Научная статья на тему 'Обоснование необходимости использования процедуры экологического аудита в хозяйственной деятельности'

Обоснование необходимости использования процедуры экологического аудита в хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1889
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОХРАНА / ЭКОЛОГИЯ / АУДИТ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENVIRONMENT / SECURITY / ECOLOGY / AUDIT / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистов Игорь Вадимович, Григорьев Андрей Владимирович

В статье обосновывается необходимость использования экологического аудита в хозяйственной деятельности предприятий. Раскрываются зарубежный опыт применения процедуры экологического аудита и особенности его становления в России. Сравниваются финансовый и экологический аудит, показываются цели, задачи и типы экологического аудита применительно к российским предприятиям. Отмечается, что во многом проблемы внедрения процедуры экологического аудита в хозяйственной деятельности предприятий и организаций связаны с отсутствием полного понимания неблагоприятной экологической ситуации в Росии и мире, недостаточным опытом данного вида деятельности, несовершенствованием нормативной правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justifying necessity of ecologic audit procedure in economic activity

The article proves the necessity of ecologic audit in economic activity of the enterprises. It shows the foreign experience of appliance of such procedure and features of its formation in Russia. The author compares the financial and ecologic audit, shows the objectives, aims and types of ecologic audit relating to the Russian enterprises. Also it is shown that the problems of implementation of the ecologic audit in the economic activity of the enterprises and organizations are connected with the absence of understanding of unfavorable ecologic situation in Russia and in the world, insufficient experience of such kind of activity, imperfection of normative legal base.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости использования процедуры экологического аудита в хозяйственной деятельности»

Чистов И.В., Григорьев А.В.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях рыночных отношений, самостоятельности хозяйствующих субъектов различной степени и уровня иерархий возможность и эффективность механизма оптимизации использования ресурсного потенциала и изменения структур (типов) производства определяются их способностью согласовывать цели организации с развитием производственного комплекса территориального и федерального уровней.

Каждый элемент экономической системы свободен в выборе методов управления на собственном уровне, но при этом должен учитывать ограничения, формируемые внешней средой. Разработка механизма и системы управления, стимулирующей природоохранные мероприятия, является необходимой для обеспечения социально-экономического и экологического развития и связана с решением двух задач:

1) необходимостью формирования структуры управления путем выделения основных элементов и их взаимосвязей, определения перечня прав и обязанностей отдельных хозяйствующих субъектов;

2) необходимостью разработки, тестирования и оценки наиболее рациональных уровней природоохранных нормативов, штрафов, выплат, определяющих конкретное содержание такого механизма.

Особое место в системе такого управления занимает экологический аудит -инструмент, включающий в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды. Он позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природоохранной техники, дать оценку экономической целесообразности того или иного инвестиционного проекта.

Основным направлением деятельности Российской Федерации является поиск сбалансированного решения социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды. В этой деятельности руководство страны делает ставку на применение экологического аудита

как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата. Данное обстоятельство связано с необходимостью интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности, а также с усилением требований законодательства в области охраны окружающей среды [10].

Мировой опыт свидетельствует о широком практическом применении экологического аудита в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии или ином хозяйственном объекте в целях выработки решений на различных уровнях управления и принятия необходимых корректирующих мер. Развитие и распространение процедуры экологического аудита за рубежом обусловлено главным образом ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экологического пространства. К примеру, в рамках Европейского Союза действует ряд нормативов, невыполнение которых может стать причиной значительных финансовых и других потерь для кредитных и страховых организаций [5].

Экологический аудит, изначально введенный в экономически развитых государствах в 70-е гг. ХХ в. как средство защиты интересов предпринимательских структур, был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья населения. С середины 80-х гг. прошлого столетия Международная торговая палата рассматривает экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегий деятельности компаний нормам экологического права. С начала 90-х гг. ХХ в. многие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с деятельностью в области охраны окружающей среды. В это время в ряде стран приняты национальные стандарты в области экологического аудита.

Следует отметить, что экологический аудит как инструмент экономической политики активно внедряется в странах ближнего зарубежья. Так, в Украине данная процедура нашла применение на предприятиях сахарной промышленности. В Белоруссии экологический аудит используется для оценки экологически опасных объектов. В Казахстане возможности развития экологического аудита открываются в сфере разработки минеральных ресурсов и обоснования инвестиционных проектов по их использованию.

Широкое внедрение экологического аудита обусловлено за рубежом двумя основными причинами:

- экологические показатели становятся все более весомым фактором конкурентной борьбы;

- усиливаются экономические и административные санкции за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и экологических стандартов [2].

В России развитие национальной системы экологического аудита прошло несколько этапов [1].

На первом этапе своего становления (начало 90-х гг. ХХ в.) процедура экологического аудита в России выполнялась в основном зарубежными экоауди-торскими фирмами или их представительствами. Отрицательным моментом такого подхода было то, что зарубежные фирмы не стремились к привлечению и обучению национальных кадров и специалистов, местные администрации и природоохранные органы зачастую не были информированы о целях выполняемых работ, полученная в результате проверок информация не всегда использовалась корректно.

Второй этап развития экологического аудита в России (с 1993 г.) характеризуется попыткой внедрения данного инструмента в хозяйственную практику на транспортном комплексе. Однако эта работа не получила широкого применения, главным образом в силу неразработанности нормативной правовой базы. Данный этап характеризуется попытками «экологизации» хозяйственного механизма природопользования путем интеграции экологического аудита во все процедуры принятия управленческих решений, а также в принимаемые нормативные правовые документы.

Третий этап развития экологического аудита в России (начиная с 1995 г.) связан с принятием ряда нормативных правовых актов, в частности постановления Правительства РФ от 12.12.1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», когда данный инструмент получил законное применение в России как вид деятельности, осуществляемый по лицензии природоохранных органов.

На этом же этапе начинается активный процесс применения процедуры экологического аудита в хозяйственной практике России: при оценке соблюдения лицензионных условий, для целей проверки соблюдения требований законо-

дательства в области охраны окружающей среды, для целей экологического страхования, обоснования привлечения инвестиций и т.д.

Четвертый этап (начиная с 2000 г.) развития экологического аудита в России можно охарактеризовать как гармонизацию национальных и международных требований и стандартов в области экологического аудита и интеграцию системы экологического аудита России в международную систему.

Необходимость процедуры экологического аудита в России обусловлена:

- усилением государственного регулирования природоохранной деятельности в условиях ограниченности возможностей бюджетного финансирования, включая обоснование решений в сфере приватизации, реструктуризации предприятий, закрытия экологически вредных объектов;

- обоснованием решений по привлечению иностранных инвестиций;

- признанием действующих международных правил и процедур для вступления во Всемирную торговую организацию и др.

В настоящее время экологический аудит представляет собой независимую профессиональную экспертизу состояния результатов функционирования хозяйствующих субъектов (независимо от форм собственности и масштабов деятельности) для установления степени его прямого или косвенного воздействия на окружающую среду.

Среди направлений развития системы экологического аудита в России можно отметить следующие:

1) экологический аудит как один из видов деятельности на рынке работ и услуг природоохранного назначения, который проводится в целях повышения эффективности процедур экологических оценок, экологического контроля и практики разрешений для различных видов деятельности, способных оказать потенциально негативное воздействие на состояние окружающей среды;

2) аудит природопользования, получивший развитие в сфере недропользования, связанного со спецификой горного производства, опасностью жизнедеятельности как на уровне ландшафтов, так и в подземных условиях;

3) экологический аудит как инструмент экономической политики территории, города и муниципальных образований [6; 8].

В качестве цели экологического аудита рассматриваются подтверждение достоверности выполнения природоохранных мероприятий и их соответствие нормативным требованиям действующего законодательства [9].

Основной целевой установкой экологического аудита как подфункции управления являются: разработка научно обоснованных норм и нормативов сбросов в окружающую среду; оптимизация уровня потребления природносырьевых ресурсов; упорядочение ресурсопотребления и энергопотребления; повышение делового выхода из потребляемого сырья и сокращение отходов; предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф.

Таким образом, процедура экологического аудита направлена на повышение качества и уровня жизни населения, обеспечение возможности будущим поколениям разумно удовлетворять возникающие потребности.

Объектом экологического аудита выступают действующие хозяйствующие субъекты, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду. Экологический аудит вводится в целях получения достоверности информации, необходимой для обоснования решений по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, для обеспечения экологической безопасности действующих предприятий, улучшения качественного состояния окружающей среды и совершенствования управления природоохранной деятельностью.

Следует отметить, что в отличие от финансового аудита экологический аудит добровольный вид деятельности и не имеет жесткой регламентации и ограничений (см. табл. 1).

В настоящее время разрабатывается ряд установочных положений для приближения модели экологического аудита к модели финансового аудита. Результатом этих ограничений, вероятно, будет такой тип экологического аудита, который будет проводиться в соответствии с целями внутренней политики компании и внешних контролирующих структур. Тем самым экологический аудит должен быть ориентирован на внутренние индивидуальные потребности предприятия в соответствии с его политикой и установленными целями.

Финансовый аудит Экологический аудит

1. Установленные законом требования (условия). 1. Добровольная деятельность предприятия.

2. Ежегодное событие. 2. Нет фиксированного расписания.

3. Подтверждение в официальном бюллетене. 3. Советы и рекомендации.

4. Осуществляется внешней организацией. 4. Является внутренним механизмом управле-

ния предприятием.

5. Регулируется в рамках существующих стандартов, правил. 5. Регулируется отдельными правилами и стандартами, в т.ч. международными.

6. Установленный законом минимальный объем работы. 6. Требования к выполняемой работе оговариваются индивидуально.

Табл. 1. Сравнительный анализ финансового и экологического аудита.

На данном этапе развития экономической науки различают следующие типы экологического аудита, отличающиеся кругом рассматриваемых проблем и целями:

1) аудит соблюдения стандартов - данный тип экологического аудита осуществляется посредством сопоставления показателей качества окружающей среды, с одной стороны, и положений национальных и международных стандартов - с другой; целью такого типа экологического аудита является определение мер, которые необходимо направить на приведение экологических характеристик данного предприятия в соответствие со стандартами качества окружающей среды;

2) аудит ответственности - в результате проведения процедур такого типа экологического аудита определяется риск ответственности за ущерб окружающей среде;

3) аудит при экологическом страховании проводится при подготовке договоров страхования, разработке планов превентивных мер по снижению экологических рисков и оценке ущерба, при наступлении страхового случая, рассмотрении исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей среды;

4) аудит в системе экологической сертификации проводится в целях оценки соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям (стандартам, нормативам);

5) аудит территории проводится в целях оценки экологического состояния территории;

6) аудит при подготовке соглашений о разделе продукции - данный тип экологического аудита проводится в целях более полного изучения с экологической точки зрения предполагаемых объектов инвестирования, включая исследование почв, ресурсов растительного и животного мира [3].

Могут быть и другие типы экологического аудита. При этом в качестве объекта экологического аудита могут выступать предприятия и сооружения, оказывающее воздействие на окружающую среду, проекты планов или программы

строительства, реконструкции, расширения, консервации и ликвидации хозяйственных объектов, а также проекты освоения территорий.

К основным задачам в области экологического аудита с учетом международной практики можно отнести:

- получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны окружающей среды, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке за счет внедрения экологически чистых технологий и экологической маркировки продукции;

- содействие субъектам хозяйствования деятельности в самостоятельном регулировании своей экологической политики, формирование приоритетов по осуществлению предупредительных мер, направленных на выполнение экологических требований, норм и правил;

- снижение финансового риска субъекта хозяйственной деятельности, страховых и финансово-кредитных организаций;

- создание инструмента реализации основных направлений регулирования природопользования;

- интеграцию деятельности в области окружающей среды с другими сферами деятельности, введение «экологического» счетоводства;

- учет и применение общепризнанных международных принципов, методов и процедур [7].

Следует отметить, что процедура экологического аудита находит все большее применение в системе экологического управления (экологического менеджмента) предприятия. При этом в соответствии с общемировыми тенденциями происходит формирование интегрированной системы менеджмента на предприятии, где отдельными элементами управления выступают менеджмент качества продукции, управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, управление рисками и др.

Устоявшаяся модель системы управления на предприятии, имеющая процедуры по охране окружающей среды, представлена на рис. 1 .

Рис. 1. Схема обобщенной модели системы управления на предприятии, имеющая процедуры по охране окружающей среды

В соответствии с международными стандартами в области охраны окружающей среды ИСО Р 14000 под экологической политикой понимается заявление предприятия о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действий и установления целевых и плановых экологических показателей. В свою очередь под экологическими аспектами понимаются такие элементы деятельности предприятия, которые могут взаимодействовать с окружающей средой.

Экологический аудит - немаловажный инструмент в разработке и развитии стратегии бизнеса, залог успеха деятельности предприятия в результате повышения его конкурентоспособности в условиях экологизации рынка, снижения себестоимости производимой продукции.

Основными экологическими аспектами экологического аудита на предприятии являются:

- увеличение прибыли при оценке рынка реализации производимой продукции;

- модернизация технологических процессов с точки зрения экологических рисков и перспектив развития предприятия;

- оценка экологических рисков, связанных с выпускаемой продукцией и сопровождающими их побочными процессами;

- стратегический аудит, выполняемый для заказчиков в целях выявления потенциальных рисков и возможностей.

Таким образом, развитие данного метода экологизации хозяйственной деятельности наряду с инструментами экологической политики (экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду, экологический мониторинг, экологическая сертификация) предполагает как специализацию экологического аудита применительно к сферам природопользования (аудит недропользования, водохозяйственный аудит, аудит устойчивого управления лесами и т.п.), так и по видам работ (аудит платежей за природопользование, аудит в целях экологического страхования, экологический аудит соблюдения лицензионных условий, аудит системы управления в области охраны окружающей среды и др.).

1. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 456 с.

2. Ляпина А.А. Природный фактор в национальном достоянии страны. М.: МИРЭА, 2002. 172 с.

3. Мотосова Е.А. Разработка экономических методов экологизации хозяйственной деятельности предприятий: дис. ... канд. экон. наук. М, 2004. 151 с. Машинопись.

4. Основы экологического аудита. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. 392 с.

5. Пахомова Н., Эндерс А., Рихтер К. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003. 544 с.

6. Потравный И.М., Сидорчук В.Л., Гусева О.В. Индикаторы качества окружающей среды в системе управления эколого-экономическими рисками // Экономика природопользования. 2001. № 3. С. 72 - 82.

7. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и природопользование в России. М.: Финансы и статистика, 2002. 528 с.

8. Сидорчук В.Л., Давыдова Р. Т. Экологический аудит в системе управления природопользованием: муниципальный уровень. М.: Изд-во «РЭФИА», 2001. 356 с.

9. Филобокова Л.Ю. Экологический аудит: методические подходы к управлению и оценке эффективности природоохранной политики // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 17. С. 21 - 24.

10. Яндыганов Я.Я. Экологические риски, управление ими. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. эконом. ун-та, 2002. 222 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.