Научная статья на тему 'Образ боярина Ф. М. Ртищева в романе ВС. С. Соловьева «Царское посольство»'

Образ боярина Ф. М. Ртищева в романе ВС. С. Соловьева «Царское посольство» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / ДОПЕТРОВСКАЯ РОССИЯ / ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ / ФЕДОР РТИЩЕВ / ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЦЕННОСТИ / СВЯТОСТЬ / HISTORICAL NOVEL / PRE-PETRINE RUSSIA / TSAR ALEXEI MIKHAILOVICH / FYODOR RTISHCHEV / EVANGELICAL VALUES / HOLINESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никольский Евгений Владимирович

В статье рассматривается изображение праведного боярина Федора Михайловича Ртищева в историческом романе Всеволода Сергеевича Соловьева «Царское посольство» (1891). Отмечается, что писатель детально изучил материалы, относящиеся к жизни и деятельности своего героя. В романе «Царское посольство» Ф.М.Ртищев представлен как человек высокой культуры и глубокой веры, осуществивший гармоничный синтез древнерусского православного благочестия, евангельской духовности и западноевропейского просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF BOYARIN F.M.RTISHCHEV IN VS.SOLOVEV’S NOVEL "THE ROYAL EMBASSY"

The article examines the image of the devout boyarin Fyodor Rtishchev in the historical novel «The Royal Embassy» (1891) by Vsevolod Solovyov. It is noted that the writer studied in detail the materials related to the life and activity of his character. In the novel «The Royal Embassy», Fyodor Mikhailovich Rtishchev is presented as a man of high culture and deep faith, himself a harmonious synthesis of ancient Russian Orthodox piety, evangelical spirituality, and West European enlightenment.

Текст научной работы на тему «Образ боярина Ф. М. Ртищева в романе ВС. С. Соловьева «Царское посольство»»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №1(35)

УДК 82

ОБРАЗ БОЯРИНА Ф.М.РТИЩЕВА В РОМАНЕ ВС.С.СОЛОВЬЕВА

«ЦАРСКОЕ ПОСОЛЬСТВО»

© Е.В.Никольский

В статье рассматривается изображение праведного боярина Федора Михайловича Ртищева в историческом романе Всеволода Сергеевича Соловьева «Царское посольство» (1891). Отмечается, что писатель детально изучил материалы, относящиеся к жизни и деятельности своего героя. В романе «Царское посольство» Ф.М.Ртищев представлен как человек высокой культуры и глубокой веры, осуществивший гармоничный синтез древнерусского православного благочестия, евангельской духовности и западноевропейского просвещения.

Ключевые слова: исторический роман, допетровская Россия, царь Алексей Михайлович, Федор Ртищев, евангельские ценности, святость.

Известный писатель Всеволод Сергеевич Соловьев (1849-1903) посвятил истории допетровской Руси ряд художественных произведений. В одном из них - романе «Царское посольство» (1891) - он переносит читателя в увлекательный мир эпохи начала правления династии Романовых. Текст «Царского посольства» содержит сюжеты из реальной жизни. Кроме того, он включает портреты некогда живших людей, наряду с которыми представлены и явно вымышленные персонажи. Пожалуй, самым ярким и запоминающимся образом в этом произведении является Федор Михайлович Ртищев (1625-1673).

Известно, что Ф.М.Ртищев принадлежал к русской боярской аристократии, был близким другом государя Алексея Михайловича. Он происходил из семьи поместного лихвинского дворянина Михаила Алексеевича Ртищева и его жены Ульяны Федоровны из рода Потемкиных. Свое детство Ф.М.Ртищев провел в Москве, а также в имении отца - селе Покровском, располагавшемся недалеко от Лихвина, небольшого русского городка [1, 2]. В Большой советской энциклопедии написано, что Ф.М.Ртищев «с 1645 года занимал дворцовые должности стряпчего, постельничего, дворецкого. В 1656 получил чин окольничего. Во время войн России с Польшей и Швецией (1654-1656) выполнял дипломатические поручения. Был близким советником царя Алексея Михайловича, входил в "Кружок ревнителей благочестия". Возглавлял ряд приказов: Приказ Большого дворца, Приказ тайных дел. <...> способствовал укреплению русско-украинских политических и культурных связей. Пригласив из Киева ученых монахов <...>, организовал в Москве школу при Андреевском монастыре (так называемое Ртищевское братство), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии. Для ознакомления москви-

чей с полифонической музыкой выписал хор из Киева. Ртищев содействовал расширению системы медицинских и благотворительных учреждений в России (больницы, госпитали, богадельни, странноприимные дома)» [3].

Из трудов отечественных историков известно, что Ф.М.Ртищев вошел в русскую историю не только как государственный деятель периода правления царя Алексея Михайловича, но и как ратовавший за развитие церковного просвещения и немало для этого сделавший. Во дворец он попал благодаря своему отцу Михаилу Алексеевичу Ртищеву. Первым служебным дебютом юного боярина стала должность стряпчего при дворе, что приближала его к царю и давала возможность приобрести высочайшее расположение. В 1648 году Федор становится преемником отца в должности царского постельничего. Постепенно между ним и монархом сложились теплые отношения, переросшие в крепкую дружбу.

Будучи человеком скромного нрава, Ф.М.Ртищев всячески сторонился публичности, поэтому истинные масштабы его влияния на царя и проводимую им политику до сих пор являются предметом споров. В частности, высказывается предположение, что именно Ф.М.Ртищев инициировал пересмотр богослужебных книг, приведший к Великому Расколу в русской Православной церкви. Некоторые ученые-историки считают, что именно на нем лежит вина за окончательный крах идей Патриарха Никона [1, 2, 4].

Во время страшного голода в Вологде, произошедшего в 1650 году, Ф.М.Ртищев продал большую часть своего имущества, в том числе одежду и домашнюю утварь, с целью сбора средств для нуждающихся. Как милосердный боярин, он заботился о раненых в Русско-польской войне вне зависимости от их национальной и - что особенно важно для России XVII

столетия - религиозно-конфессиональной принадлежности.

Ф.М.Ртищев приходился родственником Ус-тинье Богдановне Ртищевой и ее дочери, Евдокии Лопухиной, которая была избрана царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной в супруги Петру Великому.

По прошествии незначительного времени после кончины боярина в Москве было создано «Житие милостивого мужа Федора, званием Ртищева», что было в ту пору крайне редким явлением, ибо в те времена в агиографическом жанре писались биографии иерархов и пастырей, а также канонизированных русской Православной Церковью исторических лиц. Скульптурное изображение Ф.М.Ртищева украшает горельеф на новгородском памятнике «Тысячелетие России» (в секторе «Просветители»). Стоит, однако, заметить, что по сию пору Ф.М.Ртищев не причислен к лику святых. Между тем в самой известной биографии боярина, созданной В.О.Ключевским и впервые опубликованной в январском выпуске «Русской мысли» (1890) под названием «Добрые люди Древней Руси»1, его жизнь дана в сопоставлении с подвигами святой праведной Юлиании Лазоревской. Более того, в этой работе знаменитый историк именует Ф.М.Ртищева «евангельским человеком». В «Курсе русской истории» ученый так писал о нем: «Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть -смиренномудрие. Царь Алексей, выросший вместе с Ртищевым, разумеется, не мог не привязаться к такому человеку. Своим влиянием царского любимца Ртищев пользовался, чтобы быть миротворцем при дворе, устранять вражды и

1 Нам не известно, читал ли Вс.С.Соловьев эту работу

B.О.Ключевского. При сопоставлении романа и статьи мы не находим знаков, которые свидетельствовали бы о текстологической близости двух произведений (близость такого рода обнаруживается между романом Вс.С.Соловьева «Юный император» и страницами «Истории России с древнейших времен»

C.М.Соловьева, о чем мы уже писали [5]). Однако с ясностью прочитываемые аналогии в подходах Вс.С.Соловьева и В.О.Ключевского при изображении Ф.М..Ртищева, по-видимому, обусловлены тем, что и писатель и историк опирались на один и тот же источник, а именно - житие праведного боярина. Кроме того, стоило бы обратить внимание на один весьма примечательный факт: Вс.С.Соловьев выпускает свой роман, посвященный описанию быта и нравов допетровской Руси, зарождению в ней профессиональной дипломатии и распространению наук [6], через год после выхода в свет статьи В. О. Ключевского.

столкновения, сдерживать сильных и заносчивых или неуступчивых людей <...>. Такая трудная роль тем легче удавалась Ртищеву, что он умел говорить правду без обиды, никому ни колол глаза личным превосходством, был совершенно чужд родословного и личного тщеславия, ненавидел местнические счеты» [7: 330-331].

Действие в романе связано с той эпохой, когда Алексей Михайлович подготовлял почву для петровских преобразований. Царь стоял во главе новых веяний и твердо шел этим путем, несмотря на происки врагов - приверженцев патриархальной русской старины. Эти люди выражали недовольство по поводу исправления патриархом Никоном богослужебных книг, того, что «анти-охийский патриарх Макарий и прочие восточные архиереи к нам наехали, да сговорясь с патриархом Никоном в Успенском соборе при всем народе православном объявили, что тремя перстами креститься подобает и тех, кто двумя перстами крестится, всенародной предали анафеме» [8: 38].

Однако у монарха, как писал Вс.С.Соловьев, нашлись сторонники, сочувствовавшие его предначертаниям, и главным из таких представителей нового направления был служитель и друг «Тишайшего» Ф.М.Ртищев, богатый дворянин, человек с широким интеллектуальным кругозором, решительным характером. Ф.М.Ртищев был царским постельничим; в юности он познакомился с некоторыми иностранцами, жившими в Москве или приезжавшими по делам. От них и узнал о том, как живут в иноземных государствах. И чем больше боярин постигал специфику чужой жизни, тем больше понимал, что и в России назревает необходимость изменения культурного уклада. Эти представления, однако, не мешали ему быть носителем глубокого русского начала. Ф.М.Ртищев любил родину. Отсюда в соловьев-ском романе он представлен как человек, стремящийся к образованию и науке. Он не уповает на представителей старшего поколения, а возлагает надежду на молодое, в котором, по его мнению, должны найтись инициативные люди, такие же, как он сам. Ф.М.Ртищев - человек состоятельный, пользовавшийся расположением и доверием царя - берет разрешение на постройку Андреевского монастыря. Туда для обучения наукам он призывает тридцать украинских монахов, из чего можно заключить, что Ф.М.Ртищев поддерживал новые веяния осторожно, с оглядкой на старомосковское боярство и духовенство.

Вс. С. Соловьев в романе дает краткую характеристику того, как встретило ртищевские нововведения московское общество II половины ХУШ века: «пуще всего против Андреевского

восстало <. > духовенство, не отличавшееся в то время образованием. Духовные лица по первому же слову могли заткнуть ртищевских монахов за пояс. Это было дело зависти, а зависть пользуется всяким орудием, и всякое орудие в ее руках становится смертоносным <.> Началось с насмешек, закончилось клеветою. Были произнесены страшные слова: еретичество, безверие, действия антихриста» [8: 26-27].

Сам Ф.М.Ртищев и его кружок стали носителями просвещения, новых форм образования, книжности, приобщения русских людей не только к элементарной грамотности, но и к наукам, изучению иностранных языков. В Андреевский монастырь, построенный по инициативе Ф.М.Ртищева на берегу Москвы-реки, были приглашены ученые монахи со всех стран и особенно, как было сказано, из славившейся в те времена своим просвещением Малороссии. Им было вменено в обязанность учить молодых людей, изъявивших к тому желание, разным наукам и языкам. Сын боярина Залесского, молодой Александр (чьим приключениям в России и Италии посвящен роман) стал одним из питомцев первого ртищевского набора.

Отец писателя, историк С.М.Соловьев так писал о Ф.М.Ртищеве: «До нас дошло краткое и написанное в виде похвального слова житие Ртищева, но все же сообщающее нам некоторые любопытные известия о деятельности лица и его характере. Житие выставляет его человеком необыкновенно благоразумным, умеренным <. >. Цесарский посол Мейрберг подтверждает свидетельство жития, также выставляет благоразумие Ртищева, который еще в 40 лет превосходил стариков» [9: 622].

Как видно из приведенного фрагмента, писатель детально изучил материалы, относящиеся к жизни и деятельности Ф.М.Ртищева. Это и послужило первичной основой для создания художественного образа.

В романе «Царское посольство» Ф.М.Ртищев представлен как человек высокой культуры и глубокой веры, создавший гармоничный синтез древнерусского православного благочестия, евангельской духовности и западноевропейского просвещения. Весьма примечательно в этом плане описание кремлевского кабинета этого героя: «Палата была невелика, но вовсе не походила на такого рода жилье русских людей того времени. Она носила на себе совсем чуждый московским нравам характер, и если бы в правом углу висел не киот с образами, в богатых ризах и с горевшей перед ними лампадой, - палату <...> можно было почесть каким-нибудь углом иноземного замка, обитаемого «ученым немцем». По стенам

стояли высокие шкафы, наполненные книгами, а в промежутках между ними висели ландкарты. У окон стоял большой стол, то же заваленный книгами, бумагами, чертежами, толстыми исписанными тетрадями» [8: 37]. По мнению Вс.С.Соловьева, в Ф.М.Ртищеве «не было и признака того недостатка, той болезни, какой страдало большинство старинных русских людей - не было лености. Напротив, ему хотелось работать, быть постоянно в действии. Придет в голову хорошая мысль - тотчас же охота привести ее в исполнение, садить и сеять и ждать плодов добрых» [8: 37]. От живших в Москве и приехавших иностранцев он узнавал о жизни и нравах за рубежом, о том, что на чужбине «люди богаче и разумнее, ибо у них существует наука, а русские в темноте бродят, дальше четырех стен ничего не видят» [8: 39].

Ф.М.Ртищев, по должности царского постельничего видавшийся с Алексеем Михайловичем каждодневно, делился с юным царем этой заветной мыслью. Царь с большим сочувствием отнесся к ней, и с его разрешения Ф.М.Ртищев построил на берегу Москвы-реки монастырь, названный Андреевским. Здесь преподавали славянскую, латинскую, греческую грамоту, риторику и философию, а также занимались переводами чужеземных книг на русский язык. В Андреевский монастырь начали стекаться не только юноши, но и зрелые мужи. Царь и ближайшие бояре к этому отнеслись благосклонно.

Отметим еще раз, что главную заслугу Ф.М.Ртищева Вс.С.Соловьев видит в распространении на Руси просвещения, в терпеливой борьбе с невежеством. В то же время боярин показан как человек высоких нравственных качеств. Например, своему любимому ученику, дипломату Александру Залесскому, он советует не прибегать к лукавству и хитрости даже для достижения благой цели - женитьбы на любимой девушке. Боярин, пользующийся всеобщим уважением, примиряет враждующие семьи, устраивает дела своих подопечных. Он устраивает, в числе прочего, и брак любимого ученика, помогая ему в начале придворной карьеры. Ф.М.Ртищев показан человеком твердых убеждений, но при этом кротким и обходительным, который не только своими деяниями, но и образом действий способствует торжеству добра.

Однако некоторые стороны его деятельности (дела милосердия, помощь голодающим, участие в церковной реформе) в произведении все-таки не отражены. Внимание Вс.С.Соловьева было обращено не столько к общественной деятельности боярина, а сколько к его личности. Использование документальных источников («Житие

милостивого мужа Федора, званием Ртищева», «Истории России с древнейших времен» С.М.Соловьева) позволило ему создать яркий образ Ф.М.Ртищева, просвещенного человека допетровской Руси, незаслуженно забытого потомками.

1. Козловский И.П. Ф.М.Ртищев: историко-биогра-фическое исследование. - Киев, [б.и.], 1906. -85 с.

2. Кашкин Н.Н. Родословные разведки. - СПБ, 1912. - 485 с.

3. Большая советская энциклопедия // URL: http://www.bse.info-spravka.ru/bse/id_68332 (дата обращения 13.05.2012).

4. Знаменский П.В. История Русской Церкви. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. - 474 с.

5. Никольский Е.В. Художественная переработка документального исторического материала в романе Всеволода Соловьева «Юный император» // Синтез художественного и документального в литературе и искусстве: сборник материалов III Международной научной конференции. - Казань: Юниверсум, 2011. - С. 11 - 16.

6. Никольский Е.В. «Царское посольство» Всеволода Соловьева как исторический нравоописательный роман // Вестник Московского областного университета. Сер. Филология. - 2007. - № 4. -С. 177 - 180.

7. Ключевский В.О. Сочинения: в 8 томах. - Т. III: Курс русской истории. - М.: Мысль, 1957. -432 с.

8. Соловьев Вс.С. Царское посольство. - М.: Эксмо, 1994. - 360 с.

9. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 15 книгах. - Кн. 6. - Т. ХГ-ХП. - М.: Мысль, 1963. - 671 с.

THE IMAGE OF BOYARIN F.M.RTISHCHEV IN VS.SOLOVEV'S NOVEL

"THE ROYAL EMBASSY"

E.V.Nikolsky

The article examines the image of the devout boyarin Fyodor Rtishchev in the historical novel «The Royal Embassy» (1891) by Vsevolod Solovyov. It is noted that the writer studied in detail the materials related to the life and activity of his character. In the novel «The Royal Embassy», Fyodor Mikhailovich Rtishchev is presented as a man of high culture and deep faith, himself a harmonious synthesis of ancient Russian Orthodox piety, evangelical spirituality, and West European enlightenment.

Key words: historical novel, pre-Petrine Russia, Tsar Alexei Mikhailovich, Fyodor Rtishchev, evangelical values, holiness.

1. Kozlovskij I.P. F.M.Rtishchev: istoriko-biografi-cheskoe issledovanie. - Kiev, [b.i.]-1906. - 85 s. (In Russian)

2. Kashkin N.N. Rodoslovnye razvedki. - SPB, 1912. -485 s. (In Russian)

3. 3.Bol'shaya sovetskaya e'nciklopediya // URL: http://www.bse.info-spravka.ru/bse/id_68332 (data obrashheniya 13.05.2012).

4. Znamenskij P.V. Istoriya Russkoj Cerkvi. - M.: Krutickoe patriarshee podvor'e, 1996. - 474 s. (In Russian)

5. Nikol'skij E.V. Xudozhestvennaya pererabotka do-kumental'nogo istoriche-skogo materiala v romane Vsevoloda Solov'eva «Yunyj imperator» // Sintez xudozhestvennogo i dokumental'nogo v literature i iskusstve: sbornik materialov III Mezhdunarodnoj

nauchnoj konferencii. - Kazan': Yuniversum, 2011. -S. 11 -16. (In Russian)

6. Nikol'skij E.V. «Carskoe posol'stvo» Vsevoloda Solov'eva kak istoricheskij nravoopisatel'nyj roman // Vestnik Moskovskogo oblastnogo universiteta. Ser. Filologiya. - 2007. - № 4. - S. 177 - 180. (In Russian)

7. Klyuchevskij V.O. Sochineniya: v 8 to max. - T. III: Kurs russkoj istorii. - M.: Mysl', 1957. - 432 s. (In Russian)

8. Solov'ev Vs.S. Carskoe posol'stvo. - M.: E'ksmo, 1994. - 360 s. (In Russian)

9. Solov'ev S.M. Istoriya Rossii s drevnejshix vremen: v 15 knigax. - Kn. 6. - T. XI-XII. - M.: Mysl', 1963. -671 s. (In Russian)

Никольский Евгений Владимирович - кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной истории и культуры Московского государственного университета геодезии и картографии.

105064, Москва, Гороховский пер., 4. E-mail: eugenius-08@yandex.ru.

Nikolsky Evgeny Vladimirovich - PhD in Philology, Associate Professor, the Department of Native History and Culture, Moscow State University of Geodesy and Cartography.

Gorokhovsky pereulok 105064, Moscow, Russia. E-mail: eugenius-08@yandex.ru.

Поступила в редакцию 19.01.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.