Научная статья на тему 'Образ неслышащей девушки в произведениях В.М. Шукшина'

Образ неслышащей девушки в произведениях В.М. Шукшина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
435
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ неслышащей девушки в произведениях В.М. Шукшина»

И. Л. Старикова

Образ неслышащей девушки в произведениях В.М. Шукшина

В.З. Базоев, В.А. Паленный, авторы книги «Человек из мира тишины», пишут: «Да, таких, как мы - немного: примерно один человек из 1000». Как живется одному, не такому, как остальные 999: глухому - среди слышащего большинства? В небольшом населённом пункте такой человек очень рискует стать одиночкой, а при самом неблагоприятном варианте - изгоем. Какой он, современный человек, лишенный в силу тех или иных обстоятельств слуха, т. е. природной основы формирования естественного средства общения, привычного для подавляющего большинства членов человеческого общества, - устной речи? Произведений искусства, в которых нашли отражение заданные вопросы, немного. Бесспорно, все помнят рассказ И.С. Тургенева «Муму», написанный в 1852 г. За прошедшие 165 лет неоднократно претерпевали изменения государство, общественно-политическая формация, изменился период отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии по периодизации Н.Н. Малофеева.

Более близки к нашему времени произведения В.М. Шукшина; литературные и кинематографические. Автор предлагаемой статьи предприняла небольшое исследование, цель которого - описать образ «немой» девушки в серии произведений В.М. Шукшина, включающей три рассказа («Игнаха приехал», «Стёпка», «Змеиный яд»), киноповесть «Ваш сын и брат» и одноименный художественный фильм.

В ходе исследования были использованы две группы источников: 1) произведения искусства (литературы, кино); 2) исторические письменные источники.

Применялись методы: а) сравнительный анализ текстов рассказов и киноповести В.М. Шукшина; б) сопоставление образа «немой» в прозаических произведениях (рассказ «Стёпка» и киноповесть «Ваш сын и брат») и образа Верки, созданного на экране Мартой Граховой в художественном фильме «Ваш сын и брат»; в) выявление и анализ документальных свидетельств грязовецкого периода жизни ученицы Марты Граховой, ставшей в будущем артисткой; г) иллюстрирование отношения социума к людям с нарушением слуха в рассматриваемый исторический период на примере судьбы Веры Воеводиной в указанных произведениях отечественного искусства.

В 2015 г. фильму «Ваш сын и брат» исполнилось полвека. Он был снят на киностудии имени Горького в 1965 г. Оператор художественной ленты - Валерий Гинзбург. Фильм снимался в Сростках, на родине В.М. Шукшина. Он режиссер и автор сценария фильма.

Киноповесть «Ваш сын и брат» написана им по мотивам трёх рассказов из цикла «Сельские жители», созданных в разные годы. Это более ранний по времени написания рассказ «Игнаха приехал» и написанные спустя несколько лет рассказы «Стёпка» и «Змеиный яд».

Немая девушка Вера, дочь и сестра Воеводиных, есть в одном из рассказов - «Стёпка». У Игната, героя более раннего по времени написания рассказа «Игнаха приехал», тоже есть сестра - слышащая, по имени Маруся (в рассказе это неглавная героиня); но в поздней версии образа (в киноповести) сестра Игната становится немой по имени Вера, а Игнат и Степан - братьями Воеводиными (двоими из четверых братьев). Роль Веры в фильме сквозная, одна из главных.

При проведении описываемого исследования действовали по следующему алгоритму: 1) расположили линейно версии образа сестры из перечисленных произведений В.М. Шукшина, выдерживая хронологический порядок создания произведений; 2) провели сравнительный анализ: последовательно рассмотрели версии образа, отмечая относительные изменения; 3) сформулировали вывод. Вывод: образ немой девушки в произведениях В.М. Шукшина постепенно укрупняется, углубляется и усложняется, что, в свою очередь, позволяет говорить о развитии, диалектике образа неслышащей девушки Веры в творчестве В.М. Шукшина. Вывод наводит на мысль о значимости, необходимости образа «немой» в раскрытии замысла автора. Сравнительный анализ показывает также, что исполнение роли Верки в фильме Мартой Граховой существенно преображает этот образ.

Изначально литературная сестра Стёпки из одноименного рассказа появилась под влиянием впечатления от рассказов жены писателя Л.Н. Федосеевой-Шукшиной про её дружбу в детстве с глухонемой девочкой. Из воспоминаний Василия Макаровича: «Лидия Николаевна Федосеева рассказывала мне в одну из наших бесед, что дружила когда-то с глухонемой девочкой, они вместе учились и жили по соседству, а жила Федосеева тогда в Ленинграде». Об этой девочке, с которой она проучилась до десятого класса, актриса поведала Шукшину, отмечая отсутствие в своей подруге некой психологической ущербности, естественное пребывание этой девочки в «состоянии доброты», расположенности к окружающим. Беда юного существа побеждалась верой, добротой. Писателю запомнился этот рассказ, сам он, по всей видимости, личного опыта общения с неслышащими людьми не имел. С точки зрения сурдопедагога, в литературных текстах (в рассказе и киносценарии) непонятно: глухая или нет немая девушка. Сомнения исчезают после просмотра фильма.

Исследователи творчества В.М. Шукшина пишут о том, что он во всём добивался достоверности, неслучайно на роль Верки была приглашена Марта Грахова - она знает проблему изнутри. В фильме М. Грахова играет свою современницу и ровесницу, а также «сестру по несчастью». И Вера, и Марта относятся к категории «люди с ограниченными возможностями здоровья» (в современной терминологии). Из реплики старика Ермолая, отца Веры, становится понятно, что эта «особенность» у его дочери с рождения - врожденная глухота и, как следствие, немота.

Потеря слуха у Марты приобретенная. Оглохла в 7-летнем возрасте, переболев менингитом. После потери возможности слышать Марте удалось сохранить устную речь. Знакомство с биографическими сведениями актрисы даёт основание считать, что важную роль в этом сыграли её упорство и настойчивость. Сама себя она называет вредной с детства. Благоприятным стало и то обстоятельство, что к чтению «вредная» девочка пристрастилась с шести лет [3]. Однако играть глухонемую девушку Марте было непросто. Автор и в рассказе, и в киноповести (киносценарии) называет Веру не иначе как «немая». Героиня мычит, издает звуки, похожие на стоны. В этом чувствуется какая-то безликость образа. Он выписан как бы монолитно, почти без психологической детализации.

Веру в исполнении Марты Граховой нельзя назвать немой, мычащей. Она общительная, хоть и в обход слову. Верка сообщает что-то, отвечает, спрашивает посильными ей средствами: очень выразительной и вовсе не грубой, как в рассказе, мимикой, естественными жестами, красивыми и очень живыми глазами, светом своей улыбки. Вера в исполнении Марты всегда следит за происходящим: внимательно слушает (воспринимает речь с лица говорящего), отвечает доступными ей и понятными собеседнику средствами. Есть в фильме моменты, когда она инициирует общение, настойчиво задает вопрос. Верка любит всех. Окружающие тоже любят Веру, но воспринимают как ущербного человека. «Горе мое», - говорит мать (артистка А. Филиппова (Горина)) о единственной дочери. «Да кому она такая нужна!» - произносит в другой сцене, беседуя с пришедшим Степаном, отец (артист Всеволод Санаев). Достоверно в текстах отражена позиция отношения общества, социума к таким людям в то время (60-е гг. XX в.). Кстати, не самая худшая в конкретном случае.

Читая тексты, понимаем, что Вера нигде не училась. М. Грахова, напротив, к 23 годам получила уже высшее образование. Вера не отвергаема окружающими, но вырвать ее из привычной обстановки нельзя - это было бы разрушительно, гибельно для неё. Она органична в привычной ей деревенской среде, с любыми крутыми поворотами судьбы ей было бы самостоятельно не справиться. Это-

го абсолютно нельзя сказать об актрисе, воплотившейся на экране в Веру.

Проведённый сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что в фильме в последней своей версии образ неслышащей девушки более привлекателен, чем в текстах рассказа и киносценария. Природная отзывчивость, общительность, легкость, живость -этим наделена Вера в исполнении Марты Граховой. Она помогла писателю и режиссеру воплотить творческий замысел. Подтверждением звучат слова артистки на встрече со школьниками Грязовецкой школы слабослышащих детей в 1966 г. Ребята задали вопрос: «Трудно сниматься в кино?» Актриса ответила: «Очень трудно. Десять - двадцать раз приходится повторять один и тот же кадр, пока режиссер не скажет: "Хорошо!"» [4].

Режиссёр-постановщик фильма «Ваш сын и брат», писатель, лауреат Ленинской премии В.М. Шукшин писал на страницах журнала «Жизнь глухих»: Марта Грахова обладает замечательным чувством драматического. Это природная актриса, способная «уловить» авторскую мысль и точно передать её» [1, с. 99-100].

В своем стремлении поделиться радостью со всеми жителями деревни немая девушка Вера естественна, как ветер. Она любит всех, в этом ее главная сила и воплощение веры в добро. Думается, неслучайно безмолвной героине В.М. Шукшин дал имя Вера.

Список литературы

1. ...А дела говорят за нас. Культурно-исторические очерки. К 75-летию ВОГ. - М., 2001. - 144 с.

2. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. - М.: Академкнига, 2002. - 815 с: ил.

3. Куксин В. Вредная» Марта // В едином строю. - 2012. - № 3. - С. 12-14.

4. Ритта, Марта и Вася // Сельская правда. - 1966. - № 55 (4572). - 9 мая.

5. Тюрин Ю.П. Кинематограф Василия Шукшина. - М.: Искусство, 1984.

6. Шукшин В. Киноповести. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1990. - 367 с., 1 л. портр.

7. Шукшин В.М. Рассказы. Повести. - М.: Дрофа: Вече, 2002. - 464 с.

Л. Д. Филичева Образ Петербурга в культуре Серебряного века

Образ Петербурга в русской культуре - тема очень обширная, ее стоит изучать, используя разнообразные подходы и рассматривая противоположные точки зрения. Приступать к ее изучению необходимо, начиная со становления нового города, затем рассматривать эпохи Золотого и Серебреного века, основываясь на большом количестве мемуаров, записок, воспоминаний, описываю-

315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.