Научная статья на тему 'Обоснование содержания самостоятельных занятий физической культурой студенток педагогического вуза'

Обоснование содержания самостоятельных занятий физической культурой студенток педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / СТУДЕНТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ALONE CLASSES FOR A PHYSICAL CULTURE / STUDENTS PEDAGOGICAL UNIVERSITY / HEALTH / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Листкова Марина Леонидовна

На основе проведенных исследований выявлена одна из причин снижения уровня физической подготовленности студенток, обусловленная графиком учебного процесса педагогического вуза. Представлено обоснование содержания самостоятельных занятий физической культурой студенток педагогического вуза. Использование разработанного содержания с учетом особенностей учебно-профессиональной деятельности позволяет укреплять здоровье студенток, повышать уровень их физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Листкова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The justification of content of stand alone classes for physical culture to students of Pedagogical University

On the basis of the studies it is identified one of the reasons for the decline in physical fitness because of the plan of University schedule. Here is demonstrated the justification of content of stand alone classes for a physical culture to students of Pedagogical University, allows to strengthen a health, to improve the level of physical preparedness, taking to the account educational and professionals features.

Текст научной работы на тему «Обоснование содержания самостоятельных занятий физической культурой студенток педагогического вуза»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

УДК 79б-053 7 м. л. ЛИСТКОВА

Омский государственный педагогический университет

ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА__________________________________________________

На основе проведенных исследований выявлена одна из причин снижения уровня физической подготовленности студенток, обусловленная графиком учебного процесса педагогического вуза. Представлено обоснование содержания самостоятельных занятий физической культурой студенток педагогического вуза. Использование разработанного содержания с учетом особенностей учебно-профессиональной деятельности позволяет укреплять здоровье студенток, повышать уровень их физической подготовленности.

Ключевые слова: самостоятельные занятия физической культурой, студентки педагогического вуза, здоровье, физическая подготовленность.

Введение. Вопросам развития физических качеств, состояния здоровья студенческого контингента уделяется немало внимания со стороны специалистов [1—6].

Значительное количество работ посвящено разработке технологий по повышению уровня физической подготовки в условиях учебных занятий, как основе укрепления здоровья студентов [7 — 14].

В настоящее время имеется ряд работ, посвященных самостоятельным занятиям физической культурой студентов. Н. И. Соколовская [15] в самостоятельных занятиях со студентами использовала упражнения для развития физических качеств. Д. В. Козлов [16] с целью повышения двигательной активности, помимо других форм физического воспитания студентов, включил самостоятельные занятия. А. Н. Уса-тов [17] предлагает студентам самостоятельно заниматься на выбор: плаванием, бегом, силовыми и общеразвивающими упражнениями. А. А. Рязанцев [18] в своей работе с юношами-музыкантами духовых инструментов использовал домашние задания, состоящие из кроссовой тренировки и разнообразных упражнений, направленных на укрепление дыхательных мышц. А. Ю. Лахтин [19] самостоятельные занятия применял для адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. Е. Н. Карасева [14] в самостоятельных занятиях студенток использовала оздоровительные гимнастические системы.

В содержании предлагаемых вариантов самостоятельных занятий физической культурой не учитываются значимость и потребность студентов в средствах и методиках, направленных на укрепление здоровья; особенности учебно-профессиональной деятельности ряда специализаций педагогического вуза.

Организация учебного процесса педагогического вуза предусматривает наличие экзаменационных сессий, каникул, прохождение различного вида практик, прерывающих академические занятия на 1—4 недели и, тем самым, нарушающих принципы непрерывности и постоянства занятий физическими упражнениями. Это приводит к противоречию между теоретическими основами занятий физическими упражнениями и практикой академических занятий физи-

ческой культурой в учебном процессе педагогического вуза.

Одним из путей разрешения данного противоречия мы видим внедрение самостоятельных занятий физической культурой при условии научного обоснования содержания, выбора средств и методик, позволяющих укреплять здоровье студенток и профила-ктировать заболевания, препятствующие учебнопрофессиональной деятельности.

Цель исследования заключалась в изучении влияния учебного плана и графика на показатели физической подготовленности, функции внешнего дыхания, эмоционального состояния студенток педагогического вуза; в обосновании содержания самостоятельных занятий физической культурой.

Задачи исследования:

1. Изучить причинно-следственную связь учебного плана и графика учебного процесса в вузе и динамики показателей физических качеств, внешнего дыхания, эмоционального состояния студенток педагогического вуза в учебном году.

2. Исследовать отдельные стороны профессиональной деятельности студенток педагогического вуза, потребности студенток в укреплении здоровья.

3. Разработать содержание самостоятельных занятий физической культурой студенток педагогического вуза.

Организация, методы исследования. Исследование проходило в 2008 — 2009 гг. В нем приняли участие студентки II и III курсов ОмГПУ. У студенток

II курса (п = 40) академические занятия физической культурой проходили 2 раза в неделю, у студенток

III курса (п = 40) — 1 раз.

В исследовании использовались: анализ литературных источников, наблюдения, анкетный опрос, тест САН, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

В течение учебного года у всех студенток, участвовавших в исследованиях, фиксировались показатели гибкости, прыжка в длину с места, количество сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа, за минуту сгибаний-разгибаний туловища из и. п. сед, а также показатели физической работоспособности в степ-тесте.

%

Рис. 1. Динамика приростов показателей физической подготовленности студенток II курса педагогического вуза в учебном году относительно исходного уровня

%

Рис. 2. Динамика приростов показателей физической подготовленности студенток III курса педагогического вуза в учебном году относительно исходного уровня

Примечание:

— сгибание-разгибание рук в упоре лежа;

^—1 I— — сгибание-разгибание туловища в и. п. сед;

" — прыжок в длину с места;

- наклон вперед стоя на скамье;

- степ-тест.

Рассчитывались величины прироста в процентах относительно исходных показателей. Беговой тест 1000 м проводился 2 раза — в начале и в конце учебного года.

Кроме того, у студенток музыкального отделения регистрировалась реакция сердечно-сосудистой системы на предстоящий «стресс-фактор» концертной деятельности. Проводился опрос преподавателей, а также студенток музыкального отделения, касающийся особенностей учебно-профессиональной деятельности.

Результаты исследования. На рис. 1 и 2 представлена динамика приростов физических качеств у студенток II и III курсов относительно первоначально зафиксированных в начале учебного года.

В декабре у студенток II курса, занимающихся на академических занятиях физической культурой 2 раза в неделю, отмечалось статистически достоверное (Р < 0,05) улучшение всех изучаемых показателей физических качеств относительно исходных данных, полученных в сентябре. К концу января (после экзаменационной сессии, каникул) наблюдалось резкое снижение всех результатов в тестах до исходного уровня. В марте-апреле тестирование показало, что результаты физической подготовленности практически остаются без изменений. В этот период у студенток II курса проходят педагогические практики, в связи с чем в академических занятиях физической культурой наблюдаются перерывы. С конца апреля по июнь вновь отмечен прирост всех изучаемых показателей физической подготовленности студенток на 2,7% -6% ( Р < 0,05).

У студенток III курса не зафиксировано достоверных положительных изменений показателей физи-

ческих качеств за весь период учебного года. В беговом тесте 1000 м (рис. 3) у студенток II курса выявлено достоверное (Р < 0,05) улучшение результатов бега к концу учебного года. У студенток III курса достоверных улучшений показателей в этом тесте не обнаружено.

Динамика показателей физических качеств и функции внешнего дыхания у студенток II курса в учебном году имеют одинаковую тенденцию. В периоды непрерывных академических занятий физической культурой с сентября по декабрь и с мая по июнь наблюдалось достоверное улучшение по сравнению с исходными данными (Р < 0,05) показателей ЖЕЛ, пробы Штанге, пробы Генчи (рис. 4).

В группе студенток III курса не было обнаружено достоверных изменений в функции внешнего дыхания за весь период учебного года. Это позволяет нам говорить о недостаточности такого количества двигательной активности в недельном цикле учебного процесса по физическому воспитанию.

На рис. 5 и 6 представлена динамика показателей теста САН у студенток II и III курсов в учебном году.

Основной характерной чертой графиков (рис. 5, 6) является достаточно устойчивые величины показателей теста САН с сентября до марта-апреля. В июне регистрируется достоверное (Р < 0,05) ухудшение всех показателей теста САН, как у студенток II, так и студенток III курса, что, по-видимому, связано с накоплением у студенток утомления и ухудшения самочувствия к концу учебного года, в результате чего снижается настроение и активность. В анкетном опросе, касающемся оценки собственного здоровья, 85 % студенток высказали опасение возникновения острых респираторных заболеваний. Болевые ощущения в области спины испытывают — 98 % студенток музыкального и 91 % студенток художественного отделений. Болевые ощущения в области спины возникают у студенток при длительных статических нагрузках в и. п. стоя или сидя во время дополнительных занятий по совершенствованию профессионального мастерства (занятия на музыкальных инстру-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

202

344

352

щщ

//////

Ф/А

//////

- студентки 2-го курса

- студентки 3-го курса

333

356

Время (с)

430 -|

380 -330 -280 ----------

вначале учебного года в конце учебного года

Рис. 3. Результаты бега на 1000 м у студенток педагогического вуза в учебном году

/УУ!

У/Ш

//////

%

Рис. 4. Динамика приростов показателей функции внешнего дыхания у студенток педагогического вуза в учебном году по сравнению с исходными данными

Примечание: '

— ЖЕЛ; — проба Штанге; " "П" — проба Генчи

5,2

4,8 - Й--- — -И"- □

4,4 -

4

сентябрь декабрь январь март апрель июнь

Рис. 5. Динамика показателей теста САН в учебном году студенток II курса педагогического вуза

4,4

4

сентябрь декабрь

апрель

июнь

Рис. 6. Динамика показателей теста САН в учебном году студенток III курса педагогического вуза

Примечание: — самочувствие; ^|Ц|— — активность; ■ -/У ■ — настроение.

Рис. 7. Влияние концертной деятельности на изменения ЧСС у студенток музыкального отделения

Примечание:.........— за 1 час до начала концерта;--------------за 2 дня до начала концерта

ментах, пение, выполнение художественно-графических работ). Среди студенток других специальностей педагогического вуза 81 % респондентов высказали жалобы на болевые ощущения в области спины, усиливающиеся к концу учебного дня.

При рассмотрении отдельных сторон профессиональной деятельности студенток музыкального отделения нами было обращено внимание на выявление возможностей улучшения подготовки к выступлениям на концерте. При изучении реакции сердечнососудистой системы у студенток музыкального отделения на концертную деятельность (на примере 4-х концертов, рис. 7) было установлено увеличение ЧСС за два дня до выступления в среднем с 93 уд/мин до 108 уд/мин за 1 час до его начала (Р < 0,01). Это у данных студенток происходит параллельно с сильным волнением, мешающим сосредоточиться.

В ходе анкетного опроса преподавателей музыкального отделения было отмечено единство мнения о необходимости развития функции дыхания. Также преподаватели указали, что они применяют специальные дыхательные упражнения на своих занятиях по вокалу. В то же время дыхательные упражнения могут быть полезны не только для студенток музыкального отделения, но и для студенток других специальностей, так как они повышают возможности аппарата внешнего дыхания, что способствует улучшению здоровья.

Заключение. Динамика показателей физических качеств, функции внешнего дыхания в учебном году у студенток II курсов, посещающих академические занятия по физической культуре два раза в неделю, имеет неустойчивый характер, отмечаются как периоды достоверного улучшения состояния физической подготовленности испытуемых, так и ухудшение до первоначального уровня. Установлена причинноследственная связь перерывов в академических занятиях, обусловленных особенностями учебного плана и графика учебного процесса в вузе, и динамики показателей физических качеств, внешнего дыхания студенток педагогического вуза в учебном году. Периоды положительного изменения изучаемых показателей совпадают с моментами регулярных занятий физической культурой. Снижение показателей физической подготовленности приходится на перерывы в академических занятиях, связанных с сессиями, каникулами, педагогическими практиками. Таким образом, мы констатируем, что прерывистый график учебного процесса по физической культуре нарушает принцип непрерывности и постоянства занятий физическими упражнениями.

У студенток III курсов, посещающих академические занятия физической культурой один раз в неделю, не отмечено в учебном году статистически достоверных изменений физических качеств, функции внешнего дыхания. Данный факт указывает на недостаточные возможности учебной формы физического воспитания при одноразовых в неделю учебных занятиях физической культурой для повышения и поддержания уровня физической подготовленности.

Представленные факты в высокой степени актуализируют необходимость использования самостоятельных занятий физической культурой студенток педагогических вузов, особенно в периоды вынужденного прерывания учебного процесса по физическому воспитанию, а также при занятиях физической культурой один раз в неделю.

Включение в распорядок дня студенток педагогического вуза самостоятельных занятий физической культурой в любых доступных для них формах,

мы полагаем, позволит повысить уровень физической активности студенток, будет способствовать повышению физической подготовленности.

Определение содержания самостоятельных занятий студенток должно быть обусловлено не только необходимостью физического совершенствования, но и устранением проблем в состоянии здоровья, профилактикой возникновения болевых ощущений и заболеваний, ограничивающих учебно-профессиональную деятельность. Результаты проведенных предварительных исследований позволили разработать содержание самостоятельных занятий физической культурой для студенток педагогического вуза и подобрать следующие средства:

— упражнения на развитие физических качеств: гибкости, силы, силовой выносливости, общей выносливости;

— дыхательные упражнения;

— процедуры закаливания, меры профилактики ОРЗ;

— элементы саморегуляции эмоционального состояния из аутотренинга.

Библиографический список

1. Виленский, М. Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья/ М. Я. Виленский // Физическая культура студента. — М.: Гардарики, 2001. — С. 131 — 174.

2. Лубышева, Л. И. Методология обоснования содержания физического воспитания учащейся молодежи/ Л. И. Лубышева/ Материалы совместной науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК, ВНИИФК. — М., 2001. — С. 162-166.

3. Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты)/ В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — М., 2009. — № 1. — С. 22-26.

4. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. — М. : Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Шилько, В. Г. Организация физического воспитания студентов в классическом университете с использованием спортивно-оздоровительных технологий / В. Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 3. — С. 2-6.

6. Горелов, А. А. К вопросу о необходимости разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами / А. А. Горелов, В. Н. Лях, О. Г. Румба // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — СПб., 2010. — № 10 (67). — С. 29-34.

7. Клименко, В. А. Двигательно-ориентированный подход к организации физического воспитания студентов вуза: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Клименко. — Хабаровск, 2004. — С. 18-22.

8. Шуняева, Е. А. Физическое воспитание студентов вуза с низким уровнем развития скоростно-силовых качеств и выносливости средствами легкой атлетики.: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Шуняева. — М., 2007. — С.11-13.

9. Антонова, М. С. Инновационная методика развития двигательных способностей студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. С. Антонова. — М., 2009. — С. 19.

10. Козлов, И. С. Развитие общей выносливости в процессе физического воспитания девушек-студенток: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. С. Козлов. — Майкоп, 2009. — С. 23-24.

11. Мартыненко, В. С. Методика развития общей выносливости у студентов вузов средствами легкоатлетического бега : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. С. Мартыненко. — Волгоград, 2009. — С. 17, 20.

12. Вергунова, В. М. Методика комплексного применения физкультурно-оздоровительных средств в укреплении здоровья

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

студенток университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. М. Вергунова — Хабаровск, 2009. — С. 17, 23.

13. Зорина, С. Д. Модель организации внеучебного физического воспитания в высших учебных заведениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Д. Зорина — Волгоград, 2009. — С. 24-25.

14. Карасева, Е. Н. Физическое воспитание студенток высших учебных заведений на основе использования оздоровительных гимнастических систем : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Карасева. — М., 2012. — 24 с.

15. Соколовская, Н. И. Технология управления процессом организованных учебных и самостоятельных форм занятий в физкультурном образовании студентов медицинского вуза : дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Соколовская. — Смоленск, 2004. — 121 с.

16. Козлов, Д. В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук / Д. В. Козлов. — Красноярск, 2009. — 157 с.

17. Усатов, А. Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности

студенческой молодежи : дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Усатов. — Белгород, 2010. — 154 с.

18. Рязанцев, А. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов музыкальных вузов, исполнителей на духовых инструментах : дис. ... канд. пед. наук / А. А. Рязанцев. — М., 2009. — С. 50, 82-85.

19. Лахтин, А. Ю. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / А. Ю. Лахтин. — Барнаул, 2011. — 24 с.

ЛИСТКОВА Марина Леонидовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Омского государственного педагогического университета, соискатель по кафедре «Теория, методика и история физической культуры и спорта» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: Lest58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.12.2013 г.

© М. Л. Листкова

УДК 796.413/418 у. И. ЭПП

Г. Н. ПШЕНИЧНИКОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОГЛАСОВАННОСТИ ГРУППОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК В ЧЕРЛИДИНГЕ

В статье рассматривается методика совершенствования согласованности двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге и результаты ее применения.

Ключевые слова: черлидинг, команда, музыкально-ритмическая подготовка, координационная подготовка, синхронность.

Черлидинг — молодой, развивающийся массовый вид гимнастики [1]. Становление черлидинга как вида спорта предполагает необходимость научного обоснования процесса подготовки спортсменов таких команд с позиции теории и методики спортивной тренировки. Главное отличие черлидинга от других спортивных видов гимнастики — выступления команд численностью от 8 до 20 спортсменов в каждой [2, 3]. Такие выступления предполагают не только высокий уровень индивидуальной технической подготовленности у каждого спортсмена в команде, но и высокий уровень двигательной групповой подготовленности, умение синхронно и согласовано выполнять двигательные действия во время исполнения соревновательной композиции.

Синхронность исполнения в черлидинге входит в общую оценку за исполнение спортивной композиции. По правилам соревнований, элементы сложности и их комбинации должны выполняться всеми спортсменами одновременно, поочередно или последовательно, поэтому основное содержание компози-

ции в черлидинге синхронное исполнение двигательных действий.

Однако в доступной литературе нами не найдено разработок по методике формирования групповой синхронности, несмотря на то, что многие авторы указывают на значимость согласованности двигательных действий, синхронизации и соразмерности движений в командных выступлениях.

В специальной литературе по технико-эстетическим видам существуют исследования, касающиеся вопросов совершенствования исполнительского мастерства в парных и групповых выступлениях [4 — 6], но наиболее широко освещены различные стороны подготовки командных выступлений в художественной гимнастике [7 — 9]. Авторы определяют наиболее важными факторами для таких выступлений:

— уровень индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности гимнастов;

— уровень специальной двигательной групповой подготовленности, включающей умение двигатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.