Научная статья на тему 'Обоснование необходимости регламентации освоения техники прыжков в художественной гимнастике'

Обоснование необходимости регламентации освоения техники прыжков в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРЫЖКИ / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Супрун Александра Александровна, Котельникова Екатерина Борисовна

В настоящее время в художественной гимнастике прослеживается тенденция к уменьшению количества прыжков в соревновательных композициях, как индивидуальных, так и групповых программ. Учитывая, что прыжки это отдельная, наиболее сложная в освоении структурная группа, демонстрирующая специальные способности, характерные только для нее прыгучесть и способность к координации в безопорной фазе, то данный факт свидетельствует о снижении динамизма и содержательности композиций. На основе данных анализа правил соревнований по художественной гимнастике за последние 20 лет, анализа соревновательных программ сильнейших гимнасток мира, а также биомеханического анализа техники профилирующего прыжка дается обоснование необходимости регламентации процесса освоения прыжков в художественной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Супрун Александра Александровна, Котельникова Екатерина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of necessity in regulation of mastering the technique of leaps in rhythmic gymnastics

Nowadays, there is a tendency for decreasing the number of leaps in individual, as well as group competitive routines in rhythmic gymnastics. Taking into account the fact that leaps are the most difficult in mastering separate structure group that reveals special abilities peculiar only for itspring ability and coordination ability in flight phase it indicates the decrease in dynamism and content of routine. The justification of necessity in regulation of the process of mastering the technique of leaps in rhythmic gymnastics is done on the basis of data of the analysis of rules of competitions in rhythmic gymnastics within recent 20 years, the analysis of competitive routines of the strongest world gymnasts and the biomechanical analysis of profiling leap technique.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости регламентации освоения техники прыжков в художественной гимнастике»

6. Yarushin, S.A. (2017), "Influence of physical exercises of different intensity on the change of some biochemical indicators in sweat and saliva", Physical culture. Sport. Tourism. Kinetic recreation, Vol. 2, No. 4, pp. 9-17.

Контактная информация: w0102w@ya.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2018

УДК 796.412

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор,

Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Борисовна Котельникова, аспирант; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В настоящее время в художественной гимнастике прослеживается тенденция к уменьшению количества прыжков в соревновательных композициях, как индивидуальных, так и групповых программ. Учитывая, что прыжки - это отдельная, наиболее сложная в освоении структурная группа, демонстрирующая специальные способности, характерные только для нее - прыгучесть и способность к координации в безопорной фазе, то данный факт свидетельствует о снижении динамизма и содержательности композиций. На основе данных анализа правил соревнований по художественной гимнастике за последние 20 лет, анализа соревновательных программ сильнейших гимнасток мира, а также биомеханического анализа техники профилирующего прыжка дается обоснование необходимости регламентации процесса освоения прыжков в художественной гимнастике.

Ключевые слова: художественная гимнастика, правила соревнований, соревновательные программы, прыжки, биомеханические характеристики.

JUSTIFICATION OF NECESSITY IN REGULATION OF MASTERING THE TECHNIQUE OF LEAPS IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Elena Nikolaevna Medvedeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, Aleksandra Aleksandrovna Suprun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Borisovna Kotelnikova, the post-graduate student, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Nowadays, there is a tendency for decreasing the number of leaps in individual, as well as group competitive routines in rhythmic gymnastics. Taking into account the fact that leaps are the most difficult in mastering separate structure group that reveals special abilities peculiar only for it- spring ability and coordination ability in flight phase - it indicates the decrease in dynamism and content of routine. The justification of necessity in regulation of the process of mastering the technique of leaps in rhythmic gymnastics is done on the basis of data of the analysis of rules of competitions in rhythmic gymnastics within recent 20 years, the analysis of competitive routines of the strongest world gymnasts and the biomechanical analysis of profiling leap technique.

Keywords: rhythmic gymnastics, rules of competitions, competitive routines, leaps, biomechanical features.

ВВЕДЕНИЕ

Как и во многих других видах спорта, в художественной гимнастике правила соревнований меняются раз в четыре года, после игр Олимпиады. Именно с этого момента

начинается новый цикл развития вида спорта, проектирования процесса подготовки гимнасток и обновления содержания их соревновательных программ. Анализ международных правил по художественной гимнастике с 2000 по 2020 год показал, что в процессе многолетней цикличности произошли существенные изменения в требованиях к содержанию соревновательных программ. Относительно прыжков, прежде всего, у сеньерок был исключен один из видов многоборья - скакалка. Существенные изменения в требованиях к количественному и качественному наполнению соревновательных программ внесли коррективы в их композиционное построение. Анализ выступлений сильнейших гимнасток на чемпионатах Европы и мира показал, что гимнастки стали включать в свою композицию лишь 4-5 прыжков [1, 2, 3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процесс ретроспективного анализа правил соревнований установлено (таблица 1), что в 2000 году, при небольшом количестве элементов, имеющих техническую ценность, в соревновательных программах гимнасток, их разнообразие в правилах соревнований было велико. Именно это позволяло создавать зрелищные, динамичные, технически сложные программы. В 2005 году произошло увеличение как количества элементов с технической ценностью в соревновательной программе, так и в целом в таблице правил соревнований. Однако следующий цикл ознаменовал их последовательное уменьшение. Самое значительное снижение количества элементов в таблице технической ценности (почти в два раза) зафиксировано в правилах соревнований 2013-2016 гг. В соответствии с действующими правилами допустимое количество элементов технической ценности в соревновательной программе осталось прежним, но их число в таблице немного увеличилось.

Проанализировав количественные характеристики структурной группы «Прыжки» (таблица 1), было установлено, что самое большое разнообразие элементов данной группы наблюдалось в правилах соревнований 2005-2008 гг. Это было связано с тем, что в этом олимпийском цикле в соревновательных программах допускалось применение наибольшего количества элементов технической ценности.

Таблица 1 - Количество элементов соревновательных программ в соответствии с правилами соревнований по художественной гимнастике 2000-2020 гг._

Количество элементов Правила соревнований (год)

2000-2004 2005-2008 2009-2012 2013-2016 2017-2020

в соревновательной программе 10 18 12 9 9

в таблице технической ценности прыжков 126 154 122 106 86

всего в таблице технической ценности 438 509 363 159 196

По сравнению с предыдущим циклом, в 2005-2008 гг. разнообразие прыжков увеличилось на 18%. Общее снижение количества элементов в таблицах технической ценности с 2009 года в дальнейшем привело и к сокращению доли применяемых прыжков. В правилах соревнований 2009-2012 гг. прыжков уже меньше на 21%, а в соответствии с действующими правилами - на 44%. Это повлекло за собой отсутствие технического разнообразия и динамичности программ. Анализ разнообразия прыжков в подгруппах, обозначенных таблицами технической ценности правил соревнований, показал (таблица 2), что на протяжении всего исследуемого периода сохранялось разнообразие подгрупп прыжков, причем в правилах соревнований 2009-2020 присутствуют еще две группы, которые не были представлены в правилах 2000-2004 года. Однако существует тенденция к сокращению разнообразия (количества) прыжков внутри каждой подгруппы (исключение - прыжки подгруппы «Фуэте»). Это можно объяснить тем, что по мере внесения изменений в правила соревнований по художественной гимнастке снижались требования к прыжкам: к количеству, разнообразию и их сложности. Техническая ценность большинства прыжков, представленных в таблицах правил, не соответствовала их биомеханической сложности и не стимулировала гимнасток с тренерами на ее освоение.

Таблица 2 - Содержание подгрупп прыжков в соответствии с международными правилами соревнований по художественной гимнастике 2000-2020 гг._

№ п/п Подгруппы прыжков Всего Год правил соревнований

2000-2004 2005-2008 2009-2012 2013-2016 2017-2020

1 шагом 26 19 20 13 12 15

2 шагом со сменой 15 14 14 13 11 8

3 «жете ан турнан» 15 11 8 8 8 7

4 Подбивные 14 13 14 6 6 6

5 Подбивные со сменой 12 - - 12 12 6

6 «Казак» 17 12 14 11 9 7

7 в кольцо 10 9 8 4 4 3

8 «Ножницы» 8 4 7 6 6 4

9 Перекидные 8 4 6 5 4 5

10 «Фуэте» 11 2 8 10 10 10

11 «Щука» 12 11 12 8 6 4

12 прогнувшись 3 3 3 3 3 2

13 «Кабриоль» 3 - 3 3 2 2

14 Вертикальные с согнутой ногой и поворотом 4 3 4 2 2 1

15 Вертикальные с прямой ногой и поворотом 14 12 13 7 6 4

16 в группировке 4 3 4 2 2 1

17 вертикальные с поворотом 3 3 3 2 2 1

18 «Бедуинский» 2 1 2 2 1 1

Анализ соревновательных программ участниц Чемпионата мира в Штутгарте (2015 г.), Олимпийских Игр в Рио-де-Жанейро (2016 г.), Чемпионата мира в Италии (2017 г.) показал, что сильнейшие гимнастки мира для создания композиции независимо от вида многоборья используют ограниченный и практический одинаковый арсенал прыжков [1, 2, 3]. То есть модельные характеристики исполнительского мастерства также не являлись ориентиром в освоении прыжков. Подтверждением этому являются данные педагогических наблюдений за содержанием соревновательных программ финалисток Всероссийских соревнований среди гимнасток первого взрослого разряда «Юный Гимнаст» в Пензе (2017 г.). Установлено, что в применении прыжков спортивный резерв копирует гимнасток мирового уровня.

Исходя из данных анализа содержания соревновательных программ, можно констатировать, что в современных программах гимнастками используются 4 основных прыжка: жете ан турнан (28%); шагом в шпагат (22%); шагом в кольцо (20%); шагом прогнувшись (18%). Проанализировав техническую структуру наиболее применяемых гимнастками различного уровня прыжков, было выявлено, что в основе трех из них лежит наиболее простой профилирующий прыжок - «шагом» (кроме прыжка «жете»). При этом экспертная оценка техники выполнения данного прыжка высококвалифицированных гимнасток не выявила наличие ошибок, они появлялись в большинстве случаев (87%) на более сложных прыжках - производных профилирующего. В связи с этим был проведен более точный биомеханический анализ техники профилирующего прыжка: угловых характеристик основной стадии (отталкивание), реализации и завершающей стадии (приземление), являющихся основными критериями оценки исполнения (рисунок 1).

Установлено, что в процессе выполнения прыжка шагом 75% значений межзвенных углов имеют большую вариативность, связанную с особенностями решения двигательной задачи. Но показатели коленного и голеностопного суставов в стадиях реализации и завершения практически не меняются. Это указывало на отсутствие амортизации в момент приземления, которое было связано, как с недостаточной технической подготовленностью (базовый навык отталкивания и приземления), так и дефицитом скоростно-силовых способностей, обеспечивающих не только необходимую амплитуду движений гимнастки в полетной фазе, но и своевременную подготовку к приземлению. Данный факт

свидетельствовал, что причиной ошибок в технике прыжков, их невыполнения и структурного однообразия, является отсутствие научно-обоснованного подхода к освоению технических элементов данной структурной группы и регламентации освоения техники прыжков в художественной гимнастике в программах спортивной подготовки.

Правая сторона тела

200 150

Градусы 5 0 ООО 1- _

Г ■ ■ J

■ и 1 1 ■

1 2 3 4 5

■ Основная стадия 46,41 83,24 107,66 127,92 53,29

□ Стадия реализации 111,1 138,19 144,19 155,22 117,77

□ завершающая стадия 37,74 149,6 158,93 155,19 126,25

а -

200 150 100 50 0

Левая сторона тела

1

I Основная стадия

67,46

168,44

138,8

127,92

53,29

□ Стадия реализации

77,25

133,29

130,38

162,66

124,45

□ Завершающая стадия

34,7

169,95

158,86

164,52

134,89

Примечания. Межзвенные углы: «1» - плечевой; «2» - локтевой; «3» - тазобедренный; «4» - коленный; «5» -голеностопный.

Рисунок 1 - Показатели межзвенных углов в фазах прыжка шагом

ВЫВОДЫ

Таким образом, сокращение количества элементов, а также минимизация прыжков привело к тому, что тренерами не уделяется должного внимания освоению их техники. В программах спортивной подготовки отсутствует регламентация данного процесса, что приводит к уменьшению объема специально-подготовительных средств, который не позволяет на качественном уровне выполнять разнообразные профилирующие прыжки и их модификации. Современное состояние и тенденции развития мировой художественной гимнастики обуславливают наличие оптимальности и избыточности в подготовленности спортсменок. Именно они позволяют выполнять максимально сложные и разнообразные прыжки без негативного их влияния на опорно-двигательный аппарат. В связи с этим требуется научно-обоснованный пересмотр нормативных требований, регламентирующих процесс контроля готовности, обучения и оценки результата освоения прыжков художественной гимнастики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ выступления спортивной сборной команды России по художественной гимнастике в Рио-де-Жанейро / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И. А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 186-189.

2. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике - 2017 в Италии / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И. А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 246-252.

3. Обоснование подхода к определению сложности элементов художественной гимнастики и их технической ценности / Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, А.С. Мальнева, Н.И.

Кузьмина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 146-149.

4. Результаты чемпионата мира по художественной гимнастике в Штутгарте / Р.Н. Тере-хина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 195-199.

REFERENCES

1. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2016), "Analysis of the performance of Russian sport team of rhythmic gymnastics in Rio de Janeiro". Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp.186-189.

2. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2017), "Analysis of results of the World Cup in rhythmic gymnastics - 2017 in Italy", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10. pp. 246-252.

3. Terekhina, R.N., Medvedeva, E.N., Suprun, A.A., Malneva, A.S. and Kuzmina, N.I. (2015), "Justification of the approach of the definition of elements of rhythmic gymnastics and their technical value", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 146-149.

4. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2015), "Results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Stuttgart", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 195-199.

Контактная информация: elena.vlgafk@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 23.04.2018

УДК 797.21

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛОВОГО РЕЗЕРВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ПАРАЛИМПИЙСКОГО ПЛАВАНИЯ

Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук, профессор, Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Дарья Викторовна Григорьева, кандидат педагогических наук, доцент, Кирилл

Николаевич Павлюкевич, преподаватель, Марина Александровна Ярыгина, аспирантка, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье показана актуальная методика реализации циклового резерва совершенствования техники паралимпийского плавания апробированная в многолетнем обеспечении технико-тактической подготовки высококвалифицированных паралимпийских пловцов. В результате сравнительного анализа исходных характерных тестовых значений и параметров утомленного нагрузкой пловца раскрываются возможности выявления циклового резерва совершенствования.

Ключевые слова: паралимпийский пловец, резонанс, вода, цикловой резерв, совершенствование, технико-тактическая подготовка.

METHODOLOGY OF REALIZATION OF CYCLIC PERFECTION POTENTIAL IN PARALYMPIC SWIMMING TECHNIQUE

Dmitry Fedorovich Mosunov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, department chairman, Darya Viktorovna Grigorieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Cyril Nikolaevich Pavlyukevich, the teacher, Marina Alexandrovna Yarygina, the postgraduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and

Health, St. Petersburg

Annotation

The article represents the relevant methodology of realization of the cyclic growth potential in Par-alympic swimming technique that had been approved during long-term technical and tactical training of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.