Научная статья на тему 'Обоснование приоритетовразвития региональных агроинновационных систем'

Обоснование приоритетовразвития региональных агроинновационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полбицын С.Н., Дрокин В.В., Журавлев А.С.

В работе собраны и систематизированы данные по современным методам индикативного анализа инновационного развития агропродовольственных систем. В результате исследования были выявлены основные проблемы существующих методик и предложен «индекс агроинновационной системы», позволяющей анализировать как отдельные системы агроинновационной системы, так и взаимосвязь между ними. Подобный подход позволяет наиболее точно определить приоритеты и выработать стратегию инновационного развития системы продовольственного обеспечения региона и сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полбицын С.Н., Дрокин В.В., Журавлев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование приоритетовразвития региональных агроинновационных систем»

Обоснование приоритетовразвития региональных агроинновационных систем

Полбицын С.Н., к.т.н., доцент, ст. науч. сотрудник сектора агропродовольственной политики института экономики Уральского

отделения РАН

Дрокин В.В. к.т.н., доцент, ст. науч. сотрудник сектора агропродовольственной политики института экономики Уральского

отделения РАН

Журавлев А.С., ст. науч. сотрудник сектора агропродовольственной политики института экономики Уральского отделения РАН

Аннотация:

В работе собраны и систематизированы данные по современным методам индикативного анализа инновационного развития агропродовольственных систем. В результате исследования были выявлены основные проблемы существующих методик и предложен «индекс агроинновационной системы», позволяющей анализировать как отдельные системы агроинновационной системы, так и взаимосвязь между ними. Подобный подход позволяет наиболее точно определить приоритеты и выработать стратегию инновационного развития системы продовольственного обеспечения региона и сельских территорий. Ключевые слова: Агроинновационная система, продовольственное обеспечение, сельские территории

Resume: The article analyzes the current indicative models for description of innovative development of regional agrifood systems. The major problems of these models were uncovered and the "Agriinnovation System Index (AISI)" was introduced. The introduction of AISI will define priorities and improve the quality of analysis and strategic process for agrifood systems and rural territories. Keywords: agriinnovation system, food supply, rural territories

Публикация подготовлена в рамках выполнения Проекта

конкурсных программ научных исследований УрО РАН № 12-П-7-1001 «Новые инструменты и методы прогнозирования инновационно-технологического развития регионов»

Цель и гипотеза исследования

В настоящее время индикаторы активно используются для определения инновационной политики и оценки состояния инновационных систем рядом международных организаций. В первую очередь необходимо указать на Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD), предлагающую применять для этих целей показатели в области исследовательского сектора, включая исследовательские работы, научные кадры, интеллектуальной собственности и распространение информаций и инвестиций. Европейский союз предложил систему показателей инновационной деятельности (EIS) в виде набора пороговых значений показателей для оценки инновационных возможностей стран, входящих в ЕС. Всемирный банк предложил Индекс экономики знаний (KEI), соединяющий индикаторы по четырем направлениям: экономическая активность и институциональный режим; образование; исследовательская деятельность; информационная инфраструктура. Всемирный экономический форум применяет Всеобщий индекс конкурентоспособности (GCI), составленный из 89 индикаторов, измеряющих экономический потенциал страны, и, соответственно, ее конкурентоспособность на мировых рынках. В рамках Программы развития, проводимой ООН применяется индекс технологического развития (TAI), призванный определить достижения стран в создании и распространении технологий. Этот индекс измеряет технологическое развитие по четырем направлениям: создание новых технологий, диффузия новых технологий, диффузия старых технологий и восприятие новых технологий.

Предлагаемые индексы не в полной мере соответствуют потребностям исследования агроинновационной системы, т.к. они не затрагивают важные для проблемы продовольственного обеспечения населения аспекты.

В основе предлагаемого алгоритма расчета индекса развития агроинновационной системы лежит сравнение некоторых индикаторов с пороговыми значениями и принятие стратегических решений на основании этого сравнения. Смысл сравнительного анализа заключается в определении некоторых пороговых значений показателей или индикаторов, характеризующих пороговое состояние социума и сравнении ожидаемых значений индикаторов после проведения инновационных мероприятий с пороговыми.

При построении системы индикаторов, определяющих уровень развития агроинновационной системы, необходимо исходить из следующих принципов:

- соответствие общей методологии и принципам построения статистической информации, официально используемой государственными органами статистики;

- обеспечение единства методологии построения основных сквозных показателей и их сопоставимости с аналогичными показателями в системе государственной централизованной статистики;

- удовлетворение потребностей агропродовольственных организаций в качественной оперативной информации, отражающей основные социально-экономические явления и процессы, происходящие в организации;

- соответствие содержания и состава системы индикаторов целям формирования и развития агроинновационной системы и предметам ведения хозяйствующих субъектов;

- удовлетворения потребностей экономического сообщества в объективной информации относительно состояния местного или регионального рынка сельскохозяйственной продукции или продовольствия;

- удовлетворение потребностей потенциальных инвесторов в полной и качественной информации, необходимой для принятия квалифицированного инвестиционного решения.

Индекс развития агроинновационной системы для выполнения возложенной на него задачи должен иметь эффективную организацию с четко регламентированными целями и методами. Он должен предоставлять сопоставимую информацию о всех элементах агроинновационной системы. Результаты исследования

Методологической основой для составления показателей, входящих в общую систему описания агроинновационной системы региона принято Руководство Осло, которое рассматривается Федеральной службой государственной статистики как официальный методологический документ, касающийся сбора информации об инновационной деятельности.

Первый блок системы показателей характеризует исследовательский и образовательный секторы агроинновационной системы. Предназначение этого блока показателей в количественном определении интенсивности научно-исследовательских работ в области агропродовольственного производства и потребления, государственной поддержки и эффективности образовательного сектора. Основными показателями являются удельное количество исследовательских работников в области

агропродовольственного производства и потребления и удельный вес государственной поддержки в подготовке специалистов и проведении научно-исследовательских работ. В этот блок предлагается включать индикаторы государственных (региональных) затрат на проведение научно-исследовательских работ в области агропродовольственного производства и потребления относительно общего объема выпуска сельскохозяйственной продукции, государственных затрат на различные образовательные программы работников сельского хозяйства относительно общего объема выпуска сельскохозяйственной продукции.

В эту группу предлагается включить следующие показатели: 1. Количество исследователей в области агропродовольственного производства и потребления на 1 млрд. руб. ВРП сельскохозяйственной продукции (или на 10 тысяч занятых в отрасли). В соответствии с методикой Всемирного банка определяется ВРП или ВВП, измеренный в

долларах США, но для ретроспективного и сравнительного анализа России целесообразней применять национальную валюту. Также методика предлагает применять усредненное за пятилетний период значение. Более высокое значение показателя демонстрирует большие возможности системы для инновационного развития, снижение показателя означает ухудшение состояния системы.

2. Качество образовательных учреждений по подготовке специалистов в области агропродовольственного производства и потребления. Должен определяться на основании официальных оценок, выставляемых уполномоченными национальными агентствами. В Российской Федерации нет официального ранжирования образовательных учреждений, поэтому оценка может быть произведена на основании ранжирования, проведенного частными исследовательскими компаниями. По аналогии с первым показателем этот показатель, а также следующий определяют инновационный потенциал системы, ее способность к саморазвитию. Диапазон изменения от 1 до 10. Наименьший балл означает неудовлетворительное состояние образовательной системы, начиная с 7 состояние образовательной системы оценивается как удовлетворительное.

3. Качество исследовательских учреждений в области агропродовольственного производства и потребления. Оценивается аналогично образовательным.

4. Показатель государственных ассигнований исследовательского сектора агроинновационной системы. Оценивается как отношение государственных затрат на исследования в области агропродовольственного производства и потребления к ВВП сельскохозяйственной продукции. Этот показатель рассчитывается в рамках оценки инновационной деятельности Федеральной службы государственной статистики РФ. Рост этого показателя демонстрирует внимание к агроинновационому развитию со стороны государства. Снижение показателя следует рассматривать как негативную тенденцию, имеющие долгосрочные отрицательные последствия как для агроинновационной системы региона, так и для решения проблемы продовольственной безопасности.

5. Показатель государственных ассигнований образовательного сектора агроинновационной системы. Оценивается как отношение государственных затрат на образование в области агропродовольственного производства и потребления к ВВП сельскохозяйственной продукции. Этот показатель рассчитывается в рамках оценки инновационной деятельности Федеральной службы государственной статистики РФ.

6. Участие в региональной и национальной агро-исследовательской системе. Показатель равен 0, если региональные исследователи не имеют региональной исследовательской организации и не участвуют в национальной исследовательской организации (РАСХН), и 1, если участвуют в региональной и национальной исследовательских системах.

Этот показатель должен демонстрировать активность исследовательских организаций, и, следовательно, эффективность государственных ассигнований в развитие образовательного и исследовательского секторов АИС.

7. Доступность образования в сельских территориях. Показатель измеряет доступность среднего общего образования и изменяется от 1 - доступно только начальное образование до 6 - доступны все формы среднего образования. Этот показатель призван продемонстрировать один из аспектов качества жизни на сельских территориях. Доступность качественного образования рассматривается как один из факторов привлекательности проживания на сельских территориях и, соответственно, наличия высококвалифицированных кадров, необходимых для развития агроинновационной системы.

8. Технологическая подготовленность образовательного процесса в сельских территориях. Показатель демонстрирует информационную и технологическую подготовленность образовательных учреждений всех уровней. Показатель изменяется от 1 (информационная оснащенность отсутствует) до 7 (информационная и технологическая оснащенность образовательных учреждений соответствует мировым требованиям).

Второй блок показателей относится к институтам взаимодействия между элементами агроинновационной системы. Наиболее важным показателем для оценки научно-исследовательского взаимодействия признается объем научно-исследовательских работ, выполняемых образовательными и исследовательскими учреждениями по заказу агропродовольственных организаций и государственных органов. Второй индикатор оценивает доступность результатов научно-исследовательских работ для агропродовольственных организаций. Значение этого индикатора определяется на основании экспертных оценок. Третий индикатор оценивает вклад государства в создание ассоциаций и иных посреднических организаций, оказывающих содействие агропродовольственным организациям. Значение этого индикатора предлагается определять как отношение общего объема финансовой поддержки государства ассоциациям к общему объему сельскохозяйственной продукции.

В эту группу предлагается включить следующие показатели:

9. Показатель государственных ассигнований на поддержку агропродовольственных ассоциаций и иных общественных организаций. Оценивается как отношение государственных затрат на поддержку агропродовольственных ассоциаций к ВВП сельскохозяйственной продукции. Необходимо отметить развитие некоммерческих объединений, способствующее развитию агроинновационной системы в целом и агропродовольственных организаций в частности. Не только на начальном этапе, но и в процессе функционирования эти объединения не смогут обойтись без государственной поддержки, в том числе финансовой, поэтому предложенный показатель определяет уровень готовности государства поддерживать институты развития агроинновационной

системы.

10.Стоимость старт-апа. Показатель отношения экспертной оценки средних затрат по открытию нового бизнеса в области агропродовольственного производства и распределения к ВВП сельскохозяйственной продукции. Идеальная стоимость старт-апа должна равняться нулю. Этот вариант реализован в Скандинавских странах. В России государство и банки путем предоставления кредитов готовы покрыть только часть инвестиций на открытие нового агропродовольственного предприятия, большая часть инвестиций должна быть внесена непосредственно предпринимателем, что сужает круг потенциальных участников агроинновационной системы региона.

11.Показатель государственных ассигнований на поддержку финансовых услуг, оказываемых агропродовольственным организациям. Оценивается как отношение государственных затрат на поддержку финансовых услуг к ВВП сельскохозяйственной продукции. Чем выше этот показатель, те ниже стоимость заемного капитала для агропродовольственных организаций и выше привлекательность для коммерческих организаций участия в агроинновационной системе.

12.Показатель государственных ассигнований на поддержку агропродовольственных организаций. Оценивается как отношение государственных затрат на поддержку агропродовольственных организаций к ВВП сельскохозяйственной продукции. Этот показатель демонстрирует общую поддержку агропродовольственных организаций, которая призвана повысить их финансовую устойчивость в случае негативных финансовых результатов, вызванных внешними факторами.

Третий блок показателей описывает предпринимательский сектор агроинновационной системы региона. В системе государственной статистики собирается и обрабатывается большой объем информации, касающийся деятельности предприятий, в том числе и агропродовольственных. Показатели, характеризующие деятельность предприятий, могут быть разделены на две группы: описывающие непосредственно результаты производственной деятельности и располагаемые предприятиями производственные активы, и показатели, описывающие качество институтов, способствующих инновационной деятельности. Необходимо указать на показатели, описывающие результативность и производительность агропродовольственных организаций, такие как выработка на одного работника, средняя урожайность и др. Первая группа показателей должна быть дополнена некоторыми специфическими показателями, необходимыми для описания деятельности агропродовольственных организаций, к числу которых следует отнести показатели машиновооруженности, капиталовооруженности и пр.

Ко второй группе следует отнести показатели, описывающие производственную инфраструктуру предприятий, в том числе инженерную, коммунальную, транспортную. Следует отметить, что вторая группа показателей также может быть отнесена ко второму блоку показателей.

В этот блок предлагается включить следующие показатели:

13.Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность

14.Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации.

15.Удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые инновации.

16.Удельный вес организаций, осуществляющих организационные инновации.

17.Среднее количество удобрений, вносимых на 1 га посевной площади. Может быть разделено на внесение минеральных и органических удобрений.

18.Показатель наличия сельскохозяйственной техники. Определяется как количество основных видов техники на 1 га сельскохозяйственных угодий. В настоящее время принято считать большее количество техники позитивным явлением, однако, учитывая эффективность использования техники, следует признать, что при рациональном использовании техники обработка земель может производиться меньшим количеством техники.

19.Внешние инвестиции. Оценивается как отношение вложений внерегиональных инвесторов к ВВП сельскохозяйственной продукции. Этот показатель призван определять инвестиционную привлекательность региональной агроинновационной системы для внешних инвесторов.

20.Урожайность сельскохозяйственной продукции (зерно). Измеряется в натуральных единицах (ц/га).

21.Урожайность сельскохозяйственной продукции (картофель). Измеряется в натуральных единицах (ц/га).

22.Урожайность сельскохозяйственной продукции (овощи). Измеряется в натуральных единицах (ц/га).

23.Прирост реализации скота и птицы на убой в живом весе, %%

24.Надой молока на одну корову, кг/год

25.Индексы физического объема ( в сопоставимых ценах к предыдущему году), в процентах

Четвертый блок показателей предназначен для описания инновационной инфраструктуры агроинновационной системы. Следует отметить, что часть показателей, описывающих материальную инфраструктуру агроинновационной системы может быть включена как блок индикаторов предпринимательского сектора, так и блок индикаторов инновационной инфраструктуры. Можно сразу же указать, что в рамках четвертого блока наибольший интерес представляет не статическое состояние показателей, а их динамическое развитие, поскольку анализ показателей в динамике позволяет определить показатели риска деятельности агроинновационной системы. По нашему убеждению показатели, демонстрирующие стохастический характер процессов инновационного развития важны для понимания природы инновационного развития.

В этот блок предлагается включить, помимо показателей, вошедших в

первые три блока, следующие показатели:

26.Доступ к результатам исследований и информационным базам в области агропродовольственного производства и потребления. Показатель определяет доступность исследовательских и информационных ресурсов агентам агроинновационной системы региона. Показатель изменяется от 1 (закрытый доступ к информационным ресурсам для ограниченного количества пользователей) до 6 (полная открытость ресурсов как для действующих агентов агроинновационной системы, так и для потенциальных). Методологически этот показатель может определяться двояким образом. Он может определять доступность уже существующих баз данных, либо доступность баз данных, необходимых для устойчивого развития агроинновационной системы. В настоящее время считается более целесообразным применять первый подход к определению показателя.

27.Общая протяженность дорог. Показатель измеряется как количество километров дорог всех категорий, приходящихся на одного сельского жителя. На основании этого показателя оценивается транспортная инфраструктура, необходимая для инновационного развития. В то же время прирост показателя позволяет оценить активность государства в развитии инфраструктуры.

28.Инвестиционный климат для агропродовольственных организаций. Оценивается на основании экспертных оценок. Принимает значения от 1 (крайне неблагоприятный) до 6 (наивысшая возможная оценка). Этот показатель рассматривается как субъективная оценка подтверждения статистических показателей, характеризующих деятельность государства по привлечению потенциальных инвесторов.

29.Доступность рынков сельскохозяйственной продукции. Показатель оценивает на основании экспертных оценок открытость рынков сельскохозяйственной продукции как для покупателей, так и для продавцов. Принимает значения от 1 (крайне неблагоприятный) до 6 (наивысшая возможная оценка). Крайне важный показатель, позволяющий выявить наличие проблем со сбытом агропродовольственной продукции.

30.Доступность финансовых услуг. Показатель оценивает на основании экспертных оценок доступность финансовых услуг для агентов агроинновационной системы вне зависимости от финансовой потребности. Принимает значения от 1 (крайне неблагоприятный) до 6 (наивысшая возможная оценка).

31.Информационное обеспечение агентов агроинновационной системы. Оценивается как общая сумма затрат на информационные и коммуникационные технологии к ВВП сельскохозяйственной продукции. В затраты на информационные и коммуникационные технологии включаются затраты на приобретение компьютерной техники, программ, сетевого оборудования и программ, информационное обслуживание, коммуникационное обслуживание, в том числе все виды связи. В

настоящее время в качестве позитивном тенденции следует рассматривать возрастающие затраты на информационное обеспечение, что должно означать применение инновационных технологий

агропродовольственными организациями.

Это показатели определяются на основании методологии Руководство Осло и рассчитываются органами государственной статистики.

Пятый, последний блок показателей предназначен для описания населения как элемента агроинновационной системы. Представляется целесообразным ограничиться только тремя показателями, которые позволяют получить картину развития сельского населения, как составной части этого элемента:

32.Прирост сельского населения.

33.Уровень безработицы в сельских поселениях.

34.Уровень зарплаты в агропродовольственных организациях по отношению к среднерегиональному.

При составлении общего индекса АИС необходимо исключить корреляцию между отдельными показателями и стандартизировать показатели, описывающие отдельные элементы агроинновационной системы, с целью их унификации и соразмерности. Для избегания корреляции предлагается применять экспертный подход, это связано с математически недостаточным объемом значений показателей. Для унификации показателей предлагается в качестве стандарта диапазона возможных значений для любого показателя выбрать диапазон от 1 до 10, причем 1 будет означать наименьший уровень развития, а 10 - наибольшее развитие. Стандартизированные значения показателей предлагается определять по формуле:

9 (у _ г "" ■■ ) + 1,Х<Х' < ^¡иаяР V1 1 щ I п !.! '

1:: ■■■:.-■:<■■. (1)

Ь = ■

X Л "1" 3 (7

В случае показателей для которых меньшее значение означает большее развитие, как например с уровнем безработицы, стандартизированные значения показателей предлагается определять по формуле:

110 - 9 /_Л": ~ _^ Д- < Д-. < х

| \ ™а.т л ш п !.! г

■■■■:.;■:<■■. (2)

X Л "1" 3 (7

В качестве вероятностного диапазона изменения отдельных показателей предлагается диапазон шириной три среднеквадратических отклонения от среднего значения показателя. Применение статистических параметров, таких как среднее значение и среднеквадратическое отклонение

ограничивают применимость полученных результатов генеральной совокупностью, к которой относится исследуемая выборка. Использование такой ширины диапазона позволит учесть возможные будущие значения показателей, находящиеся вне диапазона измеренных значений и сохранить диапазон изменений значений стандартизированного показателя [1,10].

Заключение

Предлагаемый алгоритм оценки состояния и развития агроинновационной системы на основании расчета индекса является более точным средством анализа состояния и перспектив развития агроинновационной системы, но следует отметить, что он не является самодостаточным, это только один из необходимых критериев для правильного и оптимального выбора варианта ее формирования и развития. Основное предназначение количественного индекса заключается в возможности сравнительного и динамического анализа, что позволяет анализировать развитие агроинновационной системы региона в исторической перспективе. Несмотря на точность, которую могут обеспечивать количественные методы анализа, не следует ограничиваться только ими.

Качественные методы анализа, пример которых был приведен выше, дают важную информацию для принятия решения. Кроме того, следует отметить и экспертные оценки, которые, даже будучи построены на интуитивном видении проблемы, тем не менее отражают практический опыт экспертов и обязательно должны использоваться наряду с количественными критериями.

Библиографический список

1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 593н г. Москва«Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания», режим доступа: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2010/10/15.htm.

2. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации МР2.3.1.2432-08, режим доступа: http ://www.ovitamine.ru/ download/normy2008.pdf

3. Анфиногентова А.А.Теоретико-методологические основы формирования единой агропродовольственной политики// Региональные агросистемы: экономика и социология, 2009, №1, режим доступа: http://iagpran.ru/journal.php?id=35

4. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. - М., 2013. - 717 с.

5. Логинов В.Г. «Социально-экономические аспекты освоения и развития северных районов.- Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. -450 с.

6. Полбицын С.Н. Управление инновационными процессами в сельскохозяйственных районах//АПК: экономика, управление. - 2006. - №1. -С. 33-37.

7. РегионыРоссии. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 990 с.

8. Larsen, K. Agribusiness and innovation systems in Africa / K. Larsen, R. Kim, F.Theus. - Washignton, DC: The World Bank, 2009. - 242 p

9. Promoting agricultural innovation systems. —Режимдоступа: http://www.cta.int/en/About-us/In-Brief/Promoting-Agricultural-Innovation-Systems-Approach. — Загл. сэкрана. — Яз. англ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.