Научная статья на тему 'Обработка данных вибрационного контроля вспомогательных машин электровозов'

Обработка данных вибрационного контроля вспомогательных машин электровозов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
324
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПАРАМЕТРОВ ВИБРАЦИИ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ ЭЛЕКТРОВОЗОВ / ВИБРАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА / STATISTICAL PROCESSING OF VIBRATION PARAMETERS / AUXILIARY MACHINES OF ELECTRIC LOCOMOTIVES / VIBRATION DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лукьянов Анатолий Валерианович, Перелыгина Александра Юрьевна, Чегаев Николай Сергеевич

В статье приведены результаты обработки данных входного вибрационного контроля вспомогательных машин электровозов перед их ремонтом. Вспомогательные машины обеспечивают охлаждение работающего электронного и электромеханического оборудования электровозов, а также снабжение тормозной системы поезда сжатым воздухом. Исследована проблема надежности вспомогательных машин электровозов ВЛ85 и влияния на нее высокой вибрации. С использованием разработанного в ИрГУПС комплекса входного виброконтроля вспомогательных машин накоплен большой объем информации об их вибрации (более 1600 сигналов виброускорения). Комплекс позволяет также проводить автоматическую оценку уровня вибрации, диагностику развивающихся дефектов с выдачей рекомендаций по виду ремонта, что необходимо для внедрения технологии ремонта с учетом фактического состояния. Приведена классификация видов дефектов асинхронных электродвигателей, выявляемых разработанным в ИрГУПС комплексом входного виброконтроля. Статистическая обработка большого массива параметров вибрации, вибрационная диагностика мотор-вентиляторов, корреляционный анализ среднеквадратичного значения виброскорости позволили определить, что высокий, сверхнормативный уровень вибрации вспомогательных машин приводит к значительному снижению их межремонтного пробега. Проведен статистический анализ вибрационных параметров развивающихся дефектов, своевременная диагностика которых позволит снизить количество неплановых ремонтов. Вспомогательные машины с наиболее высокой вибрацией удаляются в ремонт, после которого их вибрация снижается до минимума. Предложен алгоритм постепенного уменьшения вибрации вспомогательных машин и увеличения межремонтного пробега за счет использования гибкого нормирования допустимой вибрации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Лукьянов Анатолий Валерианович, Перелыгина Александра Юрьевна, Чегаев Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSING DATA OF THE VIBRATION CONTROL OF THE AUXILIARY MACHINES OF LOCOMOTIVES

The article presents the results of data processing of input vibration control of auxiliary machines of locomotives before their repair. Auxiliary machines provide cooling of electronic and electromechanical working equipment of the electric locomotives and the supply of the brake system of the train with compressed air. The reliability problem of auxiliary machines of electric locomotives VL85 being influenced by high vibrations has been investigated. A large amount of information on the vibration of auxiliary machines (more than 1600 signals of vibrational acceleration) has been accumulated using the complex input vibration developed in IrGUPS. The complex also makes it possible to perform the automatic assessment of the level of vibration, the diagnostics of propagating defects with recommendations for the type of repair that is necessary for the implementation of repair technology based on the actual condition. The article presents the classification of the types of defects of induction electric motors that is identified by the complex of input vibration control developed in IrGUPS. The statistical processing of a large data array of vibration parameters, the vibration diagnostics of motor fans, the correlation analysis of root mean square value of vibration velocity allowed determining that high and excessive level of vibration of the auxiliary machines leads to a significant reduction in their maintenance intervals. Statistical analysis of vibration parameters of the propagating defects is conducted, which timely diagnostics will reduce the number of unplanned repairs. Auxiliary machines with the highest vibration are withdrawn for maintenance after which their vibration is reduced to a minimum. The algorithm for gradual reduction of vibration of the auxiliary machines and increased maintenance intervals with the use of flexible regulation of the permissible vibration is proposed.

Текст научной работы на тему «Обработка данных вибрационного контроля вспомогательных машин электровозов»

 1ШШ Транспорт у

оо оо Modern technologies. System analysis. Modeling, 2017, Vol 55, no.3 ^

ш

14. Ivanov P.Yu., Agafonov E.Yu., Dul'skii E.Yu. Matematicheskoe modelirovanie protsessa nagreva izolyatsii obmotki statora asinkhronnoi vspomogatel'noi mashiny elektrovoza Mathematical modeling of the process of heating the insulation of the stator winding of an asynchronous auxiliary machine of an electric locomotive]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern technologies. System analysis. Modeling], 2016, No.1 (49), pp. 183-189.

УДК 62-77

DOI: 10.26731/1813-9108.2017.3(55).119-125

Лукьянов Анатолий Валерианович,

д. т. н., профессор кафедры «Физика, механика и приборостроение», Иркутский государственный университет путей сообщения,

e-mail: loukian@inbox.ru Перелыгина Александра Юрьевна, к. т. н., доцент кафедры «Сопротивление материалов», Иркутский национальный исследовательский технический университет, e-mail: alexlomova@mail.ru Чегаев Николай Сергеевич, инженер I категории отдела эксплуатации ТЧЭ-10 Восточно-Сибирской дирекции тяги, e-mail: chegaev. nikolay@mail. ru

A. V. Lukyanov,

Doctor of Engineering Science, Prof., the Subdepartment of Physics, Mechanics and Instrument Engineering, Irkutsk State Transport University, e-mail: loukian@inbox.ru A. Yu. Perelygina,

Ph.D. in Engineering Science, Assoc. Prof., the Subdepartment

of Strength ofMaterials, Irkutsk National Research Technical University, e-mail: alexlomova@mail.ru N. S. Chegaev,

First category engineer of the Operational locomotive facility TChE-10 of the East European Directorate of Traction, e-mail: chegaev. nikolay@mail. ru

Информация о статье

Дата поступления: 10 мая 2017 г.

Article info

Received: May 10, 2017

ОБРАБОТКА ДАННЫХ ВИБРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН ЭЛЕКТРОВОЗОВ

PROCESSING DATA OF the VIBRATION CONTROL OF the AUXILIARY MACHINES OF LOCOMOTIVES

Аннотация. В статье приведены результаты обработки данных входного вибрационного контроля вспомогательных машин электровозов перед их ремонтом. Вспомогательные машины обеспечивают охлаждение работающего электронного и электромеханического оборудования электровозов, а так е снаб ение тормозной системы поезда с атым воздухом. Исследована проблема надежности вспомогательных машин электровозов ВЛ85 и влияния на нее высокой вибрации. С использованием разработанного в ИрГУПС комплекса входного виброконтроля вспомогательных машин накоплен большой объем информации об их вибрации (более 1600 сигналов виброускорения). Комплекс позволяет также проводить автоматическую оценку уровня вибрации, диагностику развивающихся дефектов с выдачей рекомендаций по виду ремонта, что необходимо для внедрения технологии ремонта с учетом фактического состояния. Приведена классификация видов дефектов асинхронных электродвигателей, выявляемых разработанным в ИрГУПС комплексом входного виброконтроля. Статистическая обработка большого массива параметров вибрации, вибрационная диагностика мотор-вентиляторов, корреляционный анализ среднеквадратичного значения виброскорости позволили определить, что высокий, сверхнормативный уровень вибрации вспомогательных машин приводит к значительному сни ению их ме ремонтного пробега. Проведен статистический анализ вибрационных параметров развивающихся дефектов, своевременная диагностика которых позволит снизить количество неплановых ремонтов. Вспомогательные машины с наиболее высокой вибрацией удаляются в ремонт, после которого их вибрация снижается до минимума. Предложен алгоритм постепенного уменьшения вибрации вспомогательных машин и увеличения ме ремонтного пробега за счет использования гибкого нормирования допустимой вибрации.

Ключевые слова: статистическая обработка параметров вибрации, вспомогательные машины электровозов, вибрационная диагностика.

Abstract. The article presents the results of data processing of input vibration control of auxiliary machines of locomotives before their repair. Auxiliary machines provide cooling of electronic and electromechanical working equipment of the electric locomotives and the supply of the brake system of the train with compressed air. The reliability problem of auxiliary machines of electric locomotives VL85 being influenced by high vibrations has been investigated. A large amount of information on the vibration of auxiliary machines (more than 1600 signals of vibrational acceleration) has been accumulated using the complex input vibration developed in IrGUPS. The complex also makes it possible to perform the automatic assessment of the level of vibration, the diagnostics ofpropagating defects with recommendations for the type of repair that is necessary for the implementation of repair technology based on the actual condition. The article presents the classification of the types of defects of induction electric motors that is identified by the complex of input vibration control developed in IrGUPS. The statistical processing of a large data array of vibration parameters, the vibration diagnostics of motor fans, the correlation analysis of root mean square value of vibration velocity allowed determining that high and excessive level of vibration of the auxiliary machines leads to a significant reduction in their maintenance intervals. Statistical analysis of vibration parameters of the propagating defects is conducted, which timely diagnostics will reduce the number of unplanned repairs. Auxiliary machines with the highest vibration are withdrawn for maintenance after which their vibration is reduced to a minimum. The algorithm for gradual reduction of vibration of the auxiliary machines and increased maintenance intervals with the use of flexible regulation of the permissible vibration is proposed.

Keywords: statistical processing of vibration parameters, auxiliary machines of electric locomotives, vibration diagnostics.

© А. В. Лукьянов, А. Ю. Перелыгина, Н. С. Чегаев., 2017

119

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, № 3 (55), 2017

Введение

Вспомогательные машины (ВМ) обеспечивают возможность работы электровозоов. При неисправности и отключении хотя бы одного мотор-вентилятора (МВ) электровоза становятся невозможными работа и охлаждение тяговых электродвигателей и само электрическое торможение. Выход из строя мотор-компрессора (МК) снижает надежность или делает невозможной работу пневматической тормозной системы, что делает невозможным само движение поезда.

Одной из главных задач на транспорте является определение технического состояния вспомогательного машинного оборудования, его асинхронного электропривода, достоверная диагностика возможных дефектов в реальном времени.

Распределение неисправностей вспомогательных машин электровозов серии ВЛ85 по видам дефектов за 2013-2015 гг., представленное на рис. 1, показало высокий процент повреждений вспомогательных машин. Отсюда следует, что снижение количества неисправностей В является актуальной задачей. Доля отказов вспомогательных машин в 2015 г. составила 9 %.

Предшествующие исследования показали, что уровень вибрации вспомогательных машин превышает нормативные значения [1-5].

Вибрация В генерируется движущимся основанием, другим работающим оборудованием,

800-

600-

806

584 579

248 262.245

тяговыми электродвигателями, а также дефектами самих В .

Проведенные вибрационные исследования и результаты вибродиагностики показали, что причинами вибрации являются механические и электрические дефекты: дисбаланс ротора, рас-центровка опор, механические ослабления и люфты, дефекты подшипников, обрыв стержней ротора, статический эксцентриситет, замыкание обмоток статора и др. [6-12]. Дефекты асинхронного электропривода чаше всего приводят к ремонтам.

Пробег вспомогательных машин и оборудования электровозов в целом уменьшается пропорционально повышению уровня вибрации. В Иркутском государственном университете путей сообщения разработаны и внедрены в производство в локомотивном депо ст. Нижнеудинск многоканальный беспроводной комплекс входного контроля вибрации ВМ «ВИБ» и программу автоматизированной диагностики дефектов В «Вибродефект» [13, 14, 15].

2-график неплановых ремонтов вспомогательных машин электровозов серии ВЛ85 за 2014-2015 гг. (рис. 2) наглядно иллюстрирует отсутствие оценки риска появления неисправностей которая должна сопровождаться контролем уровня вибрации и диагностикой текущего состояния В .

61 60

Тяговые Впомогательные Механическая Электрические Приборы Автотормозное Прочее электро- машины часть аппараты безопасности оборудование

двигатели

2013

2014

2015

Рис. 1. Гистограмма распределения отказов вспомогательных машин электровозов серии ВЛ85

по видам дефектов за 2013-2015 гг. Результаты вибродиагностики вспомога- Оценка уровня среднеквадратического зна-

тельных машин электровозов ВЛ85 чения (СКЗ) виброскорости производится делени-

1Ш Транспорт ^

оо оо Modern technologies. System analysis. Modeling, 2017, Vol 55, no.3 ^

ш

ем на зоны надёжности:

- зона А соответствует новым или прошедшим капитальный ремонт машинам (до 1,5 мм/с);

- зона В соответствует машинам, которые могут эксплуатироваться без ограничения сроков (до 3 мм/с);

- зона С соответствуют машинам, срок эксплуатации которых ограничен (до 4,5 мм/с);

- зона Б соответствует машинам с недопустимым уровнем вибрации, вероятность повреждения и выхода из строя которых высока (свыше 4,5 мм/с) [16].

В 2009 году в ТЧР-2 станции Нижнеудинск ВСЖД проводились исследования вибрации мотор-вентиляторов перед ремонтом 110 секций электровозов ВЛ85 (391 мотор-вентилятор) с помощью многоканального комплекса входного вибрационного контроля В, разработанного в ИрГУПС и внедренного в производство [13].

На каждый МВ при измерениях вибрации устанавливался один виброизмерительный блок (ВИБ), датчики № 1 и № 2 устанавливались в районе передней и задней опор В [13].

В таблицы измерений вносились средне-квадратические значения виброскорости и виброускорения В. ассив результатов измерений содержал более 1600 значений. Достоверность данных проверялась построением диаграмм рассеяния и расчетом коэффициента корреляции СКЗ виброскорости между датчиками 1 и 2, размещаемыми на различных опорах МВ (табл. 1).

Т а б л и ц а 1 Коэффициент корреляции СКЗ виброскорости

№ MB Коэффициент корреляции, R

1 0,79

2 0,8

3 0,76

4 0,84

5 6 7 8

Отчетный месяц

Рис. 2. /-график неплановых ремонтов вспомогательных машин электровозов серии ВЛ85 за 2014-2015 гг.

Измерялась, и анализировалась следущая вибрационная информация:

- мотор-вентиляторов обдува тяговых электродвигателей, выпрямительно-инверторных преобразователей, сглаживающих реакторов и индуктивных шунтов - МВ1, МВ2, МВ3 (асинхронные электродвигатели АНЭ225Ь4УХЛ2 и центробежные вентиляторы-воздухоочистители ЦВВ 89-15 № 8, 2);

- мотор-вентиляторов охлаждения тяговых трансформаторов и выпрямительной установки возбуждения - В4 (асинхронные электродвигатели АНЭ225Ь4УХЛ2 и центробежные вентиляторы Ц8-19 № 6, 5).

Полученные высокие значения коэффициентов корреляции (более 0,75), свидетельствуют о достоверности и взаимной связи полученных данных на датчиках двух опор. Отсюда следует, что количество датчиков на одном мотор-вентиляторе может быть сокращено до одного. С помощью программы Statistica был проведён графический анализ данных с целью идентификации вида и параметров распределения - во всех случаях получилось логарифмическое нормальное распределение.

В дальнейшем была получена сводная статистика распределения числа В по величине СКЗ виброскорости с разделением на зоны надёжности (рис. 3). Получено следующее разбиение на зоны надежности в процентах от общего количества МВ: зона А - 2,6 %; зона В - 20,7 %; зона С - 28,9 %; зона D - 47,8 %. Отсюда следует, что ремонту подлежит 47,8 %.

Всех В , а планировать ремонт на ближайший период необходимо для 28,9 % МВ. Обработка гистограммы в программе Statistica дала следующие результаты: логарифмическое нормальное распределение, параметры: среднее 1,56426, дисперсия 0,314; оценка среднего 5,55 мм/с, оценка дисперсии 9,55.

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, № 3 (55), 2017

т

7 8 9 10 11 12 13 14 15 СЮ внброскоростн, мм/с

Рис. 3. Гистограмма распределения числа МВ по значениям СКЗ виброскорости с отображением зон надёжности

Прочее Повреждение 4 подшипников

Несимметричный режим нагрузки

Повреждение/ стержней ротора

Несимметричный режим нагрузки

б)

\

Повреждение стержней ротора

Рис. 4. Сравнительный анализ соотношения неисправностей вспомогательных машин электровозов ВЛ85 за 2009 год: по результатам имеющейся статистики (а), вибродиагностики (б)

17.1%

Повреждение подшипников

Диагностика выявленных дефектов проводилась в автоматическом режиме в разработанной программе «Вибродефект» по алгоритмам, приведенным в работах [10, 15, 17]. Спектральный анализ вибросигналов ВМ у которых СКЗ виброскорости попали в зоны C и D, позволил выявить наиболее распространенные дефекты машин. Сравнительный анализ полученных данных по дефектам (б) и имеющейся статистики отказов вспомогательных машин электровозов ВЛ85 за 2009 год (а) приведен на рис. 4.

Как видно из иллюстрации, в 2009 году при ремонте В особое внимание обращалось на устранение несимметричного режима нагрузки и повреждение подшипников, тогда как значительная вибрация была по причине повреждений стержней ротора, по механическим дефектам (ослабление, дисбаланс, расцентровка) и эксцентриситету ротора и статора. На основании этого можно заключить, что статистика, получаемая из технического отдела, не в полной мере отражает реальную картину состояния вспомогательных машин. Пропущен ряд потенциально опасных дефектов, вызвавших через небольшое время эксплуатации более серьезные вторичные отказы и снизившие межремонтный пробег ВМ.

По средним для ПАО «РЖД» нормам периодичности технического обслуживания и ремонта электровозов [18] пробег между ТР-3 должен составлять не менее 600 тыс км (рис. 5). Однако фактически средняя наработка на отказ составила 282,7 тыс. км при дисперсии 32,4 тыс км. Отсюда следует вывод, что высокая вибрация и недостаточное внимание к вибродиагностике В более чем в 2 раза сокращает их пробег до замены и ремонта.

Распределение Экспоненциальное

100 200 300 400 500 600

Пробег, тыс.км.

Рис. 5. Гистограмма распределения отказов вспомогательных машин электровозов серии ВЛ-85 за 2015 год в зависимости от межремонтного пробега

1ШШ Транспорт ^

оо оо Modern technologies. System analysis. Modeling, 2017, Vol 55, no.3 ^

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты обработки данных, приведенных на рис. 5, в программе Statistica следующие: распределение экспоненциальное; интенсивность отказов 1 = 0,0035365; оценка среднего (наработка на отказ) Т0 = 282,7 тыс. км, оценка дисперсии

32,4 тыс. км.

Для повышения срока службы и межремонтного пробега вспомогательных машин требуется привести СКЗ виброскорости в соответствие с требованиями ГОСТ [16]. Для этого предлагается методика, учитывающая исследования компании С81 (рис. 6) [17] в области зависимости ресурса электродвигателей от уровня их вибрации:

а) при двукратном снижении уровня вибрации в зоне надёжности D ресурс электродвигателей увеличивается в 2 раза;

б) при двукратном снижении уровня вибрации в зонах надёжности А, В и С ресурс электродвигателей увеличивается в 1,5 раза;

в) срок нахождения асинхронных электродвигателей в зонах А, В и С не превышает 4 лет, установленных распоряжением ОАО «РЖД» от 11 августа 2015 г. № 2020р [19].

4 5 6 7 8 9 10 СКЗ внброскоростн, мм/с

Рис. 6. Зависимость ресурса асинхронных электродвигателей от величины СКЗ виброскорости

Предложена методика снижения значения СКЗ виброскорости до уровня, соответствующего ГОСТ, с применением комплекса вибрационной диагностики ВМ в течение 1 года. Месячный план ремонта В принимаем в количестве 25 единиц оборудования.

Ожидаемое распределение количества В на зоны надежности по СКЗ виброскорости через полгода показано на рис. 7, через год на рис. 8. Путем адаптивно изменяемых нормативных оценок предельно допустимой вибрации можно постепенно существенно снизить вибрацию В без авралов и выведения в ремонт большого количества вспомогательных машин, в начальный период. Постепенно ужесточая нормы вибрации В для выходящих из ремонта вспомогательных машин, можно добиться существенного снижения

виброактивности ВМ и увеличения их межремонтного пробега, а значит, и уменьшения количества ремонтов.

1160

ч 140

«

а

£ 120 х

а 100 х

80 60 40 I 20

Ч

& 0

150

В

16

D

0,5

Рис

1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6 СКЗ внброскоростн, мм/с

. 7. Гистограмма ожидаемого распределения

числа МВ на зоны надёжности по СКЗ

виброскорости через полгода

В

16

Ж

D

2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6 СКЗ внброскоростн, мм/с

Рис. 8. Гистограмма ожидаемого распределения количества В по СКЗ виброскорости с разбиением на зоны надёжности через год

Заключение

Проведенные исследования показали, что вибрация вспомогательных машин электровозов является одним из важных параметров технического состояния, позволяющим путем контроля и диагностики развивающихся дефектов повысить эффективность технической эксплуатации этих машин и электровозов в целом. Разработанный в ИрГУПС комплекс входного виброконтроля В позволяет с высокой производительностью контролировать вибрацию В , проводить автоматическую оценку ее уровня, диагностику развивающихся дефектов и выдавать рекомендации по объему и виду ремонтов. В конечном итоге внедрение данного комплекса позволит перейти к обслуживанию и ремонту В с учетом их фактического состояния [20, 21].

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, № 3 (55), 2017

т

Игнорирование возможностей внедрения комплекса в ремонтное производство приводит к двухкратному снижению межремонтного пробега В . Неправильная оценка видов развивающихся дефектов, пропуск дефектов В в дальнейшую эксплуатацию приводят к непринятию мер по их своевременному обнаружению и устранению. Дефекты, которые можно устранить своевременно и с небольшими издержками, развиваются и порождают более серьезные вторичные дефекты и

внеплановые ремонты. Предложена схема гибкого нормирования допустимой вибрации, позволяющей путем вывода в ремонт В с высокой вибрацией постепенно сдвигать нормы вибрации в область более низких значений, обеспечивая тем самым снижение виброактивности вспомогательного машинного оборудования. Эти меры увеличат межремонтный пробег ВМ, снизят объемы ремонтов и повысят экономичность ремонтных производств.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лукьянов А.В., Романовский А.И. Виброактивность вспомогательных машин электровозов ВЛ-80, ВЛ-65 и рекомендации по ее снижению // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2006. № 4. С. 51-63.

2. Лукьянов А.В., Романовский А.И. Исследование вибрации вспомогательных машин электровозов ВЛ-80, ВЛ-65 и рекомендации по ее уменьшению // Вестн. Всерос. науч.-исслед. и проектно-конструктор. ин-та электровозостроения. 2007. № 2. С. 210-219.

3. Лукьянов А.В. Романовский А.И., Лукьянов Д.А. Динамика асинхронного привода при несимметрии тока в фазах // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. ИрГУПС. Иркутск, 2010. № 3 (27). С. 96-102.

4. Лукьянов А.В. Некоторые прикладные задачи управляемых механических систем и технической диагностики // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. № S. С. 111-127.

5. Сергиенко П.Е. Причины низкой надежности подшипников двигателей НВА-55 // Вестн. Всерос. науч.-исслед. и проект-но-конструктор. ин-та электровозостроения. 2007. № 2(54). C. 205-210.

6. Лукьянов А.В., Мухачев Ю.С., Бельский И.О. Исследование комплекса параметров вибрации и внешнего магнитного поля в задачах диагностики асинхронных электродвигателей // Системы. Методы. Технологии. 2014. № 2 (22). С. 61-69.

7. Сафарбаков А.М., Лукьянов А.В., Пахомов С.В. Основы технической диагностики деталей и оборудования. Т. 1. Иркутск, 2007. 137 с.

8. Баркова Н.А. Введение в виброакустическую диагностику роторных машин и оборудования: учеб. пособие. СПб. : ИЦ СПбГМТУ, 2003. 160 с.

9. Виброакустическая диагностика зарождающихся дефектов / Ф.Я. Балицкий и др. М. : Наука, 1984. 120 с.

10. Неразрушающий контроль : справочник / под общ. ред. В.В. Клюева. Т. 7: Кн. 1. Метод акустической эмиссии. Кн. 2: Вибродиагностика. . : ашиностроение, 2006. 829 с.

11. Краковский . . атематические и программные средства оценки технического состояния оборудования. Новосибирск, 2006. 228 с.

12. Лукьянов А.В., Лебедева НЮ. Повышение точности анализа вибрации по спектру// Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. № 2. С. 32-37.

13. Разработка комплекса входного контроля вспомогательных машин электровозов при текущем ремонте / А.В. Лукьянов и др. // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. Иркутск. 2010. №2 (26). С. 45-51.

14. Пат. №2492441 Рос. Федерация, МПК: G01M 7/02. Устройство для измерения вибрации / А.Ю. Портной, А.В. Лукьянов, НЮ. Лебедева, Д.А. Лукьянов, А.И. Романовский; заявитель и патентообладатель Иркут. гос. ун-т путей сообщ. № 2010118565/28, заявл. 07.05.2010; опубл.10.09.2013, Бюл.№25. 7 с.

15. Свидетельство №2011610455. Вибродефект. Версия 1.1.1 / А.В. Лукьянов, В.Ю. Гарифулин, В.Н. Перелыгин, Д.А.Лукьянов, А.И. Романовский; правообладатель Иркут. гос. ун-т путей сообщ. № 2010615510,заявл. 08.09.2010; опубл. 11.01.2011. 9 с.

16. ГОСТ Р ИСО 10816-3-99. Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающих-ся частях. Ч. 3. Промышленные машины номинальной мощностью более 15 кВт и номинальной скоростью от 120 до 15000 мин'. М. : Госстандарт России ; Изд-во стандартов. 2000. 16 с.

17. Лукьянов А.В. Классификатор вибродиагностических признаков дефектов роторных машин. Иркутск. Изд-во ИрГТУ, 1999. 230 с.

18. Положение о системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД» № 3 р. : утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 17.01.05.

19. О завершении эксплуатационных испытаний оптимизированной системы технического обслуживания и ремонта локомотивов (вместе с "Временным положением о системе технического обслуживания и ремонта локомотивов") : утв. распоряжением ОАО «РЖД» № 2020р. от 11.08.15.

20. Лившиц В.И., Лукьянов А.В., Погодин В.К. Разработка Руководящего документа по организации эксплуатации и ремонта центробежного машинного оборудования по техническому состоянию // Безопасность труда в промышленности. 1999. № 2. С. 26-32.

21. Лукьянов А.В. Управление техническим состоянием роторных машин (система планово-диагностического ремонта). Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2000. 230 с.

ш

оо

оо

Транспорт

REFERENCES

1. Luk'yanov A.V., Romanovskii A.I. Vibroaktivnost' vspomogatel'nykh mashin elektrovozov VL-80, VL-65 i rekomendatsii po ee snizheniyu [ Vibroactivity of auxiliary cars of electric locomotives VL-80, VL-65 and recommendations for its reduction]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern Technologies. System Analysis. Modeling], 2006. No. 4, pp. 51-63.

2. Luk'yanov A.V., Romanovskii A.I. Issledovanie vibratsii vspomogatel'nykh mashin elektrovozov VL-80, VL-65 i rekomendatsii po ee umen'sheniyu [ nvestigation of the vibration of auxiliary machines of electric locomotives VL-80, VL-65 and recommendations on its reduction]. Vestn. Vseros. nauch.-issled. i proektno-konstruktor. in-ta elektrovozostroeniya [Bulletin of the All-Russian research project design institute of electric locomotive construction], 2007, No. 2, pp. 210-219.

3. Luk'yanov A.V. Romanovskii A.I., Luk'yanov D.A. Dinamika asinkhronnogo privoda pri nesimmetrii toka v fazakh [Dynamics of an asynchronous drive with current asymmetry in phases]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern Technologies. System Analysis. Modeling], ISTU Publ., Irkutsk, 2010, No. 3 (27), pp. 96-102.

4. Luk'yanov A.V. Nekotorye prikladnye zadachi upravlyaemykh mekhanicheskikh sistem i tekhnicheskoi diagnostiki [Some applied problems of controlled mechanical systems and technical diagnostics]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern Technologies. System Analysis. Modeling], 2011, No. S, pp. 111-127.

5. Sergienko P.E. Prichiny nizkoi nadezhnosti podshipnikov dvigatelei NVA-55 [The reasons for low reliability of bearings of engines NVA-55]. Vestn. Vseros. nauch.-issled. i proektno-konstruktor. in-ta elektrovozostroeniya [Bulletin of the All-Russian research project design institute of electric locomotive construction], 2007, No. 2(54), pp. 205-210.

6. Luk'yanov A.V., Mukhachev Yu.S., Bel'skii I.O. Issledovanie kompleksa parametrov vibratsii i vneshnego magnitnogo polya v zadachakh diagnostiki asinkhronnykh elektrodvigatelei [Investigation of the complex of vibration parameters and external magnetic field in the problems of diagnostics of asynchronous electric motors]. Sistemy. Metody. Tekhnologii [Systems. Methods. Technologies], 2014, No. 2 (22), pp. 61-69.

7. Safarbakov AM., Luk'yanov A.V., Pakhomov S.V. Osnovy tekhnicheskoi diagnostiki detalei i oborudovaniya [Basics of technical diagnostics of parts and equipment], Vol. 1, Irkutsk, 2007, 137 p.

8. Barkova N.A. Vvedenie v vibroakusticheskuyu diagnostiku rotornykh mashin i oborudovaniya: ucheb. posobie [Introduction to vibroacoustic diagnostics of rotary machines and equipment: study guide]. St. Petersburg: SPbSSTU PC Publ., 2003, 160 p.

9. Balitskii F.Ya. et al. Vibroakusticheskaya diagnostika zarozhdayushchikhsya defektov [Vibroacoustic diagnosis of incipient defects]. Moscow: Nauka Publ., 1984, 120 p.

10. Nerazrushayushchii kontrol' : spravochnik [Non-destructive testing: reference book]. In V.V. Klyuev (ed.). Vol. 7: Book 1. Metod akusticheskoi emissii [Acoustic emission method]. Book 2: Vibrodiagnostika [Vibrodiagnostics]. Moscow: Mashinostroenie Publ., 2006, 829 p.

11. Krakovskii Yu.M. Matematicheskie i programmnye sredstva otsenki tekhnicheskogo sostoyaniya oborudovaniya [Mathematical and software tools for assessing the technical condition of equipment]. Novosibirsk, 2006, 228 p.

12. Luk'yanov A.V., Lebedeva N.Yu. Povyshenie tochnosti analiza vibratsii po spektru [Increase the accuracy of the analysis of vibration on the spectrum]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern technologies. System analysis. Modeling], 2011, No. 2, pp. 32-37.

13. Luk'yanov A.V. et al. Razrabotka kompleksa vkhodnogo kontrolya vspomogatel'nykh mashin elektrovozov pri tekushchem remonte [Development of a complex of input control of auxiliary machines of electric locomotives during current repair]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern technologies. System analysis. Modeling], Irkutsk. 2010. No.2 (26), pp. 45-51.

14. Portnoi A.Yu., Luk'yanov A.V., Lebedeva N.Yu., Luk'yanov D.A., Romanovskii A.I.. Ustroistvo dlya izmereniya vibratsii [Vibration measuring device]. Patent RF No.2492441, MPK: G01M 7/02. /; applicant and patent holder is Irkut. state transport un-ty. no. 2010118565/28, applied May 07, 2010; published Sept.10, 2013, Bull. No.25, 7 p.

15. Luk'yanov A.V., Garifulin V.Yu., Perelygin V.N., Luk'yanov D.A., Romanovskii A.I. Vibrodefekt [Vibrodefect]. Version 1.1.1; Certificate no. 2011610455. right holder is Irkut. state transport un-ty no. 2010615510, applied Sept. 08, 2010; published Jan.11, 2011, 9 p.

16. GOST R ISO 10816-3-99. Vibratsiya. Kontrol' sostoyaniya mashin po rezul'tatam izmerenii vibratsii na nevrashchayushchikhsya chastyakh. Ch. 3. Promyshlennye mashiny nominal'noi moshchnost'yu bolee 15 kVt i nominal'noi skorost'yu ot 120 do 15000 min-1 [Vibration. Monitoring of the state of machines based on the results of vibration measurements on non-rotating parts. Part 3. Industrial machines with a rated output of more than 15 kW and a nominal speed of 120 to 15,000 rpm]. Moscow: Gosstandart Rossii (ed.); Izd-vo standartov Publ., 2000, 16 p.

17. Luk'yanov A.V. Klassifikator vibrodiagnosticheskikh priznakov defektov rotornykh mashin [Classifier of vibrodiagnostic signs of defects in rotor machines]. Irkutsk: ISTU Publ., 1999, 230 p.

18. Polozhenie o sisteme tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta lokomotivov OAO «RZhD» No. 3 r. [Regulations on the system of maintenance and repair of locomotives of JSC «Russian Railways» No. 3r] : approved by the order of JSC «Russian Railways» dated 17.01.05.

19. O zavershenii ekspluatatsionnykh ispytanii optimizirovannoi sistemy tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta lokomotivov (vmeste s "Vremennym polozheniem o sisteme tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta lokomotivov") [On completion of operational tests of the optimized system of maintenance and repair of locomotives (together with the "Provisional Regulations on the Locomotive Maintenance and Repair System")] : approved by the order of JSC «Russian Railways» No. 2020r. dated 11.08.15.

20. Livshits V.I., Luk'yanov A.V., Pogodin V.K. Razrabotka Rukovodyashchego dokumenta po organizatsii ekspluatatsii i remonta tsentrobezhnogo mashinnogo oborudovaniya po tekhnicheskomu sostoyaniyu [Development of the Guidance document on the organization of operation and repair of centrifugal machine equipment for technical condition]. Bezopasnost' truda v promyshlennosti [Operational and Industrial Safety], 1999, No. 2, pp. 26-32.

21. Luk'yanov A.V. Upravlenie tekhnicheskim sostoyaniem rotornykh mashin (sistema planovo-diagnosticheskogo remonta) [Management of technical condition of rotary machines (scheduled diagnostic repair system)]. Irkutsk: ISTU Publ., 2000, 230 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.