Шаламова С. В. Психокоррекционная работа с использованием программно-аппаратных средств
Таблица 3
Результаты повторного исследования в КГ, %
Уровень Спилбергер-Ханин САН СМИЛ (7 шкала)
самочувствие активность настроение
Низкий 32 19 39 4 27
Средний 37 23 25 17 40
Высокий 31 58 36 79 33
По окончании коррекционной работы с учащимися экспериментальной группы мы сравнили также результаты летней сессии. В экспериментальной группе средний балл составил 3,84, в то время как в контрольной он оказался равен 3,53 балла.
Таким образом, данные, полученные в процессе исследования, позволяют говорить об эффективности применения программно-аппаратных средств в коррекционной работе с курсантами.
1 Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М., 1999. Т. 1. С. 39.
2 Там же. С. 238.
3 Там же. С. 274.
4 Проектор “ColorDynamic 300” (Цветодин-300): рекомендации по использованию. М., 2003. С. 4.
5 Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. М., 1999. С. 79.
6 Устройство биологической обратной связи для формирования устойчивых навыков саморегуляции «Релана-Эрго»: рекомендации по применению. М., 2002. С. 7.
7 Зверев В. А., Мамедов Ю. Э. Аппарат психоэмоциональной коррекции: метод. рекомендации. М., 2003. С. 14.
8 Рекомендации по использованию аппарата для аудиовизуальной стимуляции класса “Voyager”. М., 2003. С. 7.
9 Там же. С. 10.
УДК 159.07
ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ЗА УБИЙСТВО
Е. А. Щелкушкина
В статье раскрыты и эмпирически обоснованы основные направления психокоррекционной работы с осужденными за убийство. Представлена поэтапная программа организации психокоррекционных мероприятий с данной категорией осужденных.
Ключевые слова: психокоррекционная работа, типологии, осужденные за убийство, гештальт-терапия.
Для определения и научно-психологического обоснования основных направлений организации психокоррекционной работы с осужденными за убийство мы будем опираться на выдвинутые и доказанные нами гипотетические положения об интрапсихической организации личности этой категории осужденных и психодинамических механизмах порождения ею поведения в
местах лишения свободы, а также на предложенные психодинамические типологии личности убийц, которые были получены в рамках исследования. Выборка составила 386 осужденных мужского пола, отбывающих наказание по следующим статьям: ст. 105 (убийство), ст. 107 (убийство, совершенное в состоянии аффекта), ст. 108 (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление), ст. 109 (причинение убийства по неосторожности), ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) УК РФ. Исследованием были охвачены осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях Рязанской, Владимирской, Курской и Тульской областей.
Мы использовали два вида типологий, в основе которых в терминах системного подхода лежат «классификации при заданных классах» и «классификации при незаданных классах». Типология при заданных классах и представлена тремя группами осужденных: за умышленное убийство, убийство по неосторожности и убийство по неосторожности без агрессивного отношения к жертве (четвертый, возможный в данной типологии тип убийц, не вошел в объект нашего исследования - убийство по найму)1. Типологии при незаданных классах получены методами многомерного статистического анализа эмпирических данных, а именно - факторного и кластерного анализа, и каждая из них указывает на определенное направление психокоррекционной работы. При этом были выявлены эмпирические основания, на которых построены частные типологии, основанные на специальном анализе той или иной сферы личностных проявлений. В соответствии с использованием той или иной типологии можно построить поэтапную программу организации психокоррекционных мероприятий, к представлению которой мы и переходим.
Первый этап предполагает использование основной психодинамической типологии при незаданных классах, в основу которой положены два вектора поведения в момент совершения преступления, а именно умысел убийства - убийство по неосторожности и наличие в момент преступления негативного отношения (агрессии) к жертве.
Реализация первого этапа психокоррекции начинается в местах лишения свободы еще в карантине, когда осуществляется первое знакомство с осужден-
ным. Учитывая лимит времени работы психолога в карантине, здесь в основном применяется метод беседы, анкетирования, а также экспресс-диагностики путем использования психодиагностических методов, не занимающих много времени, в первую очередь, по тесту Люшера.
Таким образом, на этом этапе осужденных за убийство относят к тому или иному основному психодинамическому типу, а также методом расчета психодинамических коэффициентов по Д. В. Сочивко получают информацию об индивидуальном своеобразии криминальной деструктивности его личности и поведения2.
Второй этап (диагностический) предполагает выбор конкретного осужденного (осужденных) за убийство для индивидуально-психологической работы, ко -торый осуществляется по собственному обращению осужденного к психологу или по просьбе представителей администрации колонии (начальника отряда, врача, представителя оперативной службы и т. д.) провести психокоррекционную работу с тем или иным осужденным за убийство. На этом этапе осуществляется подробный анализ личности осужденного в тех научно обоснованных нами направлениях, которые нашли свое подтверждение в данной работе. Здесь используются все имеющиеся частные типологии для того, чтобы определить как можно более полно индивидуальное своеобразие личности и поведения данного осужденного. Этот этап можно условно разбить на два подэтапа:
- полная психодиагностика осужденного по предложенному комплексу методов, результатом которой станет определение его положения в каждой из общих и частных психодинамических типологий;
- подбор адекватных с точки зрения результатов диагностики методов психокоррекции, составление плана психокоррекционных мероприятий.
Перейдем к описанию общих и частных типологий (при незаданных классах) личности осужденных за убийство и их использованию для подбора психокоррекционных мер психологического воздействия.
Применение кластерного анализа к полученному факторному решению всех психодиагностических показателей позволило разделить испытуемых осужденных на два типа:
- с высокими показателями «самолюбования» и низкими показателями «коммуникативно-защитной» сферы;
- с низкими показателями «самолюбования» и высокими показателями «коммуникативно-защитной» сферы.
Испытуемые первого типа обычно проявляют нарциссические черты, нежелание идти на контакт, презрение к психологу, обесценивание предлагаемой
ему психологической помощи. Здесь полезными могут стать приемы гештальт-терапии, направленные на подрыв самопринятия и самоуверенности, вызов и последующее принятие агрессии от осужденного, что должно пробудить потребность личностных изменений, основанных на зародившемся сомнении в своем совершенстве. Дальнейшая психокоррекция идет с поддержкой личностного роста, направленного, прежде всего, на покаяние.
Испытуемые второго типа склонны скорее «забалтывать» проблему, тщательно избегая касаться личных тем и характеристик собственного поведения. Здесь уместно было бы направить усилия на разрыв циклов защит и обнаружение вытесняемых проблем. Укрепление уверенности в себе (не мнимой самоуверенности) возможно в процессе освоения ступеней изменения собственной личности, преодоления страха признания своих несовершенств и прошлых ошибок.
В приведенной классификации оба типа осужденных не имеют различий по показателям сферы защиты. Однако именно работа с защитой является одной из важных составляющих психокоррекции. Для того, чтобы увидеть роль защитной сферы в типологии осужденных, приведем кластеризацию из трех кластеров этого же факторного решения (рис.). Как видим, полученные три типа осужденных по предложенному симптомокомплексу свойств хорошо соответствуют известной в психотерапии классификации личностей:
1) несколько завышенное «самолюбование», при высоком уровне психологических защит и низкой коммуникативности; такой тип личности хорошо соответствует психотерапевтическому типу «невротик»;
2) низкое «самолюбование», при среднем уровне психологических защит и высокой коммуникативности; такой тип личности хорошо соответствует психотерапевтическому типу «шизоид»;
3) высокое «самолюбование» при самом низком уровне психологических защит и невысокой коммуникативности; такой тип личности хорошо соответствует психотерапевтическому типу «нарцисс».
Мы не случайно провели это сопоставление с известными в гештальт-терапии типами личности. Такое совпадение в первую очередь говорит о том, какой вид психотерапии наиболее всего пригоден для использования в работе с осужденными за убийство. Общей целью психологической помощи здесь являются личностные изменения, основанные на глубоком раскаянии. Это наталкивает на мысль об использовании прежде всего методов гештальт-терапии, но совпадение типологий позволяет сделать вывод о дополнительном научном обосновании использования именно этой психотерапевтической системы.
Plot of Means for Each Cluster
Защитно-агрессивный Variables
-o- Cluster 3
Рис. Результаты кластеризации факторных оценок при трех кластерах по всему комплексу психодиагностических методик
и всей выборке осужденных убийц
“ _ _ ~ _ . _ _ ство // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1.
1 Сочивко Д. В, Щелкушкина Е. А. Проблема психо- с 6
динамической типологии личности осужденных за убий- 2 Сочивко Д. В. Психодинамика. М., 2003. 256 с.