Научная статья на тему 'Обоснование направлений совершенствования механизма ресурсосбережения в условиях модернизации экономики'

Обоснование направлений совершенствования механизма ресурсосбережения в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1338
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ОБЪЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / DIRECTIONS OF RESOURCE PROTECTION / REGULATORY MECHANISM / OBJECTS / EFFECTS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лушников Роман Леонидович, Баяндурян Галина Левоновна

Статья посвящена проблемам разработки и совершенствования механизма ресурсосбережения на промышленных предприятиях. Выделены основные направления ресурсосбережения, показана их зависимость от инструментов рыночного и государственного регулирования. Обоснована необходимость частно-государственного партнерства в обеспечении ресурсосбережения, направленного на устойчивое повышение эффективности использования ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the problems of development and perfection of the mechanism of resource protection in the industry. The authors identify basic directions of saving resources and show their dependence on market instruments and government regulation. The necessity of public-private partnership in providing resource protection aimed at sustainable increasing efficiency of the use of resources.

Текст научной работы на тему «Обоснование направлений совершенствования механизма ресурсосбережения в условиях модернизации экономики»

УДК 338.45(470) ББК 65.30Ц2Рос) Л 87

Р.Л. Лушников

Аспирант кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (861) 255 39 57.

Г.Л. Баяндурян

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой налогообложения и инфраструктуры бизнеса Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (861) 255 39 57.

Обоснование направлений совершенствования механизма ресурсосбережения в

условиях модернизации экономики

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена проблемам разработки и совершенствования механизма ресурсосбережения на промышленных предприятиях. Выделены основные направления ресурсосбережения, показана их зависимость от инструментов рыночного и государственного регулирования. Обоснована необходимость частно-государственного партнерства в обеспечении ресурсосбережения, направленного на устойчивое повышение эффективности использования ресурсов.

Ключевые слова: направления ресурсосбережения, механизм регулирования,

объекты воздействия, частно-государственное партнерство.

R.L. Lushnikov

Post-graduate student of the Taxation and Business Infrastructure Department of the Kuban State University of Technology, Krasnodar. Ph.: (861) 255 39 57.

G.L. Bayanduryan

Doctor of Economics, Professor, Head of the Taxation and Business Infrastructure Department of the Kuban State University of Technology, Krasnodar. Ph.: (861) 255 39 57.

Substantiation of ways to improve the mechanism of resource protection in terms of economic modernization

Abstract. The paper deals with the problems of development and perfection of the mechanism of resource protection in the industry. The authors identify basic directions of saving resources and show their dependence on market instruments and government regulation. The necessity of public-private partnership in providing resource protection aimed at sustainable increasing efficiency of the use of resources.

Keywords: directions of resource protection, regulatory mechanism, objects, effects, public-private partnership.

В настоящее время ресурсосбережение - одна из приоритетных задач экономики России. Это связано прежде всего с дефицитом многих видов ресурсов: ростом стоимости их добычи (подготовки), а также серьезными экологическими проблемами. Из-за ограниченности экономических ресурсов наиболее высокие результаты производственной деятельности любого предприятия зависят от рациональности их использования. Многие экономисты считают, что производство тех или иных продуктов в определенной отрасли

целесообразно развивать за счет наиболее эффективного использования какого-то одного экономического ресурса.

Все многообразие факторов, влияющих на процесс ресурсосбережения, требует систематизации по определенным критериям. Эти факторы связаны с видами экономических ресурсов. Для каждого вида экономических ресурсов характерны свои способы ресурсосбережения, свои результаты и возможности количественной оценки.

На наш взгляд, можно говорить о системе ресурсосбережения, которая включает в себя следующие элементы:

- факторы ресурсосбережения;

- способы ресурсосбережения;

- принципы ресурсосбережения;

- мотивацию ресурсосбережения.

На уровне промышленного предприятия эти элементы взаимосвязаны, так как, принимая управленческие решения, постоянно приходится выбирать, на какие ресурсы и почему необходимо тратить всегда ограниченные финансовые ресурсы. В свою очередь, эти управленческие решения зависят от конкретных факторов и способов ресурсосбережения.

Действительно, способы ресурсосбережения во многом зависят от вида экономического ресурса, а от способа ресурсосбережения зависит уровень эффективности его использования, а эффективность использования, следовательно, во многом находится под влиянием фактора времени.

По истечении определенного времени эффективность затрат на приобретение информации может оказаться нулевой. В то же время затраты, вложенные в воспроизводство рабочей силы, могут принести эффект по истечении времени. Затраты на восстановление природных ресурсов (воды, земли и др.) могут вообще не дать эффекта предприятию, а эффективность этих затрат может выразиться в повышении уровня экологической безопасности. Важным фактором ресурсосбережения являются особенности экономических ресурсов.

Ресурсы взаимообусловлены. Например, такой ресурс, как труд, связан с таким ресурсом, как знания. Ведь знания работника зависят от его образования и квалификации. В свою очередь, от квалификации работника зависит эффективность использования оборудования, т.е. капитала. От уровня знаний зависят предпринимательские способности. Таким образом, взаимосвязь и взаимообусловленность экономических ресурсов требуют комплексного подхода к ресурсосбережению на предприятии.

Экономические ресурсы подвижны, при обосновании способов ресурсосбережения эта особенность также должна учитываться. Степень мобильности для разных экономических ресурсов различна. Так, степень мобильности земли нулевая, а трудовые ресурсы достаточно мобильны. Они перемещаются из страны в страну, из региона в регион, от предприятия к предприятию. Достаточно мобилен капитал, который перемещается в "поисках" более высокого уровня рентабельности [1].

Характерной особенностью ресурсов является их взаимозаменяемость. Именно она позволяет отыскивать наиболее рациональную комбинацию ресурсов, обеспечивая экономию финансовых средств. Действительно, недостаток машин и оборудования можно компенсировать дополнительной численностью работников, и наоборот: повысив

квалификацию и образование работников, можно сократить расход материалов, энергии, топлива и т.д. Однако взаимозаменяемость экономических ресурсов ограничена.

Один ресурс никогда не заменит и даже существенно не снизит роль других ресурсов. Для получения конечного результата важно наличие всех видов ресурсов, поскольку отсутствие или недостаток одного из них может привести к нарушениям производственного процесса. Именно поэтому следует говорить о системе взаимосвязанных между собой ресурсов, характеризуя отдельные элементы (виды ресурсов), прежде всего, как часть целого. Отсюда вытекает комплексный подход к проблеме ресурсосбережения на уровне предприятия.

Комплексный характер решения проблемы ресурсосбережения обусловлен важнейшей особенностью современного этапа экономического развития страны: ориентацией на инновационное развитие. Инновационное развитие и ресурсосбережение - это две взаимосвязанные составляющие экономического роста и эффективности этого роста.

Безусловно, инновационное развитие связано с таким экономическим ресурсом, как знания (информация). При этом в современных условиях значимость рационального использования этого уникального ресурса огромна. До недавнего времени знания оставались обычным классическим ресурсом и одновременно продуктом, т.е. был производитель знания. Это неслучайно, ведь носитель спроса стал участником производства основного экономического ресурса в современном мире - знаний. Создаются временные творческие коллективы или фирмы для решения одной конкретной задачи. Иногда такие подходы противоречат интуиции и здравому смыслу, но это и есть сочетание рыночных механизмов и знания [2].

Следовательно, с одной стороны, ресурсосбережение стало результатом инновационного развития, т.е. появления новых знаний, информации и, как следствие, -нововведений. С другой стороны, без ресурсосбережения, т.е. эффективного использования всех видов экономических ресурсов, невозможно инновационное развитие, так как более эффективный экономический рост дает больше прибыли, то есть больше финансовых ресурсов, которые могут направляться на инновационное развитие.

На наш взгляд, научные исследования должны быть направлены на оценку влияния инновационного развития как стратегического направления современного экономического развития страны, на возможности и способы ресурсосбережения. Это связано с тем, что в стране имеется достаточно высокий инновационный потенциал, а инструменты стимулирования его внедрения в производство достаточно слабы. Следствием этого является низкая эффективность использования всех видов экономических ресурсов.

Ресурсосбережение позволяет высвобождать и приумножать капитал. Сокращение потерь ресурсов позволяет высвобождать денежные средства и направлять их для решения других проблем. Инвестиции, направленные на сокращение потерь ресурсов, окупаются по оценкам экспертов в три раза быстрее, чем инвестиции по увеличению данного ресурса.

Ресурсосбережение направлено на повышение качества жизни людей в широком смысле слова. Внедрение эффективных систем освещения, повышение качества продуктов питания на основе взаимозаменяемости ресурсов, утилизация и переработка отходов, сокращение добычи полезных ископаемых в результате ресурсосбережения в комплексе позволят повысить качество жизни.

Государство и предприятия совместно должны обеспечить ресурсосбережение в условиях модернизации экономики.

Система частно-государственного партнерства в сфере ресурсосбережения, на наш взгляд, должна формироваться в разрезе следующих направлений (рис. 1):

- энергосбережение;

- использование вторичных материальных ресурсов;

- минимизация потерь ресурсов;

- экотехнологии;

- использование социальных ресурсов модернизации.

Именно эти направления ресурсосбережения являются следствием проводимой государственной и корпоративной политики ресурсосбережения, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Остановимся более подробно на каждом из указанных направлений ресурсосбережения.

На современном этапе экономического развития России делается серьезный акцент на энергосбережение и энергоэффективность. Это связано с дефицитом основных

энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с глобальными экологическими проблемами.

В последнее двадцатилетие энергетика обеспечивала рост благосостояния в мире примерно в равных долях за счет увеличения производства энергоресурсов и улучшения их использования. Поэтому неслучайно коренное повышение энергетической эффективности экономики является центральной задачей Энергетической стратегии России. Энергетическая стратегия России предусматривает интенсивную реализацию организационных и технологических мер экономии топлива и энергии в рамках проведения целенаправленной энергосберегающей политики [3].

Для этого Россия располагает большим потенциалом организационного и технологического энергосбережения. Реализация освоенных в мировой и отечественной практике организационных и технологических мер по экономии энергоресурсов позволит к 2020 году уменьшить их расход в России на 40-48% или на 360-430 млн. у.т. в год.

В современных условиях промышленного производства России использование энергоресурсов происходит нерационально, что связано с высокими потерями при их производстве, передаче и потреблении, а это приводит к высокой энергоемкости ВВП.

Экономика России характеризуется высокой удельной энергоемкостью ВВП по паритету покупательной способности (в 2,5 раза выше среднемирового показателя, в 2,8 раза выше среднего показателя по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития, и в 3,5 раза выше энергоемкости ВВП Японии). Высокая энергоемкость ВВП определяет низкую энергоэффективность экономики страны [4].

Весьма актуальным направлением ресурсосбережения является внедрение экотехнологий, так как ресурсосбережение тесно связано с проблемой охраны окружающей среды. Сокращение потребления нефти, газа, воды, руд других ресурсов позволит решить множество экологических проблем.

Проблемы ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности взаимосвязаны. Проблема ресурсосбережения должна решаться при одновременном

снижении техногенного влияния на окружающую среду и рациональном

природопользовании.

Как известно, эта задача сложная и противоречивая. Промышленные предприятия, являясь главным потребителем энергии и ресурсов, наносят большой вред экосистеме путем загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, образования большого объема различных отходов, в том числе токсичных и вредных.

Снижение ущерба для окружающей среды возможно при строительстве

промышленными предприятиями очистительных сооружений, внедрении ресурсосберегающих и малоотходных технологий, использовании инноваций в экологических технологиях. Это, в свою очередь, требует дополнительных затрат и приводит к снижению эффективности производства за счет удорожания себестоимости продукции и снижения прибыли. Однако, если существующие инерционные тенденции в природопользовании сохранятся, это может привести к быстрому истощению природных ресурсов, к ухудшению качества жизни людей.

Таким образом, проблема ресурсосбережения предприятиями должна решаться в условиях обеспечения экологической безопасности. Отсюда следует, что, во-первых, все управленческие решения, направленные на ресурсосбережение и, как следствие, на рост прибыли, должны проходить экологическую экспертизу; во-вторых, должен осуществляться учет соотношения экологических затрат с получаемым результатом и определение понесенных предприятием расходов различных ресурсов на обеспечение экологической безопасности, а также выявление дополнительных доходов от инвестирования средств предприятия в мероприятия экологического характера; в-третьих, государство должно разрабатывать такие организационные и экономические инструменты регулирования деятельности промышленных предприятий в области ресурсосбережения и экологии, которые бы стимулировали уменьшение всякого рода потерь и рациональное

природопользование, что, в свою очередь, приведет к снижению потребностей в различных ресурсах.

Важнейшим направлением ресурсосбережения является использование социальных ресурсов модернизации экономики, с которыми связан рост производительности труда. Под социальными ресурсами авторы понимают весь комплекс факторов социальноэкономического характера на макро- и микроуровнях, влияющих на производительность труда: мотивация труда, условия труда, уровень социального расслоения общества, уровень доверия к институтам власти и т.д. Социальные ресурсы и их эффективное использование реализуются в производительности труда, которая является важнейшим показателем ресурсосбережения и обобщающим показателем эффективности производства.

В последние годы используется термин «ювенальный потенциал», с которым связываются перспективы модернизации экономики и с которым авторы связывают перспективы ресурсосбережения стратегического характера. В экономической литературе ювенальный потенциал рассматривается как «совокупность демографического, трудового, образовательного, культурно-духовного потенциалов той части населения, которая представлена молодым поколением» [5].

Известно, что ни одна развитая страна мира не смогла реализовать инновационный путь развития, не опираясь на активную часть населения, в т.ч. молодежь. Все меры по повышению производительности труда на этом переходном этапе, как правило, связаны с конфликтами и противоречиями экономических интересов. Их нужно преодолевать с помощью институционального реформирования, результатом которого должен стать рост уровня доверия населения к власти и бизнесу.

Проблема повышения производительности труда незаслуженно ушла на второй план, в то время как в решении проблемы ресурсосбережения рост производительности труда занимает особое место, так как повышение фондоотдачи и материалоотдачи, снижение энергоемкости и электроемкости прямо или косвенно связаны с уровнем производительности труда. Только при обеспечении комплексного подхода к модернизации экономики, ориентированного на рост производительности труда во всех отраслях производства, возможно будет кардинально улучшить результаты политики ресурсосбережения в стране.

Проблема минимизации потерь характерна для использования всех видов ресурсов: материальных, трудовых, финансовых. Высокие потери были характерны особенно для советского периода развития экономики. Рыночные механизмы регулирования в некоторой степени стали стимулировать снижение потерь энергии, топлива, сырья, воды и рабочего времени. Однако проблема минимизации потерь для России и сегодня остается острой.

Не менее важным направлением ресурсосбережения остается широкое использование вторичных материальных ресурсов. Фактически вторичные материальные, топливноэнергетические ресурсы, бытовые отходы являются важным и до сих пор недостаточно используемым резервом экономии. В развитых странах давно разработаны и активно используются технологии вторичного использования отходов производства и потребления.

Переработка отходов в Российской Федерации осуществляется в настоящее время во многих отраслях промышленности, но масштабы и уровень переработки различных видов отходов неодинаков и зависит как от ресурсной ценности отходов, так и от экономических условий каждого конкретного производства, использующего отходы.

В использовании вторичных ресурсов много нерешенных проблем. Одна из них -сфера использования отходов в качестве вторичных ресурсов - пока находится вне сферы государственного регулирования. Принятые отдельные законодательные акты, затрагивающие эти вопросы, носят формальный характер и их применение не дает практических результатов. Необходимо законодательное закрепление их правового статуса и порядка обращения. Требуется концепция усилий государства по разработке нормативных документов и установлению экономических стимулов для запуска индустрии по переработке. В связи с этим необходима помощь государства и частные инвестиции на обеспечение технологиями потенциальных организаций, способных и желающих заняться переработкой

отходов во вторичное сырье.

Проблема переработки отходов тесно переплетается с проблемой внедрения экотехнологий. Чтобы уменьшить поступление отходов в окружающую среду необходимо их максимальное вовлечение в производство полезной продукции, причем всеми способами: начиная от передачи «чистых» однородных отходов на переработку прямо от завода и заканчивая получением полезной фракции из отходов перед их уничтожением.

По оценкам специалистов, в России ежегодно образуется около 2,7 млрд. т промышленных и 40 млн. т твердых бытовых отходов. В то же время быстрыми темпами сокращаются запасы невозобновляемых первичных ресурсов. Средний уровень использования промышленных отходов составляет примерно 36%, а твердых бытовых отходов - всего лишь около 3,5%. Традиционно ликвидные виды вторичного сырья характеризуются высоким уровнем использования: лом и отходы черных металлов - свыше 88%, стеклобой - 84%, макулатура - 65%, текстильные отходы - 41%. Плохо используются золы и шлаки ТЭС (10,4%), полимерные отходы (8,3%), изношенные шины (4,7%) [6].

Для реализации рассмотренных направлений ресурсосбережения необходимо использовать как инструменты государственного, так и рыночного регулирования. В последних программных документах Правительства России, направленных на модернизацию экономики, акцент делается на частно-государственное партнерство, которое является актуальным и в обеспечении ресурсосбережения, так как, на наш взгляд, это поможет преодолеть его основные макроэкономические препятствия экономического, технического, финансового характера.

Авторский подход к оценке особенностей и механизма современного этапа ресурсосбережения в условиях инновационного развития состоит в следующем.

Роль государства в реализации частно-государственного партнерства должна базироваться на четырех важнейших принципах:

- институционализация, то есть связи государственного и частных секторов в отраслях промышленности должны быть эффективно формализованы;

- партнерство - реализация инновационных ресурсосберегающих и высокотехнологичных программ в отраслях промышленности совместно с государством и предприятиями;

- координация взаимодействия целей государства и частного сектора промышленного производства (принимая во внимание различие и возможное противоречие целей государства и частного сектора);

- стимулирование: государство должно стимулировать как развитие знаний, их доведение до конкретных инноваций, так и внедрение их в производство.

На основе реализации указанных принципов формируется такая экономическая политика, которая направлена на ресурсосбережение на основе инновационного развития.

Примечания:

1. Голуб И.Н., Агабекян Р.Л. Государственное регулирование ресурсосбережения. Краснодар, 2008.

2. Абасов З. Инновационность в образовании и подготовке учителей. М.: Альма-матер, 2004.

3. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: [утв. распоряжением

Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р]. иЯЬ: http://www.rf-

energy.ru/articles/law/62403/

4. Сопоставительный анализ федеральных, региональных и отраслевых программ по энергосбережению и энергоэффективности энергопотребления // Микроэкономика. 2007. №

1. С. 35-55.

5. Чистякова В. Социальные ресурсы модернизации // Экономист. 2010. № 5. С.66.

6. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://mr-bo-nus.mylivepage.ru.

References:

1. Golub I.N., Agabekyan R.L. State regulation of resource protection. Krasnodar, 2008.

2. Abasov Z. Innovations in education and teacher training. M.: Alma-mater, 2004.

3. Power strategy of Russia for the period till 2030: [The adopted order of the Government of the Russian Federation of November, 13th, 2009. No. 1715-r]. URL: http:// www.rf-energy.ru/articles/law/62403/

4. The comparative analysis of federal, regional and branch programs on the power savings and power efficiency of power consumption // Micro-economics. 2007. No. 1. P. 35-55.

5. Chistyakova V. Social resources of modernization // Economist. 2010. No. 5. P.66.

6. [An electronic resource]. URL: http://mr-bo-nus.mylivepage.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.