Научная статья на тему 'Обращение к патриотизму как национальной идеи'

Обращение к патриотизму как национальной идеи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
253
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обращение к патриотизму как национальной идеи»

Рынкевич А.В.

доцент кафедры иностранных языков Технологического университета, г. Королев, Россия

ОБРАЩЕНИЕ К ПАТРИОТИЗМУ КАК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами родине, а его человеческое достоинство - силою его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский

На протяжении многих лет говорят об отсутствии в России национальной идеи. Обращение к данной проблеме, которой посвящены многотомные труды, вероятно, было вызвано тем, что в обществе нет единого мнения о национальной идее, а государство не проводит политику в этой сфере. Представление о национальной идее как феномене актуализировалось после целого ряда исторических вызовов: распад СССР, утрата государственной мощи и былых духовно-нравственных ценностных ориентиров при отсутствии общих представлений о судьбе страны, - которые негативно повлияли на политическую, геополитическую, экономическую, социальную, культурную сферы страны. Давайте проследим траекторию развития понятия «национальная идея» в современной России.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г. глава государства В.В. Путин заметил, что «старинная русская забава - поиск национальной идеи. Это что-то вроде поиска смысла жизни. Занятие в целом небесполезное и небезынтересное. Этим можно заниматься всегда и бесконечно» [1].

Так, уже в 2013 г. на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» президент России отметил, что «после 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Государство, власть, интеллектуальный и политический класс практически самоустранились от этой работы, тем более что прежняя, официозная идеология оставляла тяжелую оскомину. И просто на самом деле все боялись даже притрагиваться к этой теме» [2].

По словам президента, «национальная идея не появится, если государство не станет над этим работать, самоустранится.

Россия, - заявил В.В. Путин, - не может двигаться вперед без культурного и духовного самоопределения. При этом ей не подходят три типа идеологии. Первый из них - идеология советского времени, от которой общество ушло навсегда. Второй - монархизм и фундаментальный консерватизм тех, кто идеализирует дореволюционную Россию. Наконец, третий тип идеологии, неприемлемой для России, - это западный ультралиберализм» [2].

Хотя Россия переживает сейчас не лучшую пору, моральный настрой и высокая ответственность граждан за судьбу своей страны позволяют им стойко преодолеть временные трудности, вызванные санкциями западноевропейских стран и США. Глава государства на встрече с активом «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса», состоявшейся 3 февраля 2016 г., убежден, что в РФ не может быть никакой иной объединяющей идеи, кроме патриотизма, которая и есть национальная идея. Сегодня, когда мы строим демократическое государство, патриотизм, как одна из главных духовно-нравственных ценностей нашего общества, необходим, чтобы сохранить свое национальное достоинство и занять весомое положение в мире.

После распада СССР, когда страна находилась на пути построения нового общества, в период реформ морально-нравственное состояние народа стало заметно падать. Все, что в советское время было «хорошо», теперь вмиг стало «плохо». В средствах массовой информации произошла подмена в понятиях «патриотизм», «национализм», «нацизм». Слова великого русского писателя Л.Н. Толстого как нельзя кстати и точно могут описать положение вокруг феномена патриотизм. «О том, в чем состоит этот настоящий, хороший патриотизм, или вовсе не говорится, или вместо объяснения произносятся напыщенные высокопарные фразы, или же подставляется под понятие патриотизма нечто, не имеющее ничего общего с тем патриотизмом, который мы все знаем и от которого все так жестоко страдаем» [3].

В современной России импульсом к восприятию патриотизма как национальной идеи послужили многочисленные события не только внутреннего, но и мирового значения: превосходная организация зимних Олимпийских игр в Сочи и, естественно, блестящая победа российских спортсменов; вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации; предоставление убежища сотням тысяч беженцев из юго-восточных районов Украины и т.д. Подготовка и празднование 70-летия Великой Победы были наполнены атмосферой неоспоримого патриотизма российского общества, особенно среди молодежи, которая более ясно стала осознавать

необходимость патриотизма, выступающего духовной скрепой и позволяющего стране отстоять и сохранить свое национальное достоинство.

Среди нравственных идеалов, особенно в переломные и трагические для общества периоды, наиболее важными и значимыми выступает патриотизм. К сожалению, пока только в периоды подготовки к знаменательным датам нашей истории и в периоды усиления политической активности в стране мы получаем возможность ясно представить, какой силой обладает духовно-нравственный феномен патриотизма. Давайте разберемся в самом понятии «патриотизм», поскольку оно многопланово и содержит целый ряд оттенков.

Патриотизм (от греч. рэ&1з - родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре. Патриотизм неразрывно связан с культурой межнационального поведения, и в нем заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. Между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека, и чем выше культурный уровень общества, тем богаче чувство патриотизма.

«Патриотизм - это великое богатство нации, такое же, как люди, проживающие в государстве, природное обилие страны, индустриальный, научный и военный потенциалы и т.д.

Патриотизм - это нравственный принцип, содержанием которого является готовность в любое время, особенно в критических ситуациях, подчинить свои частные интересы на благо государства» [4].

В современных условиях патриотизм определяет социально-нравственное и морально-психологическое чувство гражданина. Социально-нравственное свойство патриотизма заключается в объединении и сплочении граждан во имя сохранения и процветания Отечества, сохранения конкретно-исторической социальной, политической и культурной среды. Как морально-психологическое чувство патриотизм выражается в любви к Родине, в гордости за ее успехи, верности ей в период испытаний, в готовности к защите Отечества.

Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, их национальным обычаям и традициям, их самостоятельности и независимости, неразрывную связь с культурой межнациональных отношений. Патриотизм и культура межнациональных отношений тес-

нейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности [5].

Высшей формой патриотизма является социально-духовное развитие всех народов страны, больших и малочисленных, постепенно от года к году, от века к веку приобретающее всеобъемлющий характер. Тем самым обогащается само понятие патриотизма, оно воплощается в преданности, верности и любви не только к своей Родине, но и ко всем народам планеты [4]. «Настоящий, хороший патриотизм состоит в том, чтобы желать своему народу или государству настоящих благ, таких, которые не нарушают благ других народов» [3].

Список использованной литературы

1. http://archive.kremlin.ru/appears/2007/04/26/1156_type63372type63374type826 3_125339.shtml

2. http://ria.ru/valdaiclub_anniversary_session/

3. Толстой Л.Н. Патриотизм и правительство / Полн. собр. соч. в 90 томах. Акад. юбил. изд. Т. 90. - М.: ГИХЛ, 1958.

4. Марченков В.И. О сущности патриотизма // Военный академический журнал. - 2015. - № 2 (6). - С. 5-12.

5. Осипова А.В. Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся современных высших военных учебных заведений на основе приоритетно-ориентированного подхода // Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д, 2011. -230 с.

© Рынкевич А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.