Научная статья на тему 'Образ идеального учителя-словесника в публицистике В. П. Острогорского'

Образ идеального учителя-словесника в публицистике В. П. Острогорского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1247
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / ИДЕАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ / УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ / HISTORY OF SCHOOL LITERATURE EDUCATION / PEDAGOGICAL PUBLICIST WORKS / IDEAL TEACHER / LANGUAGE AND LITERATURE TEACHER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лазарев Юрий Васильевич

В статье проанализированы взгляды В.П.Острогорского на образ идеального учителя словесности, изложенные в его публицистических статьях. Привлечен новый материал, позволяющий допол-нить историю становления школьного литературного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE IDEAL LANGUAGE AND LITERATURE TEACHER IN V.P. OSTROGORSKY'S PUBLICIST WORKS

The author of the article analyzes Ostrogorsky's views on the image of the ideal language and literature teacher presented in his journalistic articles. The new material, which allows supplementing history of formation of school literature education, is involved.

Текст научной работы на тему «Образ идеального учителя-словесника в публицистике В. П. Острогорского»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №4(22)

УДК 372.882

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА В ПУБЛИЦИСТИКЕ В.П.ОСТРОГОРСКОГО

© Ю.В.Лазарев

В статье проанализированы взгляды В.П.Острогорского на образ идеального учителя словесности, изложенные в его публицистических статьях. Привлечен новый материал, позволяющий дополнить историю становления школьного литературного образования.

Ключевые слова: история школьного литературного образования, педагогическая публицистика, идеальный учитель, учитель словесности.

В ряду выдающихся словесников второй половины XIX века В.П.Острогорский (1840-1902) занимает особое место. Наряду с педагогической и научно-методической деятельностью он активно занимался журналистикой, считая ее продолжением своей просветительской работы. В многочисленных публикациях как в специальных педагогических, так и в общественно-политических периодических изданиях он пропагандировал передовые педагогические взгляды и идеи с целью внедрения их в общественное сознание, в массовую практическую деятельность.

Сотрудничать с периодическими изданиями В.П.Острогорский начал, когда ему было 19 лет, и продолжал до момента внезапной смерти. Статьи его публиковались почти во всех педагогических изданиях того времени. В четырех журналах "Детское чтение" и "Педагогический листок" (1877-1884), "Воспитание и обучение" (1885), "Мир Божий" (1892-1902) он в разные годы был редактором.

Круг педагогических интересов В.П.Острогорского, отразившийся в его публицистике, чрезвычайно широк. Он боролся за распространение народных училищ, был озабочен развитием женского образования, большое внимание уделял проблемам нравственно-эстетического воспитания детей. Многое В.П.Острогорский сделал для развития методики преподавания словесности. Однако какие бы педагогические, методические проблемы не волновали В.П.Остро-горского, он почти всегда находит место для размышлений о роли учителя в образовательном процессе, его профессиональной подготовке и его качествах.

В данной статье мы рассмотрим, как осмысляется данная тема в педагогической публицистике ученого-методиста. Эпоха реформ второй половины 50 - начала 60 годов XIX века, пробудившая внимание общества к проблемам образования, "разбудила" и русского учителя. Среди разнообразных проблем, волновавших педагогов,

важное место занял вопрос о предназначении учителя. Многие педагоги-публицисты (Н.И.Пи-рогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой) размышляли об общественной роли учителя и его роли в педагогическом процессе. Не остались в стороне от дискуссии и преподаватели-словесники. В.И.Водовозов в статье "Идеал народного учителя", развивая идеи, высказанные К.Д.Ушинским в статье "О пользе педагогической литературы", излагает свои взгляды на роль учителя, его профессиональную подготовку и обосновывает необходимость выработки идеала учителя. Раздумья об идеальном педагоге проходят через многие статьи В.Я.Стоюнина. Поэтому размышления В.П.Острогорского об идеальном учителе-сло-веснике укладываются в русло общих общественно-педагогических исканий того времени.

Характерно, что высказывать свои мысли об учителе, в том числе и критические, В.П.Остро-горский начинает уже в зрелом возрасте, обладая значительным преподавательским опытом, хорошим знанием педагогического мира и проблем литературного образования. Статья "Благие желания" - одно из первых обращений к данной теме. По мнению педагога, в России роль учите -ля огромна как нигде в мире, так как школа вследствие неразвитости в стране общественной жизни имеет громадное просветительское влияние. Пишет В.П.Острогорский и о том, что учительская профессия как никакая другая требует внутреннего влечения, в то время как "к учительству прибегают у нас множество лиц без малейшего к нему призвания, не определив себе даже хорошенько его значения, смотря на него только как на ремесло, которым легко можно овладеть" [1: 434].

Наиболее полно и аргументировано В.П.Ост-рогорский излагает свои взгляды на качества, характерные для идеального учителя-словесника, в первой статье цикла "Беседы о преподавании словесности". Он считает, что у словесности особая роль, отличная от других школьных

предметов. Родной язык и словесность прежде всего развивают детей в этико-эстетическом плане, потому и к учителю словесности необходимо предъявлять особые требования, он должен помимо основательного знания своего предмета и методики его преподавания обладать и особыми качествами. В.П.Острогорский выделяет словесника из ряда других учителей и даже высказывает очень спорную мысль о том, что, например, учителем математики, физики и других предметов в отличие от учителя-словесника "может быть даже человек, не особенно вообще развитый и образованный, но основательно изучивший свой предмет и его методику" [2: 250].

Считая, что хороший преподаватель - это одна из главных составляющих успешности литературного образования, В.П.Острогорский разрабатывает обширную программу подготовки учителя-словесника. Ему необходимо знать логику, психологию, историю философии, эстетику, историю всеобщую и русскую, историю всеобщей и русской литературы, церковнославянскую и русскую грамматику, приемы выразительного чтения. Немаловажны и личные качества: обладание быстрым критическим

умом, эстетическим вкусом и даром слова.

Предъявляя повышенные требования к личности учителя, его моральному и культурному облику, В.П.Острогорский категорически отказывает в праве стать хорошим учителем словесности тем, кто не любит литературу и не находит в ней с самого детства интереса и желания, кто не обладает эстетическим вкусом и способностями к выразительному чтению. Кроме того, методист настаивает на необходимости обязательного университетского образования для словесника.

Одно из ярких качеств В.П.Острогорского-публициста - непобедимая вера в торжество справедливости, оптимизм. Он прекрасно понимает, что современный словесник очень далек от идеала, но искренне верит в возможность его достижения и показывает пути к нему. Именно на этом базируется убежденность В.П.Острогор-ского в том, что лишь при наличии образцовых учителей "литературное образование станет в наших гимназиях мужских и женских уже не фикцией, как часто бывает теперь, а настоящим серьезным, и, смеем думать, - великим государственным, патриотическим делом в смысле поднятия умственного и нравственного уровня общества" [2: 255-256].

В статье "Письма о литературно-эстетическом образовании" В.П.Острогорский утверждает, что главное в преподавании не программа, а личность учителя, способного заставить юноше-

ство полюбить литературу и с любовью заниматься ею. С болью пишет педагог о недостатке хороших учителей и называет следующие причины этого печального явления: отношение в гимназиях к родному языку и словесности, как к чему-то "второстепенному, неопределенному, иногда даже опасному, ведущему к фразерству и легкомыслию", недостаточная подготовка к учительской деятельности, которую дают университеты и историко-филологические институты [3: 136].

В юбилейном очерке, посвященном В.П.Острогорскому, известный педагог Д.И.Ти-хомиров развивает его мысли и отмечает, что школа того времени не принимала в расчет требований жизни, видоизменяясь исключительно лишь под влиянием тех или иных государственных соображений. Необходимость руководствоваться до мелочей определенными правительственными программами, инструкциями и предписаниями лишала учителей и самой малой доли самостоятельности, самодеятельности в деле школьного учения и воспитания. Потому и не было необходимости в специальной подготовке педагогов к своему делу, ведь школе нужен не педагог, а лишь покорный исполнитель предписаний [4: 639].

Одной из центральных тема учителя-словесника становится в мемуарных очерках В.П.Острогорского "Из истории моего учительства". Сформулировав цель - вспомнить "некоторых, уже покойных педагогов старого времени, которых случалось мне знать более или менее близко" [5: 140], автор создает яркие образы выдающихся учителей-словесников, с которыми ему пришлось общаться в разные годы жизни, пишет о тяжелом положении учителя словесности, поставленного в рамки схоластической программы, отсутствия пособий и текстов произведений.

Следует отметить, что со временем критический пафос по отношению к учителю усиливается. В.П.Острогорский почти не находит среди современников (и тем более среди молодых преподавателей) положительных примеров. В его статьях можно найти немало нелицеприятных характеристик. "Русский учитель какого угодно предмета, - пишет он в мемуарах, - в значительном большинстве существо какое-то крайне обособленное, педантичное, нередко совсем неразвитое философски, общественно и политически, малообразованное, вне своей специальности, до чрезвычайности скучное, умеющее отбывать только свои уроки, а в обществе, за отсутствием всяких общих интересов, убивает вечер за неиз-

Ю.В.ЛАЗАРЕВ

бежным винтом. Исключения, конечно, попадаются, но они редки даже в столицах" [б: 94].

Поэтому, возможно, В.П.Острогорский так часто обращается к жанрам юбилейной статьи и некролога. Всего в общей и педагогической периодике он опубликовал более 30 работ в этих жанрах, посвященных в том числе преподавате-лям-словесникам В.Ф.Кеневичу, Ф.Ф.Резонеру, М.Б.Чистякову, В.И.Водовозову, В.Я.Стоюнину,

В.И.Скопину, В.Д.Сиповскому и др. В этих некрологах, воздавая дань памяти своим учителям и старшим товарищам, бескорыстным подвижникам, отдавшим все силы на благо служения обществу, он раз за разом утверждает образ идеального учителя-словесника.

Однако и в современности Острогорский не оставляет попыток найти идеал. Известно, что в 1890 году он задумал грандиозный труд "Учитель и учительница русской народной земской школы". По замыслу педагога, книга должна была представлять собой сборник биографий, написанных на основании присланных в редакцию книги материалов. К сожалению, реализовать задуманное не удалось, в черновиках осталось лишь эмоциональное предисловие В.П.Острогорского к этой работе.

В полемическом этюде "Учитель словесности" В.П.Острогорский рассуждает о роли словесности как учебного предмета. Словесность, воздействуя на чувства и воображение ребенка, формирует личность человека, его мировоззрение. "Как ни велики заслуги науки, - пишет он, -но едва ли в смысле воспитательном для юношества, главную роль не играла литература и словесность" [7: 84]. Она позволяет дать молодому человеку то, что он пока не находит и в дальнейшем не всегда найдет, в окружающей жизни, - яркие образы, примеры, идеалы человеческого счастья.

Изучать словесность, считает педагог, необходимо не как науку, а как явление искусства. Поэтому учителю словесности недостаточно широкого образования, знания литературы и методики. Он, по образному выражению В.П.Острогорского, - "художник без самостоятельного творчества". Его цель - донести чувства, идеи, мысли произведений до учеников. Чтобы быть настоящим словесником, необходим развитый эстетический вкус, гуманизм, человеколюбие, стремление воспитать гражданина и патриота. Тогда это будет идеальный учитель. К сожалению, по мнению В.П.Острогорского, таких учителей сейчас немного, они все в прошлом (А.Ф. Мерзляков, В.Я.Стоюнин, В.И.Водовозов).

Подтверждением тезиса о том, что образ идеального учителя-словесника у В.П.Острогорско-

го чаще всего соотнесен с прошлым, является статья "Учитель словесности за 17 веков назад". В ней, анализируя недавно переведенную книгу "Правила ораторского искусства", В.П.Остро-горский рассуждает и о недостатках современного преподавания словесности, а в качестве образцового называет римского ритора и учителя словесности Фабия Квинтилиана, жившего в первом веке нашей эры [8].

На рубеже веков В.П.Острогорский публикует в центральных газетах ряд остро злободневных статей, где размышляет о благородной миссии учителя [9, 10]. Последним его публицистическим выступлением в печати можно считать письмо-завещание, опубликованное рядом изданий после смерти педагога. В последние годы жизни В.П.Острогорский много сил и средств тратил на созданное им бесплатное начальное народное училище на Валдае. И его письмо, в котором он обращается к своим ученикам и коллегам с просьбой не оставить его детище на произвол судьбы, является завещанием образцового педагога, и после своей смерти утверждающего тот идеальный образ учителя, который он создавал в своих статьях.

Проведенный анализ дает возможность сделать следующие выводы. Образ учителя словесности, являясь одним из сквозных, проходит через многие педагогические сочинения В.П.Ост-рогорского, находя наиболее яркое воплощение в его публицистике. Идеал учителя-словесника, сформировавшийся у В.П. Острогорского еще в юности под влиянием учителей (В.Я.Стоюнина), педагогов 60-х годов (Н.И.Пирогова, К.Д.Ушин-ского), старших товарищей (В .И.Водовозова и т.д.), в последующие годы остается неизменным, а среди современников он не находит достойных образцов. При этом сам В.П.Острогорский в своей педагогической деятельности стремился соответствовать созданному им идеалу, что позволило автору некролога сказать о нем следующее: "В своей учительской деятельности, как преподаватель русского языка, русской и иностранной словесности, Виктор Петрович олицетворял собой идеальный тип учителя, проводя в жизнь идеи Пирогова, Водовозова, Стоюнина и Ушин-ского" [10: 1].

1. Острогорский В. Благие желания // Женское образование. - 1877. - №8. - С.425-446.

2. Острогорский В. Беседы о преподавании словесности // Женское образование. - 1884. - №4. -

С.243-256.

3. Острогорский В.П. Письма о литературно-эстетическом образовании. Письмо 1 // Вестник воспитания. - 1890. - №4. - С.133-140.

4. Тихомиров Д.И. В.П.Острогорский (К тридцатипятилетию его педагогической деятельности) // Педагогический листок. - 1899. - Кн.б. - С.б39-б52.

5. Острогорский В. Из истории моего учительства // Образование. - 1892. - №9. - С.139-1б4.

6. Острогорский В. Из истории моего учительства // Образование. - 1893. - №2. - С.81-102.

7. Острогорский В. Учитель словесности. Этюд // Образование. - 1895. - №1. - С.83-87.

8. Острогорский В. Учитель словесности за 17 веков назад // Образование. - 1896. - №9. - С.3-15.

9. Острогорский В. Прошлое, настоящее и желанное будущее // Новости. - 1901. - №106, №108.

10. Виктор Петрович Острогорский (Некролог) // Мир Божий. - 1902. - май. - С.1-3.

THE IMAGE OF THE IDEAL LANGUAGE AND LITERATURE TEACHER IN V.P. OSTROGORSKY’S PUBLICIST WORKS

Y.V.Lazarev

The author of the article analyzes Ostrogorsky’s views on the image of the ideal language and literature teacher presented in his journalistic articles. The new material, which allows supplementing history of formation of school literature education, is involved.

Key words: history of school literature education, pedagogical publicist works, ideal teacher, language and literature teacher.

Лазарев Юрий Васильевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики Рязанского государственного университета имени С. А.Есенина.

E-mail: jumalist.rgu@gmail.com

Поступила в редакцию 20.10.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.