Научная статья на тему 'Образ интерьера: объект- тема- стиль'

Образ интерьера: объект- тема- стиль Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
928
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочнев С. В.

В статье рассматривается проблема создания художественного образа интерьера. Визуальный образ интерьера складывается под влиянием многих факторов: эстетических, религиозных, идеологических, природно-климатических, функциональных. Тема интерьера является материальной основой создания художественного образа. Стилистика интерьера должна базироваться на тематике интерьера. Только тогда дизайнерское решение станет гармоничным по форме и глубоким по содержанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ интерьера: объект- тема- стиль»

теория и практика дизайна

ОБРАЗ ИНТЕРЬЕРА: ОБЪЕКТ — ТЕМА — СТИЛЬ

С. В. Кочнев

Красота дома... нуждается в зрителе одаренном, который не судит по одному только виду, но мудрым размышлением сопровождает свое созерцание.

Лукиан

В статье рассматривается проблема создания художественного образа интерьера. Визуальный образ интерьера складывается под влиянием многих факторов: эстетических, религиозных, идеологических, природно-климатических, функциональных. Тема интерьера является материальной основой создания художественного образа. Стилистика интерьера должна базироваться на тематике интерьера. Только тогда дизайнерское решение станет гармоничным по форме и глубоким по содержанию.

Так складывается, что обычно мы обращаем больше внимания на вещи, обладающие индивидуальностью, точным и уверенным образом. В любом случае учитывается сочетание атрибутов, рисующих впечатление цельного объекта. И маскарадное одеяние, и модная одежда, прическа, стильный макияж обладают свойствами образности в соответствии с тематическим использованием или принципом временного применения.

С древности человек наделял предметное пространство зрительными свойствами, которые со временем являли собой концентрат знаний и умений, дающих способность определять направление, путь создания образа внутренней архитектуры. И дворцы, и хижины несли в себе информацию о принципах существования общества, которые менялись не так существенно, как в современном мире. Но люди, общества никогда не стремились ограничить индивидуальность лишь горизонтальными и вертикальными плоскостями, функциональное назначение которых определялось как пол, потолок и стены. Стремление наполнить жилище и архитектуру в целом неким зрительным смыслом приводило, как правило, к созданию канонизированного образа рукотворного пространства. Изначально основой, определяющей облик ар-

хитектуры, служил ритуал. Со временем его заменила более развернутая религия, которую вытеснила обобществленная философия, оставив первой рамки функционально-теологического существования.

Современный взгляд на создание архитектуры приемлет в основном материальнотехнологическую и эстетическую подоплеку организации пространства. Ритуал, религия, философия играют здесь не настолько важную роль, хотя и не вырваны из жизни современного общества и оказывают достаточно зримое воздействие при формировании окружающей среды.

Тем не менее, осознавая весь накопленный опыт создания предметно-объектного мира, мы подчас признаем недостаточность зримых свойств современной архитектуры. Отсюда вполне осознанное желание обогатить жилище и общественное пространство дополнительными свойствами: стилем, тематическим образом.

Безусловно, не всегда имеется необходимость привлечения темы для создания образа внутреннего пространства. Иногда достаточно стилевых приемов, основанных на знаний истории архитектуры, существующих направлений. Но тенденции современного проекти-

Серия «Архитектурно-строительные науки»

35

рования все чаще определяют задачу создать конкретный, индивидуальный образ.

Рассматривая соответствие предполагаемого образа общественно-культурным представлениям о принципах создания архитектурного окружения, мы тем не менее выделяем объекты, способные выглядеть индивидуально, выделяться нестандартностью на фоне общей застройки, отображать явное желание создателя определить тему сооружения.

Внутреннее пространство в данном случае имеет более широкие возможности определять образ в основном за счет замкнутости. Но это не означает отрицание основополагающего принципа сочетания «внутреннего» и «внешнего».

Применение методики создания образа интерьера (как, впрочем, и экстерьера) опирается на принцип применения цепочки «объект — тема — стиль». Объект, определенный функциональным назначением, может быть заявлен соответствующей темой, которая в свою очередь определяет стиль, его применение. Применение стиля без тематического определения может привести к поверхностному результату, усеченному объему применяемых свойств. Как правило, тема не только выявляет стилевой выбор, но и определяет набор вспомогательных атрибутов.

Пример: гостиная (объект), Япония (стиль). Предположительно проектирование интерьера по этому принципу приведет к созданию стабильного образа с использованием стандартных атрибутов интерьерно-экстерьерного назначения.

Поступила 16.09.08.

Другое дело обстоит с применением выбранной темы. Пример: Страна восходящего солнца, пагода, сумо. Любая из этих тем может определить свое направление проектирования интерьера, создания действительно индивидуального образа. Иногда тема помогает определить формирование набора атрибутов, когда стиль не обозначен явно как реально существующий.

Вербальный прием определения образа достигает порой заранее непредвиденных, но положительных результатов. Примером может служить тема оформления интерьера магазина канцтоваров по продаже в основном школьных принадлежностей. Средства раскрытия этой темы таковы: выделяется, допустим, общий термин «милитари» (вооружен знаниями и средствами, готов к решению задач, ручки и карандаши — ракеты и патроны. карты, атласы, тетради — все для составления планов атаки на объемы знаний). Такая, казалось бы, далекая от школьного обучения тема приводит ряд знаковых атрибутов, не противоречащих друг другу. Милитаристский камуфляж, например, преобразуется в разноцветные пятна клякс. Чем не тема дальнейшего развития?

Интерьер, наделенный тематическим образом, — не самоцель, и являет собой лишь стремление более конкретно обозначить путь собственного существования и возможного развития. В целом ориентация на применение подобной методики достаточна как принцип последовательных шагов для достижения необходимого результата.

36

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2008 | № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.