Научная статья на тему 'Образ родного края в патриотическом сознании будущего учителя'

Образ родного края в патриотическом сознании будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗА / ОБРАЗ РОДНОГО КРАЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / PSYCHOLOGY OF IMAGE / IMAGE OF NATIVE LAND / LOCAL HISTORY / PATRIOTIC EDUCATION OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубов Фёдор Леонидович

С опорой на исследования образа как психического феномена в отечественной и зарубежной психологии описана роль образа родного края в формировании патриотических чувств школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the research of image as a mental phenomenon in the Russian and foreign psychology, there is described the role of the image of native land in formation of patriotic feelings of pupils.

Текст научной работы на тему «Образ родного края в патриотическом сознании будущего учителя»

ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФЛ. ДУБОВ (Волгоград)

образ родного края в патриотическом сознании будущего учителя

С опорой на исследования образа как психического феномена в отечественной и зарубежной психологии описана роль образа родного края в формировании патриотических чувств школьников.

Ключевые слова: психология образа, образ родного края, краеведение, патриотическое воспитание школьников.

Известно, что учитель сам должен быть носителем тех качеств, которые он стремится воспитать у своих учеников. В данной статье в качестве основы патриотического сознания и соответствующей воспитательной деятельности учителя рассматривается образ родного края.

Образ - одно из центральных понятий психологии. В исследованиях В. Вундта, Ф. Галь-тона, Э. Титченера образ рассматривался как один из элементов сознания, обеспечивающих репрезентацию феноменов внутренней реальности, своего рода «воспоминаний о реальности». Качество, интенсивность, длительность и отчетливость образа зависят от личностной значимости представляемого в этом образе предмета. Образы у К.Г. Юнга - феномен, выполняющий активную, созидательную функцию. В них проявляется способность индивида к воссозданию и переживанию реальности [1]. Представители когнитивной психологии (Дж С. Брунер, Дж Келли, А. Бандура, Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.) понимали образ как «репрезентацию в уме не присутствующего объекта или события» [7]. Основной функцией образа является сохранение в памяти событий и явлений реальности в виде чувственной картинки, проекции сцен из реального мира [9].В соответствии с отечественной психологической традицией функцией психики является отражение в сознании объектов и явлений объективного мира в форме психического образа, позволяющего целесообраз-

но регулировать деятельность субъекта [3]. К исследованию образа в той или иной степени обращались Б.Г. Ананьев, НА. Бернштейн, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов и др.

Главное, что связывает образ и оригинал, по П.Я. Гальперину, - это отражение отношения, благодаря которому реальность представлена в сознании субъекта, включенность образа в регуляцию деятельности (Там же). С этой точки зрения образ представляет собой взаимосвязь внешнего и внутреннего миров, средство, благодаря которому характеристики реальности (время, последовательность и т.д.) перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его. Перцептивные образы составляют основу для возникновения более сложных по структуре и функциям образов. К ним относятся так называемые вторичные образы (представления, образы памяти, образы воображения). Главной характеристикой вторичных образов является то, что они образуются без непосредственного воздействия объектов реального мира, но путем операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти.

Наиболее значительным вкладом в изучение данной проблемы стали последние работы А.Н. Леонтьева, который рассматривает образ в структуре единой концепции образа мира, представляющего собой индивидуальную для человека целостную субъективную картину окружающего его мира, опосредованную психическим отражением [5]. Образ мира (а составной частью его является и патриотический образ) строится на базе чувственных образов, которые, проникая в сферу сознания, трансформируются, приобретают новые характеристики благодаря включению в регуляцию различных сфер жизнедеятельности формирующейся личности.

Анализируя образ в этом контексте, А.Н. Леонтьев выделяет в качестве основной характеристики образа его активную, деятельностную функцию. Развивая эту мысль, П.Я. Гальперин считает, что образы являются обязательным условием для перехода к неавтоматическому (т.е. осознанному) реагированию. Благодаря образам окружающий мир от-

© Дубов Ф.Л., 2012

крывается как арена возможных действий [3]. Разработка понятия «образ мира» была продолжена С.Д. Смирновым. Образ мира понимается им как некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, себе, о других людях и т.д., опосредующая, преломляющая через себя любое внешнее воздействие. Обобщая сказанное, отметим, что образ как элемент сознания - это интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающий основные функции психики, ее активное деятельностное начало.

Образ - это не просто понятие. Точнее, в нем не только знание об окружающем мире, но и смыслы, жизненный контекст, следы эмоциональных переживаний. Образ - творческий продукт. При определенных условиях он рождает потребность в общении с отображаемым предметом. Наличие такого образа создает устойчивое влечение к предмету. Можно предположить, что образ полюбившейся с детства природной и социально-предметной среды, образ коммуникативного пространства, в котором ребенок впервые почувствовал свою индивидуальность и возможности самореализации, и выступает своеобразным психологическим механизмом возникновения патриотического чувства.

Первоначальный абстрактно-чувственный, т.е. бедный в понятийном отношении и преимущественно эмоциональный, «детский» образ по мере своего развития «обрастает» понятиями, «аргументами», идеями и из смутного образа-влечения трансформируется в убеждение. Для последнего характерны сознательность и испытанность на опыте, вариативность возникновения в различных ситуациях. Будучи достаточно изученным как когнитивный феномен, образ недостаточно разработан как вид субъективной реальности, как продукт и побудитель творческой активности личности. Так, развитие патриотического чувства выступает как развитие образа целостного предмета патриотического переживания - Родины. Последняя вначале отражается в сознании как образ «малой родины» (родного края) и ближайшего окружения, затем как образ привычного и аттрактивного общения в пространстве языка и этнокультурных традиций и, наконец, как целостный субъективный «собирательный» образ Отечества, в котором «судьба и Родина едины», собственное благополучие неотрывно от блага Родины. Объективное историческое пространство и время Отечества трансформируется в субъективное время и пространство личности, в события ее собственной жизни.

Образ - это способ воплощения переживания, своеобразный продукт пережитого. В более поздних формах он приобретает форму понятия, мнения, установки, системы оценок и диспозиций, убеждения. В своей развитой форме образ отражает не только (не столько!) внешний, сколько внутренний мир индивида, его субъективную реальность, опыт переживаний. Человеку особенно дорог и волнителен образ того явления, события, творения, в создании которого он сам принимал участие, «выстраивал» себя. Для него, естественно, особенно значим образ тех людей, отношений, той земли, предметно-бытовой среды, где он оставил «частичку самого себя». человек по-настоящему не может любить то, к чему не имеет прямого созидательного отношения.

Патриотический образ родного края в полном соответствии с теориией П.Я. Гальперина - это не красивая картинка, а ориентировочная основа патриотической деятельности, система ориентиров преобразовательной активности патриота. Создание образа (по К. юнгу) и преобразование мира - две стороны единой творческой жизни человека.

Учитывая, что образ может существовать в психическом мире человека на нескольких уровнях - сенсорно-перцептивном, интеллектуально-понятийном и личностносубъективном, можно предположить, что исходная форма патриотического сознания -«образ родного края» - имеет все три уровня существования. Несформированность какого-либо из уровней лишает этот образ целостности, гармонии эмоционального, познавательного, идейного, поведенческого начал.

Образ позволяет формирующейся личности патриота перейти от неосознанного чувства, переживания к сознательному пониманию и принятию различных патриотических феноменов - традиций, менталитета, приоритетности патриотических ценностей. Образ родного края взаимодействует со многими другими образами - не только с целостным образом Отечества, но и с образами мира, этноса, культуры, традиций, гражданина, государства, ответственности как квинтэссенции морали. Образ родного края - составная часть целостного патриотического образа как исходной «клеточки», из которой развивается патриотическое сознание, являющееся важнейшим основанием социализации личности, ее самосознания и самоопределения.

Образ родного края зарождается в сознании человека как генетически исходное представление о привычной и благоприятной среде бытия, ближайшем окружении, географи-

ческой и пространственно-рекреационной организации жизнедеятельности, природном облике и историко-культурном наследии, психологии и менталитете живущих рядом людей. Образ родного края - это способ идентификации себя с конкретным проявлением Родины, момент генезиса патриотического сознания от части к целому.

Создание образа родного края может протекать спонтанно, как становление индивидуального опыта личности, формирующейся в определенной природно-культурной среде. В этом случае образ носит характер отрывочных представлений, не обладающих понятийной смысловой структурой. В нашем исследовании образ родного края выступает как продукт специального воспитания, основанного на целенаправленной краеведческой деятельности. Одним из средств такого воспитания является включение учащихся в краеведение - область человеческой деятельности, направленной на всестороннее изучение любой части страны, выделяемой по одному из способов районирования (административнотерриториальное, физико-географическое, экономико-географическое, сельскохозяйственное, климатическое, почвенное, растительное, геологическое, топографическое, историкокультурное, историческое и пр.).

Участие в юношеском краеведческом движении - существенный факт биографии многих выдающихся ученых, который послужил им значительным подспорьем в дальнейшей деятельности. Они приобрели важнейшие навыки, научились в любой сфере не мыслить общими схемами, а обязательно учитывать региональный компонент. Достаточно вспомнить академиков О.С. Шмидта, М.Н. Тихомирова, Н.М. Дружинина, А.П. Окладникова.

Потребность в познании родного края -это осознанная необходимость в краеведческой информации, требуемой для решения научных, учебных, производственных, житейских, самообразовательных и ряда других задач, обусловленная системой социальных и психологических параметров ситуации развития и бытия личности, ее жизненным опытом. Понятия «Родина», «Отчизна» в детском возрасте ассоциируются с тем местом, где находятся родной дом, школа, т.е. с конкретным городом, поселком. От того, насколько школьники хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина их патриотического чувства. У будущего учителя этот спонтанный детский образ трансформируется в осознанное понимание взаимосвязи части и целого в патриотическом восприятии Родины.

Краеведение, как и другая научная социокультурная деятельность, требует существенной подготовки и выполнения определенных требований. В некоторых школах ограничиваются изучением именно того, что и так хорошо известно из газет, радио и телевидения. Первое основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению - поисковый, научный характер. Будущий учитель должен уметь воплотить свой образ родного края в педагогически целесообразную краеведческую деятельность учащихся. Речь идет о такой организации работы с учащимися так, чтобы они решали не учебно-репродуктивную задачу, а настоящую научную проблему. Опыт показал: краеведческая деятельность выполняет функцию формирования образа родного края как своеобразного внутреннего источника патриотических чувств только при выполнении следующих психолого-педагогических условий:

- раскрытие перед воспитанниками значимых и волнующих с точки зрения детской психологии страниц истории и культуры родного края, героического прошлого, персоналий, эпоса, своеобразия его развития и вклада в историю и культурный фонд страны и человеческой цивилизации в целом;

- показ своеобразия данной ситуации развития экономики, хозяйственных, научных, художественных, спортивных и др. достижений живущих и работающих в этом краю людей;

- включение самих воспитанников в социально-проектную, исследовательскую, трудовую деятельность с целью актуализации их активно-преобразовательной позиции по отношению к родному краю.

Проводимая нами опытно-экспериментальная работа (в мужском педагогическом лицее, г. Волгоград) направлена на воспитание личности будущего учителя сельской школы, для которого образ родного края не является отвлеченным понятием в силу близости сельской школы к природе, быту, традициям живущих в этом краю людей. В ходе опытной работы были выделены уровни познавательной краеведческой деятельности учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях. На п е р в о м у р о в н е происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае от учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации, накапливаются собственные нерефлексируемые впечатления. На втором уровне имеет место уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познаватель-

ной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, т.е. фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Последнее нередко обретает яркий «событийный» характер. Источниками таких знаний могут быть (кроме учебных пособий) научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета. Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Наблюдения за развитием учащихся педагогически ориентированного лицея показало, что благодаря обретению новых образов и впечатлений в процессе краеведения ученик, сознательно выбравший профессию учителя, имеет возможность глубже уяснить то, что история родного края, как и Родины в целом, -это история людей; а корни человека, диспозиции его поведения уходят в историю и традиции его семьи, народа, в прошлом родного края и страны.

Формирование образа родного края средствами краеведческой деятельности способствует формированию у будущего педагога потребности заниматься педагогическим творчеством именно в родном крае, готовности жить и трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социальноэкономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

В ходе исследования было, таким образом, определено одно из ключевых понятий педагогической системы патриотического воспитания - понятие «образ родного края». Под ним мы понимаем систему эмоциональноценностных отношений воспитанника к месту его рождения и проживания, его географическим и ландшафтным особенностям, истории, культуре, традициям; привязанность к близким людям; ментальные особенности характера, поведения, речи, присущие жителям данного края. Образ родного края - генетически исходная часть целостного образа Родины, один из системообразующих элементов патриотического сознания, проявляющийся в формах общения, выборе профессии, мировосприятии, управлении своим поведением, при-

вычках, осознанном и неосознанном влечении к родной земле.

Рассматривая образ родного края как систему патриотических ценностей и смыслов, можно выделить в нем следующие компоненты:

- ценностно-смысловой: эмоциональночувственная привязанность к родной земле; осознание и переживание значимости родного края в истории и судьбе Отечества;

- знаниево-ориентационный: знание истории, современного состояния, традиций родного края;

- опыт социально-проектной деятельности по развитию родного края (на примере экспедиций и педагогической практики учащихся лицея) - проявление патриотических инициатив, участие в преобразовательных проектах.

Краеведение в этом плане - одна из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории. Историческое краеведение - развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется прежде всего многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. Образ родного края выступает своеобразной ориентировочной основой организации краеведения, форм и методов поисково-краеведческой работы. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяется его важной ролью в патриотически ориентированном учебно-воспитательном процессе. И здесь нельзя не согласиться со словами известного педагога - директора лицея, в котором проходила опытно-экспериментальная работа, Ф.Ф. Слипченко: для того чтобы полюбить свою Родину, ее необходимо увидеть, узнать ее историю, реально соприкоснуться с жизнью людей родного края.

Следуя этой логике, мы уже во время адаптационной недели предложили будущим лицеистам задание по подготовке работы о своей малой родине. В данную работу включался сбор информации не только об истории и географических особенностях, но и о родной семье ученика, знаменитых земляках, ветеранах Великой Отечественной и других войн, презентация своего отношения к событиям истории и современной жизни родного края. Все работы проходили экспертную проверку, авторы лучших из них представляли свои работы в ходе специальной конференции.

На втором этапе лицейского образования (в 11-м и 12-м классах) в учебный план вво-

дились уроки краеведения. В ходе изучения данного курса лицеисты глубже знакомились с историей и традициями всех районов Волгоградской области. Эти знания использовались ими во время педагогических практик для организации уроков и внеклассных мероприятий патриотической направленности.

Таким образом, полученные в настоящее время результаты исследования указывают на то, что образ родного края - продукт специального воспитания, последовательности педагогических ситуаций восприятия и переживания родной земли, рефлексии истоков своих чувств и представлений о Родине, активнотворческого познавательного и преобразующего отношения личности к взрастившей его земле, без чего невозможны подлинная культура и нравственный потенциал будущего педагога.

литература

1. Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал. 1998 № 4. С.13-26.

2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М. : Смысл, 1998.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. : Директ-Медиа, 2008.

4. Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. М., 1983. Т. 2.

6. Петровский А.В. История советской психологии. М. : Просвещение, 1967.

7. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб. : Питер, 2006.

8. Щерба Н.Н. Краеведение и библиотека // Николай Николаевич Щерба. Библиотечное и библиографическое краеведение. М., 1995.

9. Юнг К.Г. Алхимия снов. СПб., 1997.

10. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб. : Питер, 2002.

Image of native land in the patriotic consciousness of a future teacher

Based on the research of image as a mental phenomenon in the Russian and foreign psychology, there is described the role of the image ofnative land in formation ofpatriotic feelings ofpupils.

Key words: psychology of image, image of native land, local history, patriotic education of pupils.

ю. а. лАмЗИнА (ульяновск)

учет гендерных различий в процессе обучения в отечественной и зарубежной педагогике

Рассмотрены важные для образовательного процесса гендерные различия и особенности их проявления на уровне физиологии, психологических особенностей личности, способностей, интеллекта, эмоций, поведения и достижений; представлены практические рекомендации по учету гендерных различий в процессе обучения.

Ключевые слова: гендер, гендерные различия, проявление различий, учет различий, практические рекомендации.

Проблема учета гендерных различий в процессе обучения в общеобразовательной школе становится все более востребованной в педагогической практике, т.к. соответствует основным целям модернизации образования, отвечает задачам внедрения принципов Болонского соглашения в учебный процесс, однако недостаточно теоретически разработана в отечественной педагогике. В зарубежной психолого-педагогической науке накоплен немалый опыт в этой области, однако он недостаточно изучен.

Ранее в исследованиях описывались гендерные различия в соответствии с различными классификациями, но не были достаточно обоснованы рекомендации по их учету в учебном процессе. В данной статье сделана попытка сгруппировать именно те гендерные различия, которые в процессе обучения подростков в средней общеобразовательной школе на основе представленных нами практических рекомендаций по учету групп этих различий, будут способствовать повышению качества обучения, обеспечению гендерного равенства, гендерного равновесия, наиболее полной самореализации учащихся обоего пола. В своем исследовании мы основывались на работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов и результатах нашего опытноэкспериментального изучения гендерных различий учащихся 5-9-х классов на уроках английского языка средних общеобразовательных школ № 11, 40 г. Ульяновска.

© Ламзина Ю.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.