конфликтом -на риски, связанные с Россией, для чешской и европейской безопасности. Часто звучали также слова о русской агрессивности и традиционном русском имперском экспансионизме. В последующие годы начали говорить о

ассертивности и естественности российских державных интересов с тем, что благодаря нашему членству в ЕС и НАТО нам это не угрожает.

Выше подмеченный отрицательный сдвиг в восприятии России чешской молодежью, таким образом, может быть либо некорректным восприятием информации, когда даже при ее сбалансированности большее значение в связи с меньшим опытом присуждает молодежь отрицательной информации или это может быть результат формирования исторического сознания посредством системы образования.

Стоит отметить, что в течение всего периода по существу «нейтральную» оценку можно было найти в СМИ у бизнесменов. Это было вызвано, с одной стороны, их интересом в сотрудничестве, которое вряд ли может опираться на отрицательное отношение к бизнес-партнеру, и, с другой стороны, в их интересах - объективно воспринимать русскую действительность, как условия их собственного успеха в их деле. Нейтральная оценка, конечно, не означает некритически воспринимать российскую действительность. Данный подход постепенно проникает в чешские СМИ. Можно предположить, что экономическое сотрудничество, особенно в условиях экономической рецессии, станет основой для объективной оценки ситуации в России и будет способствовать преодолению традиционных чешских негативных стереотипов, которые во многом не только не соответствуют реальной ситуации, но и препятствует образованию нормальных отношений.

По данным исследования - «Россия как стратегический рынок для чешских экспортеров и инвесторов», подготовленным Центром европейских исследований Экономического университета в Праге, который занимается русско-чешскими экономическими отношениями, чешские компании понимают, что русский рынок является перспективным рынком и является, одновременно, и рынком платежеспособным. Тем не менее, он имеет много особенностей, проблем и сложностей, поэтому для успешной работы на этом рынке, необходимо знать его требования, свойства и знать, как тут правильно действовать [10].

Одним из наиболее важных источников информации, касающихся бизнеса с Россией, являются DHL исследования, проводимые кампанией CzechTrade, которая следит за мнениями чешских экспортеров и анализирует их оценки самых последних событий в Чехии и за рубежом. Цель исследования заключается в выявлении тенденций, ожиданий и мнений экспортеров в области развития экспорта и ключевых рынков для чешских экспортеров, оценка текущих событий с потенциалом влияния на экспорт, как и факторов и условий экспорта из Чешской Республики. По DHL исследованиям экспорта в 2011 году ключевым оставался рынок России наряду с рынками ЕС [5]. Исследования подтверждают долговременную тенденцию. По опросам 2010 года государства Европейского Союза с точки

зрения географического фактора остаются наиболее важной областью для чешских экспортеров, на втором месте находится Россия и страны бывшего Советского Союза. В опросе, проведенном в 2009 году, 27% чешских экспортеров высказало надежду, что в России и странах бывшего Советского Союза они найдут новых клиентов (Россия занимает второе место после ЕС - 53%), далеко позади затем находятся Китай и Юго-Восточная Азия (15%). Крупнейшие экспортные возможности в будущем видит большинство респондентов в Германии (27%) и России (22%).

Россия также является одной из наиболее важных территорий для чешских организаций, содействующих экспорту. Например, для Экспортной гарантийной и страховой корпорации (ЭГСК - EGAP) Российская Федерация является страной, которая поглощает самую большую сумму страховых мощностей и ее объем в денежном выражении по-прежнему растет. В 2010 году в Россию было направленно 55,4 млрд. крон, т.е. 35,5% от общей мощности ЭГСК страхования, в 2011 году это было 57,7 млрд. крон, что составляет 33,6% от страхового потенциала [8]. В то время как до 2006 году ЭГАП застраховала чешский экспорт в Россию на сумму 21 млрд. крон, то за последние пять лет сумма составила более 100 млрд. крон. А Чешский экспортный банк в Российской Федерации на 31.12.2011г. размещал 46% своего кредитного портфеля.

Российская Федерация по-прежнему укрепляет свою позицию в качестве ключевого торгового партнера Чешской Республики. По объему оборота Чешкой Республики занимает шестое место между торговыми партнерами с долей 4,2%. В экспорте России занимает 9-е место с долей 3,2%, в импорте 5-е место с долей 5,4%. Внешняя торговля Чешской Республики и России отмечаются в последние годы значительным подъемом. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. его объем увеличился на 28,6% (с 10,4 млрд. на 13,3 млрд. Долларов США). Чешский импорт из России увеличился на 18,7% (с 6,8 до 8 млрд. долл. США) и значительно, на 47,6% увеличился также экспорт (с 3,5 млрд. долларов в 2010 г. до 5,2 млрд. долл. США в 2011 г.). Наряду с ростом взаимной торговли произошло снижение долгосрочного баланса торгового дефицита ЧР по отношению к России. Дефицит торгового баланса в 2011 г. достиг почти $ 2,9 млрд. в год, но это на 12,4% меньше по сравнению с 2010 г., когда он достиг 3,3 млрд. Эта тенденция не изменилась даже в условиях повышения цен на энергоносители (нефть и газ), на долю которых приходится 77,7% чешского импорта из России. Поставки сырой нефти выросли в цене на 15,3% в физическом объеме, однако, снизились на 17,8%. Поставки газа увеличились в цене на 8,8%, но его физические объемы сократились на 15,8% [12]. Развитие торговли между Чешской Республикой и Россией в последние годы описана в таблице ниже.

Таблица №6. Объем торговли между Россией и Чехией (в млн. долл. США)

Год 2007 2008 2009 2010 2011 * 14™ ^

Экспорт Чехии 2 870,4 3 988,2 2 621, 2 3 535,4 5 220,1 47,6%

Импорт Чехии 5 629,1 9 140,9 5 399,9 6 822,0 8 100,9 18,7%

Оборот 8 499,5 13 129,1 8 021,2 10 357,4 13 321,0 28,6%

Торговый баланс -2 758,7 -5 152,7 -2 778,7 -3286,6 -2 880,7 87,6%

Близкие отношения между русскими и чешскими деловыми кругами также иллюстрирует подписание Соглашения о сотрудничестве между Торговой палатой ЧР и Торгово-промышленной палатой России от 8.12.2011 в Пражском Граде. Соглашение четко заявляет, что Торговая палата Чешской Республики будет поддерживать доступ предпринимателей России на рынки стран Европейского Союза, а Торговопромышленная палата России будет в свою очередь поддерживать доступ чешских предпринимателей на рынок России. Российско-чешское сотрудничество в соответствии с договором будет развиваться в таких областях, как энергетика и внедрение технологий, направленных на энергосбережение, разработка и производство инновационного медицинского диагностического и лабораторного оборудования, модернизации медицинских учреждений или в расширенном использовании технологических процессов, используемых в ядерных, лазерных и космических исследованиях.

В числе решений о совместной деятельности можно найти, например, создание необходимых условий для активного участия предприятий, организаций, компаний и предпринимателей обеих стран в выставках, ярмарках и других рекламно-информационных мероприятиях, проводимых в Чешской Республике и России, а также развития сотрудничества в поддержку обучения и бизнес-образования, в частности, для подготовки русских предпринимателей, желающих сотрудничать со странами ЕС (с использованием образовательных программ, доступных для чешской стороны) и развитие сотрудничества в области науки и техники, прямых контактов и обмена специалистами между научно-исследовательскими центрами и учебными заведениями двух стран. Обе Палаты будут также оказывать друг другу поддержку своего присутствия в другой стране [7].

Важным аспектом разрушения стереотипов является область культуры и спорта. Сфера спорта особенно важна для преодоления стереотипов молодежи. Деятельность в этих областях часто поддерживается компаниями, для которых финансовая поддержка культурных и спортивных мероприятий, в частности, связана с их рекламой, и возможный побочный эффект как раз связан с преодолением отрицательных стереотипов, которые мешают им достигать прибыль. Русскую классическую культуру знает

особенно старшее поколение, которое обязательно изучало русский язык. Знание русской культуры сегодня из-за доминирования Голливуда на чешском рынке ниже среди молодых людей. Препятствием является отсутствие знания русского языка, хотя сегодня русский язык на средних школах уже занимает 3-е место (после английского и немецкого языков) с точки зрения количества студентов, которые его изучают.

Мир, в котором мы живем, нераздельно связан с глобализацией. Глобализация создает качественно новые условия межчеловеческих отношений, социальное время протекает быстрее, социальный простор становится меньше и углубляются взаимные зависимости. Использовать данные условия на общую пользу - это вызов и задача, которую стоит решать.

Литература

1. Вачнадзе Г.Н. Деловая Чехия: Экономика и связи с Россией в 19992002 гг.: Справ. / Совет по внеш. политике Комитета Госдумы по междунар. делам. М.: Бизнес-Пресс, 2002.

2. Экономическое и гуманитарное сотрудничество России и Чехии: новые перспективы. М., 2007.

3. CVVM. URL: http://cvvm.soc.cas.cz (дата обращения: 01.10.2013).

4. Energetické vztahy mezi Evropskou unií a Ruskou federací: partnerství nebo rivalita? Sborník príspevku z konference porádané Metropolitní univerzitou Praha / Lukás Tichy (ed.). Praha: Metropolitní univerzita Praha, 2012.

5. Exportní vyzkum DHL CzechTrade naznacuje mírny pokles ceského ex-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

portu. URL: http://www.logisticsatoz.com/exportni-vyzkum-dhl-czechtrade-

naznacuje-mirny-pokles-ceskeho-exportu (дата обращения: 01.10.2013).

6. Promeny právního rádu v Ceské republice a v Ruské federaci. Sborník z mezinárodní konference / editor Ales Gerloch Praha: Univerzita Karlova v Praze, Právnická fakulta, edicní stredisko v nakl. IFEC Beroun, 2008.

7. Podepsána Dohoda o spolupráci mezi Hospodárskou komorou CR a Ob-chodne prumyslovou komorou Ruské federace. URL: http://www.komora.cz/zpravodajstvi-a-media/aktuality-4/obchod-cestovani-zahranici/podepsana-dohoda-o-spolupraci-mezi-hospodarskou-komorou-cr-a-obchodne-prumyslovou-komorou-ruske-federace.aspx (дата обращения:

01.10.2013).

8. Podporujeme cesky vyvoz. URL: http://www.mzv.cz/file/809726/

Somol_EGAP.ppt (дата обращения: 01.10.2013).

9. Ruská kultura 20. století. Sborník z vedecké konference katedry filosofie FF ZCU: Plzeñ 23. 5. 2007-24. 5. 2008 / editor Dagmar Demjancuková] Plzeñ: Západoceská univerzita v Plzni, 2008.

10. Samsonyan H. Rusko jako strategicky trh pro ceské exportéry a inves-

tory. URL: http://ces.vse.cz/wp-content/samsonyan1.pdf. (дата обращения:

01.10.2013).

11. Stem - stredisko empirickych vyzkumu. URL: http://www.stem.cz/ index.php (дата обращения 01.10.2013).

12. Teritorialni informace - zeme. URL: http://www.businessinfo.cz/ cz/sti/rusko-obchodni-a-ekonomicka-spoluprace-s-cr/7/1000580/ (дата обращения: 01.10.2013).

References

1. Vachnadze G.N. Delovaya Chekhiya: Ekonomika i svyazi s Rossiei v 1999-2002 gg.: Sprav. Sovet po vnesh. politike Komiteta Gosdumy po mezhdu-nar. delam. M.: Biznes-Press, 2002.

2. Ekonomicheskoe i gumanitarnoe sotrudnichestvo Rossii i Chekhii: novye perspektivy. M., 2007.

3. CVVM. URL: http://cvvm.soc.cas.cz (data obrashcheniya: 01.10.2013).

4. Energeticke vztahy mezi Evropskou unii a Ruskou federaci: partnerstvi nebo rivalita? Sbornik prispevku z konference poradane Metropolitni univerzitou Praha. Lukas Tichy (ed.). Praha: Metropolitni univerzita Praha, 2012.

5. Exportni vyzkum DHL CzechTrade naznacuje mirny pokles ceskeho ex-

portu. URL: http://www.logisticsatoz.com/exportni-vyzkum-dhl-czechtrade-

naznacuje-mirny-pokles-ceskeho-exportu (data obrashcheniya: 01.10.2013).

6. Promeny pravniho radu v Ceske republice a v Ruske federaci. Sbornik z mezinarodni konference. editor Ales Gerloch Praha: Univerzita Karlova v Praze, Pravnicka fakulta, edicni stredisko v nakl. IFEC Beroun, 2008.

7. Podepsana Dohoda o spolupraci mezi Hospodarskou komorou CR a Ob-chodne prumyslovou komorou Ruske federace. URL: http://www.komora.cz/zpravodajstvi-a-media/aktuality-4/obchod-cestovani-zahranici/podepsana-dohoda-o-spolupraci-mezi-hospodarskou-komorou-cr-a-obchodne-prumyslovou-komorou-ruske-federace.aspx (data obrashcheniya:

01.10.2013).

8. Podporujeme cesky vyvoz. URL: http://www.mzv.cz/file/809726/ So-mol_EGAP.ppt (data obrashcheniya: 01.10.2013).

9. Ruska kultura 20. stoleti. Sbornik z vedecke konference katedry filosofie FF ZCU: Plzen 23.05.2007-24.05.2008. editor Dagmar Demjancukova Plzen: Zapadoceska univerzita v Plzni, 2008.

10. Samsonyan H. Rusko jako strategicky trh pro ceske exportery a inves-tory. URL: http://ces.vse.cz/wp-content/samsonyan1.pdf. (data obrashcheniya:

01.10.2013).

11. Stem - stredisko empirickych vyzkumu. URL: http://www.stem.cz/in-dex.php (data obrashcheniya 01.10.2013).

12. Teritorialni informace - zeme. URL: http://www.businessinfo.cz/

cz/sti/rusko-obchodni-a-ekonomicka-spoluprace-s-cr/7/1000580/ (data

obrashcheniya: 01.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.