Научная статья на тему 'Образ отца как детерминанта созависимости'

Образ отца как детерминанта созависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2190
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ОТЦА / СОЗАВИСИМОСТЬ / СЕМЬЯ / КОНФЛИКТНОСТЬ / НАРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / АВТОНОМНОСТЬ / IMAGE OF HIS FATHER / CODEPENDENCY / FAMILY CONFLICT / VIOLATION OF PERSONAL DEVELOPMENT / AUTONOMY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осинская С. А., Кравцова Н. А.

Обсуждается проблема влияния отца на становление психологической автономности. Приведены результаты эмпирического изучения образа отца у созависимых лиц. Показано, что образ отца обусловливает степень Личностного нарушения и в большей мере влияет на степень созависимости, чем образ матери. Показаны различия в восприятии образа отца в зависимости от состава семьи созависимого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FATHER'S IMAGE AS A DETERMINANT OF CODEPENDENTS

The problem of the influence of his father on the formation of psychological autonomy. The results of an empirical study of the father in codependent people. It is shown that the image of the father determines the degree of personality disorders and is increasingly influenced by the degree of co-dependence than that of the mother. Showing differences in the perception of the father, depending on family composition codependents.

Текст научной работы на тему «Образ отца как детерминанта созависимости»

в школе, у 12-летних - 36,4%, 13-14 годам детей число таких родителей увеличивается до 40,4%.

Социально-психологическая зависимость подростка от семьи во многом определяет формирование у него всех тех свойств и качеств, которыми он руководствуется в своём отношении к окружающей действительности.

Конфликтность в неблагополучных семьях подростков девиантного поведения намного больше, чем в благополучных семьях. Разброс причин конфликтов с родителями очень большой. Это и позднее возвращение домой (52,7% - против 33,5%), вредные привычки (43,2% - против 12,4%), плохая успеваемость (45,6% - против 31%), из-за денег (21,9% - против 16,4%), из-за компании, друзей (32% - против 13,3%) и др.

Диапазон сфер конфликтов подростков девиантного поведения довольно большой. Здесь явно неблагополучные отношения. Эту же картину подтверждают и данные опроса о проведении свободного времени с родителями. Можно с уверенностью отметить, что в семьях детей с проблемами, члены семьи меньше взаимодействуют друг с другом, реже находят согласие друг с другом, очень высокая конфликтность.

Отчуждение в семье не способствует благополучному разрешению кризиса идентичности. Результатом этого отчуждения является спутанная идентичность, диффузия идентичности или отрицательная идентичность. Для подростка со спутанной идентичностью характерно чувство безнадёжности, дискомфорта, они не способны принять навязанную им обществом роль. Они становятся девиантными, попадают в асоциальные группы и начинают себя идентифицировать с членами своих групп, и для таких подростков характерна полная потеря индивидуальности.

Подростки не только помогают друг другу на время избавиться от этого дискомфорта, формируя группы и стереотипизи-руя самих себя, свои идеалы и своих врагов; они также проверяют друг друга на способность сохранять верность при неизбежных конфликтах ценностей».

Отрицательная идентичность: подростками отрицаются семейные роли, половые, ролевые. Подростки девиантного поведения выбирают отрицательную идентичность, как ориентацию «на образцы, роли или свойства, которые демонстрировались в ходе его развития как нежелательные или опасные».

При любом из вышеназванных кризисов идентичности идёт ориентация на группу сверстников, чаще всего, асоциального плана. Подростки во всех этих случаях отличаются высоким кон-

Библиографический список

формизмом, приверженностью к групповой субкультуре. Культивируются особые формы общения, досуговая деятельность, характерные отличия в одежде и причёске. Если же группа основана на совместном пристрастии к алкоголю и наркотикам, то подросток, чтобы остаться в группе, должен, к сожалению, употреблять и высоко оценивать те же спиртные напитки или наркотики.

Коллективный, совместный приём спиртных напитков и наркотических веществ «помогают», на первый взгляд, сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности. Выражается это чувство сопричастности в групповой интеграции, в формировании чувства «мы», чувства принадлежности к группе, в противопоставлении себя ко всем, кто не «мы». Франсуаза Дольто пишет, что школьники «становятся наркоманами не потому, что попробовали «травку» в компании. «Травка» - утверждение группового способа существования». И вызвано это, по мнению Ф. Дольто, параличом семейных отношений, и чересчур патерналистским воспитанием и дома, и в школе [5].

Подросток получает определённый опыт общения в первый раз регулированной семье, или в школе - конфликтное взаимодействие со сверстниками и с учителями. Это накладывается на личностные особенности подростка. Конфликты в семье, неприятие семейных норм заставляют подростка принимать групповое поведение.

Итак, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы: подростки, склонные к девиантному поведению, гораздо меньше удовлетворены отношениями с родителями и учителями. Уровень конфликтности в этих семьях выше, психологическая дистанция между членами семьи больше. В качестве модели идентичности подростками, склонными к девиантному поведению, выбирается группа сверстников, которая оказывает большее влияние на подростка, чем семья.

Каждая семья является уникальной системой, и проявление вышеперечисленных признаков может быть различным и многовариантным. Подростку нужно тепло, человеческое участие, это ничем не заменишь. Дело не столько в материальном благосостоянии родителей и их высоком положении в обществе, сколько в том, как они воспитывают своих детей. Там, где детям с раннего возраста прививаются навыки самостоятельности и ответственности, где дети лишаются возможности злоупотреблять заработанными их родителями средствами, где есть теплота и внимание, порядок и дисциплина, там дети вырастают нормальными.

1. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. - М., 2003.

2. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей: учеб. пособие. - М., 2006.

3. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М., 2005.

4. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1996.

5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.

Bibliography

1. Celuyjko, V.M. Psikhologiya neblagopoluchnoyj semji. - M., 2003.

2. Gurov, V.N. Socialjnaya rabota obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj s semjeyj: ucheb. posobie. - M., 2006.

3. Shuljga, T.I. Rabota s neblagopoluchnoyj semjeyj. - M., 2005.

4. Almazov, B.N. Psikhicheskaya sredovaya dezadaptaciya nesovershennoletnikh. Sverdlovsk, 1996.

5. Rayjs, F. Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta. - SPb., 2000.

Статья поступила в редакцию 17.05.12

УДК 159.923.2:37.015.31

Osinskaya S.A., Kravzova N.A. FATHER'S IMAGE AS A DETERMINANT OF CODEPENDENTS. The problem of the influence of his father on the formation of psychological autonomy. The results of an empirical study of the father in codependent people. It is shown that the image of the father determines the degree of personality disorders and is increasingly influenced by the degree of co-dependence than that of the mother. Showing differences in the perception of the father, depending on family composition codependents.

Key words: image of his father, codependency, family conflict, violation of personal development, autonomy.

С.А. Осинская, ст. преп. каф. массовых коммуникаций Гуманитарной школы Дальневосточного Федерального университета, г. Владивосток; Н.А. Кравцова, д-р психол. наук, доц., зав. каф. клинической психологии Владивостокского гос. медицинского университета, г. Владивосток, E-mail: 733825@mail.ru

ОБРАЗ ОТЦА КАК ДЕТЕРМИНАНТА СОЗАВИСИМОСТИ

Обсуждается проблема влияния отца на становление психологической автономности. Приведены результаты эмпирического изучения образа отца у созависимых лиц. Показано, что образ отца обусловливает степень

личностного нарушения и в большей мере влияет на степень созависимости, чем образ матери. Показаны различия в восприятии образа отца в зависимости от состава семьи созависимого.

Ключевые слова: образ отца, созависимость, семья, конфликтность, нарушение личностного развития, автономность.

В отечественной психологии принято положение о социальном факторе развития личности. Главным и необходимым условием развития ребенка, формирования его личности и внутренней жизни являются окружающие его люди и, прежде всего, родители. Вслед за глобальными изменениями в современном обществе происходят значительные изменения в укладе современной семьи: происходит рост индивидуализма, меняется гендерное распределение ролей в социуме и внутри семьи, происходят изменения в иерархии системы ценностей как у мужчин, так и у женщин, сфера самореализации перестает быть строго ограниченной по половому признаку, традиционные гендерные границы смещаются. Меняются формы современной семьи, в настоящее время наблюдается переход от патриархальной семейной системы к новым формам, которые являются, скорее, неосознанными на данном этапе развития общества и пока еще не закреплены в общественном сознании. Исследователи говорят о партнерской форме взаимоотношений, как наиболее приемлемой, подходящей для современных мужчин и женщин. На фоне происходящих изменений, значение и ценность семьи только возрастает.

Большое количество исследований в психологической литературе, посвященных изучению влияния матери, связано с ее неоспоримой ролью в формировании ребенка как личности, именно мать закладывает основы его характера, которые проявляются и во взрослой жизни. В то же время остаются мало изученными вопросы, касающиеся роли отца в развитии, воспитании и социализации ребенка. Как в зарубежной, так и в отечественной психологии это одна из самых мало изученных проблем. Основное внимание в исследованиях уделяется ролям, выполняемым отцами в семье, исследуется его социальная роль, статус, исследователи обращают внимание на представления и стереотипы, в психологии личности рассматривается как фактор, влияющий на изменения личностных характеристик.

В последнее десятилетие интерес к данной проблеме возрос, что привело к появлению новых исследований и смещению интереса исследователей в сторону внутрисемейных отношений. Однако остается недостаточно разработанной тема формирования отцовства, вопросы влияния отца на эмоциональное развитие ребенка, на роль отца в процессе психологического отделения от матери, и, как следствие, становления психологической зрелости и автономности. Проблема специфики отцовского влияния рассматривается в различных научных подходах, но, как правило, отсутствуют эмпирические подтверждения выдвигаемых концепций и положений. Не является доказанной обусловленность нарушений личностного развития отношениями с отцом и характером образа отца.

Фигура отца является одной из ключевых фигур в жизни каждого человека. В процессе роста и развития у ребенка формируется образ отца, который впоследствии у «взрослого ребенка» способствует становлению личностной, половой и родительской состоятельности. Образ отца - значимый фактор, влияющий на способность индивидуума к раскрытию внутреннего потенциала, на стремление к саморазвитию и самореализации, или же наоборот, приводящий к остановке в развитии и психологическому регрессу.

Категория «образ» принадлежит к числу фундаментальных в психологической науке, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Содержание образа непрестанно обогащается, уточняется и корректируется посредством собственного опыта субъекта. Предшествующий опыт формирует некоторые ожидания, идеалы, эталоны, которые, соединяясь с опытом, создают образ, более или менее совпадающий с реальностью. По словам Э. Берна, от того, насколько полно и точно образ соответствует реальности, как раз и зависит успешность человеческой деятельности. Но это совпадение никогда не бывает полным и абсолютно точным, так как образ - это лишь отражение реальности в сознании человека, а не сама реальность [1].

Основоположник глубинной психологии К.Г. Юнг рассматривал образы как первичный феномен, собственно источник нашего ощущения психической реальности, в котором соединяются внутренний и внешний мир человека. Он подчеркивал, что многие образы, в частности образы других людей, (например, образы родителей) возникают не из действительного опыта переживаний, связанных с родителями, а основаны на бессозна-

тельных фантазиях или являются производными от деятельности архетипов. Для описания таких образов К.Г. Юнг употреблял термин «имаго». Имаго влияет на чувство и поведение в отношении других людей, определяя то, как эти люди будут восприниматься индивидом. С точки зрения развития, переживания раннего периода детства организованы вокруг положительного и отрицательного полюсов, что означает расщепление образов каждого родителя на «хороший» и «плохой» варианты. Такие контрастные образы широко распространены в различных культурах, однако, в идеальном случае ребенок неизбежно приходит к представлению о неделимости матери и отца и воссоединяет противоположные перцепции [2; 3; 4].

Изменение образа родителей происходит в случае благополучного прохождения последовательно сменяющих друг друга стадий психического развития, успешного процесса индиви-дуации, взросления. Однако, как показывает эмпирический опыт, часто этот естественный процесс затруднен, в связи с этим возникает необходимость изучения причин данного явления. Психический образ включает актуальные и потенциальные, осознаваемые и неосознаваемые компоненты, поэтому для изучения образа недостаточно применения объективных и субъективных методов сбора информации. Они должны дополняться проективными методами, предназначенными для воссоздания образа некой уникальной целостности субъекта [5].

Целью нашего исследования является изучение образа отца у созависимой личности.

Определение степени созависимости личности на первом, подготовительном этапе осуществлялось в соответствии с результатами эмпирического исследования по критериям, выделенным в ходе теоретического анализа, где учитывались: уровень тревожности, уровень субъективного контроля, самооценка, с учетом данных анамнеза. Все обследованные респонденты были разделены на две группы: сильной (С) и средней (Ср) степени созависимости.

Гипотеза и методы исследования. Основная гипотеза данного исследования состоит в следующем: образ отца респондентов с разной степенью созависимости отличается. Дополнительными гипотезами, выдвигаемыми в исследовании, является предположение о том, что:

- образ отца созависимой личности отличается неоднородностью: включает в себя либо положительный, либо отрицательный аспекты, в нем нет противоположного полюса; и конфликтностью: несогласованностью между реальным и идеальным образом;

- в образе отца созависимых присутствуют подавляющие личностные качества (деспотичный, ограничивающий) и попустительствующие (слабый, отсутствующий, неадекватный, некомпетентный); также характерна переоценка его качеств (идеализация);

- образ отца в большей мере обусловливает степень соза-висимости, чем образ матери.

Исследование проводилось в городе Владивостоке на базе Краевого наркологического диспансера и наркологического центра «Феникс». Общая репрезентативная выборка составила 108 созависимых лиц в возрасте от 24 до 62 лет. Из них 80 человек с сильной степенью созависимости и 28 человек со средней степенью созависимости.

В проведенном исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: «Ассоциативный эксперимент», «Неоконченные предложения» Сакса и Леви, «Личностный дифференциал», «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, «Рисунок человека» как проективный метод оценки Я-образа. Для сбора анамнестических данных была составлена анкета.

Обработка результатов осуществлялась методами контент-анализа и математической статистики (корреляционный анализ Пирсона, критерий Фишера, критерий Манна - Уитни, t - критерий Стьюдента) с использованием пакета прикладных программ статистической обработки данных STATISTICA.

Результаты исследования и их обсуждение. Данные сравнительного анализа результатов диагностики показали статистически значимые различия в характеристиках образа отца в зависимости от состава семьи созависимых респондентов (Р = 0,0031). Положительный образ отца чаще встречается

в неполной семье (Р = 0,002), соединяющий тип - чаще в полной (Р =0,02). Респонденты, из полных и неполных семей характеризуют отца по отрицательному типу одинаково часто (Р = 0,09). Данные результаты сравнения представлены в виде графика на рисунке 1.

Образ отца, соединяющий в себе положительные и отрицательные черты, обнаружен только у респондентов из полных

семей. Это позволяет сделать вывод, подтверждающий данные теоретического обзора, о том, что наличие в семье отца является значимым фактором, влияющим на формирование личности. Различие между негативным и позитивным аспектами в образе отца значения не имеет. Лучший вариант, если отец выражает оба аспекта. Хуже, если он проявляет только положительную или отрицательную сторону [6].

Рис. 1. Сравнение типов образа отца в зависимости от состава семьи (по методике Ассоциатинвый тест), в %

Рис. 2. Сравнение типов образа отца у респондентов с сильной и средней степенью созависимости

(по методике Ассоциативный тест), в %

Полученные данные показывают доминирование положительного образа отца у респондентов из неполных семей. Можно предположить, что созависимые, воспитывающиеся без отца, имеют о нем идеализированное представление, что также подтверждается данными анамнеза. Отсутствие общения с реальным отцом приводит к идентификации с искаженным образом отца, его идеализация или пренебрежение, могут привести к нарушению половой идентификации как у мальчиков, так и у девочек. Восприятие собственного отца интериоризируется и в дальнейшем приводит к искаженному представлению о себе [7].

Применение метода анализа соответствий показало различия в частоте встречаемости между типами образа отца и степенью созависимости (Р = 0,009). Но данный метод не утверждает, все ли типы образа отца значимо отличаются по степени созависимости. Применение точного критерия Фишера показало, что в группе С чаще встречается отрицательный образ отца (Р = 0, 0034); в группе Ср чаще встречается соединяющий тип образа отца (Р = 0, 05); положительные характеристики образа отца одинаково часто встречается в группах С и Ср (Р = 0, 06). Данные результаты сравнения представлены в виде графика на рис. 2.

Можно отметить, что в структуре образа отца у испытуемых с сильной степенью созависимости присутствует только одна его сторона - либо реальный образ, либо идеальный, что показывает его неоднородность. Кроме того, в реальном образе отца испытуемых с сильной степенью созависимости доминируют отрицательные характеристики и отсутствуют положительные, идеальный образ, наоборот, включает в себя только положительные, идеализируемые стороны образа. Полученные данные позволяют нам говорить о рассогласованности между Я-реальным и Я-идеальным, что является основой конфликта на интра-и интер- психическом уровне.

Согласно воззрениям аналитической психологии, намного хуже, чем отец с деструктивными чертами, отсутствие отца. Это объясняется тем, что если человек не переживает какие-либо аспекты архетипа в реальности (природа архетипа отца двойственна), то они проявляются в архаической и демонической форме. Тогда становится невозможно от них отмежеваться, и они проецируются вовне на кого-нибудь или что-нибудь. Если отец не проявлял какую-либо сторону архетипа (зловещую или заботливого отца), то человек не приобретает подобного опыта, и в будущем не обладает способностью противостоять разрушительному отцовскому началу или же проявлять заботу и внимание, считая это проявлениями женского и отрицая собственную феминность. На интрапсихическом уровне это проявляется как отсутствие целостности в восприятии себя, отрицание некоторых важных сторон своей личности. Однобокость образа отца и, впоследствии, образа себя, делает человека воинствующим, склонным проявляет деструктивные поведенческие формы. Или же жертвенным, бесправным, неспособным отстаивать свои

интересы и не позволяющим себе иметь и удовлетворять собственные потребности. Неполноценность образа ведет человека к зависимости в широком смысле этого слова, к отсутствию свободы и самореализации во всех сферах жизни [8; 9; 6; 4].

В структуре образа отца испытуемых со средней степенью созависимости отмечается большая согласованность Я-реаль-ного и Я-идеального, что выражается в наличии как положительных, так и отрицательных характеристик. Таким образом, неоднородность в структуре образа отца созависимых влияет на степень нарушения личности. Неинтегрированный образ отца приводит к неинтегрированному образу себя. Залогом успешного психического развития и здоровья личности является интеграция реального, личностного образа отца с идеальным, трансперсональным (коллективным) образом.

Сравнительный анализ полученных результатов по методике «Незаконченные предложения» методом анализа соответствий показывает, что в сфере «отношение к отцу» конфликтность значимо больше выражена в группе с сильной степенью созависимости (Р=0,000013). В сфере «отношение к матери» также конфликтность больше выражена в группе С (Р=0,044).

Данный факт позволил предположить, что на степень соза-висимости влияет конфликтность в отношениях как с отцом, так и с матерью; образ отца в большей мере влияет на степень со-зависимости, чем образ матери. Мы предположили, что если в отношении к обоим родителям присутствует внутренняя конфликтность - степень созависимости будет высокой, поведение выйдет за рамки адаптивного. Раздираемая внутренними противоречиями и конфликтами личность не может устанавливать суверенные взаимоотношения, нуждается в Другом, кто мог бы заменить «отсутствующих» в психологическом плане родителей, образы которых наполнены негативными качествами, переживаниями, не интегрированы в целостный образ, где есть место и положительному восприятию родителей.

Проверка гипотезы с использованием критерия X2 Пирсона показала, что в положительном и отрицательном образах отца степень выраженности конфликтности значимо отличается. При положительных образах отца и матери степень конфликтности отличается в пользу группы Ср (Р=0,0002). При отрицательном образе матери и положительном образе отца конфликтность чаще встречается в группе Ср (Р=0,0002). При положительном образе матери и отрицательном образе отца частота выраженности конфликтности одинаковая в двух сравниваемых группах (Р=0,18). При отрицательных образах отца и матери степень конфликтности выше в группе С (Р=0, 0002).

Данные результаты сравнения представлены в виде графика на рис. 3.

Таким образом, степень созависимости снижается при положительном образе отца. Показано, что существует зависимость степени созависимости от образа отца. При отрицательном образе чаще встречается сильная степень созависимости

80%

£ 70%

и

^ 60%

§ 50%

!

8 40%

8 30% § 20%

К 10%

0%

21,43%

0%

35,71%

-5%-

I

70%

25%

14,29%

32%

О+ М+ О+ М-

□ С (п=80)

О-М+ О- М-

□ СР (п=28)

Рис. 3. Образ отца и образ матери в группах с разной степенью созависимости (по данным анамнеза)

(Р=0,0), в группе Ср чаще встречается положительный образ отца. Степень созависимости не зависит от образа матери. Частота встречаемости С и Ср в положительном и отрицательном образах матери одинакова (Р=0,197). Наше исследование показало, что существуют качественные различия показателей в группах с сильной и средней степенью созависимости. Имеются раз-

личия в восприятии образа отца в зависимости от состава семьи. Неоднородность в структуре образа отца созависимых влияет на степень нарушения личности, отрицательный отцовский образ повышает степень созависимости. Показано, что образ отца в большей мере влияет на степень созависимости, чем образ матери.

Библиографический список

1. Баранов, А.А. Образ как категория психологической науки [Э/р]. - Р/д: http://iiid-udsu.ru/index.php?option=com_content&task= view&id=206&Itemid=122

2. Кюглер, П. Психические образы как мост между субъектом и объектом // Кембриджское руководство по аналитической психологии / под ред. П. Янг-Айзендрат и Т. Даусона. - М., 2000.

3. Фэйдимен, Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии / Дж. Фэйдимен, Р Фрейгер. - М., 1996. - Т. 1, 2.

4. Холлис «Под тенью Сатурна». - М., 2005.

5. Яньшин, П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. - СПб., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гуггенбюль - Крейг, А. Благо сатаны. Парадоксы психологии. - СПб., 1997.

7. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). - М., 1995.

8. Юнг, К.Г. Аналитическая психология и психотерапия. - СПб., 2001.

9. Нойманн Происхождение и развитие сознания [Э/р]. - Р/д: http://jungland.indeep.ru

Bibliography

1. Baranov, A.A. Obraz kak kategoriya psikhologicheskoyj nauki [Eh/r]. - R/d: http://iiid-udsu.ru/index.php?option=com_content&task= view&id=206&Itemid=122

2. Kyugler, P. Psikhicheskie obrazih kak most mezhdu subjhektom i objhektom // Kembridzhskoe rukovodstvo po analiticheskoyj psikhologii / pod

red. P. Yang-Ayjzendrat i T. Dausona. - M., 2000.

3. Fehyjdimen, Dzh. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannoyj psikhologii / Dzh. Fehyjdimen, R. Freyjger. - M., 1996. - T. 1, 2.

4. Khollis «Pod tenjyu Saturna». - M., 2005.

5. Yanjshin, P.V. Praktikum po klinicheskoyj psikhologii. Metodih issledovaniya lichnosti. - SPb., 2004.

6. Guggenbyulj - Kreyjg, A. Blago satanih. Paradoksih psikhologii. - SPb., 1997.

7. Figdor, G. Deti razvedennihkh roditeleyj: mezhdu travmoyj i nadezhdoyj (psikhoanaliticheskoe issledovanie). - M., 1995.

8. Yung, K.G. Analiticheskaya psikhologiya i psikhoterapiya. - SPb., 2001.

9. Noyjmann Proiskhozhdenie i razvitie soznaniya [Eh/r]. - R/d: http://jungland.indeep.ru

Статья поступила в редакцию 11.05.12

УДК 378

Seryakova S.B. THE TRANSITION OF HIGHER EDUCATION ON THE LEVEL GОДГОТОВКУ: DEVELOPMENT, BARRIERS. The article describes the peculiarities of the transition to tiered higher education system, the main directions of reforms due to competence-based approach and the challenges facing higher education.

Key words: ^mpetence-based approach, tiered education system, challenges in transition.

С.Б. Серякова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики высшей школы, зам. декана факультета педагогики и психологии Московского гос. университета, Е-mail: umkped@mail.ru

ПЕРЕХОД ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕВУЮ ПОДГОТОВКУ: РАЗРАБОТКА, БАРЬЕРЫ

В статье раскрываются особенности перехода высшего образования на уровневую подготовку, основные направления преобразований, обусловленных компетентностным подходом, отмечаются существующие барьеры. Ключевые слова: компетентностный подход, уровневая подготовка, барьеры перехода.

Современный этап развития отечественного образования отличается многогранностью приоритетных направлений совершенствования и инновационного развития. Развитие высшего образования обусловлено, с одной стороны, процессом глобализации, вызвавшим глубокие кардинальные изменения в стратегических целях высшего образования, с другой стороны, внутренними факторами, инициирующими изменения содержания образования, технологий профессиональной подготовки.

Переход российских вузов на уровневую подготовку «бакалавр - магистр» потребовал внесения изменений в отечественную образовательную систему и постановки новых задач для достижения соответствия содержания и качества обучения мировым образовательным стандартам.

Традиционная направленность отечественного образования на преимущественное усвоение системы знаний перестала отвечать современному социальному заказу, требующему воспитания инициативных и ответственных членов общества, способных взаимодействовать в решении социальных и профессиональных задач, что предполагает существенное усиление самостоятельной и продуктивной деятельности обучающихся, развитие их личностных качеств и творческих способностей, способности самостоятельно приобретать новые знания в условиях быстро меняющегося мирового информационного пространства (В.И. Байден-ко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.).

В этой связи особая роль отведена системе подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений различного типа и уровня, что объясняется возросшими требованиями социального заказа на подготовку современного педагога, на повышение уровня его профессиональной компетентности, формирование позитивного образа и социального престижа данной профессии в общественном сознании.

Сегодня педагог должен обладать высокой культурой, постоянно самосовершенствоваться, уметь проектировать образовательную среду, активно использовать информационные и коммуникационные технологии, дистанционное обучение, выступать в роли создателя благоприятных условий для организации личностно ориентированного, индивидуально-дифференцированного процесса обучения, воспитания и развития, прививать интерес к самообразованию и формировать у обучаемых навыки самостоятельной работы. В документах Министерства образования и науки РФ говорится о необходимости развития конкурентной среды в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования [1].

Именно педагогическое образование является ресурсоформирующей частью социальной системы, подчеркивает И.И. Соколова, обозначая его специфику: интегративный характер (является одновременно профессиональным и общегуманитарным, призвано обеспечить подготовку специалиста, способного сред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.