Научная статья на тему 'Обоснование предложений по дальнейшему развитию системы технического оснащения спасательных сил МЧС России на долгосрочный период'

Обоснование предложений по дальнейшему развитию системы технического оснащения спасательных сил МЧС России на долгосрочный период Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
4305
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ МЧС РОССИИ / СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ / ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЛИК СПАСАТЕЛЬНЫХ СИЛ / СТРОИТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ СИЛ / ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ ПРОТИВНИКА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Грязнов Сергей Николаевич, Малышев Владлен Платонович

В данной статье на основе анализа опыта строительства и развития спасательных сил Российской Федерации и ведущих государств мира, перспектив использования достижений научно-технического прогресса для создания новейших технологий защиты и спасения населения обоснованы предложения по развитию системы технического оснащения спасательных сил МЧС России на долгосрочный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Грязнов Сергей Николаевич, Малышев Владлен Платонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование предложений по дальнейшему развитию системы технического оснащения спасательных сил МЧС России на долгосрочный период»

УДК 338.24

С.Н. Грязнов, В.П. Малышев

Обоснование предложений по дальнейшему развитию системы технического оснащения спасательных сил МЧС России на долгосрочный период

Аннотация

В данной статье на основе анализа опыта строительства и развития спасательных сил Российской Федерации и ведущих государств мира, перспектив использования достижений научно-технического прогресса для создания новейших технологий защиты и спасения населения обоснованы предложения по развитию системы технического оснащения спасательных сил МЧС России на долгосрочный период.

Ключевые слова: спасательные силы МЧС России; система технического оснащения; прогнозируемые объемы аварийно-спасательных и других неотложных работ; перспективный облик спасательных сил; строительство и развитие спасательных сил; воздействие современных средств поражения противника.

Содержание

Введение

1. Анализ отечественного и зарубежного опыта создания перспективных систем технического оснащения силовых структур государства

2. Определение соответствия возможностей системы оснащения задачам спасательных сил МЧС России

3. Обоснование требований к перспективным системам, комплексам, образцам вооружения спасательных сил МЧС России

Заключение Литература

Введение

Во многих странах строительство и развитие силовых структур государства осуществляется с помощью методов программно-целевого планирования. Такие методы используются и в целях совершенствования системы МЧС России.

Основными этапами программно-целевого планирования являются:

формирование методологии стратегического прогнозирования. Она должна учитывать перспективы развития способов и средств вооруженной борьбы и иных способов межгосударственного противоборства, динамику изменения социально-экономических, социально-политических, национальных и других противоречий;

оперативно-стратегическое обоснование перспективного облика системы МЧС России (состав и структура сил, требования к техническому оснащению, к комплектованию и подготовке кадров, к накоплению мобилизационных резервов) с учетом

ресурсно-экономических возможностей государства;

разработка программ и планов строительства и развития системы МЧС России на среднесрочный и долгосрочный периоды.

На основе прогноза возможных угроз и сценариев их реализации, оценки системы обеспечения защиты населения и территорий от прогнозируемых угроз определяются целевые показатели и мероприятия. Они направлены на совершенствование системы МЧС России, включая приоритеты развития систем технического оснащения. Обобщение опыта функционирования этой системы показывает, что эффективность реагирования может быть существенно повышена за счёт внедрения перспективных управленческих технологий, использования аэромобильных средств спасения и оснащения сил высокопроизводительными техническими средствами.

В перспективе на спасательные силы МЧС Рос-сии1 могут быть возложены задачи по защите насе-

Под спасательными силами МЧС России понимаются: спасательные воинские формирования, авиационно-спасательные формирования, специальные формирования МЧС России, создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, поисково-спасательные силы, военизированные горноспасательные части и подразделения ГИМС.

ления от оружия, основанного на новых физических принципах, и от нелетального оружия. Создание высокоэффективных мобильных и стационарных средств комплексной маскировки позволит существенно увеличить возможности спасательных сил МЧС Россия по защите объектов тыла.

Увеличивающийся объем аварийно-спасательных и других неотложных работ может быть выполнен при той же численности спасательных сил МЧС России за счет широкого внедрения прогрессивных технологий защиты и жизнеобеспечения населения, робототехнических спасательных средств и беспилотных летательных аппаратов, качественной подготовки личного состава.

1. Анализ отечественного

и зарубежного опыта создания перспективных систем технического оснащения силовых структур государства

Роль современной науки в решении задач национальной безопасности заключается в экспериментальном и теоретическом обосновании перспектив использования достижений научно-технического прогресса в целях защиты населения и территорий от всего спектра возможных угроз, а также в получении новых знаний, позволяющих создавать перспективные системы оснащения силовых структур государства.

Основным источником финансирования научных исследований всегда выступает государственный бюджет. По данным специалистов расходы на научные исследования в США составляют 0,48 % ВВП, во Франции - 0,56 %, в Японии -0,48 %, в России — 0,16 %. Все долгосрочные государственные стратегии предусматривают рост бюджетных ассигнований на финансирование фундаментальных исследований.

Например, в США за прошедшую четверть века национальные расходы на научные исследования выросли более чем в три раза. Высокий уровень финансовой поддержки предсказуемо привел к увеличению отрыва США от других стран в области научных достижений.

Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды «генерации знаний». Она базируется на сочетании фундаментальных исследований с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

Основными предпосылками для формирования такой модели системы технического оснащения силовых структур в России являются:

наличие значительного сектора фундаментальной науки (научные организации Российской ака-

демии наук и других академий наук, имеющих государственный статус, ведущие вузы);

обеспечение проведения прикладных исследований, технологических разработок и внедрения научно-технических результатов в производство;

наличие конкурентных преимуществ России в ряде важнейших технологических направлений, в частности в авиационно-космической и атомной промышленности;

эффективная система образования, а также практика подготовки и аттестации кадров высокой квалификации;

наличие отдельных базовых элементов инновационной инфраструктуры — инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков (в т.ч. при вузах), фондов, специализирующихся на поддержке инновационного предпринимательства, включая государственные и частные венчурные, и др.

Формирование инновационной системы России, отвечающей новым реалиям и перспективам долгосрочного развития страны, сталкивается со следующими системными проблемами:

низкий спрос со стороны реального сектора экономики на перспективные результаты научно-технической деятельности;

отсутствие развитой нормативной правовой базы для осуществления инновационной деятельности;

распыление использования бюджетных средств и недофинансирование исследований в перспективных областях науки;

отсутствие общей координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, самостоятельно финансируемых федеральными органами исполнительной власти. Это препятствует консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов государства для реализации крупных научно-производственных проектов;

ослабление кооперационных связей между научными, проектными организациями и производственными предприятиями, в т.ч. на уровне организационного обеспечения цепи «прикладные исследования — опытно-конструкторские разработки — производство»;

недооценка частью органов государственной власти и управления (включая администрации субъектов Российской Федерации) социально-экономической значимости развития инновационных процессов в стране.

Основными способами повышения результативности проведения научных исследований являются:

осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение её опережающего развития;

активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике;

развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;

поддержка формирования и развития системы государственных научно-технических и инновационных фондов;

развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры и т.п.);

содействие развитию связей в рамках инновационной деятельности и «диффузии» знаний, поддержка совместных исследований на доконкурент-ной стадии;

формирование системы эффективного управления в инновационной сфере, в том числе разработка и реализация долгосрочной государственной инновационной политики.

Высокие технологии являются основой нового технологического прорыва. Они будут определять развитие науки и техники на ближайшие 30-40 лет.

Инвестиционные нанотехнологические проекты входят в группу стратегических проектов. Они ориентированы на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность Российской Федерации в важнейших технологических областях.

Без активной государственной поддержки сложно реализовать перспективные разработки:

систем разведки и зондирования земной и надводной поверхности;

способов информационного обеспечения автоматизированными системами управления войсками и систем боевого управления оружием;

систем высокоточного оружия наземного, морского и воздушного базирования;

современных систем навигации, как на глобальном уровне, так и на театре военных действий;

средств опто- и радиолокации, способов обработки информации;

принципиально новых боеприпасов, обладающих существенно большей поражающей способностью.

Характерно, что руководители ведущих стран мира рассматривают именно оборонные научные исследования как гарантию не только военного, но и технологического превосходства государства.

Так, США поставили амбициозную цель: не только лидировать в военной сфере, а достичь в ней подавляющего научно-технологического превосходства. Ключевая роль принадлежит в этом Агентству по перспективным оборонным исследованиям и разработкам (далее — Агентство). Его годовой бюджет составляет около 3,2 миллиардов долларов.

В Агентстве собраны специалисты высочайшего класса, им даны большие полномочия. Они выявляют приоритеты развития оборонных поисковых исследований. При необходимости их быстро меняют, концентрируют ресурсы на прорывных направлениях, даже при большом риске стремятся

получить желаемый результат, поддерживают жесткую конкуренцию на уровне идей, обеспечивают взаимодействие между Минобороны США, предприятиями военно-промышленного комплекса и фундаментальной наукой.

Аналогичные структуры созданы и в других странах. Это «Немецкий аэрокосмический центр (ОИЬ)» в Германии, «Организация оборонных исследований и разработок (БИОО)» в Индии и др.

Россия использует международный опыт организации научных исследований в области обеспечения обороны и безопасности и планирует образовать Российское агентство по перспективным оборонным исследованиям и разработкам.

В Российской Федерации за оборону и безопасность отвечают несколько ведомств (Министерство обороны России, ФСБ России, МВД России, МЧС России). Поэтому агентство должно быть межведомственным и подчиняться Верховному главнокомандующему Вооруженными силами Российской Федерации.

Агентство должно формировать научную политику, разрабатывать программы перспективных фундаментальных исследований в области обороны и безопасности. Ему надлежит осуществлять взаимосвязь научных коллективов, работающих по оборонной тематике, проводить конкурсы и экспертизу поступивших работ.

В результате деятельности этого органа должен быть создан сбалансированный, устойчиво развивающийся сектор фундаментальных исследований и разработок, имеющий оптимальную институциональную структуру и обеспечивающий расширенное воспроизводство знаний в области обеспечения национальной безопасности.

К формированию данного сектора фундаментальных исследований целесообразно привлечь научные организации Российской академии наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития.

2. Определение соответствия

возможностей системы оснащения задачам спасательных сил МЧС России

Система технического оснащения сил МЧС России должна обеспечивать выполнение следующих основных задач, стоящих перед силами МЧС России:

обеспечение защиты населения в очагах поражения и эвакуация пострадавших в безопасные районы;

проведение аварийно-спасательных работ; первоочередное жизнеобеспечение населения, включая оказание первой медицинской помощи;

борьба с пожарами в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций;

ведение радиационной, химической, биологической разведки и контроля;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий, сооружений и техники.

Эффективность выполнения этих задач во многом зависит от уровня оснащённости сил МЧС России современными высокопроизводительными средствами защиты и спасения. Основными направлениями развития тактико-технического облика системы технического оснащения сил МЧС России являются [1]:

повышение технологических и мобильных (аэромобильных) возможностей сил МЧС России;

повышение автономности проведения аварийно-спасательных работ;

достижение равнопрочной защиты от воздействия опасных поражающих факторов на человека и на инфраструктуру в процессе выполнения поставленных задач;

оснащение формирований МЧС России многофункциональными мобильными аварийно-спасательными комплексами, аварийно-спасательными инструментами различных принципов действия, робототехническими средствами, техническими средствами разведки и поиска пострадавших;

оснащение подразделений ФПС многофункциональными пожарно-спасательными и пожар-но-техническими автомобилями, средствами пожаротушения, спасения и индивидуальной защиты пожарных;

оснащение авиации МЧС России современной авиационной техникой и авиационно-спасатель-ными технологиями;

оснащение подразделений ГИМС быстроходными судами.

В целом сложившаяся система технического оснащения сил МЧС России отвечает перспективным задачам спасательных сил МЧС России.

Однако по ряду показателей (защитные характеристики, производительность выполнения задач, надежность в эксплуатации, эргономические характеристики) некоторые технические средства спасения не отвечают необходимым требованиям.

Анализ защитных характеристик существующих средств индивидуальной защиты показывает, что они обеспечивают защиту только от отравляющих веществ, биологических поражающих агентов и радионуклидов. Без использования дополнительных защитных патронов они не защищают от многих химически опасных веществ.

Для создания малогабаритных, универсальных средств индивидуальной защиты необходимо создать одну или две интегрированные научно-производственные структуры. Объединение усилий разработчиков и производителей помогут создать эффективные образцы средств защиты от воздействия опасных радиационных, химических и биологических факторов. Для решения этой задач нужна концентрация финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов.

Основными средствами технического оснащения сил МЧС России являются аварийно-спаса-

тельные машины. По типу используемых автомобильных шасси все аварийно-спасательные машины классифицируются на машины легкого, среднего и тяжёлого типа. В качестве базовых шасси при производстве аварийно-спасательных и специальных машин в основном используется техника российских производителей — ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, ПАЗ.

Среди аварийно-спасательных машин легкого типа, принятых на оснащение МЧС России, можно выделить АСМ-41-02, изготовленную на базе полноприводного автомобиля ГАЗ-27057.

Достаточно устойчивые ходовые качества машины и удачное размещение в ней оборудования позволяют быстро доставлять спасателей в зону ЧС и рационально организовывать их работу. Недостаточная грузоподъёмность шасси ограничивает возможности по доставке в зону ЧС необходимого количества оборудования. Небольшой дорожный просвет машины в сочетании с мягкой посадкой затрудняют эксплуатацию АСМ-41-02 в условиях бездорожья.

Благодаря своему малому весу и небольшим габаритным размерам многие аварийно-спасательные машины лёгкого типа состоят на вооружении аэромобильных подразделений МЧС России.

Аварийно-спасательные машины среднего типа применяются в ходе поисковых, аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах повышенного риска, в городах и крупных населённых пунктах, на магистральных транспортных коммуникациях.

Среди машин этого типа перспективной является аварийно-спасательная машина АСМ-51-03 «Бизон» на шасси повышенной проходимости. Высокая проходимость машины обеспечивает оперативную доставку спасателей и специального оборудования к месту возникновения ЧС в тяжёлых дорожных условиях.

Возможность выполнения широкого диапазона аварийно-спасательных работ с применением аварийно-спасательных машин достигается за счёт дополнительного оборудования в объёмных контейнерах, а также быстрой замены части основного оборудования на стеллажах кузова-фургона в зависимости от объёмов и характера выполняемых задач.

Для обеспечения работ в районах техногенных ЧС, сопровождающихся загрязнением местности радиоактивными и аварийно химически опасными веществами, поступила на вооружение аварийно-спасательных формирований серия машин специального назначения. Она представлена: разведывательно-спасательными машинами, машинами радиационной и химической разведки, многоцелевыми техническими комплексами для локализации и ликвидации очагов радиоактивного и химического загрязнения, проливов и облаков испаряющихся аварийно опасных химических веществ.

Машины радиационной и химической разведки могут быть оборудованы самыми современными средствами автоматизированного контроля и отображения обстановки на базе программно-аппаратных комплексов. Используются геоинформационные технологии, портативные газосигнализаторы аварийных химически опасных веществ на базе спектрометров ионной подвижности, способные осуществлять одновременную индикацию 15 — 17 аварийных химически опасных веществ, в том числе отравляющих веществ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установленное в автомобилях оборудование способно автоматически передавать обработанную информацию в вышестоящие органы управления, осуществляя процесс мониторинга в реальном режиме времени.

Анализ опыта эксплуатации существующих аварийно-спасательных машин в условиях чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов позволяет выделить следующие основные направления их дальнейшего развития в среднесрочной перспективе:

совершенствование конструкторских решений; повышение надёжности отдельных узлов и систем;

обеспечение работоспособности автомобилей в условиях действия различных поражающих факторов ЧС;

повышение показателей проходимости автомобилей;

улучшение эргономических показателей; развитие систем дистанционного управления системами и приборами, поиск новых решений по вопросам укладки, извлечения, доставки оборудования и средств;

создание автомобилей двойного назначения; развитие автомобилей контейнерного типа. При разработке нового типажа пожарных автомобилей должно быть предусмотрено создание комплексов пожарных автомобилей, приспособленных к конкретным условиям эксплуатации (дорожным факторам, климатическим условиям) или оперативному использованию (крупные пожары, специфические производства).

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» предусматривается создание следующих видов пожарных автомобилей:

основные пожарные автомобили для подачи ог-нетушащих веществ в зону горения. Они подразделяются на автомобили общего (автоцистерны) и целевого применения (порошковые, воздушно-пенные, комбинированные и т.д.);

пожарно-спасательные автомобили, функционально приспособленные для тушения пожара и для проведения технических и спасательных работ на месте пожара или иной чрезвычайной ситуации;

пожарные автомобили первой помощи лёгкого класса, предназначенные для разведки пожара или иной ЧС, доставки расчётов спасателей и пожарных, оказания первой помощи пострадавшим и тушения пожаров в начальной стадии их возникновения;

пожарные высотно-спасательные автомобили для проведения спасательных работ и тушения пожаров на верхних этажах зданий;

специальные пожарные автомобили, предназначенные для выполнения на пожаре таких работ, как удаление дыма, прокладка рукавных линий, а также для обеспечения связи, освещения, руководства ходом тушения и других.

В настоящее время разработаны и поступают на вооружение в подразделения МЧС России несколько перспективных образцов многофункциональных и специальных автомобилей отечественного производства, например:

пожарно-спасательный автомобиль АПС 2,0-40/2 на шасси «Урал-43026», предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса воды, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного снаряжения. С его помощью можно проводить аварийно-спасательные работы и тушение очагов пожара, освещать рабочие площадки, обеспечивать радиосвязью боевой расчет и руководителя аварийно-спасательных работ;

автоцистерны пожарные с автолестницами АЦЛ-3-40/17 на шасси КамАЗ-43114 для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса воды и пожарно-технического вооружения, проведения аварийно-спасательных работ, тушения очагов пожара и подачи огнетушащих веществ на большие высоты;

автомобиль первой помощи АПП-0,5-2,0 на шасси ГАЗ-33023 для доставки к месту пожара боевого расчёта, небольшого запаса воды (500 л), пожар-но-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования, проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, тушения очагов пожара незначительной площади (до 100 м2);

пожарный микроавтомобиль МАП-2-1,0 применяется для доставки боевого пожарно-спасательно-го расчёта, огнетушащих веществ, пожарно-техни-ческого вооружения, пожарно-спасательного оборудования и аварийно-спасательного инструмента с целью ликвидации небольших очагов пожара на объектах с большой площадью (производственные цеха, складские терминалы, дачные комплексы и т.д.), а также для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;

пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ 1,0/1000-40/40 на шасси ЗИЛ-4331, предназначенный для тушения пожаров комбинированным способом на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, авиационных и других видах транспорта, а также в населённых пунктах;

пожарный автомобиль порошкового тушения АП 1000-40 (5301) на шасси ЗИЛ-5301 для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтехимической, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, на электрических подстанциях и в аэропортах.

Генеральным принципом формирования типажа пожарных автомобилей, соответствующим реальной экономической ситуации в стране, должно стать ограничение (до допустимых пределов) числа базовых моделей пожарных автомобилей. Следует расширять их модификацию и добиваться максимальной унификации узлов и агрегатов.

Дальнейшее развитие технического оснащения авиации МЧС России должно быть направлено на расширение возможностей авиационной техники по применению авиационно-спасательных технологий.

Основными направлениями модернизации авиационной техники являются:

доведение до стандартов международной организации гражданской авиации характеристик самолётов Ил-76 и Як-42 по оснащению аэронавигационным и специальным оборудованием, по шуму и эмиссии двигателей (оснащение двигателями Д-30КПЗ «Бурлак» и совершенствование двигателей Д-36);

оснащение вертолётов приборами спутниковой навигации и бортовыми грузовыми лебёдками ЛПГ-300. Они позволяют выполнять поисково-спасательные задачи без ограничений, ночью и при ограниченной видимости днём;

оснащение самолётов Бе-200ЧС и вертолётов Ми-8 системами документирования (фотографирования) обнаруженных объектов поиска или заданных районов и передачи информации на командные пункты в режиме реального времени;

оснащение вертолётов Ми-8 МТВ (МТ) наружными дополнительными топливными баками, обеспечивающими увеличение дальности, продолжительности полётов и объёма загрузки салона;

оборудование авиационных средств пожаротушения системами подачи пенообразующих жидкостей;

доведение оснащённости вертолётными системами дробления льда и уничтожения ледяных заторов с использованием фюзеляжного раскладчика зарядов (ДВС-УЛЗ-ФРЗ) до двух единиц в каждой авиационной эскадрилье.

Одним из основных направлений развития технических средств, предназначенных для оснащения спасательных сил МЧС России, является разработка специальной робототехники.

Поступившие в МЧС России в конце 90-х годов XX века отечественные робототехнические средства не полностью соответствуют требованиям ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по мобильности, производительности и надежности.

Процесс совершенствования технологической подготовки робототехнических средств должен включать следующие элементы: адаптацию роботов к внешним условиям; отработку каждой выполняемой роботами операции в условиях, близких к реальным; резервирование робототехнических средств; формирование высокого профессионализма персонала, управляющего и обслуживающего робототехнические средства.

В рамках идеологии третьего поколения наземных робототехнических средств в интересах МЧС России создаются:

робототехнический комплекс класса РТК-РХ (индекс «Щит») второго среднего типа. Он предназначен (согласно классификации робототехни-ческих средств) для выполнения аварийных работ в зонах химических и радиационных аварий, включая взрывоопасные зоны (РТС-У на базе гусеничного шасси с экскаватором);

учебно-тренировочный робототехнический комплекс класса РТК-В (МРК-25УТ) первого лёгкого типа для подготовки высококвалифицированных операторов мобильный робототехнических комплексов, обеспечения требуемого уровня их практической подготовки при выполнении реальных операций обращения с взрывоопасными предметами.

Преимуществами робототехнического комплекса «Щит» по сравнению с предыдущими аналогами являются высокие основные тактико-технические характеристики: длительность непрерывной и автономной работы, дальность дистанционного управления, надёжность, мобильность и др.

Следует создавать робототехнические комплексы, способные выполнять функции разведки, обнаружения источников опасности, их локализации и ликвидации. Многократно должна быть повышена дальность радиоуправления роботами, защита их от помех и излучений, стойкость к воздействию основных поражающих факторов.

Одной из важнейших задач, выполняемых при ликвидации чрезвычайных ситуаций, является своевременный поиск пострадавших и оказание им медицинской помощи. В числе способов поиска, наряду с использованием собак, решающее значение приобретает поиск с помощью специальных приборов.

Эффективность операций поиска определяется следующими основными параметрами: продолжительность выполнения работ; гарантированная дальность обнаружения пострадавших; точность целеуказания местонахождения пострадавших; снижение вероятности ложных сигналов от технических средств поиска и обнаружения пострадавших; надёжность этих средств.

Для решения задач поиска пострадавших используются следующие приборы:

тепловизоры (ППТ, ТН-3, «Спасатель»), предназначенные для поиска пострадавших людей по их тепловому излучению;

телевизионные системы («Система-1К», «Систе-ма-1Р»), предназначенные для дистанционного визуального осмотра скрытых полостей завалов, определение их состояния путём осмотра, а также для обследования структур завалов с целью выбора оптимальной технологии разборки;

акустические приборы («Пеленг-1», ТА-1), предназначенные для определения местонахождения пострадавших людей, оказавшихся в завалах и подающих звуковые сигналы. Их обнаружение производится по характерным признакам, выделенным из общего спектра шумов;

радиолокационный обнаружитель («Радар-1»), предназначенный для поиска пострадавших, находящихся под завалами различных строительных материалов, а также подо льдом и снегом путём зондирования завалов электромагнитными волнами.

Все эти приборы и системы имеют существенные недостатки, значительно снижающие эффективность поиска пострадавших в чрезвычайных ситуациях людей. К ним относятся:

для тепловизоров — невозможность обнаружения живых людей за преградами;

для телевизионных систем — небольшая дальность обнаружения пострадавших;

для акустические приборов — невозможность точного определения местонахождения и обнаружения людей, находящихся в завале в бессознательном состоянии; отрицательное влияние на выделение полезного сигнала сложной помеховой обстановки в зоне чрезвычайной ситуации; необходимость введения «режима молчания»;

для радиолокационных приборов — малая пригодность работы во влажных средах и в средах, содержащих большое количество металлических конструкций. Для получения качественного радиосигнала необходима жёсткая привязка к местности во время сканировании по поверхности завала.

Наиболее перспективным способом поиска пострадавших является метод, основанный на радиоволновой интерферометрии (нелинейная радиолокация). Он позволяет выделять из отражённого от пострадавшего радиолокационного сигнала составляющие, обусловленные его дыханием и сердцебиением. Это даёт возможность обнаружить человека даже в бессознательном состоянии.

Дальнейшие изменения задач и оперативно-стратегических требований к системе технического оснащения сил МЧС России зависят от тенденций, которые происходят в создании новых способов вооруженной борьбы.

Анализ развития высоких наукоемких технологий и информационных систем позволяет предположить, что вооруженная борьба на рубеже 2030 года будет представлять собой масштабное, осуществляемое с нарастающей интенсивностью вооруженное столкновение многофункциональных боевых систем с охватом наземного (морского),

воздушного, космического и эфирного пространства [2].

Решающая роль будет отводиться высокоточному обычному ударному оружию. Оно может быть направлено на поражение объектов экономики противника путем нанесения авиационных ударов и массированных ударов непилотируемых средств, оснащенных высокоточным оружием различного базирования [3].

В связи с этим требуется решать проблемы не только обороны, но и адресной защиты важных объектов экономики от прицельного избирательного дистанционного воздействия по ним высокоточными средствами поражения на всей территории страны.

Защита критически важных объектов с помощью средств комплексной маскировки может быть возложена на силы МЧС России. В этом случае увеличится количество задач, выполняемых силами МЧС России, добавится оперативно-стратегическое требование к составу технических средств. В состав технического оснащения МЧС России будет включен новый вид — средства комплексной маскировки объектов.

На период до 2045 года наиболее вероятно повышение значимости оружия на новых физических принципах, которое многие специалисты относят к классу нелетального оружия [4]. К такому оружию военные специалисты относят: средства создания электромагнитного импульса (неядерного); лазерное оружие; генераторы инфразвука; химические составы и биологические рецептуры.

Эксперты по вопросам безопасности считают, что по мере насыщения систем управления, транспорта, другой инфраструктуры и собственно вооруженных сил сложными техническими устройствами повышается не только их эффективность, но и уязвимость.

Выявление критически значимых элементов объектов и их вывод из строя при помощи примитивных средств могут вызвать каскадные и сетевые эффекты. Совокупный ущерб от них сопоставим с результатами авиационного налета времен Второй мировой войны. В связи с этим ожидается дальнейшее увеличение спроса на оружие, боевую и специальную технику, предназначенную для противодействия терроризму, организованной преступности, пресечения массовых беспорядков, охраны границ, обеспечения гражданской обороны, ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий.

В этой связи дальнейшее развитие спасательных сил МЧС России основные усилия целесообразно сосредоточить на решении следующих проблем:

разработка новых технологий и средств защиты и спасения населения от современных и перспективных способов вооруженной борьбы;

разработка робототехнических средств с учетом выполнения работ в экстремальных условиях в различных средах: наземные мобильные робототех-

нические комплексы и подводные робототехниче-ские комплексы;

создание воздушных дистанционно пилотируемых летательных аппаратов;

разработка малогабаритных средств радиационной, химической и биологической разведки и контроля;

создание высокоэффективных средств комплексной маскировки критически важных объектов;

развитие авиационных пожарно-спасательных технологий;

научный прогноз основных мировых тенденций развития спасательной и пожарной техники.

Приоритетные направления развития систем оснащения спасательных сил МЧС России на долгосрочный период формируются в целях всестороннего обеспечения условий выполнения задач по защите населения и экономики страны от воздействия поражающих факторов современного и перспективного оружия с учетом тенденций дальнейшего развития вооружения, военной и специальной техники армий ведущих зарубежных государств.

Построение перспективного облика системы оснащения спасательных сил МЧС России предполагает развитие технических средств и специальной техники в следующих направлениях [1]:

повышение оперативности и достоверности выявления радиационной, химической и биологической обстановки путем оснащения наземных и воздушных средств разведки быстродействующими приборами определения зараженности местности, дистанционными средствами радиационной, химической и биологической разведки, автоматическими приборами контроля метеопараметров;

повышение защищенности экипажей аварийно-спасательных машин за счет применения новых материалов, основанных на использовании композиционных составов и нанотехнологий;

создание боевой экипировки спасательных сил МЧС России, включающей универсальный защитный комплект со средствами жизнеобеспечения, средствами управления, связи, мониторинга применения современного и перспективного оружия;

разработка и создание высокопроизводительного аварийно-спасательного оборудования для проведения работ в любых условиях, включая ведение спасательных работ на акватории;

создание специальных средств спасения для работы в Арктической зоне на суше и на море;

создание новых эффективных летательных безаэродромных аппаратов большой грузоподъемности для борьбы с крупномасштабными пожарами, массовой эвакуации людей из очагов поражения;

разработка дистанционно-управляемых роботизированных средств, комплексов и специальной техники; формирование устойчивых базовых технологий в роботостроении;

создание автономных робототехнических систем, алгоритмов и элементной базы для «искусст-

венного интеллекта» технологического оборудования;

разработка средств и комплексов оптико-электронного противодействия системам наведения высокоточного оружия для защиты критически важных объектов;

создание многофункциональных технических средств санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и сооружений, которые могут быть использованы для решения задач защиты личного состава и аэрозольного противодействия высокоточного оружия противника;

создание малогабаритных автономных установок и модулей для тушения пожаров, обеззараживания и аэрозольной маскировки объектов, основанных на использовании высоконапорных паро-жидкостных и газокапельных потоков;

разработка всесезонного амфибийного транспортного средства на воздушной подушке, максимально адаптированного к эксплуатации в любых природно-климатических и ландшафтных условиях.

Приоритетами в развитии средств оснащения спасательных сил МЧС России должно стать создание и совершенствование аварийно-спасательных машин, транспортных средств на воздушной подушке, робототехнических комплексов, беспилотных летательных аппаратов, дирижаблей.

Во вновь конструируемых аварийно-спасательных машинах должна быть использована модульная компоновка. Это позволит быстро стыковать модули между собой в различном сочетании в зависимости от характера и продолжительности выполняемых задач и производить ремонт вышедших из строя блоков.

Самостоятельное использование отдельных модулей даст возможность решать комплекс задач по обеспечению действий воинских формирований МЧС России и ликвидации последствий крупных аварий в течение длительного времени.

В машинах должны быть предусмотрены отделения санитарной обработки и оказания медицинской помощи.

Элементы основного оборудования разведывательных машин должны быть сопряжены между собой таким образом, чтобы образовывать комплексную полуавтоматическую систему, осуществляющую сбор данных о радиационной и химической обстановке в разведывательном районе или на маршруте, их непрерывное отображение, регистрацию и подготовку для передачи по закрытым каналам связи.

Природно-климатические и ландшафтные особенности регионов Российской Федерации определяют особый подход к созданию транспортного средства спасателей. Транспортные средства на воздушной подушке выполняют особую роль в транспортной системе северных регионов России. Это единственный круглогодично доступный вид

транспорта для оказания экстренной помощи, борьбы с последствиями чрезвычайных ситуаций.

Движение традиционных амфибийных судов на воздушной подушке обеспечивается, как правило, с помощью воздушного движителя, позволяющего развивать сравнительно высокие скорости (до 100 км/ч) над ровными и пологими опорными поверхностями, в т.ч. над водой, ледяной или снежной равниной. В то же время эффективность таких транспортных средств на воздушной подушке резко снижается на пересеченной местности, при движении по торосам, на уклонах и косогорах.

Для решения указанных проблем необходима разработка транспортных средств, обладающих принципиально новыми свойствами, лишенных недостатков традиционных транспортных средств на воздушной подушке и оборудованных нетрадиционными опорно-движительными комплексами.

Имеющийся опыт проведения аварийно-спасательных работ с применением робототехнических комплексов позволил определить следующие задачи, решаемые с помощью робототехнических комплексов [5]:

ведение наземной воздушной, подводной и надводной разведок в районах ЧС;

выполнение аварийных, неотложных восстановительных и противопожарных работ при ликвидации ЧС и их последствий, поражающие факторы которых опасны для жизни спасателей и пожарных.

Робототехнические комплексы должны выполнять следующие технологические операции:

инспекцию и обследование опасных зон с целью визуального контроля, радиационно-химического контроля, определения местоположения объектов и состояния технологического оборудования в зоне аварии, выявления мест и характера повреждений аварийного оборудования;

погрузочно-разгрузочные и транспортные работы с целью доставки технических средств и материалов в зону работы, проведения инженерных работ по расчистке завалов и разборке аварийных конструкций, сбора и транспортировки опасных объектов в район их утилизации;

манипуляционные технологические работы по монтажу и демонтажу оборудования, нанесению и удалению покрытий, бандажированию течей на трубопроводах и технологических аппаратах, перемещению радиоактивных и взрывоопасных материалов, установке опор и домкратов, сварке и резке металлоконструкций, сверлению, бурению, резке строительных конструкций, открыванию дверей и люков;

очистные работы по обеззараживанию местности, строений и оборудования, сбору и удалению высокотоксичных материалов, откачке проливов высокотоксичных веществ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пожаротушение, включающее разведку очага пожара, его локализацию и подавление;

поиск людей в зоне ЧС и их последующую эвакуацию.

Основной задачей, стоящей перед поверхностно-водными и подводными робототехническими комплексами, является организация поисково-спасательных и аварийно-восстановительных работ в водной среде в условиях, связанных с тяжелыми и опасными для человека внешними условиями, такими как:

природные условия (шторм, температурные аномалии, течения);

глубоководные нагрузки; химическое и радиационное заражение; взрывчатые материалы;

продолжительные сроки проведения работ. Для телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов основными задачами при работе на внутренних и внешних водоемах являются:

поисковые работы с целью обнаружения затонувших аварийных объектов;

обследование гидротехнических сооружений с целью проверки их целостности и выявления возможных повреждений;

проведение спасательных и аварийно-восстановительных работ на затонувших объектах и гидротехнических сооружениях;

проведение работ по разминированию; гидрографические и исследовательские работы.

Основными задачами поверхностно-водных ро-бототехнических комплексов в интересах спасательных сил МЧС России являются:

ведение гидроакустического обследования подводного пространства при проведении поисковых работ;

проведение поисково-спасательных работ с целью обнаружения пострадавших на водной поверхности и их эвакуации;

сопровождение подводных работ с применением телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов;

проведение пожаротушения в непосредственной близости от потенциально-опасных объектов (нефтегазовые платформы, танкеры-газгольдеры, нефтегазовые береговые терминалы и т.п.).

Основными задачами комплексов с беспилотными летательными аппаратами являются:

идентификация и оценка степени радиационной, химической и биологической опасности;

передача информации на пункты управления в реальном масштабе времени;

определение координат границ очагов поражения и объемов выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

сопровождение и наведение мобильных поисковых групп;

передача изображений в видимом, инфракрасном и радиочастотном диапазонах;

поиск подводных объектов (сброс радиобуев);

использование в варианте ведения разведки на морских и речных акваториях.

Для мониторинга наземной, воздушной и водной среды, патологической и экологической оценки состояния лесных территорий, их пожаро-опасности и эффективного обнаружения и тушения лесных и торфяных пожаров необходима разработка воздушного носителя (дирижабля) со следующими летно-техническими и экономическими параметрами:

безаэродромная эксплуатация, вертикальный взлет и посадка, зависание над объектом;

длительность беспосадочного полета — несколько суток;

скорость — до 150 км/ч; грузоподъемность — от 10 до 200 т; возможность оперативной доставки пожарных расчетов со спецтехникой, водяных противопожарных бомб, тракторов и машин; низкий уровень шума, низкие выбросы в атмосферу токсичных продуктов сгорания топлива;

естественная безопасность полетов; низкая себестоимость лётного часа — 9 — 11 тыс. руб.

Установка на дирижабле сканирующих систем оптического и телевизионного наблюдения с высокой разрешающей способностью позволит по пеленгу тепловых полей (днем и ночью) и дыма (только в светлое время суток) определить в радиусе 100—130 км координаты очага зарождающегося пожара площадью менее 0,01 га. За один час дирижабль в состоянии обследовать территорию площадью не менее 30 тыс. км2, за сутки — около 700 — 900 тыс. км2 (территория Иркутской области).

Применение на дирижабле в качестве огнету-шащего вещества тонкораспыленной воды или так называемого водяного тумана позволит резко повысить эффективность тушения. Высокая точность (в отличие от вертолетов и самолетов) сброса массивной водяной завесы поможет в борьбе с лесными пожарами.

Патрулирование дирижабля осуществляется при наличии на борту отряда десантников со снаряжением (ранцы, контейнеры) и определенного количества водяных бомб. Это позволит оперативно (в течение часа) потушить обнаруженный локальный пожар.

Создание семейства многоцелевых и транспортных дирижаблей позволит решать задачи оперативной доставки грузов или экстренной эвакуации жителей населенных пунктов на территории Арктической зоны России.

Развитие вооружения и средств технического оснащения спасательных сил МЧС России должно основываться на следующих основных принципах: системности, сбалансированности, соответствии тактико-технических характеристик образцов задачам спасательных сил МЧС России, соответствии количественных и качественных показателей вооружения и технических средств спасательных

сил МЧС России экономическим возможностям страны.

Научно-техническая политика в области развития технического оснащения спасательных сил МЧС России должна быть направлена на создание образцов, превосходящих по своей эффективности образцы, состоящие на снабжении, не менее чем в 1,5 — 2 раза. Под эффективностью образцов, предназначенных для оснащения спасательных сил МЧС России, понимается оперативность выполнения той или иной задачи. Возможность реализации данного положения подтверждается результатами технического переоснащения спасательных сил МЧС России в течение последних двадцати лет.

Сравнительные возможности спасательных воинских формирований, оснащенных современными техническими средствами, и центров, оснащенных техникой девяностых годов, (по основным показателям) за 10 часов непрерывной работы приведены на рис. 1.

Представленные данные свидетельствуют, что возможности спасательных воинских формирований, оснащенных современными техническими средствами, возросли в среднем в два раза.

В современных условиях, когда возрастают угрозы возникновения природных и техногенных катастроф, сохраняются военные опасности, особое значение приобретает разработка и внедрение передовых технологий защиты и спасения, модернизация существующих и создание новых аварийно-спасательных средств и средств защиты спасателей и населения.

С момента зарождения Спасательной службы России одним из приоритетных направлений ее деятельности становится развитие научных исследований в области высоких технологий, внедрение научно-технических достижений в практическую деятельность по защите и спасению.

Применение базовых технологий в сфере создания требуемого уровня системы технического оснащения сил МЧС России представлено на рис. 2.

Дальнейшее развитие системы технического оснащения спасательных сил МЧС России на период до 2030 года должно быть направлено на:

повышение защищенности населения и спасательных сил МЧС России на основе создания универсальных средств индивидуальной защиты облегченного типа, интегрированные с боевой экипировкой для личного состава, ведущего аварийно-спасательные работы;

повышение оперативности и достоверности выявления радиационной, химической и биологической обстановки путем оснащения машин выявления радиационной, химической и биологической разведки средствами определения зараженности местности, дистанционными средствами выявления радиационной, химической и биологической разведки, автоматическими приборами контроля метеопараметров;

Спасательные центры, Спасательные центры,

оснащенные современной техникой оснащенные техникой 90-годов

до 870 человек

до 30 человек

до 350 человек

1200 м куб.

до 500 человек

160 тонн 800 км

2880 человек

до 90 единиц

до 40 человек

4 км

160 м куб/час

Оказание первой медицинской помощи

Поиск пострадавших с использованием собак

Возможности переправочно-десантных средств по эвакуации населения (водная преграда до 50 м)

Разборка завалов из крупногабаритных обломков ЖБК

автокраном

Эвакуация населения

Доставка гуманитарной помощи

Радиационная и химическая разведка маршрутов

Санитарная обработка пострадавших

Специальная обработка техники

Первоочередное обеспечений пострадавшего населения

Проделывание проходов/проездов в завалах

Очистка воды

Рис. 1. Сравнительные возможности спасательных воинских формирований

до 430 человек

до 15 человек

до 150 человек

800 м куб.

600 км

1920 человек

до 75 единиц

2,5 км

100 м куб/час

повышение технологических и мобильных (аэромобильных) возможностей сил МЧС России при выполнении всего спектра аварийно-спасательных и других неотложных работ;

комплексное выполнение задач при ведении аварийно-спасательных работ, пожаротушения и обеззараживания за счет создания многофункциональных пожарно-спасательных средств;

повышение возможностей сил МЧС России по первоочередному жизнеобеспечению населения за счет создания быстровозводимых (в течение одних суток) средств временного размещения;

повышение защищенности критически важных объектов экономики за счет создания мобиль-

ных и стационарных средств комплексной маскировки.

Ускоренными темпами должна происходить разработка специальной робототехники, предназначенной для оснащения сил МЧС России.

Основными направлениями дальнейшего развития средств первоочередного жизнеобеспечения будут являться: создание быстровозводимых сооружений для временного размещения пострадавших, высокоэффективных средств оказания первой помощи и высокопроизводительных средств санитарной обработки населения.

Для создания быстровозводимых сооружений для временного размещения пострадавших могут

Базовые Технические средства для сил

технологии МЧС России

Технологии информационного обеспечения

Технологии создания робототехнических систем

Технологии создания систем и средств оказания помощи, эвакуации и спасения

Космические воздушные и специальные средства разведки для мониторинга чрезвычайных ситуаций, поиска очагов лесных пожаров и обнаружения живых людей под завалами, средства управления

Средства управления процессами горения и взрыва для борьбы

с пожарами всех категорий сложности, управляемого разрушения зданий и точечного демонтажа крупногабаритных железных конструкций, а также для борьбы с ледовыми

заторами

Средства мониторинга геофизической обстановки и прогноза землетрясений, предотвращения землетрясений и ликвидации техногенных катастроф

и т.д.

Робототехнические комплексы различного назначения для поиска раненых, проникновения в недоступные для спасателей места, разведки на зараженной местности, тушения пожаров и др.

Мобильные госпитали, средства эвакуации различного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

базирования, средства противохимической и противорадиационной защиты, вакцины от вирусов

Рис. 2. Применение базовых технологий для создания требуемого уровня системы технического оснащения сил МЧС России

быть использованы пневмокаркасные модули, состоящие из нескольких надувных арок, соединенных продольными надувными балками. Их сборка не требует применения механических монтажных средств и может быть выполнена в течение 30 минут.

Модули могут транспортироваться к месту развертывания любым видом доставки, включая десантирование. Дальнейшее развитие средств оказания первой помощи будет направлено на создание более универсальных и эффективно действующих препаратов, обеспечивающих предупреждение, снижение и лечение последствий воздействия поражающих факторов современного оружия и источников чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера. Более широкое применение получат профилактические средства помощи, обладающие минимальным побочным действием.

Особое развитие в этот период могут получить средства комплексной маскировки критически важных и потенциально опасных объектов [6]. Анализ основных характеристик и боевых возможностей зарубежных средств воздушного нападения и разработанных средств маскировки и постановки ложных целей и радиоэлектронных помех позволя-

ет сделать вывод о том, что для маскировки и защиты объектов экономики и инфраструктуры могут применяться два-три типа универсальных систем комплексной маскировки в мобильном и (или) стационарном исполнении.

В состав типовой системы комплексной маскировки и защиты объекта может входить [7]:

модуль предупреждения об облучении объекта средством воздушного нападения;

комплекс постановки активных помех самолетным радиолокационным станциям и радиолокационным головкам самонаводящихся ракет;

комплекс отстрела и создания пассивных помех, активных ложных радиолокационных целей и малогабаритных передатчиков помех;

блок управления на базе микропроцессоров для обработки разведывательной информации, распознавания типов радиоэлектронных средств, оценки степени угрозы, оптимизации способов защиты объекта и применения средств различного назначения, расчета времени и места отстрела средств радиоэлектронной борьбы;

комплексы и станции постановки имитирующих и поражающих помех;

наземные дымовые машины, ложные радиолокационные, тепловые и лазерные цели.

Система защиты (маскировки объекта) может работать в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах управления.

Для решения задач по оперативному прикрытию критически важных и потенциально опасных объектов целесообразно применение маскирующих комплексов в мобильном исполнении. Мобильные системы (комплексы) автономной защиты целесообразно создавать на основе интеграции средств радиоэлектронной борьбы, средств создания активных и пассивных радиоэлектронных помех и автоматизированной системы управления.

Система технического оснащения спасательных сил МЧС России на период до 2045 года может включать в себя:

боевую экипировку личного состава спасательных сил МЧС России, обеспечивающую защиту от всех видов оружия, включая нелетальное, средства мониторинга, связи и жизнеобеспечения;

новое поколение средств радиационной, химической и биологической разведки, обеспечивающих обнаружение всего спектра радиоактивных, опасных химических и биологически опасных веществ с требуемой чувствительностью и быстродействием;

многофункциональные, высокопроизводительные технические средства ведения аварийно-спасательных работ;

принципиально новые машины пожаротушения и обеззараживания, основанные на использовании высокоэффективных полифункциональных рецептур;

мобильные быстровозводимые комплексы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

эффективные средства обеспечения защищенности критически важных объектов от высокоточного и нелетального оружия.

3. Обоснование требований к перспективным системам, комплексам, образцам вооружения спасательных сил МЧС России

Основными показателями, характеризующими спасательные силы МЧС России, предназначенные для решения задач гражданской обороны и защиты населения от военной опасности, угроз природного и техногенного характера, являются [9]:

степени готовности сил к действиям по предназначению и их содержание; сроки оповещения;

время сбора по тревоге дежурных аварийно-спасательных (спасательных) формирований;

сроки отмобилизования специальных формирований;

время выдвижения к районам выполнения основных задач;

время автономной работы;

характер и сроки оказания первой помощи; время эвакуации пострадавших; возможности по ведению инженерной, радиационной, химической и биологической разведки;

возможности по санитарной обработке населения, дегазации, дезактивации техники и территорий;

возможности по разминированию территорий; возможности по материально-техническому обеспечению действий сил, восполнению потерь и текущего расхода;

производительность технических средств аварийно-спасательных формирований и сил, привлекаемых для выполнения основных задач гражданской обороны и защиты населения.

Перспективные системы, комплексы и образцы вооружения спасательных сил МЧС России должны отвечать следующим основным требованиям [1]:

обеспечивать оказание помощи пострадавшему населению (проведение спасательных работ; оказание первой помощи; эвакуация пострадавших и т.д.) при применении оружия массового поражения в сроки от 5 часов до 5 суток (при применении обычного оружия в сроки от 30 минут до 10 часов);

осуществлять проведение неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения в течение 30 суток, в очагах поражения от обычного оружия в течение 5 суток;

обеспечивать выполнение всего комплекса задач, стоящих перед спасательными силами МЧС России, с высокой производительностью и эффективностью.

Аэровоздушные средства разведки должны быть оснащены аппаратурой аэрограмма-съемки для контроля за состоянием радиационной обстановки, а также инфракрасным лидарным комплексом для обнаружения отравляющих веществ, аварийных химически опасных веществ и облаков, содержащих нефтегазовые продукты. Кроме того, они должны быть также оснащены приборами для регистрации электромагнитных и других видов излучения, средствами топографической привязки и аппаратурой обработки и передачи данных в информационно-управляющие центры гражданской обороны.

Мобильные наземные дозоры радиационной и химической разведки должны регистрировать мощность дозы излучения, наличие в воздухе отравляющих веществ, аварийных химически опасных веществ и аэрозолей биологических объектов, определять геодезические координаты места измерения и таким образом обеспечивать составление карт радиационной, химической и биологической обстановки.

Стационарные лаборатории радиационного контроля должны оснащаться средствами радиоизотопного анализа: альфа-, бета- и гамма-спектрометрии типа универсального радиометра-спектрометра РСУ-1 «Сигнал», универсального

спектрометрического комплекса «Гамма Плюс» и др.

Стационарные лаборатории для ведения химического контроля объектов окружающей среды необходимо оснащать аналитическими комплексами. Они должны быть способны с помощью хрома-тографических методов разделять любые многокомпонентные составы, используя при этом широкий выбор селективных детекторов, регистрировать спектральные характеристики анализируемых веществ. С помощью программного обеспечения и компьютерной базы данных аналитические комплексы должны устанавливать структуру и состав загрязнителей.

Информационные и информационно-управляющие центры МЧС России федерального, межрегионального и регионального уровней должны быть обеспечены: аппаратурой для сбора и обработки данных; электронными цифровыми картами региона или территории с необходимым программным обеспечением для использования геоинформационных технологий; аппаратурой сопряжения с соответствующими телекоммуникационными средствами связи и передачи данных.

Для повышения коэффициента использования роботизированных комплексов необходимо реализовать проект создания дистанционно-управляе-мого пожарно-спасательного автомобиля на базе дорожного шасси серийно-выпускаемого автомобиля. Это позволит переоборудовать парк транспортных средств специального назначения в роботизированные комплексы. Они смогут работать, как в экипажном режиме управления в обычных условиях, так и в дистанционном или автономном режимах управления при выполнении операций в условиях особого риска.

Совершенствование функциональных возможностей робототехнических комплексов применительно к решаемым задачам должно быть осуществлено путем разработки принципиально новых проектных решений транспортного шасси и исполнительных механизмов. С этой целью необходимо разработать универсальную специализированную платформу с комбинированной двигательной установкой. Это позволит обеспечить широкий диапазон скоростной маневренности и возможность работы в неблагоприятных газовых средах.

В качестве рабочих узлов следует предусмотреть создание манипуляторов повышенной грузоподъемности и плавности хода, основанных на различных принципах привода (электрический, гидравлический). Конструкции рабочих узлов и оборудования должны быть построены по принципу реконфигурируемости в процессе выполнения основных операций в автоматическом режиме.

Для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения в условиях угольных шахт горноспасатели нуждаются в специализированном самоходном шасси повышенной проходимости в

условиях сложного геометрического профиля. Технологическое оборудование и конструкция шасси должны обеспечивать защиту от попадания воды в случае окунания, взрывозащиту в метано-обога-щенной газовой среде. Кроме того, система организации связи должна обеспечить устойчивый контакт в условиях горной выработки.

Повышение надежности управления робототех-ническими комплексами является одной из наиболее важных и сложных задач, реализация которой возможна поэтапно, с промежуточным этапом в 2025 году.

Основной задачей является разработка решений группового управления робототехническими комплексами, которая в себя включает:

выбор стратегии управления группировкой применительно к решению конкретных задач;

разработка методов и алгоритмов управления группировкой мобильных роботов, включая выявление и распределение целей, разбиение на отдельные группы по «специализации» и т.п.;

построение системы управления группировкой в целом;

обеспечение перемещения мобильных роботов в автономном режиме к выбранным целям в среде с препятствиями;

обработка различной информации, получаемой роботами в процессе проведения разведки;

разработка коммуникационной системы, организация единого информационного пространства;

разработка информационно-измерительной системы мобильных роботов.

Основные предложения по оснащению подразделений ФПС сводятся к созданию многофункциональных пожарно-спасательных и пожарно-техни-ческих автомобилей, приспособленных не только для тушения пожара, но и для проведения аварийно-спасательных, специальных и технических работ в зоне чрезвычайной ситуации. Такие автомобили должны отличаться удобной компоновкой, оригинальными техническими решениями, расширенной комплектацией, включая оборудование для работы в условиях опасных воздействий.

Основными направлениями развития авиаци-онно-спасательных технологий являются:

совершенствование методов и способов применения авиации для выполнения поисково-спасательных задач на морских акваториях и внутренних водоёмах, тушения природных и техногенных пожаров;

повышение эффективности средств пожаротушения на вертолётах Ми-26, Ми-8 и Ка-32А;

разработка и внедрение системы пожаротушения высотных зданий и сооружений;

расширение возможностей вертолётов типа Ми-8, Ка-32 по выполнению поисково-спасательных работ в ночных условиях;

совершенствование способов парашютного и беспарашютного десантирования различных грузов из самолёта Ил-76 и вертолётов Ми-26, Ми-8;

внедрение в практику спасательных операций применение авиационно-медицинского и пассажирского комплекса на базе самолёта Ил-76;

внедрение в практику применения систем документирования обнаруженных объектов поиска (заданных районов) и передачи информации на наземные пункты;

внедрение системы и программ высокоточного позиционирования при решении поисково-спасательных задач во взаимодействии со спасателями;

создание и внедрение прицельного комплекса сброса воды для самолётов, используемых при тушении пожаров;

разработка и внедрение авиационного интегрированного комплекса на базе беспилотных летательных аппаратов и автожиров для выполнения разведывательных задач и мониторинга окружающей среды;

совершенствование методов и способов применения освоенных авиационно-спасательных технологий;

внедрение тренажёров для совершенствования лётной подготовки экипажей к применению авиа-ционно-спасательных технологий.

Основными задачами развития системы связи МЧС России на долгосрочный период считаются:

подготовка системы связи МЧС России к выполнению задач по предназначению в различных режимах функционирования в мирное и военное время;

повышение уровня развития и технической оснащённости системы связи МЧС России в соответствии с уровнем развития единой системы электросвязи Российской Федерации и современными требованиями;

улучшение условий и повышение качества управленческой деятельности должностных лиц МЧС России путём наиболее полного удовлетворения их потребностей в современных услугах связи.

Приоритетными направлениями развития системы связи МЧС России являются:

развитие и модернизация автоматизированных систем централизованного оповещения;

завершение создания ведомственной террито-риально-распределённой цифровой сети связи с интеграцией услуг (в том числе создание ведомственной сети автоматической телефонной связи, предусматривающей единое адресное пространство);

формирование ведомственных систем спутниковой и радиосвязи, в том числе цифровых сетей транкинговой связи и пакетной коротковолновой радиосвязи, информационно-навигационных систем;

создание автоматизированной системы управления связью на основе применения современных средств удалённого сетевого управления и мониторинга;

создание защищённых от несанкционированного доступа сетей связи и передачи данных;

совершенствование системы технического обеспечения связи и автоматической системы управления.

Одним из важнейших направлений в развитии информационного обеспечения деятельности МЧС России является разработка и внедрение в систему управления в кризисных ситуациях информационно-аналитических систем для обеспечения (поддержки) принятия управленческих решений при ведении военных действий и возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Совершенствование и развитие технических систем автоматизированного управления включает:

модернизацию существующих и создание новых локальных вычислительных сетей центрального аппарата, спасательных воинских формирований и организаций МЧС России центрального подчинения, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

развитие системы видеоконференцсвязи в стационарном и полевом вариантах на межрегиональном уровнях управления с включением её в сеть ви-деоконференцсвязи МЧС России;

создание и развитие автоматизированной информационной системы в интересах ГИМС;

создание и развитие автоматизированной информационной системы в интересах Государственной противопожарной службы.

Появление новых видов оружия с широким спектром поражающих факторов создает специфические угрозы для населения и объектов тыла. Формируется новый комплекс задач по защите от этих видов оружия. Большое внимание уделяется созданию беспилотных боевых самолетов, предназначенных для доставки средств высокоточного оружия к рубежам выполнения задач нанесения ударов по расположенным на большом удалении наземным целям.

Применение новых видов оружия и высокоточных боеголовок по опыту имевших место военных конфликтов будет осуществляться не только по войскам, но и по критически важным объектам тыла. Это создает угрозу для жизнедеятельности населения. В целях защиты от новых видов оружия и высокоточного оружия критически важных объектов различных секторов экономики должно быть предусмотрено применение средств, обеспечивающей дополнительную маскировку и защиту.

Возможности по противодействию средствам разведки и наведения оружия средствами маскировки в различных диапазонах электромагнитных волн приведены в табл. 1.

В зависимости от типов систем наведения высокоточного оружия и типов критически важных объектов решение задач маскировки с максимальной эффективностью может быть выполнено на

Таблица 1

Возможности противодействия средствам разведки и наведения оружия

Аэрозольные средства Маскирующие пенные покрытия Радиопоглощающие материалы

основе мероприятий комплексной маскировки (рис. 3).

Для наиболее крупных критически важных и потенциально опасных объектов (электростанции, в том числе атомные, железнодорожные узлы, предприятия атомной, химической и нефтехимической промышленности и др.) должны создаваться комплексные системы, включающие активные (противовоздушная оборона и противоракетная оборона) и пассивные (аэрозоли, макеты, пены, краски и др.) средства защиты.

Независимо от типа критически важных и потенциально опасных объектов комплексная система защиты должна отвечать следующим требованиям:

1. Обладать высокой боевой готовностью к немедленным действиям и быть способной эффективно решать свои задачи.

2. Средства и способы защиты должны обеспечивать сохранение объекта экономики или, в крайнем случае, не допустить его разрушения свыше уровня, позволяющего быстро восстановить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Уровень защиты каждого объекта экономики должен соответствовать степени опасности поражающих воздействий высокоточного оружия, а также значению защищаемых объектов. Наноси-

мый ущерб объекту должен быть значительно ниже приемлемого ущерба.

4. Объекты экономики должны защищаться комплексом разнообразных средств, работающих в различных диапазонах электромагнитных и акустических волн и учитывающих все демаскирующие признаки объектов.

5. Системы защиты объектов экономики должны быть автономными, способными действовать в условиях возможного нарушения систем управления различного назначения.

6. Важнейшие технические средства защиты должны устанавливаться на защищаемых объектах заблаговременно и приводиться в готовность в соответствии со степенью военной угрозы.

7. Стоимость создаваемой системы защиты объектов экономики не должна быть обременительной для государства, и затраты на нее должны быть значительно меньше предотвращенного ущерба.

В качестве аналога подобной системы может быть использована система автоматизированных дистанционно управляемых средств маскировки. Она предназначена для оперативного противодействия высокоточному оружию противника в масштабе текущего времени путем постановки в воздухе, на земле комбинированных масок-помех и рас-

Системы наведения Типы КВО Типы средств

ВТО маскировки

Телевизионные (0,4—2,5 мкм) Тепловизионные (3—5,8—14 мкм) Лазерные (1,06—10,6 мкм) Радиолокационные (мм, см)

Телевизионные (0,4—2,5 мкм) Тепловизионные (3—5,8—14 мкм) Лазерные (1,06—10,6 мкм)

РЭБ, макеты, пены,

Площадные

аэрозоли

Телевизионные (0,4—2,5 мкм) Тепловизионные (3—5,8—14 мкм) Лазерные (1,06-10,6 мкм)

Крупные площадные РЭБ, макеты, пены, аэрозоли

ч

Телевизионные (0,4—2,5 мкм) Длинномерные РЭБ, пены,

Лазерные (1,06—10,6 мкм) линейные аэрозоли

Рис. 3. Классификация критически важных объектов по признакам объектов поражения и объектов маскировки

пятнения местности и поверхности объекта с целью искажения ориентирной, мишенной и фо-но-целевой обстановки в районе расположения защищаемого объекта.

Система автоматизированных дистанционно управляемых средств маскировки должна иметь в своем составе: автоматическое устройство управления и автоматизированные дистанционно устанавливаемые средства скрытия и имитации. Автоматическое устройство управления может состоять из блока управления универсальным постановщиком масок-помех, блока поворота этого постановщика и блока управления автоматизированными дистанционно устанавливаемыми средствами скрытия и имитации.

Средства скрытия и имитации должны включать:

универсальный постановщик масок-помех;

контейнеры для размещения и доставки средств скрытия и имитации в заданный район.

Требуемые характеристики управления универсальным постановщиком масок-помех:

1. Радиус действия управления универсальным постановщиком масок-помех — в полусфере над защищаемым объектом.

2. Дальность действия системы обнаружения — 12 — 15 км.

3. Дальность отстрела контейнеров с масками-помехами — 300 м.

4. Время срабатывания системы — 10—15 с.

5. Время «жизни» маски-помехи (в зависимости от метеоусловий) — 7 — 10 мин.

Заключение

Научно-техническая политика в области развития технического оснащения спасательных сил МЧС России должна быть направлена на создание образцов, превосходящих по своей эффективности образцы, стоящие на снабжении в настоящее время, не менее чем в 1,5 — 2 раза.

Основными показателями эффективности системы технического оснащения сил ГО могут быть: критерий полноты выполнения задач, критерий результативности выполнения задач, критерий экономической эффективности.

Критерий полноты выполнения задач характеризует степень достижения существующей системой технического оснащения сил ГО требуемых показателей.

В качестве критерия результативности выполнения задач целесообразно использовать показатели производительности выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В качестве критерия экономической эффективности может быть использовано отношение пока-

зателя предотвращенных потерь за счет повышения оперативности выполнения задач по защите и спасению населения к общим затратам на ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Дальнейшее развитие системы технического оснащения сил ГО должно быть направлено на внедрение научно-технических достижений в области базовых технологий: информационных, лазерных, нанотехнологий, биотехнологий и др.

Литература

1. Фалеев М.И., Малышев В.П. Научные проблемы строительства, развития и применения сил и средств МЧС России / Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 5. М.: Известия, 2012.

2. Войны XXI века. Теоретический труд. (Авторский коллектив В.В. Соловьев, И.С. Даниленко, А.А. Арем-ков и др.). М.: ВАГШ, 2000.

3. Чекинов С.Г. Характер военных угроз России в начале XXI века. / С.Г. Чекинов // Сборник материалов конференции «Проблемы развития и совершенствования гражданской обороны Российской Федерации в современных условиях». М.: МЧС России, 2006.

4. Соков И. Разработка за рубежом перспективных образцов оружия нелетального действия. Зарубежное военное обозрение, № 4, 2006.

5. Пучков В.А. О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России / Научно-практический журнал «Проблемы анализа риска». Том 10, № 1. М., 2013.

6. Владимиров В.А. О проекте Концепции комплексной маскировки объектов экономики и жизнеобеспечения от угроз военного характера / В.А. Владимиров, В.П. Малышев, Э.Я. Богатырев // Инф. сборник ЦСИ ГЗ МЧС России. № 13, 2002.

7. Малышев В.П., Богатырев Э.Я. Перспективы использования световой и других видов маскировки для защиты критически важных объектов от высокоточного оружия. Материалы 4 научной конференции по ГО. М., 2007.

8. Современные технологии защиты и спасения / Под общ. ред. Р.Х. Цаликова; МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2007.

9. Малышев В.П., Макиев Ю.Д. Методологические подходы к оценке эффективности мероприятий гражданской обороны и защиты населения. Материалы 3 научной конференции по ГО. М., 2006.

25.02.2015

Сведения об авторах:

Грязнов Сергеи Николаевич; к.соц.н., доцент, заместитель начальника Центра;

Малышев Владлен Платонович; д.хим.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель научного направления; ФКу ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: csi430@yan-dex.ru; 121352 Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.