Научная статья на тему 'Образ лирического героя и средства его выражения (на материале современной башкирской поэзии)'

Образ лирического героя и средства его выражения (на материале современной башкирской поэзии) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3251
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ОБРАЗ / ЖАНР / ЛИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО / ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / CLASSIFICATION / IMAGE / GENRE / LYRIC ORIGIN / POETIC WORK / LYRIC HERO

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Утяев Айнур Фанисович, Шекен Жандос

В статье рассматриваются основные подходы к классификации лирических жанров и проблемы лирического героя в современном литературоведении. Проанализированы труды ведущих отечественных и башкирских исследователей. Исследуется круг вопросов, касающихся приемов изображения лирического субъекта в стихотворениях. Изучаются способы выражения мысли, взглядов поэта и формы присутствия автора в произведениях, предлагается классификация различных стилистических и композиционных приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A LYRIC HERO AND THE MEANS OF ITS EXPRESSION (BY THE MATERIAL OF THE CONTEMPORARY BASHKIR POETRY)

The article considers the main approaches to the classification of lyric genres and the problems of a lyric hero in contemporary literary criticism. The works of the leading Russian and Bashkir researchers are analyzed. A number of questions concerning the methods of depicting the lyric subject in poems are studied. The ways of expressing the thoughts, views of the poet and the forms of the author’s presence in the works are studied. The classification of various stylistic and compositional techniques is proposed.

Текст научной работы на тему «Образ лирического героя и средства его выражения (на материале современной башкирской поэзии)»

Утяев Айнур Фанисович, Шекен Жандос

ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯИ СРЕДСТВА ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОМ ПОЭЗИИ)

В статье рассматриваются основные подходы к классификации лирических жанров и проблемы лирического героя в современном литературоведении. Проанализированы труды ведущих отечественных и башкирских исследователей. Исследуется круг вопросов, касающихся приемов изображения лирического субъекта в стихотворениях. Изучаются способы выражения мысли, взглядов поэта и формы присутствия автора в произведениях, предлагается классификация различных стилистических и композиционных приемов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/1 -1 /16.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 1 (79). Ч. 1. C. 61 -63. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gram ota. net/ed itions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/1-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 821.512.141

В статье рассматриваются основные подходы к классификации лирических жанров и проблемы лирического героя в современном литературоведении. Проанализированы труды ведущих отечественных и башкирских исследователей. Исследуется круг вопросов, касающихся приемов изображения лирического субъекта в стихотворениях. Изучаются способы выражения мысли, взглядов поэта и формы присутствия автора в произведениях, предлагается классификация различных стилистических и композиционных приемов.

Ключевые слова и фразы: классификация; образ; жанр; лирическое начало; поэтическое произведение; лирический герой.

Утяев Айнур Фанисович, к. филол. н., доцент

Башкирский государственный университет (филиал) в г. Стерлитамаке Aynurut@mail. ги

Шекен Жандос, к. филол. н.

Академия «Болашак», г. Караганда aktaibatyr@bk.ru

ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ И СРЕДСТВА ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ)

Проблемы идеи, тематики, стиля, особенности лирических жанров, их классификация, сюжетосложение в башкирском литературоведении нашли достаточно полное освещение. Лирические жанры обычно принято классифицировать по тематическому принципу и большее внимание уделять содержательной стороне этого вопроса. Такие проблемы, как характер и формы проявления автора или субъекта лирического высказывания в произведениях, роль поэтических образов в раскрытии содержания поэтического произведения, остаются незатронутыми. Профессор Г. Кунафин также отмечает большую роль системы средств выражения содержания [6, а 25]. Исследователь, опираясь на типологию видных современных отечественных ученых, предлагает свою классификацию лирики. Он в своем исследовании особое внимание уделяет и формам выражения образа лирического героя, что является важным подспорьем для изучения нашей проблемы.

Термин «лирический герой» введен в литературоведческий оборот Ю. Н. Тыняновым в 1921 году [9, а 118]. Далее это понятие было научно обосновано Л. Я. Гинзбург [3], Б. О. Корманом [5]. Ими же впервые была разработана и предложена классификация субъектных форм авторского сознания.

В башкирском литературоведении существует традиционная классификация стихотворений по их строению и способу изображения, предложенная К. Ахмедьяновым [1, а 331]:

1) стихотворение-монолог;

2) стихотворение-обращение;

3) стихотворение-диалог.

При этом большое внимание сосредотачивается на внешней композиции стихотворения и делается упор на формальные особенности лирического сюжета.

Заметим, что в отечественном литературоведении имеются и другие классификации лирических произведений, более приемлемой из которых для нашего исследования является типология лирических произведений в зависимости от наличия и степени проявления в них лирического начала. Академик Г. Хусаинов придерживается данной классификации [13, а 386]:

1. В тексте преобладает лирическое начало.

2. Лирическое начало и предметная изобразительность выражаются наравне.

3. Больше предметной изобразительности, повествовательности. Лирическое начало, как правило, в них выражено скрытно.

В основе этой классификации лежит степень проявления лирического героя, его внутреннего мира и характера. Исходя из этой классификации, условно выделяются несколько типов композиции поэтических произведений:

1. Основной особенностью композиции первого типа является преобладание в поэтических произведениях лирического монолога.

2. Композицию произведений второго типа составляет в первую очередь изображение различных ситуаций, событий, картин с чередованием выражения отношения лирического героя к ним, его впечатления и эмоциональные реакции.

3. В третьем типе лирики эмоционально-мыслительное начало внешне, в тексте, словесно ярко не выражается, но оно подразумевается и мотивирует общее настроение, движение сюжета, ход событий и смену фактов.

В первом композиционном типе без упоминания и изображения каких-либо фактов и обстоятельств напрямую выражаются чувства, мысли, переживания лирического героя. Чаще лирические монологи в этих стихотворениях ведутся от первого лица. Особенности произведений первого типа были свойственны более песням башкирского устного народного творчества. Но в сравнении с современными лирическими произведениями и образцами народного творчества так называемого «первого типа» имеется существенное отличие. Для народных песен

62

^БЫ 1997-2911. № 1 (79) 2018. Ч. 1

характерны общность поэтических средств, стилистических оборотов, поток переживаний героев, которые, несомненно, нашли свое дальнейшее развитие также в башкирской поэзии [2, а 256]. В современных стихотворениях, например, речь лирического героя, образ героини сильно индивидуализированы, в связи с чем произведение приобретает глубокий психологизм. В них психологический портрет героини вырисовывается через отношение лирического героя к возлюбленной. По мнению Д. С. Лихачева, лирический герой-автор сильно отличается от лирического «я» - исполнителя в народном творчестве [7, а 225].

К произведениям первого типа относятся также стихотворения высоко-патетического, героического содержания. Например, стихотворение «Оран» («Призыв») Раиса Туляка по своему содержанию и стилю напоминает жанр хитап или кубаир. Публицистический стиль произведения, а также монологическая речь лирического героя, направленная на слушателей-единомышленников, усиливает ораторское звучание, делает ее эмоциональной и возвышенной. Монолог-обращение ведется от имени духа башкиров, отдавших свою жизнь за свободу родного народа, поэтому лирический сюжет близок по стилю речи поэтов-импровизаторов, сэсэнов в древние времена. Как отмечают современные исследователи, «в истории лирики не было одного, всегда равного себе лирического субъекта, но было три качественно разных типа: синкретический, жанровый и лично-творческий» [14, а 310]. Поэтому в стихотворении «Оран», близкому по своему патриотическому духу и гражданскому пафосу традициям сэсэнов, нельзя не увидеть индивидуальный стиль современного поэта.

Лирический субъект более ранних жанров относится ко второму типу, в них особенности героя определяют жанр и стиль. В монологе «я» произведений изустной литературы не отражается внутренний мир или собственные переживания лирического субъекта, в отличие от стихотворения Р. Туляка, которое относится к лично-творческому типу [12, а 70]. Лирическому герою стихотворения современного поэта свойственен психоанализ, он раскрывается перед читателем как личность-характер. Очевиден его богатый внутренний мир, переживания, слышим его индивидуализированную речь.

Сравнительно большее распространение получили произведения второго типа, где сочетание лирического начала и предметной изобразительности является их главной особенностью. Центральные объекты изображения: события, явления, пейзаж - выполняют здесь вспомогательную функцию и помогают раскрыть лишь внутренний мир героя. Например, в стихотворении «Муха» К. Аралбаева в первой строфе описывается конкретное явление, а вторую строфу продолжают уже размышления лирического героя. Во многих поэтических произведениях природа изображается через восприятие поэта (например, стихотворение «Белая ночь» Д. Шарафетдинова), и в них «пейзаж предстает не как статическая данность, а как гармоническое переживание природы лирическим героем, как состояние его души» [15, а 134].

В третьем композиционном типе предметы, обстоятельства, пейзаж являются основным объектом изображения (С. Алибаев «Март»). Но в данном случае детали быта или природы, обстоятельства и т.п. имеют больше символический смысл, а содержание произведения приобретает философский характер. В некоторых стихотворениях пейзажная или бытовая зарисовка просто создает определенное настроение и фон.

При изучении особенностей образа лирического героя и средства его выражения в произведениях целесообразно изучать поэзию для детей отдельно. Автор произведений для детей ориентируется на особую целевую аудиторию. Лирический герой этой категории стихотворений тоже обладает определенными особенностями, специфическими чертами. Психология, речь, стиль разговора лирического героя должны соответствовать особенностям детского сознания, он должен выступать в роли сверстника читателя-ребенка.

Большинство стихотворений для детей состоят из монолога лирического героя-ребенка, который выступает от имени лирического «я». Также лирический герой может выступать в роли наблюдателя, который познает окружающий мир, оценивает все события и явления глазами детей и передает их читателям. Как правило, в основе сюжета этих стихотворений лежат события, происшествия, ситуации, явления, часто происходящие с детьми. Например, в стихотворении «Кто спрашивает?» С. Алибаева описывается реакция маленькой девочки (Айгуль) на звонок телефона. Само по себе произведение интересно для маленького читателя, потому что объектом изображения является ребенок, да и в роли рассказчика (лирического героя) выступает, как правило, человек с детской психологией и манерой речи. Указание имени героини (Айгуль) в стихотворном произведении делает сюжет правдоподобным, близким к реальной жизни, что позволяет еще больше привлечь внимание читателя-ребенка и заинтересовать его. Авторы современных башкирских стихотворений для детей обращаются к конкретным, понятным образам, поскольку абстрактные, сложные понятия трудно воспринимаются детьми.

Стихотворения для детей чаще композиционно строятся на диалоге двух лиц. Обычно это диалог ребенка и взрослого человека. Подобный способ позволяет, с одной стороны, показать способности детского мышления, познания мира, а также фантазию, психологию ребенка; с другой стороны, - выявить особенности мышления взрослого, его отличие от детской оценки различных явлений. Диалоги могут быть в форме ответа взрослых на каверзные вопросы детей. Таким образом, создается ощущение, что диалог между взрослым и ребенком - это разговор автора с юным читателем. В стихотворении диалог иногда может и не иметь полноценную форму, в этом случае слова одного из участников диалога передаются в виде прямой речи, включенной в монолог лирического героя. Перед читателем развертывается маленькая сценка, драматическая ситуация со своими диалогами, репликами и развязкой. Это позволяет читателю-ребенку зрительно представить сцену, ощутить себя в роли героя и участника этих событий. Все эти приемы делают лирическое произведение живым и интересным, а сюжет - компактным.

Таким образом, в современных лирических произведениях субъектные формы выражения авторского сознания могут иметь различный характер. Целью же использования разного типа композиционно-структурных и стилистических средств является стремление автора к максимальному выражению собственного «я»

и эмоциональному контакту с читателем. Примечательно, что современная поэзия стремится наиболее глубоко выразить внутренний мир лирического героя, изобразить психологический портрет и передать его характер.

Список источников

1. Ахмедьянов К. Теория башкирской литературы. Изд-е 3-е, испр. Уфа: Китап, 2003. 392 с.

2. Галин С. Песенная поэзия башкирского народа. Некоторые вопросы песенного жанра. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979. 256 с.

3. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. 415 с.

4. Илишева Р. Х. Образы природы в башкирской прозе // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 3. Ч. 1. С. 1065-1068.

5. Корман Б. О. Избранные труды. Теория литературы / ред.-сост. Е. А. Подшивалова, Н. А. Ремизова, Д. И. Черашняя, В. И. Чулков. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. 552 с.

6. Кунафин Г. Башкирская поэзия XIX - начала XX века: вопросы жанровой системы манифестационно-публицистической лирики. Уфа: БГУ, 2002. 216 с.

7. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / отв. ред. В. Н. Адрианова-Перетц. Л.: Наука, 1967. 372 с.

8. Самирханова Г. Х. Поэтика башкирских басен. Уфа: БашГУ, 2014. 138 с.

9. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.

10. Утяев А. Ф. Лирический герой современной башкирской поэзии: автореф. дисс. ... к. филол. н. Уфа, 2011. 25 с.

11. Утяев А. Ф. Лирический герой современной башкирской поэзии: монография. Стерлитамак: СГПА, 2012. 120 с.

12. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 2002. 437 с.

13. Хусаинов Г. Поэтика башкирской литературы: в 2-х ч. Уфа: Гилем, 2006. Ч. 1. Теоретическая поэтика. 403 с.

14. Чернец Л. В., Хализев В. Е., Эсалнек А. Я. и др. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 2004. 680 с.

15. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990. 303 с.

THE IMAGE OF A LYRIC HERO AND THE MEANS OF ITS EXPRESSION (BY THE MATERIAL OF THE CONTEMPORARY BASHKIR POETRY)

Utyaev Ainur Fanisovich, Ph. D. in Philology, Associate Professor Bashkir State University (Branch) in Sterlitamak Aynurut@mail. ru

Sheken Zhandos, Ph. D. in Philology Karaganda Bolashak University, Kazakhstan aktaibatyr@bk. ru

The article considers the main approaches to the classification of lyric genres and the problems of a lyric hero in contemporary literary criticism. The works of the leading Russian and Bashkir researchers are analyzed. A number of questions concerning the methods of depicting the lyric subject in poems are studied. The ways of expressing the thoughts, views of the poet and the forms of the author's presence in the works are studied. The classification of various stylistic and compositional techniques is proposed.

Key words and phrases: classification; image; genre; lyric origin; poetic work; lyric hero.

УДК 821.511.131-1(045)

Статья посвящена исследованию поэзии удмуртских писателей, чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны. Автор анализирует образ военного времени в поэтическом восприятии ребенка. Представлены в сравнительном ракурсе ведущие темы и мотивы: раннего взросления, голодного детства, непосильного труда, материнства, памяти. Особое внимание уделено изучению лирических поэм М. Покчи-Петрова и В. Ванюшева, посвященных героическим и многострадальным матерям.

Ключевые слова и фразы: удмуртская поэзия; дети войны; образы военного детства; ведущие мотивы; тема материнства.

Федорова Любовь Петровна, к. пед. н., доцент

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск liubov.fedorova@gmail. сот

ТЕМА ВОЕННОГО ДЕТСТВА В УДМУРТСКОЙ ПОЭЗИИ

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-14-18005.

Особый пласт литературы о Великой Отечественной войне составляют произведения, созданные детьми военного времени. «Дети войны» продолжают процесс открытия духовной силы своего народа, заданный писателями-фронтовиками. Но у каждого поколения свое видение войны, которое запечатлено в их поэтических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.