Научная статья на тему 'Обоснование необходимости логистического подхода к управлению торговым ассортиментом в розничной торговле'

Обоснование необходимости логистического подхода к управлению торговым ассортиментом в розничной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
947
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ЛОГИСТИКА / ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ / RETAIL TRADE / LOGISTICS / BUSINESS ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астрахан Анна Сергеевна

Рассмотрена роль логистических методов в условиях конкурентной борьбы в розничной торговле. Проанализированы позиции экспертов в вопросе о сущности логистического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSITY'S SUBSTANTIATION OF LOGISTIC WAY IN TRADE LIST RETAIL MANAGEMENT

The role of logistics methods in competitive retail business is discussed. Expert opinions on the essence of logistics approach are analyzed.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости логистического подхода к управлению торговым ассортиментом в розничной торговле»

продукции и ее желаемый ассортимент, и т.д. Особое внимание необходимо уделять налоговому планированию на предприятии, которое включает мероприятия по оптимизации налоговых платежей.

Таким образом, систематическое, своевременное и экономически обоснованное выявление и умелое использование резервов на основе применения эффективных средств и методов управления позволяет улучшить результат производственно-хо-

зяйственной деятельности предприятия и обеспечить его устойчивое функционирование в перспективе.

Примечания

1 www.minprom.gov.ru/ministry/dep/eapp/stat/9.

2 http: //www.gks.ru/free_doc/2006/b06_13/13-18.htm.

3 www.minprom.gov.ru/ministry/dep/eapp/stat/9.

4 Там же.

5 Там же.

A.C. АСТРАХАН

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ТОРГОВЫМ АССОРТИМЕНТОМ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

В условиях ужесточения конкуренции в розничной торговле поиск путей форми-

рования конкурентных преимуществ становится особенно актуальным и, как правило, идет в двух направлениях: поиск резервов снижения издержек обращения и поиск путей повышения привлекательности торговых точек розничной сети для целевых групп покупателей за счет адаптации различных параметров деятельности розничных магазинов к покупательским запросам.

Мировая практика свидетельствует о том, что применение логистического подхода существенно снижает затраты на управление материальными ресурсами и обеспечивает высокий уровень обслуживания потребителей. Поэтому сегодня ученые и практики стремятся использовать логистический подход за пределами традиционных логистических задач, связанных со снабжением, сбытом, перемещением материальных ресурсов в процессе их производственной и торгово-технологической переработки, — в других сферах управления организацией.

Это связано с новым инновационным подходом к логистике как к совокупности научных знаний, методов и навыков по изучению любых потоковых процессов и рациональной организации управления ими с целью повышения эффективности их конечных результатов за счет выявления и использования дополнительных (скрытых) резервов

управления1. Под потоком понимается «совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующее как процесс на некотором временном интервале, и измеряемая в абсолютных единицах за определенный период»2.

В розничной торговле одной из важнейших задач является управление торговым ассортиментом. Ведь именно торговый ассортимент в свете таких его основных параметров, как направленность, широта, глубина, структура, устойчивость и др., специалисты называют одним из основных факторов, обусловливающих выбор магазина покупателями и степень их приверженности к нему. При этом торговый ассортимент определяет не только выгоды покупателя, но и выгоды торговой организации, поскольку характеризует такие показатели ее деятельности, как скорость оборота, издержкоемкость и т.п. Кроме того, формирование, развитие, движение и изменение торгового ассортимента, безусловно, являются потоковыми процессами, согласно представленной ранее трактовке потока. Это вызывает необходимость исследования целесообразности применения логистического подхода к управлению торговым ассортиментом в розничной торговле.

Ответ на вопрос о сущности понятия «логистический подход» не является однозначным, несмотря на то что данный вопрос неоднократно ставился и решался в специ-

© А.С. Астрахан, 2007

A.C. АСТРАХАН

альной литературе. По нашему мнению, это свидетельствует не только об актуальности вопроса, но и о сложности рассматриваемого понятия. Мы полагаем, причиной этого является развитие содержания указанного понятия в соответствии с расширением наших знаний в области теории и практики логистики, элементов логистических систем и взаимосвязей логистики с другими функциональными областями управления организацией.

В настоящей статье представлены некоторые результаты исследования позиций известных авторов по вопросу о сущности логистического подхода. Все позиции были распределены нами в шесть больших групп, которые в определенной мере пересекаются и в то же время различаются по степени полноты определения объектов, в отношении которых применим логистический подход, и по признакам, характеризующим этот подход.

Первая группа позиций может быть сведена к использованию понятия «логистический подход» применительно к оптимизации таких процессов перемещения и модификации материальных запасов, как закупка, транспортировка, производство, хранение и т.п. Это традиционный и в определенном смысле несколько устаревший взгляд на логистический подход и его возможности.

Вторая группа позиций по вопросу о сущности логистического подхода может быть в целом выражена следующим образом: логистический подход заключается в управлении не разрозненными материальными потоками, а всей материалопроводящей цепью или цепью поставок. Так, А.М. Гад-жинский считает, что «принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками, в технической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками»3. Характеристикой логистического подхода в данном случае является интеграция — техническая, экономическая, методологическая — всех звеньев логистической цепи. Основной акцент делается на понятии «сквозной материальный

поток». При этом сопровождающие потоки, без которых движение материального потока невозможно, не рассматриваются.

К третьей группе мы отнесли определение Голландского общества инженеров в области материально-технического обеспечения. Логистическим подходом, согласно данному определению, называется «применение научных и аналитических методов в комплексном проектировании и в осуществлении эффективной эксплуатации в течение всего срока службы изделия, системы, программы или оборудования от момента зарождения идеи проекта до полного износа и списания»4. По нашему мнению, данная трактовка хотя и интегрирует все этапы срока службы изделия, системы, программы, однако не отражает реалии рынка — не содержит такого этапа, как продажа.

Четвертая группа позиций может быть в обобщенной форме выражена следующим образом: логистический подход заключается в применении системного подхода к управлению информационными, финансовыми, материальными, трудовыми и иными потоками, а также в поиске технологии оптимизации издержек, связанных с данными потоками. Центральными моментами здесь являются понятия потока и системного подхода. Во-первых, в качестве системы рассматривается совокупность функций по управлению входящими, операционными и выходящими потоками материальных ресурсов как отдельно взятой организации, так и организаций, связанных цепью поставок, — это отражает понятие логистической системы. Во-вторых, как система рассматривается вся совокупность взаимосвязанных материальных, информационных, финансовых, транспортных и других потоков.

Приверженцами данного подхода к исследуемому вопросу являются O.A. Новиков и C.A. Уваров. По их мнению, логистический подход состоит в установлении адекватности информационного и материального потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке стандартных требований к качеству товаров и их упаковке, выявлении центров возникновения потерь времени и нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и помещений.

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

При этом концептуальная идея применения логистического подхода, по мнению этих авторов, заключается в достижении результата с наименьшими возможными в данных условиях затратами, максимальной приспособленности фирмы к изменяющейся рыночной обстановке, расширении фирмой своего рыночного сегмента и получении преимуществ перед конкурентами5. Мы считаем, что O.A. Новиков и С.А. Уваров предложили расширенную, развитую концепцию логистического подхода. К числу достоинств этой концепции можно отнести установление непосредственной связи между такой целью организации, как увеличение количества покупателей и, следовательно, объема продаж и прибыли, и логистическим подходом как средством, позволяющим минимизировать затраты и повысить адаптационные возможности организации в турбулентной рыночной среде. В то же время следует отметить, что концептуальная идея данных авторов не может являться идентифицирующей для логистического подхода, поскольку эта же идея является одной из идей, лежащих в основе других подходов, например маркетингового подхода к управлению организацией.

Сторонники определений, которые мы включили в пятую группу, такие как Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс, Л.Б. Ми-ротин и др., отождествляют использование логистического подхода с применением концепции общих издержек (концепция «экономических компромиссов»), которая была введена в 1956 г. Х.Т. Льюисом, Д.В. Калли-тоном и Д.Д. Стилом6. В соответствии с данной концепцией, общие издержки включают в себя все расходы, необходимые для обеспечения функционирования логистической системы и обеспечения требуемого уровня обслуживания клиентов. Долгое время не учитывался важный фактор влияния затрат в одном звене логистической цепи на затраты в других ее звеньях. Например, снижение затрат на доставку товара увеличивает разовые объемы закупа, срок поставки, снижает скорость обслуживания, влечет рост запасов на складе и соответствующий рост затрат на содержание лишних запасов, потери от замораживания оборотных средств и т.п. Согласно концепции общих издержек, функциональные зоны логистики рассматри-

ваются не изолированно, а как взаимосвязанные части логистической системы, а это позволяет рассчитать оптимальные затраты для каждой функциональной зоны, которые обеспечат наименьшее значение совокупных затрат при сохранении необходимого уровня обслуживания клиентов.

По мнению таких авторов, как А.И. Се-мененко и В.И. Сергеев, позиции которых в отношении сути логистического подхода мы отнесли к шестой группе, «логистика — новое направление научно-практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно-аналитическая оптимизация экономических потоковых процессов»7. В соответствии с этим определением, авторы видят признак логистического подхода в оптимизации потоковых процессов. С точки зрения данных авторов, важнейшим условием оптимизации является соблюдение организационного, технологического, экономического и информационного единства потоковых процессов8.

Основной вывод исследования, проведенного в настоящей статье, заключается в следующем. Применение логистического подхода в трактовке, которую мы в настоящей статье отнесли к шестой группе позиций авторов по данному вопросу, является и возможным, и необходимым в целях управления торговым ассортиментом. Возможным оно является потому, что движение торгового ассортимента представляет собой совокупность потоковых процессов. Необходимым — потому, что логистический подход позволяет гармонически сочетать оптимизацию затрат в процессе управления торговым ассортиментом в розничной торговой организации с обеспечением высокой степени приверженности ее покупателей, что дает возможность рассматривать использование логистического подхода как фактор повышения конкурентоспособности.

Примечания

1 Проценко И. Базовая и инновационная логистика // Риск. 2004. № 3. С. 13-17.

2 Бураков В.И., Колодин В.С. Основы коммерческой логистики. Иркутск, 2002. C. 32.

3 Гаджинский А.М. Логистика — гармония в мире больших грузов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. № 4 (10). С. 14-19.

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

Ю.О. БАКРУНОВ

4 Цит. по: Бураков В.И., Колодин B.C. Современные логистические технологии в производственно-коммерческой деятельности. Иркутск, 2005. С. 19.

5 Новиков O.A., Уваров С.А. Логистика: учеб. пособие. СПб., 1999.

6 Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М., 2005.

7 Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика: Основы теории. СПб., 2003.

8 Там же.

Ю.О. БАКРУНОВ

кандидат экономических наук, доцент Московского государственного строительного университета

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОРТФЕЛЕМ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ДЕВЕЛОПЕРСКОЙ КОМПАНИИ

Благоприятные рыночные условия, накопившийся опыт реализации инвестиционно-строительных проектов и существенно расширившиеся финансовые возможности сформировали качественно новый тип участника инвестиционно-строительной деятельности — девелоперские компании. На практике большинство девелоперов осуществляют инвестиционные проекты от момента появления идеи до момента реализации проекта на открытом рынке. Девелоперские компании могут создавать собственные управляющие структуры, которые эксплуатируют готовый объект недвижимости. И несмотря на то что ни в законах РФ, ни в учебниках не удастся найти определения девелопмента, на практике во всех регионах страны такие компании успешно функционируют, становясь системными интеграторами деятельности участников строительства. Динамика их развития, особенно в регионах, столь высока, что наука зачастую не успевает его системно проанализировать.

По мнению практиков, в условиях активного развития девелоперских компаний едва ли не главной проблемой становится создание эффективной системы управления инвестиционным портфелем. Основные вопросы, которые, как показывает опыт, необходимо решить при формировании инвестиционного портфеля, могут быть представлены в следующем виде:

1. Какого типа объект недвижимости целесообразно включить в инвестиционный портфель:

- по функциональному назначению объекта (с точки зрения принадлежности к

определенному сегменту рынка недвижимости) — торговое, жилое, административное, культурно-бытовое, производственное, смешанное и пр.;

- по техническим характеристикам объекта (объем строительства, продолжительность строительства, основные технические характеристики в рамках выбранного функционального назначения).

2. На каком этапе готовности проекта его необходимо приобрести (т.е. в какой момент лучше всего «войти» в проект).

3. Какое количество проектов рекомендуется одновременно держать в инвестиционном портфеле.

4. Какой должна быть качественная структура портфеля, уровень его диверсификации (с точки зрения соотношения проектов, одинаковых по основным из выделенных техническим характеристикам и функциональному значению).

5. На каком этапе готовности каждого из проектов его лучше реализовывать на рынке (т.е. в какой момент целесообразнее «выходить» из проекта).

Особенностью портфельного подхода является наличие так называемого синергети-ческого эффекта. Синергетический эффект представляет собой повышение эффективности деятельности в результате интеграции видов деятельности, бизнес-процессов или ресурсов и пр., т.е. слияния отдельных частей в единую систему. Его возникновение можно наблюдать на примере изменения показателей эффективности проекта. Это означает, что при реализации нескольких проектов параллельно показатели эффективности де-

© Ю.О. Бакрунов, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.