Научная статья на тему 'Обоснование наиболее приемлемых технологий строительства коммунальных тоннелей с позиций экологической безопасности'

Обоснование наиболее приемлемых технологий строительства коммунальных тоннелей с позиций экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
539
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование наиболее приемлемых технологий строительства коммунальных тоннелей с позиций экологической безопасности»

© Е.Ю. Куликова, 2002

УДК 624:581 Е.Ю. Куликова

ОБОСНОВАНИЕ НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА КОММУНАЛЬНЫХ ТОННЕЛЕЙ С ПОЗИЦИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В

настоящее время существует несколько наиболее значимых аспектов освоения подземного пространства:

• освоение различных георесурсов, их одновременное сохранение и инженерная защита окружающей среды;

• комплексное освоение

недр;

• реструктуризация освое-

ния подземного пространства с целью создания высокоэффективных подземных объектов;

• освоение подземного пространства с учетом свойств и структуры недр Земли на основе высоких технологий и достижений строительной геотехнологии.

Грамотное с технической, технологической и экологической точек зрения освоение подземного пространства является ключом к сохранению окружающей среды, особенно в городах-мегаполисах. Именно такой подход позволит осуществлять проекты подземных сооружений нового поколения, оправданных как с экономической, так и экологической точек зрения.

Выбор и обоснование технологии строительства коммунального тоннеля может осуществляться только на основе комплексного системного анализа горнотехнических условий строительства по основным определяющим факторам, включающим:

1) исходные требования к техническим и технологическим решениям тоннеля;

2) условия размещения тоннеля;

3) сложившуюся застройку.

Как правило, оценка горнотехнических и других условий строительства коммунальных тоннелей

осуществляется на основе анализа ряда факторов, таких как:

> технические и технологические решения тоннелей на период эксплуатации. К этой группе факторов относятся:

• функциональное назначение коммунального сооружения;

• внутренний диаметр тоннеля;

• показатели эксплуатационной нагрузки;

• исходные требования к технической и технологической надежности;

• длина интервала между шахтами (колодцами);

> инженерно-геологические и гидрогеологические условия строительства и эксплуатации коммунального сооружения. В этой группе к определяющим критериям выбора технологии строительства относятся:

• геологическое строение и инженерно-геологические характеристика грунтов, вмещающих объект;

• глубина заложения сооружения;

• влияние гидрогеологических условий на процессы строительства и эксплуатации тоннеля;

> социально-экологические условия размещения коммунального тоннеля в сформировавшейся городской среде. Эта группа в основном рассматривает возможное вредное влияние окружающей среды и строящегося (эксплуатируемого) тоннеля. К наиболее значимым признакам этой группы относятся:

• характер застройки земной поверхности;

• наличие подземных коммуникаций и сооружений;

• обеспечение сложившихся путей движения транспорта и пешеходов;

• снижение влияния негативных процессов строительства на окружающую городскую среду;

> климатические условия строительства;

> экономические условия строительства. Определяющими показателями данной группы являются:

• размер капитальных вложений;

• предварительная стоимость 1 м пройденного тоннеля;

• сроки строительства и др.;

> состояние технической базы строительной организации.

Основной задачей грамотного подхода к освоению подземного пространства с учетом всех экологических требований является применение высоких технологий подземном строительстве. При этом под высокими технологиями понимаются новые знания о приемах, способах и процессах образования и использования подземного пространства, обеспечивающих научно-технический прорыв в его освоении, а также изыскание способов более полного управления свойствами массива горных пород.

Применительно к строительству коммунальных тоннелей высокие технологии подразумевают:

• расширение механизированной щитовой проходки тоннелей;

• более широкое использование щитового способа проходки тоннелей в сочетании с прогрессивными способами укрепления массива вмещающих пород;

• применение различных способов предотвращения возможных осадок земной поверхности при строительстве;

• творческое использование подземного пространства городов для развития подземных инфраструктур с учетом экологических требований.

Современная ситуация в освоении подземного пространства в мире характеризуется некоторыми особенностями. В частности, мировая практика тоннелестроения в настоящее время сосредоточена на размещении коммунальных

инфраструктур на все большей глубине. Принцип применения тоннелей глубокого заложения позволяет, например, сегодня эксплуатировать новые высокоэффективные системы канализации с одной-двумя главными насосными станциями, которые по своим параметрам соответствуют уровню мировой практики. Необходимость более глубокого размещения коммунальных тоннелей связана со следующими основными аспектами:

1) приповерхностные уровни уже достаточно насыщены различными сооружениями городской инфраструктуры;

2) у многих коммунальных сооружений истек или истекает эксплуатационный срок службы, что делает их аварийноопасными в условиях перегрузки возрастающими объемами сточных вод;

3) появилась возможность увеличить пропускную мощность коллекторов;

4) размещение коммунальных сооружений на большей глубине дает возможность более «безболезненного» ремонта и реконструкции коммунальных тоннелей;

5) необходимость ликвидации экологического кризиса в сложной системе «коммунальное подземное сооружение - массив горных пород - технология - окружающая среда».

Если рассмотреть хотя бы один мегаполис - Москву, со всей ее сложной подземной сетью, то очевидным становится не только нерациональное использование подземного пространства города, но и угроза экологической катастрофы. Во-первых, верхний ярус подземного пространства города представляет собой хаотически разветвленные сети инженерных коммуникаций, где канализационные системы, теплосети и другие коммуникации расположены без учета возможных аварийных выпусков в близлежащие водоемы. Если только в московские водоемы ежегодно, минуя очистные сооружения, сбрасывается около 1500 т нефтепродуктов, не менее 500 т солей тяжелых металлов и свыше 22000 т органических загрязнителей, то, несмотря на уникальную способность природной

экосистемы к самоочищению и выравниванию баланса, Московский регион в ближайшие десятилетия может стать зоной экологического бедствия. Поэтому выработка нового подхода к размещению и новым экологически безопасным технологиям и способам строительства коммунальных сооружений является проблемой номер один.

В области проходки тоннелей горным способом основное внимание на текущий момент сосредоточено на применении щитовой проходки в более широком диапазоне - от неоднородных неустойчивых грунтов до дробления скальных формаций. Этому способствуют новые конструкции щитов или применение щитов с различными техническими дополнениями; щитов с грунтовым и гидравлическим пригрузом забоя; двойных и даже тройных щитов с перекрывающимися планшайбами для сдвоенных коммунальных тоннелей; щитов с пеногрунтовым пригрузом забоя. Подобные приспособления позволяют значительно сократить, или даже свести на нет сдвижения и деформации земной поверхности.

Так, для ликвидации причин возникновения сдвижений и деформаций грунтового массива и поверхности Земли при щитовой проходке принимают специальные меры по предотвращению выпусков грунта в забое на участке хвостовой оболочки щита, а также по устранению начальной эллиптичности колец обделки. Применение безосадочных проходческих щитов с различными забойными пригру-зами, а также щитов с обделкой из монолитного бетона (железобетона) является основным техническим решением, позволяющим снизить величину осадки до безопасной для наземных объектов или исключить ее совсем. Значительное уменьшение переборов и выпусков грунта в забое достигается применением механизированных щитов, оснащенных различными рабочими органами и крепежными приспособлениями. Например, в несвязных грунтах естественной влажности получили распространение щиты с горизонтальными рассекающими полка-

ми, челюстными или экскаваторными погрузчиками, щиты с лобовым ограждением в виде сплошной или регулируемой планшайбы, а также грунтовым пригрузом.

Указанные приспособления практически исключают переборы грунта и обеспечивают его дозированный отбор. В слабых водонасыщенных грунтах нарушения сводятся к минимуму при проходке выработок щитами с пригрузоч-ными камерами, заполненными под давлением сжатым воздухом, водой или глинистыми растворами.

Для избежания деформаций земной поверхности при щитовой проходке с возведением обделки из монолитно прессованного бетона необходимо регулировать давление в гидросистеме щита при его передвижке и прессовании бетонной смеси, а также четко управлять забоем без переборов грунта.

Для уменьшения переборов в забое щита важно обеспечить точное его ведение по трассе с минимальными отклонениями от проектного решения. Это достигается установкой специальных стабилизаторов-элеронов и применением современных навигационных приборов и систем автоматического контроля за положением щита.

Для сокращения величины

строительного зазора между обделкой и грунтом применяют гибкие тонкостенные хвостовые оболочки, шарнирно соединенные с опорным кольцом щита, а также разрезные оболочки из отдельных полос-шандор, поочередно выдвигаемых вперед по мере монтажа очередного кольца обделки.

Для уменьшения подвижек

грунта при проходке коммунальных тоннелей щитами с жесткими оболочками большое значение имеет своевременное и равномерное заполнение строительного зазора непосредственно за монтируемым кольцом обделки. Это

обеспечивает заполнение заобде-лочного пространства до передвижки щита и уменьшает максимальные осадки на 20-30 %.

При проходке в глинистых

грунтах снижение величины осадки может быть достигнуто за счет использования эффекта

разжима блоков сборной обделки.

В связи с более широким применением щитовой проходки тоннелей в водонасыщенных грунтах остро встает вопрос о новых типах водонепроницаемых сборных обделок. Одним из новых способов улучшения работы тоннелей при этом становится способ, применяемый в Италии: предварительное выполнение кольцевой обделки с прорезкой кольцевой щели вдоль всего внешнего контура выработки.

Технология щитовой проходки коммунальных тоннелей с каждым днем получает свое развитие. Так, использование технологии щитовой проходки протяженных самотечных канализационных тоннелей глубокого заложения помогло решить одну из самых насущных для города задач - объединение бассейнов канализации городов. Это позволило исключить десятки пе-рекачных насосных станций в пределах одного города, что способствовало достижению принципиально новых, более экономичных, менее энергоемких производственных показателей систем водоотведения и обеспечивало города беспрепятственным приемом канализационных стоков от районов массовой жилой и промышленной застройки. Не стоит говорить, что подобное положение способствует сохранению нормального состояния сложной искусственной экосистемы города и создает длительную перспективу для создания более экологически безопасных технологий.

Большие возможности по снижению вредного влияния подземного строительства на экологию города приобретает способ мик-ротоннелирования при прокладке трубопроводов и в системах с комбинированной крепью. Технология микротоннелирования не требует вскрытия поверхности по всей трассе прокладки коммуникаций, как при открытых работах, что неизбежно влечет за собой закрытие транспортного и пешеходного движения, уничтожения зеленого покрова и другие негативные эффекты. В отличие от подземной проходки коммунальных тоннелей, эта технология не требует дли-

тельного подготовительного этапа, связанного со строительством шахт. При этом спектр типоразмеров и горно-геоло-гических условий постоянно расширяется.

Технология микротоннелирова-ния за счет выбора проходческих щитов различного диаметра, а также за счет применения тех или иных труб с последующей обработкой построенного трубопровода позволяет прокладывать:

• ненапорные канализационные коллекторы, диаметром 300-1900 мм;

• напорные трубопроводы (бетонные и железобетонные трубы);

• телефонные и электросети (футляры диаметром 300-700 мм);

• газопроводы.

В настоящее время микротен-нелирование применяется и в условиях плотной городской исторической застройки. Сооружение приемных и стартовых котлованов при этом должно исключить любые воздействия на фундаменты зданий, вблизикоторых сооружается котлован. В этих условиях перспективными являются следующие технологии:

> погружение шпунта высокочастотным вибропогружателем, исключающее динамическое воздействие на фундаменты зданий;

> сочетание короткого шпунтового ограждения со струйным закреплением днища котлована, исключающее изменение гидрогеологии грунтов;

> постоянное техническое сопровождение сооружения котлованов и непосредственно прокладки коллекторов.

Применение этих технологий позволяет сооружать сложные инженерные объекты в исторических центрах городов, там, где невозможно применение обычных технологий.

Во многом экологическая безопасность подземного строительства коммунальных подземных сооружений связана с типом применяемой техники. Техника мирового уровня типа установки управляемого прокола Р-80 фирмы Ditch Witch (США); американской установки ГНБ для бестраншейного строительства трубопроводов сис-

темы водоснабжения и напорной канализации диаметром 0,15-0,6 м; установки ИУБ-БО фирмы БоКаи (Германия), предназначенной для высокоточной прокладки методом этапного горизонтального шнекового бурения трубопроводов с наружным диаметром 560 мм в интервалах длин до 60-80 м позволяет добиться не только снижения экологического риска освоения подземного пространства в перегруженном транспортом и наземной застройкой городе, но и сделать закрытые технологии прокладки трубопроводов ресурсосберегающими по сравнению с открытыми, вызывающими разрушение ранее созданных покрытий дорог, тротуаров, других объектов, попадающих в зону коммунального строительства. Кроме того, подобные установки позволяют прокладывать трубопроводы в обводненных неустойчивых грунтах (напор грунтовых вод до 4-6 м) строго по заданному уклону, что допускает их применение при строительстве самотечных канализационных тоннелей. В настоящее время в России широко используются на практике все основные виды иностранных технических средств по основополагающим технологиям прокладки трубопроводов, позволяющие осуществлять их строительство в режиме минимизации вредных экологических последствий на окружающую среду городов, обеспечивать более высокий уровень эксплуатационной надежности коммунальных тоннелей и увеличивать срок их службы до 50-80 лет.

Мини-тоннелирование по своему функциональному назначению используют в качестве составных элементов трубопроводов следующих инженерных систем:

• самотечные канализационные коллекторы;

• напорные линии систем канализации и водоснабжения;

• водопропускные трубы под путями сообщений;

• магистральные линии неф-тегазопродуктопроводов;

• кабельные сети электроснабжения и связи и т.п.

В более наглядной форме область рационального использования технологии мини-тонне-

лирования показана в таблице.

ОБЛАСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МИНИ-ТОННЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДЗЕМНОЙ ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДОВ

Характеристика Область применения

Инженерно-геологические условия 1. Относительно благоприятные для щитовой проходки условия 2. Сложные инженерно-геологические условия, требующие применения спецспособов

Диаметр трубопровода 0,8-1,0 м

Протяженность трубопровода 1. Протяженные трубопроводы 2. Короткие трубопроводы (40-80 м) в тех случаях, когда другие технологии экономически нецелесообразны 3. Очень короткие трубопроводы (20-40 м) в тех случаях, когда применение других технологий технически невозможно

Глубина залегания 3-5 м

Функциональное назначение 1. Самотечная канализация 2. Напорная канализация 3. Совместная прокладка трубопроводов и кабелей 4. Водопропускные трубы 5. Дренажные галереи 6. Магистральные нефтегазопродуктопроводы

Подобная область использования мини-тоннелирования формирует три вида условий эксплуатации обделок коммунальных тоннелей, пройденных этим способом:

1) контакт внутренней поверхности обделки со средой, агрессивной по отношению к традиционным материалам - бетону, стали, чугуну. Этот вид характерен для линий самотечной хозяйственно-фекальной канализации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) режим, исключающий пря-

мой контакт обделки с транспортируемыми жидкими средами. Этот вид типичен в условиях использования мини-тоннели-

рования с первичной сборной обделкой в качестве футляра для прокладки рабочих трубопроводов напорных сетей водоснабжения, теплоснабжения, нефтегазопроводов, различных кабелей;

3) прямой контакт обделки

с неагрессивными жидкими средами. Этот вид относится к транспортированию дождевых канализационных стоков, воды самотечных оборотных систем водоснабжения предприятий энергетики, испытательных

стендов и т.п.

Зная, какой из видов условий эксплуатации обделок коммунальных сооружений присутствует в данном случае, можно более эффективно и рационально подходить к

выбору мероприятий инженерной защиты окружащей среды от негативного влияния подземного строительства.

Тенденция к расширению применения мини-щитов обусловлено еще и следующими причинами:

• обеспечение безопасности всех видов подземных работ на необходимом уровне;

• минимальная капиталоемкость;

• обеспечение эксплуатационной надежности на срок службы 60-80 лет;

• поэтапная реализуемость

механизации операций проходческого цикла и вспомогательных

работ;

• максимальная мобильность, транспортабельность узлов на грузовиках легкого типа;

• создание благоприятных условий для организации работ на стесненных строительных площадках;

• приспособление комплекса для прокладки коротких (40-50 м) и протяженных трубопроводов, что отвечает условиям эффективной прокладки напорных, самотечных трубопроводов диаметром 0,5-1,2 м.

За прошедшие 5 лет во многих городах России применительно к прокладке подводных переходов на трассах магистральных линий нефтегазопроводов получил внедрение самый новый вид бес-

траншейной проходки трубопроводов диаметром 0,15-1,5 м - горизонтально-направленное бурение.

Одним из основных нарушений при строительстве коммунальных тоннелей являются сдвижения и деформации земной поверхности, отрицательно влияющие на ландшафт, создающие угрозу провала и разрушения наземных зданий и сооружений и влекущие дальнейшее нарушение экологического баланса в городе.

При любых горнопроходческих работах в городских условиях риск осадки земной поверхности сохраняется. Эта опасность тем больше, чем ближе к поверхности ведутся горные работы и чем сложнее горно-геологические условия строительства тоннелей. Одной из наиболее радикальных мер по устранению или уменьшению сдвижений и деформаций поверхности Земли является применение специальных способов закрепления неустойчивых грунтов. Так, путем химического закрепления или искусственного замораживания грунтов над подземной выработкой создается несущий свод, воспринимающий давление вышележащей грунтовой толщи и практически устраняющий сдвижения и деформации поверхности Земли. Все предлагаемые специальные способы строительства необходимо сочетать с мониторингом де-

формаций. Применение данных мероприятий приводит к стабилизации забоя, снижению величин осадки пород до 5-7 мм и сведению риска к минимуму при ведении работ по строительству коммунальных выработок.

Одним из эффективных подходов в коммунальном тоннелестроении, направленных на повышение экологической и технологической безопасности при применении спецспособов, является применение «стены в грунте» не в традиционном понимании, с использованием глинистого раствора, а из буросекущих свай. Система буросекущих свай при этом обычно используется не только в качестве ограждающей конструкции, но и как фундамент сооружения, способный передавать на грунт большие полезные нагрузки

в процессе их эксплуатации. Помимо этого преимущества перед традиционной «стеной в грунте» применение буросекущих свай предопределяет более высокую степень исключения возможности возникновения аварийных ситуаций в процессе отрывки котлованов при строительстве коммунальных подземных сооружений. Однако применение данного способа имеет ряд ограничений:

• глубина заглубления свай в грунт не должна превышать 20-30 м;

• изготовление свай требует обеспечения непрерывности производства работ с регламентацией периода устройства армированных свай в 1,5-2 суток;

• необходимость в проведении мероприятий по устранению наплывания грунта в буровые обсадные трубы, вызывающего перебор грунта при бурении и, как следствие, - подвижки окружающего грунтового массива.

К таким мероприятиям, например, относится необходимость поддержания при бурении в обсадных трубах уровня воды, превышающего имеющийся горизонт подземных вод. Это достигается за счет нагнетания в обсадные трубы дополнительных порций воды, компенсирующих ее объемы, удаляемые вместе с грунтом при его разбуривании. Тем самым исключается возникновение скоростного потока воды снизу, приводящего к суффозионному наплыву грунта в обсадные трубы.

Несмотря на описанные ограничения, способ является достаточно перспективным в коммунальном тоннелестроении, так как позволяет обеспечить выполнение ограждающих конструкций сложного очертания в плане, в том числе и криволинейно. Это пред-

ставляет особую ценность в условиях городской застройки и насыщенной разветвленной подземной инфраструктуры городов.

Кроме того «стена в грунте» получает новое развитие для изоляции загрязнений в породном массиве и гравитационного управления циркуляцией вод, омывающих коммунальные тоннели, или для очистки воды.

Устройство «стены в грунте», временное или постоянное, при проходке под зеркалом воды, может явиться причиной ухудшения качества природной среды из-за изменения водопритоков.

При обустройстве как временной «стены в грунте» (рис. 1), так и постоянной (рис. 2) применяют особые дренажные панели, которые располагаются по обеим сторонам стены, тем самым обеспечивается непрерывность циркуляции воды. Система оборудуется заглушками, которые позволяют управлять циркуляцией воды (система «прохода» с безвозвратными клапанами). При этом работы по проходке изолируются от зеркала

воды.

Защита природных вод от риска загрязнения на участке строительства может быть обеспечена созданием плотных «стен». Внутри «стены» в период осадков зеркало воды увеличивается. Создается необходимость в откачке воды, ее очищении и обратной закачке в водоносные горизонты для сохранения естественных запасов вод. Активная «проходная» система в пределах «стены в грунте» позволяет гравитационно подавить во-допритоки, тем самым обеспечить обработку воды без ее откачки. Дренажные панели оборудуются серией специальных фильтров, осуществляющих работы по селективной очистке воды (рис. 3).

Преимущества системы заключаются в возможности изоляции одного или более фильтров для последующей очистки от загрязнений или замены. Еще более улучшенная, более жесткая система с сосудами, фильтрами, трубами и системой измерений, созданная во Франции, с повышенным уровнем надежности и уров-

Рис. 1. Изменение циркуляции воды в связи с обустройством Рис. 2. Циркуляция воды через постоянную «стену в грунте»

временной «стены в грунте»__________________________________________________________________________________________________

Рис. 3. Защита зеркала воды плотной стеной и дренажем с реактивными фильтрами

Рис. 4. Система, погруженная в суспензионную панель

нем регулирования, изготовляется на заводе и перед началом работ внедряется в общую систему обустройства «стены в грунте» (рис.

4).

Описанный вариант использования «стены в грунте» в коммунальном подземном строительстве, имеет широкие перспективы, так как позволяет снизить или совсем исключить загрязнение породного массива, подземной гидросети и района заложения коллекторных тоннелей от возможных утечек.

При применении в качестве специальной меры способа замораживания более экологичным является применение твердой углекислоты в качестве хладагента. Этот способ становится все более перспективным в настоящее время. Примером решения довольно сложной задачи с применением этого способа может служить промораживание грунтов к действующему канализационному коллектору для проходки штольни от сооружаемого магистрального коллектора в районе ул. Богатырский мост в Москве. Температура действующего коллектора составляла +24 °С. Применение твердой углекислоты (сухого льда), имеющей температуру -78 °С, позволил соорудить штольню без осложнений и в установленные сжатые сроки.

Способ можно применять в достаточно широких масштабах для ускорения сроков замораживания или для ликвидации аварийных ситуаций, т.к. низкие температуры холодильного агента, простота и экологическая безопасность его применения позволяют решать сложные задачи в сжатые сроки без ущерба для городской экосистемы.

В настоящее время наиболее распространенным спецспособом при строительстве в сложных гидрогеологических условиях является искусственное водопонижение. Применяемые на протяжении достаточно долгого срока легкие иг-

лофильтровые установки и эжекторные иглофильтры не позволяют во многих случаях эффективно выполнять поставленные задачи, обладают рядом существенных недостатков. Поэтому эффективным перспективным подходом в этом направлении является внедрение в практику коммунального тоннелестроения водопонизительных скважин с погружными насосами. Для выполнения этой задачи применяется снаряд для бурения скважин вращательным способом с обратной промывкой, позволяющий сооружать скважины с минимально возможной кольма-тацией стенок, с высокой скоростью. Применение подобного метода способствовало увеличению диаметра скважин, повышению дебита и обеспечение экономии обсадных труб.

Передовые технологии ремонта инженерных сетей позволяют во многих случаях отказаться от строительства новых коммуникаций и путем современных способов реконструкции изношенных сетей полностью восстановить их технические характеристики. К таким способам относится протяжка полиэтиленовых труб внутри существующих, нанесение внутри дефектного трубопровода бесшовной оболочки из синтетического материала. Подобные технологии могут существенно снизить экологический ущерб путем отказа от строительства новых подземных объектов, требующего значительных затрат элементов искусственной экосистемы города.

Таким образом, наиболее приемлемые технологии с позиций экологической безопасности могут быть обоснованы только при комплексном подходе ко всем аспектам освоения подземного пространства города, который включает:

1) повышение качества проведения инженерно-геологичес-ких изысканий на участке недр для коммунального подземного строительства, строгий учет этих знаний

при проектировании и выработке решений по обеспечению устойчивости, надежности, долговечности подземных объектов и водонепроницаемости их несущих конструкций;

2) разработку и обоснование организационно-технических схем строительства подземных сооружений коммунального назначения;

3) сочетание высоких технологий и способов укрепления массива горных пород с целью увеличения темпов проходки подземных горных выработок;

4) разработку стратегии освоения подземного пространства, компьютерное моделирование и расчет устойчивости параметров технических и технологических решений, основанных на комплексной оценке свойств массива горных пород, нетрадиционных и прогрессивных архитектурно-планировочных и конструкторских решений, достижений строительной геотехнологии и теории проектирования;

5) значительное расширение объемов подземной инфраструктуры и строительство коммунальных сооружений нового поколения;

6) увеличение долговечности подземных коммунальных сооружений на основе использования современных знаний механики горных пород, геомеханики, экологических аспектов освоения подземного пространства города;

7) снижение степени риска в подземном строительстве на основе анализа рисковых ситуаций, контроля деформаций в городских условиях и прогноза изменения экологической ситуации в целом при применении той или иной технологии ведения работ;

8) разработку схем управления инвестированием уникальных подземных сооружений коммунального типа;

9) оценку экономической рентабельности коммунальных подземных сооружений.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Куликова Елена Юрьевна — доцент, кандидат технических наук, докторант кафедры «Строительство подземных сооружений и шахт», Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.