Научная статья на тему 'Образ природы как один из способов выражения национальной идентичности в художественной литературе Британии середины XIX и конца XX вв. : лингвостилистический анализ'

Образ природы как один из способов выражения национальной идентичности в художественной литературе Британии середины XIX и конца XX вв. : лингвостилистический анализ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1589
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL IDENTITY / ANTHROPOCENTRICITY / NATIONAL SPECIFICITY / IMAGERY OF THE NATURE / CULTURAL COMMONNESS / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АНТРОПОЦЕНТРИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПРИРОДЫ / КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова А.В., Черкасс Ирина Анатольевна

Образ природы участвует в организации композиции произведения. Антропоцентрический подход усиливает интерес к словесному описанию природы, так как изображение образа природы в художественном тексте неизбежно ставит вопрос о взаимосвязи человека с окружающей действительностью и той ролью, которую играет природа в данном взаимоотношении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of the nature as one of ways of expressing national identity in british fiction in the middle of xix and in the end of the xx centuries: linguostylistic analysis

The image of the nature contributes to the composition of work. Anthropocentric approach increases interest in the verbal description of the nature as the description of an image of the nature in the literary text inevitably raises a question of interrelation of the person with surrounding reality and the role which is played by the nature in this relationship.

Текст научной работы на тему «Образ природы как один из способов выражения национальной идентичности в художественной литературе Британии середины XIX и конца XX вв. : лингвостилистический анализ»

ОБРАЗ ПРИРОДЫ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВЫРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ БРИТАНИИ СЕРЕДИНЫ XIX И КОНЦА XX ВВ.:

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

А. В. Иванова, И, А. Черкасс

(Ростов-на-Дону, Россия)

Аннотация. Образ природы участвует в организации композиции произведения. Антропоцентрический подход усиливает интерес к словесному описанию природы, так как изображение образа природы в художественном тексте неизбежно ставит вопрос о взаимосвязи человека с окружающей действительностью и той ролью, которую играет природа в данном взаимоотношении.

Ключевые слова: национальная идентичность; антропог(ентричность; национальная специфичность; художественный образ природы; культурная общность.

IMAGE OF THE NATURE AS ONE OF WAYS OF EXPRESSING NATIONAL IDENTITY IN BRITISH FICTION IN THE MIDDLE OF XIX AND IN THE END

OF THE XX CENTURIES: LINGUOSTYLISTIC ANALYSIS

A. Ivanova, I. Cherkass

(Rostov-on-Don, Russia)

Abstract The image of the nature contributes to the composition of work. Anthropocentric approach increases interest in the verbal description of the nature as the description of an image of the nature in the literary text inevitably raises a question of interrelation of the person with surrounding reality and the role which is played by the nature in this relationship.

Key words: national identity; anthropocentricity; national specificity; imagery of the nature; cultural commonness.

В процессе исследования, проводимого с целью выявления роли описания природы в отражении национальной идентичности Британии середины XIX века и конца XX в., мы пришли к следующим выводам.

Как художественный образ, образ природы прошел сложный путь развития. С течением времени менялась его роль, содержание и функциональная направленность. Антропоцентричность, иллокутивность, семиотичность и национальная специфичность являются наиболее важными признаками художественного образа природы.

С точки зрения тема-рематической организации можно выделить следующие виды пейзажных описаний-дикгем, типичных для англоязычных романов: описание-качественная характеристика, описание-конкретизация, описание блочного типа.

Основными функциями образа природы, на наш взгляд, являются следующие функции: эстетическая, обозначения места и времени действия,

сюжетной мотивировки или средства развития действия, изменения темпа повествования, акцентуации кульминация, создания необходимого автору колорита (в том числе национального), идейно-художественная, психологическая, выражения авторской оценочности или модальности, семиотическая, аппелятивная, текстообразующая.

На данном этапе исторического развития британской нации национальный язык, являясь консолидирующим компонентом, утратил первостепенную позицию в структуре понятия «национальная идентичность», уступив место культурной и территориальной общности, а также общности социальных и политических интересов.

Островизм, консерватизм, традиционность, чувство собственного превосходства по сравнению с нациями «развивающихся» стран, а также особое отношение к частной жизни и личному пространству, зародившись в Викторианскую эпоху, прочно вошли в национальное сознание британцев и остаются наиболее важными националь-

ными чертами.

Понятие «Privacy», определяющее национальный уклад жизни, являющееся одним из принципов, характеризующих жизнь всей страны, играет важную роль в обоих произведениях, проанализированных нами. Важно отметить, что, являясь частью англоязычного лингвокультурного пространства, не имеющей аналогов в других языках, которые полностью бы совпадали по своему смысловому наполнению с понятием «privacy», данное понятие представляет собой исключительно британскую национальную черту.

Английская сдержанность, немногословность, эмоциональная закрытость и, как следствие, стремление к уединенности, несомненно сложились под влиянием географического положения и переменчивости погоды.

Географическая обособленность, отразившаяся на образе мышления жителей Британских островов, нашла свое отражение также в высокой степени выражения индивидуализма и амбициозности.

В романе «Грозовой перевал» значительную роль играет символичность. Имя главного героя, Хитклиффа, образовано от двух слов -heath- вереск и cliff-к олм. Вереск символизирует одиночество, а холм - несгибаемость характера персонажа. Одиночество и несгибаемость характера-это сущность Хитклиффа. В нем мы видим воплощение национальных черт, доведенное до максимума: одиночество как крайняя форма любви к уединенности и несгибаемость характера-как жизнестойкость и целеустремленность.

Важность личного пространства, любовь к уединенности и одиночеству также характеризует главного героя романа «Дом на берегу», Ричарда Янга. Стремление к личной свободе, являющееся национальной чертой характера британцев, свойственно и Ричарду. Побег от реальности для него-это побег от обязательств и повседневной рутины, «глоток свежего воздуха». Неслучайно во время путешествий герой многократно описывает появление птиц, парящих в небе, являющихся символом свободы (cloud of gulls, screaming in their wake; birds were rejoicing in the burst of sunshine; blackbird singing in the hedge; cuckoo called from the valley). Зеленый цвет, предстающий перед нами во всем своем многообразии и выраженный в таких эпитетах, как silver green, golden green, lush green, отражает его доминирующую роль в типично британском пейзаже и передает чувство свободы как

одну из главных черт британской национальной идентичности. Практически полное отсутствие людей в пейзаже в обоих произведениях говорит о представлении о рае как месте уединенном. Потребность в одиночестве, таким образом, продолжает играть большую роль для жителей Британских островов.

Согласно статистике результатов нашего исследования, в романе «Грозовой перевал» преобладает такой вид описаний образа природы, как описание-качественная характеристика. Вторым по распространенности видом природных описаний является описание блочного типа, включающее развернутые описания отдельных территориальных локаций. Преобладание эпитетов (44%), олицетворений (20%) и метафор (14%) в описаниях природы в романе «Грозовой перевал» позволяет говорить о важности данных стилистических приемов для передачи национальной идентичности через образ природы. Эпитеты dreary; chill, stormy; dismal, perpetual, billowy; growling, характеризуя явление природы, отражают национальные черты, воплотившиеся в главном герое, такие как внешняя сдержанность, даже холодность, порой скрывающие сильные переживания. Метафора wildness of the evening, олицетворения the snow and wind whirled wildly; sky and hills mingled in one bitter whirl of wind\ clouds appeared inclined to thunder; сравнения cold as impalpable ice, a piece of timber; описывающие природу, отражают непокорность Хитклиффа, жажду свободы, силу его духа, сравнимую с силой самой природы. Особую роль выполняет олицетворение, персонифицирующее природу и создающее эффект ее активного участия в судьбах героев и в отражении их личностных черт и особенностей.

Наиболее часто используемым видом описания образа природы в романе «Дом на берегу» оказалось описание-конкретизация, осуществляющее изображение образа природы путем постепенного добавления новых деталей. Вторым по распространенности видом описания природы здесь также является описание блочного типа, раскрывающее тематику описываемой локации. Преобладание эпитетов (35 %), метафор (24 %) и сравнений (14%) в описаниях природы в романе «Дом на берегу» демонстрирует изменение характера при-родоописательных элементов в художественном тексте. Снижение роли такого стилистического приема, как олицетворение, говорит о смене век-

тора отношения к природе: природа все меньше наделяется человеческими качествами, отражая при этом характер и сущность героев.

Эпитеты silver green, slatey grey dark crimson, deep, sharp, clear blue, golden green, передающие цветовую палитру и атмосферу окружающей природы, позволяет увидеть красоту и богатство окружающего героя мира, отражающего внутренний мир Ричарда, его стремление к свободе и уединенности. Метафоры a tapestry of willow, birch and alder,; blazing ecstatic blue, flaming in the west, rapacious draught, олицетворение и сравнение stunted willows and alder looked like mutes with outstretched arms, метафоры йв estuary sweeping deep into the land, the blue water prodding the valley; йе tofe struck upward across the further fields создают ощущение активного присутствия и даже участия природы в происходящем.

Среди наиболее часто употребляемых эпитетов, описывающих цветовое разнообразие природы в романе «Грозовой перевал»,-blue, silver; white, grey; в то время как цветовая гамма в романе «Дом на берегу» носит более сложный характер, выражаясь через эпитеты slatey grey; ¿/ar& crimson, lush green, golden green, s/Yver grass, и другие. Среди эпитетов, имплицитно передающих цветовую гамму пейзажа, выявлены следующие: dull, blazing, dark, overcast, pall, muddied.

Таким образом, подводя итоги сравнительно-сопоставительного анализа произведений с точки зрения выражения национальной идентичности через образ природы, можно сказать, что

стремление к уединенности и приоритет частной жизни продолжают существовать как особые национальные черты, свойственные жителям Британии, что проявляется в обоих романах через такие стилистические приёмы, как эпитеты, метафоры и олицетворения, создающие особую, потаенную атмосферу, гармонирующую с потребностями героев в уединенности. Высокая ценность свободы и индивидуализм также являются важными составляющими британского национального характера, отраженными в романах «Грозовой перевал» и «Дом на берегу».

Список литературы:

1. Блох М.Я. Дикгема в уровневой структуре языка / Вопросы языкознания.- 2000.- № 3.-С. 56-57.

2. Витрук О. А. Пейзаж как текстовой явление: Автореф. дис. канд. филол. наук.-Ро-стов-на-Дону, 2011.

3. Левина В. Н. Принципы классификации текстовых пейзажных единиц // Вестник МГОУ. Серия Русская филология.- 2011.- №3.-С. 21-26.

4. Луценко Р. С. Концепт «пейзаж» в структуре англоязычного прозаического текста: Автореф. дис. канд. филол. наук.-Иваново, 2007.- 17 с.

5. Ward М.P. Call Yourself British? National Identity in the United Kingdom in the twentieth century [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://revel.unice.fr./cecnos/?id=6240 (дата обращения 25.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.