Научная статья на тему 'Обоснование направлений финансового оздоровления горно-обогатительного комбината'

Обоснование направлений финансового оздоровления горно-обогатительного комбината Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Велесевич В. И., Дун Дань

Выполнен анализ финансового состояния ОАО «Раменский ГОК» и сформулированы первоочередные направления деятельности по финансовому оздоровлению ГОКа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование направлений финансового оздоровления горно-обогатительного комбината»

------------------------------------------- © В.И. Велесевич, Дун Дань,

2008

УДК 65.011.12

В.И. Велесевич, Дун Дань

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНОГО КОМБИНАТА

Выполнен анализ финансового состояния ОАО «Раменский ГОК» и сформулированы перво-

очередные направления деятельности по

А нализ финансового состояния лт1ОАО «Раменский ГОК» показал , что на конец 2004 года по причине значительного роста внеоборотных активов за счет незавершенного строительства новой обогатительной фабрики предприятие стало испытывать недостаток собственных оборотных средств [1]. После ввода в строй в феврале 2006 года обогатительной фабрики предприятию удалось резко увеличить объем производства на 42,2 %, производительность труда на 52,72 %, прибыль от продаж на 31,1 %, выручку от реализации продукции на 42,9 %. Вместе с тем рост технико-экономических показателей не привел к улучшению финансового состояния предприятия, поэтому в управление финансами предприятия необходимо внести существенные коррективы.

Прежде всего, для уменьшения потребности в собственных оборотных средствах необходимо сократить длительность одного оборота, которая в 2006 году составила 107,2 дня, а в 2003 году равнялась 53,81 дня. Это приведет к увеличению коэффициента оборачиваемости и уменьшению коэффициента закрепления оборотных средств. Ускорение оборачиваемости оборотного капитала способствует сокращению потребности в нём (абсолютное высвобо-

финансовому оздоровлению ГОКа

Семинар № 7

ждение оборотного капитала предприятия), приросту объемов продукции (относительное высвобождение) и увеличению получаемой прибыли.

В системе управления оборотными активами особое место занимает управление дебиторской задолженностью. В табл. 1 приведена структура оборотных активов ОАО «Раменский ГОК» в 2006 году.

Из данных табл. 1 видно, что структура оборотных активов на конец 2006 года существенно изменилась. Доля дебиторской задолженности в них возросла с 21,55 % до 66,16 % на конец года, а запасов с 27 % до 33,26 %.

Как показывает практика, значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов связан не только с общим состоянием экономики (несовершенство нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности, дефицит денежных средств, неплатежи и т.п.). На её величину существенное влияние также оказывают специфические условия деятельности предприятия, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами.

Анализ литературных источников показывает, что на величину дебиторской задолженности влияют [2, 3]:

Таблица 1

Структура оборотных активов ОАО «Раменский ГОК» в 2006 году

Наименование статьи баланса Значение на начало года Значение на конец года Изменения

тыс.руб % тыс.руб % тыс. руб %

1. Запасы 90405 27,50 80721 33,26 -9684 +5,76

2.НДС 140829 42,83 513 0,21 -140316 -42,62

3. Дебиторская задолженность 70860 21,55 160554 66,16 +89694 +44,61

4.Краткосрочные финансовые вложения 3046 0,93 0 0 -3046 -0,93

5. Денежные средства 23649 7,19 891 0,37 -22758 -6,82

ИТОГО 328789 100,0 242678 100,0 -86111 -

• общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты. С ростом объема продаж, как правило, растут и остатки дебиторской задолженности;

• условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляют покупателям (увеличение сроков, снижение требований к оценке надежности дебиторов и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности;

• политика взыскания дебиторской задолженности. Чем большую активность проявляет предприятие по взысканию дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и выше качество дебиторской задолженности;

• платежная дисциплина покупателей. Объективной причиной снижения платежной дисциплины покупателей и заказчиков может быть общее экономическое состояние. Кризисное состояние экономики, массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных в качестве платежных средств часто используются суррогаты. К субъективным причинам можно отнести неэффективность мер, которые предпринимает

предприятие по взысканию дебиторской задолженности.

• состояние бухгалтерского учета, обоснованность проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля;

• качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов.

Качественная аналитическая работа на предприятии предусматривает формирование информации о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, а также конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия. Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.

Главная цель управления дебиторской задолженностью - разработка политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли предприятия, ускорение расчетов и снижение риска неплатежей.

Для того, чтобы проанализировать причины изменения показателей оборачиваемости дебиторской задолженности, необходима детальная информация о ее составе и возрастной структуре. Такую информацию удобно представить в виде таблицы, которая включает список покупателей, дату образования их задолженности, задолженность этих предприятий на начало периода, поступление средств и задолженность на конец периода. С помощью таких данных можно своевременно контролировать сроки погашения обязательств по оплате продукции или услуг и по полученным авансам. Она отражает состояние расчетов с каждым из партнеров и позволяет легко определить просроченные обязательства, время задержки их исполнения, что помогает оценить качество задолженности и платежную дисциплину отдельных покупателей. Такая информация может быть полезной при составлении бюджета денежных средств в части сумм, ожидаемых к получению от покупателей и заказчиков. Кроме того, она полезна при решении вопроса о целесообразности представления дополнительных льгот отдельным покупателям.

Анализ возрастной структуры дебиторской задолженности дает четкую картину состояния расчетов с покупателями и позволяет выявить просроченную задолженность. Он в значительной степени облегчает проведение инвентаризации состояния расчетов с дебиторами, благодаря чему становится возможным выделить ту часть дебиторской задолженности, которая может быть причислена к сомнительной. Кроме того, такой анализ позволяет составить прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимо дополнительные усилия по возрасту долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

Из данных табл. 1 видно, что на начало 2006 года дебиторская задолженность предприятия составляла 70 860 тыс. руб (в том числе покупатели и заказчики 21 935 тыс. руб). На конец года она увеличилась на 89 694 тыс. руб. (в том числе покупатели и заказчики 40 923 тыс. руб). Увеличение объема дебиторской задолженности за счет покупателей и заказчиков 18 988 тыс. руб. По возрастному составу дебиторская задолженность ОАО «Раменский ГОК» это задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Поэтому на предприятии прежде всего необходимо разработать политику кредитования покупателей, направленную на увеличение прибыли предприятия и снижение риска неплатежей.

Особое внимание на предприятии следует обратить на управление кредиторской задолженностью.

Кредиторская задолженность - денежные средства, временно привлеченные предприятием, подлежащие возврату юридическим или физическим лицам, у которых они заимствованы и которым они не выплачены. Кредиторская задолженность составляют в основном неосуществленные платежи поставщикам за отгруженные товары, неоплаченные налоги, невыплаченная начисленная заработная плата, невнесенные страховые взносы, неоплаченные долги.

В табл. 2 показана структура краткосрочных обязательств ОАО «Раменский ГОК» в 2006 году, а в табл. 3 структура кредиторской задолженности предприятия.

Из табл. 2 видно, что краткосрочные обязательства предприятия снизились на конец 2006 года на 147 201 тыс. руб. В то же время кредиторская задолженность предприятия увеличилась на 2932 тыс. руб. или на 18,85 %. Поэтому воз-

Таблица 2

Структура краткосрочным обязательств ОАО «Раменский ГОК» в 2006 году

Наименование статьи баланса Значение на начало года Значение на конец года Изменения

тыс.руб % тыс.руб % тыс.руб %

1. Займы и кредиты 2.Кредиторская задолженность Итого по разделу 257039 66799 323838 79,37 20,63 100,0 106906 69731 176637 60,52 39,48 100,0 -150133 +2932 -147201 -18,85 +18,85

Таблица 3

Структура кредиторской задолженности ОАО «Раменский ГОК» в 2006 году

Наименование статьи Значение Значение Изменения

баланса

тыс.руб % тыс.руб % тыс.руб %

Кредиторская задолженность:

- поставщики и подрядчики 28550 42,74 28643 41,08 +93 -1,66

- задолженность перед персоналом организации 9553 14,30 10731 15,39 +1178 +1,09

- задолженность перед государственными внебюджетными фондами 2498 3,74 2590 3,71 +92 -0,03

- задолженность по налогам и сборам 10808 16,18 12771 18,31 +1963 +2,13

- прочие кредиторы 15390 23,04 14996 21,51 -394 -1,53

Всего 66799 100,0 69731 100,0 +2932 -

никла необходимость рассмотреть её структуру

для того, чтобы наметить мероприятия по снижению кредиторском задолжен-ности предприятия (см. табл. 3).

Из табл. 3 видно, что на конец 2006 года в структуре кредиторской задолженности доля задолженности поставщикам и подрядчикам 41,08 %, задолженность по налогам и сборам 18,31 %, задолженность перед персоналом организации 15,39 % и т.д. При этом задолженность по налогам и сборам увеличилась на 1963 тыс. руб. и составила на конец года 12 771 тыс. руб., а задолженность перед персоналом организации на 1 178 тыс. руб. и составила 10 731 тыс. руб.

Несмотря на то, что краткосрочные обязательства предприятия уменьшились и предприятие получило большую сво-

боду от заемного капитала, для снижения кредиторской задолженности предприятия можно предложить ряд мер:

- снижение задолженности по оплате труда;

- своевременное выполнение обязательств перед бюджетом;

- снижение задолженности перед прочими кредиторами.

В целом для анализируемого предприятия дальнейшее повышение качества выпускаемой продукции связано с реконструкцией старой обогатительной

Совершенствование управления дебиторской задолженностью

Повышение качества анализа ДЗ

Разработка мероприятий по повышению платежной дисциплины

Разработка политики взыскания ДЗ

Пересмотр условий расчетов с покупателями и заказчиками

Продажа Ускорение Уменьшение

неиспольз. оборачи- запасов и за-

основ. ваемости трат до нор-

средств ОК мативных

Разработка мероприятий по снижении продолж. финансового цикла

Определение нормативных запасов и затрат

Увеличение собственного капитала Совершенствование управления кредиторской задолжен-

Приобретение и внедрение современной выч. техники и программ. обеспечивания

Оказание фин. помощи за счет собственников и третьих лиц

Своевременное выполнение обязательств перед бюджетом

Снижение задолженности перед прочими кредиторами

Систематическое проведение инвентаризаций

Оценка кре-дитоспособ-ности предприятия

Повышение качества и структуры выпускаемой продукции

Реконструкция

старой

ОФ

Другие мероприятия

Мероприятия по финансовому оздоровлению ОАО «Раменский ГОК»

фабрики. Для этого необходимы внешние инвестиции и повышение инвестиционной привлекательности ОАО «Раменский ГОК».

С учетом результатов анализа финансового состояния можно сформулировать следующие первоочередные направления деятельности по финансовому оздоровлению ОАО «Раменский ГОК»:

1. Увеличение собственного капитала предприятия за счет внешних и внутренних источников.

2. Совершенствование управления оборотным капиталом предприятия.

1. Велесевич В.И., Резников Ю.А. Пути повышения финансовой устойчивости горнообогатительного комбината. Горный информационно-аналитический бюллетень. - М.: Издательство МГГУ, 2006, № 7, с. 76 - 80.

2. Васильева Л.С. Финансовый анализ: учебник. - М.: КНОРУС, 2007.

3. Повышение финансовой устойчивости предприятия.

4. Совершенствование управления кредиторской задолженностью.

5. Повышение качества и структура выпускаемой продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Повышение кредитного рейтинга предприятия.

Перечень основных мероприятий по финансовому оздоровлению ОАО «Раменский ГОК» по вышеперечисленным направлениям приведен на рисунке.

Их реализация позволит улучшить финансовое состояние предприятия и повысит его финансовую устойчивость и платежеспособность.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Колчина Н.В., Португалова О.В., Ма-

кеева Е.Ю. Финансовый менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. ЕШ

— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------------

Велесевич В.И. - профессор кафедры «Организация и управление в горной промышленности», Московский государственный горный университет,

Дун Дань - аспирантка кафедры «Организация и управление в горной промышленности», Сирия.

Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 7 симпозиума «Неделя горняка-2008». Рецензент д-р экон. наук, проф. М.Х. Пешкова.

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.