Научная статья на тему 'Образ праведника в контексте произведений Н. С. Лескова (на примере некоторых рассказов)'

Образ праведника в контексте произведений Н. С. Лескова (на примере некоторых рассказов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8206
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВЕДНИК / ГЕРОИ ЛЕСКОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Власова Анна Валерьевна

Анализируются праведнические черты положительных героев рассказов Лескова, тем самым оформляется собирательный образ праведника, созданный писателем. Оценивается соответствие данного образа содержанию определения «праведник»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ праведника в контексте произведений Н. С. Лескова (на примере некоторых рассказов)»

УДК 82.09

А. В. ВЛАСОВА

ОБРАЗ ПРАВЕДНИКА В КОНТЕКСТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н. С. ЛЕСКОВА (НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ РАССКАЗОВ)

Анализируются праведнические черты положительных героев рассказов Лескова, тем самым оформляется собирательный образ праведника, созданный писателем. Оценивается соответствие данного образа содержанию определения «праведник».

Ключевые слова: праведник, герои Лескова

Тема праведничества в русской литературе имеет давнюю историю. Достаточно вспомнить тот факт, что русская словесность берёт начало с принятием православия на Руси. Жития святых -распространённый жанр средневековой литературы («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печёрского», «Житие протопопа Аввакума» (уже 17 век) и многие др.). Однако литература 19 века, которой принадлежит Н. С. Лесков, по преимуществу светская, содержит незначительное число произведений агиографического жанра. Н. С. Лесков предлагает новое исполнение темы праведничества в русской литературе.

Известен спор Лескова с писателем А. Ф. Писемским, имевшим достаточно мрачный взгляд на русскую жизнь и русское общество: «По-вашему, небось всё надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости». По словам Лескова, им «овладело от его слов лютое беспокойство». «Как, - думал я, -неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто всё доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одною дрянью, которая живёт в моей и в твоей душе, мой читатель?

Мне это было ужасно и несносно, и пошёл я искать праведных ...»[1,55].

Таким образом, интерес Лескова к этой теме был вызван желанием «оправдать» русскую жизнь и русского человека, найти лучшие проявления человеческой натуры, отыскать праведников земли русской. В 1870—80-х гг. Лесков

© А. В. Власова, 2006

приступает к созданию целого цикла под названием «Праведники».

Для начала уточним значение слова праведник в русском языке:

1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов.

2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (ирон.)

Имея в виду оба значения слова, можно поделить положительных героев Лескова на два типа: первый больше соответствует 1-му значению слова праведник и классическому образу праведника в русской литературе. К таким героям относятся, например, инженеры Брянчанинов, Чихачёв и Фермор из рассказа о трёх праведниках «Инженеры-бессребреники» (1887), старец Памва из повести «Запечатлённый ангел» (1873).

Гораздо более населённую группу образуют герои второго типа, хотя и они не всегда полностью вписываются даже во 2-е, более мягкое, определение праведника. Они не безупречны, им свойственны мелкие грешки (а иногда и поступки, несовместимые с поведением благопорядочных граждан и уж тем более праведников, например, Шерамур из одноимённого рассказа), но всё же это люди, отличающиеся высокой нравственностью, добротой, способностью пожертвовать собой ради блага ближнего (а иногда и незнакомого человека, как главный герой рассказа «Пигмей», 1876).

Что роднит героев-«праведников» Лескова?

В первую очередь, это соответствие высоким нравственным ценностям: любовь к людям, доброта, порядочность, честность. Будь то герои рассказа «Кадетский монастырь» (1880): три служилых человека - директор, эконом и доктор кадетского корпуса, - которым, по словам Лескова, «соблюсти правоту труднее» [3, т. 2, 89] как раз в силу своего подчинённого положения. Или это инженер-бессребреник Николай Фер-

мор, пытающийся своими проповедями и собственным примером восстановить честное имя своей профессии, названный так автором за бескорыстное отношение к службе. Добротой, но не жалостливостью отличается пигмей чиновник С., сумевший поверить несправедливо осуждённому французу и бескорыстно спасти его от сечения плетьми под страхом собственной ссылки. Это и несчастный с общественной точки зрения, но счастливый заботой о сиротах нищий Константин Пизонский по прозванию Котин (рассказ «Котин доилец и Платонида», 1867), и многие другие.

Далеко не личная выгода, а личные человечные порывы души заставляют этих героев помогать другим. Эконом Бобров из «Кадетского монастыря» очень любит детей. «Только не так любил, как иные любят, - теоретически, в рассуждениях, что, мол, «это будущность России», или «наша надежда», или ещё что-нибудь подобное, вымышленное и пустяковое, за чем часто нет ничего, кроме эгоизма и бессердечия. А у нашего бригадира эта любовь была простая и настоящая, которую не нужно было нам изъяснять и растолковывать. Мы все знали, что он нас любит и о нас печётся, и никто бы нас в этом не мог разубедить» [3, т. 2, 102]. Бобров, как наседка, заботился о воспитанниках, имея, кроме того, одну «страстишку»: по выходе из корпуса он одаривал бедных и безродных кадетов небольшим приданым.

Очень необычным «праведником» у Лескова является герой брюха юродивый Шерамур (рассказ «Шерамур», 1879). И «праведность» его базируется лишь на одном основании: его идеал -кормить других. «Жратва была пункт его помешательства: он о ней думал сытый и голодный, во всякое время - во дни и в нощи» [3, т. 2, 39]. «Кормить - это, по его мнению, для каждого было не только долг, но и удовольствие» [Там же]. Этот одичалый, невежественный русский в Париже, отрицающий, казалось, любые блага цивилизации, чтобы все в мире были сыты, разбогатев, открывает «обжорную лавку», где кормит нищих.

Герои Лескова обнаруживают такие примеры самопожертвования, которые достойны настоящих праведников. Нищий и бездомный Константин Пизонский проявляет невероятную доброту к своим маленьким племянницам сиротам. Его чуть ли не материнская нежность выражается и в манере обращения к ним («голубятки»), и в желании поделиться с обездоленными последними крохами. «Пизонский развздыхался. Дробные слезы ребячьи на щеках забитого ребенка непереносимы. Необъятная любовь и нежность овладели сердцем Пизонского в виду этих слёз. Он

готов был всё сделать, чтобы отереть эти слёзы; но что мог для кого-нибудь сделать он - нищий, калека и урод, когда сотни людей, представляя себе его собственное положение, наверное почитают его самого обречённым на гибель?» [4]. Одинокое во всём мире, сердце Пизонского счастливо бескорыстной заботой о детях.

Тему самопожертвования и даже самоотречения во имя любви продолжает сделавшийся отшельником бывший лакей Павлин Певунов («Павлин», 1874). Этот замкнутый, недоступный для большинства людей человек, заработавший себе тем самым репутацию гордеца, на поверку оказывается добрым и чутким. Взяв по собственному желанию на попечение девочку-сироту, он проявляет заботу о жизни и судьбе чужого ему человека. Его добродетель идёт дальше: когда Люба, впоследствии сделавшаяся его женой, влюбляется в другого мужчину, он, сам жестоко влюблённый в неё, пытается устроить её счастье, выдав её замуж за другого. Павлин не может неволить человека: «я её по божественному закону от себя отпускаю» [3, т. 1, 321]. По его убеждению поступить так - это значит «соблюсти свою душу» [3, т. 1, 319], но не ради самоуспокоения, а ради счастья Любы.

Лескова привлекали сильные, цельные личности, твёрдые в своих принципах, не поддающиеся искушению и тем более влиянию привычки и общественного мнения. Таковы квартальный Александр Рыжов по прозвищу Однодум (рассказ «Однодум», 1879) и инженер Николай Фермор. Беда людей исключительной честности в том, что они не могут быть поняты окружающими и потому кажутся им чудаками, а иногда и просто сумасшедшими. Так, однодум Рыжов считается даже уклоняющимся «от истин православия» [3, т. 2, 14] из-за своего неприятия укоренившегося взяточничества, но до конца жизни остаётся верным правилу: «царь жалует, а мзду брать бог запрещает» [3, т. 2, 10].

Николай Фермор, один из трёх главных героев рассказа «Инженеры-бессребреники», - тоже праведник, причём праведность ему соблюсти гораздо труднее, чем его соратникам Брянчанинову и Чихачёву, которые, видя несовершенство мира, уходят в монастырь, где не погрешить против веры легче, чем в жизни. Фермор - настоящий борец. Он отчаянно сопротивляется «системе самовознаграждения», сложившейся в инженерной среде, призывая своих товарищей жить по совести, а значит, по средствам. Хотя Фермор «не хотел бежать от жизни в свете, а, напротив, хотел борьбы со злом - он хотел внести посильную долю правды и света в жизнь» [3, т. 2, 410], в жизни ему не нашлось места, что

приводит к душевной дисгармонии героя, а потом и к его гибели.

Герои Н. С. Лескова, как правило, не испытывают влияния общественного мнения, если они действуют, как велит им их долг человека или христианина. Тот же Фермор не смущается насмешек и непонимания со стороны инженеров, с которыми работает, он продолжает проповедовать бескорыстное служение Отечеству. Однодум «Рыжов нимало не заботился, что о нём думают: он честно служил всем и особенно не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался единому, в кого неизменно и крепко верил, именуя его учредителем и хозяином всего сущего» [3, т. 2, 17], хотя за его спиной можно подслушать интересный диалог о нём:

«- Всё же, значит, есть в нём вредная фантазия. А в чём она заключается?

- Библии начитался.

- Ишь его, дурака, угораздило!

- Да; начитался от скуки и позабыть не может.

Экий дурак! Что же теперь с ним сделать?

- Ничего не сделаешь: он уже очень далеко начитан.

- Неужели до самого до «Христа» дошёл?

- Всю, всю прочитал.

- Ну, значит, шабаш» [3, т. 2, 13-14].

Нищего Константина Пизонского, взявшего

на воспитание сирот, «всякий имел полное основание назвать... дураком» [4].

Многих праведников Лескова отличает религиозность.

Проведённый анализ праведнических поступков и черт характера героев Лескова воскрешает в памяти слова М. Горького о том, что Лесков «как бы поставил целью себе ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством, опоздавшую жить», и начал «создавать для России иконостас её святых и праведников» [2, 231]. Но сам же Горький также отмечал, что герои Лескова -«люди сомнительной святости, ибо у них совершенно и никогда нет времени подумать о своём личном спасении - они непрерывно заботятся только о спасении и утешении ближних» [Там же]. Герои Лескова действительно не безгреш-

ны. И тому можно найти немало подтверждений в текстах.

Так, например, про Однодума Рыжова, безупречно честного в вопросе взяточничества, протопоп говорит, что «во всём не свят по малости» [3, т. 2, 13]. Рыжов не возражает против несколько приниженного положения своей жены, и даже был случай, когда он её побил. Пизонский, пусть из благих побуждений, но всё-таки выкрадывает сирот, тем самым нарушая одну из библейских заповедей. Павлин в течение многих лет был практически экзекутором у безжалостной владелицы дома, которая при несвоевременной уплате за жильё заставляла Павлина сначала вымораживать постояльцев, а при неуплате - совсем выгонять их на улицу. Чиновник С., или Пигмей, как его называет автор, также всю жизнь занимается не благородным занятием: сечёт плетями и клеймит людей. А герой брюха Шерамур одержим состоянием сытости.

Таким образом, мы видим, что образ праведника у Лескова не подразумевает под собой лишь одно благородное содержание. Но всех этих людей объединяет внутренний стержень -та нравственная сила, без которой, по народному верованию, не стоит ни один город. Кроме того, герои Лескова своим поведением представляют особо благородный пример, поскольку являются не отшельниками, а простыми смертными, которым совершить нравственный подвиг сложнее, живя в несовершенном, человеческом, мире.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Видуэцкая, И. П. Николай Семёнович Лесков / И. П. Видуэцкая. - М.: Знание, 1979.

2. Горький, М. Н. С. Лесков / М. Горький // Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. - М.: ГИХЛ, 1953. - Т. 24. - С. 228-237.

3. Лесков, Н. С. Избранное: в 2 т. / Н. С. Лесков. - Л.: Художественная литература, 1977.

4. Лесков, Н. С. Котин доилец и Платонида: Рассказ / Н. С. Лесков.

az.lib .ru/l/leskow_n_s/text_0004. shtml.

Власова Анна Валерьевна, аспирант кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ, ассистент кафедры.

L

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.