Научная статья на тему 'Обоснование необходимости внедрения коррекционного подхода в дошкольное физическое воспитание в контексте реализации современных требований'

Обоснование необходимости внедрения коррекционного подхода в дошкольное физическое воспитание в контексте реализации современных требований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольники / физическое воспитание / физические качества / коррекция / Федеральный государственный стандарт / pre-school children / physical training / physical qualities / correction / Federal State standard

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Леонид Алексеевич

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, в физическом воспитании характеризующимся прежде всего итоговыми показателями детей, выпускающихся из дошкольных образовательных организаций (ДОО), в развитии кондиционных физических качеств (выносливость, сила, быстрота, гибкость). По отдельным разрозненным данным большое число детей, поступающих в первый класс, имеет низкий уровень развития данных физических качеств, что свидетельствует о необходимости совершенствования дошкольного физического воспитания. Целью исследования, результаты которого приводятся в статье, является обоснование необходимости внедрения в дошкольное физическое воспитание коррекционного подхода, достаточно широко используемого в настоящее время в педагогической работе с детьми, имеющими не органические, а функциональные отклонения. Материалы и методы. Для обоснования коррекционного подхода проводилась углубленная оценка состояния кондиционной физической подготовленности 650 детей, выпускающихся из ДОО в одном из муниципальных образований Свердловской области и около 21 тысячи детей, поступивших в первый класс 693 школ Свердловской области. При этом использовались тестовые методики, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры при проведении общероссийского мониторинга физической подготовленности детей и составляющие основу базовой программы в начальной школе (В.И. Лях). Результаты и обсуждение. Выявлено, что из числа выпускников ДОО не выполняют минимальные средние нормативы школьной программы для семилетних школьников: в проявлении силы 62% мальчиков и 52% девочек, выносливости соответственно 58% и 50%, скоростной силы 50% и 49% и быстроты 45% и 46%. Аналогичные результаты у детей, поступающих в первый класс. Заключение. Учитывая сколь велико число детей после выпуска из ДОО имеет низкий уровень развития кондиционных физических качеств содержание и весь процесс физического воспитания в ДОО должен носить отчетливо коррекционный характер с целевой ориентацией на выполнение установленных требований школьной программы для семилетних детей и (или) нормативов I ступени комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Леонид Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessity justification of remedial approach introduction in preschool physical training in terms of modern requirements implementation

One of the main tasks of Federal State Education Standards (FSES) in preschool education is the supply with succession between preschool and primary education in physical training characterized, first of all, by final results of children graduating from preschool educational institutions (PrEI) in development of conditioning physical qualities (endurance, strength, speed and flexibility). According to different data, great part of children entering primary school have low level of the mentioned physical qualities development that indicates the necessity of preschool physical education improvement. The aim of the research is the necessity justification of remedial approach introduction in preschool physical training. The approach is widely applied nowadays in pedagogical work with functional deviations children, not organic ones. The research results are given in the article. Materials and methods. For remedial approach justification there was in-depth assessment of the conditioning physical preparedness state held. The assessment was held among 650 children graduating from PrEI in one of the municipal districts in the Sverdlovsk region and in 21 000 children. They entered the primary school from 693 schools in Sverdlovsk region. The test techniques recommended by All-Russian scientific-research institute of physical culture in holding All-Russian monitoring of physical preparedness among children were used. These techniques are fundamental in primary school program (V.I.Lyah). Results and discussion. It was found out that among the graduates from PrEI 62% of boys and 52% of girls don’t perform minimum normal standards in school program for 7-year-old schoolchildren in strength displaying; 58% of boys and 50% of girls in endurance, 50% of boys and 49% of girls in speed power and 45% of boys and 46% of girls in speed. The same results are in children entering primary school. Conclusion. Taking into account the number of children with low level of conditioning physical qualities development after graduation from PrEI, the contents and the whole process of physical training in PrEI must be of remedial nature with goal orientation at performance of school program requirements for 7-year-old children and at the 1st level standards of complex ‘Ready for Labour and Defence’ (RLD).

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости внедрения коррекционного подхода в дошкольное физическое воспитание в контексте реализации современных требований»

УДК 796.011

DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-32-37

Обоснование необходимости внедрения коррекционного подхода в дошкольное физическое воспитание в контексте реализации современных

Семенов Л.А.

Сургутский государственный педагогический университет г. Сургут, Россия ORCID: 0000-0001-8344-1984, rafis55@mail.ru

Аннотация: Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, в физическом воспитании характеризующимся прежде всего итоговыми показателями детей, выпускающихся из дошкольных образовательных организаций (ДОО), в развитии кондиционных физических качеств (выносливость, сила, быстрота, гибкость). По отдельным разрозненным данным большое число детей, поступающих в первый класс, имеет низкий уровень развития данных физических качеств, что свидетельствует о необходимости совершенствования дошкольного физического воспитания. Целью исследования, результаты которого приводятся в статье, является обоснование необходимости внедрения в дошкольное физическое воспитание коррекционного подхода, достаточно широко используемого в настоящее время в педагогической работе с детьми, имеющими не органические, а функциональные отклонения. Материалы и методы. Для обоснования коррекционного подхода проводилась углубленная оценка состояния кондиционной физической подготовленности 650 детей, выпускающихся из ДОО в одном из муниципальных образований Свердловской области и около 21 тысячи детей, поступивших в первый класс 693 школ Свердловской области. При этом использовались тестовые методики, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры при проведении общероссийского мониторинга физической подготовленности детей и составляющие основу базовой программы в начальной школе (В.И. Лях). Результаты и обсуждение. Выявлено, что из числа выпускников ДОО не выполняют минимальные средние нормативы школьной программы для семилетних школьников: в проявлении силы 62% мальчиков и 52% девочек, выносливости соответственно 58% и 50%, скоростной силы 50% и 49% и быстроты 45% и 46%. Аналогичные результаты у детей, поступающих в первый класс. Заключение. Учитывая сколь велико число детей после выпуска из ДОО имеет низкий уровень развития кондиционных физических качеств содержание и весь процесс физического воспитания в ДОО должен носить отчетливо коррекционный характер с целевой ориентацией на выполнение установленных требований школьной программы для семилетних детей и (или) нормативов I ступени комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Ключевые слова: дошкольники, физическое воспитание, физические качества, коррекция, Федеральный государственный стандарт.

Для цитирования: Семенов Л.А. Обоснование необходимости внедрения коррекционного подхода в дошкольное физическое воспитание в контексте реализации современных требований. Педа-

гогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019;

14(2): 32-37. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-32-37

Necessity justification of remedial approach introduction in preschool physical training in terms of modern requirements

implementation

Leonid A. Semenov

Surgut State Pedagogical University Surgut, Russia ORCID: 0000-0001-8344-1984, rafis55@mail.ru

Abstract: One of the main tasks of Federal State Education Standards (FSES) in preschool education is the supply with succession between preschool and primary education in physical training characterized, first of all, by final results of children graduating from preschool educational institutions (PrEI) in development of conditioning physical qualities (endurance, strength, speed and flexibility). According to different data, great part of children entering primary school have low level of the mentioned physical qualities development that indicates the necessity of preschool physical education improvement. The aim of the research is the necessity justification of remedial approach introduction in preschool physical training. The approach is widely applied nowadays in pedagogical work with functional deviations children, not organic ones. The research results are given in the article. Materials and methods. For remedial approach justification there was in-depth assessment of the conditioning physical preparedness state held. The assessment was held among 650 children graduating from PrEI in one of the municipal districts in the Sverdlovsk region and in 21 000 children. They entered the primary school from 693 schools in Sverdlovsk region. The test techniques recommended by All-Russian scientific-research institute of physical culture in holding All-Russian monitoring of physical preparedness among children were used. These techniques are fundamental in primary school program (V.I.Lyah). Results and discussion. It was found out that among the graduates from PrEI 62% of boys and 52% of girls don't perform minimum normal standards in school program for 7-year-old schoolchildren in strength displaying; 58% of boys and 50% of girls - in endurance, 50% of boys and 49% of girls - in speed power and 45% of boys and 46% of girls -in speed. The same results are in children entering primary school. Conclusion. Taking into account the number of children with low level of conditioning physical qualities development after graduation from PrEI, the contents and the whole process of physical training in PrEI must be of remedial nature with goal orientation at performance of school program requirements for 7-year-old children and at the 1st level standards of complex 'Ready for Labour and Defence' (RLD).

Keywords: pre-school children, physical training, physical qualities, correction, Federal State standard.

For citation: Leonid A. Semenov. Necessity justification of remedial approach introduction in preschool

physical training in terms of modern requirements implementation. The Russian Journal of Physical

Education and Sport. 2019; 14(2): 32-37. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-32-37

Введение

Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования [1] является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Совершенно очевидно, что объективная оценка реализуемости данной задачи может быть достигнута лишь при сравнении итоговых результатов детей при выпуске из ДОО и при поступлении в первый класс с требованиями, предъявляемыми к семилетним детям. Что касается физического воспитания детей, осуществляемого в ДОО в рамках образовательной области «физическое развитие», то такими основными итоговыми результатами, безусловно, являются показатели кондиционной физической подготовленности, проявляемые в развитии выносливости, силы, быстроты, гибкости. Именно их состояние у ребенка непосредственным образом связано с морфофункци-ональным развитием.

Таким образом, оценка состояния кондиционной физической подготовленности детей, выпускающихся из ДОО и поступающих в первый класс, позволяет не только охарактеризовать реализуемость преемственности, но и что чрезвычайно важно, определить насколько имеющийся оздоровительный потенциал физических упражнений, направленных на развитие кондиционных физических качеств, реализуется в дошкольный период детства.

Исходя из литературных источников [2,3,4,5 и др.] состояние кондиционной физической подготовленности у детей перед школой находится на низком уровне. Данное обстоятельство позволило нам выдвинуть идею о целесообразности реализации в дошкольном физическом воспитании детей коррекционного подхода, достаточно широко используемого в настоящее время в педагогической работе с детьми, имеющими отклонения, обусловленные не органическими,

а некими функциональными отклонениями [6].

Целью исследования, результаты которого приводятся в данной статье, и является системное обоснование этой идеи на основании углубленного, целенаправленного изучения состояния отдельных сторон кондиционной физической подготовленности у детей перед поступлением в школу, в контексте современных требований ФГОС на большом контингенте испытуемых.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Первоначально, в мае 2013 года проводился развернутый констатирующий эксперимент в одном из Муниципальных образований Свердловской области с задействованием около 650 детей, выпускающихся из 14 дошкольных учреждений. Затем, после получения неутешительных результатов, экспериментальная база была расширена путем анализа показателей около 21 тысячи детей, поступающих в первый класс 693 школ из 67 Муниципальных образований Свердловской области в 2008 году 1 .

Для оценки физической подготовленности детей применялись тестовые методики, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры при проведении общероссийского мониторинга физической подготовленности детей (в большинстве своем соответствующие школьным тестам) [8], к которым относятся: бег на 30 метров (оценка быстроты), бег на 1000 м (оценка выносливости), прыжок в длину с места (оценка скоростной силы), поднимание - опускание туловища в течение 30 секунд (оценка силы) и дополнительно используемый тест «наклон вперед из положения сидя на полу» (оценка гибкости).

Основными критериями оценки являлись минимальные средние показатели по каждому тестируемому физическому качеству, предлагаемые для семилетних детей 2 наиболее популярной в школах России программы физического воспитания, разработанной под руководством В.И. Ляха [9]. Нормативы замененного, имеющегося в программе теста «шестиминутный бег», на бег на 1000 м были приведены в соответствии с показателями оценочной шкалы в

шестиминутном беге. При этом состояние кондиционной физической подготовленности оценивалось исходя из «принципа отклонений», заключающегося в выявлении учащихся, имеющих результаты ниже минимального значения среднего уровня развития того или иного физического качества.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На рис. 1 приводятся полученные результаты мальчиков и девочек, выпускающихся из ДОО одного из Муниципальных образований Свердловской области, из которых видно, что большое число как мальчиков, так и девочек, выпускающихся из ДОО, не выполняет минимальных средних нормативов школьной программы для семилетних школьников: в проявлении силы (мальчиков - 62%, девочек 52%), выносливости (соответственно 50% и 58%), скоростной силы (49% и 50%) и быстроты (46% и 45%). Существенно лучше у детей показатели гибкости: лишь 21% мальчиков и 23% девочек не укладываются в установленные нормативы (это объясняется, по-видимому, тем, что перед проведением исследования в ДОО данного Муниципального образования с инструкторами по физической культуре проводилась курсовая подготовка, результатом которой и явилось повышенное их внимание к развитию данного физического качества, как известно, быстро прогрессирующего при педагогическом воздействии).

Результаты анализа показателей развития кондиционных физических качеств большого числа детей, поступающих в первый класс общеобразовательных школ той же Свердловской области приводятся на рис. 2 (следует отметить, что единственным отличием в тестовых методиках здесь явилось то, что сила у мальчиков оценивалась подтягиванием на высокой перекладине).

Как видно из приведенных на рис. 2 данных, результаты, полученные в ДОО (рис. 1), в целом вполне подтверждаются результатами, полученными при тестировании детей только поступивших в первый класс школы.

1 Период массового привлечения школьников в области к участию в мониторинге в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоро3^ населения, физического развития детей и подростков» [8], организатором которого являлся автор.

2 К семилетним относятся дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев. Таким образом, в этот диапазон попадает подавляющее большинство детей, выпускающихся из ДОО

□ Мальчики

□ Девочки

70% п 60% -50% -40% -30% -20% -10% -0% -

46% 45%

52%

4-5% 50»

Быстрота Выносливость Гибкость Сипа Скоростная сипа

Рис. 1. Количество детей с низким уровнем развития кондиционных физических качеств, выпускающихся из ДОО

□ Мальчики

О Девочни

100% п 80% -60% -4-0% -20% -0% -

35%

42%

70%

;5%

Быстрота

Выносливость Гибкость

Сипа

Скоростная сила

Рис. 2. Количество детей, поступивших в 1 класс общеобразовательных школ с низким уровнем

развития кондиционных физических качеств

Таким образом, на сегодняшний день, требование ФГОС дошкольного образования о преемственности в образовательной области «физическое развитие» в части решения важнейших задач физического воспитания, связан ных с развитием кондиционных физических качеств, не реализуется. При таком состоянии подготовленности дети, безусловно, не готовы и к выполнению в начальной школе нормативных требований I и II ступеней комплекса ГТО вводимого в России. Это касается «внешнего результата» дошкольного физического воспитания детей. Но, что, безусловно, еще более важно, при столь неудовлетворительной внешней стороне не реализуется внутренний, оздоровительный потенциал физических упражнений, заключающийся в совершенствовании формирующихся органов и функциональных систем ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста в целом, и особенно в старшем дошкольном возрасте. При этом необходимо делать акцент на развитии кондиционных физических качеств, обуславливающих оздоровительный эффект (не

в ущерб формированию двигательных умений и навыков).

Учитывая сколь велико число детей после выпуска из ДОО имеет низкий уровень развития кондиционных физических качеств содержание и весь процесс физического воспитания детей в ДОО должен носить отчетливо коррекционный характер с целевой ориентацией на выполнение установленных требований школьной программы для семилетних детей и (или) нормативов I ступени комплекса ГТО (решение о единых нормативных требованиях должно быть принято на Федеральном уровне; они должны быть едины во всех имеющихся в настоящее время примерных образовательных программах).

Наиболее характерные черты коррекцион-ного развития кондиционных физических качеств у детей в старшем дошкольном возрасте отражаются в ряде принципов коррекционной педагогики, базирующихся на учении Л.С. Выготского [10]. К данным принципам относятся: нормативности (обуславливающийся ориентированностью всего педагогического процесса на достижение соответствующих норм); единства диагностики и коррекции (диагностика является основанием для выявления и коррекции того или иного отставания, а также условием для

контроля); дробности (предписывающего разделение осваиваемого материала на части и последовательное его выполнение, что обеспечивает щадящее, облегченное воздействие на ребенка); учета зоны ближайшего развития (в физическом воспитании данный принцип определяет выбор оптимальной нагрузки, обеспечивающей развитие ребенка).

Безусловно, более подробное описание коррекционного подхода и особенностей его использования в дошкольном физическом воспитании - предмет особого рассмотрения. Но, что особенно важно в контексте тематики данной статьи, результаты проводимой в настоящее время экспериментальной работы в дошкольных образовательных организациях г. Сургута показывают высокую эффективность данного подхода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155).

2. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В., Яковлев А.С. Проблемы и перспективы физического воспитания дошкольников города Тюмени. Теория и практика физической культуры. 2013; 12: 17-21.

3. Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. СПб: Гос. пед. униве. им. Герцена. 2004: 22.

4. Шарманова С.Б., Новоселова О.А., Федоров А.И. Физическое состояние выпускников подготовительных групп образовательных учреждений. Современные проблемы физической культуры и спорта: Сб. н. трудов. СПб: НИИФК. 1998: 71-77.

5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (№916 от 29.12.2001 г.). Российская газета. 2002.

6. Изаак С.И., Кабачков В.А., Тяпин А.Н.

Научное обеспечение системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи. Опыт работы в субъектах Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи: Сб. н.тр. М.: Го-скомспорт РФ, Всерос. НИИ физической культуры. 2002: 10-37.

7. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы: программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2001: 128.

8. Biddle S.J.H., Asare M. Physical activity and mental health in children and adolescents: a review of reviews. British Journal of Sports Medicine. 2011; 45(11): 886-895. DOI: 10.1136/ bjsports-2011-090185.

9. do Carmo I., dos Santos O., Camolas J., Vieira J., Carreira M., Medina L., ..., Galvao-Teles A. Prevalence of obesity in Portugal. Obesity Reviews. 2006; 7(3): 233-237. DOI: 10.1111^.1467-789X.2006.00243.X.

10. Lopes V.P., Rodrigues L.P., Maia J.A., Malina R.M. Motor coordination as predictor of physical activity in childhood. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2010; 21(5): 663669. DOI: 10.1111/j.1600-0838.2009.01027.x.

11. Lopes V.P., Vasques C.M., Maia J.A., Ferreira J.C. Habitual physical activity levels in childhood and adolescence assessed with accelerometry. Journal of Sports Medicine and Physical Fitness. 2007; 47(2): 217-222.

12. Paxton R.J., Estabrooks P.A., Dzewaltowski D. Attraction to physical activity mediates the relationship between perceived competence and physical activity in youth. Research Quarterly for Exercise and Sport. 2004; 75(1): 107-111. DOI: 10.1080/02701367.2004.10609139.

13. Rose E., Larkin D., Hands B., Howard B., Parker H. Evidence for the validity of the children's attraction to physical activity questionnaire (CAPA) with young children. Journal of Science and Medicine in Sport. 2009; 12(5): 573-578. DOI: 10.1016/j.jsams.2009.05.009.

Статья поступила в редакцию: 15.04.2019

Семенов Леонид Алексеевич - доктор педагогический наук, профессор, Сургутский государственный педагогический университет, 628406, Россия, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, дом 60 кв. 193, e-mail: rafis55@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.