Научная статья на тему 'Образ Петербурга в культуре Серебряного века'

Образ Петербурга в культуре Серебряного века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
690
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Петербурга в культуре Серебряного века»

го абсолютно нельзя сказать об актрисе, воплотившейся на экране в Веру.

Проведённый сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что в фильме в последней своей версии образ неслышащей девушки более привлекателен, чем в текстах рассказа и киносценария. Природная отзывчивость, общительность, легкость, живость -этим наделена Вера в исполнении Марты Граховой. Она помогла писателю и режиссеру воплотить творческий замысел. Подтверждением звучат слова артистки на встрече со школьниками Грязовецкой школы слабослышащих детей в 1966 г. Ребята задали вопрос: «Трудно сниматься в кино?» Актриса ответила: «Очень трудно. Десять - двадцать раз приходится повторять один и тот же кадр, пока режиссер не скажет: "Хорошо!"» [4].

Режиссёр-постановщик фильма «Ваш сын и брат», писатель, лауреат Ленинской премии В.М. Шукшин писал на страницах журнала «Жизнь глухих»: Марта Грахова обладает замечательным чувством драматического. Это природная актриса, способная «уловить» авторскую мысль и точно передать её» [1, с. 99-100].

В своем стремлении поделиться радостью со всеми жителями деревни немая девушка Вера естественна, как ветер. Она любит всех, в этом ее главная сила и воплощение веры в добро. Думается, неслучайно безмолвной героине В.М. Шукшин дал имя Вера.

Список литературы

1. ...А дела говорят за нас. Культурно-исторические очерки. К 75-летию ВОГ. - М., 2001. - 144 с.

2. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. - М.: Академкнига, 2002. - 815 с: ил.

3. Куксин В. Вредная» Марта // В едином строю. - 2012. - № 3. - С. 12-14.

4. Ритта, Марта и Вася // Сельская правда. - 1966. - № 55 (4572). - 9 мая.

5. Тюрин Ю.П. Кинематограф Василия Шукшина. - М.: Искусство, 1984.

6. Шукшин В. Киноповести. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1990. - 367 с., 1 л. портр.

7. Шукшин В.М. Рассказы. Повести. - М.: Дрофа: Вече, 2002. - 464 с.

Л. Д. Филичева Образ Петербурга в культуре Серебряного века

Образ Петербурга в русской культуре - тема очень обширная, ее стоит изучать, используя разнообразные подходы и рассматривая противоположные точки зрения. Приступать к ее изучению необходимо, начиная со становления нового города, затем рассматривать эпохи Золотого и Серебреного века, основываясь на большом количестве мемуаров, записок, воспоминаний, описываю-

315

щих жизнь города и его жителей. Кроме этого, Петербург занимает большое место в произведениях русских писателей, музыкантов, художников, архитекторов, которые творчески перерабатывали его образ и создавали свой собственный.

Противоречивость Северной столицы наиболее ярко отражена в произведениях искусства. С одной стороны, Петербург воспевают как один из самых красивых и величественных городов, который поражает изобилием творческих людей, великолепием архитектурных памятников и т. д. Однако существует и другой образ - темный, холодный город, живущий особой жизнью, город нищеты и смерти, находящийся над бездной.

Период Серебряного века - время очень значимое для развития города. Было много сделано открытий в науке и технике, наблюдался небывалый расцвет в области литературы и искусства. Вместе со всеми открытиями и развитием в различных областях рос и сам город, с небывалой скоростью менялся облик людей, живущих

^ и и и ^ и

в нем, приобретая с одной стороны европейский облик, с другой стороны, безликий и пугающий.

Образ Петербурга представлен в литературе Серебряного во всем своем многообразии. Петербург в творчестве Анны Ахматовой двоякий: с одной стороны, величественный, светлый, а с другой -тревожный, мрачный и мистический город, который становится судьбоносным в жизни поэтессы. Для Александра Блока петербургской пейзаж был одной из основных тем творчества. Рассмотрим его на примере отрывка из стихотворения «Сумрак дня несет печаль...» [1, с. 175] который очень точно передает атмосферу города.

Сумрак дня несет печаль. Тусклых улиц очерк сонный, Город, смутно озаренный, Смотрит в розовую даль. Видит с пасмурной земли Безнадежный глаз столицы: Поднял мрак свои зеницы, Реют ангелы вдали.

Валерий Брюсов, Андрей Белый и многие другие поэты в своих произведениях затрагивали тему Петербурга и описывали его образ.

Контрасты Северной столицы, многоплановый образ города запечатлели русские живописцы и графики. Например, образ блистательного Петербурга как нельзя лучше иллюстрирует картина Валентина Серова «Портрет княгини Ольги Орловой»: «Как было ни использовать исключительно нарядный облик княгини Ольги Орловой, первой модницы Петербурга, тратившей на роскошные туалеты огромные средства и ими славившейся!» [2, с. 271].

В качестве антитезы роскошному дворянскому Петербургу можно рассматривать картину Виктора Васнецова «С квартиры на квартиру», на которой изображается совершенно противоположный общественный слой. В образах бедных и несчастных стариков чувствуется безнадежность, растерянность. «Ощущение бесприютности, одиночества, безысходной тоски подчёркивается предельно выразительным пейзажем с бесконечным снеговым покровом, низко нависшим свинцовым небом, крепостью вдалеке», - писала искусствовед Нина Молева.

Образ города, созданный в произведениях русских писателей и художников, погружает нас в жизнь Петербурга разнообразием оттенков, подробностей городского быта, различными пейзажами. Контрасты были везде, начиная с парадных улиц изысканного Петербурга с богатой архитектурой и заканчивая бедной и убогой жизнью бедняков.

Петербург, как и любой большой город, соединил в себе различные категории людей, которые можно разделять на три класса. Богатые не знают проблем с деньгами и жильем; средний класс имеет стабильный доход; у бедняков зачастую нет ничего, кроме обреченности. На улицах северной столицы можно было увидеть совершенно разных людей: красивых женщин в дорогих шубах из каракуля или палантинах из различного меха, в великолепных платьях, украшенных кружевом, мужчин, одетых в добротно сшитую одежду из иностранных тканей, а рядом бедняка в оборванных и грязных одеждах и старых лаптях.

Стоит покинуть красивый и величественный центр Петербурга, как перед тобой открывается печальный вид ветхих страшных домов, в которых в антисанитарных условиях живут люди, опустившиеся «на дно». Среди жителей огромное количество бедняков, хулиганов, воров, пьяниц, голодных несчастных детей, женщин легкого поведения. Для тех, кто не имел своего жилья, существовали ночлежные дома, в которых за пять копеек предоставлялось место для ночлега. Если же говорить о женском населении, то некоторые представительницы «прекрасного» пола становились проститутками, воровками, в которых не было никакой культуры, а речь которых наполнена ругательствами, приводящими в ужас. Это женщины тоже были частыми гостями ночлежек. Опустившиеся и бездомные люди выживали как могли. Гнетущая безнадежность и безысходность ощущалась во всем: в домах, в маленьких улочках, в людях. Такова страшная, ужасающая и печальная картина непарадного образа Петербурга.

Образ парадного Петербурга совершенно противоположен. Это красивые чистые улицы, сады, дома, нарядные дамы и элегантные мужчины. Квартиры, в которых жили представители высшего сосло-

вия, были отделаны богато и со вкусом. В некоторых квартирах были красивый паркет и двери из ценных пород дерева, домашние библиотеки, картинные галереи, изысканная мебель, собственные погреба дорогих вин. Такие квартиры обслуживало много людей: повара, прачки, посудомойки, горничные, лакеи.

Женщины высшего сословия одевались очень дорого и пышно, подчеркивая богатство своих мужей. Платья шились из зарубежных тканей (английского тонкого сукна, лионского бархата), отделка у нарядов часто была из брюссельского или венецианского кружева. Дамы надевали шубы из дорогого меха. Одежда мужчин была намного проще, но отличалась по качеству ткани и пошива от одежды представителей среднего класса. Отсутствие чувства меры проявлялось в большом количестве драгоценностей у дам данного круга. «На пышной груди покачивался, как на волнах, громадный кулон, который стоил не одну тысячу рублей. Золотая цепь от этого кулона свободно могла бы удержать свирепого цербера. Браслеты были нанизаны от запястья до локтя» [2]. К богатому населению можно отнести аристократию, но она уже не отличалась броскостью туалетов. Внешний образ был гармоничен, цветовая гамма в одежде была сдержанна. Украшения, как правило, были фамильные и переходили из поколения в поколение. Исключения были и у аристократии, но они не переходили за рамки.

В большом городе основную часть жителей составляет средний слой населения, который прилично, пусть и скромно выглядит, но гармонично вписывается в урбанистический пейзаж.

Противоречивость образа Петербурга Серебряного века читается и в архитектуре, и во внешнем облике горожан, и в социальной жизни общества.

Северная столица наполнена противоположными образами, которые продолжают существовать и по сей день.

Список литературы

1. Блок А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. - Л.: Худож. лит. Ленинград. отд-е, 1980. - 510 с.

2. Засосов Д. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. - СПб.: Лениздат 271 с.

3. Крейд В. Воспоминания о серебряном веке. - М.: Республика, 1993. -560 с.

4. Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб.: Искусство, 2000. - 704 с.

5. Молева Н. Художник русского народа // Огонёк. - 1951. - № 30 (1259). -22 июля.

6. Пыляев М. И. Старый Петербург. - М.: ИКПА, 1990. - 496 с.

7. Щербатов С. Художник в ушедшей России. - М.: Согласие, 2000. - 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.