Научная статья на тему 'Обоснование основных подходов и разработка методик автоматизированного контроля качества подготовки курсантов с использованием компьютерных тестов на кафедре вооружения и военной техники'

Обоснование основных подходов и разработка методик автоматизированного контроля качества подготовки курсантов с использованием компьютерных тестов на кафедре вооружения и военной техники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / МЕТОД КОНТРОЛЯ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузякин Вячеслав Владимирович

В статье исследуются методики и средства автоматизированного контроля качества обучения с использованием компьютерных тестов в военном училище на основе обучающих-тестирующих программ «Ассистент II» и «Конструктор тестов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование основных подходов и разработка методик автоматизированного контроля качества подготовки курсантов с использованием компьютерных тестов на кафедре вооружения и военной техники»

Кузякин В. В.

ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИК АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ НА КАФЕДРЕ ВООРУЖЕНИЯ И

ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Задача повышения качества обучения будущих офицеров является первостепенной для высшего военного училища. Особая роль в системе обеспечения качества образования на кафедре Вооружения и военной техники отводится оценке результатов обучения. Если оценка объективна, то она позволяет определить степень сформированности у обучаемых необходимых умений и навыков, выявить пробелы в приобретаемых ими знаниях, продумать изменения, которые следует внести в методику обучения (в содержание, формы, методы и средства, используемые в учебном процессе и др.).

Одним из распространенных средств оценки результатов обучения на кафедре Вооружения и военной техники является компьютерное тестирование. Использование тестирования в обучении, способствует улучшению организации и качества учебного процесса по дисциплине «Устройство вооружения и его боевое применение».

В системе военного образования важной составляющей учебного процесса стало широкое применение тестов различного назначения. Одним из них являются «обучающие тесты», называемые так по соответствующему объекту педагогического контроля, т. е. мы контролируем не знания и умения обучаемых, а саму учебную деятельность, а значит, учитывается не конечный результат учебной деятельности при решении задания, а сам процесс решения

[7, 128].

Тестирование как метод контроля обладает целым рядом преимуществ перед другими способами определения уровня обученности, а именно [2, 94]:

- позволяет за сравнительно короткое время проверить больший (по сравнению с другими формами контроля) объем материала за одно занятие;

- ставит всех обучаемых в равные условия (они работают с одинаковым по объему и содержанию материалом в одно и то же время);

- при оценке ответа курсанта исключает действие таких факторов, как везение/невезение, коммуникативное поведение участников экзамена/зачета;

- дает возможность преподавателю оперативно осуществлять мониторинг процесса усвоения учебного материала практически на любом этапе обучения;

- исключает субъективность в оценке качества усвоения знаний;

- в определенной мере снимает напряжение/волнение обучаемого, неизбежно возникающее при непосредственном контакте с преподавателем;

- снижает эффект контраста, когда выставляемая оценка зависит от впечатления, произведенного на преподавателя ответом предыдущего курсанта;

- позволяет проверить знания обучаемого практически по всем основным вопросам дисциплины.

Благодаря перечисленным преимуществам тесты вполне успешно могут использоваться для:

- диагностики исходного уровня компетенции обучаемых;

- промежуточной или итоговой аттестации;

- государственной аттестации;

- определения уровня остаточных знаний;

- выявления и отсева слабо подготовленных курсантов;

- отбора наиболее подготовленных и перспективных обучаемых.

Одним из показателей системы качества образовательного процесса

является компетентностный уровень обучаемого, определяемый различными методами контроля.

Для измерения уровня эффективности обучения применяются новые прогрессивные формы электронных методов контроля. В основном - это компьютерное тестирование [5, 71]. Преимуществом компьютерного тестирования является [1, 215]:

- автоматизированная обработка результатов;

- объективность контроля;

- быстрая проверка качества подготовки большого числа тестируемых;

- возможность корректировки содержания или методик в процессе обучения в зависимости от результатов тестирования;

- возможность формирования достаточно большого количества вариантов теста, которое ограничено лишь размером банка тестовых заданий;

- повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнению с бумажной формой тестирования);

На кафедре вооружения и военной техники с целью повышения эффективности системы управления качеством обучения введен компьютерный тестовый контроль знаний курсантов. Проведение такого контроля позволяет стимулировать самостоятельную работу обучаемых, повысить качество изучения дисциплины «Устройство вооружения и его боевое применение», уменьшить психологическую нагрузку их при подготовке к занятиям, экзаменам или зачетам, улучшить получение обратной информации с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса и методики преподавания.

В рамках этого контроля введена система оценки успеваемости обучаемых: «отлично» - 90% правильных ответов, «хорошо» -80% правильных ответов, «удовлетворительно» - 70% правильных ответов.

Проведение промежуточного и итогового контроля осуществляется в виде компьютерного тестирования. Для сопровождения процедуры тестирования на кафедре Вооружения и военной техники используется система управления Radmin, которая предназначена для контроля работы курсантов на АРМ, одним из элементов которого является банк тестовых материалов (БТМ).

Компьютерное тестирование является одной из форм массового контроля знаний, который осуществляет преподаватель после изучения курсантами всей программы учебной дисциплины и обладает существенным рядом достоинств, в частности, позволяет более объективно оценить уровень знаний, снижает неоднородность предъявляемых требований, повышает производительность труда преподавателя.

Цель проведения экзаменов и другого контроля знаний с использованием тестовой формы состоит в том, чтобы повысить объективность оценки уровня знаний.

Главные критерии качества тестов - точность результатов измерения и адекватность интерпретации их в соответствии с целью [6, 57].

В отличие от традиционного контроля в форме опроса, устного экзамена или зачета, компьютерное тестирование проводится для обучаемых всей группы или подгруппы одновременно и, хотя процесс тестирования в целом менее продолжителен, он дает более объективную картину уровня знаний курсантов.

Для создания проверочного теста необходимо готовить необходимый учебный материал, затем описывать структуру теста, разбив весь учебный материал на темы. Тема (раздел) может содержать тестовые задания (одно или несколько), а может и не иметь их.

Количество разрабатываемых тестовых заданий должно превышать предполагаемое количество предъявляемых курсанту заданий в тесте как минимум в десять раз.

Готовые материалы для тестирования проходят кафедральную экспертизу и утверждаются на заседании ПМК кафедры. Твердая бумажная копия должна быть обязательно подписана всеми авторами тестового материала с указанием даты составления и передачи, листы скреплены и пронумерованы.

Тестовые задания должны быть структурированы по тематике. Структура их может быть многоуровневой. Каждое тестовое задание может иметь маркировку только одного элемента каждого уровня структуры.

Тематическая структура тестового задания должна строго соответствовать своему назначению и отражать полноту охвата тестовыми заданиями содержания учебного материала.

Тестовые задания должны располагаться в соответствии со структурой материала, сгруппированы по разделам и перед каждой группой должен быть указан раздел структуры. При проектировании заданий следует стремиться к равномерному распределению их по структуре учебного материала.

Тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулировано ясным, чётким языком и исключать неоднозначность.

Для создания тестового задания необходимо придерживаться следующих критериев:

- использовать задания с однозначными ответами;

- содержание должно быть выражено краткой, предельно простой синтаксической конструкцией;

- имело отношение к конкретному факту, принципу, умению, знанию, т.е. обладало достаточной важностью для включения в тест;

- задания должны быть связаны с целями обучения;

- среднее время предъявления вопроса должно составлять 1,5-2 минуты;

- исходные условия тестового задания не превышали 10- 12 слов;

- элементы тестового задания могут содержать текст, формулы, графические изображения, мультимедийные компоненты;

- обязательно соблюдение единого стиля оформления заданий, входящих в один тест. На экране во время предъявления заданий из теста не должно присутствовать никаких графических и мультимедийных элементов, не имеющих прямого отношения к содержанию тестового задания.

При использовании стандартизованной компьютерной программы условия проведения тестирования не зависят от индивидуальных особенностей и психологического состояния экспериментатора, что, несомненно, повышает «чистоту» диагностической процедуры.

При компьютерном тестировании обучающийся, оставаясь один на один с компьютером, может позволить себе быть более откровенным и естественным [3, 834].

Отпадает, самая рутинная часть работы - заготовка бланков, обеспечение методическим материалом и т.п., так как вся методика представлена в виде компьютерной программы. Это удобно во всех отношениях.

На сегодняшний день на кафедре вооружения и военной техники широко используются различные компьютерные обучающие и контролирующие программы, разработанные професорско-преподавательским составом. Среди них важное место занимают программа «Ассистент II» и «Конструктор тестов».

Компьютерная программа «Ассистент II» предназначена для контроля знаний обучаемых с помощью персонального компьютера. Возможно два режима работы:

1. Контроль знаний (из всех доступных вопросов выбирается указанное количество);

2. Тренажёр (программа задаёт все доступные вопросы).

При запуске программы можно выбрать следующие варианты работы:

- задавать вопросы последовательно или в случайном порядке;

- перемешивать варианты ответов на вопросы;

- ограничить время ответа на 1 вопрос;

- ограничить время ответа на все вопросы.

Программа сохраняет статистику работы в текстовом файле, который может быть обработан с помощью Excel.

Вопросы для программы можно написать в любом текстовом редакторе в формате TXT (WIN-1251), например, с помощью стандартного NOTEPAD'a [8, 68].

Система определения оценки: за каждый ответ на вопрос обучаемый может получить от 0 до 1 балла. Для получения 1 балла учащийся должен отметить только все правильные варианты ответов.

Оценка за ответ рассчитывается по формуле:

Mark := КВП / ОКП / (КВН + 1),

где: КВП - количество выбранных правильных вариантов;

ОКП - общее количество правильных вариантов в вопросе;

КВН - количество выбранных неправильных вариантов.

Компьютерная программа «Конструктор тестов» это универсальная система проверки знаний. Данную программу можно использовать для проведения тестирования. Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает пять типов вопросов, что позволяет проводить любые тесты. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики. Любые данные можно распечатать на принтере. На одном компьютере тестирование независимо могут проходить несколько человек, входя в программу под своими именами. Программа проста в использовании, имеет удобный и понятный русский интерфейс.

«Конструктор тестов» это универсальная система проверки знаний. В программе имеются следующие возможности:

- использование неограниченного числа тем, вопросов и ответов;

- вопросы могут содержать музыку, звуки;

- вопросы могут содержать изображения;

- вопросы могут содержать видеоролики;

- вопросы могут содержать форматированный текст неограниченной длины (выделение жирным, наклон, курсив, цвет и т.д.).

Поддержка пяти типов вопросов:

1. Выбор единственно правильного ответа;

2. Выбор нескольких возможных правильных ответов;

3. Установка последовательности правильных ответов;

4. Установка соответствий ответов;

5. Ввод ответа вручную с клавиатуры.

- печать на принтере и сохранение в файл тем, вопросов и ответов;

- печать на принтере и сохранение в файл результатов тестирования;

- возможность проведения тестирования на одном компьютере несколькими пользователями. Для каждого пользователя заводится персональная карточка пользователя, поля в которой можно настроить в «Редакторе»;

- возможность установить разные права доступа к редактированию базы данных в «Редакторе» для разных пользователей;

- возможность задавать вопросы в произвольном порядке;

- возможность задавать цену каждому вопросу в баллах;

- возможность задавать цену каждому ответу в баллах;

-возможность проводить психологическое тестирование;

-возможность ограничить тестирование по времени;

- возможность прервать тестирование и продолжить его в другое время;

- возможность пропускать вопросы и возвращаться к пропущенным вопросам;

- возможность выставлять оценку по окончании тестирования. Система оценок настраивается в «Редакторе». Шкалу оценок можно настроить от 2-х бальной до 100-бальной системы;

- сбор и централизованный анализ результатов, полученных после тестирования на разных компьютерах через локальную сеть при помощи Администратора результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для развития и совершенствования тестирования целесообразно исходить из цели обучения (чему учить и, в связи с этим, что тестируем?), т. е. необходимо не терять связь между обучением и контролем. С этой целью и предполагается использовать системный подход, объединяющий обучение и тестирование в единую систему, что повышает осмысленность тестирования.

Используя компьютерных тестов в учебном процессе, направленных на закрепление изучаемого материала, активизирует процесс обучения, позволяет целенаправленно осуществлять процесс самоподготовки, самообучения, ориентирует обучаемых на самостоятельное управление познавательной деятельностью.

В заключение необходимо отметить, что практически все тестологи не призывают к полному отказу от других форм контроля. Однако благодаря

перечисленным выше качествам тестирование по праву может и должно войти в практику учебной деятельности.

Литература:

1. Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы). - М.: Изд-во «Высшая школа», 1970. - 300 с.

2. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты).- М.:Изд-во «Информатик», 1995. - 220 с.

3. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл: Эксмо, 2003. -

1134 с.

4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 263 с.

5. Давыдков В.В. Роль и место автоматизированных обучающих систем в самостоятельной работе студентов. Дисс. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 1999. - 172 с.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. -192 с.

7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981 г. - 205 с.

8. Тарасов В. А., Тарасов В. В. Разработка контролирующих НТМЬ-документов // Информатика и образование, 2001, № 3. - С. 68-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.