Научная статья на тему 'ОБРАЩЕНИЯ К ЯЛЕНИЯМ ПРИРОДЫ И ИХ ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ЛИРИКЕ А. БЕЛОГО'

ОБРАЩЕНИЯ К ЯЛЕНИЯМ ПРИРОДЫ И ИХ ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ЛИРИКЕ А. БЕЛОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идиостиль / коннотация / лексико-семантический анализ / метафора / обращение / оксюморон / олицетворение / перифраз / стилистическое функционирование / эпитет.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Родина Юлия Демьяновна

Статья посвящена анализу обращений к явлениям природы с позиций их морфологического выражения и особенностей стилистического функционирования в лирике А. Белого. Особое внимание уделено лексико-семантическому анализу языковых единиц, содержащихся в поэтических сборниках «Золото в лазури», «Пепел», «Урна», «Королевна и рыцари», «После разлуки». Автор акцентирует внимание на текстовой семантической классификации, в рамках которой выделяются обращения-олицетворения, обращенияперифразы, обращения-метафоры, обращения-оксюмороны и риторические обращения. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что она является определенным вкладом в процесс изучения с учетом лексико-семантического подхода обращений в лирическом тексте. Практическая значимость статьи состоит в том, что ее положения могут использовать лингвисты при составлении пособий для вузов по исследованию идиостиля А. Белого, а также в рамках преподавания элективных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЩЕНИЯ К ЯЛЕНИЯМ ПРИРОДЫ И ИХ ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ЛИРИКЕ А. БЕЛОГО»

УДК 81

ОБРАЩЕНИЯ К ЯЛЕНИЯМ ПРИРОДЫ И ИХ ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ЛИРИКЕ А. БЕЛОГО

РОДИНА ЮЛИЯ ДЕМЬЯНОВНА

кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №9 имени дважды героя Советского Союза С. Г. Горшкова»

Коломна, Россия

Аннотация: Статья посвящена анализу обращений к явлениям природы с позиций их морфологического выражения и особенностей стилистического функционирования в лирике А. Белого. Особое внимание уделено лексико-семантическому анализу языковых единиц, содержащихся в поэтических сборниках «Золото в лазури», «Пепел», «Урна», «Королевна и рыцари», «После разлуки». Автор акцентирует внимание на текстовой семантической классификации, в рамках которой выделяются обращения-олицетворения, обращения-перифразы, обращения-метафоры, обращения-оксюмороны и риторические обращения. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что она является определенным вкладом в процесс изучения с учетом лексико-семантического подхода обращений в лирическом тексте. Практическая значимость статьи состоит в том, что ее положения могут использовать лингвисты при составлении пособий для вузов по исследованию идиостиля А. Белого, а также в рамках преподавания элективных курсов.

Ключевые слова: идиостиль, коннотация, лексико-семантический анализ, метафора, обращение, оксюморон, олицетворение, перифраз, стилистическое функционирование, эпитет.

APPEALS TO NATURAL PHENOMENA AND THEIR LEXICAL AND STYLISTIC FUNCTIONING IN A. BELY'S LYRIC

RODINA YULIA DEMYANOVNA

Ph.D. in Philology,teacher of Russian language and literature

Municipal Budgetary Educational Institution "Gymnasium No. 9 named after S. G. Gorshkov,

twice the hero of the Soviet Union" Kolomna, Russia

Abstract: The object of the article is the analysis of appeals to the phenomena of nature from the position of their morphological expression and peculiarities of stylistic functioning in the lyrics of A. Bely. Special attention is paid to the lexical and semantic analysis of language units found in the poetic collections "Gold in Azure", "Ash", "Urn", "The Princess & The Knights", "Posle Razluki". The author emphasizes the textual semantic classification, within the framework of which the addresses-personifications, addresses-periphrasis, addresses-metaphors, addresses-oxymorons and rhetorical addresses are highlighted. The theoretical significance of the article is that it provides a certain contribution to the process of studying, taking into account the lexico-semantic side of the appeals in the lyrical text. The practical significance of the article is that its provisions can be used by linguists when compiling manuals for university students, studying A. Bely's idiostyle, as well as for teaching the elective courses.

Keywords: idiostyle, connotation, lexico-semantic analysis, lyric, metaphor, appeal, oxymoron, personification, periphrasis, stylistic functioning, epithet.

Введение

В последние годы в лингвостилистике вырастает интерес к исследованию индивидуально-авторского стиля писателей. В этом смысле особый интерес представляет идиостиль писателей Серебряного века. Необыкновенно яркая и самобытная эпоха нашла свое воплощение в стилистических экспериментах писателей-модернистов. Андрей Белый не был в этом смысле исключением. Наоборот, он известен не только как философ и писатель, но и лингвист, так как многие его работы посвящены именно языковым исследованиям.

Думается, вследствие этого, изучение его поэтического стиля стало предметом многих филологических исследований. В данной статье мы предприняли попытку анализа обращений к явлениям природы и их стилистической роли в формировании идиостиля А. Белого (на основе поэтических сборников «Золото в лазури», «Пепел», «Урна», «Королевна и рыцари», «После разлуки»).

Цель работы: анализ обращений к явлениям природы с позиции их стилистического функционирования в лирике А. Белого.

Специфика языкового материала, цель и задачи исследования определили использование следующих методов исследования: метод описания, метод теоретического анализа, статистический метод.

Основная часть

Изучением обращения с позиций его морфологического выражения и стилистического функционирования занимались многие отечественные лингвисты (В.В. Бабайцева, А.Н.Гвоздев, Е. И. Диброва, П.А. Лекант А.М. Пешковский, А.Ф.Прияткина, А.А.Шахматов, Н. Ю. Шведова и др.). В нашей статье под обращением, вслед за А.Ф.Прияткиной, понимается «своеобразная синтаксическая конструкция, противоречивые признаки которой не позволяют однозначно определить ее синтаксический статус. Независимость от «речи» (высказываний) проявляется в интонационной самостоятельности обращения: это отдельная, изолированная синтагма с характерной звательной интонацией (выполняющей функцию призыва к вниманию) [5, с.164].

Первичная функция обращения ограничивается ролью в организации коммуникативного акта. Эта специфика обращения объясняет, почему данная грамматическая категория не может быть рассмотрена вне коммуникативного аспекта синтаксиса. Вторичные функции сближают обращение с членом предложения; благодаря им, у обращения обнаруживаются признаки связанности с предложением и его членами. А.Ф. Прияткина считает, что основной сферой обращения во вторичных функциях является поэтическая речь.

Слово - единица лексического состава языка - обладает тремя относительно самостоятельными системами: эпидигматикой (структурой значения единицы), парадигматикой (связями родственных значений разных единиц) и синтагматикой (линейной, или последовательной, связью единиц в словосочетании и предложении).

Каждая из этих организаций (измерений) слова вступает во взаимодействие друг с другом. В предложении (высказывании), в тексте реализуется то или иное значение слова, возникает возможность синонимического, антонимического или другого сопоставления семантики единиц и, наконец, выражается сама мысль.

Современные исследования слова требуют расширенного описания их семантики, структуры значения, семного анализа и т.д., что обусловливает нашу необходимость выбора в качестве основного лексико-семантического анализа единиц в интегранитивно-дифференциальном описании: «основной единицей измерения являются семы разных видов, которые создают внутренние (эпидигматические) и внешние (парадигматические и синтагматические) структуры» [3, с. 41].

В поэтических текстах А. Белый нередко использует прием обращения.

В рамках данной статьи охарактеризуем обращения к явлениям природы, способы их грамматического выражения и особенности стилистического функционирования.

А. Белый довольно широко использует распространённые обращения-олицетворения, несущие эмоционально-экспрессивную окраску.

Так, например, можно выделить обращение к ветру, которое представлено всего один раз. «Ветер-движение, поток воздуха в горизонтальном направлении» [4, с.77]. Обращение грамматически выражено обособленным определением с притяжательным местоимением «мой»:

Ветер, плачущий брат мой, - здесь тихо Ты пролей на меня свою сонь. Исступленно сухая гречиха Мечет под ноги яркий огонь [2, с.141]. В лирике А. Белого присутствуют обращения-перифразы: Из зыбей зыблемой лазури Когда отвеяна лазурь,-Сверкай в незыблемые хмури, О месяц, одуванчик бурь! [2, с.239].

Поэт неоднократно прибегает к использованию фольклорных образов:

Туда серебряные роги, Туда, о месяц, протопырь! [2, с.239].

В поэме «Первое свидание» находим не только риторические обращения к месяцу, но и к звезде - традиционному фольклорному образу.

Звезда - небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся звезда [4, с.226]. Выбор данного обращения мотивирован замыслом поэта: языческая и библейская символика играет важную роль в поэме.

Блести, звезда моя, из дали! [2, с.237].

Особое место в лирике А. Белого занимают распространенные обращения, связанные со светом и тенью. Приведем несколько примеров:

Ты померкни, свет постылый,— В вечный темень сгинь! Нет не встанет из могилы Сокол мой: аминь! [2, с.114].

Четверостишие из стихотворения «В деревне» проникнуто фольклорными мотивами. Противопоставление тьмы и света, веселого и грустного настроения нашло отражение в метафорических эпитетах. Слово «свет» употреблено здесь в переносном значении, т.е. Земля, люди, ее населяющие [4, с.702]. Стилистическая функция обращения - выражение оценки, которое заключено в эпитете «постылый», то же «надоевший».

Экспрессивно звучат обращения-перифразы, усиливающие образность речи:

Отцветших, отгоревших дней Осталась песня недопета. Пляшите, уличных огней На скользких плитах иглы света! [2, с.131].

Обращения - метафоры (по цвету): Там рдей, вечеровое рденье,-

Вечеровая полоса... Простертые как сновиденья, Воскуренные небеса [2, с.189].

Обращение выражено нарицательным окказиональным именем существительным высокого книжного стиля.

Образ тени связан с демонизмом, дьявольским искушением, соблазном, не случайно появление эпитета «злая» рядом с обращением-олицетворением. Именно такую стилистическую нагрузку несет обращение к тени, подобной змее, в стихотворении «Искуситель»:

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2022 - 5.94 PHYLOLOGICAL SCIENCES

Свет лучезарен. Воздух сладок...

Роняя профиль в яркий день, Ты по стене из темных складок Переползаешь, злая тень [2, с.180].

А. Белый обращается к природной стихии:

Падай, медная молния, звоном: Людоедная,- стрелами кусай! Жги мне губы - озоном! В гулы пропастей - кромсай! [2, с.219].

Образ молнии наделяется необычной характеристикой, эпитет «людоедная» подчеркивает деструктивность стихии, которая несет гибель. В обращении чувствуется непримиримость героя.

Одиночное нераспространенное обращение к дождю, выраженное нарицательным именем существительным в прямом значении, не несет никакой стилистической нагрузки. «Дождь - атмосферные осадки в виде водных капель, струй» [4, с.171].

Пролейся, лейся, дождь! [2, с.175]. А. Белый обращается и к небу: В земле-Упадающей Глыбе

О небо, провижу тебя. [2, с. 214].

В лирике А. Белого присутствуют не только обращения к небесным образам, но и обращения к земле. В обращениях-оксюморонах, сочетающих в себе противоположные по смыслу определения, содержится элемент неожиданности, чувство оторопи. Так, землю поэт называет бесплодной, используя эпитет «мертвая»:

Туда, во мглу Небытия, Ты безвременным, мертвым комом Катилась, мертвая земля, Над собирающимся громом [2, с.204].

Встречаются распространенные обращения с обособленным определением:

Глухобезмолвная земля, Мне непокорная доныне,— Отныне принимаю я Благосветительство пустыни! [2, с.188].

В данной тематической группе выявлены обращения-перифразы:

О, ледени, морозный ток, В морозом скованной пустыне!.. [2, с.171]

Или:

Пылит кисеей кисейный дым.

Как лилия, рука сквозная.

Укрой меня плащом седым, Приемли, скатерть ледяная [2, с.169]. Заключение

Подводя итоги нашим размышлениям о способах морфологического выражения и особенностях стилистического функционирования обращений к явлениям природы в лирике А. Белого, отметим, что в поэтических сборниках «Золото в лазури», «Пепел», «Урна», «Королевна и рыцари», «После разлуки» превалируют распространенные обращения-олицетворения, обращения-перифразы, обращения-метафоры и риторические обращения. Они придают речи эмоционально-экспрессивную окраску, выражают качественную оценку, отражая авторскую позицию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Бабайцева, В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация / В. В. Бабайцева. - М.: «Просвещение», 1979. - 269 с.

2. Белый, А. Сочинения в 2-х томах. Поэзия; проза/ / А. Белый. - Т.1. Поэзия. - М., 1990. -703 с.

3. Диброва, Е. И. Современный русский язык / Е.И. Диброва Современный русский язык. -Ч.1.- М: Просвещение, 1995. - 208 с.

4. Ожегов, С.И, Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -4- изд., дополненное. - М., 2010.- 874 с.

5. Прияткина, А.Ф Русский язык: Синтаксис осложненного предложения: Учеб. Пособие для филол. спец. вузов. / А. Ф. Прияткина. - М.: Флинта, 2019. -175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.