Научная статья на тему 'Обоснование условий формирования нормативно-правовой базы в области освоения городского подземного пространства'

Обоснование условий формирования нормативно-правовой базы в области освоения городского подземного пространства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
88
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Калинин А. Р., Королева Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование условий формирования нормативно-правовой базы в области освоения городского подземного пространства»

© А.Р. Калинин, Н.С. Королева, 2008

А.Р. Калинин, Н.С. Королева

ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ГОРОДСКОГО ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА

Я а сегодняшний день практика показала, что крупные мегаполисы, такие как Москва, столкнулись с серьезной проблемой - нехваткой территорий. Города растут, численность населения увеличивается, что влечет за собой ряд экологических, экономических и социальных проблем. И прежде всего, возникает вопрос: где взять площади под строительство таких объектов, как паркинги, торговые и офисные сооружения, транспортные магистрали и многие другие?

В связи с этим задача освоения подземного пространства с созданием в нем благоприятных условий городской среды стано-

99

вится все более актуальной. Строительство подземных коммерческих комплексов, тоннелей и дополнительных путепроводов наращивает свои темпы.

Для того чтобы успешно решить поставленную задачу, необходима нормативно-правовая база, которая сможет в полном объеме регулировать вопросы, которые возникают в связи с освоением подземного пространства в городе Москве.

На сегодняшний день существуют такие рычаги управления освоения подземного пространства, как Земельный кодекс РФ, Закон «Об основах платного землепользования в городе Москве» и другие. Одним из важнейших документов для подземного строительства является Градостроительный кодекс РФ, в котором отдельным пунктом рассматриваются особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города. Генеральный план развития Москвы до 2025 года был разработан ведущими специалистами Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы и специалистами ГУП НИиПИ Генерального плана г. Москвы. Генеральный план имеет статус документа высшей юридической силы. Он предусматривает интенсивное использование подземного пространства для организации транспортных и пешеходных коммуникаций, парковки автомобилей, размещения торговых, общественных, складских и иных объектов. Тенденция градостроительного развития Москвы - это переход от территориального роста города к реконструкции сложившейся территории.

В развитие нормативной базы в этом направлении 08.04.2008 г. принято Постановление Правительства Москвы № 279-ПП «О реализации Генерального плана развития города Москвы за 2007 год и завершении актуализации Генерального плана города Москвы на период до 2025 года». Там отмечено, что в 2007 году сохранился ряд негативных тенденций в развитии города. Практически исчерпаны территориальные ресурсы города Москвы для всех видов строительства. Продолжалась практика уплотнения жилых микрорайонов, размещения объектов нового строительства на территориях природного комплекса и компенсации изымаемых земельных участков за счет территорий, не обладающих природной и рекреационной ценностью. Недостаточны темпы ежегодной реконструк-

100

ции и капитального ремонта жилищного фонда, развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, а также гостиничного фонда города. Увеличился дефицит протяженности линий метрополитена в связи с недостаточностью финансирования метростроения из федерального бюджета, а также мест для организованного хранения и паркирования автомобильного транспорта.

В связи с этим приоритетными задачами дальнейшей реализации Генерального плана развития города Москвы на период до 2025 года стали: кардинальное улучшение обслу-живания москвичей общественным транспортом, в особенности метрополитеном; ограничение офисного строительства в центре города с целью децентрализации мест приложения труда; обеспечение комплексности жилой застройки; разработка проектов планировки территорий в городе Москве и т.д.

Еще одним важным этапом формирования нормативной базы мегаполиса стал факт принятия «Концепции освоения подземного пространства и основных направлений развития подземной урбанизации города Москвы», оформленный постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. № 412-ПП. В рамках реализации этой Концепции предписано Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы выступить государственным заказчиком по разработке Городской целевой среднесрочной программы освоения подземного пространства, а также совместно с Москомархитектурой, ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», ГУП «Московский центр освоения резервных территорий», ГУП «Мосгоргеотрест», Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы на основании Концепции разработать и представить на утверждение Правительства Москвы Городскую целевую среднесрочную программу освоения подземного пространства на период 2008-2010 гг. и основные направления развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы. Такая программа была рассмотрена на заседании Правительства Москвы в сентябре 2008 года.

В октябре 2007 года Правительством Москвы был одобрен Градостроительный кодекс столицы. В 2008 году в Московскую городскую думу планируют внести законопроекты «О нормативных градостроительных показателях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека в городе Москве» и «О правилах землепользования и застройки в городе Москве».

101

Также с 2006 года исполнительной властью города был выпущен ряд подзаконных актов, связанных с территориальным планированием, регулированием использования и застройки территории города, нормативами градостроительного планирования в столице.

Распоряжение премьера Правительства Москвы «О ходе выполнения решений об освоении подземного пространства города Москвы» предусматривает использование подземного пространства в целях принятия комплексных решений при разработке градостроительных заключений и заданий. Также здесь говорится о необходимости обеспечения при проектировании объектов нового строительства и реконструкции зданий и сооружений в центральной части города использования подземного пространства для размещения автостоянок.

Широкомасштабному освоению городского подземного пространства послужит скорейшая реализация среднесрочной целевой программы и концепции на перспективу, которая предусматривает развитие освоения подземного пространства до 2025 года и далее.

Если оценивать условия формирования нормативно-правовой базы в области освоения городского подземного пространства в целом, то они нуждаются в согласованном и своевременном реагировании на происходящие события городского уровня. На сегодняшний день эта база достаточно объема. Она содержит множество нормативных документов разного уровня, однако не редки случаи, когда эти документы противоречат друг другу. Нет четкого решения вопросов, связанных с правом собственности на объекты строительства и эксплуатации, возмещением экологического ущерба в ходе создания и дальнейшего существования подземных объектов и т.д. На данном этапе развития городской среды необходима такая нормативно-правовая база, которая будет оперативно рассматривать и решать все проблемы, связанные с подземным строительством, такие как экономия территорий, загрязнение окружающей среды при использовании городского подземного пространства, сохранение исторического облика города, создание благоприятной среды жизнедеятельности человека и т.д.

В целом нормативно-правовая база столицы в области освоения городского подземного пространства нуждается в усовершенствовании. И только учитывая все существующие и возникающие проблемы при ее доработке, механизм создания благо-

102

приятных условий в городской среде с использованием подземного пространства будет работать четко и своевременно, гт^тз

— Коротко об авторах -

Калинин А.Р. - зам. проректора по научно-исследовательской и инновационной деятельности, кандидат технических наук, доцент кафедры ЭП,

Королева Н.С. - аспирантка,

Московский государственный горный университет.

--© А.Р. Калинин, О.А. Поликарпова,

2008

А.Р. Калинин, О.А. Поликарпова

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДСКИХ ПОДЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Факторы, которые необходимо учитывать при оценке строительства городских подземных транспортных сооружений (ГПТС) включают в себя: экономические, экологические, технические, социальные, правовые, временные, рисковые и другие. Каждый из них либо влияет на величину оценки эффективности строительства, либо ограничивает отдельные показатели при выборе вариантов оценки.

Экономические факторы, учитываемые при оценке строительства ГПТС, включают в себя: уровень потребностей на определенный вид использования ресурса; наличие и возможности использования местных ресурсов; все виды затрат; уровень доходности проекта; оценку ситуации в районе создания под-земного объекта; пригодность земельных ресурсов для целей подземного строительства; возможности использования земельных и подземных ресурсов; общую стоимость строительства; уровень инфляции; налоговые условия; стабильность экономического законодательства и т.д. В ходе оценки выбирается ее критерий, а остальные факторы вы-

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.